Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПОМОЩЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ'

РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПОМОЩЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
389
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Головинова Ирина Юрьевна, Аветисян Аделина Романовна

В данной работе автором выявлены ветви развития адаптивной физической культуры, обоснование данного направления как перспективного и необходимого в современном обществе. Определены виды адаптивной физической культуры и то, что они формируют. Обозначена важность социализации для людей с ограниченными способностями. Интеграция людей с инвалидностью в социум является основной задачей, критерием для основания определения степени гуманизации страны, в частности, в России, а также выявлены направления оказываемой поддержки по развитию адаптивной физической культуры в России. Прослеживается положительная динамика развития адаптивной физической культуры в различных регионах России. Сделаны выводы о том, в каком именно виде должен быть предоставлен доступ к получению услуг по адаптивной физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Головинова Ирина Юрьевна, Аветисян Аделина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AS AN AID IN THE SOCIALIZATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES

In this work, the author identifies the branches of the development of adaptive physical culture, the justification of this direction as promising and necessary in modern society. The types of adaptive physical culture and what they form are determined. The importance of socialization for people with disabilities is indicated. The integration of people with disabilities into society is the main task, the criterion for determining the degree of humanization of the country, in particular in Russia, and the directions of support for the development of adaptive physical culture in Russia are also identified. The positive dynamics of the development of adaptive physical culture in various regions of Russia is traced. Conclusions are drawn about the form in which access to adaptive physical culture services should be provided.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПОМОЩЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК ПОМОЩЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

DEVELOPMENT OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AS AN AID IN THE SOCIALIZATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES

Головинова Ирина Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Golovinova Irina Yurievna Ph. D., associate professor department of physical culture Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Аветисян Аделина Романовна

студент

факультет педагогического образования с двумя профилями обучения Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Avetisyan Adelina Romanovna

student

faculty of pedagogical education with two training profiles Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В данной работе автором выявлены ветви развития адаптивной физической культуры, обоснование данного направления как перспективного и необходимого в современном обществе. Определены виды адаптивной физической культуры и то, что они формируют. Обозначена важность социализации для людей с ограничен -ными способностями. Интеграция людей с инвалидностью в социум является основной задачей, критерием для основания определения степени гуманизации страны, в частности, в России, а также выявлены направления оказываемой поддержки по развитию адаптивной физической культуры в России. Прослеживается положительная динамика развития адаптивной физической культуры в различных регионах России. Сделаны выводы о том, в каком именно виде должен быть предоставлен доступ к получению услуг по адаптивной физической культуре.

Abstract. In this work, the author identifies the branches of the development of adaptive physical culture, the justification of this direction as promising and necessary in modern society. The types of adaptive physical culture and what they form are determined. The importance of socialization for people with disabilities is indicated. The integration of people with disabilities into society is the main task, the criterion for determining the degree of humanization of the country, in particular in Russia, and the directions of support for the development of adaptive physical culture in Russia are also identified. The positive dynamics of the development of adaptive physical culture in various regions of Russia is traced. Conclusions are drawn about the

form in which access to adaptive physical culture services should be provided.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура; социализация; адаптивный спорт; люди с ограниченными способностями; инвалидность; гуманизация.

Keywords: adaptive physical culture; socialization; adaptive sports; people with disabilities; disability; humanization.

Адаптивная физическая культура - это область физической культуры для людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, с целью развития позитивных морфофункциональных сдвигов в организме человека (формирование необходимых двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма) [4].

Данная область позволяет сформировать двигательную активность, как биологических и социальных факторов воздействия на организм и личность человека. То есть, следует сказать, что адаптивная физическая культура - это не просто занятия физической культурой с людьми с ограниченными возможностями, а комплексное воздействие на него, его социальные и биологические привычки и потребности, с целью укрепления их позиции в обществе, интеграцию в него.

Необходимо отметить, что адаптивная физическая культура - наиболее широкое понятие, которое делится на определенные виды, области функционирования:

- адаптивный спорт;

- адаптивное физическое воспитание;

- адаптивная физическая рекреация;

- адаптивная физическая реабилитация;

- креативные телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры;

- экстремальные виды двигательной активности.

Мы же более подробно остановимся на первом виде.

Адаптивный спорт - компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации [5].

Из данного определения мы четко пониманием, что адаптивный спорт ставит своей целью не только физическое и психическое совершенствование организма, но и адаптацию, то есть интеграцию людей с ограниченными возможностями в социум (социализация) - вот, почему именно так называется данная разновидность спорта.

В результате постепенной гуманизации общества были приняты: Всеобщая декларация прав человека, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила Организации Объединенных Наций по реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов. В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и другие имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом.

Однако Россия не уступает своим успехом в области развития адаптивной

физической культуры, старательно и степенно делает шаги на пути решения такой непростой и важной проблемы как социализация людей с ограниченными возможностями в социум. По данным федеральной службы государственной статистики на сегодняшний день в Российской Федерации свыше 11,5 миллионов людей с инвалидностью, среди них, есть и дети в количестве 703 969 тыс. человек. Несмотря на прогрессивное развитие медицины и технологий, используемых в медицине, к сожалению, число людей с ограниченными возможностями растет, особенно среди детей и подростков. «До последнего времени в России эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества. Их проблемы не было принято обсуждать публично. Практика градостроительства не предусматривала в общественных местах специальных приспособлений, облегчающих для инвалидов передвижение. Многие сферы общественной жизнедеятельности были закрыты для инвалидов», - писали в 1996 г. авторы книги «Основы физической культуры и здорового образа жизни» П. А. Виноградов, А. П. Душанин и В. И. Жолдак. Однако данное социальное и физическое дистанцирование от людей с ограниченными способностями не исключает существующей проблемы в современном мире. Наоборот, подобное поведение способно усугубить ситуацию. В век цифровых технологий замкнутый образ жизни детей и подростков (как и взрослых людей) может привести к некоторым негативным последствиям:

- уход в себя, отказ от общества в целом;

- плохое усваивание знаний как общественных, так и образовательных, вследствие чего отсутствует область их применения.

Существует также вероятность полного и безвозвратного ухода личности в Интернет-пространство. Возникает боязнь открыться перед живыми людьми, страх непринятия обществом. Немаловажным фактом является то, что в замкнутом пространстве, дистанцируясь от людей, ребенок с визуально выраженными проблемами здоровья может попасть под влияние антиобщественных движений. Очевидно, что низкий социальный опыт делает человека уязвимым, тогда как наличие ресурса свободного времени и личная активность требуют фокусного применения. Поэтому крайне важно решать данную проблему, сокращать расстояние между людьми с ограниченными способностями и обществом и наоборот. Так, как только в случае двустороннего отклика и желания сократить дистанцию, можно обеспечить безопасность пребывания и плодотворность коммуникации между людьми с инвалидностью и без нее в социуме [3].

Но подобное положение вещей меняется ни сразу. С 1996 года начинается наиболее активное развитие адаптивной физической культуры, что позволяет судить об осознании существующей проблемы и активной борьбы с ней. Начало развития данного направления совпадает, что интересно и очень логично вытекает из предыдущего факта, с открытием нового профессионального образование - «физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья».

На сегодняшний день, спустя 25 лет, положение людей с инвалидностью улучшилось, однако, большая часть из них все еще соблюдает изоляцию от внешнего мира, в особенности это касается детей-инвалидов. Происходит активная материальная поддержка в развитие такого направления как адаптивная физическая

культура, которая, как уже было сказано ранее, создана для развития скрытого потенциала инвалидов и интегрирование их в жизнь общества без страха и сомнений. Соответственно, адаптивная физическая культура призвана коренным образом изменить подобную обстановку, позволить преодолеть психологические барьеры, препятствующие ощущению полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества - это делает ее перспективной ветвью развития как во всем мире, так и в России в частности.

Мы приходим к заключению, что адаптивная физическая культура носит огромный интегративный потенциал инклюзивной стратегии образования, то есть позволяет выйти за рамки привычного понимания физической культуры. Однако процесс социализации по принуждению, односторонне не приведет к должным успехам, поэтому на адаптивную физическую культуру возложено изменить сознание как людей с ограниченными возможностями, так и людей без этих ограничений.

H. Н. Кузнецова, Н. Кузьмина из Российского государственного профессионально-педагогического университета города Екатеринбург в научном труде под названием «Средства, методы и формы адаптивной физической культуры» выявили, что у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

I. Осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека.

2. Способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни.

3. Компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных.

4. Способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок.

5. Потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни.

6. Осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

7. Желание улучшать свои личностные качества.

8. Стремление к повышению умственной и физической работоспособности [2].

Адаптивный спорт в современном обществе представлен такими большими

разделами как: Паралимпийские, Сурдлимпийские игры, Специальный Олимпийский спорт [5].

Данная направленность ставит перед собой цель не только сформировать спортивный потенциал инвалидов, но и интегрировать его в социум посредством соревновательного момента, благодаря чему отпадает ощущение неполноценности и желание изолироваться.

В России адаптивный спорт активно развивается, начиная с 1996 года, и продолжает развиваться. С 2010 года число занимающихся адаптивным спортом россиян увеличилось на более 500 тыс. - это большой прорыв в области адаптивной физической культуры.

В России лучше всего развита адаптивная физическая культура в таких регио-

нах, как Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), Пермский край, Санкт-Петербург и Москва. По мнению членов Совета Федерации, которые обсуждали данный вопрос в рамках семинара-совещания, лучше всего и активнее всего адаптивный спорт, как и адаптивная физическая культура в целом, развивается в тех регионах, где в процессе реабилитации инвалидов задействованы не только спортивные организации, но и учреждения социальной сферы [1].

Таким образом, адаптивная физическая культура показывает себя в качестве перспективной ветви развития вот уже на протяжении 25 лет. Поддержку в развитии адаптивного спорта в России активно оказывает Параолимпийский комитет России, Сурдолимпийский комитет России, Специальная олимпиада России. Член Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе палаты регионы Ирина Слуцкая (проводила семинара-совещание) заявила, что, начиная с 2010 года, когда адаптивная физическая культура была только в начале своего развития, уже более 30 % регионов России могут предложить людям с ограниченными способностями полноценный доступ к занятиям адаптивной физической культурой во всех ее проявлениях. Подобные достижения характеризуют положение дел как степенно развивающееся решение проблемы, включение людей с инвалидностью в работу, интеграция их в общество и ограждение от неблагоприятного, негативного влияния закрытого образа жизни, пространства на них. Активно развивается скрытый потенциал российских людей, обеспечивается социальное сближение различных слоев населения. Восполняются пробелы в отсутствии некоторого жизненного опыта, коммуникативная часть претерпевает свое развитие в числе первых важнейших факторов. Адаптивная физическая культура как перспективная ветвь развития показывает себя наиболее эффективной областью для интеграции людей с инвалидностью в общество. Часто данную область признают даже более эффективной в сравнении с медикаментозным лечением. Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.

Литература

1. Заверняева С. В Совете Федерации назвали регионы-лидеры по организации адаптивного спорта [Электронный ресурс] // Парламентская газета : официальный сайт. 2018. 17 апр. URL: https://www.pnp.ru/social/v-sovete-federacii-nazvali-regiony-lidery-po-organizacii-adaptivnogo-sporta.html (дата обращения 05.10.21)

2. Кузнецова Н. Н., Кузьмина Н. Средства, методы и формы адаптивной физической культуры // Валеопедагогические проблемы здоровье формирования подростков, молодежи, населения : тезисы докладов 7-й Межвузовской студенческой научно-практической конференции (29 ноября 2011 г., г. Екатеринбург). Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, институт инженерно-педагогического образования, 2011. С. 50-53.

3. Строгова Н. А. Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 169-171.

4. Черкасова К. М., Березовская О. Е., Проскурина Е. Ф. Адаптивная физическая культура // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2017. № 1 (10). С. 291-293.

5. Березовская Д. А., Панкова С. Н. Адаптивная физическая культура как фактор повышения качества жизни инвалидов // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : Материалы XXII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана. Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2019. С. 1646-1656.

References

1. Zavernyaeva S. V Sovete Federatsii nazvali regiony-lidery po organizatsii adaptivnogo sporta [The Federation Council named the leading regions in organizing adaptive sports]. Parlamentskaya gazeta - Parliamentary newspaper, 2018, 17 apr. Available at: https://www.pnp.ru/social/v-sovete-federacii-nazvali-regiony-lidery-po-organizacii-adaptivnogo-sporta.html (accessed 05.10.21)

2. Kuznetsova N. N., Kuz'mina N. Sredstva, metody i formy adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Means, methods and forms of adaptive physical culture]. Valeopedagogicheskie problemy zdorov'e formirovaniya podrostkov, molodezhi, naseleniya : tezisy dokladov 7-y Mezhvuzovskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (29 noyabrya 2011 g., g. Ekaterinburg). [Valeopedagogical problems of health of formation of adolescents, youth, population: abstracts of the 7th Interuniversity student scientific-practical conference (November 29, 2011, . Yekaterinburg)]. Ekaterinburg, Russian State Vocational Pedagogical University, Institute of Engineering and Pedagogical Education Publ., 2011, pp. 50-53. (In Russia).

3. Strogova N. A. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura v sisteme kompleksnoy reabilitatsii i sotsial'noy integratsii invalidov [Adaptive physical culture in the system of complex rehabilitation and social integration of disabled people]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya -Theory and practice of social development, 2012, no. 2, pp. 169-171.

4. Cherkasova K. M., Berezovskaya O. E., Proskurina E. F. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical culture]. Pedagogika i psikhologiya: aktual'nye voprosy teorii i praktiki - Pedagogy and psychology: topical issues of theory and practice, 2017, no. 1 (10), pp. 291-293.

5. Berezovskaya D. A., Pankova S. N. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura kak faktor povysheniya kachestva zhizni invalidov [Adaptive physical culture as a factor in improving the quality of life of disabled people]. Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya : Materialy XXII Mezhduna-rodnoy konferentsii pamyati professora L. N. Kogana [Culture, personality, society in the modern world: methodology, experience of empirical research: Materials of the XXII International conference in memory of Professor L.N. Kogan]. Yekaterinburg, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin Publ., 2019, pp. 1646-1656. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.