неблагоприятным факторам рабочего пространства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создавать новый вид алкогольной продукции - это не просто применение технологических знаний и навыков. Прежде всего - это фантазия, логика и творчество. Чувствуя себя изобретателем, винодел получает удовольствие от своей работы, а его опыт и значимость в этой профессии стремительно набирает обороты. Работать по такой специальности сможет далеко не каждый, а ее важность весьма высока в современном мире. Поэтому технологи бродильного производства всегда востребованы, а это повод быть уверенным в завтрашнем дне для студентов, выбравших эту профессию.
Данное исследование показало, какие существуют профессиональные риски для здоровья, а также развитию каких физических и психофизических качеств будущих специалистов в этой области следует уделить особое внимание на занятиях по физической культуре и элективным курсам по физической культуре и спорту в университетах.
В связи с этим следует включить рекомендованные виды упражнений в обязательную образовательную программу будущих специалистов в области технологии виноделия для развития физических и психофизических качеств и общекультурной компетенции «физическая подготовленность для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры адаптации студентов к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев, В.А. Щеголев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7. - С. 16-20.
2. Карелина, Н.Н. Формирование устойчивости против профессионально обусловленных заболеваний будущих ветеринарных врачей на занятиях по физической культуре в вузе / Н.Н. Карелина // Научные труды SWorld. - 2015. - Том 20, № 1 (38). - С. 11-15.
3. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов : учебное пособие / Р.Т. Раевский. - Москва : Высшая школа, 1985. - 136 с.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. Bakaev, V.V. and Shchegolev, V.A. (2014), "Pedagogical technology of use of means of physical culture for adaptation of students to professional activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 16-20.
2. Karelina N.N. (2015), "Formation of resistance against professionally caused diseases of future veterinarians in physical culture classes at the University", Scientific papers SWorld, No 1 (38), Vol. 20, pp 11-15.
3. Rayevskiy R.T. (1985), Professionally applied physical preparation of students of technical colleges, Hight school, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.05.2020
УДК 796.011
МЕСТО СПОРТА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Александр Сергеевич Кожемяко, аспирант, Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Аннотация
Проблема спорта как современного социального института в российском обществе очень актуально в настоящее время, и играет важную роль в становлении личности российской молодё-
жи. В статье анализируется факторы и каналы влияния спорта на жизнедеятельность общества. Автор рассматривает роль спорта в социализации на разных уровнях: массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт и любительский спорт. В статье анализируется спорт как социальный институт и его место в жизнедеятельности личности. Автор рассматривает институт спорта в разных его аспектах и при выполнении им различных функций при воздействии на личность. Вывод состоит в, что влияние такого социального института как спорт недооценивается, но в тоже время, он играет большую роль в формировании и реализации личностного потенциала человека и всего общества в целом.
Ключевые слова: спорт, социализация, личность, самореализация, социальный феномен, социальные отношения, социальный институт, спортивная деятельность, жизнедеятельность личности, социология.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p204-208
PLACE OF SPORT AS A SOCIAL INSTITUTION IN THE LIFE OF AN INDIVIDUAL
Alexander Sergeevich Kozhemyako, the post-graduate student, Lomonosov Moscow State University
Abstract
The problem of sport as a social institution in Russian society is very relevant at present and plays an important role in the formation of the personality of Russian youth. The article analyzes the factors and channels of the influence of sport on the life of society. The author considers the role of sports in socialization at different levels: mass sports, sports of the highest achievements, professional sports and amateur sports. The article analyzes sport as a social institution and its place in the life of an individual. The author considers the institute of sports in its various aspects and in the performance of various functions by it when influencing the personality. The conclusion is that the influence of such a social institution as sport is underestimated, but at the same time, it plays a large role in the formation and realization of the personal potential of a person and of society as a whole.
Keywords: sports, socialization, personality, self-realization, social phenomenon, social relations, social institute, sports activity, life activity of an individual, sociology.
Рассматривая институт спорта с самого начала его генезиса и становления, то можно сказать, что для такого социального института была характерна прагматическая окраска. В первую очередь это обусловлено тем, что занятие спортом было направлено на получение удовольствия, а также удовлетворения своих личностных потребностей от участия в самом процессе (т.е. была определённая ценность). Но спустя время, действующие ценности занятия спортом и связанного с ними отношения к спортивной деятельности в целом всё более быстро превращались чисто в инструментальные ориентации, которые связаны с внешними для данной практики целями, такими например как:
- материальное вознаграждение;
- завоевание престижа и узнаваемости;
- социальной компенсации;
- получение признания в обществе;
- достижение определённого социального престижа;
- коммерческий эффект и т.п. [1, с. 138].
Термин "спорт" заключает в себе несколько трактовок и смыслов. Во-первых, это связано с тем, что у такого института большое количество концептуальных нагрузок, которые зачастую отражают крайне разноплановые виды деятельности, которые ассоциируются с самим понятием (например, такие как: рекреационный спорт и спорт высших достижений). Во вторых, его стандартизированность, которая заключается в международном словоупотреблении, подразумевающем специализированную и профессиональную спортивную деятельность.
Спорт как институт сочетает в себе принцип гармонии с одной стороны - природного (т.е. телесного), с другой - социально-нравственного (например, принцип равенства
возможностей, и уважения в плане отношения к сопернику), а также эстетическая сторона (стремление спортсмена к достижению высших наград, к совершенству своих способностей, ориентация на всеобщие идеалы красоты, а также личного престижа и т.д.).
Телесная деятельность наблюдается здесь под призмой достижения личностью совершенства, стремления к самореализации своих как духовных, так и физических качеств. Данное заявление базируется на том, что в нынешнее время в отечественной литературе, феномен спорта рассматривается как своего рода социальное явление, поэтому он так близок к телесной и общечеловеческой культуре общества. Но, тем не менее, спорт -это не только социальный, но и, в первую очередь, - это антропологический феномен [2, с. 14].
Спортивная деятельность является важной частью различных процессов жизнедеятельности личности, которые связаны с культивированием индивида и развитием его социальных отношений внутри социума, которые носят в целом социально-культурный темперамент и могут быть рассмотрены на уровне деятельности человека, группы людей и общности. На первом месте для данной сферы характерны духовные ценности как внутренней и психической жизни индивидуума в процессе формирования его как личности и ячейки всего общества. Для различных видов спорта составляющим является и по-требность-мотивационное звено, а отсюда следует, что духовная сторона, как и социальный статус личности человека, играет важную роль. Поэтому, такие ценности, различные интересы и мотивы индивида в спортивной деятельности позволяют нам судить и об уровне как духовного, социального так и физического совершенства атлета, выступая тем самым его показателем. Именно посредством данных характеристик образуется целостность социального и биологического в человеке [2, с. 56].
Отсюда следует, что сфера спорта как социальный институт позволяет развить физические возможности личности наряду с развитием её социальных качеств. Спортивная жизнедеятельность выступает средством удовлетворения все возможных потребностей личности, а также её развития, самоактуализации, самопознания и самосовершенствования [3, с. 64].
И главную роль во всём этом будет играть понимание единства функциональных и деятельностных аспектов содержания спорта, которые являются основой его интерактивной, социальной сущности. В основе данных аспектов находят наиболее целостное отражение и объединение медико-биологических, психологических, педагогических, социологических, культуроведческих, философских и других аспектов знания о спорте как социализации личности в обществе.
Поэтому в спорте рассматривается и проявляется в полной мере единство культурного, биологического и социального индивида, как социальная ячейка определённой группы и общества в целом. Таким образом, раскрывая методологию и теоретические проблемы такого социального явления как спорт в жизнедеятельности человека, мы определяем условия формирования предмета всей физической культуры и спорта [2, с. 88]. В ряде различных научных дисциплин об исследовании человека важное место отводится социологии - науке об обществе и его социальном мире, социальных взаимоотношениях и взаимодействиях индивидов внутри социума. С какими бы сложными и высокими задачами не сталкивался бы человек или группа людей, они все и всегда в различной степени опираются на «природу» человеческих взаимоотношений в общности, в умение и способности людей существовать вместе, иметь общие ценности и нормы поведения, находить различные компромиссы при решении каких-то сложных ситуаций, спокойно разрешать конфликты, которых достаточно в социальном мире. Чем труднее проблемы, которые стоят перед нами, тем более важную роль в их решении играет личность и её общие знания о человеке и обществе в целом.
Общая социология помогает специалистам спортивной сферы найти консенсус в сложных социальных процессах и институтах, которые уже были созданы и регулярно
создаются посредством людей в настоящее время. Также, для обеспечения важных аспектов жизнедеятельности, и даёт представление о различных спортивных интересах атлетов, их мотивациях и ценностных ориентациях общества в спортивной деятельности, без которых трудно было бы понять и объяснить отношение людей к спорту [4, с. 25].
Естественно, весь окружающий нас мир можно понять и изучить посредством жизненного опыта и приобретённых профессиональных навыков, но этот путь познаний, достаточно длительный и полон ошибок. Социология спорта ещё достаточно молодая наука и в настоящее время только пересматривает сложившиеся подходы к оценке престижа спортивной деятельности в современном мире. Одной из главных проблем социологии спорта в настоящее время является образование ценностного отношения социума и индивида к спортивной деятельности. Также необходимо изучать проблемы формирования индивида как атлета и спрогнозировать его образ жизни в обществе.
В современных условиях коммерциализации спорта особенно важно исследовать проблемы, которые касаются формирования нравственного поведения молодого спортсмена с точки зрения социализации его как личности. Логика прогресса спорта требует изучения таких социологических проблем, как "спорт и современная молодёжь", "спорт и личность", "спорт и всеобщий прогресс", "спорт и гуманизм", что большинство учёных в современное время и стараются исследовать. В решении таких проблем современная социология должна будет сыграть одну из главных ролей, и доказать свою необходимость для развития общества и совершенствования личности.
Однако, если следовать таким правилам общественного развития, то в какое-то время любая система начинает изживать себя и снижается эффективность всей системы, если не предпринимать меры по её реформированию [1, с. 188]. Например, в отечественной системе физической культуры и спорта такое снижение эффективности в первую очередь наблюдается в ухудшении состояния здоровья во всех слоях населения Российской Федерации, в том числе современной молодёжи и детей дошкольного возраста, которое автоматически не позволяет улучшить уровень их физической подготовки на каждом их новом этапе жизни. Главной причиной такого снижения эффективности у общественной системы физического воспитания молодёжи, стали устаревший нормативный подход к анализу основных параметров подготовленности молодого населения нашей страны и оценке физического состояния личности, а также нагрузки и несистемный подход всей образовательно-воспитательной концепции развития в Российской Федерации. Именно поэтому между постоянно меняющимися социальными условиями в обществе и относительно медленно эволюционирующими биологическими процессами возникает диссонанс, о котором ещё в начале 20 века великий русский физиолог Павлов Иван Петрович писал: «Тело человека состоит из массы мускулов. Следовательно, оставить эту часть нашего тела, исторически тренированную, в покое, не дать ей работы - это огромный ущерб. Это должно привести к резкому неравновесию всего нашего существа, эмоций...» [5, с. 70].
На сегодняшний день для профессионалов и специалистов в области спорта требуется в основном интеллектуальный труд. Профессионалы сталкиваются с длительными нервными напряжениями, связанными с переработкой большого потока разносторонней информации, который существенно отличается от физического труда. При физической деятельности, мышечное утомление является достаточно характерным физиологическим состоянием для личности, сформированным в ходе эволюции как биологическое акклиматизирование, защищающее организм от перегрузки. Интеллектуальная же работа - это в свою очередь достижение природы на более высоком уровне её развития и организма человека, отсюда следует, что индивидуум естественно ещё не успел адаптироваться к ней. Эволюция пока не выработала ещё такой реакции, которая надёжно предохраняла бы центральную нервную систему человека от перенапряжений. В связи с этим наступление нервного или умственного утомления человека в отличие от физического, мышечного не
приводит к автоматическому прекращению работы, а лишь способствует перевозбуждению, невротическим сдвигам, которые, в конечном счёте, накапливаясь и углубляясь, приводят уже к заболеванию личности.
Резюмируя изложенное, отметим, что спорт как социальный феномен занимает важное и передовое место в жизнедеятельности личности в современном обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Столяров, В.И. Основы социологии физкультурно-спортивной деятельности и телесности человека / В.И. Столяров. - Москва : Русайнс, 2017. - 256 c.
2. Паначев, В.Д. Спорт как социальный институт в развитии личности : дис. ... канд. со-циол. наук / Паначев Валерий Дмитриевич. - Пермь, 2000. - 230 с.
3. Кирсанов, В.Е. Спорт как институт социализации молодёжи / В.Е. Кирсанов. - Москва : Власть, 2018. - 64 с.
4. Социологический энциклопедический словарь / сост. Г.В. Осипов. - Москва : ИНФРА М, 1998. - 488 с.
5. Юревич, А.В. Нравственность в современной России / А.В. Юревич, Д.В. Ушаков // Психологические исследования : электрон. науч. журн. - 2009. - N 1 (3). - URL : http://psystudy.ru (дата обращения: 05.05.2020).
REFERENCES
1. Stolyarov, V.I. (2017), Fundamentals of the sociology of physical culture and sports and human physicality, Rusyns, Moscow.
2. Panachev, V.D. (2000), Sport as a social institution in personality development, dissertation,
Perm.
3. Kirsanov, V.E. (2018), Sport as an institution of socialization of youth, Power, Moscow.
4. Osipov, G.V. (1998), Sociological Encyclopedic Dictionary, INFRA M, Moscow.
5. Yurevich A.V. and Ushakov, D.V. (2009), "Morality in modern Russia", Psychological research: electron. scientific journal, No. 1 (3), available at: http://psystudy.ru (accessed date: 05/05/2020).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.05.2020
УДК 796.85
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННЫХ ВОСТОЧНЫХ
ЕДИНОБОРСТВАХ
Виктор Витальевич Коноплев, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; Евгений Витальевич Харченко, магистрант, Татьяна Анатольевна Банку, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики филиал Дальневосточного федерального университета, Уссурийск
Аннотация
Различные виды восточных единоборств активно развиваются в наше время. Они набрали огромную популярность. Благодаря занятиям данными видами у спортсменов развиваются комплексно все физические кондиции, психологическая устойчивость, дисциплина и целеустремленность. Также стоит не забывать, что восточные единоборства - это не только система физического и духовного воспитания, но и активно развивающиеся виды спорта, имеющие свои представительства в разных странах. Авторами данной работы рассмотрены различные исторические аспекты, повлиявшие на современный облик восточных единоборств. Результаты, полученные в ходе работы будут полезны для тренеров по различным видам единоборств и другим работникам в области физической культуры и спорта. В данной работе использован метод анализа и обобщения научной и методической литературы.
Ключевые слова: восточные единоборства, традиционный подход, тренировочный процесс, спортивная подготовка, тренеры.