Научная статья на тему 'Система современного спорта как фактор социализации личности'

Система современного спорта как фактор социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
999
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / СПОРТ / СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / СОЦіАЛіЗАЦіЯ / АГЕНТИ СОЦіАЛіЗАЦії / ОСОБА / СУСПіЛЬСТВО / СОЦіОКУЛЬТУРНі ЧИННИКИ / СОЦіАЛЬНі іНСТИТУТИ / SOCIAL-CULTURAL FACTOR / SOCIALIZATION / SOCIAL INSTITUTION / SOCIALIZATION AGENTS / SOCIETY / SPORT / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Апциаури Лела, Харитонашвили Каха

Характер спорта резко меняет социо-культурный смысл формирования личности в зависимости от «модели поведения» человека, до «смысла успеха», которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам. Спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Социализация является важным фактором овладения человеком определенных социальных и физических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern sport as a socialization model

Sports have deep roots in human culture. Successful socialization is conditioned by three factors: expectations, changes in behavior and formation of acompetent person. In researching socialization problem in sports, socialization models can be identified, their fundamental elements being susceptibility to performing a role, family, school, and friends. They also are the main socialization agents determining the degree of role socialization as an and in result. The aforesaid explains the main objective of socialization: to teach skills and knowledge of physical activity and to develop interpersonal competency

Текст научной работы на тему «Система современного спорта как фактор социализации личности»

СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО СПОРТА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Лела Апциаури, Каха Харитонашвили Грузинский государственныйуниверситет им. И. Чавчавчдзе

Аннотация: Характер спорта резко меняет социо-культурный смысл формирования личности в зависимости от «модели поведения» человека, до «смысла успеха», которуюон выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам. Спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Социализация является важным фактором овладения человеком определенных социальных и физических навыков.

Ключевые слова: социализация, агенты социализации, личность, общество, спорт, социо-культурные факторы, социальные институты.

Анотація: Апциаурі Лела, Харітонашвілі Каха. Система сучасного спорту як чинник соціалізації особи.

Характер спорту різко міняє соціокультурнийсенс формування особи залежно від «моделі поведінки» людини, до «сенсу успіху», яку він вибирає в тих або інших соціальних стосунках і ігрових ситуаціях, наближених до реальних поведінкових образів. Спорт морально й етично розвиває людини, прилучає до гуманістичних цінностей, всебічно розвиває особистість і формує певний стиль життя. Соціалізація є важливим чинником оволодіння людиною певних соціальних і фізичних навичок.

Ключові слова: соціалізація, агенти соціалізації, особа, суспільство, спорт, соціокультурні чинники, соціальні інститути.

Annotation. Aptsiauri Lela, Kharitonashvili Kakha. Modern sport as a socialization model. Sports have deep roots in human culture. Successful socialization is conditioned by three factors: expectations, changes in behavior and formation of acompetent person. In researching socialization problem in sports, socialization models can be identified, their fundamental elements being susceptibility to performing a role, family, school, and friends. They also are the main socialization agents determining the degree of role socialization as an and in result. The aforesaid explains the main objective of socialization: to teach skills and knowledge of physical activity and to develop interpersonal competency Key words: social-cultural factor, socialization, social institution, socialization agents, society, sport, personality.

Введение.

Спорт как социальный фактор, как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и перехода в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность [2,3].

Известно, что человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. Последнее предоставляет собой процесс усвоения индивидом социокультурныхнорм и ценностей того общества, к которому он принадлежит [1,4,5].

Именно благодаря социализации каждый человек обретая свою социальную сущность, включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему.

Работа выполнена по плану НИР Г рузинскогогосударственногоуниверситета им. И. Чавчавчдзе.

Формулирование целей работы.

Цель исследований - изучение степени воздействия спортивной деятельности на личности спортсменов

Результаты исследо вания.

В современной западной социологии, прежде всего благодаря трудам Т. Парсонса, утвердилось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности - той его части, которая «ответственна» за формирование наиболее общих, наиболее значительных, наиболее распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются, прежде всего, в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Контактируя с разнообразными партнерами по социальному общению или виду деятельности, индивид непроизвольно отбирает тех, которые в его глазах в наибольшей степени являются носителями общезначимых социо-культурных ценностей и стандартов поведения, интенсивно «впитывая» в себя эти ценности и стандарты.

Известно, что другим важным элементом социализации, являются выполняемые личностью роли. Изучение и освоение каждой конкретной роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, сверстников и т.д.), в различных социальных институтах - (в семье, школе, спортивной команде), - каждая из которых характеризуется определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения

Анализируя факторы формирования личности, мы определили эти основные элементы как социо-культурный аспект социализации личности, где спорт - выступает как среда физической активности и специфически -воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения А как социальный институт формирует определенные «профессиональные статусы», в которой каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности.

Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации, как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения

Характер спорта резко меняет социо-культурныйсмысл формирования личности в зависимости от «модели поведения» человека, до «смысла успеха», которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях приближенных к реальным поведенческим образам.

Спорт как социальный фактор, как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурнойжизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни.

Человеческое самоутверждение в социуме через акивно-двгательную деятельность имеет не только внешнее, но и внутренне измерение и ее можно рассматривать не только в пространственном, но и в смысловом контексте

Известно, что в новое время открываются широкие горизонты для практического самоутверждения человека, актуализируяидею глобальной социализации человека. Социальный институт спорта в таких условиях возрождается и становится общественно важным явлением. Современный модель спорта дает человеку возможность оценить свои отношении к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Спорт как вид социальной, непроизводственной деятельности воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически-воспитательными возможностями, называется полноценным видом социальной деятельности сферой утверждения и обретения культуротворческого:мысла личности.

Анализируя данную проблематику, необходимо также отметить, что физическая активность является базисом, а деятельность предполагает рассмотрение его в качестве совокупности определенных отношении людей. Всякая деятельность, как известно, порождает определенные отношения и раскрывается в них. Подобные отношения дают возможность выбора различных форм деятельности и формирует социализацонную норму. Именно по этому деятельность не отделима от системы общественных отношении, которая создается ею и детермирует ее.

С учетом сказанного, анализ спортивного фактора - как совокупности специфических общественных отношении, формирующих некоторые устойчивые ценностные ориентации, позволяет раскрыть его влияние на становление личности и установит важные социо-культурныефункции

Всякое отношение есть форма выражения связи между предметами и явлениями. А через эту связь проявляются отдельные свойства предметов и сам предмет. Следовательно, анализ спорта в связи с общественными отношениями позволяет раскрыть важные свойства личности, а затем и сущность его социальности. Спорт утратил бы свой социо-культурныйсмысл, если бы не рассматривался как микро модель общества которое формирует определенные отношения, воспроизводится на разных, достаточно многочисленных уровнях и которое определяется как типовое поведение

Социологические исследования показали, что спорт в большей мере чем другие виды деятельности является носителем специфических общественных отношении, так как в этой системе, как и в обществе в целом можно различить агентов социализации, специфические модели поведения и социальные взаимодействия Человек, занимаясь спортивной деятельностью, общаясь с людьми с общими интересами, являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влиянию принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Основным и непосредственным носителем механизмов социальных отношении - является спортивная деятельность. Эти отношения получают предельно концентрированное выражение в процессе формирования личностных характеристик. Следует подчеркнуть, что быть включенным социально компетентные социальные отношения через спортивную деятельность и заниматься социально организованной деятельностью - физической культурой- это не одно и тоже. Различие состоит в том, что субъектомспортивной деятельности является не только отдельная личность, но и общности и общественные организации, в которых у личности формируются установки на деятельность и потребность в общении Утверждение «спорт является предметно выраженной сферой общих социальных интересов и фактором, укрепляющим целостность общества» говорит в пользу социальной природы спорта как специфически-воспитательного фактора формирования личности.

Таковы в общих чертах специфические особенности общественных отношении формированных через спортивную деятельность. Эти как уже отмечалось выше, отношении в процессе формирования личности, в общей совокупности и характеризуют спорт как социокультурнуюсреду. Особенности этих отношении состоит в том, что они возникают и, проходя предварительно через сознание людей (общественное, индивидуальное и коллективное), затрагивают сферу ценностных отношении личности и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества.

Данные отношения по своему статусу в системе общественных отношении являются надстроенными. И подобно политическим, правовым, моральным и другим отношениям они в своем развитии определяют среди прочих факторов природой и типом господствующего материального базиса. Характер и содержание этих отношении в конечном итоге могут быть детерминированы социально-экономическойструктуройобщества Смена базиса влечет за собой изменение и надстроечной сферы и в том числе и спортивных отношении Это означает, что сфера спорта не имеет полной самостоятельности. Равно как и другие надстроенные явления, как например, интеллектуальная или культурная среда формирования личности, он имеет относительную самостоятельность, сущность которого заключается в том, что помимо зависимости от базиса, он имеет собственные, только ему присущие законы и закономерности развития и функционирования Французский социолог Пьер Будье писал: «...пространство спортивной деятельности не есть мир замкнутый в себе самом. Оно включено в мир практики и потребления, в свою очередь структурированный в специфическую воспитательную систему. Имеются все

основания рассматривать виды физической активности как относительно автономное пространство, но не следует забывать, что оно является фактором гармоничного развития личности».

Выводы: Рассматривая процесс социализации через социально-культурныйсрез спортивной деятельности и среды физической активности, мы можем так же отметить, что спорт в силу своего специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения.

У спешная социализация кроме всего прочего, обусловлено определением социальной нормы, что позволяет оценить реальное поведение как приемлемое и обязательное, терпимое, нежелательное и т. д. Эта оценка поведения связанно с соответствием или несоответствием реального поведения идеалу или нормативу и выделяет следующие типы норм:

• Реальные, отражающие реальное поведение, как оно должно провялятся в статистическом большинстве случаев;

• Должные, т.е. стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности,

• Идеальные, т.е. правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала.

Мы знаем, что социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост, а результат социализации -положительное социальное обучение и образование. Но не надо забывать, что она не всегда бывает успешной Более того, результат почти всегда имеет отклонение, выраженное в отрицательное поведение А спортивный фактор в силу своей специфичности, как социальный институт сглаживает и облегчает процесс отклоняющей социализации.

Вообще процесс социализации через спортивный фактор имеет особое значение и содержание так как, здесь он выступает не только как фактор формирования межличностной компетентности, но и фактором освоения и

передачи общих культурныхценностей, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса.

Выводы.

Таким образом, исследуя проблемы социализации в спортивной деятельности, мы увидели, что социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта. Социализация через спорт главным образом выражается в изменении отношений к окружающей социальной среде и формированием социальной компетентности личности, определяя модели поведения и влияет на конкретные базовые ценностные ориентации.

Спорт как социо-ку льтурныйфактор модельно воспроизводит альтернативу современной ку льтуры сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и формирует его как социально компетентную личность.

Социализация допускает; что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Она является важным фактором овладения человеком определенных социальных и физических навыков, формируя мотивационную установку на социальную активность, развивая физические кондиции и главное, физическую активность.

Все это формирует тип и норму поведения личности и приближает личность к «идеалу». Все эти аспекты со своей стороны идентифицируют личность в обществе и облегчают процесс интеграции.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем социализации личности.

Литература

1. Волков Ю.Г., Личность и гуманизм (социологический аспект). Челябинск, 1995.

2. Ковалева А.И., Социализация личности. Норма и отклонение Москва , 1996.

3. Мильштейн О. А. Социальные проблемы формирования личности в спорте. // Лекция для студентовинститутов ф.к. Москва,1980.

4. Столяров В. И. Социальные проблемы спорта // Философские науки - 1998. - №4.

5. Smoll E. L., Smith R.E. Leadership behaviors in sport: A theoretical model and research paradigm. // W ash. 1998.

Поступила в редакцию 10.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.