Научная статья на тему 'Спорт в системе социализации личности: теоретический анализ'

Спорт в системе социализации личности: теоретический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
620
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юдин Олег Анатольевич

Статья посвящена проблемам спорта в системном контексте социализации личности. Автор анализирует сущность спорта с методологических позиций, рассматривает принципы и цели спорта как явления человеческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport in the System of Personalitys Socialization: Theoretical Analysis

The article deals with the problem of sport in the system context of personalitys socialization. The author analyses the nature of sport from the methodological point of view and he also considers sport principles and goals as phenomena of human activity.

Текст научной работы на тему «Спорт в системе социализации личности: теоретический анализ»

на себя, опирается на свой личный опыт (41%) или на узкий круг близких, любимых людей (39%).

Научиться жить в пронизанном информационными технологиями обществе, справляться с лавинообразно нарастающими потоками информации, использовать компьютер и Интернет как инструмент для работы и учебы, критически относиться к информации, поступающей из сети и СМИ, грамотно сочетать информацию в электронном виде и традиционную - вот стартовый перечень задач, который должен решить студент, обучаясь вузе. Соответственно вуз, как институт социализации, должен обеспечить техническую и образовательную сторону этого процесса, а главное - составить конкуренцию неоднозначным по влиянию на социализацию СМИ.

Библиографический список

1. Ерасов, Б. Социальная культурология [Текст] : учебник для студентов вузов / Б. Ерасов. -3-є изд., доп. и перераб. - М., 2000.

2. Кравец, В. Н. Формирование информационной культуры [Текст] / В. Н. Кравец, В. Н. Кухаренко // Дистанционное образование. - 2000. - № 4. - С. 35-37.

3. Пласичук, В. П. Информационно-сетевая культура пользователей [Текст] / В. П. Пласи-чук // Пат. и лицензии. - 2002. - № 12. - С. 44-48.

4. Федотова, В. Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России [Текст] / В. Г. Федотова // Вопросы философии. - 2005. - № 11.

О.А. Юдин,

аспирант Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

СПОРТ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

^Д ля любого вида человеческой деятельности характерно наличие некоторой системы принципов, в наиболее общем виде задающих способы взаимодействия человека с окружающей действительностью и самим собой. Следовательно, выражение этих принципов в явном виде позволяет целенаправленно регулировать деятельность. Данную задачу можно рассматривать как одну из областей науки о познании - методологии, составляющей часть философии.

Спорт в системе социализации личности выступает как социальное явление и как фактор социализации личности. Именно благодаря социализации каждый человек, обретая свою социальную сущность, включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему. В современной западной социологии, прежде всего благодаря трудам Т. Парсонса, утверди-

лось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности - той его части, которая «ответственна» за формирование наиболее общих, значительных, распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются прежде всего в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Контактируя с разнообразными партнерами по социальному общению или виду деятельности, индивид непроизвольно отбирает тех, кто в его глазах в наибольшей степени является носителем общезначимых социокультурных ценностей и стандартов поведения, интенсивно «впитывая» в себя эти ценности и стандарты. Известно, что другим важным элементом социализации являются выполняемые личностью роли. Изучение и освоение каждой конкретной роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, сверстников и т.д.), в различных социальных институтах (в семье, школе, спортивной команде), каждая из которых характеризуется определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.

Анализируя факторы формирования личности, необходимо определить эти основные элементы как социокультурный аспект социализации личности, где спорт выступает в качестве среды физической активности и специфически воспитательного фактора, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения. Как социальный институт он формирует определенные «профессиональные статусы», в которых каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности. Спорт в качестве деятельности, воспроизводящей определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения.

Характер спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности до «смысла успеха» в зависимости от «модели поведения» человека, которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам. Спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. По этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни.

Человеческое самоутверждение в социуме через активно-двигательную деятельность имеет не только внешнее, но и внутреннее измерение, и ее можно рассматривать не только в пространственном, но и в смысловом контексте. В настоящее время открываются широкие горизонты для практического самоутверждения человека, актуализируя идею его глобальной социализации. Соци-

альный институт спорта в таких условиях возрождается и становится общественно важным явлением. Современная модель спорта дает человеку возможность оценить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Как вид социальной, непрофессиональной деятельности он воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагает специфическими воспитательными возможностями.

Анализируя данную проблематику, необходимо также отметить, что физическая активность является базисом, а деятельность предполагает рассмотрение его в качестве совокупности определенных отношений людей. Всякая деятельность, как известно, порождает определенные отношения и раскрывается в них. Подобные отношения дают возможность выбора различных форм деятельности и формируют социализационную норму. Именно поэтому деятельность неотделима от системы общественных отношений, которая создается ею и детерминирует ее. В связи с этим анализ спортивного фактора как совокупности специфических общественных отношений, формирующих некоторые устойчивые ценностные ориентации, позволяет раскрыть его влияние на становление личности и установить важные социокультурные функции.

Всякое отношение есть форма выражения связи между предметами и явлениями. Через нее проявляются отдельные свойства предметов и сам предмет. Следовательно, анализ спорта в связи с общественными отношениями позволяет раскрыть важные свойства личности, а затем и сущность его социальности. Спорт утратил бы свой социокультурный смысл, если бы не рассматривался как микромодель общества, которая формирует определенные отношения, воспроизводится на разных, достаточно многочисленных уровнях и определяется как типовое поведение. Социологические исследования показали, что спорт в большей мере, чем другие виды деятельности, является носителем специфических общественных отношений, так как в этой системе, как и в обществе в целом, можно различить агентов социализации, специфические модели поведения и социальные взаимодействия. Человек, занимаясь спортивной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Основной и непосредственный носитель механизмов социальных отношений - спортивная деятельность. Эти отношения получают предельно концентрированное выражение в процессе формирования личностных характеристик. Следует подчеркнуть, что быть включенным в социальные отношения через спортивную деятельность и заниматься социально организованной деятельностью - физической культурой - это не одно и то же. Различие состоит в том, что субъектами спортивной деятельности являются не только отдельные личности, но и общности и общественные организации, в которых у личности формируются установки на деятельность и потребность в общении. Утверждение, что спорт является предметно выраженной сферой общих социальных

интересов и фактором, укрепляющим целостность общества, говорит в пользу социальной природы спорта как специфически воспитательного фактора формирования личности.

Общественные отношения, сформированные через спортивную деятельность, характеризуют спорт как социокультурную среду. Их особенности состоят в том, что они возникают и проходят через сознание людей (общественное, индивидуальное и коллективное), затрагивая сферу ценностных отношений личности, и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества. Данные отношения по своему статусу в системе общественных отношении являются надстроечными. Подобно политическим, правовым, моральным и другим отношениям они в своем развитии определяются среди прочих факторов природой и типом господствующего материального базиса. Характер и содержание этих отношений в конечном итоге могут быть детермированы социально-экономической структурой общества. Смена базиса влечет за собой изменение и надстроечной сферы, и в том числе спортивных отношений. Это означает, что сфера спорта не имеет полной самостоятельности. Равно как и другие надстроечные явления, например интеллектуальная или культурная среда формирования личности, спортивная сфера имеет относительную самостоятельность, сущность которой заключается в том, что, помимо зависимости от базиса, она имеет собственные, только ей присущие законы и закономерности развития и функционирования.

Французский социолог П. Бурдье отмечал, что пространство спортивной деятельности не есть мир, замкнутый в себе самом. Оно включено в мир практики и потребления, в свою очередь структурированный в специфическую воспитательную систему [1]. Имеются все основания рассматривать виды физической активности как относительно автономное пространство, но не следует забывать, что оно является фактором гармоничного развития личности. Т. Бер-хард иронизирует по поводу одной из основных воспитательных и образовательных структур: «Школа является школой Государства, в которой из молодых людей делают креатуры Государства, т.е. не что иное, как подпорки Государства. Когда я входил в школу, я входил в государство, и раз государство разрушает все живое, то я входил в учреждение по разрушению живых существ. Государство силой заставило меня - впрочем, как и всех других, - войти в него и сделало меня послушным ему, оно сделало из меня этатизированного человека; человека, подчиняющегося правилам и зарегистрированного, вымуштрованного и дипломированного, испорченного и подавленного, как и все другие. Когда мы видим людей, мы видим только этатизированных людей - слуг государства; на протяжении всей своей жизни они служат государству, а, следовательно, они посвятили всю свою жизнь чему-то противоестественному» [2, р. 34].

Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности, можно отметить, что спорт, в силу своего специфического характера, создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения. Успешная социализация, кроме всего прочего, обусловлена определением социальной нормы, что позволяет оценить реальное поведе-

ние как приемлемое и обязательное, терпимое, нежелательное и т.д. Эта оценка поведения связана с соответствием или несоответствием реального поведения идеалу или нормативу, при этом выделяются следующие типы норм: реальные, отражающие реальное поведение, как оно должно проявляться в статистическом большинстве случаев;

должные, то есть стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности;

идеальные, то есть правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала. Социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост, а результат социализации - положительное социальное обучение и образование. Однако она не всегда бывает успешной, более того, результат почти всегда имеет отклонение, выражающееся в отрицательном поведении. Спорт как социальный институт сглаживает и облегчает процесс отклоняющей социализации.

В целом процесс социализации через спорт приобретает особое значение и содержание, так как здесь выступает не только как фактор формирования межличностной компетентности, но и как обстоятельство, способствующее освоению и передаче общих культурных ценностей, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса. Таким образом, социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта. Социализация через спорт выражается главным образом в изменении отношения к окружающей социальной среде и формировании социальной компетентности личности, определяя модели поведения и влияя на конкретные базовые ценностные ориентации. Спорт как социокультурный фактор модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и формирует его как социально компетентную личность.

Спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Он является важным условием овладения человеком определенными социальными и физическими навыками, формируя мотивационную установку на социальную активность, развивая физические кондиции и главное - физическую активность. Все это формирует тип и норму поведения личности и приближает ее к «идеалу». Данные аспекты идентифицируют личность в обществе и облегчают процесс интеграции.

Спорт обладает также определенной спецификой в силу воспитательной и педагогической функций. Философский подход к различным вопросам спортивной деятельности имеет огромное значение для их систематизации и разработки общих концепций, применимых в любом виде спорта. Однако в ХХ в. такое обоснование зачастую рассматривается как «излишество», помеха на пути к быстрейшему внедрению в практику нового вида. Тем не менее плодотворность общего, философского подхода к физическому совершенствованию демонстрируют, например, боевые искусства [3, с. 25-37].

Как отмечает Н.Н. Визитей [4, с. 6], при анализе физической активности человека возникает проблема, нехарактерная для исследования других явлений. Дело в том, что исследователь не может игнорировать наличие связи

между предметом и собой. Предмет изучения задан как объективно (тело человека), так и субъективно (тело исследователя). Это явление представляет собой случай, когда полностью применима идея Гегеля об отсутствии «чисто внешнего», абсолютно объективного для индивида, обладающего сознанием [3, с. 25]. Действительно, в таких науках, как физика, можно в первом приближении абстрагироваться от связей между исследователем и объектом, однако при более детальном анализе оказывается, что сам процесс наблюдения, например, за частицами микромира вносит искажения в их поведение. Степень искажения поддается лишь грубой оценке с использованием методов теории вероятности.

В науках о человеке отрыв субъекта от объекта превращает получаемые данные в набор случайных параметров, ничего не говорящих о характеристике объекта как целого, поскольку тогда вместо человека будет рассматриваться лишь совокупность его функций. Согласно известному философскому парадоксу, по которому целое всегда больше суммы частей, следует рассматривать именно объект в целом. Для любого вида человеческой деятельности характерно наличие некоторой системы принципов. Очевидно, что спорт в качестве системы ценностных координат играет немаловажную роль в системе социализации личности.

Библиографический список

1. Бурдье, П. Структура, габитус, практика [Текст] / П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1, вып. 2.

2. Bernhard, T. Мао1те anciens [Текст] / T. Bernhard. - Paris, 1988.

3. Долин, А. А. Кэмпо - традиция воинских искусств [Текст] / А. А. Долин, Г. В. Попов. -М., 1992.

4. Визитей, Н. Н. Физическая культура личности [Текст] / Н. Н. Визитей. - Кишинев, 1989.

5. Гегель, Г. Наука логики [Текст] / Г. Гегель. - М., 1974.

Л.О. Хаджимба,

соискатель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

^Одним из основных факторов стабильности общества и его развития является социальная адаптация молодежи. Перспективы общества во многом зависят от уровня социализации современной молодежи. В последние годы в российском обществе произошли глобальные изменения, которые при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.