на себя, опирается на свой личный опыт (41%) или на узкий круг близких, любимых людей (39%).
Научиться жить в пронизанном информационными технологиями обществе, справляться с лавинообразно нарастающими потоками информации, использовать компьютер и Интернет как инструмент для работы и учебы, критически относиться к информации, поступающей из сети и СМИ, грамотно сочетать информацию в электронном виде и традиционную - вот стартовый перечень задач, который должен решить студент, обучаясь вузе. Соответственно вуз, как институт социализации, должен обеспечить техническую и образовательную сторону этого процесса, а главное - составить конкуренцию неоднозначным по влиянию на социализацию СМИ.
Библиографический список
1. Ерасов, Б. Социальная культурология [Текст] : учебник для студентов вузов / Б. Ерасов. -3-є изд., доп. и перераб. - М., 2000.
2. Кравец, В. Н. Формирование информационной культуры [Текст] / В. Н. Кравец, В. Н. Кухаренко // Дистанционное образование. - 2000. - № 4. - С. 35-37.
3. Пласичук, В. П. Информационно-сетевая культура пользователей [Текст] / В. П. Пласи-чук // Пат. и лицензии. - 2002. - № 12. - С. 44-48.
4. Федотова, В. Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России [Текст] / В. Г. Федотова // Вопросы философии. - 2005. - № 11.
О.А. Юдин,
аспирант Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина
СПОРТ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
^Д ля любого вида человеческой деятельности характерно наличие некоторой системы принципов, в наиболее общем виде задающих способы взаимодействия человека с окружающей действительностью и самим собой. Следовательно, выражение этих принципов в явном виде позволяет целенаправленно регулировать деятельность. Данную задачу можно рассматривать как одну из областей науки о познании - методологии, составляющей часть философии.
Спорт в системе социализации личности выступает как социальное явление и как фактор социализации личности. Именно благодаря социализации каждый человек, обретая свою социальную сущность, включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему. В современной западной социологии, прежде всего благодаря трудам Т. Парсонса, утверди-
лось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности - той его части, которая «ответственна» за формирование наиболее общих, значительных, распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются прежде всего в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Контактируя с разнообразными партнерами по социальному общению или виду деятельности, индивид непроизвольно отбирает тех, кто в его глазах в наибольшей степени является носителем общезначимых социокультурных ценностей и стандартов поведения, интенсивно «впитывая» в себя эти ценности и стандарты. Известно, что другим важным элементом социализации являются выполняемые личностью роли. Изучение и освоение каждой конкретной роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, сверстников и т.д.), в различных социальных институтах (в семье, школе, спортивной команде), каждая из которых характеризуется определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.
Анализируя факторы формирования личности, необходимо определить эти основные элементы как социокультурный аспект социализации личности, где спорт выступает в качестве среды физической активности и специфически воспитательного фактора, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения. Как социальный институт он формирует определенные «профессиональные статусы», в которых каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности. Спорт в качестве деятельности, воспроизводящей определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения.
Характер спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности до «смысла успеха» в зависимости от «модели поведения» человека, которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам. Спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. По этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни.
Человеческое самоутверждение в социуме через активно-двигательную деятельность имеет не только внешнее, но и внутреннее измерение, и ее можно рассматривать не только в пространственном, но и в смысловом контексте. В настоящее время открываются широкие горизонты для практического самоутверждения человека, актуализируя идею его глобальной социализации. Соци-
альный институт спорта в таких условиях возрождается и становится общественно важным явлением. Современная модель спорта дает человеку возможность оценить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Как вид социальной, непрофессиональной деятельности он воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагает специфическими воспитательными возможностями.
Анализируя данную проблематику, необходимо также отметить, что физическая активность является базисом, а деятельность предполагает рассмотрение его в качестве совокупности определенных отношений людей. Всякая деятельность, как известно, порождает определенные отношения и раскрывается в них. Подобные отношения дают возможность выбора различных форм деятельности и формируют социализационную норму. Именно поэтому деятельность неотделима от системы общественных отношений, которая создается ею и детерминирует ее. В связи с этим анализ спортивного фактора как совокупности специфических общественных отношений, формирующих некоторые устойчивые ценностные ориентации, позволяет раскрыть его влияние на становление личности и установить важные социокультурные функции.
Всякое отношение есть форма выражения связи между предметами и явлениями. Через нее проявляются отдельные свойства предметов и сам предмет. Следовательно, анализ спорта в связи с общественными отношениями позволяет раскрыть важные свойства личности, а затем и сущность его социальности. Спорт утратил бы свой социокультурный смысл, если бы не рассматривался как микромодель общества, которая формирует определенные отношения, воспроизводится на разных, достаточно многочисленных уровнях и определяется как типовое поведение. Социологические исследования показали, что спорт в большей мере, чем другие виды деятельности, является носителем специфических общественных отношений, так как в этой системе, как и в обществе в целом, можно различить агентов социализации, специфические модели поведения и социальные взаимодействия. Человек, занимаясь спортивной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.
Основной и непосредственный носитель механизмов социальных отношений - спортивная деятельность. Эти отношения получают предельно концентрированное выражение в процессе формирования личностных характеристик. Следует подчеркнуть, что быть включенным в социальные отношения через спортивную деятельность и заниматься социально организованной деятельностью - физической культурой - это не одно и то же. Различие состоит в том, что субъектами спортивной деятельности являются не только отдельные личности, но и общности и общественные организации, в которых у личности формируются установки на деятельность и потребность в общении. Утверждение, что спорт является предметно выраженной сферой общих социальных
интересов и фактором, укрепляющим целостность общества, говорит в пользу социальной природы спорта как специфически воспитательного фактора формирования личности.
Общественные отношения, сформированные через спортивную деятельность, характеризуют спорт как социокультурную среду. Их особенности состоят в том, что они возникают и проходят через сознание людей (общественное, индивидуальное и коллективное), затрагивая сферу ценностных отношений личности, и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества. Данные отношения по своему статусу в системе общественных отношении являются надстроечными. Подобно политическим, правовым, моральным и другим отношениям они в своем развитии определяются среди прочих факторов природой и типом господствующего материального базиса. Характер и содержание этих отношений в конечном итоге могут быть детермированы социально-экономической структурой общества. Смена базиса влечет за собой изменение и надстроечной сферы, и в том числе спортивных отношений. Это означает, что сфера спорта не имеет полной самостоятельности. Равно как и другие надстроечные явления, например интеллектуальная или культурная среда формирования личности, спортивная сфера имеет относительную самостоятельность, сущность которой заключается в том, что, помимо зависимости от базиса, она имеет собственные, только ей присущие законы и закономерности развития и функционирования.
Французский социолог П. Бурдье отмечал, что пространство спортивной деятельности не есть мир, замкнутый в себе самом. Оно включено в мир практики и потребления, в свою очередь структурированный в специфическую воспитательную систему [1]. Имеются все основания рассматривать виды физической активности как относительно автономное пространство, но не следует забывать, что оно является фактором гармоничного развития личности. Т. Бер-хард иронизирует по поводу одной из основных воспитательных и образовательных структур: «Школа является школой Государства, в которой из молодых людей делают креатуры Государства, т.е. не что иное, как подпорки Государства. Когда я входил в школу, я входил в государство, и раз государство разрушает все живое, то я входил в учреждение по разрушению живых существ. Государство силой заставило меня - впрочем, как и всех других, - войти в него и сделало меня послушным ему, оно сделало из меня этатизированного человека; человека, подчиняющегося правилам и зарегистрированного, вымуштрованного и дипломированного, испорченного и подавленного, как и все другие. Когда мы видим людей, мы видим только этатизированных людей - слуг государства; на протяжении всей своей жизни они служат государству, а, следовательно, они посвятили всю свою жизнь чему-то противоестественному» [2, р. 34].
Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности, можно отметить, что спорт, в силу своего специфического характера, создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения. Успешная социализация, кроме всего прочего, обусловлена определением социальной нормы, что позволяет оценить реальное поведе-
ние как приемлемое и обязательное, терпимое, нежелательное и т.д. Эта оценка поведения связана с соответствием или несоответствием реального поведения идеалу или нормативу, при этом выделяются следующие типы норм: реальные, отражающие реальное поведение, как оно должно проявляться в статистическом большинстве случаев;
должные, то есть стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности;
идеальные, то есть правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала. Социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост, а результат социализации - положительное социальное обучение и образование. Однако она не всегда бывает успешной, более того, результат почти всегда имеет отклонение, выражающееся в отрицательном поведении. Спорт как социальный институт сглаживает и облегчает процесс отклоняющей социализации.
В целом процесс социализации через спорт приобретает особое значение и содержание, так как здесь выступает не только как фактор формирования межличностной компетентности, но и как обстоятельство, способствующее освоению и передаче общих культурных ценностей, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса. Таким образом, социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта. Социализация через спорт выражается главным образом в изменении отношения к окружающей социальной среде и формировании социальной компетентности личности, определяя модели поведения и влияя на конкретные базовые ценностные ориентации. Спорт как социокультурный фактор модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и формирует его как социально компетентную личность.
Спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Он является важным условием овладения человеком определенными социальными и физическими навыками, формируя мотивационную установку на социальную активность, развивая физические кондиции и главное - физическую активность. Все это формирует тип и норму поведения личности и приближает ее к «идеалу». Данные аспекты идентифицируют личность в обществе и облегчают процесс интеграции.
Спорт обладает также определенной спецификой в силу воспитательной и педагогической функций. Философский подход к различным вопросам спортивной деятельности имеет огромное значение для их систематизации и разработки общих концепций, применимых в любом виде спорта. Однако в ХХ в. такое обоснование зачастую рассматривается как «излишество», помеха на пути к быстрейшему внедрению в практику нового вида. Тем не менее плодотворность общего, философского подхода к физическому совершенствованию демонстрируют, например, боевые искусства [3, с. 25-37].
Как отмечает Н.Н. Визитей [4, с. 6], при анализе физической активности человека возникает проблема, нехарактерная для исследования других явлений. Дело в том, что исследователь не может игнорировать наличие связи
между предметом и собой. Предмет изучения задан как объективно (тело человека), так и субъективно (тело исследователя). Это явление представляет собой случай, когда полностью применима идея Гегеля об отсутствии «чисто внешнего», абсолютно объективного для индивида, обладающего сознанием [3, с. 25]. Действительно, в таких науках, как физика, можно в первом приближении абстрагироваться от связей между исследователем и объектом, однако при более детальном анализе оказывается, что сам процесс наблюдения, например, за частицами микромира вносит искажения в их поведение. Степень искажения поддается лишь грубой оценке с использованием методов теории вероятности.
В науках о человеке отрыв субъекта от объекта превращает получаемые данные в набор случайных параметров, ничего не говорящих о характеристике объекта как целого, поскольку тогда вместо человека будет рассматриваться лишь совокупность его функций. Согласно известному философскому парадоксу, по которому целое всегда больше суммы частей, следует рассматривать именно объект в целом. Для любого вида человеческой деятельности характерно наличие некоторой системы принципов. Очевидно, что спорт в качестве системы ценностных координат играет немаловажную роль в системе социализации личности.
Библиографический список
1. Бурдье, П. Структура, габитус, практика [Текст] / П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1, вып. 2.
2. Bernhard, T. Мао1те anciens [Текст] / T. Bernhard. - Paris, 1988.
3. Долин, А. А. Кэмпо - традиция воинских искусств [Текст] / А. А. Долин, Г. В. Попов. -М., 1992.
4. Визитей, Н. Н. Физическая культура личности [Текст] / Н. Н. Визитей. - Кишинев, 1989.
5. Гегель, Г. Наука логики [Текст] / Г. Гегель. - М., 1974.
Л.О. Хаджимба,
соискатель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина
ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
^Одним из основных факторов стабильности общества и его развития является социальная адаптация молодежи. Перспективы общества во многом зависят от уровня социализации современной молодежи. В последние годы в российском обществе произошли глобальные изменения, которые при-