Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 1(29)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Т. В. Гудкова DOI: 10.15293/2226-3365.1601.06
УДК 159.9 + 364.4 + 316.6
СОВРЕМЕННЫЕ ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СОЦИАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
Т. В. Гудкова (Новосибирск, Россия)
В статье с социально-психологической позиции рассматривается проблема инвалидности, которая в настоящее время становится все более актуальной. Отмечается, что одной из ключевых задач, стоящих перед обществом является максимальное приближение возможностей инвалидов к условиям жизни здоровых людей. В содержании статьи отражены некоторые актуальные пути интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь, описаны направления адаптивной физической культуры, спорта, туризма, которые имеют большие возможности для коррекции физического здоровья и адаптации инвалидов в социум. Подчеркивается значимость физического воспитания и спорта, как одного из наиболее эффективных способов социальной интеграции и организации досуга людей с инвалидностью и ограниченными возможностями. В статье акцентируется внимание, в частности, на том, что во многих европейских странах, в том числе в России, реализуются программы спортивной работы с инвалидами, позволяющие не только приобщить их к занятиям спортом, но и дающие возможности для их полноценного развития. Одним из ярких примеров активной интеграции людей с инвалидностью в полноценную социальную жизнь общества приводятся Параолимпийские игры в Сочи. Делается вывод, что особо актуальной является тема доступной среды как главного фактора развития безбарьерного туризма. Процесс гуманизации спортивной работы с инвалидами представляет социально-значимую задачу и должен носить комплексный характер.
Ключевые слова: инвалидность, социальная интеграция, социальная реабилитация, Парао-лимпийские игры, безбарьерная среда, рекреационный туризм.
На современном этапе развития общества заслуживает внимания мировоззренческое понимание того, что инвалидность является формой «социального разнообразия», а
не аномальным явлением. Изменяется гражданская позиция, общественное сознание к проблемам инвалидности. Согласно данным ВОЗ около 15 % населения в мире имеют ин-
Гудкова Татьяна Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
© 2011-2016 Вестник НГПУ Все права защищены
1(29)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
валидность. Это более высокая оценка распространенности по сравнению с предыдущей, выполненной ВОЗ в 1970-х гг. и составлявшей 10 %1. Политика государства, обеспечивая социальную защищенность инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), должна содействовать созданию необходимых условий для достижения одинакового с другими согражданами уровня жизни в различных сферах, устранению барьеров на пути к их участию в жизнедеятельности общества. Во «Всемирном докладе об инвалидности» предлагаются практические рекомендации по созданию благоприятной окружающей среды, обеспечению соответствующей социальной поддержки, разработке инклюзивных мер политики и программ, и обеспечению применения новых и существующих стандартов и законодательных актов в интересах инвалидов и широкой общественности. В основе данного подхода лежит концепция инклюзивного мира, согласно которой все люди имеют возможность вести здоровую, комфортную и достойную жизнь2. Очевидным является тот факт, что сущность социальной реабилитации непосредственным образом связана с социальной интеграцией, представляющей собой процесс подготовки и результат готовности людей с ОВЗ «к выходу в общество, с одной стороны, и готовностью общества принять таких людей - с другой» [1, с. 71]. В течение нескольких последних десятков лет в нашей стране наблюдается тенденция к расширению различных направлений и их содержанию в области социальной и образовательной интеграции людей с ОВЗ и инвалидностью: в системе общего и профессионального образования, социальной сферы, спорта, туризма [2-3].
Успешное решение проблем профессионального самоопределения в школьном возрасте предполагает сформированность внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [4]. В рамках городской программы «Рука друга» в г. Красноярске в трудовых объединениях в производительном труде по выращиванию рассады, устройству цветников, благоустройству юннатского парка в совместной деятельности участвовали подростки с ОВЗ и без ОВЗ. Отмечается, что важным результатом в деятельности трудового объединения стали дальнейшие контакты детей вне совместной трудовой деятельности, включение их в систему дополнительного образования. Это обусловлено мотивацией, связанной с общением и появлением интереса к труду. Данная позиция является важной для жизненного самоопределения, подготовки к профессии подростков [5]. Профессиональное образование выступает как фактор социальной адаптации людей с ОВЗ и играет большую роль в их социальной жизни [6]. Проблема социально-психологической адаптации является одной из важных граней общей проблемы их интеграции в обществе. Интересен опыт в решении проблем инвалидности в центре социального обслуживания [7]. Основной целью его деятельности является формирование в сознании людей с инвалидностью внутренних стимулов к активной жизни, а также воздействие на сознание окружающих в восприятии инвалида как равного. Мероприятия в рамках центра
1 Всемирный доклад об инвалидности 2011 г. URL: 2 Там же.
http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/rep ort/ru/ (дата обращения 10.08.15).
© 2011-2016 Вестник НГПУ
Все права защищены
1(29)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
осуществляются по следующим направлениям: физкультурно-оздоровительному, культурно-массовому, духовно-религиозному, общественной работе. Профессиональное самосознание студентов с ОВЗ носит социально ориентированный характер и имеет непосредственно в своей основе не только проблемы со здоровьем, но и социальную ситуацию развития личности в связи с этими проблемами. И направлено на сотрудничество, о чем свидетельствуют данные эмпирического исследования, проведенного среди студентов, обучающихся дистанционно [8]. Результаты исследования среди учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования свидетельствуют, что студенты с ОВЗ и их условно здоровые сокурсники испытывают схожие проблемы адаптации в ходе учебного процесса. Однако среди первокурсников и четверокурсников с ОВЗ напряженность адаптационных механизмов встречается несколько чаще. В профилактике дезадаптации учащихся с ОВЗ необходимо обратить внимание на развитие личностных ресурсов, стратегий совладания, построение жизненной перспективы, комплексное и заблаговременное решение проблем трудоустройства [9].
Трудовая деятельность положительно влияет на социальную адаптацию и интеграцию инвалидов в общество [10]. Однако при трудоустройстве инвалиды сталкиваются с множеством проблем психологического, социального, медицинского, нормативно-правового характера: физические ограничения, барьеры в окружающей среде, социальные процессы, недостаточный уровень образования и др. Аутсорсинг является одним из инструментов повышения трудовой занятости инвалидов, поскольку способствует более тесному их вовлечению в социально-трудовые отношения [11].
Отношение к людям с инвалидностью в мире меняется, чему способствуют и Парао-лимпийские игры. Впервые в России в 2014 г. в г. Сочи состоялись Параолимпийские игры -спортивные соревнования для людей с инвалидностью по пяти зимним видам спорта: горные лыжи, биатлон, лыжные гонки, следж-хоккей на льду, керлинг на колясках. Одна из ключевых задач игр заключалась в предоставлении спортсменам-параолимпийцам возможности для достижения наилучших результатов на соревнованиях высшего уровня и возможности для развития, наглядно демонстрирующие дух и ценности параолимпийского движения. Четыре основные параолимпийские ценности являются краеугольными камнями мирового параолимпийского здания. Мужество означает совершать непредсказуемое и достигать невозможное, преодолевая стереотипы. Целеустремленность - умение преодолевать препятствия и побеждать неблагоприятные обстоятельства, максимально развивая свои физические возможности. Воодушевление -восхищение спортсменами-параолимпий-цами, используя пример их силы духа и достижений в собственной жизни. Равенство предполагает, что параолимпийский спорт призван стирать социальные барьеры, дискриминирующие людей с инвалидностью. Девиз «Дух в Движении» выражает характер параолимпий-ского движения, подчеркивает высочайший уровень достижений спортсменов, символизирует сильную волю каждого участника и предоставляет возможность для того, чтобы вдохновлять и восхищать мир через спорт. Изначально смысл названия «Параолимпийские игры» был связан с термином parapledgia (паралич нижних конечностей), поскольку первые соревнования проводились среди людей с нарушениями позвоночника. Однако с началом участия в играх спортсменов с другими заболеваниями название было переосмыслено
© 2011-2016 Вестник НГПУ
Все права защищены
70
1(29)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
как «рядом, вне Олимпиады» и должно было свидетельствовать о параллельном и равноправном с Олимпийскими играми проведении самых крупных соревнований людей с инва-
3
лидностью .
Параолимпийские игры в Сочи способствовали активной интеграции людей с инвалидностью в полноценную жизнь. Доступность транспортной инфраструктуры создала больше возможностей для вовлечения их в общественные процессы. Во время подготовки к Олимпиаде при организации доступа и передвижения уделялось особое внимание удовлетворению потребностей людей с инвалидностью: все спортивные объекты и инфраструктура были оборудованы с учетом их особенностей. В рамках развития инфраструктуры реализован проект по созданию безбарьерной среды. В список первоочередных входят около 1 800 объектов. Разработаны и используются вагоны со специальными купе для людей с ограниченными физическими возможностями. В них для слепых и слабовидящих пассажиров низко расположенные выключатели, розетки, кнопки вызова снабжены табличками с рельефным текстом для чтения пальцами и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Дополнительные звуковые и световые сигналы, тактильные указатели на вывесках и табло с расписанием движения поездов, тактильные пешеходные покрытия, выделение цветом опасных участков, дублирование светофоров звуковыми сигналами - помогают слабовидящим и слабослышащим людям самостоятельно ориентироваться. Люди с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) могут беспрепятственно передвигаться благодаря
сооруженным пандусам и переходам; оборудованным лифтами, подъемникам и пандусам, дублирующим лестницы; нескользким, твердым покрытиям. Лифты, соответствующие стандартам доступности, отмечены информационными указателями. Наличие доступных публикаций и средств коммуникации позволяют обеспечить беспрепятственное информирование людей и их участие в социальной и профессиональной жизни. В рамках программы повышения осведомленности населения о Параолимпийских играх и параолимпий-ских ценностях 23 октября 2012 г. был запущен портал «Карта доступности». Проект объединил на своей платформе интерактивную всероссийскую карту доступных объектов и клубов для занятий параолимпийскими видами спорта, а также информационный ресурс о параолимпийском движении. Его наполнение поддерживали волонтерские центры «Сочи 2014». На электронной карте-схеме «Доступный Сочи» обозначены объекты и улицы, соответствующие стандартам безбарьерной среды. В рамках параолимпийского образования общество, и в частности, людей с инвалидностью, информировали о философии и ценностях параолимпийского движения, о полноте и многогранности жизни благодаря параолимпийскому спорту. За 500 дней до начала Параолимпийских зимних игр в школах стартовала параолимпийская образовательная программа [12]. Дети с ОВЗ одной из школ-интерната, побывавшие на программе открытия Параолимпиады - 2014, свои чувства выразили так: тонко, чувственно, красиво, сильно. «Лед стереотипов сломлен» и это дает уверенность в неограниченных возможностях людей с ОВЗ [13]. Параолимпий-
3 Параолимпийская терминология. Краткий справочник. - М.: Оргкомитет «Сочи 2014», Коммерсантъ, 2010. - 98 с.
© 2011-2016 Вестник НГПУ Все права защищены
71
1(29)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
ские игры служат не только позитивным примером социализации, но и способствуют активной интеграции людей с ограниченными возможностями в активную социальную жизнь общества.
Не вызывает сомнений тот факт, что физическая культура и спорт являются мощнейшими средствами реабилитации и социальной адаптации. Поскольку многие люди с ограниченными физическими возможностями хотят проводить свободное время активно, то для них созданы условия и имеется возможность не только для участия в спортивных мероприятиях, но и доступность в отношении объектов, предназначенных для активного отдыха и туризма. Такой подход позволяет привлечь к активному образу жизни большое количество человек, не ограничиваясь при этом кругом профессиональных спортсменов. Опыт европейских стран свидетельствует, что большинство горнолыжных и лыжных курортов ориентированы не столько на спорт, сколько на активный отдых. Одним из наиболее известных безбарьерных горнолыжных центров доступного туризма является «Ла Молина» (Испания); там проводятся соревнования уровня Чемпионата Европы и этапов Кубка Мира среди спортсменов с инвалидностью. Для этого оборудована отдельная трасса с бугель-ным подъемником, адаптированным для людей с нарушениями функций ОДА. Под их нужды адаптированы весь городской транспорт и туристическая инфраструктура. На некоторых лыжных курортах Франции, Австрии и Финляндии также созданы необходимые условия для отдыха людей с инвалидностью. Наиболее доступными для адаптивного горнолыжного спорта в нашей стране являются лыжно-биатлонный комплекс «Лаура» и горнолыжный комплекс «Роза Хутор». Создание безбарьерной среды на горнолыжных курортах - это не только строительство доступных
объектов, оборудованных вспомогательными средствами и системами информации и навигации для людей с инвалидностью, но и создание психологически комфортной атмосферы, что является важным фактором [14]. С целью создания условий для преодоления и замещения неполноценной жизнедеятельности людей с ограниченными физическими возможностями и обеспечения одинакового оказания туристских услуг путем создания специальных условий для совершения туристских путешествий принят межгосударственный стандарт (ГОСТ 32613-2014 Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями). Можно заключить, что одним из важных направлений комплексной реабилитации и интеграции инвалидов, лиц с ОВЗ в социальную жизнь общества становится туризм, который в значительной степени способствует развитию навыков и способностей, создает среду для полноценного общения, помогает восстанавливать психические ресурсы. Рекреационный туризм представляет собой форму активного туризма в рамках физической рекреации с определенными ограничениями по физическим нагрузкам и выполняет основную функцию, заключающуюся в восстановление физических и психических сил человека. Данный вид туризма включает следующие виды рекреационной деятельности: лечебно-курортную, оздоровительную, спортивную, познавательную. В исследованиях подчеркивается социальное значение туризма, непосредственно связанное с духовным и физическим развитием личности, и выполняющее следующие функции [1]: - оздоровительную, обеспечивающую благотворное воздействие природных факторов на состояние организма, способствует соблюдению оптимального режима нагрузок и соблюдению правил гигиены, развитию адаптационных возможностей;
© 2011-2016 Вестник НГПУ
Все права защищены
72
1(29)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
- спортивную, способствующую созданию основы общей физической подготовки, освоению туристской техники, а также достижению необходимых для поддержания здоровья результатов в туризме;
- образовательную, заключающуюся в закреплении и пополнении знаний по истории, краеведению, природоведению, знакомстве с культурой и традициями своей страны и народов мира;
- воспитательную, которая заключается в формировании чувства коллективизма, выработке нравственных и эстетических качеств.
Туризм выступает одним из средств социальной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидов. Спортивная реабилитация людей с ограниченными физическими возможностями играет одну из ведущих ролей в их социализации и интеграции, а полученные навыки способствуют самостоятельности и укреплению здоровья. Спортивные достижения участников Параолимпийских игр в Сочи стали важным стимулом к интеграции в общество для инвалидов. В рамках социального проекта «Эффект Сочи» Ассоциация молодых инвалидов России «Аппарель» организует доступные для инвалидов занятия по танцам на колясках, бочча, боулингу, легкой атлетике, пулевой стрельбе, шашкам, шахматам, дартсу. С целью социально-культурной адаптации инвалидов проводится лагерь актива молодежных инвалидных и волонтерских организаций, где обсуждается проблема по развитию адаптивного спорта и физической культуры среди лиц с
ОВЗ. Решение проблемы социальной интеграции людей с ограниченными возможностями в социум средствами физкультурно-оздоровительной деятельности осуществляется с целью достижения ими определенного общественного статуса и утверждения личностной значимости. Так, в УлГПУ развернута системная интегрированная деятельность молодых инвалидов. Имеется многолетний опыт работы в адаптивном спорте, организована безбарьерная среда для маломобильных людей, осваиваются стандарты доступности молодежного спорта для людей с ОВЗ [15]. Процесс гуманизации спортивной работы с людьми, имеющими ОВЗ, носит комплексный характер и реализуется на следующих основных уровнях: государственном; общественном; личностном.
Анализ литературных данных позволил заключить, что благодаря различным мероприятиям происходит постепенное изменение отношения общества к людям с ОВЗ и инвалидностью, как к полноправным членам социума с большим потенциалом возможностей. Для людей с ОВЗ и инвалидностью имеется возможность для активного отдыха и туризма, что позволяет привлечь к активному образу жизни большое количество человек. Для формирования качества жизни необходимо не только решать проблемы социальной недостаточности, но и достигать необходимого уровня социально-культурной компетентности, развития навыков социальной активности и социализирующего общения [16].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурлакина О. В., Латчук В. Н. Рекреационный туризм как средство адаптивной двигательной рекреации // Педагогическая диагностика. - 2012. - № 2. - С. 63-71.
2. Батова А. В. Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 29 с.
3. Базоев В. З. Профессиональное образование глухих (состояние и перспективы) // Дефектология. - 1996. - № 6. - С. 18-23.
© 2011-2016 Вестник НГПУ
Все права защищены
73
1(29)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
4. Белозерцева Т. А., Котельникова Е. В., Шмакова И. Ю. Формирование профессиональной ориентации и интеграции воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в социум // Социальная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 67-74.
5. Лукина А. К., Кашапова Н. В. Трудовое объединение как средство социализации подростка с ограниченными возможностями здоровья // Социальная педагогика. - 2014. - № 2. -С. 71-75.
6. Гудкова Т. В., Дунаевская Э. Б. Профессиональное образование и его роль в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья // Профессиональное образование в современном мире. - 2015. - № 3 (18). - С. 123-131.
7. Нефедова А. А. Потенциальные возможности центра обслуживания по социальной реабилитации инвалидов в условиях сельской местности // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 1(60). - С. 162-166.
8. Пряжникова Е. Ю., Чистовский Д. И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 4. - С. 81-89.
9. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 50-59.
10. Гудкова Т. В., Жуйкова Л. П. Психолого-педагогическая работа с лицами, имеющими ограничения здоровья: в 2 ч. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - Ч. 1. - 266 с.
11. Тологаева А. Ю. Аутсорсинг как один из эффективных способов трудоустройства инвалидов в коммерческом секторе // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 1(60). -С. 135-139.
12. Доступное размещение в гостиницах. Рекомендации // ред.-сост.: А. Большаков, Е. Бухаров, Н. Ленц, В. Касливцев, А. Мурашов, Д. Храповицкий. - 2-е изд., доп. - Сочи: Библиотека Оргкомитета «Сочи 2014», 2012. - 80 с.
13. Боброва Л. В. Когда мечты сбываются // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 7. - С. 47-51.
14. Асылгараева Э. Н., Бухаров Е. А., Гутман Л. Б. Отдых без барьеров в горах // Горнолыжная индустрия. - 2014. - № 2. - С. 16-25.
15. Швецова Т. В., Парфенова Л. А. Социальная интеграция молодых людей с ограниченными возможностями здоровья физкультурно-спортивными средствами // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 12. - С. 70.
16. Моздокова Ю. С. Развитие технологий социальной реабилитации на современном этапе // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 1. - С. 107-111.
© 2011-2016 Вестник НГПУ
Все права защищены
74
Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin 2016, Vol. 6, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1601.06
Gudkova Tatiana Victorovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
MODERN WAY OF INTEGRATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES AND DISABILITY IN SOCIAL LIFE
Abstract
The article with the social and psychological position of the problem of disability, which is now becoming more urgent. It is noted that one of the key challenges facing society is approaching the maximum opportunities for disabled people to conditions of life of healthy people. The content of the article reflects some current ways of integrating people with disabilities and disability in social life, describes the direction of adaptive physical culture, sport and tourism, which have a great potential for the correction ofphysical health and adaptation of disabled people in society. Emphasizes the importance of physical education and sport as one of the most effective ways to integrate social and leisure ofpeople with disabilities and special needs. The article focuses atten-manie, in particular on the fact that in many European countries, including Russia, implemented the program to work with disabled sports, allow-ing not only introduce them to the sport, but also give opportunities for their full development . One of the clearest examples of the active integration of people with disabilities into a full social life lead Xia Paralympic Games in Sochi. It is concluded that a particularly relevant topic accessible environment as a major factor in the development of barrier-free tourism. The process of humanization of sports work with people with disabilities is socially important task and should be integrated. Keywords
Physical activity, disability, disaster rehabilitation, social integration, social rehabilitation, Par-alympic Games, barrier-free environment, recreational tourism
REFERENCES
1. Burlakina O. V., Latchuk V. N. Recreational tourism as a means of an adaptive motor recreation. Pedagogical diagnostics. 2012, no. 2, pp. 63-71. (In Russian)
2. Batova A. V. Socio-pedagogical conditions of integration of disabled children into the social environment. Moscow, 2001, p. 29. (In Russian)
3. Bazoev V. Z. Vocational Education of the Deaf (state and perspectives). Defectology. 1996, no. 6, pp. 18-23. (In Russian)
4. Belozertseva T. A., Kotelnikov Y. V., Shmakov I. Y. Formation of professional orientation and integration of pupils with disabilities into society. Social pedagogy. 2015, no. 3, pp. 67-74. (In Russian)
5. Lukin A. K. Kashapova N. V. Labor pool as a means of socialization of adolescents with disabilities. Social pedagogy. 2014, no. 2, pp. 71-75. (In Russian)
6. Gudkov T. V., Dunaevskaya E. B. Vocational education and its role in the rehabilitation of people with disabilities. Vocational Education in the modern world. 2015, no. 3 (18), pp. 123-131. (In Russian)
© 2011-2016 Bulletin NSPU All rights reserved
Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin
2016, Vol. 6, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
7. Nefedova A. A. Potential service center for social rehabilitation of persons with disabilities in rural areas. Domestic Journal of Social Work. 2015, no. 1 (60), pp. 162-166. (In Russian)
8. Pryazhnikova E. Y., Chistovsky D. I. Consciousness of students to the HIA at the stage of professional development. Psychological Science and Education. 2014, no. 4, pp. 81-89. (In Russian)
9. Alexandrova L. A., Lebedev A. A., Bobozhey V. V. Psychological resources of the individual and the social and psychological adaptation of students with HIA in terms of vocational training. Psychological Science and Education. 2014, no. 1, pp. 50-59. (In Russian)
10. Gudkov T. V., Zhuykova L. P. Psycho-pedagogical work with people, I have conductive disabilities. Tutorial: in 2 part. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2014, Part 1, 266 p. (In Russian)
11. Tologaeva A. Y. Outsourcing as one of the effective ways of employment of disabled persons in the commercial sector. Domestic Journal of Social Work. 2015, no. 1 (60), pp. 135-139. (In Russian)
12. Affordable hotel accommodation. Recommendations. Ed., comp. A. Bolshakov, E. Bukharov, H. Lenz, V. Kaslivtsev A. Murashov, D. Khrapovitsky. Sochi, Library of the Organizing Committee "Sochi 2014" Publ., 2012, 80 p. (In Russian)
13. Bobrova L. V. When Dreams Come True. Upbringing and education of children with developmental disabilities. 2014, no. 7. pp. 47-51. (In Russian)
14. Asylgaraeva E. N., Bukharov E. A., Gutman L. B. Holiday without barriers in the mountains. Ski industry. 2014, no. 2, pp. 16-25. (In Russian)
15. Shvetsova T. V., Parfenov L. A. Social integration of young people with disabilities by means of physical culture and sport. Theory and Practice of Physical Culture. 2014, no. 12, p. 70. (In Russian)
16. Mozdokova S. Technology development of social rehabilitation at the present stage. Domestic Journal of Social Work. 2014, no. 1, pp. 107-111. (In Russian)
© 2011-2016 Bulletin NSPU All rights reserved