Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
135
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ногина Елена Витальевна

Исследуя спорт как социальный фактор, необходимо отметить, что спорт воспроизводит форму альтернативной культуры, обеспечивая укрепление механизмов существования социокультурной деятельности человека. Включенность в субкультуру спорта позволяет индивиду сформировать принципы социально компетентной личности. Процесс социализации студентов делает возможным осуществление передачи социального опыта от человека к студенту, тем самым обеспечивает стабильное функционирование социальных ролей, ценностей, установок, которые необходимы для обеспечения воспроизводства и существования общества как системы. В настоящей статье автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления физической культуры как средства социализации студентов студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ногина Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS

Studying sport as a social factor, it should be noted that sport reproduces the form of alternative culture, providing strengthening of the mechanisms of existence of socio-cultural human activity. Involvement in the subculture of sports allows an individual to form the principles of a socially competent personality. The process of socialization of students makes it possible to transfer social experience from person to student, thereby ensuring the stable functioning of social roles, values, attitudes that are necessary to ensure the reproduction and existence of society as a system. In this article, the author attempts a scientific analysis and critical understanding of physical culture as a means of socialization of students.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022

Научная статья Original article УДК 37

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ

СТУДЕНТОВ

PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS

Ногина Елена Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физической подготовки Российской таможенной академии

Nogina Elena Vitalievna, alio.nogina@yandex.ru

Аннотация: Исследуя спорт как социальный фактор, необходимо отметить, что спорт воспроизводит форму альтернативной культуры, обеспечивая укрепление механизмов существования социокультурной деятельности человека. Включенность в субкультуру спорта позволяет индивиду сформировать принципы социально компетентной личности. Процесс социализации студентов делает возможным осуществление передачи социального опыта от человека к студенту, тем самым обеспечивает стабильное функционирование социальных ролей, ценностей, установок, которые необходимы для обеспечения воспроизводства и существования общества как системы. В настоящей статье автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления физической культуры как средства социализации студентов студентов.

Abstract: Studying sport as a social factor, it should be noted that sport reproduces the form of alternative culture, providing strengthening of the mechanisms of existence of socio-cultural human activity. Involvement in the

2232

subculture of sports allows an individual to form the principles of a socially competent personality. The process of socialization of students makes it possible to transfer social experience from person to student, thereby ensuring the stable functioning of social roles, values, attitudes that are necessary to ensure the reproduction and existence of society as a system. In this article, the author attempts a scientific analysis and critical understanding of physical culture as a means of socialization of students.

Ключевые слова: физическая культура, развитие студентов, социализация студентов, социокультурная деятельность, социальная компетентность.

Keywords: physical culture, student development, socialization of students, socio-cultural activity, social competence.

Связующим звеном на всех этапах социализации студентов являются занятия физической культурой и спортом. Именно спортивная социализация играет немаловажную роль в развитии и становлении личности на всех этапах ее жизни. Это связано с тем, что спорт является в ключе культурной неоднородности современного общества одной из основополагающих форм проявления интеграции в ту или иную культуру или социальную жизнь людей. [4, с. 157]

Сегодня во всех социальных слоях, классах, культурах и т.д. так или иначе занимаются спортом. Физическая культура аккумулирует в себе всю сущность современного жизненного многообразия и его форм, при этом гармонично вписываясь в современную жизнь людей. Вместе с этим важными характеристиками спортивного досуга является его интеграция в культуру, здравоохранение, экономику, политику и прочие виды социальной жизни индивидов. Спорт в системе современного общества занимает одно из важных мест в формировании устойчивой жизнедеятельности людей и общества в целом.

2233

Спорт сегодня стал модой, на него появляется спрос, что влечет к росту предложений возникшей потребности. Физическая культура выступает одним из частных примеров социализации студентов. Спортивная социализация и социальный феномен спорта выступают формой социальных отношений, находящих место в жизни индивидов. Одним из оснований реализации спортивной социализации студентов является то социальное пространство, на базе которого оно реализуется. В современной действительности таким является публичное пространство, которое играет ключевую роль в процессе социализации студентов современного человека. [1, с. 197]

Важным условием современного публичного пространства, где реализуется спорт, выступают глобализация капитализма, цифровизация экономики и социальных коммуникаций, диджитализация частной жизни и консьюмеризация досуговых практик. Параллельно в образе жизни современного человека возрастает роль досуговых практик, включая спорт. Спорт занимает заметное место в публичной сфере общества. В результате общество сталкивается с актуальной проблемой воздействия спортивной социализации студентов на конструирование публичного пространства, его субъектов, правил и ценностей, а также самих социальных практик конструирования. [3, с. 108]

На микро- и макроуровнях межкультурное взаимодействие в его современном понимании, мощнейшей площадкой для которого сегодня становится публичное пространство спорта, с одной стороны, представляет собой диалог, позволяющий студенту определить свое место в мире, идентифицировав себя с той или иной социальной общностью или общностями, но, с другой стороны, приводит к поиску различий, а не сходства; обоснованию обособленности, а не единства; утверждению частных претензий, что порождает ряд социальных, политических и экономических рисков. Предложенная фундаментальная задача ориентирована на обоснование стратегии политического регулирования процессов межкультурного взаимодействия, часто проявляющегося в виде соотнесения

2234

аспектов этнической идентичности индивидов в спортивном публичном пространстве.

Таким образом, отталкиваясь от идеи публичного пространства спорта, можно говорить о процессе социализации студентов, который можно зафиксировать в нескольких измерениях публичного пространства.

Субъектами публичного пространства в юридической проекции могут являться перечисленные в законодательстве о физической культуре и спорте физкультурно-спортивные организации, профессиональные спортсмены и спортсмены-любители, спортивные федерации разных уровней, образовательные организации, органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица, вовлеченные в физкультурные и спортивные мероприятия. Именно они выступают субъектами реализации государственной политики в области физической культуры и спорта. [6, с. 107]

Содержание законодательства непосредственно влияет на организацию физкультуры и спорта в России, что, в свою очередь, воздействует на людей, которые ими занимаются. Поэтому важно создавать такое законодательство, которое будет позитивно влиять на спортивную социализацию студентов. К примеру, установленный запрет на насилие в области физической культуры и спорта в идеале гарантирует, что любой человек, занимающийся физической культурой и спортом или занимавшийся раньше, воспитывается на этом принципе, так как весь спорт на нем построен. И далее, к примеру, при уходе из спорта для данного человека насилие все так же будет неприемлемым.

Таким образом, публичное пространство приобретает одно из ключевых значений в процессе спортивной социализации студентов. Причем важно знать, каким образом развивается публичное пространство в условиях глобализации капитализма, цифровизации социальной коммуникации, медиализации частной жизни и консьюмеризации досуговых практик. Общей характеристикой таких условий служит противоречие государственной политики в отношении публичной и частной сфер.

2235

Если рассматривать спортивную социализацию студентов поэтапно, то нужно переосмыслить значение и содержание каждого из этапов в современном обществе. Например, важным аспектом сегодня являются развитие студенческого спорта, адаптивная физическая культура.

Социализирующая роль спорта имеет значение в следующих конкретных моментах. Так, спорт не только укрепляет здоровье, преобразует индивида в личность, а личность - в индивидуальность, но и приобщает к здоровому образу жизни, повышает адаптационные резервы организма и психики человека. Он также формирует физическое и спортивное совершенство, всесторонне и гармонично развивает человека и т.д. и подвергает его испытаниям в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности экстремального характера. [2, с. 410]

Происходит своеобразное тестирование биологического, психического, социального, духовного состояния с использованием выработанной в сфере спорта публичной оценочной системы.

Таким образом, речь идет о публичных испытаниях ресурсов человека, воспроизведенных, повышенных и накопленных им благодаря занятиям спортом.

Спортивное соревнование является универсальным социокультурным феноменом, выступающим как фактор самопознания и познания окружающего мира. Спорт - это уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человека и общества в целом. Ритуалы, сопровождающие состязание, в свою очередь, символизируют верность государству, его идеалам - для многих наций победа в соревнованиях означает преимущество перед остальными нациями в политическом, экономическом и культурном смыслах. [5, с. 29]

Современная модель спорта дает студенту возможность оценить свое отношение к окружающей среде, и через эти отношения оценить свое место в обществе. Спорт как вид социальной деятельности воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и

2236

самоопределения, располагая специфическими воспитательными возможностями называться полноценным видом социальной деятельности, сферой утверждения и обретения культуры творческого смысла личности.

Спорт формирует определенные профессиональные статусы, в которых каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности. Он способствует формированию позитивных и негативных моделей поведения у подростков и молодежи. Позитивно влияние адаптивного спорта на самооценку студентов, их включенность в социум, удовлетворенность качеством жизни и самореализации. [7, с. 272]

В спорте присутствует использование новых социальных практик для вовлечения молодежи группы риска в занятия спортивными практиками. Также происходит использование спорта как элемента политики: внешней (через государственную идеологию и публичную дипломатию), внутренней (за счет баланса между целями, содержанием и технологиями деятельности федеральной и региональной власти).

Также возможен «перенос» приобретенных в спорте навыков, отношений и норм поведения на другие виды деятельности, непосредственно не связанные со спортом. Приобретенные в спорте универсальные свойства и качества личности используются в реальной жизни.

Список использованной литературы

1. Головинова, И. Ю. Развитие адаптивной физической культуры как помощь в социализации людей с ограниченными возможностями / И. Ю. Головинова, А. Р. Аветисян // Наука-2020. - 2021. - № 9(54). - С. 194-199.

2. Иванченко, Е. С. Физическая культура как способ социализации личности / Е. С. Иванченко // Аллея науки. - 2018. - Т. 5. - № 4(20). - С. 409-412.

3. Калитов, А. Б. Физическая культура как фактор социализации личности студента / А. Б. Калитов, И. И. Кушнирчук // Известия Российской военно-медицинской академии. - 2020. - Т. 39. - № S2. - С. 107-109.

2237

4. Лопатин, В. А. Физическая культура как фактор социализации в системе образования / В. А. Лопатин // Актуальные вопросы образования. - 2020. - Т. 3. - С. 156-159.

5. Мишин, А. С. Социальная адаптация студенческой молодежи в жизненном мире средствами физической культуры и спорта / А. С. Мишин, В. А. Обносов, И. М. О. Джолиев // Молодежь и наука. - 2021. -№ 9.

6. Очир-Убушаева, А. В. Физическая культура и спорт как средство сохранения и укрепления здоровья студентов / А. В. Очир-Убушаева, А. С. Курдюкова, Д. Н. Сюкиев // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2019. - № 2-4(46). - С. 106-108.

7. Пружинина, М. В. Формирование социального здоровья студенческой молодежи средствами физической культуры и спорта / М. В. Пружинина, К. Н. Пружинин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 4(170). - С. 270-273.

List of used literature

1. Golovinova, I. Yu. Development of adaptive physical culture as an aid in the socialization of people with disabilities / I. Yu. Golovinova, A. R. Avetisyan // Nauka-2020. - 2021. - № 9(54). - Pp. 194-199.

2. Ivanchenko, E. S. Physical culture as a way of socialization of personality. S. Ivanchenko // Alley of Science. - 2018. - T. 5. - № 4(20). - Pp. 409-412.

3. Kalitov, A. B. Physical culture as a factor of socialization of a student's personality / A. B. Kalitov, I. I. Kushnirchuk // Proceedings of the Russian Military Medical Academy. - 2020. - Vol. 39. - No. S2. - pp. 107-109.

4. Lopatin, V. A. Physical culture as a factor of socialization in the education system / V. A. Lopatin // Actual issues of education. - 2020. - Vol. 3. - pp. 156159.

5. Mishin, A. S. Social adaptation of student youth in the life world by means of physical culture and sports / A. S. Mishin, V. A. Obnosov, I. M. O. Joliev // Youth and Science. - 2021. - № 9.

2238

6. Ochir-Ubushaeva, A.V. Physical culture and sport as a means of preserving and strengthening the health of students / A.V. Ochir-Ubushaeva, A. S. Kurdyukova, D. N. Syukiev // Actual scientific research in the modern world. - 2019. - № 2-4(46). - Pp. 106-108.

7. Pruzhinina, M. V. Formation of social health of student youth by means of physical culture and sports / M. V. Pruzhinina, K. N. Pruzhinin // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. - 2019. - № 4(170). - Pp. 270-273.

© Ногина Е.В., Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «$>1ид№е1» №4/2022.

Для цитирования: Ногина Е.В., ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «БШёКеЪ» №4/2022

2239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.