РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОГО СПОРТА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ
A.A. Степанец
НГУ Нижневартовский государственный университет Нижневартвоск, Россия
Аннотация. В статье раскрывается проблема интеграции и адаптации молодых людей с инвалидностью в культурной среде. Отмечается, что решение данной проблемы оказывает серьезное влияние на организацию общественного порядка. Автором проведен социокультурный анализ, в котором рассматривается организация адаптивной физической культуры как способ включения молодых людей в систему общественных отношений. В статье исследуются вопросы, связанные со спецификой культурной адаптации молодежи. В работе описано становление и развитие адаптивной физической культуры на примере Российской Федерации. Внимание автора сконцентрировано на интегральном единстве культурного и социального в физической культуре, которое позволяет молодым людям с инвалидностью стать полноправными членами общественной жизни.
Ключевые слова: инвалидность, молодежь, культура, общество, адаптивный спорт, социализация, социальный порядок.
Происходящие в российском обществе перемены, связанные с развитием процессов ссоциаль-ной защиты населения, приводят к тому, что госу-дартво уделяет особое внимание проблеме инвалидности, которая все больше обостряется в кругах российской молодежи.
Молодежь выступает как определенная социально-демографическая группа, которая является важным компонентом жизни общества и характеризуется определенным социальным статусом. По мнению В.И. Чупрова, молодежь играет значительную роль в процессе воспроизводства социальной культуры. На сегодняшний день молодые люди являются серьезным потенциалом социального развития, поэтому приоритетными задачами являются мотивация активной деятельности молодежи и решение молодежных проблем. Пройдя первичную социализацию, молодые люди уже в скором времени станут активными субъектами социальной жизни, являясь при этом основной производительной и творческой силой общества [2, с. 14].
В молодежной среде все острее встает проблема отсутствия способов самореализации в результате несовпадения желаемых условий жизнедеятельности с доступными способами их достижения. Возникают сложности в поиске альтернативных целей, совпадающих с постоянно меняющимися ценностями современного общества [9, с. 277]. Многие современные исследователи в этой области считают, что молодые люди, имеющие инвалидность в большей степени подвержены данной проблеме.
Количество людей с инвалидностью в современной России постоянно возрастает и на сегодняшний день составляет примерно 10% населения страны, третья часть которых является молодыми людьми. В результате такого обострения проблемы инвалидности в среде молодых людей, возникает потребность в эффективной деятельности по созданию условий для включения в общественную жизнь данной категории населения [3, с. 6].
Любые приобретенные нарушения здоровья ставят перед человеком задачу социальной адап-
—--—
~ 821 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2
тации в своем новом качестве, результатом чего могут являться серьезные затруднения в освоении профессиональных навыков, получении образования с целым рядом других сложностей. У ребенка, имеющего отклонения в состоянии здоровья. в большинстве случаев возникают затруднения в получении полноценных навыков социокультурного взаимодействия, что приводит к проблеме его социальной адаптации.
Включение детей и молодых людей с инвалидностью в систему общественных отношений требует дополнительных мер, средств и методов работы в области социальной защиты населения, которые включают в себя создание учреждений с использованием специальных программ реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Разработка подобных мер должна основываться на изучении инвалидности как социокультурной проблемы, рассмотрение которой включает в себя анализ функционирования общества, закономерностей включения людей с инвалидностью в систему общественных связей.
Процесс социокультурной адаптации молодых людей, имеющих инвалидность на современном этапе социального развития Российского общества характеризуется переходом акцента с физической реабилитации, на социокультурную. Этот процесс требует создания особых условий, которые оказывают решающую роль для беспрепятственного включения граждан различных категорий населения в культурную жизнь. Очевидно, что решение такой задачи возможно благодаря совместным усилиям таких социальных институтов как: семья, социальные службы, образовательные учреждения и др.
Следует обратить внимание на эффективность деятельности по созданию условий, направленных на социокультурную интеграцию молодежи с инвалидностью. Для такой деятельности необходимо включение молодого человека с инвалидностью в сферы общественной жизни, имеющие коммуникативный и креативный характер. Дело в том, что у человека с отклонениями в состоянии здоровья часто возникают сложности в общении с окружающими. В связи с этим важную роль играют его отношения с семьей и службами, которые оказывают помощь молодежи [11, с. 200—221].
Одним из наиболее эффективных способов создания условий для успешной социализации людей с ограниченными возможностями здоровья является адаптивная физическая культура, развитие которой на сегодняшний день приобрело Мировой масштаб. Рассматривая становление адаптивного спорта в России можно отметить, что в советский период в область занятий спортом были включены в основном здоровые, физически одаренные молодые люди, способные прославить своими достижениями страну, особенно на Олимпийских играх и других соревнованиях Международного класса.
Существенно изменилось отношение к адаптивному спорту после окончания Великой Отечественной войны, так как возникла острая необходимость в работе направленной на реабилитацию раненых солдат и пострадавших в результате военных действий.
На начальном этапе развития адаптивная физкультура в России воспринималась только, как способ физической реабилитации, но со временем практика спортивной деятельности стала показывать эффективные результаты в процессе включения людей с инвалидностью в различные сферы общественной жизни. С 1974 года в стране начинают создаваться многофункциональные центры реабилитации инвалидов. Первый реабилитационный центр, в котором использовались методики адаптивной физической культуры, был организован в Ленинграде на базе городской больнице № 40. Работа Ленинградского центра показала эффективные результаты в деятельности по реабилитации людей с поражением опорно-двигательного аппарата, что привело к тому, что в течение года подобные центры создаются в Москве, Омске, Новокузнецке.
Успехи применения физических упражнений в областях медицинской и социальной реабилитации людей с отклонениями в состоянии здоровья приводят к созданию Федерации спорта инвалидов при спорткомитете в 1980 году. Деятельность Федерации объединяла методики физических практик в отношении спортсменов с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. С 1981 года ежегодно начали проводить спортивные игры среди людей с ограниченными возможностями здоровья, привлекая спортсменов из других городов России [1, с. 86].
—--—
~ 822 ~
Со временем, все больше обосновывалась польза адаптивной физической культуры в социальном развитии Российской Федерации в ирезуль-тате чего в 1996 году был образован Паралим-пийскй комитет России. Учредителями комитета стали: Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых, Российская ассоциация физической культуры и спорта инвалидов, Российская ассоциация «Олимп». После основания Паралим-пийского комитета развитие адаптивного спорта продолжалось намного эффективнее. К 1999 году количество спортивных клубов, осуществляющих в России деятельность по реабилитации людей с инвалидностью, возросло до 56-ти. На сегодняшний день клубы адаптивного спорта существуют в каждом городе России, и их количество составляет более ста.
В процессе становления и развития адаптивный спорт все больше рассматривался как терапевтическое средство социокультурной реабилитации. На сегодняшний день спортсмену с инвалидностью предоставляется возможность участия в соревнованиях более высокого уровня, что позволяет мотивировать людей с ограниченными возможностями здоровья не только на участие в различных международных соревнованиях, но и на победу в них для дальнейшего развития спортивной карьеры. Достигая такого уровня развития, спорт расширяет границы реабилитационных задач, рассматривая при этом молодого человека с инвалидностью не как пациента, а как спортсмена [11, с. 270].
Физическая культура является органической отраслью общественной культуры, специфическим содержанием которой выступает рациональное использование двигательной активности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, в результате чего происходит оптимизация физического и психического развития. В условиях современного развития общества физическая культура является одним из наиболее эффективных условий всестороннего развития личности [6, с. 30].
В социокультурном контексте личность можно определить как «конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализован-
ная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества». Таким образом, можно сказать, что становление личности заключает в себе как общие, так и индивидуальные черты характера человека. При этом физическая культура обеспечивает условия, которые помогают наладить связь с окружающим миром для осуществления социальных отношений молодых людей [7, с. 34].
Адаптивный спорт является методом активной функциональной терапии. В условиях организации регулярных размеренных тренировок происходит приспособление организма молодого человека с инвалидностью к возрастающим физическим и психическим нагрузкам, что в свою очередь приводит не только к физической, но и социокультурной адаптации. Культурное и социальное в адаптивной физической деятельности рассматривается в интегральном единстве. Расширяя непосредственную связь человека с природными факторами, физическая культура способствует всесторонней интеграции людей с инвалидностью в жизнь общества [9, с. 21].
Длительное отсутствие умеренных физических нагрузок негативно сказывается на здоровье людей с инвалидностью. Происходит снижение работоспособности, утрата приобретенных ранее специфических навыков. Без активной физической деятельности происходит рассогласование координации рефлексов, которые приводят к распаду сложной функциональной системы организма [5, с. 412]. В результате обостряются психические проблемы осознания своей неполноценности, что приводит к затруднениям социального и культурного взаимодействия.
Приведенные доводы ясно показывают, что физическая культура и спорт, в среде молодых людей с инвалидностью, имеют гораздо большее значение, чем в кругах здоровой молодежи. Чем дольше происходит отсутствие определенной функциональной деятельности, тем сложнее проходит процесс восстановления ранее утраченной, либо врожденной дисфункции. Из этого следует, что чем раньше человек с ограниченными возможностями здоровья приступит к практике физической культуры, тем эффективней будут результаты физического, социального и культурного восстановления.
—--—
~ 823 ~
Since 1999
p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2
—■--—
Правильная организация адаптивной физической культура и спорта включает в себя множество сфер деятельности, в которые в обязательном порядке должны быть включены новые способы привлечения молодых спортсменов к спортивной деятельности. Физкультурная деятельность способствует совершенствованию психических и физических способностей и качеств людей с инвалидностью, помогающих успешно адаптироваться в различных сферах общественной жизни, оказывая положительное влияние на социальное развитие нашей страны. В пример можно привести таких личностей как Алексея Ашапатова, Валентина Дикуля и многих других спортсменов с инвалидностью, занимающихся общественной деятельностью и способных показать пример активной гражданской позиции в Российской Федерации.
Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью заключить, что проблема недостаточной включенности молодых людей с инвалидностью в активное созидание культурного пространства, является на сегодняшний день приоритетным направлением государственной политики в России. Отсутствие внимания со стороны основных социальных институтов к данной проблеме отражается на функционировании современного общества в целом. Таким образом, организация адаптивной физической культуры и спорта выполняет важную функцию преобразования общественных связей, что в свою очередь способствует формированию социального порядка.
Современные социальные институты, имеющие своей целью стремление успешно социализировать молодых людей, рассматривают феномен инвалидности не как препятствие или проблему, а скорее как потенциал, дающий возможность раскрыть определенные качества человека и обнаружить, таким образом, его особое место в жизни общества. Государство и общественные организации ставят перед собой задачу не только изменения общественного мнения по отношению к людям с нарушениями здоровья, но и внесения существенных корректировок в мотивацию и жизненные установки людей с инвалидностью. Молодые люди, благодаря адаптивному спорту могут почувствовать свою значимость на личностном и общественном уровне.
Однако не стоит забывать, что культурная микросреда вырабатывает свои правила, нормы,
дает не только определенные преимущества, но и задает новые обязанности, формирует сферу культурных норм, устанавливающих зону ответственности этих людей за свою жизнь в рамках интересов общества в целом. Таким образом, в результате объединения усилий всех социальных общностей, может произойти со временем социальная и культурная ассимиляция людей с инвалидностью, создающая в свою очередь новую среду культурных потребностей. «Общество как система может достичь некоторой гармонии в своем существовании лишь в том случае, если все составляющие его элементы развиваются одновременно. Однако модернизация общества, выдвигающая в качестве приоритетных прежде всего экономическое и технологическое направление, часто оставляет духовную культуру и высшие потребности человека за пределами своих первоочередных задач. Однако неоспоримо, что в социальном плане человеческий фактор остается ключевым для решения проблем любого уровня и содержания» [4, с. 1100].
Физическая культура может стать важнейшим фактором перемен в обществе. Такой процесс, непосредственного включения (без использования специальных институтов для инвалидов) людей с ограниченными возможностями в жизнь общества позволит им обрести более значимые социальные статусы и выполнять наиболее востребованные роли в обществе. Необходимо свести к минимуму социальную роль «ожидания», то есть такую стратегию поведения, при которой инвалид чувствует себя беспомощным и требует по отношению к себе только внешней заботы, проявляющейся в постоянном выделении средств жизнеобеспечения. Включение благодаря адаптивному спорту людей с ограниченными возможностями здоровья в полноценный социальный процесс вместе с предоставлением возможности активно участвовать в жизни общества, позволит им почувствовать себя не социальной нагрузкой, а нужной и востребованной частью жизни страны на всех уровнях системной организации общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авласович O.E. Пособие для занятий адаптивной физической культурой. Тюмень: Вектор Бук. 2007.
—--—
~ 824 ~
2. Вишневский Ю.Р., Багорова А.П. Актуальные проблемы социологии молодежи. Екатеринбург: УРФУ, 2010.
3. Воробьев С. А. Особенности Международной спортивно-медицинской классификации, соревновательной деятельности // Особенности Международной спортивно-медицинской классификации, соревновательной деятельности, методики подготовки в паралимпийской легкой атлетике, паурлифтинге, плавании: Сборник докладов семинара. 2014.
4. Гутова С.Г. О будущем отечественной духовной культура // Фундаментальные исследования. 2014. № 6. С. 1096—1100.
5. Дубровский В.И. Спортивная медицина: М.: ВЛАДОС, 1998.
6. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. СПб., 2005. Т. 1.
7. Социология молодежи / под ред. В.Т. Лисовского. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996.
8. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2006.
9. Попов С.Н. Физическая реабилитация. Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
10. Фетисова A.B. Молодежь с ограниченными возможностями как объект молодежной политики // Science Time. 2014. № 5. С. 200—221.
11. Царик A.B. Физическая реабилитация и спорт инвалидов // Нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации. Советский спорт, 2003. 2-е изд., доп. и испр.
THE DEVELOPMENT OF ADAPTIVE SPORTS AMONG YOUNG PEOPLE IN RUSSIA: SOCIO-CULTURAL ANALYSIS
A.A. Stepanets
NSU state University Nizhnevartovsk Nizhnevartovsk, Russia, 628600
Annotation. The article reveals the problem of integration and adaptation of young people with disabilities in the cultural environment. It is noted that the solution of this problem has a serious impact on public order. The author carries out a socio-cultural analysis, which deals with the organization of adaptive physical culture as a way of including young people in the system of social relations. The article examines the issues associated with the specific cultural adaptation of youth. This paper describes the establishment and development of adaptive physical culture in the Russian Federation. The author's attention is concentrated on the integral unity of cultural and social in physical education, which allows young people with disabilities become full members of public life.
Key words: disability, youth, culture, society, adaptive sports, socialization, social order.
REFERENCES
1. Avlasovich O.E. Handbook for adaptive physical education classes. Tyumen, Vector Beech, 2007.
2. Vishnevsky Yu.R., Bagirova A.P. Actual problems of sociology of youth. Ekaterinburg, Ural Federal University, 2010.
3. Vorobyov S.A. The peculiarities of International sport-medical classification, competitive activities. Proceedings of the seminar "Peculiarities of International sport-medical classification, competitive activity, methods of training in Paralympic athletics, power lifting, swimming". 2014.
4. Gutova S.G. About the future of Russian spiritual culture. Fundamental research, 2014, no. 6, pp. 1096— 1100.
5. Dubrovsky V.I. Sports medicine: Moscow: Gu-manit. ed. center. VLADOS, 1998.
6. Evseev S.P. the Theory and organization of adaptive physical culture. St.Petersburg, 2005. Vol. 1.
7. Sociology of youth. Ed. V.T. Lisovsky. St.Petersburg, Izd-vo S.-Petersburg University, 1996.
8. Merton R. Social theory and social structure. Moscow, ACT, ACT Moscow: the KEEPER, 2006.
9. Popov S.N. Physical rehabilitation. The Textbook for academies and institutes of physical culture. Rostov n/D, Izd-vo "Phoenix", 1999.
10. Fetisov V.A. Youth with disabilities as an object of youth policy. Science Time, 2014, no. 5, pp. 200—221.
11. Tsarik V.A. Physical rehabilitation and sports of persons with disabilities. Legal documents, implementation mechanisms, practical experience, recommendations. Soviet sport, 2003. Ed. 2nd ext. and rev.