Научная статья на тему 'Социокультурная функция спорта в социальном самоопределении студенческой молодежи в условиях образовательного пространства вуза'

Социокультурная функция спорта в социальном самоопределении студенческой молодежи в условиях образовательного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
565
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SPORTS / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / SOCIAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Русанова Анна Алексеевна

В статье обосновывается актуальность исследований вопросов социального самоопределения студенческой молодежи. Автор выделяет особенности социального самоопределения студенчества с точки зрения образовательного пространства вуза. Особое внимание уделяется спорту и физической культуре как социокультурной компоненте образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socio-cultural function of sport in social self-determination for students in the educational space of the university

The article substantiates the relevance of research on social identity of students. The author identifies particular social identity in terms of students’ educational environment of the university. Particular attention is paid to sports and physical culture as a socio-cultural component of the educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «Социокультурная функция спорта в социальном самоопределении студенческой молодежи в условиях образовательного пространства вуза»

более целесообразным методом установления цены для сферы культуры является метод установления цены на основе ценностной значимости экономического блага для потребителя, т. е. метод установления цены с ориентацией на спрос, хотя и этот метод имеет ряд недостатков.

Таким образом, процесс ценообразования в сфере культуры является весьма загадочным. Было лишь смутное понимание того. что стоимость культурного продукта не состоит в прямой зависимости от его полезности. Все критерии оценки качества того, что нельзя потрогать руками, достаточно субъективны, т. к. экономика культуры развивается

по особенным законам. Потребитель культурного продукта платит за сопричастность, а сам продукт зависит, в первую очередь, от уровня предложения на основе социальных, психологических, экономических факторов и «имиджа» культурного блага.

Анализ цены, как экономической категории в сфере культуры, показал, что цена не отражает качество продукта, не прогнозирует потребительский эффект. Все это в какой-то степени нарушает действие функции цен, что доказывает несовершенство процесса ценообразования в сфере культуры, что, в свою очередь, требует поиска новых механизмов

ценообразования в сфере культуры.

Литература

1. Автономов Ю. Взгляд на искусство через призму экономической теории [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/a10.html (дата обращения: 06.11.2011).

2. Введение в экономику культуры: учеб. пособие / И. В. Чарная - М.: МГУКИ, 2010.

3. Долгин А. Б. Экономика символического обмена. - М.: Инфра-М, 2006.

4. Шестаков В. А. Как высчитывается культурный капитал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://artandyou.ru/category/art/post/kak_kapital# (дата обращения: 09.11.11).

5. Шишкин С. В. Экономика социальной сферы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ravnovesie.com/files/dow/161411022564.htm (дата обращения: 09.11.11).

6. Экономика и менеджмент культуры: учеб. пособие / Н. В. Кротова, Е. В. Галаева. - М: МГУКИ, 2007.

7. Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов [Электронный ресурс] // THESIS. - 1993. - Вып. 2. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/ data/450/866/1219/2_1_3arrow.pdf (дата обращения: 06.11.11).

УДК 316.35:378

А. А. Русанова

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ФУНКЦИЯ СПОРТА В СОЦИАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

В статье обосновывается актуальность исследований вопросов социального самоопределения студенческой молодежи. Автор выделяет особенности социального самоопределения студенчества с точки зрения образовательного пространства вуза. Особое внимание уделяется спорту и физической культуре как социокультурной компоненте образовательной среды вуза.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, физическое воспитание, студенчество, социокультурная среда, социальное самоопределение.

A. A. Rusanova

THE SOCIO-CULTURAL FUNCTION OF SPORT IN SOCIAL SELF-DETERMINATION FOR STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The article substantiates the relevance of research on social identity of students. The author identifies particular social identity in terms of students’ educational environment of the university. Particular attention is paid to sports and physical culture as a socio-cultural component of the educational environment of the university.

Keywords: sports, physical culture, physical education, students, socio-cultural environment, social self-determination.

Спорт как уникальный социальный ин- которую проходит значительная часть моло-

ститут, который выполняет многочисленные социальные функции, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения. А, следовательно, является важнейшим фактором социального самоопределения личности, которое традиционно трактуется как определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу [1].

В рамках данной статьи нас интересует проблема социального самоопределения студенческой молодежи. Поэтому необходимо остановиться на характеристике данной социальной группы. Итак, студенчество (от лат. student - усердно занимающийся) - учащиеся высших учебных заведений, представляющие собой социально-демографическую группу с определенным общественным положением, ролью и статусом, а также определенную социально-профессиональную группу, характеризующуюся общностью интересов, субкультурой и образом жизни при возрастной однородности, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Также этим термином обозначают особую фазу, стадию социализации и социального самоопределения (студенческие годы),

дежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.

Студенчество является одной из тех социальных групп, для которых переходность, маргинальность социального статуса есть изначальная, сущностная характеристика, вытекающая из самого характера ее общественных функций. Переходный характер социального статуса студенчества обусловлен, во-первых, характером выполняемых в обществе специфических функций, во-вторых, особенностями формирования студенчества как социальной группы и взаимодействия его с другими элементами социальной структуры, в-третьих, характером и условиями основной деятельности и условиями жизни в целом, в-четвертых, принадлежностью студенчества к социально-демографической группе молодежи и связанными с этим функциями, особенностями сознания и деятельности. Особое место студенчества среди групп переходного характера определяется тем, что в рамках его осуществляется переход к преимущественному социальному статусу (по характеру и содержанию трудовой деятельности, по возможности активного участия в управлении, по общественному престижу и т. п.).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что студенческие годы -

это годы активного становления молодого человека как самостоятельной, самодостаточной во всех отношениях личности, что сопровождается выбором и утверждением своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с личными потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего, выбором видов социальной деятельности и личностноприемлемых вариантов участия в ней. Другими словами - это период активного социального самоопределения, т. е. определения себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий.

Основным видом деятельности студенческой молодежи является учебно-профессиональная деятельность, а образовательное пространство вуза является одним из важнейших агентов социального самоопределения студента.

Основой социального самоопределения личности студента выступает социокультурное самоопределение, т. е. определение себя относительно общекультурных че—ловеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной концепции. В этом смысле спорт может стать той социокультурной средой в вузе, суть которой состоит в новом видении назначения и смысла образования, в упрочении индивидуальных ценностей образования, удовлетворении личных запросов молодых людей, в обеспечении их успешного самоопределения и самореализации, обращена к растущему человеку как главной ценности.

Спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально ком-

петентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни.

Спорт как вид социальной, непроизводственной деятельности воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически воспитательными возможностями называться полноценным видом социальной деятельности, сферой утверждения и обретения культуротворческого смысла личности.

В данном случае спортивная деятельность может стать непосредственным носителем механизмов социальных отношений. Эти отношения получают предельно концентрированное выражение в процессе формирования личностных характеристик. Следует подчеркнуть, что быть включенным в социальные отношения через спортивную деятельность и заниматься социально организованной деятельностью - физической культурой - это не одно и то же. Различие состоит в том, что субъектом спортивной деятельности являются не только отдельные личности, но и общности и общественные организации, в которых у личности формируются установки на деятельность и потребность в общении. Утверждение, что спорт является предметно выраженной сферой общих социальных интересов и фактором, укрепляющим целостность общества, говорит в пользу социальной природы спорта как специфически воспитательного фактора формирования личности [2].

Эти отношения в процессе формирования личности в общей совокупности и характеризуют спорт как социокультурную среду. Особенности этих отношений состоят в том, что они возникают и, проходя предваритель-

но через сознание людей (общественное, индивидуальное и коллективное), затрагивают сферу ценностных отношений личности и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества.

Данные отношения по своему статусу в системе общественных отношений являются надстроечными. И, подобно политическим, правовым, моральным и другим отношениям, они в своем развитии определяются среди прочих факторов природой и типом господствующего материального базиса. Характер и содержание этих отношений в конечном итоге могут быть детермированы социальноэкономической структурой общества. Смена базиса влечет за собой изменение и надстроечной сферы, и в том числе спортивных отношений. Это означает, что сфера спорта не имеет полной самостоятельности. Равно как и другие надстроечные явления, как, например, интеллектуальная или культурная среда формирования личности, она имеет относительную самостоятельность, сущность которой заключается в том, что помимо зависимости от базиса, она имеет собственные, только ему присущие законы и закономерности развития и функционирования. Французский социолог Пьер Будье писал: «...пространство спортивной деятельности не есть мир, замкнутый в себе самом. Оно включено в мир практики и потребления, в свою очередь, структурированный в специфическую воспитательную систему. Имеются все основания рассматривать виды физической активности как относительно автономное пространство, но не следует забывать, что оно является фактором гармоничного развития личности» [3].

Рассматривая процесс социального самоопределения через социально-культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности в вузе, следует отметить, что спорт в силу своего специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции сту-

дента, формируя определенный тип его поведения. Один из главных целевых ориентиров в подготовке будущего специалиста -его развитие на основе выработки личностного отношения к содержанию образования и культуры, освоению норм и способов мышления и деятельности. От студента требуется самоопределение, а от вуза - создание должного учебного процесса.

Еще в 1994 году, в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, физическая культура была объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Именно тогда в вузах России появилась программа, в которой декларируются идеи о месте и роли физического воспитания и физической культуры, о том, что они должны стать интегративным качеством личности, неотъемлемым компонентом общей культуры студента и в перспективе быть реализованы в социальнопрофессиональной деятельности и семейной жизни. Задачи физического воспитания - гармонизация телесно-духовного единства, формирование таких ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство - актуальны и сегодня, в связи с введением образовательных стандартов нового поколения, и не вызывают принципиальных возражений.

В то же время учебные и внеучебные занятия студентов расставляют все по своим местам.

Основная форма занятий физической культурой в вузах - учебные занятия. Реально - это занятия до или после специальных дисциплин, требующих определенной концентрации, настройки и подготовки, осмысления. Опыт показывает, что студенты за час до таких лекций избегают больших физических нагрузок.

Четыре часа в неделю студенты должны заниматься тем, что им будет предложено,

в зависимости от возможностей вуза, климатических условий и конкретной ситуации. Единой поурочной программы нет и не может быть. Оснащенность вузов спортивными сооружениями по качеству не соответствует уровню культуры общества, которого мы стремимся достигнуть.

Доказано, что принудительные занятия не могут сформировать стойкой потребности в них на всю жизнь. Анализ проблемы подготовки молодых специалистов в развитых странах показал, что проблема здоровья индивида, его физической работоспособности решается только на добровольных началах. Студенту предлагаются варианты выбора вида занятий в удобное для него время. Если принципиально не изменить форму проведения занятий в российских вузах, положение не улучшится. Это подтверждают результаты опроса студентов Читинского государственного университета, целью которого было узнать отношение самих студентов к физической культуре и спорту, самооценки их физического состояния, выявления отношения к занятиям физической культурой в вузе. Выборка составила - 500 человек: 150 юношей и 350 девушек.

Полученные данные демонстрируют, что в большинстве своем (71 %) респонденты положительно относятся к физической культуре и спорту, лишь 5 % студентов высказались отрицательно по этому поводу; безразличное отношение у 23 %; затруднились ответить -1 %. В целом, следует констатировать факт, что большинство студентов понимают необходимость спорта в жизни человека, что подтвердили ответы на следующий вопрос: 77 % респондентов высоко оценивают социальную значимость физической культуры, считая ее важнейшим элементом общей культуры человека; 16 % считают, что физическая культура и спорт не влияют на их культурный уровень; 7 % затруднились оценить их социальную роль в формировании личности студента. На наш взгляд, такое положение, в первую

очередь, характеризует не достаточную информированность о социальной сущности физической культуры.

Лучшим доказательством значимости физической культуры и спорта для развития человека может быть осмысление ценностного потенциала этого феномена. Главную их ценность в развитии личности юношиидевушкивидятвукрепленииздоровья (89 %); в развитии волевых и моральных качеств (62,3 %); во всестороннем развитии способностей личности с раннего возраста (40 %). Побуждает студентов к физкультурноспортивной деятельности потребность в движениях и физических упражнениях (72,3 %); в эмоциональной разрядке и отдыхе (58,9 %); в общении и проведении свободного времени (29,2 %); в самоутверждении (24 %); в эстетическом наслаждении (18,9 %). Всего 18 % респондентов оценили свое здоровье как соответствующее желаемому, 6 % - затруднились дать оценку своему физическому состоянию, 76 % студентов хотели бы улучшить состояние своего здоровья, причем именно с помощью физической культуры и спорта. Опять результаты демонстрируют достаточно высокий уровень положительного восприятия физической культуры и спорта и его значения в жизни человека.

Несколько иную, не такую радужную, картину можно наблюдать, анализируя результаты ответов респондентов на вопросы, касающиеся отношения к занятиям физической культурой в вузе. Несмотря на то, что 82 % опрошенных считают занятия физической культурой обязательными и необходимыми, а лишь 12 % ответили на данный вопрос отрицательно, (остальные 6 % затруднились ответить), отношение к форме проведения этих занятий в вузе у большинства студентов достаточно пессимистическое: 84 % респондентов считают, что занятия по физическому воспитанию в вузе должны проводиться только в форме секционных занятий, вне учебных часов. Низко оценивают

студенты и качество проведения занятий: однообразно, скучно, не интересно - 89 %; завышенные, без учета физических возможностей, требования - 86 %; неудобное время проведения - 74 %; неблагожелательные отношения между преподавателями и студентами - 72 %; низкий уровень профессионализма преподавателей - 47 % респондентов.

Важным показателем оценки деятельности вуза является критерий удовлетворенности. На вопрос «Как вы считаете, имеются ли в вузе условия для занятий физкультурой?» были получены следующие ответы: в полной мере удовлетворены этими условиями - 16 % студентов, частично - 23 %; в том, что они полностью отсутствуют, уверены 59 % респондентов. Среди неудовлетворительных условий проведения занятий по физическому воспитанию чаще всего студенты отмечают отсутствие спортивного инвентаря, отвечающего современным требованиям - 89 % и спортивной базы (стадион, спортивные площадки, бассейн и т. п.).

В ходе опроса выявилась еще одна проблема. Многие студенты отмечают, что в вузе не в достаточной мере осуществляется работа по выявлению спортивно одаренной молодежи. Лишь малая часть молодых людей, поступивших в вуз с определенным опытом и достижениями в спортивной деятельности, имеют возможность проявить себя в его стенах. Слабо организована работа спортивных секций по интересам, почти не проводятся внутри вузовские спортивно-массовые мероприятия, а если проводятся, то носят заорганизованный и принудительный характер.

Как видим, картина достаточно неутешительная. Выводы напрашиваются не очень положительные: потребность в занятиях физической культурой и спортом у студентов есть, осознание необходимости этих занятий - тоже есть, есть и желание заниматься спортом как личное стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Нет условий, которые обязан создать вуз как

институт, ориентированный на развитие возможностей личности и реализацию личностного потенциала человека, его свободного самовыражения.

Каковы же реальные предложения по изменению форм физического воспитания и образования? Основная задача, на наш взгляд, состоит в том, чтобы вывести студентов из состояния пассивных исполнителей программы, превратить их в активных участников учебного процесса. Студент должен понять, что он сам, прежде всего, заинтересован в своем хорошем физическом состоянии. Со стороны вуза необходим лишь контроль за этим и предоставление возможностей для занятий.

Физическая культура представлена в вузах как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. Она способствует гармонизации телесно-духовного единства, обеспечивает формирование таких ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Понимание студентом физической культуры как ценности может стать действенным фактором формирования прогрессивных тенденций в развитии общественного мнения и потребностей в освоении ее ценностей как вида культуры будущего специалиста. В последние годы значительно вырос объем, улучшились содержание и качество научных работ, посвященных анализу эффективности внедрения нетрадиционных форм, средств и методов физкультурной деятельности студенчества. При этом интерес представляют исследования, в которых положено начало новым подходам к изучению физической культуры в аспектах теории культуры, оригинальным решениям в разработке новой концепции и ее реализации в условиях гуманитаризации вузовского образования. Оценивая положительный вклад специалистов, необходимо отметить, что теоретические аспекты, обоснование целенаправленного использования

ее нетрадиционных форм, средств и методов еще не нашли практического внедрения. Остаются нерешенными и другие важные аспекты нравственного, духовного и физического оздоровления студенческой молодежи.

Актуальна проблема формирования мотивов и потребностей студентов в спортивной деятельности, физической рекреации и реабилитации. Главными критериями при разработке различных видов физической культуры в вузах следует считать как объективную (требования общества), так и субъективную (личное желание потребности в различных видах физкультурной деятельности). Основная форма ее функционирования в вузах - неспециальное физкультурное образование. Как и образование в целом, оно является общей категорией социальной жизни личности и общества в целом. Целями его следует считать: достижение целостности знания о человеке, его культуре как системе норм, ценностей, ориентированных на развитие личностных качеств молодого человека; создание гуманитарных основ (нравственноэтических, культурно-эстетических) формирования интеллигентности студента в единстве с его физкультурной деятельностью; воспитание у студентов потребности и способности руководствоваться в своей жизнедеятельности гуманистическими мотивами и целями физкультурной деятельности, умения прогнозировать и самокритично оценивать результаты телесного и духовного развития; ориентация студентов на самообразование,

саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль в области физкультурной деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие как важный фактор во всех сферах их жизнедеятельности.

Спортивная деятельность является логическим завершением неспециального физкультурного образования, т. к. оно создает только начальную базу, формирует предпосылки для развития физических качеств и двигательных навыков. Необходимость в занятиях спортом определяется потребностями общества иметь специфические средства воспитания высоких психофизических способностей будущего специалиста. Спорт позволяет расширить круг общения молодежи, дает возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, решения научных, педагогических, социальных и других задач в нестандартных ситуациях. Это особенно важно в условиях перехода на многоуровневую систему образования, когда студенты вовлечены в стремительный ритм современной жизни. Он создает реальные условия для самосовершенствования, адекватного самопознания значимых и социально приемлемых способов самореализации и самоутверждения. Спорт как социокультурная среда делает учебу в вузе плодотворной, а это главное в подготовке к предстоящей профессиональной деятельности. В конечном счете, все выше перечисленное, по нашему мнению, и является составляющими элементами социального самоопределения личности.

Литература

1. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. - М.: Политиздат, 1989.

2. Апциаури Л. Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 1. - С. 12-14.

3. Жолдак В. И., Коротаева Н. В. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. -Малаховка: МОГИФК, 1994. - С. 295.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.