Научная статья на тему 'Формирование социльной среды для реализации индивидуальной жизненной траектории людей с инвалидностью в современном обществе'

Формирование социльной среды для реализации индивидуальной жизненной траектории людей с инвалидностью в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
471
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / CHILD WITH DISABILITY / A SOCIAL INCLUSIVE / SOCIAL INTEGRATION / SPECIALISTS OF THE REHABILITATION CENTERS / SOCIAL INSTITUTES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саитгалиева Гузель Газимовна, Матвеева Любовь Дмитриевна

Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что в последние годы в России, как и во всем мире, наблюдаются тенденции роста детей с инвалидностью. Это вызывает необходимость формирования социальной среды, учитывающей возможности и потребности данной категории людей; создания условий для их эффективного социального взаимодействия и реализации индивидуальной жизненной траектории. Цель статьи заключается в анализе условий социальной среды, способствующих или препятствующих реализации индивидуальной жизненной траектории людей с инвалидностью в современном российском обществе. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является метод моделирования, позволяющий рассматривать данную проблему как целенаправленный и организованный процесс, в котором участвуют государство, общество, социальные институты и социальные группы, в особенности социальная группа людей с инвалидностью. Структура представленной модели, в которой участвуют семья, учреждения и организации образования, здравоохранения и социальной защиты, общественные организации людей с инвалидностью, включает в себя целевой, организационный, институциональный, целевой, содержательный и результативный компоненты. Модель направлена на трансформацию социальной среды, в которой происходит социальное взаимодействие нормативно развивающихся людей и людей с инвалидностью с обязательным участием социальных институтов, государственных организаций и учреждений и общественных организаций инвалидов. Материалы статьи могут быть полезны в практическом плане для специалистов учреждений и организаций социальной защиты, реабилитационных центров, родителей детей с инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Саитгалиева Гузель Газимовна, Матвеева Любовь Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the social environment for realization of the individual vital trajectory of people with disabilities in modern society

Relevance of the problem declared in article is caused by the fact that in recent years in Russia, as well as around the world, tendencies of growth of children with disability are observed. It formation of the social environment considering opportunities and requirements of this category of people causes the necessity; creations of conditions for their effective social interaction and realization of an individual vital trajectory. The purpose of article consists in the analysis of the conditions of the social environment promoting or interfering realization of an individual vital trajectory of people with disabilities in modern Russian society. The leading method to research of this problem is the modeling method allowing to consider this problem as purposeful and organized process in which participate the state, society, social institutes and social groups, in particular social group of people with disabilities. The structure of the presented model in which the family, institutions and the organizations of education, health care and social protection, public organizations of people with disabilities participate includes target, organizational, institutional, target, substantial and productive components. The model is directed to transformation of the social environment in which there is a social interaction of standardly developing people and people with disabilities to obligatory participation of social institutes, state organizations and establishments and public organizations of disabled people. Materials of article can be useful on the practical level, to specialists of institutions and the organizations of social protection, the rehabilitation centers, parents of children with disability.

Текст научной работы на тему «Формирование социльной среды для реализации индивидуальной жизненной траектории людей с инвалидностью в современном обществе»

УДК 316.45,316.47

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ТРАЕКТОРИИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Г.Г. Саитгалиева1, Л.Д. Матвеева2

1ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» г. Уфа, Россия

2ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» г. Уфа, Россия

Аннотация. Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что в последние годы в России, как и во всем мире, наблюдаются тенденции роста детей с инвалидностью. Это вызывает необходимость формирования социальной среды, учитывающей возможности и потребности данной категории людей; создания условий для их эффективного социального взаимодействия и реализации индивидуальной жизненной траектории. Цель статьи заключается в анализе условий социальной среды, способствующих или препятствующих реализации индивидуальной жизненной траектории людей с инвалидностью в современном российском обществе. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является метод моделирования, позволяющий рассматривать данную проблему как целенаправленный и организованный процесс, в котором участвуют государство, общество, социальные ин-статуты и социальные группы, в особенности социальная группа людей с инвалидностью. Структура представленной модели, в которой участвуют семья, учреждения и организации образования, здравоохранения и социальной защиты, общественные организации людей с инвалидностью, включает в себя целевой, организационный, институциональный, целевой, содержательный и результативный компоненты. Модель направлена на трансформацию социальной среды, в которой происходит социальное взаимодействие нормативно развивающихся людей и людей с инвалидностью с обязательным участием социальных институтов, государственных организаций и учреждений и общественных организаций инвалидов. Материалы статьи могут быть полезны в практическом плане для специалистов учреждений и организаций социальной защиты, реабилитационных центров, родителей детей с инвалидностью.

Ключевые слова: ребенок с инвалидностью, социальная инклюзия, социальная интеграция, специалисты реабилитационных центров, социальные институты.

Положение человека с инвалидностью в современном российском обществе значительно трансформировалось, произошли существенные перемены в содержании его жизни. Проблемы роли и статуса людей с инвалидностью сегодня находятся в фокусе государственного и обществен-

ного внимания, актуализируется целый ряд сопряженных аспектов, включая правовые и экономические основы взаимодействия социальной группы людей с инвалидностью и государства, социальные контексты инвалидности в конкретных условиях общественного устройства. Экономическое состоя-

—--—-

~ 140 ~

ние и трансформация социальной структуры общества одновременно выступают факторами риска и как условия выработки новых стратегий разрешения социальных проблем людей с инвалидностью. Сложившиеся концепции и подходы, ориентированные на включение и изменение социального положения человека с инвалидностью не в полной мере обеспечивают эффективное социальное взаимодействие людей с инвалидностью в обществе (1). Вследствие этого большая часть данной социальной группы, в особенности молодого возраста, исключена из жизни общества. Следовательно, государству приходится создавать поддерживающие инстанции, чтобы компенсировать имеющие дефекты социальной среды. Однако решение этой проблемы является трудоемкой задачей из-за недостаточного уровня сформированности необходимых для социального взаимодействия компетенций у самих людей с инвалидностью, в силу отсутствия у них установок на социальное включение и взаимодействие (2). Основными условиями, способствующими реализации индивидуальной жизненной траектории людей с инвалидностью, являются: 1) поддержка и участие семьи в решении проблем человека с инвалидностью; 2) социальная помощь и поддержка со стороны государственных организаций и учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты; 3) формирование у человека с инвалидностью установок к социальному взаимодействию и участию в жизни общества.

Методы исследования и экспериментальная база. В процессе исследования были использованы следующие методы: анкетирование людей с инвалидностью, анализ нормативных документов, контент-анализ, метод мысленного эксперимента, моделирования, прогнозирования и систематизации и обобщения фактов, метод экспертных оценок. Социологическое исследование было проведено на базе ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан». В числе респондентов учувствовали 548 женщин (50,5%) и 538 мужчин (49,5%); городских жителей было 67,5%, сельских — 32,5%. По группам инвалидности, респонденты распределились в следу-

ющем порядке: 3 группу инвалидности имели 61,5%, 2 группу — 30,9%, 1 группу — 7,6%. Более чем каждый третий опрошенный (38,1%) имел стаж инвалидности от 1 до 3 лет, каждый пятый (19,9%) — от 3 до 5 лет, каждый четвертый — до 1 года (17,7%), каждый восьмой — от 5—10 лет (12,2%), больше 10 лет — остальные 11,9%. Среди опрошенных лица трудоспособного возраста составили 70,7%, пенсионного возраста — 29,3%.

Результаты исследования и их обсуждение. Как известно семья для человека с инвалидностью является мощным социализирующим фактором, способствующим его социальной интеграции в общество. Семья всегда занимала одно из ведущих мест в системе ценностей, так как на различных этапах люди так или иначе связаны с семьей: она является естественной частью жизни. На момент проведения опроса состояли в зарегистрированном браке более 62,8% инвалидов. Процент разведенных опрошенных людей с инвалидностью составил 12,2%. Живут вместе, но не зарегистрированы 6,6% респондентов. Исследование показало, что среди инвалидов, принимавших участие в опросе, 40,3% проживают в семьях, состоящих из одного-двух человек, 23% — в семьях, состоящих из трех человек, 17,7% — в семьях, состоявших из четырех и более человек. Средний размер семьи инвалида является малочисленным, как правило, это одинокие люди с инвалидностью, а также семьи, состоящие из пожилой супружеской пары. Следовательно, социальное окружение весьма ограничено и численность лиц, способных оказать помощь человеку с инвалидностью в уходе, является минимальной.

В исследовании ставилась задача получить оценку людей с инвалидностью проводимой социальной политики в стране и республике. В анкету исследования были включены вопросы, касающиеся изменений, произошедших в политике за последние годы, оценку законодательства в области положения людей с инвалидностью, финансового обеспечения социальной политики. Респондентами оценивались конкретные меры, реализуемые в рамках целевых программ, направленных на улучшение положения в обществе людей с инвалидностью

—--—-

~ 141 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 3

—--—

и деятельность государственных органов по их реализации.

Несмотря на то, что в последние годы государство предприняло значительные усилия по развитию социальной сферы, что привело к значительным позитивным сдвигам, более половины (56,8%) опрошенных не ощущают на себе позитивных изменений за последние пять лет. Самые большие нарекания со стороны опрошенных вызывает деятельность специалистов медицинских учреждений и учреждений медико-социальной экспертизы. На вопрос «Как Вы относитесь к работе врачей и к качеству медицинской помощи?» ответы респондентов распределились следующим образом: я им полностью доверяю — 35,4%; доверяю, но не во всем — 39,4%; все чаще перестаю им доверять — 19,4%; нет доверия совсем отметили 2,2% опрошенных.

Результаты нашего опроса свидетельствуют, что политика социальной защиты людей с инвалидностью, как правило, сводилась в основном к материальной помощи и породила устойчивую тенденцию в психологии инвалида к пассивному ее ожиданию. На вопрос «Если Вам предложат работу с оплатой труда выше размера пенсии, но Вам придется отказаться от пенсии и льгот, Вы согласитесь?» 73,1% опрошенных ответили отрицательно и лишь 14,2% из них согласились бы трудиться. Одним из ведущих мотивов включения людей с инвалидностью в трудовую деятельность является потребность улучшения своего материального положения. Основной причиной сдерживающей трудоустройство, является плохое состояние здоровья. По мнению респондентов, именно оно не позволяет им претендовать на вакантные рабочие места. Учитывая существующие обстоятельства: создание доступной безбарьерной для инвалидов среды обитания, развитие соответствующих инфраструктур (жилье, общественные здания, транспорт и т. д.) в современных условиях видится необходимым дальнейшая более детальная проработка включения в трудовую деятельность этой социальной группы населения.

Структура основных жизненных ценностей людей с инвалидностью выглядит следующим об-

разом: на первое место выдвигаются такие ценности как «семейная жизнь», «работа», «деньги». На периферии остаются «нравственность», «доброта», «справедливость». Таким образом, у людей с инвалидностью отмечается сохранение традиционных ценностей: жизнь человека превыше всего, государство обязано защищать своих граждан и т. д.

Заключение. Проведенное нами исследование демонстрирует чрезвычайную важность рассмотрения данной проблемы. По нашему глубокому убеждению для реализации человеком с инвалидностью индивидуальной жизненной траектории необходимо формирование модели социальной среды, главным действующим лицом которой непременно должны стать сами люди с инвалидностью. Социальное поведение человека с инвалидностью в данной модели должно включать определенную социальную активность, например, участие в общественных организациях, в политической деятельности, в занятиях творчеством и до-суговой деятельности. Результатом ее реализации будет являться изменения жизненной позиции человека с инвалидностью, повышение его социального уважения в глазах общества, принятие новых социальных ролей и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Саитгалиева Г.Г. Социальная характеристика инвалидности в Республике Башкортостан // Социологические исследования. 2013. № 9. С. 144—148.

2. Саитгалиева Г.Г. Модели образа жизни людей с инвалидностью (статья на англ. языке) // Social science. 2015. Т. 2. № 6. С. 154—156.

3. Саитгалиева Г.Г. Социальная интеграция молодых людей с ОВЗ в современных условиях // Социальная политика и социология. 2009. № 8(50). С. 204—214.

4. Сорокина Е.В., Леханова О.Л., Самофал Р.А. Проектирование индивидуальных маршрутов формирования мотивов социального поведения у детей с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 5 (58). С. 108—110.

5. Хуснутдинова З.А., Мустаев А.Ф., Саитгали-ева Г. Г. Образование и социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 1 (38). С. 24—29.

—--—-

~ 142 ~

-----

FORMATION OF THE SOCIAL ENVIRONMENT

FOR REALIZATION OF THE INDIVIDUAL VITAL TRAJECTORY

OF PEOPLE WITH DISABILITIES IN MODERN SOCIETY

G.G. Saitgalieva1, L.D. Matveeva2

1 Bashkir .state pedagogical university M. Akmulla Ufa, Russia

2 Ufa State Petroleum Technological University Ufa, Russia

Annotation. Relevance of the problem declared in article is caused by the fact that in recent years in Russia, as well as around the world, tendencies of growth of children with disability are observed. It formation of the social environment considering opportunities and requirements of this category of people causes the necessity; creations of conditions for their effective social interaction and realization of an individual vital trajectory. The purpose of article consists in the analysis of the conditions of the social environment promoting or interfering realization of an individual vital trajectory of people with disabilities in modern Russian society. The leading method to research of this problem is the modeling method allowing to consider this problem as purposeful and organized process in which participate the state, society, social institutes and social groups, in particular social group of people with disabilities.

The structure of the presented model in which the family, institutions and the organizations of education, health care and social protection, public organizations of people with disabilities participate includes target, organizational, institutional, target, substantial and productive components. The model is directed to transformation of the social environment in which there is a social interaction of standardly developing people and people with disabilities to obligatory participation of social institutes, state organizations and establishments and public organizations of disabled people.

Materials of article can be useful on the practical level, to specialists of institutions and the organizations of social protection, the rehabilitation centers, parents of children with disability.

Key words: the child with disability, a social inclusive, social integration, specialists of the rehabilitation centers, social institutes.

REFERENCES

1. Saitgaliyeva G.G. The social characteristic of disability in the Republic of Bashkortostan. Sociological researches, 2013, no. 9, pp. 144—148.

2. Saitgaliyeva G.G. Model of lifestyle of people with disabilities (article in English language). Social science, 2015, vol. 2, no. 6, pp. 154—156.

3. Saitgaliyeva G.G. Social integration of young people with disabilities in modern conditions. Social policy and sociology, 2009, no. 8 (50), pp. 204—214.

4. Sorokina E.V., Lekhanova O.L., Samofal R.A. Design of individual routes of formation of motives of social behavior at children with the general underdevelopment of the speech. Bulletin of Cherepovets state university, 2014, no. 5 (58), pp. 108—110.

5. Husnutdinova Z.A., Mustayev A.F., Saitgaliy-eva G.G. Education and social integration of children with limited opportunities of health. Pedagogical magazine of Bashkortostan, 2012, no. 1 (38), pp. 24—29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.