Научная статья на тему 'ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ПЛАВАНИЯ'

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ПЛАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
304
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ / СПОРТ ГЛУХИХ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова Виктория Викторовна, Бобкова Елена Николаевна

В статье рассматриваются исторические аспекты становления спорта инвалидов у нас в стране и за рубежом. Охарактеризовано спортивное плавание, как уникальное средство адаптивной физической культуры для спортсменов с нарушением слуха. Определены проблемы спортивной подготовки детей с нарушением слуха и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрова Виктория Викторовна, Бобкова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RELEVANCE OF PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT BY MEANS OF SPORTS SWIMMING

The article examines the historical aspects of the formation of sports for disabled people in our country and abroad. Sports swimming is characterized as a unique means of adaptive physical culture for athletes with hearing impairment. The problems of sports training of children with hearing impairment and ways to solve them are identified.

Текст научной работы на тему «ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ПЛАВАНИЯ»

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

УДК 796-056.26

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ПЛАВАНИЯ

ON THE RELEVANCE OF PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT

BY MEANS OF SPORTS SWIMMING

Петрова Виктория Викторовна

аспирант

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

г. Смоленск, Россия Petrova Victoria Viktorovna graduate student

Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Smolensk, Russia

Научный руководитель: Бобкова Елена Николаевна

кандидат педагогических наук проректор по научной работе и международной деятельности Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

г. Смоленск, Россия Scientific supervisor: Bobkova Elena Nikolaevna

Ph.D.

vice-rector for research and international affairs Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Smolensk, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются исторические аспекты становления спорта инвалидов у нас в стране и за рубежом. Охарактеризовано спортивное плава -ние, как уникальное средство адаптивной физической культуры для спортсменов с на -рушением слуха. Определены проблемы спортивной подготовки детей с нарушением слуха и пути их решения.

Abstract. The article examines the historical aspects of the formation of sports for disabled people in our country and abroad. Sports swimming is characterized as a unique means of adaptive physical culture for athletes with hearing impairment. The problems of sports training of children with hearing impairment and ways to solve them are identified.

Ключевые слова: адаптивный спорт, спортивное плавание, спорт глухих, физическая подготовленность.

Keywords: adaptive sports, sports swimming, sports of the deaf, physical fitness.

Введение. Важнейшими приоритетными задачами, стоящими перед физической культурой и спортом, являются забота о здоровье и повышении уровня физической подготовленности различных групп населения. Особого внимания в кругу

данных задач заслуживает, очевидно, реализация физкультурно-спортивной деятельности с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Результаты исследования. Учитывая многочисленные заявления специалистов адаптивной физической культуры о высокой значимости двигательной активности в процессе реабилитации инвалидов, во многих странах мира активно осуществляется адаптивная деятельность на основе разнообразных двигательных средств, с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Первые попытки приобщения инвалидов к спорту были предприняты еще в XIX столетии. Тогда в 1888 г., в Берлине, был создан первый спортивный клуб для глухих. А 16 августа 1924 г был образован Международный спортивный комитет глухих (МСКГ). В него вошли федерации, объединяющие спортсменов с нарушением слуха. На первом конгрессе МСКГ, состоявшемся в Брюсселе 31 октября 1926 г., принят устав этой организации и начиная с 1924 г., каждые четыре года проводятся летние Всемирные игры глухих. Впервые такие игры были проведены в Париже 10-17 августа 1924 г. Это были самые первые состязания людей с ограниченными возможностями. В них участвовали спортсмены многих европейских стран. Программа игр включала соревнования по легкой атлетике, велоспорту, футболу, стрельбе и плаванию. До 2001 года эти соревнования официально назывались Всемирными играми глухих, но в мае 2001 года исполком Международного олимпийского комитета (МОК) на своем очередном заседании принял решение о переименовании этих соревнований в Олимпиаду глухих. Таким образом, Олимпиада глухих получила официальное признание МОК, и в настоящее время проводится под его эгидой.

Сурдолимпийский комитет России, созданный 25.10.2001 г., является полноправным членом Международного комитета по спорту для глухих (С^) и Европейского комитета спорта глухих (EDSO), представляя спорт глухих в Российской Федерации [1].

В настоящее время во Всероссийском реестре видов спорта «спорт глухих» объединяет 338 спортивные дисциплины, из них 25 дисциплин в плавании. По данным статистического отчета Минспорта России, на территории Российской Федерации численность занимающихся спортом глухих на различных этапах подготовки (по состоянию на 1 января 2020 года) составляет 43404 человек, из них плаванием занимаются 4815 человек, что составляет 11% от числа всех действующих спортсменов с нарушением слуха. За период с 2010 года по настоящее время количество людей с нарушением слуха, занимающихся плаванием, увеличилось на 95,8%. Данный факт ярко свидетельствует не только о стремительном развитии спорта среди людей с нарушением слуха, но и особенной популярности и динамическом развитии спортивного плавания.

Отмечая возрастающий интерес молодежи с ограниченными возможностями здоровья к занятиям спортивным плаванием, очевидно, необходимо тщательно исследовать вопросы, связанные с особенностями физической подготовки детей с нарушением слуха, учитывая их индивидуальные морфологические характеристики, а также функциональные и психологические особенности. Полагаем, что данное исследовательское направление будет являться весьма перспективным в рамках адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Цель исследования заключается в обосновании насущной необходимости в настоящее время научно-теоретической разработки методики развития специальной физической подготовки детей 10-15 лет с нарушением слуха средствами спортивного плавания.

В Российской Федерации регулирование программ спортивной подготовки спортсменов с нарушением слуха осуществляется на основе федерального стандарта спортивной подготовки, утвержденного приказом Министерства спорта. В феврале 2014 года принят разработанный федеральный государственный стандарт, регламентирующий основные направления, принципы и подходы спортивной подготовки лиц с нарушением слуха. В нем описаны требования к структуре и содержанию программ спортивной деятельности, даны нормативы по видам подготовки и их соотношение на различных этапах тренировочного процесса. В том числе нормативы по общей и специальной физической подготовке для зачисления занимающихся в учебно-тренировочные группы.

Однако, следует отметить, что утвержденные и рекомендуемые стандарты физической подготовки лиц с нарушением слуха задают лишь весьма общие, ориентировочные направления в деятельности тренеров-практиков, без необходимого учета психофизиологических и возрастных особенностей занимающихся. Эффективность же тренировочного процесса во многом зависит от особенностей патологии тренируемого. По этой причине актуальным, на сегодняшний день, является необходимость разработки научно обоснованных программ тренировочной работы с конкретными категориями детей-инвалидов.

Формирование специальной физической подготовленности спортсменов остается одной из актуальных проблем в плавании на протяжении многих лет, особенно в период интенсивного и необходимого увеличения тренировочных и соревновательных нагрузок [2]. В то же время организация и реализация учебно-тренировочного процесса детей с нарушением слуха на основе традиционных для здоровых детей, подходов, далеко не в полной мере решает проблемы целенаправленного формирования физической готовности к спортивному плаванию [3]. Полноценное становление детей с нарушением слуха возможно при обеспечении не только их физического развития, но и активной коррекции отклонений иных, наиважнейших сфер жизнедеятельности молодых людей средствами физического воспитания [3].

Это объясняет необходимость поиска и, в дальнейшем, успешной реализации в практике адаптивного спорта методики, обуславливающей эффективное развитие физической подготовленности пловцов с нарушением слуха.

Выводы.

1. Плавание в среде спортсменов с нарушением слуха является динамично развивающимся и популярным видом спорта, в полной мере обеспечивающим физическую и социальную реабилитацию занимающихся, с учетом их психофизиологических и возрастных особенностей.

2. Выявлена насущная необходимость в поиске и, в дальнейшем, успешной реализации в практике адаптивного спорта методики, обуславливающей эффективное формирование физической подготовленности детей с нарушением слуха средствами спортивного плавания.

Литература

1. История спорта глухих [Электронный ресурс] // Сурдлимпийский Комитет России : сайт. URL: https-J/deaflymp.ru/деятельность/история-спорта-глухих/ (дата обращения: 25.02.2021).

2. Малиновский М. С., Аришин А. В. Повышение уровня специальной физической подготовки у высококвалифицированных пловцов в макроцикле // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2019. № 1. С. 221-222.

3. Козлов В. В., Бобкова Е. Н., Виноградова Л. В. Управление тренировочным процессом пловцов 13-14 лет с нарушением слуха на основе тестирования физической подготовленности // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2018. № 1. С. 23-25.

References

1. Istoriya sporta glukhikh [History of sports of the deaf]. Available at: https://deaflymp.ru/деятельность/история-спорта-глухих/ (accessed 25.02.2021).

2. Malinovsky M. S., Arishin A. V. Povyshenie urovnya spetsial'noy fizicheskoy podgotovki u vysokokvalifitsirovannykh plovtsov v makrotsikle [Raising the level of special physical training in highly qualified swimmers in the macrocycle]. Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizatsii - Resources of competitive athletes: theory and practice of implementation, 2019, no. 1, pp. 221-222.

3. Kozlov V. V., Bobkova E. N., Vinogradova L. V. Upravlenie trenirovochnym protsessom plovtsov 13-14 let s narusheniem slukha na osnove testirovaniya fizicheskoy podgotovlennosti [Management of the training process of swimmers aged 13-14 with hearing impairment on the basis of testing physical fitness]. Fizicheskoe vospitanie i detsko-yunosheskiy sport - Physical education and children's and youth sports, 2018, no. 1, pp. 23-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.