5. Platonov V.N. Dvigatel'nye kachestva i fizicheskaya podgotovka sportsmenov / V.N. Platonov // M.: Izdatel'stvo «Sport». - 2019. - 656 s.
6. Seluyanov V.N. Fizicheskaya podgotovka futbolistov: metodich. posobie / V.N. Seluyanov, S.K. Sarsaniya, K.S. Sarsaniya. // M.: TVT Divizion. - 2006.
- 192 s.
7. Shamardin, A.A. Kompleksnaya funktsional'naya podgotovka yunykh futbolistov: monografiya / A.A. Shamardin // Saratov: «Nauchnaya Kniga». - 2008.
- 239 s.
Сведения об авторах: Сергей Викторович Аверьянов -
преподаватель Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Омск; Вячеслав Анатольевич Блинов - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики футбола Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Омск.
Information about the authors: Sergej Viktorovich Aver'yanov - Lecturer of the Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk; Vyacheslav Anatol'evich Blinov - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Soccer's Theory and Methodology of the Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk.
Дата публикации: 01.06.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_02_11
УДК 615.825
ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
СЛУХА
Т.Г. Артеменко1, Е.В. Артеменко1, E.B. Аржакова2 1ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», с. Чурапча, Республика Саха, Россия 2Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта,
г. Якутск, Республика Саха, Россия Ключевые слова: социальная адаптация, адаптивная физическая культура, люди с ограниченными возможностями, лица с нарушением слуха, мотив, волевая саморегуляция.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями посредством адаптивной физической культуры. Цель данной работы теоретически обосновать и практически
136
проверить влияние адаптивной физической культуры и спорта на социальную адаптацию людей с нарушением слуха. По результатам исследования, авторы приходят к выводу, что адаптивная физическая культура помогает людям с нарушением слуха в решении многих проблем: позволяет устранить или ослабить нервно-эмоциональные перегрузки; отвлекает от утомительных и негативных последствий повседневной жизни; воспитывает чувства коллективизма, любознательности, патриотизма, жажды преодоления препятствий и другие ценные морально-волевые качества.
IMPACT OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ON THE SOCIAL ADAPTATION OF PEOPLE WITH HEARING IMPAIRMENT
T.G. Artemenko1, E.V. Artemenko1, E.V. Arzhakova2 1FSBEI of HE "Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports",
Churapcha, Sakha Republic, Russia
2Republican Center of Adaptive Physical Culture and Sports, Yakutsk, Sakha
Republic, Russia
Key words: social adaptation, adaptive physical culture, people with disabilities, people with hearing impairment, motive, volitional self-regulation.
Annotation. The article deals with problems of social adaptation of people with disabilities through adaptive physical culture. The purpose of this work is to theoretically substantiate and practically test the influence of adaptive physical culture and sports on the social adaptation of people with hearing impairment. According to the results of the study, the authors come to the conclusion that adaptive physical culture helps people with hearing impairment to solve many problems: it allows you to eliminate or weaken the nervous and emotional overload; distracts from the tedious and negative consequences of everyday life; cultivates a sense of collectivism, curiosity, patriotism, thirst to overcome obstacles and other valuable moral and volitional qualities.
Введение. На сегодняшний день особую актуальность приобретает проблема обеспечения условий для профессиональной адаптации людей с ограниченными возможностями и, посредством этого, социальной интеграции этой категории населения. В обществе люди с ограниченными возможностями являются одной из наиболее нуждающихся в поддержке социальных групп. Они испытывают высокую степень культурного, социального и духовного отчуждения, не имеют возможности полноценно общаться, работать, учиться.
Адаптивная двигательная деятельность, реабилитация, физическое воспитание и другие известные виды адаптивной физической культуры решают задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в
137
процессе деятельности, которая предусматривает общение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни [3].
Для общества глухих спорт всегда имел важнейшее, системообразующее значение. Это область, в которой глухие совершенно не чувствуют себя ущемленными по сравнению со здоровыми людьми, так как спорт глухих - это стимул борьбы, самоутверждения личности, способ социальной реабилитации [1].
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить влияние адаптивной физической культуры и спорта на социальную адаптацию людей с нарушением слуха.
Методы и организация исследования. Исследование проведено на базе Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта» (далее Центр).
С 21 мая 2014 года в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2013 г. № 1488 на базе плавательного бассейна «Самородок» в г. Якутске осуществляет свою деятельность Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта [4].
Целью Центра является развитие адаптивной физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия), направленной на улучшение качества физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Всего в Центре занимаются 689 человек с ограниченными возможностями здоровья. Для лиц с нарушением слуха культивируются такие виды спорта: легкая атлетика, шашки, вольная борьба, плавание, пулевая стрельба, мини-футбол, волейбол, настольный теннис. По этим дисциплинам в учебно-тренировочной группе занимаются 152 воспитанника с нарушением слуха (Таблица 1).
Согласно единому календарному плану в Центре ежегодно проводится более 20 физкультурно-оздоровительных мероприятий по спорту глухих. В 2019 году проведено 29 мероприятий, в котором приняло участие 746 спортсменов с нарушением слуха.
Сравнительный анализ проведенных спортивных мероприятий по видам спорта в разрезе на 2014-2019 гг. показал, что в 2014 году количество республиканских мероприятий в год составляло 5 мероприятий, в 2019 г. Оно увечилось в 5,8 раз - это 29 мероприятий (Таблица 2).
На сегодняшний день воспитанники Центра с нарушением слуха успешно выступают на соревнованиях России, Европы и Мира, в 2019 году завоевано 33 медали.
Таблица 1
Распределение воспитанников с нарушением слуха по видам спорта
Количество Количество
спортсменов в групп на этапе Общее Общее
Дисциплины возрасте спортивной количество количество
от 6 до 17 лет подготовки групп воспитанников
I II III
Плавание 9 1 - - 1 10
Волейбол 1 - - 1 25
Вольная борьба 31 1 1 1 3 32
Пулевая стрельба 2 - 1 - 1 8
Легкая атлетика 2 - 1 - 1 10
Настольный теннис 1 1 - - 1 12
Шашки 14 1 - 1 2 14
Мини-футбол 2 - - 2 41
ВСЕГО: 59 7 3 2 12 152
Таблица 2
Динамика спортивных мероприятий в период 2014-2019 гг._
Количество Годовые показатели
2014 2015 2016 2017 2018 2019
мероприятий 5 15 17 27 26 29
участников 215 442 599 750 647 746
Л
4 4 3
22 22 1 12
р
1
10 8 6 4 2 0
Вольн Греко- Легка Пулев Шашк Дзюд Самбо Армсп
ая римск я ая и о орт
борьб ая атлети стрель а борь... ка ба Кол-во спортсменов 94224123
9
Рис. 1. Количество спортсменов, включенных в состав сборных команд России по сурдлимпийским видам спорта в 2019-2020 гг.
На рис. 1 мы видим, что в состав сборных команд России по сурдлимпийским видам спорта от Республики Саха (Якутия) вошли 27 спортсменов (вольная борьба - 9 чел., греко-римская борьба - 4 чел., легкая атлетика - 2 чел., пулевая стрельба - 2 чел., шашки - 4 чел., дзюдо - 1 чел., самбо - 2 чел., армспорт - 3 чел.).
Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт - это способ слияния людей с ограниченными возможностями здоровья с обществом, который налаживает связь с внешним миром и способствует его восстановлению. Стремительное развитие адаптивной физической культуры и
спорта в Республике Саха (Якутия) оказывает положительное влияние на социальную адаптацию в обществе людей с ограниченными возможностями.
Важнейшим фактором в социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья является мотивация и волевая саморегуляция. Как известно, занятие адаптивной физической культурой и спортом создает необходимый мотивационный стимул и активизирует волевые качества спортсменов, развивает в них самосовершенствование [5].
В исследовании приняли участие 27 человек. Для выполнения поставленной задачи, первым этапом проведен опрос по выявлению мотивации спортсменов с нарушением слуха к занятиям адаптивной физической культурой и спортом.
Для установления значимости мотивов, побуждающих людей с нарушением слуха заниматься адаптивной физической культурой и спортом, участников попросили заполнить шкалу значимости по десятибалльной шкале (1 балл-минимум, 10 баллов-максимум). Также были обозначены основные мотивы: 1. Общение, дружеский контакт. 2. Самоутверждение. 3. Достижение успеха. 4. Гармоничное физическое и духовное развитие. 5. Улучшение состояния здоровья. 6. Стремление показать свои способности. 7. Материальные ценности какой-либо награды. 8. Нечем заняться дома.
Итоги каждого мотива были сформированы по категориям:
- 9-10 баллов - «исключительно важно»;
- 7-8 баллов - «очень важно»;
- 5-6 баллов - «довольно важно»;
- 3-4 баллов - «не очень важно»;
- 1-2 баллов - «абсолютно не важно».
На втором этапе был проведен тест, разработанный А.В. Зверьковым и Е.В. Эйдманом, для той же группы, с целью выявить волевую саморегуляцию [2].
Развитие волевой саморегуляции относится к таким качествам характера, как настойчивость и самоконтроль. Степень волевой саморегуляции устанавливается в сравнении со средним значением каждого показателя. Если полученное значение будет больше половины максимально вероятной суммы - показывает высокую степень развития самообладания, настойчивости и общей саморегуляции.
Тест состоит из 30 вопросов. Участники должны были внимательно прочитать и решить, было ли это верным или ложным по отношению к ним.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса показали, что к «исключительно важным» мотивам участники отнесли показатель №1 «Общение, дружеский контакт». Таким образом, для людей с
140
нарушениями слуха побуждающей мотивацией для занятий адаптивной физической культурой и спортом является то, что они хотят социального общения. Это дает возможность установить многочисленные дружеские контакты, интересно и приятно проводить время. Занятие адаптивной физической культурой, участие в различных соревнованиях способствует общению, повышает самооценку, улучшает духовное состояние, придает уверенность, а так же помогает жить в более активной среде.
К категории «очень важно» вошли показатели №2, №5: «мотив самоутверждения», «мотив улучшения состояния здоровья». Это говорит о том, что людям с нарушением слуха важно осознавать себя, в спорте достигать поставленных результатов, в поведении и взаимодействии с людьми показать себя достойно, чувствовать себя уважаемым в глазах окружающих людей. В то же время они стремятся улучшить свое здоровье.
Среди оценки «довольно важные» были отнесены показатели №3, №4, №6, №7: «мотив достижения успеха», «мотив гармоничного физического и духовного развития», «мотив стремления показать свои способности» и «мотив материальной ценности какой-либо награды». Спортсмены в процессе занятий спортом стремятся к гармоничному физическому и духовному развитию. Они связывают свой успех с собственными усилиями и способностями. Это говорит о том, что получение впечатлений, чувства волнения, борьбы, победы является мотивирующим действием для людей с нарушением слуха. Ни один из мотивов не был отнесен к категории «не очень важно». К числу «абсолютно не важных» был выделен только один - «мотив нечем заняться дома». Это указывает на то, что участники хотят заниматься адаптивной физической культурой и спортом с целью занять свое свободное время с пользой.
Как видно из рис. 3, в шкале «самообладание» высокие показатели определены для 10 участников (37%) из 27. Люди, которые эмоционально устойчивы и хорошо разбираются в различных ситуациях, получают высокий балл.
Их внутреннее спокойствие, уверенность в себе снимает страх перед неизвестностью, повышает готовность воспринимать новое, неожиданное и, как правило, сочетается со свободой мнений, склонностью к инновациям и радикализму. Однако стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерному сознательному ограничению спонтанности может привести к повышению внутреннего напряжения, распространенности постоянной тревоги и усталости. Низкий уровень самообладания отнесен только к 1 участнику (4%), что означает спонтанность и импульсивность в сочетании с обидой и предпочтением традиционных взглядов, которые защищают человека от
141
интенсивных эмоций и внутренних конфликтов, способствуют равнодушному фону настроения. Средний показатель - 16 участников (59%).
Рис. 2. Среднее значение результатов формирования мотивации к занятиям адаптивной физической культурой и спортом у людей с нарушением слуха
низкии показатель 4%
высокии показатель 37%
среднии показатель 59%
Рис. 3. Показатель самообладания испытуемых
Индекс «настойчивость» (Рис. 4) характеризует силу намерений человека, его желание завершить начатую работу. На высоком показателе отнесены 7 участников (27%) - это деятельные, работоспособные люди, которые активно стремятся к достижению своих целей. Их мобилизуют препятствия на пути к цели, но их отвлекают альтернативы и искушения, их главная ценность - это работа, которая была начата. Такие люди склонны уважать социальные нормы, стремятся полностью подчинить свое поведение им. Низкий балл получили 3 участника (11%). Низкие значения по этой шкале указывают на повышенную лабильность, неопределенность, импульсивность, что может привести к непоследовательности и даже отклонением в поведении.
Снижение уровня активности и работоспособности у таких людей, как правило, компенсируется повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью и стремлением к свободному объяснению социальных норм. Среднее значение показателя составляет 17 (62%).
Рис. 4. Показатель настойчивости испытуемых
Высокий балл по общей шкале волевой саморегуляции (Рис. 5) определен для 9 участников (33%), характерен для людей, которые являются эмоционально зрелыми, активными, независимыми, самостоятельными. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичный взгляд, развитое чувство личного долга. Как правило, они хорошо отражают личные мотивы, которые систематически осознают возникшие намерения, способствуют распределению усилий и контролируют свои действия, имеют ярко выраженную социально-позитивную направленность. В крайних случаях они могут усилить внутреннее напряжение, связанное с желанием контролировать каждую особенность своего поведения и тревогу по поводу малейшей спонтанности. Низкий балл наблюдается у 5 участников (19%), что характеризует чувствительность, эмоциональную нестабильность, уязвимость, неуверенность. Их рефлективность низкая, а общий фон деятельности обычно снижается. Они характеризуются импульсивностью и нестабильностью намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с очевидной природой, не подкрепленной способностью мыслить и контролировать себя. Средний показатель - 13 (48%).
На основании результатов данного теста можно сделать вывод, что волевая саморегуляция среди участников, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, находятся на среднем уровне.
средний показатель 48%
Рис.5. Показатель волевой саморегуляции испытуемых
низкий
показатель
19% высокий
показатель
33%
Заключение. По результатам анализа анкеты-опроса, можно сделать вывод, что социализация особенно ярко выражена в системе спортивных
143
соревнований для людей с нарушением слуха, которую можно рассматривать как форму их социальной активности, в ходе которой существуют социальные ценности, такие как победа, престиж, зрелище, сопереживание.
Спорт для людей с нарушением слуха - это особый мир отношений и опыта, который увлекает, фокусируется на новых объектах, переключает умственную деятельность, создает расслабление, смену эмоций и настроения. Это придает поведению, характеру, образу жизни новый вкус, который позволяет человеку с ограниченными возможностями повысить самооценку своего «Я», почувствовать себя полезным гражданином своего общества, т.е. социализироваться в нем [5].
Результаты теста по волевой саморегуляции показывают, что опрошенные участники больше всего хотят общаться, интересно и приятно проводить время, а активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях восстанавливают душевное равновесие, устраняют чувство изоляции. Самореализация, самоутверждение, стремление к успеху в спортивной деятельности возвращает чувство уверенности и уважения к себе, дает возможность вернуться к активной жизни.
Занятия адаптивным спортом являются важной и неотъемлемой частью жизни воспитанников Республиканского центра адаптивной физической культуры и спорта, помогают им приспособиться в современном обществе, положительно влияют на состояние организма, развивают творческий потенциал, способствуют развитию физических качеств, предоставляют возможность самореализации.
Список литературы
1. Евсеев С.П. Новые горизонты развития адаптивного спорта в России / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. - 2014. -№ 2 (58). - С. 2-7.
2. Каталог психологических тестов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psytests.org/emotional/volsam (дата обращения 12.01.2020).
3. Михайлов И.А. Особенности занятий адаптивным спортом при нарушениях слуха / И.А. Михайлов // В сборнике: Состояние, опыт и перспективы развития физкультурного движения Якутии Сборник региональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию физкультурного движения в Российской Федерации. Под редакцией М.Д. Гуляева. - 2014. - С. 776-779.
4. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2013 г. №1488 «О реорганизации государственного бюджетного учреждения «Управление физической культуры и массового спорта» путем выделения новых государственных бюджетных учреждений в сфере физической
144
культуры и спорта» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://yakutia-gov.ru/doc/31217 (Дата обращения 12.01.2020).
5. Селезнев В.В. Исследование психологических особенностей спортсменов с нарушениями слуха / В.В. Селезнев // Социальная политика и социология. - 2013. - № 4-1 (96). - С. 81-86.
6. Строгова Н.А. Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов / Н.А. Строгова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 2. -С. 169-171.
References
1. Evseev S.P. New horizons for the development of adaptive sports in Russia / S.P. Evseev, O.E. Evseeva // Adaptive Physical Culture. - 2014. - №. 2 (58). -P. 2-7.
2. Catalog of psychological tests [Electronic resource] Access mode: https://psytests.org/emotional/volsam.html (Accessed on 12.01.2020).
3. Mikhailov I.A. Features of practicing adaptive sports for hearing impairment / I.A. Mikhailov // In the collection: State, experience and prospects for the development of the physical culture movement in Yakutia Collection of the regional scientific-practical conference dedicated to the 90th anniversary of the physical culture movement in the Russian Federation. Edited by M.D. Gulyaeva. -2014. - P. 776-779.
4. Order of the Government of the Sakha Republic (Yakutia) dated December 30, 2013 № 1488 "On the reorganization of the state budgetary institution" Directorate of Physical Culture and Mass Sports "through the allocation of new state budgetary institutions in the field of physical culture and sports" [Electronic resource] Access mode: https://yakutia -gov.ru/doc/31217 (Accessed on 12.01.2020)..
5. Seleznev V.V. Research of psychological characteristics of athletes with hearing impairments / V.V. Seleznev // Social Policy and Sociology. - 2013. -№ 4-1 (96). - P. 81-86.
6. Strogova N.A. Adaptive physical culture in the system of complex rehabilitation and social integration of the disabled / N.A. Strogova. // Theory and Practice of Social Development. - 2012. - № 2. - P. 169-171.
Spisok literatury
1. Evseev S.P. Novye gorizonty razvitiya adaptivnogo sporta v Rossii / S.P. Evseev, O.E. Evseeva // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. - 2014. - № 2 (58). - S. 2-7.
2. Katalog psikhologicheskikh testov [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://psytests.org/emotional/volsam.html (Data obrashcheniya 12.01.2020).
145
3. Mikhajlov I.A. Osobennosti zanyatij adaptivnym sportom pri narusheniyakh slukha / I.A. Mikhajlov // V sbornike: Sostoyanie, opyt i perspektivy razvitiya fizkul'turnogo dvizheniya Yakutii Sbornik regional'noj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyashchennoj 90-letiyu fizkul'turnogo dvizheniya v Rossijskoj Federatsii. Pod redaktsiej M.D. Gulyaeva. - 2014. - S. 776-779.
4. Rasporyazhenie Pravitel'stva Respubliki Sakha (Yakutiya) ot 30 dekabrya 2013 g. №1488 «O reorganizatsii gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya «Upravlenie fizicheskoj kul'tury i massovogo sporta» putem vydeleniya novykh gosudarstvennykh byudzhetnykh uchrezhdenij v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta» [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://yakutia-gov.ru/doc/31217 (Data obrashcheniya 12.01.2020).
5. Seleznev V.V. Issledovanie psikhologicheskikh osobennostej sportsmenov s narusheniyami slukha / V.V. Seleznev // Sotsial'naya politika i sotsiologiya. -2013. - № 4-1 (96). - S. 81-86.
6. Strogova N.A. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura v sisteme kompleksnoj reabilitatsii i sotsial'noj integratsii invalidov / N.A. Strogova // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2012. - № 2. - S. 169-171.
Сведения об авторах: Артеменко Тарас Григорьевич - кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент кафедры естественных дисциплин ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», Чурапча; Артеменко Елена Викторовна -кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», Чурапча, e-mail: [email protected]; Аржакова Евгения Владимировна - инструктор-методист по адаптивной физической культуре отдела мониторинга и учета физической реабилитации и психологического сопровождения ГБУ Республики Саха (Якутия) «Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта», Якутск.
Information about the authors: Artemenko Taras Grigor'evich -Candidate of Sciences on Physical Education and Sports, Associate Professor of the Department of Natural Sciences of the FSBEI of HE "Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports", Churapcha; Artemenko Elena Viktorovna -Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities the FSBEI of HE "Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports", Churapcha; e-mail: [email protected]; Arzhakova Evgeniya Vladimirovna - Coordinator of adaptive physical culture of the Department of Monitoring and Accounting of Physical Rehabilitation and Psychological Support of the FBI of the Sakha Republic (Yakutia) "Republican Center of Adaptive Physical Culture and Sports", Yakutsk.
146