формирование у курсантов военного вуза конфликтологической культуры как основы предупреждения межнациональных конфликтов. Мы полагаем, что реализация предлагаемой нами модели, будет способствовать гармонизации межнациональных отношений и предупреждению конфликтов на национальной почве в курсантских коллективах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаревская, Е.В. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института ЮФУ : монография / Е.В. Бондаревская.
- Ростов-на-Дону : [б.и.], 2008. - 55 с.
2. Васильев, А.А. Сущность конфликтологической культуры личности в межнациональном общении / А.А. Васильев // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 4.
- С. 100-104.
3. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. - М. : Творческая педагогика : Новая школа, 1992. - 125 с.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Академия, 2004. - 352 с.
5. Маркова, Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Маркова Надежда Григорьевна. - Казань, 2010. - 40 с.
6. Матвеев, Д.Е. Формирование готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Матвеев Денис Евгеньевич. - Чита, 2013. - 23 с.
7. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 1996. - 96 с.
REFERENCES
1. Bondarevskaya, E.V. (2008), The concept and strategies of education students in the cultural and educational space of pedagogical institute of SFU, publishing house IEP PI SFU, Rostov-on-Don.
2. Vasilev, A.A. (2014), "Nature of a personality's conflictology culture in the interethnic communication", Teacher education and science, No. 4, pp. 100-104.
3. Karakovskiy, V.A. (1992), School education system: teaching ideas and experience of formation, publisher: Creative Pedagogy, Moscow.
4. Leontev, A.N. (2004), Activities. Consciousness. Person, Academy, Moscow.
5. Markova, N.G. (2010), Formation of culture of international relations students in a multicultural educational environment of high school: dissertation, Kazan.
6. Matveev, D.E. (2013), Formation of readiness of the future officers to a culture of interethnic communication servicemen: dissertation, Chita.
7. Yakimanskaya, I.S. (1996), Personality-oriented education in modern school, September, Moscow.
Контактная информация: tilovik81@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 24.06.2015.
УДК 796.926:376.356
ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА МОТИВОВ ГЛУХИХ СПОРТСМЕНОВ РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ К ЗАНЯТИЯМ СНОУБОРДИНГОМ
Ольга Геннадьевна Рысакова, старший преподаватель, Александр Сергеевич Махов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВПО «РГСУ»),
г. Москва
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования мотивов занятий сноубордингом участников XVIII Сурдлимпийских игр, прошедших в Ханты-Мансийске и Магнитогорске, а также спортсме-
нов из российских региональных клубов. В исследовании приняли участие, как глухие спортсмены высшего уровня мастерства, представляющие сборные команды 8-ми стран мира, так и спортсмены из групп спортивного совершенствования спортивных школ России, имеющих отделения для глухих спортсменов.
Ключевые слова: мотивация, глухие спортсмены, сноуборд, сноубординг, учебно-тренировочная деятельность, соревновательная деятельность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p167-173
VALUE AND STRUCTURE OF MOTIVES OF THE DEAF RUSSIAN AND FOREIGN ATHLETES TO THE SNOWBOARD PRACTICE
Olga Gennadievna Rysakova, the senior lecturer, Alexander Sergeevich Makhov, doctor of pedagogical sciences, professor, Department chairman, Russian State Social University, Moscow
Annotation
The article presents the results of the study of motives to snowboard practice among the participants of the XVIII Deaflympics, held in Khanty-Mansiysk and Magnitogorsk, and sportsmen of Russian regional clubs. The study involved the deaf athletes of the highest level of skills, representing the teams of 8 countries and athletes from the sports perfection schools of Russia with branches for the deaf athletes.
Keywords: motivation, deaf athletes, snowboard, snowboarding, educational and training activities, competitive activity.
ВВЕДЕНИЕ
Сурдлимпийский спорт как и Паралимпийский, несмотря на большую социальную значимость, направлен на достижение спортсменами-сурдлимпийцами результатов международного уровня, завоевание высоких мест на международных соревнованиях, установление национальных, континентальных и мировых спортивных рекордов с целью показать детям, подросткам и молодежи, обществу в целом пример преодоления трудностей, духовного и физического совершенствования, ведения здорового образа жизни [7].
Сноубординг достаточно молодой, но уже очень популярный вид спорта и вид активного отдыха. История сноуборда начинается с 1965 года. В Северной Америке инженер-конструктор и серфер Шерман Поппен склеил из обломков двух лыж, доску для катания по заснеженному склону [12]. Так впервые была реализована простая идея - дать человеку возможность скользить по снегу боком, как это делали серферы на волнах и скейтбордисты на асфальте. С 1998 года сноуборд был включен в программу XVIII Зимних Олимпийских игр в Нагано, а на Сурдлимпийских играх был впервые представлен в 1999 году в Давосе. С 1965 года в сноубординге появилось несколько дисциплин, по которым проводятся соревнования: SL-слалом, GS-слалом гигант (разновидность PSL-параллельный слалом и PGS-параллельный слалом гигант), SBX-бордеркросс, HP-хафпайп, SBS-слоупстайл и не олимпийские дисциплины BA-биг айр, JIB-джиббинг, фрирайд. Все дисциплины подразделяются на «жесткие» и «мягкие». К «жёстким» дисциплинам относятся: слалом, слалом гигант, бордеркросс; к «мягким» - хаф-пайп, сло-упстайл, биг айр, джиббинг, фрирайд [10].
Безусловно, сноубординг привлекает не только здоровых людей, но и людей с ограниченными возможностями здоровья. Настоящее исследование посвящено изучению мотивов глухих спортсменов к занятиям сноубордингом, как видом спорта.
С целью установления мотивов лиц с нарушением слуха к занятиям сноубордин-гом мы провели исследование, перед которым были поставлены следующие задачи:
- выявить перечень мотивов спортсменов с нарушением слуха к занятиям сно-убордингом;
- установить значимость и структуру мотивов спортсменов с нарушением слуха к занятиям сноубордингом;
- сравнить значимость мотивов глухих спортсменов России и Зарубежья к занятиям сноубордингом.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В основе изучения мотивации спортсменов-инвалидов с нарушением слуха легли результаты научных исследований учёных, в трудах которых изучен спортивный интерес лиц с инвалидностью разных патологий к занятиям адаптивным спортом [1-6, 8, 9].
Для определения перечня основных мотивов мы использовали интервьюирование и анкетирование глухих спортсменов и их тренеров из 7 регионов России (Москва, Московская область, Свердловская область, республика Удмуртия, Новосибирск, Санкт-Петербург, Липецк), в которых тренируются спортсмены-сноубордисты с нарушением слуха или имеются отделения в ДЮСШ, развивающие сноубординг для глухих и слабослышащих.
На основании опроса и анкетирования спортсменов был сформирован перечень из 13 основных мотивов глухих и слабослышащих к занятиям сноубордингом: 1. Заниматься престижным (модным) видом спорта. 2. Общаться в кругу единомышленников. 3. Улучшать физическую подготовку. 4. Стремление показать свои способности. 5. Желание показывать самые высокие результаты на крупных международных соревнованиях. 6. Получать удовольствие от соревновательной деятельности. 7. Профессионально заниматься спортом. 8. Желание выделяться среди сверстников. 9. Бывать в разных странах и красивых местах. 10. Хочу быть полезным своей стране. 11. Желание найти занятие вне дома. 12. Нравятся горы и все что с ними связано. 13. Желание выиграть Сурдлимпий-ские игры или ЧМ.
Для установления иерархии значимости и структуры мотивов была разработана анкета и проведен по ней опрос 73 спортсменов из названных регионов, а также сноубор-дистов из 8-ми стран-участниц XVIII Сурдлимпийских игр (Италии, Норвегии, США, Канады, Чехии, Японии, Швейцарии и Финляндии).. Респондентам было предложено указать степень важности каждого из мотивов, представленных в таблице 1 по 10-балльной шкале (9-10 баллов - «исключительно важно», 7-8 баллов - «очень важно», 5-6 баллов - «довольно важно», 3-4 балла - «не очень важно», 1-2 балла - «абсолютно не важно»).
Дополнительно респондентам было предложено ответить на следующие вопросы анкеты: 1. Оцените деятельность спортивного клуба в вашем городе, стране по 10 балльной шкале. 2. Сколько раз в неделю вы тренируетесь?
Данные полученные после анкетирования были обработаны методом средних величин и обработаны при помощи Microsoft Excel.
Результаты математико-статистической обработки о значимости основных мотивов глухих спортсменов России и Зарубежья к занятиям сноубордингом приведены в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, все исследуемые мотивы респонденты отнесли к группе «очень важно». Об этом говорит значение X (среднеарифметический показатель). При этом самыми близкими к группе «исключительно важно» были определены мотивы: «нравятся горы и все что с ними связано» (X=8,98+0,16), «общаться в кругу единомышленников» (X=8,71+0,13) и «бывать в разных странах и красивых местах» (X=8,64+0,18). Близкие к средне арифметической X показатели Мо и Ме и низкое значение среднеквад-ратического отклонения с говорят нам о том, что опрашиваемые были единодушны в своей оценке наиболее значимых мотивов.
Нельзя не отметить, что ни один из трех с наибольшим показателем X, мотивов не имеет непосредственного отношения к спорту. Вероятнее всего для спортсменов, как
России, так и других исследуемых стран, сноубординг, является, прежде всего, способом для достижения интересной, насыщенной общением и высокой эмоционально окрашенной составляющей качества жизни. Данный факт очень значим для людей с ограниченными возможностями, в частности имеющими инвалидность по слуху.
Таблица 1
Результаты математико-статистической обработки данных основных мотивов
глухих спортсменов России и Зарубежья к занятиям стоубордингом
Мотивы X | М | Ме | Мо | о | Ех | Лб V (%)
баллы
Нравятся горы и все что с ними связано 8,98 0,16 9 10 1,38 8,23 -2,4 15
Общаться в кругу единомышленников 8,71 0,13 9 9 1,16 0,26 -0,81 13
Бывать в разных странах и красивых местах 8,64 0,18 9 10 1,49 2,08 -1,31 17
Стремление показать свои способности 8,60 0,16 9 9 1,38 11,94 -2,6 16
Желание выиграть Сурдлимпийские игры или ЧМ 8,56 0,19 9 10 1,64 0,84 -1,16 20
Улучшать физическую подготовку 8,54 0,13 9 9 1,1 -0,49 -0,44 13
Желание найти занятие вне дома 8,54 0,18 9 10 1,52 3,55 -1,46 18
Получать удовольствие от соревновательной деятельности 8,26 0,16 8 8 1,35 1,73 0,73 16
Желание показывать самые высокие результаты на крупных международных соревнованиях 8,11 0,18 8 9 1,50 0,46 -0,66 18
Хочу быть полезным своей стране 7,96 0,20 8 9 1,72 1,43 -1,09 12
Заниматься престижным (модным) видом спорта 7,85 0,25 8 8 2,12 1,22 -1,33 27
Желание выделяться среди сверстников 7,76 0,18 8 7 1,54 -0,76 -0,18 20
Профессионально заниматься спортом 7,01 0,23 7 8 1,96 -0,87 -0,15 28
Следующие 6 мотивов имеют близкие по своему значению достаточно высокие баллы, с X показателем от 8,11 до 8,60 баллов. Среднеквадратическое отклонение с, так же как и у чрезвычайно значимых мотивов колеблется в пределах от 1,1 до 1,64. Близкие по оценке и имеющие высокие показатели значимости мотивы показывают, что для спортсменов сноубордистов они являются важными и практически одинаково значимыми.
Наименьшее количество баллов в группе «важных» получили мотивы: «хочу быть полезным своей стране» (Х=7,96), «желание выделяться среди сверстников» (Х=7,76), «профессионально заниматься спортом» (Х=7,01). Это еще раз подтверждает наше предположение, что занятия сноубордингом, это, прежде всего, «образ жизни» опрошенных респондентов, 32 из которых явились представителями национальных сборных команд среди глухих спортсменов на прошедших XVIII Сурдлимпийских играх в Ханты-Мансийске и Магнитогорске в марте-апреле 2105 года.
Достаточно низкий балл значимости в исследуемой группе мотивов получил мотив «желание выделяться среди сверстников». Скорее всего, потому что средний возраст опрашиваемых 24 года и этот мотив для спортсменов перестал быть чрезвычайно актуальным в силу их возраста. Значение коэффициента вариации V в 11 мотивах из 15 имеет показатель до 20 %, а в остальных до 28 %, что говорит том, что варьирование показателей в группе среднее, ближе к однородной. Сравнивая ответы иностранных и российских спортсменов - участников XVIII Сурдлимпийских игр 2015 года и спортсменов из российских спортивных школ, мы видим некоторое отличие в определение значимости группы мотивов направленных на достижение максимальных спортивных результатов.
Так, например, значимость в 10-9 баллов мотиву «получать удовольствие от соревновательной деятельности» дали 9 из 11 участников опроса (81%), членов национальной сборной России, 4 из 4-х членов сборной команды США (100%), 3 из 5 (60%) канадских спортсмена. У спортсменов из российских спортивных школ всего 26% (10 из 38 участников опроса), оценивают этот мотив как чрезвычайно значимый.
Похожий результат наблюдается в оценке мотива «желание выиграть Сурдлим-пийские игры или ЧМ». В 10-9 баллов значимость настоящего мотива оценили: 11 из 11
членов (100%) национальной сборной России среди глухих спортсменов, 4 из 4 членов сборной США, (100%), 3 из 4-х членов сборной Италии (75%), 5 из 5 членов сборной Канады (100%). Члены спортивных школ, не участвовавшие в Сурдлимпийских играх, оценивают этот мотив как чрезвычайно важный только в 15 анкетах из 38 (39%).
Такое же различие, мы видим в оценке мотива «желание показывать самые высокие результаты на крупных международных соревнованиях» у членов национальных сборных команд и спортсменов российских спортивных школ. В совокупности 22 участника Сурдлимпийских игр из 32-х (69%) оценили значимость в 9-10 баллов и только 10 из 38 (26%) российских спортсменов, не участвовавших в Сурдлимпийских играх, оценили этот мотив как чрезвычайно важен.
В целом это закономерный результат т. к. участники главных стартов для глухих спортсменов наиболее мотивированы и настроены на достижение максимальных спортивных результатов. Спортсмены спортивных школ возможно в силу более низкого уровня спортивного мастерства, возможно, некоторой «отдаленности» события не ставят этот мотив как чрезвычайно важный для себя.
Результаты дополнительных опросов о деятельности спортивных клубов России и Зарубежья и организации на их базах занятий по сноубордингу среди глухих спортсменов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты дополнительных опросов о деятельности спортивных клубов России и
Зарубежья
Мотивы X M Me Mo о Ex As V
баллы (%)
Оцените деятельность спортивного клуба в вашем городе, стране по 10 балльной шкале 6,8 0,20 7 7 1,70 -0,34 0,06 25
Сколько раз в неделю Вы тренируетесь 3,5 0,12 3 3 1 -0,69 0,04 28
Результаты, представленные в таблице 2, констатируют то, что представители спортивных клубов разных клубов расходятся в оценке деятельности своих спортивных организаций. Средний арифметический показатель X равен 6-8 баллам. Самую высокую оценку своим клубам дали спортсмены из России, все 7 опрашиваемых участников соревнований поставили от 8 до 10 баллов. Наименьшими баллами оценивают работу своих клубов спортсмены из Италии - 7-6 баллов.
Среди российских спортсменов, не участников XVIII Сурдлимпийских играх, наиболее высокую оценку получила деятельность клуба из Новосибирска (7-8 баллов), наименьшие баллы поставлены клубам из Санкт-Петербурга (3-7 балла). Оценка спортсменами своих клубов - очень важный показатель, поскольку изначально мотивация спортсменов к занятиям спортом напрямую зависит от деятельности клуба, и соответственно отражается на спортивных результатах его членов.
Результаты дополнительного опроса российских и иностранных спортсменов участников Сурдлимпийских игр также свидетельствуют о том, что российские спортсмены тренируются в среднем на 30% больше своих иностранных соперников, что по итогам XVIII Сурдлимпийских игр 2015 года дало свой результат. Отечественные спортсмены во всех видах сноуборда завоевали 13 медалей различного достоинства [11].
ВЫВОДЫ
Проведённое исследование показало, что спортсмены с нарушением слуха рассматривают занятия сноубордингом как средство для: а) улучшения качества жизни; б) достижения спортивного результата; в) социализации в обществе.
Наиболее значимыми для спортсменов обозначены мотивы не связанные непосредственно со спортивной деятельностью, а отражающие активный, насыщенный, эмоционально окрашенный образ жизни глухих спортсменов, что, наш взгляд, является мощным фактором для развития личности.
Сильную мотивацию на достижение максимального спортивного результата мы увидели у спортсменов более высокого уровня - участников XVIII Сурдлимпийских игр 2015 года в Ханты-Мансийске и Магнитогорске, что говорит о значимости и важности данных мотивов в вопросах самоутверждения и адаптации в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов, А. А. Особенности мотивации лиц с нарушением слуха к занятиям ринк-бенди / А. А. Антонов // European Social Science journal. - 2014. - № 3. - С. 118-123.
2. Германов, Г.Н. Развитие спортивной мотивации и интереса к парусному спорту у детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.Н. Германов, С.В. Седорченко, И.В. Машошина // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 215-221.
3. Корнева, М.А. Особенности мотивации спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к участию в тренировочном процессе по русскому жиму / М.А. Корнева, А.С. Махов, О.Н. Степанова // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 6. - С. 37-43.
4. Макина, Л.Р. Анализ мотивации и самооценки личности легкоатлетов с нарушением зрения / Л.Р. Макина // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). - C. 38-39.
5. Махов, А.С. Результаты чемпионата России по мини-футболу (футзалу) среди инвалидов по слуху (высшая лига) / А. С. Махов // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 2 (50). - С. 55-57.
6. Махов, А.С. Управление развитием спортивных клубов для лиц с нарушением слуха: социально-педагогические аспекты : монография / А.С. Махов. - Саарбрюккен : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 123 с.
7. Модельный закон «О паралимпийском спорте» от 25.11.2008 № 31-13 [Электронный ресурс] // URL : http://www.lawmix.ru/abrolaw/2566. -Дата обращения 01.06.2015.
8. Осокина, Е.А. Система занятий фитнесом с глухими женщин молодого возраста (25-35 лет) / Е.А. Осокина, О.Н. Степанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 138-143.
9. Пелих, Е.Ю. Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пелих Елена Юрьевна. - СПб., 2011. - 24 с.
10. Правила проведения соревнований по сноуборду [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fgssr.ru (дата обращения: 14.06.2015).
11. Романцов, А.Н. Анализ итогов выступления национальной сборной Российской Федерации на XVIII Сурдлимпийских зимних играх в Ханты-Мансийске и Магнитогорске / А.Н. Романцов, А.С. Махов, О.Г. Рысакова // Адаптивная физическая культура. - 2015. - № 2 (62). - С. 22-24.
12. Рысакова, О.Г. Анализ выступления сборной России по сноуборду среди слабослышащих спортсменов / О.Г. Рысакова // Адаптационно-реабилитационные технологии работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией Е.А. Петровой, Т.И. Бонкало. -М., 2015. - С. 163-167.
REFERENCES
1. Antonov, A.A. (2014), "Peculiarities of motivation of persons with hearing impairment to the practice rink-bandy", European Social Science journal, Vol. 3-1, pp. 118-123.
2. Germanov, G.N., Sedorchenko, S.V. and Mashoshina, I.V. (2015), "The development of sports motivation and interest in sailing among children with disabilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5, Vol. 123, pp. 215-221.
3. Korneva, M.A., Makhov A.S. and Stepanova, O.N. (2014), "Peculiarities of motivation of disabled athletes with lesions of the musculoskeletal system to participate in the training process on the Russian bench press", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 37-43.
4. Makina, L. R. (2012), "Analysis of motivation and self-identity of athletes with visual impairment", Adaptive physical education, No. 1, Vol. 49, pp. 38-39.
5. Makhov, A.S. (2012), "The Results of the championship of Russia on mini-football (Futsal) among hard of hearing persons (higher League) ", Adaptive physical education, No. 2, Vol. 50, pp. 55-57.
6. Makhov, A.S. (2012), Managing the development of sports clubs for people with hearing im-
pairment: a socio-pedagogical aspects, monograph, LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrücken.
7. Model law "On Paralympic sports" dated 25.11.2008 No. 31-13, available at: http://www.lawmix.ru/abrolaw/2566.
8. Osokina, E.A. and Stepanova, O.N. (2012), "System of fitness classes with deaf young women (25-35 years)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, Vol. 83, pp. 138-143.
9. Pelikh, E.Y. (2011), The motivation to physical activity in schoolchildren with intellectual disabilities in the classroom adaptive physical education, dissertation, St. Petersburg.
10. The rules of competitions in snowboarding (2015), available at: http://www.fgssr.ru (accessed: 14 june 2015).
11. Romantsov, A.N., Makhov A.S. and Rysakova G.O. (2015), "The analysis of the performance of the national team of the Russian Federation at the XVIII winter Deaflympic games in Khanty-Mansiysk and Magnitogorsk", Adaptive physical education, Vol 2 No 62, pp. 22-24.
12. Rysakova, O.G. (2015), "Analysis of the performances of the national team of Russia in snowboarding among hearing-impaired athletes", In book: Adaptation and rehabilitation technology of working with families raising children with disabilities Materials of all-Russian scientific-practical conference, Edited by E. A. Petrova, T. I. Bonkalo, pp. 163-167.
Контактная информация: alexm-77@list.ru
Статья поступила в редакцию 25.06.2015.
УДК 796.011
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЕДИНОБОРСТВ
Андрей Владимирович Семенов, соискатель,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию технологии воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России с использованием средств единоборств. При построении педагогической технологии воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих с использованием единоборств использовались основные представления о стандартных способах реагирования на изменение ситуации в боевой обстановке.
Ключевые слова: технология; военнослужащие внутренних войск МВД России; морально-волевые качества; средства единоборств.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p173-177
TECHNOLOGY OF EDUCATION TO THE MORAL AND STRONG-WILLED QUALITIES AMONG THE MILITARY PERSONNEL OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA WITH APPLICATION OF
SINGLE COMBATS
Andrey Vladimirovich Semenov, the competitor, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Annotation
Results of the author researches of on justification of the technology of education of the moral and strong-willed qualities among the military personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia with application of means of the single combats have been presented in the article. The main ideas of the standard ways of response to the change of the fighting situation have been used at creation of the pedagogical technology of education to the moral and strong-willed qualities with application of the single combats among the military personnel.
Keywords: technology, military personnel of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of