СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО СПОРТА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Лела Апциаури, Каха Харитонашвили Грузинский государственныйуниверситет им. И. Чавчавчдзе
Аннотация: Характер спорта резко меняет социо-культурный смысл формирования личности в зависимости от «модели поведения» человека, до «смысла успеха», которуюон выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам. Спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Социализация является важным фактором овладения человеком определенных социальных и физических навыков.
Ключевые слова: социализация, агенты социализации, личность, общество, спорт, социо-культурные факторы, социальные институты.
Анотація: Апциаурі Лела, Харітонашвілі Каха. Система сучасного спорту як чинник соціалізації особи.
Характер спорту різко міняє соціокультурнийсенс формування особи залежно від «моделі поведінки» людини, до «сенсу успіху», яку він вибирає в тих або інших соціальних стосунках і ігрових ситуаціях, наближених до реальних поведінкових образів. Спорт морально й етично розвиває людини, прилучає до гуманістичних цінностей, всебічно розвиває особистість і формує певний стиль життя. Соціалізація є важливим чинником оволодіння людиною певних соціальних і фізичних навичок.
Ключові слова: соціалізація, агенти соціалізації, особа, суспільство, спорт, соціокультурні чинники, соціальні інститути.
Annotation. Aptsiauri Lela, Kharitonashvili Kakha. Modern sport as a socialization model. Sports have deep roots in human culture. Successful socialization is conditioned by three factors: expectations, changes in behavior and formation of acompetent person. In researching socialization problem in sports, socialization models can be identified, their fundamental elements being susceptibility to performing a role, family, school, and friends. They also are the main socialization agents determining the degree of role socialization as an and in result. The aforesaid explains the main objective of socialization: to teach skills and knowledge of physical activity and to develop interpersonal competency Key words: social-cultural factor, socialization, social institution, socialization agents, society, sport, personality.
Введение.
Спорт как социальный фактор, как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и перехода в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность [2,3].
Известно, что человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. Последнее предоставляет собой процесс усвоения индивидом социокультурныхнорм и ценностей того общества, к которому он принадлежит [1,4,5].
Именно благодаря социализации каждый человек обретая свою социальную сущность, включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему.
Работа выполнена по плану НИР Г рузинскогогосударственногоуниверситета им. И. Чавчавчдзе.
Формулирование целей работы.
Цель исследований - изучение степени воздействия спортивной деятельности на личности спортсменов
Результаты исследо вания.
В современной западной социологии, прежде всего благодаря трудам Т. Парсонса, утвердилось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности - той его части, которая «ответственна» за формирование наиболее общих, наиболее значительных, наиболее распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются, прежде всего, в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Контактируя с разнообразными партнерами по социальному общению или виду деятельности, индивид непроизвольно отбирает тех, которые в его глазах в наибольшей степени являются носителями общезначимых социо-культурных ценностей и стандартов поведения, интенсивно «впитывая» в себя эти ценности и стандарты.
Известно, что другим важным элементом социализации, являются выполняемые личностью роли. Изучение и освоение каждой конкретной роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, сверстников и т.д.), в различных социальных институтах - (в семье, школе, спортивной команде), - каждая из которых характеризуется определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения
Анализируя факторы формирования личности, мы определили эти основные элементы как социо-культурный аспект социализации личности, где спорт - выступает как среда физической активности и специфически -воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения А как социальный институт формирует определенные «профессиональные статусы», в которой каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности.
Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации, как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения
Характер спорта резко меняет социо-культурныйсмысл формирования личности в зависимости от «модели поведения» человека, до «смысла успеха», которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях приближенных к реальным поведенческим образам.
Спорт как социальный фактор, как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурнойжизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни.
Человеческое самоутверждение в социуме через акивно-двгательную деятельность имеет не только внешнее, но и внутренне измерение и ее можно рассматривать не только в пространственном, но и в смысловом контексте
Известно, что в новое время открываются широкие горизонты для практического самоутверждения человека, актуализируяидею глобальной социализации человека. Социальный институт спорта в таких условиях возрождается и становится общественно важным явлением. Современный модель спорта дает человеку возможность оценить свои отношении к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Спорт как вид социальной, непроизводственной деятельности воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически-воспитательными возможностями, называется полноценным видом социальной деятельности сферой утверждения и обретения культуротворческого:мысла личности.
Анализируя данную проблематику, необходимо также отметить, что физическая активность является базисом, а деятельность предполагает рассмотрение его в качестве совокупности определенных отношении людей. Всякая деятельность, как известно, порождает определенные отношения и раскрывается в них. Подобные отношения дают возможность выбора различных форм деятельности и формирует социализацонную норму. Именно по этому деятельность не отделима от системы общественных отношении, которая создается ею и детермирует ее.
С учетом сказанного, анализ спортивного фактора - как совокупности специфических общественных отношении, формирующих некоторые устойчивые ценностные ориентации, позволяет раскрыть его влияние на становление личности и установит важные социо-культурныефункции
Всякое отношение есть форма выражения связи между предметами и явлениями. А через эту связь проявляются отдельные свойства предметов и сам предмет. Следовательно, анализ спорта в связи с общественными отношениями позволяет раскрыть важные свойства личности, а затем и сущность его социальности. Спорт утратил бы свой социо-культурныйсмысл, если бы не рассматривался как микро модель общества которое формирует определенные отношения, воспроизводится на разных, достаточно многочисленных уровнях и которое определяется как типовое поведение
Социологические исследования показали, что спорт в большей мере чем другие виды деятельности является носителем специфических общественных отношении, так как в этой системе, как и в обществе в целом можно различить агентов социализации, специфические модели поведения и социальные взаимодействия Человек, занимаясь спортивной деятельностью, общаясь с людьми с общими интересами, являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влиянию принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.
Основным и непосредственным носителем механизмов социальных отношении - является спортивная деятельность. Эти отношения получают предельно концентрированное выражение в процессе формирования личностных характеристик. Следует подчеркнуть, что быть включенным социально компетентные социальные отношения через спортивную деятельность и заниматься социально организованной деятельностью - физической культурой- это не одно и тоже. Различие состоит в том, что субъектомспортивной деятельности является не только отдельная личность, но и общности и общественные организации, в которых у личности формируются установки на деятельность и потребность в общении Утверждение «спорт является предметно выраженной сферой общих социальных интересов и фактором, укрепляющим целостность общества» говорит в пользу социальной природы спорта как специфически-воспитательного фактора формирования личности.
Таковы в общих чертах специфические особенности общественных отношении формированных через спортивную деятельность. Эти как уже отмечалось выше, отношении в процессе формирования личности, в общей совокупности и характеризуют спорт как социокультурнуюсреду. Особенности этих отношении состоит в том, что они возникают и, проходя предварительно через сознание людей (общественное, индивидуальное и коллективное), затрагивают сферу ценностных отношении личности и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества.
Данные отношения по своему статусу в системе общественных отношении являются надстроенными. И подобно политическим, правовым, моральным и другим отношениям они в своем развитии определяют среди прочих факторов природой и типом господствующего материального базиса. Характер и содержание этих отношении в конечном итоге могут быть детерминированы социально-экономическойструктуройобщества Смена базиса влечет за собой изменение и надстроечной сферы и в том числе и спортивных отношении Это означает, что сфера спорта не имеет полной самостоятельности. Равно как и другие надстроенные явления, как например, интеллектуальная или культурная среда формирования личности, он имеет относительную самостоятельность, сущность которого заключается в том, что помимо зависимости от базиса, он имеет собственные, только ему присущие законы и закономерности развития и функционирования Французский социолог Пьер Будье писал: «...пространство спортивной деятельности не есть мир замкнутый в себе самом. Оно включено в мир практики и потребления, в свою очередь структурированный в специфическую воспитательную систему. Имеются все
основания рассматривать виды физической активности как относительно автономное пространство, но не следует забывать, что оно является фактором гармоничного развития личности».
Выводы: Рассматривая процесс социализации через социально-культурныйсрез спортивной деятельности и среды физической активности, мы можем так же отметить, что спорт в силу своего специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения.
У спешная социализация кроме всего прочего, обусловлено определением социальной нормы, что позволяет оценить реальное поведение как приемлемое и обязательное, терпимое, нежелательное и т. д. Эта оценка поведения связанно с соответствием или несоответствием реального поведения идеалу или нормативу и выделяет следующие типы норм:
• Реальные, отражающие реальное поведение, как оно должно провялятся в статистическом большинстве случаев;
• Должные, т.е. стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности,
• Идеальные, т.е. правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала.
Мы знаем, что социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост, а результат социализации -положительное социальное обучение и образование. Но не надо забывать, что она не всегда бывает успешной Более того, результат почти всегда имеет отклонение, выраженное в отрицательное поведение А спортивный фактор в силу своей специфичности, как социальный институт сглаживает и облегчает процесс отклоняющей социализации.
Вообще процесс социализации через спортивный фактор имеет особое значение и содержание так как, здесь он выступает не только как фактор формирования межличностной компетентности, но и фактором освоения и
передачи общих культурныхценностей, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса.
Выводы.
Таким образом, исследуя проблемы социализации в спортивной деятельности, мы увидели, что социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта. Социализация через спорт главным образом выражается в изменении отношений к окружающей социальной среде и формированием социальной компетентности личности, определяя модели поведения и влияет на конкретные базовые ценностные ориентации.
Спорт как социо-ку льтурныйфактор модельно воспроизводит альтернативу современной ку льтуры сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и формирует его как социально компетентную личность.
Социализация допускает; что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Она является важным фактором овладения человеком определенных социальных и физических навыков, формируя мотивационную установку на социальную активность, развивая физические кондиции и главное, физическую активность.
Все это формирует тип и норму поведения личности и приближает личность к «идеалу». Все эти аспекты со своей стороны идентифицируют личность в обществе и облегчают процесс интеграции.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем социализации личности.
Литература
1. Волков Ю.Г., Личность и гуманизм (социологический аспект). Челябинск, 1995.
2. Ковалева А.И., Социализация личности. Норма и отклонение Москва , 1996.
3. Мильштейн О. А. Социальные проблемы формирования личности в спорте. // Лекция для студентовинститутов ф.к. Москва,1980.
4. Столяров В. И. Социальные проблемы спорта // Философские науки - 1998. - №4.
5. Smoll E. L., Smith R.E. Leadership behaviors in sport: A theoretical model and research paradigm. // W ash. 1998.
Поступила в редакцию 10.04.2008г.