Научная статья на тему 'Система норм и критериев оценивания Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья'

Система норм и критериев оценивания Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
546
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" (ВФСКГТО) / ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENCE" (ASC RLD) / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / НОЗОЛОГИИ / NOSOLOGY / ТЕСТЫ / TESTS / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ESTIMATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фомичев И.А., Глазкова Г.Б., Парфенова Л.А.

Поскольку современный комплекс ГТО расширил социально-демографические границы потенциальных участников, в том числе и лиц с различным уровнем здоровья, не уточнив при этом условия их тестирования, участие этой категории населения в выполнении тестов Комплекса без надлежащей разработки, принятия содержательно-нормативной базы, соответствующего программно-методического и медико-биологического сопровождения вызывает сомнение. Существует необходимость научно-практического обоснования системы тестов для обучающихся с различными нозологиями и определения диапазона тестовых показателей. Материал: представлено содержание и организация научно-исследовательского проекта в рамках поэтапного внедрения ВФСК ГТО на территории Ульяновского региона. Предложена к рассмотрению научная и практическая значимость проводимого исследования. Методы: синтезированный теоретический анализ и обобщение литературных источников, нормативно-правовой и учебной документации, сбор информации, аналитическое исследование, социологические методы исследования (анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, контент-анализ), психолого-педагогическая диагностика, тестирование уровня физического развития, физической подготовленности, функционального состояния организма учащихся, врачебный осмотр, метод моделирования, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов с использованием компьютерных технологий. Результаты. Разработаны и экспериментально апробированы нормативно-тестирующая часть комплекса ГТО (1-6 ступени), критерии оценки уровня физкультурно-спортивных знаний и умений для обучающихся Ульяновской области с отклонениями в состоянии здоровья,а также инновационная программа профессиональной подготовки будущих педагогов к участию в реализации Комплекса ГТО для данного контингента обучающихся. Осуществляется коррекция и апробация разработанного проекта в образовательных организациях Ульяновского региона. Ведется научно-методическое, нормативно-правовое, практико-тестирующее и информационно-технологическое сопровождение разработанных инновационных положений. Заключение. Обеспечение участия школьников и студентов с низким уровнем здоровья в выполнении нормативно-тестирующих требований ВФСК ГТО является принципиально важной и выполнимой задачей, для решения которой в российской науке и образовательной практике имеются определенные предпосылки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фомичев И.А., Глазкова Г.Б., Парфенова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of norms and estimation criteria of all-russian sports complex "ready for labour and defence" (rld) for students with declinations in health

A modern complex RLD broadened social-demographic boundaries of potential participants, including people with different health state, not taking into account the conditions of their testing, participation of this category of population in the tests of a complex without a necessary content-normative base creation and organization, a corresponding program-methodological and medical-biological maintenance. There is a need for scientific-practical substantiation of the tests system for the students with different nosologies and a range determination of test indices. Material: The content and organization of a scientificresearch project in terms of a stage introduction of ASC RLD on the territory of Ulyanovsk region. A scientific and practical importance of the carried out research work is considered. Research methods: literature synthesized theoretical analysis and summarizing, normative-juridical and educational documents study, information gathering, an analytical treatment, sociological research methods (a questionnaire survey, a sociological survey, an interviewing, a content analysis), a psychologicalpedagogical diagnostics, the level ofphysical development, physical readiness, functional state of an organism testing, a medical examination, a simulation method, a pedagogical experiment, the methods of mathematical treatment of results using computer technologies. Results.A normative-testing part of RLD complex (1-6 stages), the estimation criteria of physical-sports knowledge and skills for the students of Ulyanovsk region with declinations in health, an innovative program of the future teachers professional training for RLD complex realization for this category of students are created and experimentally approved. The correction and approbation of the created project at the educational establishments of Ulyanovsk region are fulfilled. A scientific-methodical, normative-juridical, practicaltesting and informationaltechnological support of the created innovative terms is fulfilled. Conclusion. Participation provision of the pupils and students, with a low level of health state, in normativetesting demands ofASC RLD fulfillment is an important aim and to achieve it Russian science and educational practice have definite preconditions.

Текст научной работы на тему «Система норм и критериев оценивания Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»

УДК 796.034.2 ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

СИСТЕМА НОРМ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В

СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ И.А. Фомичев - аспирант Г.Б. Глазкова - аспирант Л.А. Парфенова - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск, Россия

THE SYSTEM OF NORMS AND ESTIMATION CRITERIA OF ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENCE" (RLD) FOR STUDENTS WITH

DECLINATIONS IN HEALTH I.A. Fomichev - post-graduate student G. B. Glazkova - post-graduate student L.A. Parfenova - candidate of pedagogics, associate professor UlyanovskState Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia e-mail: laraparf@mail.ru

Ключевые слова: ВсероссигОскигО физкультурно-спортивныгО комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСКГТО), обучающиеся, нозологии, тесты, критерии оценивания.

Аннотация: Поскольку современный комплекс ГТО расширил социально-демографические границы потенциальных участников, в том числе и лиц с различным уровнем здоровья, не уточнив при этом условия их тестирования, участие этой категории населения в выполнении тестов Комплекса без надлежащего разработки, принятия содержательно-нормативного базы, соответствующего программно-методического и медико-биологического сопровождения вызывает сомненгш. Существует необходимость научно-практического обоснования системы тестов для обучающихся с различными нозологгсями и определения диапазона тестовых показателегО.

Материал: представлено содержание и организагщя научно-исследовательского проекта в рамках поэтапного внедрения ВФСКГТО на территории Ульяновского региона. Предложена к рассмотрению научная и практическая значимость проводимого исследования.

Методы: синтезированныгО теоретическигО анализ и обобщение литературных источников, нормативно-правовогО и учебного документагщи, сбор информации, аналитическое исследование, сог{иологические методы исследования (анкетирование, согщологическгш опрос, интервьюирование, контент-анализ), психолого-педагогическая диагностика, тестирование уровня физического развития, физического подготовленности, функционального состояния организма учащихся, врачебныгО осмотр, метод моделирования, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов с гсспользовангсем компьютерных технологигО.

Результаты. Разработаны и экспериментально апробированы нормативно-тестирующая часть комплекса ГТО (1-6 ступени), критерии оценки уровня физкультурно-спортивных знании и умении для обучающихся Ульяновского области с отклонениями в состоянии здоровья,а также гтновагщонная программа профессионального подготовки будущих педагогов к участию в реализации Комплекса ГТО для данного контингента обучающихся. Осуществляется коррекция и апробация разработанного проекта в образовательных организациях Ульяновского региона. Ведется научно-методическое, нормативно-правовое, практико-тестирующее и информагщонно-технологическое сопровождение разработанных инновагщонных положении.

Заключение. Обеспечение участия школьников и студентов с низким уровнем здоровья в выполнении нормативно-тестирующих требованигО ВФСК ГТО является принципиально важной и выполнимой задачей, для решения которого в российской науке и образовательного практике имеются определенные предпосылки.

Keywords: All-Russian sports complex "Ready for labour and defence " (ASC RLD), students, nosology, tests, estimation criteria.

Annotation:A modern complex RLD broadened social-demographic boundaries of potential participants, including people with different health state, not taking into account the conditions of their testing, participation of this category of population in the tests of a complex without a necessary> content-normative base creation and organization, a corresponding program-methodological and medical-biological maintenance. There is a need for scientific-practical, substantiation of the tests system for the students with different nosologies and a range determination of test indices.

Material: The content and organization of a scientific- research project in terms of a stage introduction of ASC RLD on the territory of Ulyanovsk region. A scientific and practical importance of the carried out research work is considered.

Research methods: literature synthesized theoretical analysis and summarizing, normative-juridical and educational documents study, information gathering, an analytical treatment, sociological research methods (a questionnaire survey, a sociological survey, an interviewing, a content analysis), a psychological-pedagogical diagnostics, the level ofphysical development, physical readiness, functional state of an organism testing, a medical examination, a simulation method, a pedagogical experiment, the methods of mathematical-treatment of residts using computer technologies.

Results.A normative-testing part of RLD complex (1-6 stages), the estimation criteria of physical-sports knowledge and skills for the students of Ulyanovsk region with declinations in health , an innovative program of the future teachers professional training for RLD complex realization for this category of students are created and experimentally approved. The correction and approbation of the created project at the educational establishments of Ulyanovsk region are fulfilled. A scientific-methodical, normative-juridical, practical- testing and informational- technological support of the created innovative terms is fid filled.

Conclusion. Participation provision of the pupils and students, with a low level of health state, in normative-testing demands of ASC RLD fidfillment is an important aim and to achieve it Russian science and educational practice have definite preconditions.

Актуальность. С сентября 2014г. в образовательных организациях 12 российских регионов началась «пилотная» апробация ВФСК ГТО, по итогам которой планируется внедрение данного глобального проекта во все общеобразовательные учреждения.

На современный Комплекс ГТО отечественная общественность возлагает большие надежды:

- в привлечении более широких, чем в проекте советского Комплекса ГТО, социально-демографических групп граждан, различных как по возрасту, так и по готовности организмак занятиям физическими упражнениями;

- в создании возможности круглогодичного физкультурно-образовательного процесса;

- в активном и систематическом участии различного возраста в

физкультурно -массовых

соотечественников привлекательных мероприятиях. Прогнозируемые

результаты ВФСК ГТО приведут к формированию ценностно-потребностной мотивации к оздоровительно-двигательной активности всех слоев населения и к улучшению состояния здоровья.

Признавая своевременность и важность Всероссийского физкультурно -спортивного комплекса ГТО в решении задач

государственной важности, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья граждан, развитие доступности и массовости спорта, представители научной и педагогической общественности отмечают ряд проблемных моментов, требующих уточнения, совершенствования и научной доработки.

Одним из основных является тот факт, что в предложенном к реализации в образовательных организациях ВФСК ГТО не расписаны степень участия, тестирование и порядок оценки выполнения нормативов школьниками с отклонениями в состоянии здоровья, рассмотрение и коррекция данного вопроса предлагаетсяорганам здравоохранения.

При этом,по данным Министерства здравоохранения, около 53% обучающихся имеют различные патологии и отнесены к подготовительной и специальной медицинским группам для занятий физическими упражнениями. Данная категория

школьниковне сможет принять активное участие в привлекательных физкультурно-оздоровительных соревнованиях, потому что тесты, включенные в комплекс ГТО, во многом противопоказаны детям с различными патологиями.

Таким образом, суть данной научно-практической проблемы заключается в

отсутствии научно обоснованной системы тестов и критериев оценивания физической и теоретической подготовленности обучающихся с различными нозологиями.

Генезис проблемы обусловлен слабой организацией физкультурно -образовательного процесса школьников, отнесенных к подготовительной и медицинской группам, что в итоге привело к потере интереса к двигательной активности, низкому уровню физического развития и слабой физической подготовленности обучающихся.

Поэтому решение вопросов по обеспечению участия в выполнении нормативно-тестирующих требований ВФСК ГТО школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, вызывает особое беспокойство ученых и практиков физкультурно-образовательной деятельности.

На основании вышеизложенных проблем нами был разработан инновационный проект, направленный:

-на теоретическое и экспериментальное обоснование системы тестов, норм и критериев оценивания уровня физической

подготовленности обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в рамках реализации Комплекса ГТО;

- на разработку инновационной программы профессиональной подготовки будущих педагогов к участию в реализации Комплекса ГТО у обучающихся с различными нозологиями.

Научная новизна предлагаемого проекта выражается в том, что будет:

- впервые выполнен обобщенный анализ и синтез научно-практического опыта по тестированию и оцениванию физической подготовленности и овладению физкультурно-спортивными компетенциями обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья;

разработана и экспериментально апробирована нормативно-тестирующая часть комплекса ГТО (1-6 ступени) для обучающихся Ульяновской области с отклонениями в состоянии здоровья, включающая: комплекс тестов, критериев оценивания, диапазон нормативных показателей физической подготовленности;

разработано и экспериментально апробировано содержание теоретико-методического раздела нормативно-тестирующей части комплекса ГТО (1-6 ступени) и критерии оценки уровня физкультурно-спортивных знаний и умений у обучающихся Ульяновской области с отклонениями в состоянии здоровья;

научно-обоснована система норм и критериев оценивания Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья в Ульяновской области;

- разработана и экспериментально проверена инновационная программа профессиональной подготовки будущих педагогов к участию в реализации Комплекса ГТО у лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Планируемая научная продукция по результатам реализации разработанного проекта:

серия публикаций (статьи, пособия, монография) по теме исследования;

научно-практическое обоснование нормативно-тестирующей части

Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО (1-У1 ступени) для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья;

результаты мониторинга физической подготовленности обучающихся Ульяновской области, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- методические рекомендации региональным органам исполнительной власти в области физической культуры и спорта, включающие научно обоснованные выводы и предложения по содержанию Комплекса ГТО (всех ступеней) для лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

инновационная программа

профессиональной подготовки будущих педагогов к участию в реализации Комплекса ГТО у лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Научная значимость работы обусловлена тем, что полученные научные результаты исследования дополнят теорию и практику физического воспитания в части организации и методики проведения занятий с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Практико-ориентированный аспект

исследования позволит специалистам сферы физической культуры и спорта, руководителям региональных и федеральных органов исполнительной власти, курирующим вопросы физической культуры и спорта,использовать полученные данные для организации участия лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в сдаче Комплекса ГТО, мотивирования и привлечения различных социально-демографических групп населения к занятиям физической культурой и спортом.

Разработанные нами методические рекомендации региональным органам исполнительной власти в области физической

культуры и спорта дадут возможность улучшить ход внедрения Комплекса ГТО в образовательные организации Ульяновского региона.

Использованные в ходе работы методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволят вычленить действительные причины и аспекты обозначенной проблемы, определить стратегию и основные способы её разрешения, позволят получить объективные знания и уйти от ранее господствовавших стереотипов, когда лица с отклонениями в состоянии здоровья ограждались от активного участия в физкультурно-спортивной и соревновательной деятельности.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в педагогической деятельности при профессиональной подготовке будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

Заключение. В данное времяв рамках поэтапного внедрения ВФСК ГТО нами осуществляется коррекция и апробация разработанного проекта для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья в образовательных организациях Ульяновского региона.Ведется научно-методическое,

нормативно-правовое, практико-тестирующее и информационно-технологическое сопровождение разработанных инновационных положений.

Считаем обеспечение участия школьников и студентов с низким уровнем здоровья в выполнении нормативно-тестирующих

требований ВФСК ГТО принципиально важной и выполнимой задачей, для решения которой в российской науке и образовательной практике имеются определенные предпосылки.

Исследование выполняется в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Система норм и критериев оценивания Всероссийского физкул ьтурно-спортивного

комплекса ГТО для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья в Ульяновской области») проект JVs 15-16-73006а(р).

Литература

1. Глазкова, Г.Б. Особенности компетентностного подхода к физическому воспитанию учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья / Г.Б. Глазкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М. : «Теория и практика физической культуры и спорта». - 2014. - № 4. - С. 50-53.

2. Парфенова, J1.A. Содержание и организация физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы / J1.A. Парфенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М. : «Теория и практика физической культуры и спорта». - 2012. - № 1. - С. 60-65.

3. Тимошина, И.Н. Актуализация преемственности содержания и организации адаптивного физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.Н. Тимошина. - СПБ., 2008. - 44 С.

References

1. Glazkova, G.B. The peculiarities of a competence-based approach to physical upbringing of students with declinations in health / G.B. Glazkova // Physical culture: upbringing, education, training. - moscow : "Theory and practice of physical culture and sport". -2014.-no 4.-P. 50-53.

2. Parfenova, L.A. Physical upbringing content and organization of elementary school children of a special medical group / L.A. Parfenova // Physical culture: upbringing, education, training. - Moscow : "Theory and practice of physical culture and sport". - 2012. -NO i.-P. 60-65.

3. Timoshina, I.N. Actualization of content and organization succession of children's, teen-agers' and students' adaptive physical upbringing in educational establishments : an abstractof dissertation of the doctor of pedagogics / I.N. Timoshina. - Saint Petersburg, 2008. - 44 P.

Статья поступила в редакцию: 24.10.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.