Научная статья на тему 'Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство средствами физкультурно-спортивной деятельности'

Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство средствами физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
712
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНВАЛИДЫ / ТЕХНОЛОГИЯ / МОДЕЛЬ / КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тимошина И. Н., Парфенова Л. А.

Государство и общество сегодня выступают гарантом социальной защищенности людей с ограниченными возможностями здоровья, взяв на себя при этом обязательства обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, для профессиональной подготовки, адаптации к общественной среде. Поставленные задачи активизировали процессы общественных отношений, которые проявляются в развитии свежих форм и направлений социальной политики в аспектах интеграции, реабилитации и поддержки людей с особыми потребностями. Дальнейшее продвижение проекта в регионе даст молодежи с инвалидностью возможность по-настоящему реализовать право на спорт, преодолеть дискриминацию со стороны здоровых людей. Разработанная технология сможет служить моделью для распространения и диссеминации подобного инновационного опыта в другие образовательные учреждения региона, будет способствовать признанию ценности различий всех молодых людей и их способности к физкультурно-спортивной деятельности. Материал. Представлено содержание и организация научно-исследовательского проекта, реализуемого на территории Ульяновской области. Рассмотрена научная и практическая значимость проводимого изыскания. Методы: теоретический анализ и обобщение литературных и документальных источников, педагогические наблюдения (прямые и косвенные), интервьюирование, беседы, анкетирование и обработка исследовательских материалов, составление понятийного словаря, педагогическое моделирование, формулирование общих выводов. Результаты. Представленный проект, базирующийся на уникальной социально-педагогической и материально-технической базе университета, сможет служить модельной программой для распространения аналогичной деятельности в образовательные учреждения муниципального и федерального значения. Разработанная технология сможет служить моделью для распространения и диссеминации подобного инновационного опыта в другие образовательные учреждения региона, будет способствовать признанию ценности различий всех молодых людей и их способности к физкультурно-спортивной деятельности. Заключение. Дальнейшее продвижение проекта в регионе даст молодежи с инвалидностью возможность по-настоящему реализовать право на спорт, преодолеть дискриминацию со стороны здоровых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тимошина И. Н., Парфенова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN SOCIAL-CULTURAL SPACE BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ACTIVITY

Nowadays the state and society are the guarantee of the invalids’ social security. They undertook the responsibility for a normal life conditions, conditions for study and skills development provision, conditions for the invalids’ professional training, adaptation to social environment provision. The set objectives led to social relations activation, which are realized in new forms and directions of a social politics development in the aspects of integration, rehabilitation and support of the people with special demands. Further development of the project in a region will allow young people with disability to realize the right to go in for sport, to overcome discrimination from healthy people. The created technology can become a model for this innovative experience spreading and dissemination into other educational establishments of a region, will provide the acknowledgement of differences value of all young people and their ability to fulfill sports activity. Material. The content and organization of a scientific-research project, realized on the territory of Ulyanovsk region, is presented. The scientific and practical value of the held research is considered. Methods: theoretical analysis and summarizing of the literature and documents, pedagogical observation direct and indirect), an interview, discussion, a survey and research materials handling, a conceptual dictionary creation, pedagogical modeling, general conclusions formulation. Results. The presented project, based on a unique social-pedagogical and material-technical platform of a University, will be a model program for an analogous activity spreading in educational establishments of a municipal and federal significance. The created technology will be able to become a model for this innovative experience spreading and dissemination into other educational establishments of a region, will provide the acknowledgement of differences value of all young people and their ability to fulfill sports activity.

Текст научной работы на тему «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство средствами физкультурно-спортивной деятельности»

УДК:376.1 DOI:10.14526/08_2014_18

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-

СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.Н. Тимошина - доктор педагогических наук, профессор Л.А. Парфенова - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова,

Ульяновск, Россия

INTEGRATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN SOCIAL-CULTURAL SPACE BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

ACTIVITY

I.N. Timoshina - doctor of pedagogics, professor L.A. Parfenova - candidate of pedagogics, associate professor E-mail: [email protected] Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia

Аннотация. Государство и общество сегодня выступают гарантом социальной защищенности людей с ограниченными возможностями здоровья, взяв на себя при этом обязательства обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, для профессиональной подготовки, адаптации к общественной среде. Поставленные задачи активизировали процессы общественных отношений, которые проявляются в развитии свежих форм и направлений социальной политики в аспектах интеграции, реабилитации и поддержки людей с особыми потребностями. Дальнейшее продвижение проекта в регионе даст молодежи с инвалидностью возможность по-настоящему реализовать право на спорт, преодолеть дискриминацию со стороны здоровых людей.

Разработанная технология сможет служить моделью для распространения и диссеминации подобного инновационного опыта в другие образовательные учреждения региона, будет способствовать признанию ценности различий всех молодых людей и их способности к физкультурно-спортивной деятельности.

Материал. Представлено содержание и организация научно-исследовательского проекта, реализуемого на территории Ульяновской области. Рассмотрена научная и практическая значимость проводимого изыскания.

Методы: теоретический анализ и обобщение литературных и документальных источников, педагогические наблюдения (прямые и косвенные), интервьюирование, беседы, анкетирование и обработка исследовательских материалов, составление понятийного словаря, педагогическое моделирование, формулирование общих выводов.

Результаты. Представленный проект, базирующийся на уникальной социально-педагогической и материально-технической базе университета, сможет служить модельной программой для распространения аналогичной деятельности в образовательные учреждения муниципального и федерального значения. Разработанная технология сможет служить моделью для распространения и диссеминации подобного инновационного опыта в другие образовательные учреждения региона, будет способствовать признанию ценности различий всех молодых людей и их способности к физкультурно-спортивной деятельности.

Заключение. Дальнейшее продвижение проекта в регионе даст молодежи с инвалидностью возможность по-настоящему реализовать право на спорт, преодолеть дискриминацию со стороны здоровых людей.

Ключевые слова: социальная адаптация, инклюзия, инвалиды, технология, модель, культурно-спортивная деятельность, физическая культура, спорт.

Annotation. Nowadays the state and society are the guarantee of the invalids' social security. They undertook the responsibility for a normal life conditions, conditions for study and skills development provision, conditions for the invalids' professional training, adaptation to social environment provision. The set objectives led to social relations activation, which are realized in new forms and directions of a social politics development in the aspects of integration, rehabilitation and support of the people with special demands.

Further development of the project in a region will allow young people with disability to realize the right to go in for sport, to overcome discrimination from healthy people.

The created technology can become a model for this innovative experience spreading and dissemination into other educational establishments of a region, will provide the acknowledgement of differences value of all young people and their ability to fulfill sports activity.

Material. The content and organization of a scientific-research project, realized on the territory of Ulyanovsk region, is presented. The scientific and practical value of the held research is considered.

Methods: theoretical analysis and summarizing of the literature and documents, pedagogical observation direct and indirect), an interview, discussion, a survey and research materials handling, a conceptual dictionary creation, pedagogical modeling, general conclusions formulation.

Results. The presented project, based on a unique social-pedagogical and material-technical platform of a University, will be a model program for an analogous activity spreading in educational establishments of a municipal and federal significance. The created technology will be able to become a model for this innovative experience spreading and dissemination into other educational establishments of a region, will provide the acknowledgement of differences value of all young people and their ability to fulfill sports activity.

Keywords: social adaptation, inclusion, invalids, a technology, a model, cultural-sports activity, physical culture, sport.

Глобализационные процессы,

затронувшие Россию, актуализировали одну из самых насущных социальных проблем -проблему инвалидности, задействовав в ее решении весь авангард нашей страны -от политиков, ученых и общественных деятелей до студентов, волонтеров и простых обывателей.

Необходимость институционализации инклюзии, переход от неформальных отношений и неорганизованной деятельности к созданию организационно-иерархических структур, регламентации соответствующей деятельности, тех или иных отношений учащейся молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья, юридической легализации инклюзивных процессов выдвинула перед наукой и практикой задачу технологического обеспечения проводимых преобразований, разработки и внедрения инновационных технологий и механизмов взаимодействия всех заинтересованных участников.

В этой связи необходимо признать значительный социокультурный ресурс физкультурно-спортивной деятельности, которая, по своей природе, призвана компенсировать недостающие условия личностного развития индивида с ограниченными возможностями здоровья, создать дополнительное пространство для его творческой самореализации и

самовыражения, помочь ему решить актуальные жизненные проблемы[1, 2, 3].

Одновременно в условиях ратификации Конвенции о правах инвалидов (Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ) обостряется проблема желаемой доступности культурно-спортивной среды для молодежи с инвалидностью, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Несмотря на громкие обязательства в отношении учета потребностей инвалидов, разрыв между политикой и практикой по-прежнему катастрофически велик. Мероприятия, проводимые в рамках государственной политики, не снимают остроту проблематики указанной категории населения. Существует противоречие между увеличением прав инвалидов и одновременно уменьшением реальных возможностей для их реализации в масштабе страны[2, 3].

В молодежной среде особенно остро ощущается дефицит современных технологий социально-культурной интеграции

инвалидов, что ведет к недопустимому развитию двух параллельных молодежных сообществ: «инвалидов» и «здоровых».

В Ульяновском регионе существует проблема нехватки современных

долгосрочных культурно-спортивных

программ для молодых людей с нарушениями здоровья, основанных на интегрированной деятельности. Молодым людям с

ограниченными возможностями не хватает полноценных социальных связей, что сразу же сказывается на низком уровне их социальной адаптации. Отдельные попытки интеграции в социокультурное пространство сводятся к проведению эпизодических, практически изолированных от здоровой молодежи мероприятий.

В связи с этим возникает острая потребность в развитии новых, основанных на современных спортивно-педагогических технологиях проектов, в которых реально были бы реализованы права людей с инвалидностью, и одновременно

способствующих формированию адекватного отношения здоровой молодежи к совместной деятельности в адаптированных программах.

В данном контексте нами был разработан инновационный проект, направленный на достижение двуединой цели,

предполагающей:

- разработку и реализацию инновационной технологии социальной интеграции молодых людей с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры, спорта и искусства.

В рамках заявленной технологии ведется формирование регионального спортивно-гуманистического молодежного направления и организация «Творческой мастерской спорта, искусства и здорового образа жизни» как модели вовлеченности молодежи с разными возможностями в культурно-спортивную деятельность и социокультурное пространство.

Экспериментальной площадкой

указанного проекта выступает Ульяновский государственный педагогический

университет (УлГПУ), где развернута системная интегрированная деятельность молодых инвалидов, учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов и студентов на постоянной долгосрочной развивающейся основе, имеется многолетний опыт работы в адаптивном спорте, организована безбарьерная среда для маломобильных людей и осваиваются стандарты доступности молодежного спорта для людей с ограниченными возможностями.

Наряду с большой социально -практической значимостью разработанный проект имеет научную новизну, которая заключается в следующем:

- в теоретико-методологическом обосновании механизмов социокультурной интеграции как составляющих компонентов инновационной технологии, основанной на принципах формирования гуманистической

социальной компетенции инвалидов и студентов;

- в экспериментальной проверке инновационной технологии социальной интеграции молодых людей с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры, спорта и искусства;

- в разработке целевых, организационно-методических, практико-ориентированных и диагностических аспектов волонтерского движения в инклюзивной деятельности;

- в интердисциплинарном характере исследования, предполагающем опору на достижения в различных отраслях социально-гуманитарного знания, синтез культурологических, социологических и педагогических методов изучения феномена социально-культурной интеграции личности;

- в создании положения о «Творческой мастерской спорта, искусства и здорового образа жизни» как модели вовлеченности молодежи с разными возможностями в культурно-спортивную деятельность и признания ценности различий всех молодых людей и их способности к спортивным занятиям;

- в выявлении содержательных и организационных аспектов практической подготовки будущих педагогов к осуществлению инклюзивной деятельности в области физической культуры и спорта.

Социально-практическая важность

проекта определена тремя значимыми направлениями, в рамках которых ведется:

- разработка и проведение интегрированных культурно-спортивных мероприятий (отрабатываются содержательные, организационные, социально-психологические, финансовые аспекты мероприятий);

- информационно-пропагандистская деятельность(привлечение внимания к проекту, вовлечение в проект заинтересованных лиц и организаций, пропаганда активного стиля жизни молодежи, имеющей инвалидность);

- консультативно-методическая поддержка проекта (проведение семинаров и мастер-классов по подготовке волонтеров и распространение технологий адаптивного спорта в регионе).

В проекте принимает участие молодежь из двух общественных организаций инвалидов (гг. Ульяновска и Димитровграда), двух специальных (коррекционных) школ-интернатов, Гуманитарного центра реабилитации инвалидов, а также студенты

УлГПУ и учащиеся общеобразовательных школ.

В качестве партнеров выступают ОГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Исток» (г. Ульяновск), Комитет по делам молодежи, физической культуры и спорта мэрии г. Ульяновска при информационной поддержке местных СМИ. Наличие такого партнерства, которое продолжается уже более 5 лет, является надежным ресурсом освоения новых стандартов доступности молодежного спорта для людей с инвалидностью в нашем регионе.

Заключение. Данный проект,

базирующийся на уникальной социально-педагогической и материально-технической базе университета, способствует социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в

Литература

Парфенова, Л.А. Содержание и организация физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы / Л.А. Парфенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М. : «Теория и практика физической культуры и спорта». - 2012. - № 1. - С. 60-65. Столяров, В.И. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева; под общ.ред. В.И. Столярова. - М. : Теория и практика физической культуры, 2009. - 320 с.

Тимошина, И.Н. Актуализация преемственности содержания и организации адаптивного физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях :автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.Н. Тимошина. - СПб., 2008. - 44 с.

социум средствами физкультурно-спортивной деятельности с целью достижения ими определенного

общественного статуса и утверждения личностной значимости.

Дальнейшее продвижение проекта в регионе даст молодежи с инвалидностью возможность по-настоящему реализовать право на спорт, преодолеть дискриминацию со стороны здоровых людей.

Разработанная технология сможет служить моделью для распространения и диссеминации подобного инновационного опыта в другие образовательные учреждения региона, будет способствовать признанию ценности различий всех молодых людей и их способности к физкультурно-спортивной деятельности.

Bibliography

Parfenova, L.A. Physical education maintenance and organization among a high school junior pupils from special medical groups / L.A. Parfenova//Physical education: upbringing, education, training. - Moscow: Theory and practice of physical education and sport. 2012. -№1. - P. 60-65. Stolyarov, V.I. Modernization of physical education and sport activity at a comprehensive school / V.I. Stolyarov, V.K. Balsevich; edition by V.I. Stolyarov. - Moscow: Theory and practice of physical culture, 2009. - 320 p. Timoshina, I.N. Actualization of continuity of adaptive physical education contents and organization among children, teenagers and students in comprehensive institutions: abstract of doctoral thesis / I.N. Timoshina. - St.-Petersburg, 2008. - 44 p.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Физкультурно-спортивное взаимодействие учащейся молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе их интеграции в социокультурное пространство») проект № 14-16-73007а(р).

Research is executed with financial support of RGNF within the RGNF research project («Athletic and sports interaction of students and persons with disabilities on the basis of their integration into the social and cultural space»), the project No14-16-73007а(р).

Статья поступила в редакцию: 11.09.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.