Научная статья на тему 'Влияние педагогических условий на социализированность дошкольника'

Влияние педагогических условий на социализированность дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА / ДЕТСКИЙ ЧЕРЛИДИНГ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Ольга Александровна, Иванова Лидия Александровна, Курочкина Наталья Евгеньевна

В данной статье рассматривается проблема изучения педагогических условий характерных для всесторонней социализации детей дошкольного возраста. На основе методов наблюдения и диагностики уровней социализированности дошкольников выявлены педагогические условия и даны рекомендации для дальнейшего их использования в учреждениях ДОУ. При определении уровней социализированности дошкольников использовались следующие методы и методики: для выявления уровня развития способности дошкольников с помощью обобщения методом исключения использовалась методика «4-ый лишний»; для определения уровня произвольного внимания, пространственного представления использовалась методика «Графический диктант»; для выявления уровня взаимодействия с группой использовалась диагностическая игра "Шторм". Авторы статьи приходят к выводу, что занятия детским черлидингом являются одним из немногих определяющих факторов, комплексно воздействующих на все аспекты личности дошкольника и подготавливающих его к включению в систему социальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Ольга Александровна, Иванова Лидия Александровна, Курочкина Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of pedagogical conditions on socialization of preschooler

This article discusses the problem of studying of the pedagogical conditions typical for full socialization of the children at preschool age. Based on the methods of monitoring and diagnostic of the levels of preschool socialization the authors identified the pedagogical conditions and recommendations for their further use in the preschool institutions. In determining the levels of socialization of the preschoolers the authors used the following methods and techniques: to identify the level of development of abilities of preschool children with the help of the generalization by the method of the elimination there was used the technique of "4th extra"; to determine the level of voluntary attention, spatial representations the authors used the technique of "the Graphic dictation"; to identify the level of interaction with the diagnostic group there was used the game "Storm". The authors come to the conclusion that children's cheerleading classes are one of the few determining factors comprehensively influencing on all aspects of the personality of the preschool child, preparing children for inclusion into the system of the social relations.

Текст научной работы на тему «Влияние педагогических условий на социализированность дошкольника»

3. Yakovleva, I.P. and Romanova, M.L. (2014), "Method of students conflict competence formation", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 3, pp. 183194.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.04.2016

УДК 372.36

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ

ДОШКОЛЬНИКА

Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени акад. С.П. Королева, Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Евгеньевна Курочкина, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет,

Самара

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема изучения педагогических условий характерных для всесторонней социализации детей дошкольного возраста. На основе методов наблюдения и диагностики уровней социализированности дошкольников выявлены педагогические условия и даны рекомендации для дальнейшего их использования в учреждениях ДОУ. При определении уровней социализированности дошкольников использовались следующие методы и методики: для выявления уровня развития способности дошкольников с помощью обобщения методом исключения использовалась методика «4-ый лишний»; для определения уровня произвольного внимания, пространственного представления использовалась методика «Графический диктант»; для выявления уровня взаимодействия с группой использовалась диагностическая игра "Шторм". Авторы статьи приходят к выводу, что занятия детским черлидингом являются одним из немногих определяющих факторов, комплексно воздействующих на все аспекты личности дошкольника и подготавливающих его к включению в систему социальных отношений.

Ключевые слова: педагогические условия, социализированность дошкольника, детский черлидинг, социокультурная среда.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p110-115

INFLUENCE OF PEDAGOGICAL CONDITIONS ON SOCIALIZATION OF

PRESCHOOLER

Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer,

The Korolev Samara National Research University, Samara, Lidiya Aleksandrovna Ivanova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Natalya Eugenievna Kurochkina, the senior lecturer, Samara State Economic University, Samara

Annotation

This article discusses the problem of studying of the pedagogical conditions typical for full socialization of the children at preschool age. Based on the methods of monitoring and diagnostic of the levels of preschool socialization the authors identified the pedagogical conditions and recommendations for their further use in the preschool institutions. In determining the levels of socialization of the preschoolers the authors used the following methods and techniques: to identify the level of development of abilities of preschool children with the help of the generalization by the method of the elimination there was used the technique of "4th extra"; to determine the level of voluntary attention, spatial representations the authors used the technique of "the Graphic dictation"; to identify the level of interaction with the diagnostic group there was used the game "Storm". The authors come to the conclusion that children's cheerleading classes are one of the few determining factors comprehensively influencing on all aspects of the personality of the preschool child, preparing children for inclusion into the system of the social relations.

Keywords: pedagogical conditions, preschool socialization, kids cheerleading, social and cultural environment.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня система дошкольного образования обусловливается инновационным подходом к организации педагогической деятельности в дошкольных учреждениях, разрабатывает и применяет новые условия для развития ребенка в социокультурной среде, отвечающей требованиям родителей, интересам и склонностям ребенка. Стимулом для этого послужили многообразные преобразования в нашем обществе. Сегодня ребенку для активного участия в жизни, реализации себя как личности, необходимо постоянно проявлять и развивать свои способности и непрерывно обучаться. В связи с этим реформирование системы дошкольного образования требует совершенствования методов, средств и приемов обучения, с одной стороны, удовлетворяющих запросам общества, с другой -соответствующих возрастным возможностям ребенка. Наиболее эффективный результат в достижении поставленных целей дает применение новых технологий на основе активизации и интенсификаций детской деятельности [3]. Поэтому, развитие идей, концепций, целей взаимодействия всех социальных структур нашло широкое отражение в научных исследованиях и представлено в различных аспектах: социально-педагогическом (А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.А. Зимняя, М.И. Рожков, А.В. Мудрик, М.В. Шакурова, В.Р. Ясницкая и др.); педагогическом (Л.В. Байбородова, Б.В. Куприянов, В.А. Караковский, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.) [1].

Всестороннее формирование личности ребенка возможно только в условиях равноправного сотрудничества и взаимодействия.

Считается, что основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно формируются в дошкольном возрасте. Первые попытки формирования отношений ребенка с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития его личности. Этот ценный первый опыт обусловливает особенности формирования самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самоощущение среди людей.

Поэтому, в семейном, общественном и дошкольном воспитании наряду с умственным, нравственным, трудовым, физическим и эстетическим воспитанием, необходимо уделять большое внимание социализации ребенка в обществе. По нашему мнению, решающее значение в гармоничном развитии детей, укреплении их здоровья, организации воспитания, обучения и досуга имеет разностороннее развитие задатков и способностей дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических и моторных способностей в соответствии с естественным эволюционным их развитием. Решение этой трудной задачи в дошкольной организации предполагает освоение комплекса мер, направленных на формирование социализированности дошкольника в микропространстве и обществе на всех этапах развития путем применения разнообразных форм и средств деятельности.

Ряд авторов, Е.И. Подольская, В.Н. Саяпин, Г.В. Пантелеева и др. отмечают, что в ДОУ необходимо создавать условия для эффективного протекания воспитательных процессов детей, основываясь на организации видов деятельности в игровой форме построения образовательного процесса дошкольников; оснащении детей современным оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями [6] ; программированием взрослыми различных жизненных ситуаций, в которые регулярно попадает и может попасть ребенок с целью формирования его социализированности в домашних условиях, условиях дошкольного учреждения, улицы и т. д. Одним из таких условий, по мнению Ивановой Л.А., Казаковой О.А., Лагутенкова В.Г., Кудиновой Ю.В. и др., могут являться регулярные занятия физической культурой и спортом, сопровождающиеся большой эмоциональной составляющей [4], например, подвижные игровые занятия, занятия с элементами

сюжетных игр, дополнительные занятия по фитнес-аэробике, черлидингу, хореографии и т.д.

Нами была выдвинута гипотеза, что дополнительные занятия детским черлидин-гом с дошкольниками старших и подготовительных групп в ДОУ помогут комплексно воздействовать на личность занимающихся, и дадут ему возможность легко влиться в систему социальных отношений в будущем.

Проблема социализации личности в физической культуре и спорте не является, безусловно, новой. Между тем, о значимости социализации теоретики спорта подняли вопросы лишь в конце 1960-х начале 70-х годов XX столетия, что, по их мнению, было связано с проистекавшими в этот период реформами в области образования, и отображало все более утверждавшуюся трактовку спорта как самостоятельной подсистемы общества [1, с. 135-137].

В отечественной науке по дисциплине «физическая культура и спорт» осуществлен ряд фундаментальных исследований по проблеме социализации личности (В.К. Баль-севич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров, Э. Майнберг, Л.А. Иванова и др.). В частности, выявлено, что в регулярных занятиях физической культурой и спортом заключены колоссальные возможности для самовоспитания, самосовершенствования, самоопределения. Физическая культура и спорт, по мнению ученых, в силу своего неординарного характера формирует определенные условия для социальной адаптации и интеграции человека, воспитывая определенный тип поведения [5]. По нашему мнению, процесс социализации посредством физической культуры и спорта имеет особое значение и содержание, потому что здесь он представлен не только как фактор развития межличностной компетентности, но и как фактор овладения и передачи всеобщих культурных ценностей, оказывает влияние на получение социального статуса.

Цель исследования - выявление, обоснование и апробация педагогических условий, обеспечивающих формирование социализированности дошкольников при регулярных занятиях детским черлидингом в ДОУ.

Исследование проводилось на базах муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях «Детский сад № 61» и «Детский сад № 378» городского округа Самары.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Черлидинг - это отличная альтернатива классическим видам спорта (гимнастике, акробатике, аэробике и т.д.), который сейчас является доступным и для детей дошкольного возраста, где каждый из них может добиться выдающихся результатов. Спортивные навыки, полученные на регулярных занятиях черлидингом, позволяют ребенку успешно заняться в дальнейшем любым видом спорта, формируют позитивное отношение к жизни, лидерские качества, учат работать в коллективе и соответствовать высокому уровню физической подготовленности дошкольников при выходе из детского сада в школу. Чер-лидинг не имеет медицинских противопоказаний. Этот новый для России, многогранный вид спорта, состоит из элементов гимнастики, акробатики, спортивных танцев, хореографии. Во время регулярных дополнительных тренировок детским черлидингом постоянно происходит взаимодействие ребенка со сверстниками, с тренером-инструктором, с родителями и зрителями; придумываются и заучиваются «кричалки» [2]; в результате чего, развивается человек артистичный, общительный, чуткий, умеющий слушать и понимать партнеров по тренировке. В процессе занятий детским черлидингом складываются ситуации, в которых участники должны полагаться друг на друга, в результате чего рождается эффект добровольного обучения, научения, формирования навыка, в том числе и социального.

Авторами статьи был выделен ряд педагогических условий, в результате которых достигается успешность педагогической деятельности в формировании социализирован-

ности дошкольников при помощи дополнительных занятиях детским черлидингом.

По нашему мнению, первое условие состоит в наличии внутренней мотивации педагога, которая направлена на стремление развивать социализацию детей, их физические качества и коммуникативные способности.

Организация деятельности дошкольников, направленная на формирование социализации личности, предполагает на первом этапе - обучение правилам и культуре общения, умению договариваться, слушать и слышать партнера; на втором - совершенствование речевых навыков в ходе самостоятельного коллективного решения познавательных задач. Основное условие деятельности педагога - обеспечение склонности дошкольников действовать совместно, привитие желания и умения сотрудничать, выступать в команде.

Второе условие, в нашем случае, это технология учебно-тренировочных занятий, которая предполагает создание и логическое построение системы навыков, характерных для черлидинга и формирующих всестороннее развитие ребенка.

Третье условие направленно на создание программно-методического обеспечения, основная задача которого - подготовка специалиста для ведения профессиональной деятельности как системы мероприятий (услуг), направленных на укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, социальную адаптацию и интеграцию. В рамках осуществления данного условия нами разработана и внедрена в два дошкольных учреждения программа «Детский черлидинг для детей дошкольного возраста».

Для удачной реализации педагогической деятельности дошкольников на таких занятиях необходимо четвертое условие - использование специально организованных технологий направленных на интеграцию всех видов деятельности; сочетание обучения с двигательной активностью; регулярную смену темпа и ритма музыкального сопровождения; формирование творческой активности и самостоятельности (выполнение домашних заданий с родителями и др.).

Пятое условие формирования социализированности - определение стиля взаимодействия педагога, ребенка и родителя. Следует отметить, что повышение продуктивности и результативности педагогической деятельности дошкольников на занятиях детским черлидингом обеспечивает взгляд на ребёнка как на субъект воспитания, который проявляется в субъект-субъектных отношениях, поддержке ценностно-смыслового значения совместной деятельности педагога и дошкольника.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Экспериментальная апробация выделенных педагогических условий, на основе диагностики уровней социализированности детей дошкольного возраста, позволила выявить формирование у детей навыков позитивного взаимодействия с окружающим их миром. На занятиях детским черлидингом происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям возможность развиваться во всех отношениях. Коллективная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими, что способствует социальной адаптации при переходе в школу.

При определении уровней социализированности дошкольников мы использовали следующие методы и методики:

- для выявления уровня развития способности дошкольников с помощью обобщения методом исключения использовалась методика «4-ый лишний»;

- для определения уровня Произвольного внимания, пространственного представления использовалась методика «Графический диктант» (Цель: определение уровня развития мелкой моторики, пространственной ориентации и понимания словесных инструкций).

- для выявления уровня взаимодействия в группе использовалась диагностическая игра "Шторм".

На основании результатов проведенного эксперимента, в эксперименте участвовало 60 человек Экспериментальной группы и 58 человек Контрольной группы из воспитанников ДОУ № 61 и № 378 городского округа Самара, были определены уровни социализации данных групп.

Таблица

Уровни социализированности дошкольников подготовительной группы во время

эксперимента 2014-2015 гг. (%)

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Начало Окончание Начало Окончание

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Высокий 30 61 25 32

Средний 48 24 45 47

Низкий 22 15 30 21

Из таблицы видно, что регулярные занятия детским черлидингом могут способствовать социализированности дошкольников, т.к. дошкольники в большей степени привыкают работать в команде, слушать и обсуждать различные вопросы с тренером и родителями, грамотно излагая свои мысли; привыкают и не боятся презентовать себя на публике, учатся не только выигрывать, но и проигрывать ведь это спорт. Контрольная группа тоже показала улучшение результатов тестирования, но эти результаты относятся к естественному взрослению и общей подготовке к школе.

ВЫВОДЫ: подводя итог проведенных исследований, можно констатировать, что выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих готовность дошкольников к групповому взаимодействию и социализированности в обществе, что говорит об эффективности данных условий, которые позволяют развить у каждого ребенка творческое начало, воображение, изобретательность, умение договариваться, взаимодействовать друг с другом, способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева, Ш.Г. Социальное развитие дошкольников / Ш.Г. Алиева // Молодой ученый. -

2014. - № 2. - С. 711-715.

2. Иванова, Л.А. Применение методики ранней спортивной специализации в дошкольных учреждениях / Л.А. Иванова, О.А. Казакова // Электронный научно-исследовательский журнал «Мир науки». - 2015. - № 3. - URL : http://mir-nauki.com/issue-3-2015.html (Режим доступа 5.05.2016)

3. Иерусалимова, М.В. Двигательная активность и её влияние на состояние здоровья дошкольников / М.В. Иерусалимова, Т.В. Калинина, О.А. Казакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 12 (декабрь). - С. 151-155. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14363.htm. (Режим доступа 18.05.2016)

4. Лагутенков В.Г., Кудинова Ю.В. Влияние аэробики на развитие основных физических качеств детей / В.Г. Лагутенков, Ю.В. Кудинова // OlymPlus. - 2015. - № 1 (1). - С. 71-74.

5. Майнберг, Э. Основные проблемы педагогики спорта: вводный курс / Э. Майнберг ; Пер. с нем.; под ред. М.Я. Виленского, О.С. Метлушко. - М. : Аспект Пресс, 1995. - 318 с.

6. Саяпин, В.Н. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста / В.Н. Саяпин, Н.Н. Саяпина // OlymPlus. - 2015. - № 1 (1). - С. 141-145.

REFERENCES

1. Aliyeva, Sh.G. (2014), "Social development of preschool children", Young scientist, No. 2, pp. 711-715.

2. Ivanova, L.A. and Kazakova, O.A. (2015), "Application of the technique of early sports specialization in preschool institutions", World of Science, No. 3, available at: http://mir-nauki.com/issue-3-

2015.html.

3. Iyerusalimova, M. V., Kalinin, T.V. and Kazakova, O. A. (2014), "Physical activity and its influence on a state of health of preschool children", "Concept", No. 12 (December), pp. 151-155, availa-

ble at: http://e-koncept.ru/2014/14363.htm.

4. Lagutenkov, V. G. and Kudinova, Yu.V. (2015), "Influence of aerobics on development of the main physical qualities children", OlymPlus, No. 1 (1), pp. 71-74, available at: http://elibrary.ru/download/73502023.pdf

5. Maynberg, AA. (1995), Main problems of pedagogics of sport: an introduction course, Aspect Press, Moscow.

6. Sayapin V.N. and Sayapina N.N. (2015), "Health saving technologies in work with children of preschool age", OlymPlus, No. 1 (1), pp. 141-145.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.05.2016

УДК 796.015

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ЦИКЛИЧЕСКИ ВОЛНОВЫХ

ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ

Александр Петрович Кизько, кандидат педагогических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Новосибирск

Аннотация

Одной из методологических проблем кризиса в теории отечественного спорта, когда наблюдается существенный разрыв между теоретическими посылками оптимального планирования подготовки спортсменов и реальной практикой выступления наших спортсменов на главных международных соревнованиях (Чемпионаты Мира, Олимпийские игры, преимущественно в циклических видах спорта: легкая атлетика - беговые виды программы, лыжные гонки, биатлон и др.) является ситуация, когда в основании теоретических концепций положены результаты только экспериментальных исследований. Переход к теоретическим представлениям обоснования принципиальных вопросов подготовки спортсменов на основе причинно-следственных закономерностей новый методологий этап исследований в области теории спорта. В статье на базе закономерностей затухающего колебательного процесса рассмотрен теоретический вариант подхода к анализу циклически волновых процессов развития, в частности закона суперкомпенсации, как методологической основе оптимизации взаимосвязи работы и отдыха, обоснования механизма рекрутирования двигательных единиц и построения на этой основе классификаций физических нагрузок и др.

Ключевые слова: закон суперкомпенсации, цикличность развития саморегулирующихся

систем.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p115-122

THEORETICAL APPROACH TO THE ANALYSIS OF CYCLE WAVE DEVELOPMENT PROCESSES

Alexander Petrovich Kizko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk

Annotation

One of methodological problems of the Russian sports crisis - the circumstances at which a significant gap is observed between the theoretical ways of the optimal sportsman training planning and the real practice of performance of our athletes at the major international competitions (such as World Championships and the Olympics - mainly at cyclic sports: track and field, running programs, ski races, biathlon and etc.) is a situation at which the theoretical conceptions are only based on the experimental researches. The application of the theoretical proofs for the principal sportsman training questions based on the reason-cause links is a new methodological step in the sports theory research. In this article, based on the nature of the fading fluctuation process, the theoretical approach to the cycle wave-like development processes analysis is represented, in particular, on the law of super compensation as a methodological base of work-and-rest processes optimization, describing the mechanism of moving unities recruiting and physical exercises classification creation on this basis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.