Научная статья на тему 'Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов'

Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9468
1120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ADAPTIVE PHYSICAL TRAININGS / PERSONS WITH DISABILITIES / SOCIALIZATION / REHABILITATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Строгова Наталья Александровна

В научной публикации рассматриваются вопросы социальной интеграции и реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры, определяются основные принципы построения системы комплексной реабилитации инвалидов и возможности адаптивной физической культуры в системе помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Строгова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE PHYSICAL TRAININGS IN THE SYSTEM OF COMPREHENSIVE REHABILITATION AND SOCIAL INTEGRATION OF DISABLED PEOPLE

In a scientific publication the issues of social integration and rehabilitation of disabled people by the means of adaptive physical trainings are pointed out, the basic principles of constructing a system of complex rehabilitation of persons with disabilities and the possibility of adaptive physical training in the care for people with disabilities are defined.

Текст научной работы на тему «Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов»

УДК 37.042.1 : 796/076 Строгова Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Домодедовского филиала Российского нового университета тел.: (916) 11-555-54

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Strogova Natalia Alexandrovna

Candidate of Pedagogics, associate professor of the chair of pedagogy and psychology, Domodedovo affiliate of Russian New University tel.: (916) 11-555-54

ADAPTIVE PHYSICAL TRAININGS IN THE SYSTEM OF COMPREHENSIVE REHABILITATION AND SOCIAL INTEGRATION OF DISABLED PEOPLE

Аннотация:

В научной публикации рассматриваются вопросы социальной интеграции и реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры, определяются основные принципы построения системы комплексной реабилитации инвалидов и возможности адаптивной физической культуры в системе помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова:

адаптивная физическая культура, лица с ограниченными возможностями здоровья, социализация, реабилитация, интеграция.

The summary:

In a scientific publication the issues of social integration and rehabilitation of disabled people by the means of adaptive physical trainings are pointed out, the basic principles of constructing a system of complex rehabilitation of persons with disabilities and the possibility of adaptive physical training in the care for people with disabilities are defined.

Keywords:

adaptive physical trainings, persons with disabilities, socialization, rehabilitation, integration.

Социальная интеграция инвалидов - многогранный процесс изменения сферы сознания больного человека от уныния и пассивности к активности и желанию прикладывать максимальные усилия для восстановления своего здоровья и полноценного общения с окружающим социумом.

Выпадение людей с ограниченными возможностями здоровья из культурно и социально обусловленного пространства вследствие нарушения адекватных взаимосвязей со средой объясняется несоответствием социального, психологического и психофизиологического статуса инвалида требованиям социальной ситуации [1, с. 132].

У многих больных имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении, усиливает соматические заболевания и психосоциальные отклонения. Эмоциональное неблагополучие затрудняет жизнедеятельность человека, ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на развитие личности.

Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья неразрывно связана с системой комплексной реабилитации инвалидов, основными принципами построения которой являются следующие:

1. Человек с ограниченными возможностями сам по себе не является источником проблем и трудностей: их создает инвалидность.

2. Инвалидность - это не столько медицинская проблема, сколько проблема социальная, проблема неравных возможностей.

3. Не существует панацеи - чудодейственного средства - для преодоления всех проблем, связанных с инвалидностью, поэтому необходимо использовать все доступные резервы общества.

4. Объем личностно ориентированной помощи определяется на основе признания достоинства и ценности каждой личности и зависит от степени ограничения возможностей, а также от конкретной ситуации [2, с. 134].

В настоящее время реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья стали рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему, включающую разные аспекты: медицинские, физические, психологические, профессиональные, социально-экономические [3, с. 14].

Медицинский и физический аспекты реабилитации предполагают восстановление жизнедеятельности больного человека посредством комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого - развитие компенсаторных и заместительных функций.

Психологический аспект реабилитации направлен на коррекцию психического состояния больного, а также формирование у него позитивного отношения к лечению, врачебным рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий.

Профессиональный аспект реабилитации затрагивает вопросы обучения инвалида необходимым и допустимым для него трудовым действиям, формирование навыков самообслуживания, профессиональной ориентации и профессионального обучения согласно его возможностям.

Социально-экономическая реабилитация состоит в том, чтобы обеспечить инвалиду экономическую поддержку и социальную полноценность.

Таким образом, реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья - многогранный процесс восстановления их здоровья и интеграции в социальную жизнь. Все виды реабилитации: медицинскую, трудовую, социальную надо рассматривать в единстве и взаимосвязи [4, с. 4-11].

Физическая реабилитация - составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, эмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов.

Физическая культура - это особая область культуры, которая выполняет реабилитационную роль путем развития двигательного аппарата, повышения работоспособности, удовлетворения потребности в общении, восстановлении психологического статуса, самореализации при занятиях спортом.

В России законодательно закреплены государственные обязательства по обеспечению прав инвалидов на занятия физической культурой и спортом.

В Конституции Российской Федерации эти права поставлены в один ряд с основными правами человека и гражданина.

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) предусмотрены такие меры, как:

- обеспечение доступа инвалидов к спортивным сооружениям (статья 15);

- участие учреждений физкультуры и спорта в воспитании и обучении детей-инвалидов (статья 18);

- государственная поддержка предприятий и организаций, содействующих инвалидам в занятиях физкультурой и спортом (статья 26);

- предоставление инвалидам льгот при посещении спортивно-оздоровительных учреждений (статья 31) [5].

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999) содержит отдельную статью «Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами». В ней отмечено, что занятия инвалидов физкультурой и спортом являются непременным и определяющим условием их всесторонней реабилитации и социальной интеграции. Организация занятий лиц с нарушениями физического и психического развития физкультурой и спортом возложена на учреждения физкультуры и спорта, здравоохранения, образования, социальной защиты населения [6]. Большую работу по осуществлению реабилитации инвалидов средствами физкультуры, спорта и туризма также проводят общественные организации инвалидов.

Особое место в восстановлении физических сил инвалидов, оздоровлении, переключении на другой вид деятельности, поддержании физических кондиций, самовоспитании духовных сил и жизнестойкости имеет адаптивная двигательная рекреация, которая преследует следующие цели:

- поддержание гармонического физического и функционального развития;

- развитие двигательных способностей;

- совершенствование и углубление основных двигательных умений и навыков;

- укрепление и расширение знаний по вопросам физической культуры;

- выработка и укрепление положительного отношения к активным формам отдыха через укрепление навыка к регулярной двигательной деятельности;

- укрепление мировоззренческих взглядов;

- развитие эстетического вкуса к двигательной деятельности;

- развитие творческих способностей;

- закаливание организма, укрепление гигиенических навыков, способностей вести здоровый образ жизни.

Среди нормативных документов, регулирующих деятельность по организации спортивнооздоровительной реабилитационной работы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, следует отметить Постановление Минтруда России от 2000 г. «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик работников физической культуры и спорта Российской Федерации». Этим постановлением введены должности работников физической культуры специально для проведения занятий с лицами с ограниченными возможностями - тренер-преподаватель по адаптивной физкультуре и инструктор-методист по адаптивной физкультуре. Эти должности предназначены для включения в штат физкультурно-спортивных клубов инвалидов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений с целью использования средств и ме-

тодов физической культуры для проведения образовательной, воспитательной, оздоровительной работы в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.

В соответствии с введенными специальностями был разработан и утвержден Государственный образовательный стандарт «Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

Адаптивная физическая культура представляет собой новое направление в отечественной системе реабилитации инвалидов. Это часть физической культуры, предназначенная для людей со стойкими нарушениями функций вследствие заболеваний, травм или врожденных дефектов, направленная на стимуляцию позитивных реакций организма и формирование необходимых двигательных умений, навыков, физических качеств и способностей. Специальность «Адаптивная физическая культура» создана на стыке медицины, физической культуры, коррекционной педагогики и основывается на анатомии, физиологии, биохимии, общей и частной патологии, медико-социальной экспертизе, физическом воспитании, специальной психологии.

Одним из важных принципов адаптивной физической культуры является коррекционноразвивающая направленность педагогических воздействий. Коррекционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений, таких как нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

Адаптивная физическая культура позитивно влияет на здоровье и общее психофизическое состояние людей с ограниченными возможностями здоровья и эффективно решает актуальную проблему их социализации.

Адаптивная физическая культура помогает людям с ограниченными возможностями здоровья в решении многих проблем:

- позволяет устранить или ослабить неблагоприятные последствия урбанизации жизни, в частности: нервно-эмоциональные перегрузки, гипокинезию и избыточное нерациональное питание, добиваться повышения трудоспособности населения и снижения уровня «болезней века»;

- обеспечивает достаточную мышечную активность и стимулирует естественный иммунитет -невосприимчивость организма к болезнетворным воздействиям;

- обеспечивает при выходе человека из повседневных, однообразных и утомительных условий жизни переключение нервно-эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечение его от утомляющих и подчас отрицательных воздействий повседневности;

- воспитывает чувства коллективизма, любознательности, патриотизма, жажды преодоления препятствий и другие ценные морально-волевые качества, играющие решающую роль в профилактике нервно-психических заболеваний и расстройств;

- обеспечивает повышение уровня обменных процессов, деятельности эндокринной системы и тканевого иммунитета, содействуют рассасыванию очагов затихающего воспаления, стимулируют регенеративные процессы.

Адаптивная физическая культура помогает осознать тот факт, что инвалидность, несмотря на всю трагичность, не является приговором для жизни в четырех стенах. Инвалиды видят в занятиях физической культурой активное средство социально-психологической реабилитации, которое раскрывает реальный уровень их жизненных возможностей, помогает обрести уверенность в своих силах и принимать участие в активных спортивных мероприятиях, заставляет больше уважать самих себя, учит недостающей самостоятельности, закаляет организм и дарит здоровые эмоции, помогает преодолеть многие психологические барьеры.

Таким образом, адаптивная физическая культура занимает особое место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и дает им реальный шанс на активное участие в жизни общества.

Ссылки: References (transliterated):

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специ- 1. Aksenova L.I. Sotsial'naya pedagogika v spetsial'nom

альном образовании: учебн. пособие для студ. obrazovanii: uchebn. posobie dlya stud. sred. ucheb.

сред. учеб. заведений. М., 2001. zavedeniy. M., 2001.

2. Там же. 2. Ibid.

3. Физическая реабилитация / под общей редакцией 3. Fizicheskaya reabilitatsiya / under general edition of

проф. С.Н. Попова. Ростов н/Д, 1999. prof. S.N. Popov. Rostov n/D, 1999.

4. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация и ее 4. Dement'eva N.F. Sotsial'naya reabilitatsiya i ee rol' v

роль в интеграции инвалидов в общество. М., 2000. in-tegratsii invalidov v obshchestvo. M., 2000.

б. Федеральный закон «О социальной защите инва- б. Federal'niy zakon “O sotsial'noy zashchite invalidov v

лидов в Российской Федерации» (1995). Rossiyskoy Federatsii” (1995).

6. Федеральный закон «О физической культуре и 6. Federal'niy zakon “O fizicheskoy kul'ture i sporte v

спорте в Российской Федерации» (1999). Rossiyskoy Federatsii” (1999).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.