Научная статья на тему 'Противоречия развития физической культуры студенческой молодёжи в современных условиях'

Противоречия развития физической культуры студенческой молодёжи в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
899
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL CULTURE / YOUTH / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозова Елена Вениаминовна

Рассмотрены основные направления системы формирования ориентаций студентов на развитие физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contradictions of physical education of students in modern conditions

The article considers the main directions in the formation of students' orientations to the development of physical culture. The conditions and factors influencing the formation of physical culture of students are revealed.

Текст научной работы на тему «Противоречия развития физической культуры студенческой молодёжи в современных условиях»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

61

УДК 303.5 Е.В. Морозова

ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Рассмотрены основные направления системы формирования ориентаций студентов на развитие физической культуры. Раскрыты условия и факторы воздействия на формирование физической культуры студенческой молодёжи.

Ключевые слова: студенческая молодёжь, физическая культура, здоровье.

Значимость проблемы здоровья молодёжи обусловлена особой важностью этого периода для всей последующей жизни человека, наличием негативных показателей в состоянии здоровья российской молодёжи в целом и в Удмуртии, в частности; а также тем, что именно молодёжь представляет собой потенциал трудового и популяционного ресурсов страны. На современном этапе развития общества здоровье и здоровый образ жизни - это одна из главных идей, которая всё активнее проникает в российскую действительность. Отношение человека к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами и субъективными факторами, проявляется в действиях, поступках, вербально выражается во мнениях и суждениях. Однако существует диссонанс между декларируемой, осознаваемой ценностью здоровья и реальным поведением, далеко не всегда направленным на его сохранение и укрепление.

В условиях сегодняшней социально-экономической реальности здоровье для молодежи нередко оказывается единственным средством достижения поставленных задач, что делает здоровье объектом эксплуатации, а его ценность рассматривается не фундаментальной, а инструментальной. Этот вывод подтверждается проведенными эмпирическими исследованиями в разных вузах г. Ижевска, которые показывают, что только 47% респондентов оценивают своё здоровье как хорошее, удовлетворительное - 25%, отличное - 19%, неудовлетворительное - 8%, затруднились ответить - 1%. Среди тех, кто оценивает состояние здоровья как хорошее, - большинство девушек в возрасте 20 лет.

Возрастные особенности вносят определённые коррективы в общую картину оценки уровня здоровья. При анализе корреляционной зависимости переменных «курс обучения» и «состояние здоровья» выявилась тенденция: чем старше курс, тем меньше процент здоровых студентов. Пренебрежительное отношение к своему здоровью складывается годами, от курса к курсу. Фиксируется отсутствие у студентов потребности в самостоятельном укреплении своего здоровья.

Отношение к здоровью включает в себя субъективную самооценку человеком своего физического и психического состояния. Самооценка как структурный компонент отношения к здоровью, как осознание личностью своих физических и духовных сил непосредственно связана с целостной самооценкой человеком самого себя, своих возможностей и качеств, осознанием жизненной перспективы и места среди других людей, что обусловливает её регулятивную функцию. В связи с этим, нами выяснялось понимание студентами самого понятия «быть здоровым».

Таблица 1

Мнение о содержании понятия «быть здоровым» (в % к числу опрошенных)

Показатели Доля

Никогда не жаловаться на состояние здоровья 30

Быть в хорошей форме, как физически, так и духовно 23

Вести здоровый образ жизни 6

Хорошо выглядеть 5

Ощущать радость от жизни 3

Иметь хорошее самочувствие 3

Заниматься спортом 3

Когда ничего не болит 3

Также были отмечены варианты: чувствовать лёгкость движений, быть счастливым, быть активным, высокая трудоспособность, родить здорового ребёнка, не ходить в больницу, быть долгожителем, быть сильным, здоровым, отлично себя чувствовать.

Самооценка каждым третьим респондентом своего здоровья определяется субъективным ощущением отсутствия трудностей в физической активности. Это, скорее всего, данный природой сигнал, который может быть обманчивым. Известно, что некоторые болезни себя сразу не проявляют. Только когда организм уже явно не справляется с вредными для него изменениями, тогда человек начинает ощущать себя не вполне здоровым. Поэтому суть физической культуры заключается в том, чтобы постоянно искусственными способами повышать способность организма вовремя выявлять негативные изменения и умело их подавлять. Тогда человек будет управлять своим организмом, усиливая природную сопротивляемость различным заболеваниям. Однако этому на занятиях физической культуры ни в школе, ни в вузе не учат.

В настоящее время существует целый спектр возможностей использования традиционных и нетрадиционных способов сохранения и укрепления жизненных сил организма. Однако критерии оптимального выбора того или иного метода, как правило, не определяются. Отсутствует целостная система обучения человека с раннего детства методам заботы о сохранении здоровья и на этой основе -обеспечения полноценной продолжительной жизни. В результате стихийность и случайность в этом процессе остаются преобладающими.

Из таблицы видно, что у студентов существуют очень ограниченные представления о том, что означает чувствовать себя здоровым. Не выделяется ценность свободы организма в осуществляемой ими работе. Не понимается в полной мере значимость положительных переживаний, определяемая высоким уровнем жизненных сил организма. Физическая культура до сих пор не включает в себя развитую систему ощущения, понимания, управления человеком своего организма. Это является одной из причин низкой мотивации к освоению этой культуры.

Формирование потребности в здоровье и физической культуре должно происходить в контексте общего развития и совершенствования человека, повышения его жизнеспособности. Тогда это будет означать высокую ценность физической культуры как необходимого компонента системы укрепления здоровья в структуре жизненных ценностей человека. На состояние здоровья влияет: наличие распланированного, организованного режима дня; умение поддерживать положительные эмоции и снижать вероятность возникновения отрицательных чувств, разрушающих психическое благополучие; разработанная система питания, организации труда и отдыха; отказ от вредных привычек, которые непосредственно связаны с факторами риска для здоровья. Все это входит в систему формирования здорового образа жизни. Поэтому субъективное восприятие студентами собственного здоровья предполагает оценку ими значимости основных компонентов здорового образа жизни, который им следовало бы вести. Исследования выявили противоречия в понимании содержания этого явления.

Таблица 2

Мнение о содержании здорового образа жизни (в % к числу опрошенных)

Показатели Доля

Отказ от вредных привычек 60

Занятия спортом 49

Правильное питание 49

Г игиена тела 45

Активный отдых 37

Наблюдение за состоянием здоровья 35

Оздоровительные виды деятельности 20

Соблюдение режима дня 19

Данные показывают, что в понимании студентами здорового образа жизни наблюдаются две крайности. Первая связана с устранением вредных привычек, а вторая - со своеобразным введением в образ жизни отдельных видов деятельности, связанных с охраной здоровья, таких как закаливание, общеукрепляющие упражнения. Однако физкультурная активность, осуществляемая без регуляции других сторон повседневной жизнедеятельности, не всегда приносит положительные результаты. Студенты не осознают, что здоровый образ жизни формируется в результате освоения методов управления жизненными силами организма. Под ним понимается как отказ от разных так называемых «вредных привычек», так и выполнение всех современных требований к питанию, отдыху, характеру труда, общения с разными людьми и т.п. Данные опроса показывают, что все эти элементы здорового образа

Противоречия развития физической культуры. ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

жизни не связываются у многих студентов в единую систему. Определяющим компонентом в ней является личная физическая культура, как система компетенций, обеспечивающих регулирование психических и физических сил, обеспечивающая их умелое использование, восстановление и развитие.

Основным мотивом интереса к занятиям физической культурой должно быть не только желание быть здоровым, но и установка на управление жизненными силами в различных жизненных ситуациях. Опрос показал, что только у 9% респондентов стиль жизни соответствует тем показателям здорового образа жизни, которые были выделены ими. Частично соответствует у 80%, не соответствует у 9%. Таким образом, ориентация на здоровый образ жизни носит у подавляющего большинства студентов абстрактный характер и не подкрепляется практическими действиями. Для каждого третьего респондента не является нормой соблюдение режима и отслеживание состояния своего здоровья.

Отсутствие личных мотивов в сохранении здоровья является ключевым фактором его ухудшения. Также среди основных причин, мешающих человеку активно включиться в освоение современных технологий сохранности своего здоровья является отсутствие соответствующих знаний и навыка постоянной заботы о своём психическом и физическом состоянии. Тем актуальнее становится задача освоения здоровьесберегающих технологий, которые следует изучать на занятиях по физической культуре. На значимость их изучения указывает то, что каждый третий студент не удовлетворён состоянием своего здоровья. Частично удовлетворены 43%. В связи с этим возникает проблема понимания студентами самой сущности и содержания физической культуры.

Большинство респондентов отмечает, что физическая культура - это способ поддержания или улучшения физической формы. Однако почти для половины опрошенных студентов - это формальное утверждение, так как не выделяются конкретные показатели изменения физического состояния в результате посещения соответствующих занятий. Не осознается то, как можно эффективно управлять своей физической формой, получая на занятиях те компетенции, которые позволяют в свободное время умело управлять психическими и физическими силами организма. Для значительной части студентов физическая культура сводится к вынужденным для них занятиям, по которым требуется получить зачет.

Поэтому регулярность посещения занятий по физической культуре в вузе студентами не становится индикатором их саморазвития, социальной активности, обеспечивающих более полное с точки зрения необходимых жизненных сил включение индивида в различные сферы жизнедеятельности общества.

Исследование выявило еще одну проблему, которая заключается в том, что у большинства респондентов интерес к физической культуре и спорту с момента окончания школы остался без изменений - 47%, повысился у 26 %, снизился у 16% респондентов. Частично повысился интерес к двигательной активности у девушек гуманитарных специальностей.

По ответам респондентов можно утверждать, что есть определённый задел для улучшения качества проводимых занятий в вузе, которое напрямую зависит от ряда условий. Среди них названы следующие (табл. 3).

Таблица 3

Факторы, влияющие на качество занятий по физической культуре в вузе

(в % к числу опрошенных)

Показатели Доля

Современная материально-техническая база 48

Наличие бесплатных оздоровительных услуг для студентов 45

Новые методики проведения занятий 24

Увеличение числа массовых спортивных мероприятий 15

Затрудняюсь ответить 11

Слабое материально-техническое состояние физкультурно-спортивных сооружений, а также низкая эффективность их использования из-за технической изношенности спортивного оборудования, инвентаря, неудовлетворительного состояния самих объектов, которые требуют капитальных вложений и ремонта, препятствуют развитию интереса студентов к занятиям по физической культуре. Также респонденты отметили необходимость изменения форм, содержания проводимых занятий.

По результатам исследования каждый третий студент пользуется физкультурно-спортивными

услугами фитнес-центров с разной степенью регулярности. Среди основных причин, по которым студенты посещают спортклубы, названы: желание улучшить физическое состояние - 33%, укрепить здоровье - 12%, оптимизация веса - 7%, привычка - 4%, модно - 1%. Выбор определяется: ценовой политикой спортклуба - 19%, уровнем профессионализма инструкторов - 11%, его посещают друзья -11%, удобным расположением - 10%, качеством инвентаря - 8%, возможностью посещать в любое время - 8%, наличием большого выбора занятий - 5%, интерьером - 3%, а также наличием сопутствующих услуг.

Среди тех, кто не посещает какие-либо секции, называют следующие причины: не хватает времени - 39%, нет денег на занятия - 29%, нет желания - 12%, нет заинтересованности - 9%, неудобно расположено - 6%, слишком большая нагрузка - 5%, не позволяет здоровье - 3%. Действительно, у современного студента насыщен учебный процесс, временная составляющая является основополагающей при формировании распорядка дня, и, таким образом, спортивная деятельность не является для них приоритетной. Однако именно для повышения эффективности учебных занятий требуется постоянное повышение уровня развития физической культуры студента, но эта зависимость многими не осознается.

Наиболее значимой для приобщения к оздоровительным видам деятельности является практика занятий в спортивных секциях. По результатам нашего исследования 62% респондентов посещали спортивную секцию в детстве. Если с детства сформирован интерес к физической культуре, постоянным занятиям по развитию физических сил, то с большей долей вероятности оздоровительные практики будут характерны и для юношеского возраста. Однако анализ результатов исследования позволяет утверждать, что к студенческому возрасту количество занимающихся в различных спортивных секциях падает. В настоящее время 77% респондентов их не посещают. Сказывается перегруженность и снижение потребности в самоутверждении с помощью создания красивого тела, умелого владения некоторыми видами физических упражнений, связанных, например, с футболом, волейболом, бегом и т.п. В подростковом возрасте потребность самоутвердиться среди представителей своего и другого пола является важным мотивом занятий в разных секциях.

По данным исследований в целом временные затраты на физическую культуру у студентов, включая посещение соответствующих занятий, составляет в течение недели до 1 часа - 20%, 2-3 часа - 43%, 4-5 часов - 25%, 6-7 часов - 6%, 8 часов и более - 4%.

Многие находят разные причины, оправдывающие их пренебрежительное отношение к развитию собственной физической культуры

Таблица 4

Основные причины отказа молодёжи от занятий физической культурой

(в % к числу ответивших)

Индикаторы Доля

Лень 60

Отсутствие интереса 52

Отсутствие финансовых средств 45

Отсутствие времени 42

Слабая организационная работа в вузе по вовлечению в физкультурноспортивную деятельность 15

Слабая организация спортивно-оздоровительной работы на факультете 15

Противопоказания по здоровью 11

Отсутствие интересующих секций в вузе 9

Отсутствие доступа к спортивным сооружениям 7

Отсутствие спортивной формы и инвентаря 7

Названы в основном субъективные причины, связанные с отсутствием глубокого понимания ценности приобщения к современной физической культуре, а также низкой самоорганизации в осуществлении реальной заботы о своем организме. В то же время, следует отметить указание на фактор отсутствия финансовых средств для систематических занятий в каких-то спортивных клубах. В условиях рыночной экономики почти исчезли бесплатные формы физкультурных занятий помимо тех, которые имеются в вузе. Но посещение в соответствии с расписанием занятий явно недостаточно,

Противоречия развития физической культуры.

65

чтобы постоянно и разными средствами развивать культуру управления жизненными силами организма. Нужны занятия в свободное время, но они требуют значительных расходов, которые может себе позволить только тот студент, который уже подрабатывает или родители еще удовлетворяют его многие потребности. Поэтому требуется увеличение государственных расходов не только на содержание тех студентов, которые имеют большие достижения в отдельных видах спорта, а массы желающих заниматься теми или иными оздоровительными практиками на материальной базе вуза.

В целом у подавляющего большинства студентов пока не сформирована ориентация на постоянное побуждение себя к овладению компетенциями, характеризующими современную физическую культуру. Причина, очевидно, кроется в том, что студенты живут сегодняшним днём, рассчитывают на огромный потенциал здоровья, который, тем не менее, незаметно для них постепенно истощается. У многих актуализируется установка на здоровье и активный образ жизни в процессе приближения к пожилому возрасту.

Эффективность развития физической культуры студенчества в системе образования во многом определяется отношением к этой проблеме государства. По мнению респондентов на отношение к физической культуре влияет главным образом личное отношение - 45% опрошенных придерживаются такого мнения; в равной степени - внешние обстоятельства и личное отношение - 36%. Отношение к физической культуре зависит полностью от внешних обстоятельств - отметили 9% респондентов.

Можно отметить, что в настоящее время господствует представление о том, что государство, местные органы власти, вузы должны предпринимать активные действия по увеличению числа студентов, включенных в различные оздоровительные практики и активный процесс развития физической культуры. Необходимо создавать новые технологии обучения и воспитания компетенций, связанных с управлением жизненными силами организма, специалистам по физической культуре, врачам. Иначе не изменить нынешней ситуации, когда у подавляющего большинства студентов не сформирована ориентация на активные действия по формированию собственной физической культуры, отсутствуют компетенции, обеспечивающие укрепление здоровья, господствует пассивное ожидание того, что кто-то будет заниматься решением проблем приобщения к новым достижениям в сфере управления человеком своим организмом.

Критерием изменения ориентаций и установок на вовлечение в физкультурную деятельность должен стать уровень личной активности. Этот переход станет возможным, если студент будет не только объектом оздоровительных мероприятий, проводимых вузом, но и их активным субъектом, транслирующим среди окружающих людей ценность здоровья и физической активности. Это даёт основание утверждать, что отсутствие в структуре досуга студентов оздоровительных практик уменьшает степень их общей социальной активности.

В связи с этим возникает вопрос о том, в какой степени студенты оценивают физическую культуру как элемент своей общей культуры, развиваемой в процессе получения высшего образования. Придерживаются такого мнения 66% респондентов. Не считают физическую культуру частью общей культуры личности 13%, затруднились с ответом 21% респондентов. Однако признание высокой роли физической культуры в общем развитии личности не связано у многих с соответствующей активностью по приобретению новых знаний и умений, обогащающих повседневную оздоровительную практику студентов.

Основные резервы эффективного вовлечения студенчества в оздоровительные практики определяются содержанием и направленностью национальной спортивной политики. В соответствии с Законом Удмуртской Республики «О физической культуре и спорте» (в ред. Закона Удмуртской республики от 06.12.2001 № 56-РЗ) [1] определены общие компетенции органов государственной власти в сфере физической культуры и спорта Республики. Однако в этом законе не раскрыта роль органов государственной власти в развитии физической культуры разных социально-демографических групп, учащейся молодежи с учетом потребностей школьников, студентов, рабочей молодежи города и сельской местности, инвалидов, незащищённых групп населения и т.д.

Существенное влияние на выбор оздоровительных практик студентами, на рефлексию собственного самочувствия оказывает социальное окружение - друзья, коллеги, родственники, товарищи по общественным объединениям. Так, в исследовании Р. Роуза было выявлено, что вхождение в формальные и неформальные сети, наличие широкого круга друзей, единомышленников, оказывают самостоятельное - в дополнение к социально-структурным факторам - воздействие на здоровье: его самооценки оказались выше у тех, кто наделен этим капиталом [2]. Следовательно, необходимо в процессе обучения студентов формировать особую субкультуру, содержанием которой является обя-

66

Е.В. Морозова

зательное овладение компетенциями, обеспечивающими умелое управление личностью жизненными силами своего организма.

Считается, что приобщенность к своей референтной группе оказывает на здоровье самостоятельное, независимое от других переменных (демографических, социально-структурных, стресса) воздействие, способствуя возникновению самоуважения, целеустремленности, цельности личности и связанных с ними благоприятных физиологических реакций, а также является источником информации, мотивации и социального давления, побуждающих человека заботиться о своем здоровье. Согласно одной из трактовок зависимости между социальной интеграцией и здоровьем, чем больше социальных сетей, в которые вовлечен человек, тем лучше для его здоровья. Наличие референтной группы, ориентированной на освоение и развитие современной физической культуры, будет стимулировать мотивацию студента к соответствующим занятиям, укрепляющим как психические, так и физические силы.

Для повышения физкультурно-оздоровительной активности студентов также необходимы структурные преобразования, направленные на трансформацию региональной системы подготовки кадров по физической культуре для вузов, придание ей адаптивности и гибкости. Такая система должна включать преемственность (дошкольные учреждения - средне-общеобразовательные учреждения - учреждения средне-специального/высшего образования), максимальную индивидуализацию занятий по интересам и уровню подготовки, специально разработанную методику преподавания физической культуры для студентов с разным уровнем подготовки.

Существующие противоречия в формировании и развитии физической культуры студенческой молодёжи в современных условиях преодолеваются через понимание содержания физической культуры и форм приобщения к ней студенчества, комплексностью в формировании знаниевого, ценностного компонентов физической культуры, рассмотрение студенчества как активного субъекта развития содержания и форм приобщения к современной физической культуре. Система формирования и развития физической культуры студенчества функционирует на основе совместных усилий заинтересованных министерств и ведомств, средств массовой информации, учреждений образования, здравоохранения, молодежных общественных организаций. Они совместными усилиями могут обеспечить утверждение у студентов устойчивых ориентаций и установок на активное овладение современных способов эффективного управления психическими и физическими силами организма, исходя из требований трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой деятельности. Требуется создать эффективные механизмы выработки знаний и умений, обеспечивающих постоянную активность студенчества в сохранении и укреплении своего психофизического здоровья, включающие в себя единую систему медицинского, педагогического, физкультурно-спортивного, материально-технического, информационно-аналитического обеспечения решения данной проблемы.

* * *

1. Закон Удмуртской Республики №266-1 от 11.07.1996 г. «О физической культуре и спорте» // Известия Удмуртской Республики. №122-123, 10 августа 1996 г. (в ред. Закона УР от 06.12.2001 № 56-РЗ).

2. Русинова Н.Л., Панова Л.В., Сафронов В.В. Здоровье и социальный капитал // Социс. 2010. №1. С. 88.

Поступила в редакцию 12.08.12

E. V. Morozova

Contradictions of physical education of students in modern conditions

The article considers the main directions in the formation of students' orientations to the development of physical culture. The conditions and factors influencing the formation of physical culture of students are revealed.

Keywords: physical culture, youth, health.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Морозова Елена Вениаминовна, кандидат социологических наук

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: [email protected]

Morozova E.V., candidate of sociology Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.