Научная статья на тему 'Ринк-бенди как перспективное направление развития спорта лиц с нарушением слуха'

Ринк-бенди как перспективное направление развития спорта лиц с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
409
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИНК-БЕНДИ / ЛИЦА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРЕБОВАНИЕ / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / RINK-BANDY / PERSONS WITH HEARING IMPAIRMENT / ORGANIZATION / DEMAND / ADAPTIVE SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антонов Андрей Алексеевич

В работе анализируются мотивы и требования лиц с нарушением слуха к организации занятий по ринк-бенди. В статье приведены результаты исследования, проведённого среди спортсменов-инвалидов данной нозологической группы 6-ти регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антонов Андрей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rink-bandy as a perspective direction of development of sports for persons with impaired hearing

The paper examines the motives and requirements of persons with disabilities to training rink-bandy. In the article the results of research conducted among disabled athletes this nosology group of 6 regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Ринк-бенди как перспективное направление развития спорта лиц с нарушением слуха»

УДК 796.964:376.356 ББК 75.5579

Антонов Андрей Алексеевич

кандидат педагогических наук, доцент

Ивановская государственная медицинская академия

г. Иваново Antonov Andrey Alekseevich candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Ivanovo state medical Academy Ivanovo [email protected]

Ринк-бенди как перспективное направление развития спорта лиц

с нарушением слуха Rink-bandy as a perspective direction of development of sports for persons with

impaired hearing

В работе анализируются мотивы и требования лиц с нарушением слуха к организации занятий по ринк-бенди. В статье приведены результаты исследования, проведённого среди спортсменов-инвалидов данной нозологической группы 6-ти регионов России.

The paper examines the motives and requirements of persons with disabilities to training rink-bandy. In the article the results of research conducted among disabled athletes this nosology group of 6 regions of Russia.

Ключевые слова: ринк-бенди, лица с нарушением слуха, организация, требование, адаптивный спорт.

Key words: rink-bandy, persons with hearing impairment, organization, demand, adaptive sports.

Ринк-бенди - это соревнования по мини-хоккею с мячом. Проходит игра на тех же площадках, что и хоккей с шайбой. В разных странах правила хоккея ринк-бенди долгое время были различными, что затрудняло проведение международных соревнований. Однако около 30 лет назад Международной федерации бенди удалось их упорядочить и провести турнир в шведском городе Эреб-

ру [13].

После упорядочения правил мини-хоккей быстро набрал популярность. Особенно им увлекались девушки, начавшие с 1980 года проводить международные состязания [1].

В России ринк-бенди был очень популярен в 1990-х годах, однако закатом

развития ринк-бенди в нашей стране принято считать 1998 год, когда после финансового кризиса многие отечественные команды не смогли выехать на Кубок мира [2].

Тем не менее, ринк-бенди стал очень популярен в регионах. Более экономичный и менее травматичный - он стал одним из фактором массового вовлечения людей в занятия хоккеем. Соревнования по ринк-бенди проводились, как на уровне муниципалитетов, так и на уровне областных и студенческих коллективов.

Именно перспектива массовости этого вида спорта и его экономическая составляющая стала предметом для анализа мотивов и требований лиц с нарушением слуха к проведению занятий по ринк-бенди. Кроме того, вовлечение лиц с инвалидностью в занятия физическими упражнениями положительно влияет на их социальную адаптацию и интеграцию в общество [4, 7, 9, 10].

Для определения более значимых мотивов лиц с нарушением слуха в занятиях ринк-бенди, мы опирались на труды Е.А. Осокиной и О.Н. Степановой, изучивших потребности (целевые установки) глухих женщин 25-35 лет в занятиях фитнесом [12], Л.Р. Макиной и А.С. Махова, исследовавшие мотивы занятий спортом лиц с нарушением зрения [3, 5, 6].

Опрос и интервьюирование проходили в спортивно-оздоровительном клубе инвалидов «Пингвин», созданном на базе Шуйского филиала Ивановского государственного университета [8]. Результаты интервьюирования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Перечень мотивов лиц с нарушением слуха к занятиям ринк-бенди (n=31)

№ п/п Мотивы

1 Ринк-бенди - менее травматичен в сравнении с хоккеем с шайбой

2 Ринк-бенди - более экономичен в плане приобретения инвентаря и

экипировки

3 Улучшить состояние здоровья

4 Желание наити друзей, товарищем

5 Желание заняться новым видом спорта

6 Повысить уровень физической подготовленности

7 Получение новых впечатлений (чувство азарта, борьбы, победы)

8 Стремление к самоутверждению (получение разряда, звания)

9 Воспитать в себе морально-волевые качества

10 Сформировать потребность в регулярных занятиях ринк-бенди

11 Желание быть полезным обществу

12 Желание подыскать себе занятие вне дома

Для установления иерархии значимости и структуры мотивов лиц с нарушением слуха к занятиям ринк-бенди была разработана анкета и проведен по ней опрос 67 спортсменов из 5 регионов России (Ивановской, Владимирской, Нижегородской, Ярославской, Костромской областей).

Респондентам было предложено указать степень важности каждого из мотивов, представленных в табл. 1 по 10-балльной шкале (9-10 баллов -«исключительно важно», 7-8 баллов - «очень важно», 5-6 баллов - «довольно важно», 3-4 балла - «не очень важно», 1-2 балла - «абсолютно не важно»). Исследование проходило в рамках турнира по мини-футболу на Кубок спортивно-оздоровительного клуба инвалидов «Пингвин» в декабре 2013 года. Данные, полученные в ходе опросов, были сведены в единую матрицу и обработаны методом средних величин (вычисления производились с использованием стандартного пакета программ Microsoft Excel for Windows) и SPSS 12.

Результаты математико-статистической обработки материалов опроса приведены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты математико-статистической обработки данных о значимости основных мотивов лиц с нарушением слуха к занятиям

ринк-бенди (п=67)

№ Мотивы X (баллы) ш (баллы)

1 Ринк-бенди - менее травматичен в сравнении с хоккеем с шайбой 9,45 0,19

2 Ринк-бенди - более экономичен в плане приобретения инвентаря и экипировки 9,37 0,12

3 Улучшить состояние здоровья 9,33 0,16

4 и и о Желание найти друзей, товарищей 9,27 0,21

5 Желание заняться новым видом спорта 9,13 0,19

6 Повысить уровень физической подготовленности 8,76 0,11

7 Получение новых впечатлений (чувство азарта, борьбы, победы) 8,66 0,16

8 Стремление к самоутверждению (получение разряда, звания) 8,23 0,11

9 Воспитать в себе морально-волевые качества 8,09 0,12

10 Сформировать потребность в регулярных занятиях ринк-бенди 7,98 0,17

11 Желание быть полезным обществу 7,87 0,19

12 Желание подыскать себе занятие вне дома 4,64 0,21

Как видно из табл. 2, ни один из мотивов не был отнесен респондентами к категории 5-6 баллов - «довольно важно» и 1-2 балла - «не имеющих никакого значения».

К числу исключительно значимых мотивов лица с нарушением слуха отнесли показатели №№ 1-5:, «ринк-бенди - более экономичен в плане приобретения инвентаря и экипировки» (X =9,37 + 0,12), «улучшить состояние здоровья» (X = 9,33 + 0,16), «желание найти друзей, товарищей» (X = 9,27 + 0,21), «желание заняться новым видом спорта» (X = 9,13 + 0,19). При этом ведущим по значимости мотивом является факт того, что «ринк-бенди - менее травматичен в сравнении с хоккеем с шайбой» (X =9,45 + 0,19). Данные показатели свиде-

тельствуют о том, что инвалидов по слуху привлекают занятия новыми для себя видами спорта, являющиеся при этом более доступными с экономической точки зрения и менее безопасными для здоровья.

К категории «очень важных» мотивов принадлежат показатели № 6-12: «повысить уровень физической подготовленности» (X = 8,76 + 0,11 балла); «получение новых впечатлений (чувство азарта, борьбы, победы)» (X = 8,66 + 0,16 балла); «стремление к самоутверждению (получение разряда, звания)» (X = 8,23 + 0,11 балла); «воспитать в себе морально-волевые качества» (X = 8,09 + 0,12 балла); «сформировать потребность в регулярных занятиях ринк-бенди» (X = 7,98 + 0,17 балла); «желание быть полезным обществу» (X = 7,87 + 0,19 балла).

Это говорит о том, что у лиц с нарушением слуха могут быть популярны занятия ринк-бенди с целью получения новых впечатлений, самоутверждения, поддержания хорошей физической формы, желания быть востребованным обществом.

Определённое значение для опрошенных инвалидов-спортсменов имеет желание «подыскать себе занятие вне дома» (X = 4,64 + 0,21 балла).

Для установления значимости основных требований лиц с нарушением слуха к организации занятий по ринк-бенди нами было проведено анкетирование и опрос инвалидов по слуху, желающих заниматься данным видом спорта.

Интервью и анкетирование проводилось в период проведения соревнований по мини-футболу среди инвалидов по слуху в июле 2013 года в Костроме и турнира по мини-футболу на Кубок спортивно-оздоровительного клуба инвалидов «Пингвин» в декабре 2013 года в Шуйском филиале Ивановского государственного университета. В опросе приняло участие 77 спортсменов-инвалидов по слух из 6-ти регионов России: Ивановской, Владимирской, Московской, Нижегородской, Костромской, Ярославской областей.

Для установления значимости основных требований лиц с нарушением слуха к организации занятий по ринк-бенди в их регионах. Спортсменам было

предложено указать степени (балл) их важности по 10-балльной шкале (1 балл - минимум, 10 баллов - максимум). Степени важности каждого показателя, выраженные в баллах, были сформированы по категориям: 9-10 баллов - «исключительно важно», 7-8 баллов - «очень важно», 5-6 баллов - «довольно важно», 3-4 балла - «не очень важно», 1-2 балла - «абсолютно не важно».

Данные, полученные в ходе опросов, были сведены в единую матрицу и обработаны методом средних величин (вычисления производились с использованием стандартного пакета программ Microsoft Excel for Windows).

Результаты математико-статистической обработки данных основных требований лиц с нарушением слуха к организации занятий по ринк-бенди и степени важности каждого из них приведены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты математико-статистической обработки данных основных требований лиц с нарушением слуха к организации занятий по ринк-бенди

Требования к организации занятий по ринк-бенди Х (баллы) m (баллы) Ме (баллы) Мо (баллы) а (баллы) Ех As V (%)

1. Наличие качественно подготовленной хоккейной площадки (арены) 9,77 0,041 10 10 1,441 4,679 -2,24 17

2. Наличие специальной спортивной экипировки (клюшки, мячи, щитки и пр.) 9,69 0,028 10 10 0,677 5,777 -2,71 9

3. Бесплатные занятия 9,57 0,211 9 10 1,756 2,725 -2,73 17

4. Наличие квалифицированных специалистов, тренеров, имеющих опыт работы с инвалидами по слуху 9,51 0,124 9 9 0,588 1,767 -2,45 12

5. Удобный гра- 9,31 0,142 9 9 1,499 2,558 -1,96 17

фик занятий

6. Привлечение к тренировкам и соревнованиям здоровых спортсменов 9,15 0,217 9 9 1,731 -0,701 0,27 13

7. Проведение соревнований среди аналогичных спортивных клубов 8,72 0,074 9 9 1,562 4,743 -1,01 21

8. Индивидуальный подход к спортсменам-инвалидам в процессе занятий 8,65 0,066 9 8 1,636 1,557 -1,06 11

9. Наличие специальной программы (методики) подготовки спортсменов-инвалидов к соревнованиям с учётом индивидуальных особенностей их нозологии 8,41 0,041 8 9 0,770 1,548 -1,78 19

10. Внимание и помощь местных властей в развитии ринк-бенди среди глухих 8,39 0,221 9 8 1,637 -2,321 -1,61 15

11. Возможность получения спортивной квалификации (разряда, судейской категории) 8,27 0,149 8 8 1,469 -0,781 -0,34 16

12. Возможность участия в городских и областных соревнованиях среди здоровых людей 8,12 0,167 8 9 1,607 -7,00 -1,63 17

13. Популяриза- 8,09 0,197 8 8 1,463 3,992 -1,75 22

ция спортивных

достижений

спортсменов-

инвалидов через

средства массовой информации (га-

зеты, телевидение,

интернет и т. п.)

14. Наличие душевых 7,98 0,179 8 8 1,767 0,523 -0,75 19

15. Удобный график соревнований 7,87 0,141 8 7 1,615 -0,112 -0,15 21

16. Просторные, удобные тёплые 7,67 0,038 8 8 1,331 0,339 -0,37 23

раздевалки

17. Удобное рас-

положение мест для зрителей на 7,41 0,478 7 8 1,445 0,149 -0,34 14

соревнованиях

18. Наличие сис-

темы безопасности (защита от терроризма) 6,56 0,215 6 6 1,564 0,575 -0,85 25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Наличие сис-

темы просветительской работы 6,42 0,161 7 6 1,658 -0,866 0,63 18

со спортсменами

Как видно из результатов, представленных в таблице 3, ни один из требований не был отнесен опрошенными к категории «не очень важно» (3-4), «абсолютно не важно» (1-2 балла).

К категории «исключительно важных требований» респонденты отнесли показатели №№ с 1 по 6. Средний балл X ответов указанной группы составил от 9,15 + 0,217 (привлечение к тренировкам и соревнованиям здоровых спортсменов) до 9,77 + 0,041 (наличие качественно подготовленной хоккейной площадки (арены). Следует отметить, что участники исследования выразили единое мнение при постановке высокой оценки значимости приведённых показателей, что подтверждается близостью моды (Мо) и медианы (Ме) к средней

арифметической (X), низким (по отношению к X) значением стандартного отклонения (а).

Существенно выраженный положительный эксцесс (Ех) представленных требований указывает на то, что значительное количество признаков, отраженных в данной группе, отличается единообразием. Наличие отрицательной асимметрии (Аб) при положительном эксцессе, а также малые значения коэффициента вариации (V) от 9 % до 17 %, подтверждающее однородность мнений респондентов.

В категорию «очень важных требований» вошли №№ с 7 по 17. Средний балл (X) ответов составил от 7,41 + 0,478 (удобное расположение мест для зрителей на соревнованиях) до 8,72 + 0,074 (проведение соревнований среди аналогичных спортивных клубов). Однако, отрицательный эксцесс (Ех) показателей №№ 10-12, 15 в сочетании с отрицательной асимметрией (Аб) говорит о численном большинстве целого ряда показателей, которые значительно превосходят среднюю арифметическую (X), что подтверждается более высокими значениями (Мо) и (Ме) по отношению к (X). Расчётные значения коэффициента вариации (V) от 11 до 23 % данной категории показателей свидетельствуют о единодушии в принятии респондентами решений.

К категории «довольно важных» респонденты отнесли показатели №№ 1819. Расчётные значения среднего арифметического (X) составили от 6,12 + 0,132 (наличие системы просветительской работы со спортсменами) до 6,56 + 0,215 (наличие системы безопасности (защита от терроризма). Следует отметить, что наличие у показателей № 19 отрицательного эксцесса (Ех) при положительной асимметрии (Аб) свидетельствует о том, что большинство респондентов данной категории поставили оценки существенно ниже средней арифметической (X).

В результате проведённых исследований были сформированы:

- перечень основных мотивов лиц с нарушением слуха к занятиям ринк-бенди, а именно: «ринк-бенди - менее травматичен в сравнении с хоккеем с шайбой»; «ринк-бенди - более экономичен в плане приобретения инвентаря и

экипировки», «улучшить состояние здоровья», «желание найти друзей, товарищей», «желание заняться новым видом спорта»;

- перечень основных требований лиц с нарушением слуха к организации занятий по ринк-бенди, в их числе: «наличие качественно подготовленной хоккейной площадки (арены)», «наличие специальной спортивной экипировки (клюшки, мячи, щитки и пр.)», «бесплатные занятия», «наличие квалифицированных специалистов, тренеров, имеющих опыт работы с инвалидами по слуху», «удобный график занятий», «привлечение к тренировкам и соревнованиям здоровых спортсменов».

Таким образом, исследования, проведённые на контингенте лиц с нарушением слуха, показали, что ринк-бенди для инвалидов данной нозологической группы является перспективным направлением, способствует массовому их вовлечению в занятия физическими упражнениями и спортом, и, как следствие, социальной адаптации и интеграции.

Библиографический список

1. Иванов И.В. Мини-хоккей с мячом - столетний незнакомец / И.В. Иванов // Наука и жизнь. - 1998. - № 4. - С. 23-27.

2. Кубок мира по ринк-бенди [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// wikipedia.org / (дата обращения: 14.10.2013).

3. Макина Л.Р. Анализ мотивации и самооценки личности легкоатлетов с нарушением зрения / Л.Р. Макина // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). - C. 38-39.

4. Махов А. С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование : монография / А. С. Махов. - Москва : РУДН, 2011. - 196 с.

5. Махов А. С. Оценка эффективности формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом у людей с инвалидностью / А.С. Махов // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 3. - С. 52-56.

6. Махов А. С. Психолого-педагогические особенности мотивации к занятиям спортом у лиц с нарушением зрения / А.С. Махов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я Яковлева. - 2013. - № 1 (77). - Часть 2. - С. 120-124.

7. Махов А. С. Результаты чемпионата России по мини-футболу (футзалу) среди инвалидов по слуху (высшая лига) / А. С. Махов // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 2 (50). - С. 55-57.

8. Махов А. С. Спортивно-оздоровительный клуб инвалидов «Пингвин» / А. С. Махов, О. Н. Степанова // Высшее образование в России. - 2012. - № 10. - С. 99-105.

9. Махов А. С. Современный подход к оценке управления развитием спортивных клубов для глухих и слабослышащих / А. С. Махов // Вестник Томского государственного университета. - Июнь 2012. - № 359. - С. 160-164.

10. Махов А.С. Теория и практика управления развитием адаптивного спорта в России : монография / А.С. Махов. - Шуя, Издательство Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет, 2013. - 185 с.

11. Махов А. С. Управление развитием спортивных клубов для лиц с нарушением слуха: социально-педагогические аспекты : монография / А. С. Махов. - Саарбрюккен : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 123 с.

12. Осокина Е.А. Система занятий фитнесом с глухими женщин молодого возраста (2535 лет) / Е.А. Осокина, О.Н. Степанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгаф-та. - 2012. - № 1 (83) - С. 138-143.

13. Ринк-бенди [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.time-spending.com (дата обращения: 04.11.2013).

Bibliography

1. Ivanov I.V. Mini-bandy - centennial stranger / I.V. Ivanov // Science and life. - 1998. -№ 4. - Pp. 23-27.

2. World Cup rink-bandy [Electronic resource]. - Mode of access: http:// wikipedia.org / (date of access: 14.10.2013).

3. Makina Л.Р. Analysis of motivation and self-identity of athletes with a visual impairment / L.R. Makina // Adaptive physical culture. - 2012. - № 1 (49). - Pp 38-39.

4. Makhov A. S. Adaptive sports in Russia and abroad: the establishment, organization, regulation : monograph / A. S. Makhov. - Moscow : PFUR, 2011. - 196 p.

5. Makhov A. S. Assessment of the effectiveness of the motivation exercise and sport for people with disabilities / A.S. Makhov // journal of sports science. - 2012. - № 3. - Pp. 52-56.

6. Makhov A. S. Psychological and pedagogical features motivation to sports of persons with print disabilities / A.S. Makhov // Vestnik of the Chuvash state pedagogical University. Yakovlev I.YA. - 2013. - № 1 (77). - Part 2. - Pp. 120-124.

7. Makhov A. C. Results of the Russia championship on mini-soccer (Futsal) among deaf people (high League) / A. S. Makhov // Adaptive physical culture. - 2012. - № 2 (50). - Pp. 55-57.

8. Makhov A. S. and fitness club for disabled people «Penguin» / A. S. Makhov, O. N. Stepanova // Higher education in Russia. - 2012. - № 10. - Pp. 99-105.

9. Makhov A. S. Modern approach to the evaluation of management of development of sports clubs for the deaf and hard of hearing / A. S. Makhov // Herald of Tomsk state University. -June 2012. - № 359. - Pp. 160 - 164.

10. Makhov A.S. Theory and practice of management of development of adaptive sports in Russia : monograph / A.S. Makhov. - Shuya, Publishing house Shuisky branch of Ivanovo state University, 2013. - 185 p.

11. Makhov A. S. Managing the development of sports clubs for persons with impaired hearing: social and pedagogical aspects : monograph / A. S. Makhov. - Saarbruecken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 123 p.

12. Osokina E.A. System of fitness with deaf women younger (25 to 35 years) / E.A. Osokina, O.N. Stepanova // Uchenye Zapiski University named П.Ф. Lesgaft. - 2012. - № 1 (83) -Pp. 138-143.

13. Rink-bandy [Electronic resource]. - Mode of access: http:// www.time-spending.com (date of access: 04.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.