Научная статья на тему 'Юношеский спорт как средство социализации в современном российском обществе'

Юношеский спорт как средство социализации в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2025
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / SPORT / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENT BODY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СПОРТА / SOCIAL INSTITUTE OF SPORT / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Задонская Ирина Анатольевна

В последнее время юношескому спорту уделяется особое внимание, т. к. это наработанные в социуме и передающиеся из поколения в поколение социально-педагогические процессы, ценности и отношения, формирующиеся в процессе соревнований и спортивной подготовки к ним. Социальный институт спорта сегодня становится общественно важным явлением. Современная модель юношеского спорта дает возможность человеку понять, как он относится к окружающей среде, и через эти отношения определить свое место в социальной среде. В настоящее время юношеский спорт находится в центре внимания общественности и государства. В основном это связано с приоритетным значением спорта и массового физкультурного движения для оздоровления и укрепления общества. Обосновано, что юношеский спорт является одним из важных агентов социализации современной молодежи, эффективным средством физического развития, укрепления здоровья, общения и проявления активности людей, а также влияет на разнообразные стороны человеческой жизни, а в частности на авторитет и социальный статус, на структуру нравственных и интеллектуальных характеристик, на эстетические идеалы и ценностные ориентации. Практически вся современная молодежь стремится вести сегодня здоровый образ жизни, т. к. это модно и современно. В современном российском обществе спорт как ценность выступает главным элементом воспитания молодежи, и вопросы, касающиеся спорта, носят общесоциальный характер, и проблемы, возникающие в данной области, необходимо решать совместными усилиями государства, общества, семьи, школы, вуза и отдельного индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Задонская Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH SPORT AS A MEAN OF SOCIALIZATION IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

Lately the youth sports is under special attention as it is not worked out in society and social-pedagogical processes, values and relations, formed in the process of competitions and sports preparation for them passed from one generation to another. Social institute of sport is becoming socially significant phenomenon. Modern model of youth sports gives the person an opportunity to understand their relation to environment and through that define the place in social environment. At the moment, youth sports is in the centre of attention of society and State. Basically it is connected with priority meaning of sport and mass physical movement for health improvement of society. It is founded that youth sport is one of the most important agents of socialization of modern youth, effective mean of physical development, improvement of health, communication and activity of people, and it also influences on different sides of life of people and particularly on the authority and social status, on the structure of moral and intellectual characteristics, on esthetic ideals and value orientations. All modern youth tries to keep to healthy way of life as it is fashionable and up-to-date. In modern Russian society, sport is as value works as a main element of bringing up of youth and questions dealing with sport are of generally social nature and problems which appear in this sphere must be decided with all the efforts of the State, society, family, school, institute of higher education and a person themselves.

Текст научной работы на тему «Юношеский спорт как средство социализации в современном российском обществе»

УДК 316.334.3:321

ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

© Ирина Анатольевна ЗАДОНСКАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии, e-mail: ir-yar75@mail.ru

В последнее время юношескому спорту уделяется особое внимание, т. к. это наработанные в социуме и передающиеся из поколения в поколение социально-педагогические процессы, ценности и отношения, формирующиеся в процессе соревнований и спортивной подготовки к ним. Социальный институт спорта сегодня становится общественно важным явлением. Современная модель юношеского спорта дает возможность человеку понять, как он относится к окружающей среде, и через эти отношения определить свое место в социальной среде. В настоящее время юношеский спорт находится в центре внимания общественности и государства. В основном это связано с приоритетным значением спорта и массового физкультурного движения для оздоровления и укрепления общества. Обосновано, что юношеский спорт является одним из важных агентов социализации современной молодежи, эффективным средством физического развития, укрепления здоровья, общения и проявления активности людей, а также влияет на разнообразные стороны человеческой жизни, а в частности на авторитет и социальный статус, на структуру нравственных и интеллектуальных характеристик, на эстетические идеалы и ценностные ориентации. Практически вся современная молодежь стремится вести сегодня здоровый образ жизни, т. к. это модно и современно. В современном российском обществе спорт как ценность выступает главным элементом воспитания молодежи, и вопросы, касающиеся спорта, носят общесоциальный характер, и проблемы, возникающие в данной области, необходимо решать совместными усилиями государства, общества, семьи, школы, вуза и отдельного индивида.

Ключевые слова: спорт; молодежь; студенчество; социализация; социальный институт спорта; физическая культура.

На сегодняшний день считается актуальным обратить внимание на то, что традиционные институты и агенты социализации не потеряли своей значимости и потенциальных возможностей в социализационном процессе, что свидетельствует о более внимательном отношении исследователей к данной проблеме, а в частности, к вопросу о роли традиционных агентов социализации в жизни молодых россиян и потенциалах роста их авторитета среди молодежи.

По мнению Д.В. Белинской, современная молодежь отличается своими субкультурными, социсемиотическими, визуальными характеристиками от молодого поколения 90-х гг. ХХ столетия. Более того, социологи отмечают появление новых практик интеграции молодых людей чуть ли не каждые год-два. Большую роль в ярких и быстрых переменах в социокультурных практиках молодежи играют, выражаясь словами Г. Тарда, процессы заражения и подражания, снятые с готовых форм социального бытия общества. В таких условиях партисипаторные формы интеграции позволяют молодым людям при-

обретать собственный опыт, опираясь на социально-ответственное и осознанное поведение и выбор средств и методов, ведущих к достижению поставленных ими целей [1].

Необходимо отметить, что современные социокультурные условия сложны и разнообразны, можно спрогнозировать, что от ценностных ориентаций молодых людей, их характера жизненных стратегий, которыми они руководствуются, во многом зависит будущее российского общества. В современных условиях приоритетность отдается именно студенческой молодежи как будущей социальной группе интеллигенции, и от которой будет зависеть развитие основных социальных институтов общества, а именно: образования, науки, культуры, экономики, политики и т. д. Студенческая молодежь - это самая мобильная и активная социальная группа, главной и основной целью которой является сформированная по назначенной образовательной программе подготовка к выполнению существенных социальных и профессиональных ролей как в материальном, так и духовном производстве общества [2].

По мнению И.В. Налетовой и Д.С. Русанова, современное развитие отечественной высшей школы происходит на общем фоне социально-экономических, политических и социокультурных трансформаций всего российского общества, что ставит ее модернизацию в бифуркационную точку изменений всей мировой системы высшего образования. Большинство исследований российской системы образования сфокусировано вокруг ее внутренних проблем, а внешние затрагивают в той степени, в какой они влияют на эти внутренние процессы [3].

В современном российском обществе спорт представляет собой уникальный социальный институт формирования, трансляции и освоения культуры двигательной деятельности человеком и человечеством. Он органически пронизывает все уровни сегодняшнего общества, оказывая обширное влияние на главные подсистемы жизнедеятельности социума. Также необходимо отметить, что спорт оказывает влияние и на межнациональные отношения, деловую жизнь, социальный статус личности, вырабатывает моду, этические ценности, образ жизни людей. Спорт позволяет выявить новые аспекты сущности молодых людей, т. к. он способствует созданию условий и дает возможности для деятельности, через которую проходит процесс социализации личности, передвижение разнообразных ценностей культуры общества в плоскость внутреннего, духовного наполнения человека [4].

Слово «спорт» происходит от старофранцузского и английского слов <^е sporte», что означает развлечение, увеселение, забава. Современное понимание данного понятия лишь частично отвечает вышеобозначенному определению, сегодня акцент делается на таких характеристиках, как результат, сопоставление результатов в соревновании, однако для зрителей, болельщиков изначальный смысл сохраняется, и спорт остается зрелищем [5].

В целях данной статьи хотелось бы выделить и основные теории, которые классически применяются при изучении спорта как социального явления. Мы рассмотрим такие теории, как структурный функционализм, теория конфликта и теория структурации.

Сторонники структурного функционализма подходят к общественным процессам в

контексте исследования социальной системы отношений как единой структуры, истолковывая их (процессы) как утвердившиеся формы отношений элементов структуры между собой.

С точки зрения функционалистов, социальная система должна быть константной. Помимо того, предполагается, что участие субъекта социального действия в этих отношениях не завладевает его полностью, а сводится к исполнению им специфической роли, правила которые заложила сама система, так что социальная структура оказывается системой стандартизированных отношений деятелей.

Выделяются и главные функции, которые проявляются в системе ролей, а именно:

- отобрать допустимые способы поведения;

- стимулировать человека ролевыми ожиданиями через определенные механизмы интеракции.

Являясь компонентом системы, социальные институты подобным образом вырабатывают роли и в то же время способствуют удовлетворению функциональных потребностей некоторых деятелей. Если анализировать институт спорта как одну из функционально дифференцированных систем, мы считаем, что возможно выделить, по крайней мере, четыре общих направления изучений места и функций спорта в данной социокультурной системе:

1) спорт в перспективе взаимодействий с другими институтами общества, сюда можно отнести взаимоотношения спорта с семьей, образованием, системой занятости и пр.;

2) отображение в спорте устоявшихся практик общества (свойственных для большинства его институтов) - так, например, дискриминации; или же, напротив, «сублимации» в спорте явлений, не выявленных в остальных институтах общества (например, национализм);

3) воздействие социальной системы: коммерциализация спорта, спорт и масс-медиа, превращение спорта в «шоу»;

4) изучение конкретных механизмов образования причин, ролей, по которым люди занимаются спортом [6].

По мнению функционалистов, спорт будет рассматриваться как то, что помогает установке и поддержанию стабильности систе-

мы или, наоборот, будет нарушать ее равновесие.

Другая теория, которая исследует спорт как социальное явление, это теория конфликта. Данная теория в центр своего рассмотрения ставит конфликт как явление, свойственное природе человеческого общества. В применении к спорту приверженцы данной теории могут анализировать спорт как социальное образование, которое формируется благодаря социальным конфликтам и ими же стимулируется. Так, например, возникший внутри спортивной команды конфликт может содействовать ее соединению и восстановлению внутренней целостности. Сторонники теории конфликтов считают, что внутренние конфликты, задевающие только ценности, интересы и цели, которые не противоречат утвердившимся основам внутригруп-повых отношений, носят, как правило, функционально положительный характер. Однако если в ходе развития конфликта противоборствующие стороны этой команды изменяют свои базовые ценности и нормы, то этот конфликт будет иметь отрицательный смысл, и как, итог, вероятен распад спортивной команды [7; 8].

В то же время исход конфликта, стабилизирует ли он отношения внутри команды или, наоборот, бесповоротно уничтожит их, зависит от того, какая это группа, и от того, в какой общественной системе она находится. Нас интересует в данном случае спортивная система, но она также внутри делится на несколько подсистем, так, например, любительский спорт, спорт высших достижений. Конфликты в каждой из этих сфер будут проходить неодинаково. Конфликт может перестать быть актуальным в условиях спортивной системы, если команда достигает поставленной цели, например, победы в соревновании.

Также необходимо отметить, что существуют и внешние конфликты, когда кон-фронтационные отношения появляются между группами. Атмосфера внутри таких групп в данном случае обычно улучшается, потому что им нужно совместными усилиями противостоять внешним «врагам». Аналогом конфликта в спорте между группами может быть спортивная игра или соревнование. Это пример конфликта в более мягкой форме. Вероятны также конфликтные ситуации между

болельщиками различных команд - это также будет примером конфликта в спортивной области.

Обзор теорий, которые возможно применять в социологии спорта, хотелось бы завершить теорией структурации Э. Гидденса. Ученый считает, что общество «High модерна» различается «внутренне присущей модерну рефлексивностью». Существенным понятием теории структурации является понятие социального агента. С точки зрения Э. Гидденса, действие агента представляет собой стратификационную модель, которая включает в себя три уровня: мотивации действия, рационализации действия и рефлексивного мониторинга действия. Таким агентом в условиях спорта является сам спортсмен. Первый уровень - мотивации действия, представляет собой осознанные и неосознанные желания, побуждающие агента к действию. У спортсмена это действия, которые ему необходимо проделать, чтобы достичь результата, например, победы. Рационализация действия - второй уровень, который полагает, что спортсмен (агент) знает, понимает, что он делает и в состоянии объяснить свои действия. Третий уровень - рефлексивный мониторинг действия, предполагает неизменное и непрерывное отслеживание агентом своих личных действий, действий других людей, а также физических и общественных условий действия. Применительно к спорту мы можем сказать, что это когда спортсмен, например бегун, постоянно контролирует свой бег к финишу, а также примерно предполагает, на каком расстоянии от него находятся другие бегуны и в какой момент они могут его обогнать.

Необходимо подчеркнуть, что в теории Э. Гидденса структура описана по-иному, чем в теории функционализма. Ученый под структурой понимает набор правил, но они являются как условием действия индивида (как в функционализме), так и итогом. Агент одновременно воспроизводит и создает правила. Так, например, в спорте действующий субъект, спортсмен, активно принимает участие в процессе создания и воспроизводства правил спортивной игры [9].

В заключение анализа вышеназванных теорий хотелось бы подчеркнуть, что все они рассматривают спорт с различных позиций, делают акцент на разных составляющих

спорта. Сама по себе каждая теория уникальна. И прежде чем выбрать какую-либо теорию, социолог должен представлять, какие он ставит перед собой цели и задачи, какой аспект спорта его интересует в данный момент, а также когда возможно применение нескольких теорий сразу, для того чтобы максимально проанализировать спорт как социальное явление.

В связи с чем было бы неверно предпочесть одну теорию и позабыть о других, т. к. каждая из них ценна по-своему. Так, теория конфликта подвергает анализу внутригруп-повые и межгрупповые отношения в спорте, рассматривает процесс протекания конфликта, вероятные пути его разрешения. Функционализм сосредоточивает внимание на ролях, функциях, осуществляемых индивидами в системе спорта, а также на том, с какими другими социальными институтами взаимодействует спортивный институт, как спорт передает социальные ценности и нормы. В теории структурации в центре внимания действующий субъект. Представители данной теории полагают, что человек может многое наперекор сильной структуре, вопреки межгрупповым и внутригрупповым конфликтам.

Как сказано было выше, спорт сегодня является одним из социальных институтов общества. Социологи акцентируют особенное внимание на социальных функциях данного института и его нормативной структуре. Социальные институты выполняют в обществе такие важные функции, как:

- создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;

- регулирование деятельности членов общества в пределах социальных отношений;

- обеспечение социальной интеграции, постоянства общественной жизни;

- социализация индивидов [10].

При рассмотрении соответствия природы современного спорта критериям социального института выясняется, что при разных теоретико-методологических подходах они весьма отличаются. Но можно констатировать, что в рамках структурно-функционального подхода, в соответствии с которым центральным признаком социального института считается исполнение им социальных, в широком смысле этого понятия, функций - экономических, социальных (в специфическом смысле), политических, идеологических,

культурных и т. п. Другими словами, современный спорт в своих существенных проявлениях отвечает всем критериям институ-циональности.

Реализация в системе спорта функций социального института развивает систему социокультурных связей общества, делает их социально более осмысленными, укрепляя организацию общественных отношений, а тем самым и общую стабильность социума.

В спорте, как и в обществе в целом, раскрывается процесс освоения личностью новых ценностей и навыков, т. е. происходит выработка ценностных ориентаций, установок и социальных потребностей. В спорте особенно ярко обнаруживаются такие главные для общества ценности, как желание быть первым, достижение успеха, одолеть не только соперника, но и самого себя. Многие люди, прошедшие «школу спорта», уверены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими пользоваться в жизни. Спорт постоянно учит идти на жертвы ради достижения поставленной цели. Уроки, которые усвоили юные спортсмены на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в дальнейшей жизни. Большинство из спортсменов говорят, что только спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Благодаря спорту реализуется принцип современной общественной жизни «рассчитывать только на самого себя». Это означает развитие индивидуальных качеств - трудолюбия, честолюбия, инициативы, терпения, волевых навыков. Многие общественные обстоятельства проигрываются в спортивной деятельности, что дает возможность спортсмену сформировать для себя жизненный опыт, построить особую систему ценностей и установок. Важно также отметить ценностный потенциал спорта, который позволяет решать ряд воспитательных задач. Так, например, спортивная деятельность способствует тому, что юные спортсмены смогли перенести трудные жизненные ситуации, нередко возникающие в их среде. В.И. Столяровым, М.А. Кутеповым, М.А. Ар-висто были проведены социологические исследования, которые показали высокую воспитательную роль физической культуры и спорта как эффективного средства формирования, развития и социализации личности [11].

С точки зрения социологов и самой науки социологии возможно обозначить много разнообразных вопросов и проблем в области спорта. Но с точки зрения нашего исследования одной из наиболее важных и актуальных проблем является проблема юношеского спорта как агента социализации молодежи.

Как социальный фактор спорт как бы модельно воспроизводит альтернативу современной общественной культуры, укрепляет и сохраняет существенные механизмы социально-культурного бытия человека и перехода в субкультуру индивида, формируемого как общественно компетентную личность. Также спорт представляет собой и активный вид деятельности, в процессе которой разрешается проблема о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И именно по этому признаку спорт сильно проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни. Анализируя спортивный фактор как совокупность специфичных социальных отношений, развивающих отдельные устойчивые ценностные ориентации, можно выявить его воздействие на становление личности и установить существенные социокультурные функции [12].

Социализирующая роль спорта выражается в том, что он оказывает и глубокое и многогранное влияние на существенные стороны человека, воспитывая его физически и духовно. Так, например, когда юный спортсмен приходит в спортивную секцию, то он попадает в новую социальную сферу: спортивный коллектив, тренеры, судьи - это конкретные люди, новые агенты социализации, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и паттернам поведения, способствующие эффективному освоению новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен.

Отметим, что, как и любой другой человек, спортсмен проходит несколько стадий социализации, которые возможно объединить с этапами развития его спортивной карьеры: первая стадия - включение субъекта в спортивную деятельность. Для этой стадии социализации свойствен период начала спортивной деятельности. В это время формируется интерес, ценностные ориентации

на спортивные занятия, закладываются основания ценностного отношения к спортивной деятельности. Данный период существенен для юного спортсмена. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера. Органичная составляющая процесса воспитания - массовое привлечение детей и молодежи к активным занятиям спортом, который не только укрепляет здоровье, но и формирует характер, волю, умение преодолевать трудности. Вторая стадия -занятия детско-юношеским спортом. Для второй стадии социализации непременно возрастает количество соревнований, новые спортивные базы, переезды, сборы, тренировочный процесс - все это формирует новый социальный опыт, новые ценности и ориентации. Значимую роль на этой стадии социализации играют экономические отношения, которые возникают между тренером и спортсменом. Третья стадия представляет собой переход из любительского в профессиональный спорт. И четвертая стадия - завершение спортивной и переход к другой карьере.

Как показывают социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в нем наиболее ярко обнаруживаются такие существенные для современного общества ценности, как равные шансы на успех, стремление быть первым, победить не столько соперника, сколько самого себя.

Анализируя спортивную жизнь социальной личности, приходишь к выводу, что именно спорт аккумулирует в себе главные общественные ценности: равенство, свободу, демократию, индивидуализм, патриотизм, гуманизм, соревнование, дружбу, сотрудничество, уважение существующего порядка и самоуважение.

Реализовывая многочисленные социальные функции, современный спорт становится многофункциональным и многомерным. Ему по силам решение обширного круга задач:

- укрепление здоровья населения;

- отвлечение молодежи от пагубного влияния улицы;

- удовлетворение спроса на зрелищные услуги;

- защита чести страны;

- формирование патриотизма и мн. др.

Многообразие общественных функций является основанием для классифицирования и типологизации разновидностей спорта, среди которых можно выделить следующие направления:

- массовый спорт (ординарный, «спорт для всех» народный);

- спорт высоких достижений (большой спорт, олимпийский спорт);

- профессиональный (коммерческий) спорт [13].

Также социологические исследования показывают, что спорт в значительной мере, чем другие виды деятельности является носителем характерных социальных отношений, т. к. в этой системе, как и в социальной среде в целом, можно различать агентов социализации, особенные модели поведения и социальные взаимодействия. Занимаясь спортивной деятельностью, взаимодействуя с людьми со схожими интересами, являясь членом определенной группы и носителем установленной субкультуры, человек не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации [14].

Самой главной мотивацией к занятиям спортом является моральное удовлетворение от физической активности. Безусловно, физические упражнения значительно упрощают регулирование эмоциональной сферы. Импульсы от работающих мышц, поступая в мозг, могут подавлять негативные эмоции, поэтому на смену тревожному настроению приходит чувство бодрости или, как говорил академик И.П. Павлов, «мышечной радости».

Важнейшим и прямым носителем механизмов общественных отношений является спортивная деятельность. В процессе формирования личностных характеристик эти отношения получают предельно концентрированное выражение. Необходимо отметить, что быть включенным в социально-компетентные общественные отношения через спортивную деятельность и заниматься социально-организованной деятельностью -физической культурой - это не одно и то же. Отличие заключается в том, что субъектом спортивной деятельности является не только отдельно взятая личность, но и социальные общности и общественные организации, в

которых у человека развивается потребность в общении и формируются установки на деятельность. Мнение о том, что «спорт представляет собой предметно выраженную сферу общих социальных интересов и выступает фактором, укрепляющим целостность общества», свидетельствует о пользе общественной природы спорта как специфического воспитательного фактора формирования личности.

Анализируя процесс социализации через социальный и культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности, мы также можем подчеркнуть, что в силу своего специфического характера спорт создает определенные ситуации для социальной адаптации и интеграции личности, формируя определенный тип поведения [15].

В целом спорт - это не только агент социализации молодежи и существенный социальный институт, функционирующий в обществе, спорт - это определенный стиль жизни, образ мышления и миропонимания. И при этом не так важно, на любительском или профессиональном уровнях молодой человек им занимается. Существенным является другое - что значит спорт для человека и какое место он занимает в его жизни.

На практике молодые люди, а в частности студенческая молодежь, выделяют пять мотивационных вариантов выбора вида спорта и системы физических упражнений:

во-первых, спорт способствует укреплению здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения;

во-вторых, спорт повышает функциональные возможности организма;

в-третьих, спорт способствует психофизической подготовке к будущей профессиональной деятельности и усвоению жизненно необходимых умений и навыков;

в-четвертых, спорт - это и активный отдых;

и в-пятых, благодаря спорту человек может достичь наивысших спортивных результатов.

Следует заметить, что мир спорта привлекает своей ценностной спецификой, своими жизненными стандартами и нормами, которые дают возможность как духовному, так и физическому совершенствованию молодежи. Также спорт способствует поддержанию морального и физического духа мо-

лодых людей. Если речь не идет о большом спорте, то отметим, что он не имеет возрастных ограничений, а следовательно, может сопровождать человека всю жизнь, доставлять ему радость от физических занятий и спортивного состояния, обогащать новыми эмоциями и настоящими друзьями.

Таким образом, рассматривая вопросы о роли спорта в процессе социализации, видим, что социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно реализовывается посредством спорта. Через спорт социализация проявляется существенным образом в трансформации отношения к окружающей общественной среде и формировании социальной компетентности личности, устанавливая модели поведения и воздействуя на определенные базовые ценностные ориентации. Процесс социализации является значимым фактором усвоения человеком определенных физических и социальных навыков, развивает мотивационную установку на общественную активность, вырабатывает физические кондиции, а главное физическую активность. Все это воспитывает и формирует тип и норму поведения личности и приближает личность к «идеалу».

Физическая культура и спорт на сегодняшний день сильно уступает место компьютеру, телевизору и т. н. «сидячему образу жизни». На самом деле хорошо известно, что именно в раннем детстве воспитывается отношение к своему здоровью, пристрастие к спорту. В юности закладывается гораздо более важная вещь - образ поведения, который, в конечном счете, определяет качество нашей жизни и жизненный успех каждого человека. С укреплением здоровья целенаправленно связанно духовное и физическое развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребностей и мотивов к регулярным физическим упражнениям и занятиям спортом, а также развитие волевых и нравственных качеств. В ходе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в различных ситуациях. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать окружающих. Благодаря этому приходит к людям смелость,

сила, быстрота и осмотрительность, умение не сдаваться и радоваться победе других.

В заключение отметим, что спорт выполнял и выполняет комплекс важных социокультурных функций гуманистической ориентации в процессе социализации личности. Органично включенный в целостную социально-педагогическую систему, он является одним из действеннейших средств воспитания личности. Прежде всего имеется в виду его главная роль как средства физического совершенствования человека, и многие молодые люди сегодня убеждены, что занятия спортом помогут им в дальнейшей жизни.

1. Белинская Д.В. Формы партисипации молодежи в социокультурном пространстве // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 11 (115).

2. Задонская И.А. Высшее образование в структуре жизненных стратегий современной молодежи // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. Т. 10. № 4.

3. Налетова И.В., Русанов Д.В. Глобально-локальные приоритетные развития отечественной системы высшего образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 3 (71).

4. Гатило В.Л., Ильин А.В., Рыльский С.В. Спорт как фактор формирования социального здоровья студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1.

5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. М., 2009.

6. Грицак Н.И. Молодежь и спорт в современном социуме // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 11.

7. Козер Л.А. Функции социального конфликта. М., 2000.

8. Американская социологическая мысль: Р. Мер-тон, Дж. Мид, Т. Парсонс, В. Щюц. М., 1994.

9. Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2003. № 1.

10. Феуерман В.В. Гуманизация процесса воспитания растущей личности: нравственность и ее влияние на молодежь, занимающуюся спортом // Физическое воспитание студентов. 2012. № 6.

11. Бымбыгыденова С.Б. Спорт как фактор развития социальных ценностей молодежи //

Сборники конференций НИЦ. Социосфера. 2014. № 2.

12. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. Ростов н/Д, 2008.

13. АфанасенковА.Л. Спорт как фактор развития личности и общества // Наука и школьная практика. 2012. № 10.

14. Паначев В.Д., Сырчиков А.С. Спорт и личность: проблемы развития спортивной культуры личности студента в вузе // Ученые записки. 2010. № 1.

15. Мильштейн О.А. Социальные проблемы формирования личности в спорте. М., 2009.

1. Belinskaja D.V. Formy partisipacii molodezhi v sociokul'turnom prostranstve // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 11 (115).

2. Zadonskaja I.A. Vysshee obrazovanie v strukture zhiznennyh strategij sovremennoj molodezhi // Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy. Tambov, 2015. T. 10. № 4.

3. Naletova I. V., Rusanov D. V. Global'no-lokal'nye prioritetnye razvitija otechestvennoj sistemy vysshego obrazovanija // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki. Tambov, 2009. Vyp. 3 (71).

4. Gatilo V.L., Win A. V., Ryl'skij S. V. Sport kak faktor formirovanija social'nogo zdorov'ja studencheskoj molodezhi // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015. № 1.

5. Matveev L.P. Obshhaja teorija sporta. M., 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Gricak N.I. Molodezh' i sport v sovremennom sociume // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2014. № 11.

7. Kozer L.A. Funkcii social'nogo konflikta. M., 2000.

8. Amerikanskaja sociologicheskaja mysl': R. Merton, Dzh. Mid, T. Parsons, V. Shhjuc. M., 1994.

9. Apciauri L.Sh. Sport kak social'noe javlenie i faktor socializacii lichnosti // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 2003. № 1.

10. Feuerman V.V. Gumanizacija processa vospitanija rastushhej lichnosti: nravstvennost' i ee vlijanie na molodezh', zanimajushhujusja sportom // Fizicheskoe vospitanie studentov. 2012. № 6.

11. Bymbygydenova S.B. Sport kak faktor razvitija social'nyh cennostej molodezhi // Sborniki konferencij NIC. Sociosfera. 2014. № 2.

12. Vasil'kov A.A. Teorija i metodika fizicheskogo vospitanija. Rostov n/D, 2008.

13. Afanasenkov A.L. Sport kak faktor razvitija lichnosti i obshhestva // Nauka i shkol'naja praktika. 2012. № 10.

14. Panachev V.D., Syrchikov A.S. Sport i lichnost': problemy razvitija sportivnoj kul'tury lichnosti studenta v vuze // Uchenye zapiski. 2010. № 1.

15. Mil'shtejn O.A. Social'nye problemy formirovanija lichnosti v sporte. M., 2009.

Поступила в редакцию 7.10.2015 г.

UDC 316.334.3:321

YOUTH SPORT AS A MEAN OF SOCIALIZATION IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

Irina Anatolyevna ZADONSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Theoretical and Applied Sociology Department, e-mail: ir-yar75@mail.ru

Lately the youth sports is under special attention as it is not worked out in society and social-pedagogical processes, values and relations, formed in the process of competitions and sports preparation for them passed from one generation to another. Social institute of sport is becoming socially significant phenomenon. Modern model of youth sports gives the person an opportunity to understand their relation to environment and through that define the place in social environment. At the moment, youth sports is in the centre of attention of society and State. Basically it is connected with priority meaning of sport and mass physical movement for health improvement of society. It is founded that youth sport is one of the most important agents of socialization of modern youth, effective mean of physical development, improvement of health, communication and activity of people, and it also influences on different sides of life of people and particularly on the authority and social status, on the structure of moral and intellectual characteristics, on esthetic ideals and value orientations. All modern youth tries to keep to healthy way of life as it is fashionable and up-to-date. In modern Russian society, sport is as value works as a main element of bringing up of youth and questions dealing with sport are of generally social nature and problems which appear in this sphere must be decided with all the efforts of the State, society, family, school, institute of higher education and a person themselves.

Key words: sport; youth; student body; socialization; social institute of sport; physical training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.