АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
В статье раскрывается роль адаптивной физической культуры для человека. Целью данной дисциплины является развитие физических способностей человека, имеющего отклонения в состоянии здоровья, за счёт функционирования отпущенных природой двигательных характеристик и духовных сил, для максимальной самореализации в общественной жизни. В адаптивной физической культуре выделяют следующие компоненты: адаптивное физическое воспитание; адаптивный спорт; адаптивная двигательная реакция; адаптивная физическая реабилитация; креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК. Авторы делают вывод о том, что применение средств адаптивной физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, развитие жизнеспособности человека, методы и компоненты АФК, физическая культура детей.
Адаптивная физическая культура (АФК) - это вид общей физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью данной дисциплины является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счёт обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Методы АФК позволяют каждому человеку с ограниченными возможностями реализовать творческий потенциал, достигнуть определённых высот и осуществить желания. Из истории можно привести не-малопримеров, которые доказывают, что различные нарушения или ограничения здоровья не мешают волевым и целеустремленным людям достичь больших высот. Например, Франклин Рузвельт не сдался, не смотря на полиомиелит, а, наоборот, стал больше верить в себя, мобилизовал свою волю, благодаря чему вновь стал ходить [1, с. 13].
В адаптивной физической культуре, основываясь на потребностях лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), можно выделить следующие компоненты: адаптивное физическое воспитание; адаптивный спорт; адаптивная двигательная реакция; адаптивная физическая реабилитация; креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК.
Они охватывают все возможные виды направлений физической культуры детей с физическими и умственными недостатками, помогают им лучше адаптироваться к окружающему миру, так как обучение разнообразным видам движений связано с развитием психофизиологических способностей, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Каждый вид АФК имеет своё назначение: адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования у детей базовых основ физкультурного образования; адаптивная двигательная рекреация - для здорового досуга, активного отдыха, игр, коммуникаций; адаптивный спорт - для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых способностей; физическая реабилитация - для лечения, восстановления и компенсации утраченных способностей.
Адаптивное физическое воспитание - самый организованный вид адаптивной физической культуры, который охватывает довольно длительный период жизни, поэтому является основным каналом приобщения к ценностям физической культуры. Физическая культура является обязательной дисциплиной во всех восьми видах образовательных (коррекционных) учреждений. Это единственный школьный предмет, сфокусированный на уважении ребёнка к собственному телу, развитии двигательных способностей, приобретении необходимых знаний, понимании необходимости систематических занятий физическими упражнениями, что служит основой для повышения уверенности в себе, самооценки, формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни. Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными, игровыми. Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами адаптивной физической культуры, другие - общественными и государственными организациями, третьи - родителями детей-инвалидов, волонтёрами, студентами, четвёртые - само-
стоятельно. Цель всех форм организации - расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни.
Адаптивная двигательная реакция - компонент АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении [2, с. 41].
Адаптивная физическая реабилитация - компонент АФК, удовлетворяющий потребность инвалида с отклонением в состоянии здоровья в лечении, восстановлении утраченных функций.
Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК - компонент АФК, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.
Таким образом, каждому из компонентов свойственны собственные функции, задачи, содержание, степень эмоционального и психического напряжения, методы и формы организации. Они являются неотъемлемой частью адаптации людей с ОВЗ к жизни обычного человека.
Конечно, область применения её всеобъемлющая, особенно в нынешних условиях жизни, когда здоровье населения в целом и особенно молодёжи ухудшается катастрофически. И не только в нашей стране. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях, особенно специализированных, в спортивных коллективах [3, с. 133].
Адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует: осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок; потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни,насколько это возможно; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; желание улучшать свои личностные качества; стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Адаптивная физическая культура интенсивно исследуется в последние годы и предполагает научное обоснование широкого спектра проблем: нормативно-правового обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; управления нагрузкой и отдыхом; фармакологической поддержки спортсменов-инвалидов в периоды предельных и околопредельных физических и психических напряжений; нетрадиционных средств и методов восстановления; социализации и коммуникативной деятельности; технико-конструкторской подготовки как нового вида спортивной подготовки и многих других.
Изучаются наиболее эффективные пути использования физических упражнений для организации активного отдыха инвали-
дов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, переключения их на другой вид деятельности, получения удовольствия от двигательной активности и др.
В физической реабилитации адаптивной физической культуры акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья, ориентируясь, прежде всего, на технологии, сопрягающие физическое (телесное) и психическое (духовное) начала человека и ориентирующиеся на самостоятельную активность занимающихся (различные способы психосоматической саморегуляции, психотерапевтические техники и т. п.) [4, с. 78].
Креативные виды адаптивной физической культуры дают возможность занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, отчуждённость, тревожность и др.), лучше познать себя; экспериментировать со своим телом и движением; получать сенсорное удовлетворение и радость ощущений собственного тела. Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах
Библиографический список
учреждений дополнительного образования физкультурно-спор-тивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой.
В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной задачей всё же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.
1. Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2000; 1.
2. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. Санкт-Петербург, 2000
3. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. Материалы к лекциям. Ленинград, 2005.
4. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: учебное пособие для институтов физической культуры. Москва, 2003.
References
1. Vydrin V.M. Metodicheskie problemy teorii fizicheskoj kul'tury. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 2000; 1.
2. Nikolaev Yu.M. Teoriya fizicheskoj kul'tury: funkcional'nyj, cennostnyj, deyatel'nostnyj, rezul'tativnyj aspekty. Sankt-Peterburg, 2000
3. Evstaf'ev B.V. Analiz osnovnyh ponyatij v teorii fizicheskoj kul'tury. Materialy k lekciyam. Leningrad, 2005.
4. Matveev L.P. Vvedenie v teoriyu fizicheskoj kul'tury: uchebnoe posobie dlya institutov fizicheskoj kul'tury. Moskva, 2003.
Статья поступила в редакцию 23.04.16
УДК 371
Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: [email protected]
Dzhabrailov A., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
THE USE OF INTERACTIVE METHODS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AS A MEANS OF ACTIVIZATION OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS OF SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article states that interactive methods are characterized by a wide interaction of students not only with the teacher but also with each other. The authors stress that the interactive methods imply activity of students in the teaching process and among other methods they dominant. The place of the teacher in the interactive classes is reduced to the activity of students to achieve the objectives of the lesson, activation of educational-cognitive activity of learning, the intensive development of cognitive motives and creative abilities. The primary task of these methods is not only learning a foreign language, but also forming of abilities, skills, personal qualities to apply them in social and professional activities, i.e. it is necessary to form a certain system of competencies of the learner. The formation of analytical, research, communication skills, the development of ability to analyze a situation, to plan a strategy and make the best decisions are of particular importance.
Key words: interactive methods of foreign language students.
З.А. Магомеддибирова, д-р пед. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет,
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
А. Джабраилов, аспирант каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет,
г. Грозный, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В статье говорится о том, что интерактивные методы характеризуются широким взаимодействием студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Преобладающей, доминирующей является при этом методе активность студентов в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на