ГУМАНИТАРИИ ЮГА РОССИИ HUMANITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA 2018 Том 7 № 2_2018 Vol. 7 N 2
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
УДК 316
DOI 10.23683/2227-8656.2018.2.4
МАССОВЫЙ СПОРТ
И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ
MASS SPORT AND ITS SIGNIFICANCE FOR MODERN RUSSIAN YOUTH
Болозин Андрей Александрович
Соискатель,
Южный федеральный университет,
г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные социальные функции массового спорта, его значение для современной российской молодёжи. Молодежь является важным субъектом общественного развития и воспроизводства общества в целом, её социальное становление и развитие происходят в рамках базовых социальных институтов. В качестве одного из таких институтов выступает спорт, при этом массовая форма спортивной деятельности общедоступна и выполняет ряд важных функций по социальному и физическому развитию молодежи, которая на сегодняшний день оказалась помещённой в среду общества риска, социальную реальность, содержащую множество вызовов и угроз.
Andrey A. Bolozin
Applicant, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
The article examines the main social functions of the mass sports, its significance for Russian youth. Young people are an important subject of social development and reproduction of society as a whole; its social formation and development occurs within the framework of basic social institutions. Sport is one of such institutes. While the mass form of sport activity is generally accessible and has a number of important functions for social and physical development of youth. Today the youth exists in the risk society and social reality containing many challenges and threats.
Ключевые слова: массовый спорт; моло- Keywords: mass sport; youth; physical activi-дёжь; физическая активность; жизненные ty; vitality; physical inactivity; youth sociali-силы; гиподинамия; социализация молодё- zation; social adaptation of youth. жи; социальная адаптация молодёжи.
Введение
Впервые исследования в области социологии спорта были представлены еще Э. Дюркгеймом, который рассматривал спорт как социальный факт, а также как способ действия, распространенного на протяжении всей истории общества. Современный спорт представляет собой внутренне дифференцированный социальный институт, в структуре которого существует несколько форм, выделяющихся исходя из их направленности, а также тех основных задач, которые решаются в процессе спортивной деятельности.
Теоретические проблемы изучения массового спорта
Общедоступной формой спорта является массовый, он достаточно широко распространён на всех уровнях и типах учебных заведений, в военной структуре (например, в форме военно-физических занятий в армии).
Законодательно определено, что массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан в форме проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях1.
Определений того, что такое массовый спорт, в науке сложилось очень много.
Труды авторов В.М. Выдрина, Л.П. Матвеева, Н.И. Пономарева содержат утверждения о том, что массовый спорт является значимым общественным компонентом, его развитие обусловливается рядом причин, среди которых выделяют следующие:
1 ) потребность общества в специфической сфере воспитательной и игровой деятельности;
2) необходимость располагать областью социально-культурной деятельности, в которой человек показывал бы свои физические способности (Теория физической культуры и спорта, 2008).
Одной из важных особенностей массового спорта является то, что спортивные занятия выстраиваются исходя из той деятельности, которая является доминирующей в жизни человека (учебная, трудовая) (Лубышева, 2009. С. 52). Следовательно, массовый спорт во многом
1 Федеральный закон № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. // Российская газета. 2007. № 4539. 8 дек.
занимает подчиненное место в индивидуальном выборе затрат времени и сил на спортивные занятия, что, конечно, объективно задерживает и уровень спортивных достижений.
Исторически массовый спорт развивался большей частью под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и молодого населения к труду. Вместе с тем по мере развития системы образования и воспитания массовый спорт становился основным фактором в формировании двигательных умений и навыков (Голощапов, 2002).
Объединяя в единое целое социальное и биологическое в человеке, массовый спорт служит эффективным механизмом сохранения социального и индивидуального здоровья. Как утверждают Л.И. Лубышева и С.Н. Литвиненко, в форме массового спорта реализуются общие образовательно-воспитательные, подготовительно-прикладные, оздоровительные и рекреационные задачи (Лубышева, 2009. С. 53). Ю.А. Седых, Т.А. Макаренко определяют массовый спорт как непрерывный социальный эксперимент, в ходе которого человек постигает свои возможности, расширяет свой потенциал, накапливает и совершенствует человеческий капитал (Седых, 2016). Массовая спортивная деятельность, по утверждению П.К. Кузнецова, содействует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, непосредственно оказывая влияние на создание некоего запаса для ответа на нештатные внешние воздействия, которые требуют срочной мобилизации функциональных сил человека (Кузнецов, 2010).
Труды по социологии спорта А.Г. Егорова и М.А. Захарова доказывают, что в современном обществе массовый спорт реализует функции агента формирования и развития здорового образа жизни, позволяя при этом индивиду в процессе спортивной деятельности отработать социальные роли и приобретать нужный для него социальный опыт (Захаров, 2008). По мнению Н.С. Ведерниковой, задачи массового спорта во многом совпадают с задачами физической культуры, но они осуществляются посредством состязательной направленности регулярных тренировочных занятий (Ведерникова, 2013). При этом массовый спорт лишь относительно ограничивается возрастом, состоянием здоровья, уровнем физического развития человека.
Значение массового спорта для современной молодёжи России
К массовому спорту большая часть населения, как правило, приобщается еще в молодые годы, а в отдельных видах спорта ещё в школьном и даже дошкольном возрасте. Поэтому абсолютное большинство из общего количества занимающихся массовым спортом
представлено именно молодёжной группой. Кроме этого, возрастные характеристики, специфика социального положения и социально-психологические особенности позволяют активно участвовать в массовой спортивной деятельности представителям молодёжной группы.
В.Н. Архангельский отмечает, что в молодом возрасте происходит дальнейшее активное развитие основных физических качеств человека, формируются телосложение и другие важнейшие физические и физиологические параметры (Архангельский, 2015). Не менее важно заметить и то, что именно в период молодости закладываются основы образа жизни человека, его отношения к себе, к своему здоровью.
Молодежь характеризуется такими признаками, как неустойчивость, активность, неопределенность социального статуса, высокий адаптационный потенциал, готовность к развитию и самосовершенствованию. Эти качества имеют как позитивную, так и отрицательную направленность.
Современная отечественная реальность изменилась, стала непостоянной, расплывчатой, обусловленной влиянием ряда негативных факторов на социализацию молодёжи (Ковалев, 2015). Всё это в комплексе привело к сокращению жизни, высоким показателям заболеваемости, смертности в работоспособном возрасте и актуализировало проблему сохранения жизненных сил и здоровья молодёжи. Доминирующей тенденцией на сегодняшний день является актуализация проблемы гиподинамии среди молодого населения, вызванной современным прогрессом (Асп, 2000). Освобождённая от физической деятельности и лишних движений современная молодёжь всё больше испытывает необходимость в компенсации двигательной активности. В сложившихся условиях очевидна роль развития массовой формы молодёжного спорта.
Как пишет М.Ж. Зангиева, посредством целенаправленной и регулярной двигательной активности, осуществляемой во время занятий массовым спортом, решаются проблемы поддержания и сохранения здоровья современной российской молодёжи (Зангиева, 2014).
Кроме того, в современных условиях воздействие неблагоприятных факторов на здоровье молодого человека уже настолько велико, что внутренние защитные функции организма уже не в состоянии противостоять им (Социальные аспекты ... , 2012).
По мнению Ю.Ф. Курамшина, ухудшение состояния здоровья молодежи связано с рядом объективных и субъективных причин (Ку-рамшин, 2014):
1) низкой активностью по отношению к своему здоровью (несерьезно подходят к вопросу здорового питания, спят менее 8 ч в сутки, не делают утреннюю гимнастику, не посещают спортивные секции и т.д.);
2) низким экономическим уровнем жизни большинства студентов;
3) низким уровнем развития валеологической культуры.
Для сохранения и укрепления здоровья молодёжи немаловажное значение имеют такие факторы, как разумное соотношение труда и отдыха, правильное питание, закаливание организма и физические упражнения. Особое значение среди вышеуказанных факторов имеет физическая активность (Кобяков, 2003). Общеизвестным является тот факт, что любая форма двигательной активности благоприятно сказывается на состоянии здоровья, способствует физическому развитию, предоставляет массу возможностей для активного отдыха и является одним из главных компонентов здорового образа жизни. Необходимый уровень двигательной активности может быть достигнут посредством регулярных физических упражнений, в числе которых приоритетное значение следует отдать массовому спорту.
Массовый спорт выступает эффективным фактором социализации молодёжи. С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, М.Ю. Попов отмечают, что в рамках спортивной деятельности возможна социально контролируемая социализация молодёжи (Самыгин, 2015). По мнению А.В. Верещагиной, развитие доступного массового спорта способствует решению проблем неблагоприятной социализации и, как следствие, ухудшения здоровья и качества жизни молодёжи, что должно сыграть значительную роль в обеспечении национальной безопасности страны (Верещагина, 2015).
Говоря о роли массового спорта в жизни молодёжи, не менее важно то, что систематические физические нагрузки способствуют становлению не только физических, но и социальных качеств индивида (Самыгин, 2016). Эти нагрузки, более высокие, чем в повседневной жизни, помогают молодому человеку быстро адаптироваться к профессиональной деятельности, оказывают значительное влияние на формирование и становление личности. В процессе спортивной подготовки происходит формирование дисциплины, упорства, способности преодоления трудностей, уверенности в себе, решимости и способности проявлять максимальные усилия (Стивенсон, 2009). Эти качества бесспорно необходимы не только в спортивной, но и в трудовой, общественной деятельности.
Заключение
Таким образом, значение массового спорта применительно к молодежи проявляется в том, что он содействует укреплению ее позитивных качеств и свойств: конкурентности, помещенной в русло соревновательности; адаптационных способностей, так как укрепляется
психологический потенциал и расширяется социальное пространство, освоенное социальным актором; регулярные занятия спортом обогащают социально-статусные позиции, приобщая к определенной социальной группе однородной по возрасту; наконец, массовый спорт выполняет важнейшую оздоровительную миссию, что особенно важно для молодежи, так как современная социальная реальность содержит множество вызовов и угроз, помещая молодежь в среду общества риска, в том числе с точки зрения разрушения ее здоровья. Массовый спорт в совокупности помогает молодому человеку максимально быстро адаптироваться к профессионально-трудовой деятельности, сформировать жизненные приоритеты и, самое главное, оставаться долгое время физически активным, здоровым, а значит, быть полезным для общества.
Литература
Архангельский В.Н., Иванова А.Е. Стратегия демографического развития России. М.: ЦСП, 2015.
Асп Э.К. Введение в социологию. М.: Алетейя, 2000. С. 256.
Ведерникова Н.С. Социология спорта: история развития и современное. Режим доступа: http:// tnu.podelise.ru/docs/index-325574.html.
Верещагина А.В., Самыгин С.И. Проблемы формирования здоровья российской молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности: социологический дискурс // Национальное здоровье. 2015. № 1. С. 53-61.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М., 2002. С. 101.
Зангиева М.Ж. Массовый спорт как многофункциональное социальное явление в жизни молодого поколения // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение. 2014. С. 130-132.
Захаров М.А. Социология спорта. Смоленск: СГАФКСТ, 2008. С. 31-87.
Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека // Теория и практика физической культуры. 2003. № 11. С. 20-23.
Ковалев В.В., Муртазалиев М.М. Социокультурные детерминанты правового нигилизма в среде современной российской молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 7.
Кузнецов П.К. Социальная значимость
References
Arkhangel'skiy, V. N., Ivanova, A. E. (2015). The Strategy of demographic development of Russia. M.: TSSP.
Asp, E. K. (2000). The introduction to sociology. Moscow: Aletheia.
Vedernikova, N.S. Sociology of sport: history of development and modern state. Available at: http://tnu.podelise.ru/docs/index-325574. html.
Vereschagina, A.V., Samygin, S. I. (2015). Problems of formation of health of the Russian youth in the context of national security: a sociological discourse. Natsional'noye zdorov'ye, 1.
Goloshchapov, B. R. (2002). History of physical culture and sports. Moscow.
Zangieva, M. Zh. (2014). Mass sport as a multifunctional social phenomenon in the lives of young people. Fizicheskaya kul'tura, sport, turizm: nauchno-metodicheskoye so-provozhdeniye.
Zakharov, M. A. (2008). Sociology of sport. Smolensk: CAPXT.
Kobyakov, Yu. P. (2003). The Concept of norms of motor activity. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 11.
Kovalev, V.V., Murtazaliev, M.M. (2015). Sociocultural determinants of legal nihilism among modern Russian youth. Sotsialno-gumanitarnye znaniya, 7.
Kuznetsov, P. K. (2010). Social significance
массового спорта для населения современной России // Устойчивое развитие в условиях глобализации: реализация стратегии ЮНЕСКО на вторую половину декады образования для устойчивого развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (78 декабря 2010 г.) М., 2010. С. 118-126.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт, 2014.
Лубышева Л.И., Литвиненко С.Н. Массовый спорт как основа здоровья нации и будущего процветания России // Теория и практика физической культуры. 2009. № 12. С. 52-55.
Самыгин С.И., Михайлов А.П., Ковалев В.В. Молодежные неформальные объединения: девиация или полулегитимная форма социального самовыражения? // Вестник Адыгейского государственного ун-та. Серия 1 : Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2016. № 4.
Самыгин С.И., Самыгин П.С., ПоповМ.Ю. Спорт как институт социализации современной российской молодёжи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 76-82.
Седых Ю.А., Макаренко Т.А. Развитие массового спорта в современной России // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10. С. 91-93.
Социальные аспекты проблемы здоровья молодёжи / под ред. Л.Г. Матрос. Новосибирск, 2012.
Стивенсон К.Л. Спорт как современный социальный феномен: функциональный подход // Спорт и образ жизни : сб. ст. М., 2009.
Теория физической культуры и спорта : учеб. пособие / Сиб. федер. ун-т; [сост. В.М. Гелец-кий]. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. 12 с.
Федеральный закон № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. // Российская газета. 2007. № 4539. 8 дек.
Поступила в редакцию
of mass sports of the population in modern Russia // Sustainable development in conditions of globalization: implementation of UNESCO strategy for the second half of the decade of education for sustainable development (7 - 8 Dec 2010): Proceedings of the International Scientific Conference. Moscow.
Kuramshin, Yu. F. (2014). Theory and methods of physical culture. Moscow: So-vetskiy sport.
Lubysheva, L. I., Litvinenko, S. N. (2009). Mass sport as the basis of national health and future prosperity of Russia. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 12.
Samygin, S.I., Mikhailov, A.P., Kovalev, V.V. (2016). Youth informal associations: deviation or semi-legitimate form of social expression? Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedeniye: filoso-fiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya, 4.
Samygin, S. I., Samygin, S. P., Popov, M. Yu. (2015). Sport as an institution of socialization of modern Russian youth. Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki, 1.
Gray, J. A., Makarenko, T. A. (2016). Development of mass sports in modern Russia. Sovremennyye tendentsii v razvitii nauki i tekhniki, 10.
Social aspects of health problems of youth (2012). In L. G. Sailor (Ed.). Novosibirsk.
Stevenson, K. L. (2009). Sport as a contemporary social phenomenon: a functional approach // Sport and lifestyle: collection of articles. M.
Theory of physical culture and sports. Tutorial (2008). Siberian Federal University [Comp. V. M. Galecki]. Krasnoyarsk: IPK SFU.
Federal law No. 329-FZ "Physical culture and sport in the Russian Federation" December 4, 2007 // "Russian Newspaper". Federal issue No. 4539 dated December 8, 2007.
21 января 2018 г.