Научная статья на тему 'Роль адаптивной физической культуры в реабилитации студентов с отклонениями в состоянии здоровья в вузах культуры и искусств'

Роль адаптивной физической культуры в реабилитации студентов с отклонениями в состоянии здоровья в вузах культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2792
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / СТУДЕНТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / PSYCHOPHYSICAL FEATURES OF DEVELOPMENT / PHYSICAL READINESS TEST / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / REHABILITATION / STUDENT CULTURES AND ARTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гулина Е. Ю.

В данной статье рассмотрены условия организации адаптивной физической культуры в реабилитации студентов с отклонениями в состоянии здоровья в вузах культуры и искусств, эффективность использования тестов, применяемых в различных формах занятий физическими упражнениями. Обоснованы общие положения, раскрывающие отдельные контрольные испытания и тестирования к образовательным потребностям студентов с отклонениями в состоянии здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of adaptive physical training in the rehabilitation of students with disabilities in health in universitys cultures and arts

This article describes the conditions of the organization of adaptive physical training in rehabilitation of students with disabilities in conditions health in universitys cultures and arts, efficiency tests used in different forms of exercise. Substantiates the general provisions are shown separately control tests and testing to the educational needs of students with disabilities in health.

Текст научной работы на тему «Роль адаптивной физической культуры в реабилитации студентов с отклонениями в состоянии здоровья в вузах культуры и искусств»

УДК 796.011.3

Е.Ю.Гулина

РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ.

В данной статье рассмотрены условия организации адаптивной физической культуры в реабилитации студентов с отклонениями в состоянии здоровья в вузах культуры и искусств, эффективность использования тестов, применяемых в различных формах занятий физическими упражнениями. Обоснованы общие положения, раскрывающие отдельные контрольные испытания и тестирования к образовательным потребностям студентов с отклонениями в состоянии здоровья.

Ключевые слова: психофизические особенности развития, тестирование физической подготовленности, адаптивная физическая культура, реабилитация, студент культуры и искусств.

Gulina E.J. THE ROLE OF ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING IN THE REHABILITATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN HEALTH IN UNIVERSITYS CULTURES AND ARTS.

This article describes the conditions of the organization of adaptive physical training in rehabilitation of students with disabilities in conditions health in universitys cultures and arts, efficiency tests used in different forms of exercise. Substantiates the general provisions are shown separately control tests and testing to the educational needs of students with disabilities in health.

Key words: psychophysical features of development, physical readiness test, adaptive physical education, rehabilitation, student cultures and arts.

Физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации студентов с отклонениями в состоянии здоровья и их интеграции в обществе. Занятие физической культурой в вузах культуры и искусств студентов c отклонениями в состоянии здоровья во многих случаях можно рассматривать не только как средство реабилитации, но и как постоянную форму жизненной активности, социальной занятости и достижений. В государственной политике развития физической культуры и спорта среди инвалидов безусловный приоритет отдается физкультурно-оздоровите-льной направленности и решению задач социально-психологической адаптации в обществе. Систематические занятия студентов инвалидов физической культурой и спортом не только расширяют их функциональные возможности, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, но и благоприятно воздействует на психику. воздействует на физическую сферу студентов и опосредованно через нее на эмоциональную и интеллектуальную сферы [9, с.105]. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физическая культура способствуют сглаживанию и преодолению множества отклонений, поскольку именно движение осуществляет непосредственно связь студента с отклонениями в состоянии здоровья с окружающим миром, что лежит в основе развития его психических взглядов и организма в целом [6, с.57].

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики данного студента. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая.

Одним из путей привлечения в вузах культуры и искусств студентов c определенными отклонениями по здоровью в активную социальную жизнь и профессиональную деятельность, создания благоприятных условий для их физической, психологической и социальной реабилитации является физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность. У таких студентов наиболее часто встречаются ограничения к способности передвижению, зрению и слуху. В связи с патологией костно-мышечной системы и других органов возникает дефицит двигательной активности, что в результате приводит к так называемой гипокинетической болезни. В основе ее лежат гипокинезия и гиподинамия, их кумулятивное воздействие [12, с.178]. Гиподинамия означает абсолютное и относительное снижение объема и интенсивности двигательной активности человека, которая сопровождается малыми мышечными усилиями. Гипокинезия характеризуется низким уровнем затрат энергии на мышечную работу, локальным характером мышечной работы, длительной фиксированностью вынужденной позы, упрощением и обеднением координационной деятельности [11, с.238].

Физическая культура ставит своей целью не только улучшение состояния здоровья студента с ограниченными возможностями, но и восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния. Целью физической культуры является адаптация студентов с ограниченными способностями в социуме и трудовой деятельности. Cредства системы

физического воспитания в вузах культуры и искусств должны быть разработаны в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами с учетом особенностей каждого студента. Необходимы специальные упражнения по коррекции и компенсации для студентов, испытывающих значительные трудности при движении координации и сохранения равновесия.

В этом случаи особую значимость приобретают занятия адаптивной физкультурой, так как физические упражнения влияют не только на костно-мышечную систему, но и на психологическое состояние студентов с отклонениями в состоянии здоровья.

Адаптивная физическая культура (АФК) занимает особенное место в структуре реабилитационных и коррекционных мероприятий, потому что по специфики своего действия оказывает влияние не только на физическое и психическое состояние человека, но и на расширение его социального опыта [4, с.86]. Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц, которые имеют отклонение в состоянии здоровья в двигательной активности, возобновлении, укреплении и поддержании здоровья, личного развития, самореализации физических и духовных сил с целью улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество [5, с.57].

К числу наиболее распространенных врожденных пороков развития относятся: дефекты зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата и нередко эти пороки сочетаются. При слепоте и глухоте задерживается развитие навыков общения, нарушаются формирование предметных представлений и развитие эмоциональной сферы. При дефектах зрения и слуха основная роль принадлежит стимуляции развития остаточного слуха и зрения.

Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических, коррекционных и тренировочных целях двигательной сферы студентов- инвалидов должно быть реализовано преподавателем на основе руководства следующими закономерностями: глубокое знание функционального состояния нервной системы инвалидов; физические нагрузки различного характера, применяемые локально и интегрально в профилактике и коррекции двигательной сферы студентов с патологией, в каждый момент проведения занятий должны быть оптимальными с учетом функционального состояния их нервно-мышечной системы и системы внутренних органов[7, с.63]. Оздоровительное действие физических упражнений связано с систематическими и существенными по объему и интенсивности нагрузками, что предъявляет повышенные требования к физиологическим системам организма студентов с ограниченными возможностями. Применение систематических нагрузок способствует развитию компенсаторных механизмов, восстановлению способности к манипулятивным действиям. Профессиональная деятельность и социальная активность студента- инвалида в значительной степени определяется физическим состоянием и функциональными возможностями организма [10.с,21].

Разнообразие психофизических особенностей и нарушений развития зрения, слуха, ДЦП существенно затрудняет контроль уровня физической подготовленности студентов. В качестве комплексного подхода для определения уровня физической подготовленности студентов можно применять тестирование. При должной степени точности измерений оно позволяет, во-первых, получить исходные данные, служащие отправной точкой использования педагогических воздействий и уточняющие их характер, во-вторых, выявить потенциальные личностные и функциональные возможности студентов, обеспечивающие успешное решение коррекционно-развивающих задач в процессе физического воспитания, в-третьих, контролировать эффективность процесса коррекции, оперативно управлять им. Реализация принципа единства диагностики и коррекции как одного из ведущих в методике адаптивной физической культуры требует не только учета структуры нарушений развития, правильной интерпретации исходного своеобразия возможностей лиц с особенностями психофизического развития, но и постоянной оценки в процессе физкультурно-педагогической деятельности состояния их двигательных функций и способностей[2, с.23].

Важно, чтобы тестирование физической подготовленности являлось компонентом системы диагностических, коррекционных, организационных мер, предпринимаемых педагогом для оказания дифференцированной помощи студенту с отклонениями в состоянии здоровья, носило системный характер и протекало в органической взаимосвязи с решением оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач физического воспитания. Процесс тестирования следует рассматривать как неотъемлемые, взаимосвязанные с другими частями коррекционно-развивающего процесса, поскольку они позволяют влиять на уровень

психосоматического здоровья студента, создавать благоприятные условия для рационализации двигательной деятельности. Это возможно только в случае комплексности и целостности педагогических воздействий, их ориентации на каждого студента с ограниченными возможностями с подбором способов в соответствии с его двигательными и психологическими особенностями.

Выработка рационального способа выполнения теста формируют у студента с отклонениями в состоянии здоровья представления о собственных возможностях и механизмах их реализации, обеспечивает необходимые условия коррекции нарушений двигательной деятельности. При тестировании следует использовать внешние ориентиры, способствующие технически правильному выполнению контрольного испытания. Важно, чтобы организационное обеспечение не только создавало у студента внешнюю ориентировочную основу, но и при своей простоте и конкретности делало доступным выполнения контрольного упражнения, соответствующего характеру имеющихся психофизических особенностей развития. Отмечено, что ведущими выступают не кенестезические (внутренние) ощущения, возникающие в результате работы опорно-двигательного аппарата, а внешние (визуально воспринимаемые) ориентиры, представляющие собой систему, в рамках которой должно происходить выполнение двигательного действия [8, с.97].

Для занятий незрячих студентов разработаны специальные требования: в спортивных залах поверхность покрытия пола игровых площадок для студентов с полной или частичной потерей зрения должна быть ровной и гладкой;

следует предусматривать звукопоглощающие акустические потолки, а также в стенах залов делать обшивку мягкими и упругими материалами на высоту не менее 2 м от пола и установку горизонтальных поручней;

не допускается для этой категории студентов использования отдельных площадок и зон, выделенных в многосекционных залах перегородками, не обеспечивающими акустической изоляции.

Ориентация при занятиях спортом студентов с полной или частичной потерей зрения можно использовать в качестве ориентиров для направления движения звуковых маяков, устройством вдоль дорожек для бега или разбега перед прыжком полос ориентации с фактурной поверхностью покрытия и яркой контрастной окраской шириной не менее 1,5 м, размещаемых между кромкой площадки и полосой безопасности, выделением цветом и фактурой поверхности покрытия поворотов беговых дорожек, зон стартов и финишей, толкательных зон при прыжках.

Эффективность физических занятий обусловлена структурой движений, последовательностью, частотой и продолжительностью занятий, индивидуальным подходом к выбору физических упражнений. При ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем. Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета [3, с.265].

Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры для студентов-инвалидов в вузах культуры и искусств. Нередко встречается асоциализация человека не столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми.

В зависимости от вида заболевания обучаемого, следует выбрать наиболее эффективный метод или дозировано совмещать и закреплять словесную информацию наглядным примером. Средства адаптивной физической культуры в реабилитации студентов с отклонениями по здоровью выбирают разные.

Тестирование направлено на выполнения контрольного испытания. Каждое контрольное испытание имеет свои ориентиры, они позволяют:

создать общее представление о контрольном испытании и его элементах (исходном положении, направлении, амплитуде движения);

управлять процессом двигательного умения контрольного испытания, задавая способы выполнения упражнения посильные имеющимся у студента возможностям;

указывать на допускаемые ошибки, объяснять возможные варианты их устранения. Важно у студентов сформировать умение самоконтроля. Владение им позволяет избежать во время тестирования ошибок, дает возможность корректировать свои действия. Самоконтроль несет в себе воспитательное и образовательное значение.

Различные психофизические особенности студента с отклонениями в состоянии здоровья

раскрывает особые образовательные потребности, которые требуют специфического приспособления как организационно-структурной, так и содержательной стороны педагогического процесса. Повышение объективности процессуально - результативной составляющей учебной деятельности вынуждает прибегать к разработке соответствующих подходов в отношении определения и оценки физического состояния таких студентов и, в частности, их физической подготовленности. В связи с этим важно, чтобы тестирование физической подготовленности являлось компонентом системы диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, предпринимаемых педагогом для оказания дифференцированной помощи студенту, носило системный характер и протекало в органической взаимосвязи с решением оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач физического воспитания. Процесс тестирования следует рассматривать как неотъемлемые, взаимосвязанные с другими частями коррекционно-развивающего процесса, поскольку они позволяют влиять на уровень психосоматического здоровья студента, создавать благоприятные условия для рационализации двигательной деятельности. Это возможно только в случае комплексности и целостности педагогических воздействий, их ориентации на каждого студента с подбором способов и сроков реализации в соответствии с его двигательными, дидактическими и психологическими особенностями. Двигательный опыт, в свою очередь, является необходимым условием для формирования социального опыта, благодаря которому индивид осваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему взаимодействовать внутри общества [1 ,с.274]. При тестировании следует использовать систему облегчающих понимания учебной задачи, способствующих технически правильному выполнению контрольного испытания, стимулирующих достижение максимального результата, формирующих у студента положительные эмоции.

Тенденция к повышению объективизации методов контроля, достижению большей глубины и высокой степени их достоверности зависят от психофизического состояния студента. Важнейшие положения этого процесса касаются единства системы диагностических, коррекционных, организационных мер, предпринимаемых преподавателем для оказания дифференцированной помощи студенту в решении оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач физического воспитания.

Литература

1Андреева T.M. Социальная психология: учеб. 1.Andreeva G.M. Social'naja psihologija: ucheb. dlja для вузов I Г.M.Aндрeeвa.- M.: ArneCT Пресс, 1999.- vuzov / G.M.Andreeva.- M.: Aspekt Press, 1999.-376s. 376с. 2. Shapkova L.V. Chastnye metodiki adaptivnoj

2. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной fizicheskoj kul'tury: ucheb. posobie/ L.V. Shapkova. -физической культуры: учеб. пособие! Л.В. Шапкова.- m.: Sovetskij sport, 2003.- 464s.

M.: Советский спорт, 2003.- 464с. 3. Lisovskij V.A. Kompleksnaja profilaktika zabolevanij

3. Лис°вский ВА К°мплексная профилактака i reabilitacija bol'nyh i invalidov: ucheb. posobie/ V.A. заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: Lisovskij .- M.: Sovetskij sport, 2001.- 320s.

учеб. п^^и^ RA Лисовский .- M.: Советский старт-, 4. Begidova T.P. Osnovy adaptacionnoj fizicheskoj 2001.- 32°c. kul'tury: Uchebnoe posobie / T.P.Begidova. - M. :

4. Бегидова Т.П. °сновы адаптационной Fizicheskaja kul'tura i sport, 2011. - 192 s. физической культуры: Учебное rnœ^ I 5. Evseev S.P. Adaptivnaja fizicheskaja kul'tura, ee Т.П.^гидова - M - Физическая кудьтура и шорт, МИ. soderzhanie i zadachi / S.P.Evseev //

- 192 с. Adaptivnaja fizicheskaja kul'tura i funkcional'noe

5. fera» СП. Ддаптивная физическая ку^турт sostojanie invalidov. - SPb.: Piter, 2009. - 208 s. ее философия, содержание и задачи I С.П.Евсеев II

■ ^ -г « r -m / a 6. Lubysheva L.I. Koncepcua formirovanua fizicheskoi

Aдaптивнaя физическая культура и функциональна kul'tury cheloveka / L.I.Lubysheva. - M.: GCOLIFK,

состояние инвалидов. - СПб.: Питер, 2009. - 20В с. 2010 120

6. Лубышева Л.И. Концепция формирования 2010. - 120 s.

физической культуры человека I Л.И.Лубышева. - M.: 7. Muhin VM Fizicheskaja геаЫЬйащ / V.M. Muhm. ГЦОЛИФК 2010 -120 с - Kiev: Olimpijskaja literatura, 2010. - 423 s.

7. Myхин В.12 Физическая реабилитация I В.M. 8. Osnovy adaptivnoj fizicheskoj kuTta^ Uchebn. Myхин. - Киев: Олимпийская литература, 2010. - 423 с. posobie. - M: Fizkul'tara i sp°rt, 2012. - 192 s.

В. Основы адаптивной физической культуры: 9. Social'nye i biologicheskie osnovy fizicheskoj Учебн. пособие. - M.: Физкультура и спорт, 2012. - 192 kul'tury: Uchebnoe posobie / Otv. redaktor D.M. с. Davydenko. - Spb.: Izd-vo: Sankt-Peterburgskogo gos.

9. Социальные и биологические основы mTv^ 2°Ш. - 208 s.

физической культуры: Учебное пособие I Отв. 10. Tomenko A.A. Zanjatija fizicheskoj kul'turoj i

редактор Д.M. Давыденко. - Спб.: Изд-во: Санкт- sportom v strukture fizicheskoj i social'no-

Петербургского гос. универ., 2010. - 20В с. psihologicheskoj reabilitacii invalidov / A.A. Tomenko

10. Томенко A.A. Занятия физической // Pedagogika, psihologija i med.-biol. probl. fiz. культурой и спортом в структуре физической и vospitanija i sporta. - 2010. - №1. - S. 19-24.

социально-психологической реабилитации

инвалидов / АА Томенко / / Педагогика, психология и мед.-биол. пробл. физ. воспитания и спорта. - 2010. -№1. - С. 19-24.

11. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 2009. - 608 с.

12. Петленко В.П. Валеология человека/ В.П.Петленко.- СПб.: изд. «Петроградский и К»,1996.-360с.

11. Fizicheskaja reabilitacija: Uchebnik dlja akademij i institutov fizicheskoj kul'tury / Pod obshhej red. prof. S.N. Popova. - Rostov n/D.: Izd-vo "Feniks", 2009. -608 s.

12. Petlenko V.P. Valeologija cheloveka/ V.P.Petlenko.-SPb.: izd. «Petrogradskij i K»,1996.-360s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.