Научная статья на тему 'Занятия физической культурой и спортом как средство социализации студентов-сирот: на примере Сибирского федерального университета'

Занятия физической культурой и спортом как средство социализации студентов-сирот: на примере Сибирского федерального университета Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / спорт / студенты-сироты / социокультурная среда / физическая культура / организационно-педагогические условия / Сибирский федеральный университет / socialization / sports / orphans / socio-cultural environment / physical culture / organizational and pedagogical conditions / Siberian Federal University

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Туктарова Равиля Расимовна, Галиахметов Равиль Нургаянович

В статье проанализированы подходы к изучению влияния физической культуры и спорта на социализацию студентов-сирот. Рассмотрена роль физической культуры в процессе становления личности. Автор провел анализ исследований в области успешной социализации средствами физической культуры и спорта. Данная статья посвящена анализу влияния занятий физической культурой и спортом как одним из организационно-педагогических условий, способствующих социализации студентов-сирот, в контексте образования в высших учебных заведениях России, в том числе в Сибирском Федеральном университете. Выявлены проблемы социализации студентов-сирот в ВУЗах и пути решения данных проблем. Определена роль физической культуры и спорта как средство успешной социализации студентов в социокультурной среде. В статье дан анализ социокультурной среды Сибирского Федерального университета в контексте. Автор пишет, что социокультурная политика ВУЗа базируется на признании за каждым студентом-сиротой права выбора личного пути развития через различные формы обучения и внеучебной деятельности. В данном контексте социокультурная среда является основой для формирования решений по усилению социализирующей роли университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Туктарова Равиля Расимовна, Галиахметов Равиль Нургаянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF ORPHANS: THE CASE OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

The article analyzes the ways of studying the influence of physical culture and sports on the socialization of orphans. The role of physical culture on the process of personality formation is considered. The author analyzed different researches in the field of successful socialization by means of physical culture and sports. This article is devoted to the analysis of the influence of physical culture and sports as one of the conditions contributing to the socialization of orphans in the context of education in higher educational institutions of Russia, including the Siberian Federal University. The problems of socialization of students in universities and ways of solving these problems are revealed. The role of physical culture and sports as a means of successful socialization of students in the socio-cultural environment has been determined. The article analyzes the socio-cultural environment of the Siberian Federal University in the context. The author writes that the sociocultural policy of the university is based on the recognition of every orphan student’s right to choose a personal path of development through various forms of education and extracurricular activities. In this context, the sociocultural environment is the basis for the formation of decisions to strengthen the socializing role of the university.

Текст научной работы на тему «Занятия физической культурой и спортом как средство социализации студентов-сирот: на примере Сибирского федерального университета»

Занятия физической культурой и спортом как средство социализации студентов-сирот: на примере Сибирского федерального университета

Туктарова Равиля Расимовна,

аспирант кафедры фундаментального естественнонаучного образования ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

E-mail: tuktarova-ravily@mail.ru

Галиахметов Равиль Нургаянович,

кандидат философских наук, Красноярский институт железнодорожного транспорта, Филиал Иркутского государственного университета путей сообщения E-mail: rovia28@mail.ru

В статье проанализированы подходы к изучению влияния физической культуры и спорта на социализацию студентов-сирот. Рассмотрена роль физической культуры в процессе становления личности. Автор провел анализ исследований в области успешной социализации средствами физической культуры и спорта.

Данная статья посвящена анализу влияния занятий физической культурой и спортом как одним из организационно-педагогических условий, способствующих социализации студентов-сирот, в контексте образования в высших учебных заведениях России, в том числе в Сибирском Федеральном университете. Выявлены проблемы социализации студентов-сирот в ВУЗах и пути решения данных проблем. Определена роль физической культуры и спорта как средство успешной социализации студентов в социокультурной среде. В статье дан анализ социокультурной среды Сибирского Федерального университета в контексте. Автор пишет, что социокультурная политика ВУЗа базируется на признании за каждым студентом-сиротой права выбора личного пути развития через различные формы обучения и внеучебной деятельности. В данном контексте социокультурная среда является основой для формирования решений по усилению социализирующей роли университета.

Ключевые слова: социализация, спорт, студенты-сироты, социокультурная среда, физическая культура, организационно-педагогические условия, Сибирский федеральный университет.

о с

CJ

см о см

Во все времена и в настоящее время процесс социализации личности актуален и исследуется учеными. Пока существует общество со своими ценностями, со своим укладом жизни, которое меняется в связи с изменениями в мире: глобальные изменения в экономике, промышленности, техногенной индустрии, цифровизация всех сфер деятельности человечества, экологические проблемы, будет остро стоят проблема социализации личности.

Данную проблему в высших учебных заведениях изучали А.И. Ковалева, И.В. Петрова, А.С Гурьянов, М.И. Катилина, С.В. Баширова, Ф.К. Тугуз и другие ученые и практики [14].

Социализация - это процесс вхождения личности в общество, принятие им социальных норм, ценностей присущих данному обществу, которому он принадлежит и развития личностных качеств.

В связи с этим перед высшими учебными заведениями стоит вопрос о подготовке студента, будущего специалиста, профессионала своего дела, который не только освоил профессию, но и по завершению учебного заведения смог успешно социализироваться в обществе, быть полезен обществу, стране.

Особое внимание уделяется особой категории студентов - студентам-сиротам. Социализация студентов-сирот является одной из проблем современного университета. Процесс социализации детей-сирот в высшем учебном заведении считается довольно трудным и многогранным, однако в образовании ему не всегда уделяется должного внимания и времени.

Как показывает практика, вхождение в новую социокультурную среду университета студентов-сирот является сложным этапом социализации к новым условиям жизни и деятельности в университете. В связи с тем, что входя в социокультурную среду университете, он сталкиваются с социально-психологическими проблемами, такими как отсутствие коммуникативного опыта, трудности в общении там, где это общение свободно, где требуется строить отношения; несформирова-ностью потребностями и способностями трудиться (учиться); потребительство, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности; отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье; низкий уровень эмоциональных навыков; потеря индивидуальности (желание не выделяться из общей массы), что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью; отсутствие нравственного иммунитета к условиям среды; неспособность осмыслять свой

жизненным опыт, инертность; отсутствие ориентиров смысла жизни, личностных смыслов, личностного самоопределения, системы ценностей.

Все это приводит к тому, что студенты-сироты, особенно на первом курсе, сложно социализируются в социокультурной среде университета.

В связи с этим перед высшим образованием встает решение проблемы социализации студентов-сирот. Данную проблему можно решить через анализ социокультурной среды университета, через создание организационно-педагогических условий, разработки моделей социализации студентов-сирот, разработки критериев оценки соци-ализированности студентов-сирот, этапов и механизмов социализации.

Целью исследования является - проанализировать, выявить, обосновать эффективность социализации детей-сирот средствами физической культуры и спорта.

Важнейшим фактором эффективной социализации студентов-сирот к образовательным условиям университета является социокультурная среда, обеспечивающая оптимальное сочетание обучения и воспитания, а также успешную социализацию студентов-сирот через включение их в различные виды деятельности.

Социализация студентов-сирот в университете зависит от объективных организационно-педагогических условий в социокультурной среде, в которой проходит процесс развития личности: отношение педагогов и сокурсников (традиции и культура университета и т.п.) и субъективных (личностные, физиологические и психологические особенности каждого студента-сироты) факторов.

Для успешной социализации студентов-сирот в социокультурной среде требуется создание организационно-педагогических условий направленных на овладение нормами, ценностями социокультурной среды, освоением профессиональных и личностных компетенций.

Автор в статье «Социокультурная среда как условие успешной социализации студентов (на примере Сибирского федерального университета)» пишет, что для успешной социализации студентов-сирот важно в социокультурной среде университета создать организационно-педагогические условия. По мнению С.Н. Павлова, организационно-педагогические условия - совокупность возможностей обучения и воспитания, организационных форм и материальных возможностей, взаимодействия субъектов педагогического процесса. [14].

Одним из организационно-педагогических условий является физкультурно-спортивная деятельность, направленная на самоопределение, самоутверждение, мотивацию к обучению и гармоничному развитию личности студентов-сирот с различным уровнем способностей и интересов.

Занятия физической культурой и спортом, как одно из организационно-педагогических условий в социокультурной среде, являются средством успешной интеграции студентов-сирот в студенче-

скую жизнь, создающие благоприятную обстановку для социализации.

Т.Г. Пестова, В.В. Исмиянов, В.В. Становов и другие специалисты рассматривали процесс социализации личности студентов-сирот через физическую культуру и спорт [14].

Так, например, В.В. Исмиянов исследуя социализацию студентов-сирот средствами физической культуры, разработал и апробировал концепцию социально-образовательной адаптации студентов-сирот в физкультурно-спортивной деятельности университета, которая, предполагает единое воспитательное пространство через физкультурную и спортивную деятельность [14].

Пестова Т.Г., описывая роль физической культуры в социализации личности, рассматривает ее как систему ценностей общества, как часть основной культуры личности обеспечивающая гармоничное развитие [8].

В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение от 24 ноября 2020 г. № 3081-р) Правительством Российской Федерации прописано, что миссией государства в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации является формирование культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и качества жизни населения.

Физическая культура - это часть (подсистема) общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей [2].

И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов (1998) в содержание физической культуры включают представление и знание личности об организме, его возможностях, перспективах роста, самосовершенствования и способности реализовать данные знания в дельнейшей жизни.

Таким образом, для успешной социализации студентов-сирот необходимо создание организационно-педагогических условий, где одним из этих условий являются занятия физической культурой и спортом, направленные на вхождение студентов-сирот в студенческую жизнь, на воспитательный процесс и целенаправленной социализации студентов данной категории.

Социализацию в области физической культуры и спорта рассматривают как процесс развития личности средствами физической культуры и спорта, как процесс освоения личностью ценностей физической культуры и спорта, а также становление физической культуры личности. Все это осуществляется через деятельность.

Одной из проблем социализации в контексте занятий физической культурой и спортом является то, что основное приложение усилий направлено на поддержание физической формы или улучшения физической подготовки. Возникает ощущение, что эти, сугубо телесные практики, не могут помочь в проблеме выстраивания межличностных

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

отношений, овладения особенностями и культурными кодами социального пространства.

Однако, как показывают исследования, физическая активность оказывает непосредственное влияние на работоспособность когнитивных и социальных функций человека [14].

Таким образом, физическая культура - это не только практика, направленная на улучшения физической подготовки, а часть общей культуры с преобладанием ее духовной стороны. Физическая культура как дисциплина включает в себя целый комплекс практик поведения и ценностей, которых выходят за пределы сугубо физической подготовки [5].

Одними из таких важных практик, в контексте социализации студентов-сирот является коллективизм спорта и физической культуры. Это позволяет студенту-сироте приобрести навыки работы в команде, развитию «чувства локтя».

Занятия физической культурой и спортом студентов-сирот развивают коммуникационную активность. Умение коммуницировать формирует новый опыт общественных отношений и духовно-нравственных и волевых качеств личности. Причем это не теоретическое общение, это совместная практическая деятельность.

Только через совместную деятельность (например, командные игры) можно определить, насколько коммуникативен человек и как именно он вливается в коллектив, осваивает социальные роли. Как занятия физической культурой и спортом улучшают качество взаимодействия студентов-сирот с другими людьми для овладения коммуникацией, формируют черты поведения в обществе, желание добиваться чего-либо во взрослой жизни, укрепляют здоровье, что значимо для успешной социализации студентов-сирот.

Следует заметить, что физическая подготовленность и высокая работоспособность, достигаемые в процессе занятий физической культурой и спортом, положительно влияют на социализацию студентов-сирот и формированию у них активной жизненной позиции.

В статье «Социокультурная среда как условие успешной социализации студентов (на примере Сибирского федерального университета)» автор пришел к выводу, что развитие инфраструктуры вуза и многообразие спортивных клубов по видам спорта позволяет создать для студентов-сирот высшего образования, в том числе и в Сибирском федеральном университете, условия для улучшения их социального, физического, психологического здоровья, сформировать умения позитивно относиться к самому себе и к окружающим, понимать жизненные цели и ценности, принимать социальные нормы в обществе, что позволит ему легко войти в социокультурную среду университе-5 та, справляться с учебной нагрузкой, успешно ос-5 воить будущую профессию, быть готовым к трудо-£ вой деятельности и успешно социализироваться ° в обществе и в дальнейшем реализовать себя как Ц конкурентно способного специалиста [14].

Таким образом, следует, что одним из основных факторов влияющего на развитие личности студента-сироты и его эффективной социализации в социокультурной среде университета являются физическая культура и спорт. Занятия физической культурой и спортом как в учебной и внеучебной деятельности формируют физическое, психологическое и социальное здоровье, а так же помогают студентам-сиротам принять номы, ценности и традиции социокультурной среды университета, поверить в себя, творчески подходить к решению любой жизненной проблеме и в дальнейшем успешно социализироваться в обществе.

Литература

1. Айвазова Е.С., Селиванов О.И., Прядчен-ко В.В. Социализация студентов средствами физической культуры и спорта в контексте обучения в ВУЗе // Проблемы социологии - 2018 -№ 1 - с. 74-82 URL: //https://cyberleninka.ru (дата обращения 12.01.2021)

2. Галиахметов Р.Н. Социально-философский анализ конфликта /диссертация / Красноярск, 2010 - URL: //https://www.elibrary.ru/item. asp?id=19240867 (дата обращения 20.10.2020)

3. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003-384 с. URL: https://elar.urfu. ru (дата обращения 20.12.2020)

4. Исмиянов В.В. Социально-образовательная адаптация студентов-сирот в физкультурно-спортивной деятельности вуза: автореф. дис. докт. педагогических наук: 13.00.04 - СПб, 2016. - 23 с. URL: //www.dslib.net (дата обращения 07.10.2020)

5. Лобков Г.Р., Мусохранов А.Ю., Борисова М.В. Физическая культура как один из факторов социализации личности // Мир педагогики и психологии - 2016 - № 5 - с. 53-81. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/fizicheskaya-kultura-kak-odin-iz-faktorov-sotsializatsii-lichnosti. html (дата обращения 07.12.2020)

6. Матвеенко, В.И. Особенности социализации студентов в процессе физического воспитания / В.И. Матвеенко, Е.А. Щербакова, Е.Н. Дорофеева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 20 (258). - С. 79-80 URL: https://moluch.ru/archive/258/58046/ (дата обращения 20.12.2020).

7. Миронова Г.Л., Антонов С.В., Неверова О.П., Каримов Н.М., Тушнолобова Н.Л., Шинка-рюк Л.А. Влияние средств физической культуры на социализацию личности выпускника // Мир педагогики и психологии - 209 - № 2 -с. 72-91 URL: http://aon.urgau.ru/uploads/article/ pdf (дата обращения 10.12.2020)

8. Пестова Т.Г. Физическая культура как фактор социализации личности студента: автореф. дис.канд. педагогических наук: 13.00.01 - СПб, 2004. - 23 с. URL: //www.dissercat.com (дата обращения 07.06.2019)

9. Петрова И.В. Процесс социализации студентов в условиях современной системы высшего профессионального образования России // диссертация, 2016 URL: //disser.spbu.ru (дата обращения 04.05.2019)

10. Пулов В.Е. Роль физической культуры в социализации личности // REGIONOLOGY - 2014 -№ 4 - с. 105-124 URL: https://regionsar.ru/ru/ node/1339 (дата обращения 18.11.2020)

11. Растокин Н.А. Значимость занятия физической культурой в социализации личности // Инновационная наука - 2019 - № 5 - с. 15-24 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachimost-zanyatiy-fizicheskoy-kultury-v-sotsializatsii-lichnosti (дата обращения 18.11.2020)

12. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Ку-дашев, А.А Баранов. - СПб, изд-во: Прайм-Еврознак, 2006. URL: http://portal.iapm.edu.ua/ portal/media/books/1fd5366754d940159f1525e4 7aaaa992.pdf (дата обращения 12.01.2020)

13. Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект / М.В. Ромм. - Новосибирск: Наука, 2002. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21520881 (дата обращения 18.12.2020)

14. Туктарова Р.Р. Социокультурная среда как условие успешной социализации студентов (на примере Сибирского федерального университета) // журнал Современное педагогическое образование - 2020 - № 8 - с. 134-140 -

URL: http://spo.expert/upload/iblock/eba/_%D0

%A1%D0%9F%D0%9E_08_2020.pdf (дата обращения 02.12.2020).

15. Чекалин Б.О. Физическая культура и спорт как средство социализации личности подростков: автореф. дис. докт. педагогических наук: 13.00.04 - Белгород, 2017. - 23 с. URL: https:// nauchkor.ru (дата обращения 20.12.2020)

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF ORPHANS: THE CASE OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

Tuktarova R.R., Galiakhmetov R.N.

Siberian Federal University; Branch of Irkutsk State University of Railways

The article analyzes the ways of studying the influence of physical culture and sports on the socialization of orphans. The role of physical culture on the process of personality formation is considered. The author analyzed different researches in the field of successful socialization by means of physical culture and sports. This article is devoted to the analysis of the influence of physical culture and sports as one of the conditions contributing to the socialization of orphans in the context of education in higher educational institutions of Russia, including the Siberian Federal University. The problems of socialization of students in universities and ways of solving these problems are revealed. The role of physical culture and sports as a means of successful socialization of students in the socio-cultural environment has been determined. The article analyzes the socio-cultural environment of the Siberian Federal University in the context. The author writes that the socio-cultural policy of the university is based on the recognition of every orphan student's right to choose a personal path of development through various forms of education and extracurricular activities. In

this context, the sociocultural environment is the basis for the formation of decisions to strengthen the socializing role of the university.

Keywords: socialization, sports, orphans, socio-cultural environment, physical culture, organizational and pedagogical conditions,

Siberian Federal University.

References

1. Aivazova E.S., Selivanov O.I., Pryadchenko V.V. Socialization of students by means of physical culture and sports in the context of education at a university // Problems of Sociology -2018 - № 1 - p. 74-82 URL: //https://cyberleninka.ru (address date 12.01.2021)

2. Galiakhmetov R.N. Socio-philosophical analysis of the conflict / dissertation. Krasnoyarsk, 2010 - URL: //https://www.elibrary. ru/item.asp?id=19240867 (address date 20,10.2020)

3. Evseev Yu.I. Physical education. Rostov-on-Don: Phoenix, 2003-384 p. URL: https://elar.urfu.ru (address date 12/20/2020)

4. Ismiyanov V.V. Social and educational adaptation of orphans in the physical and sports activities of the university / dissertation, 2016. URL: /www.dslib.net (address date 07.10.2018)

5. Lobkov G.R., Musokhranov A. Yu., Borisova M.V. Physical culture as one of the factors of personality socialization // World of Pedagogy and Psychology - 2016 - № 5 - p. 53-81. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/fizicheskaya-kultura-kak-odin-iz-faktorov-sotsializatsii-lichnosti.html (address date 07.12.2020)

6. Matveenko V.I. Features of socialization of students in the process of physical education / V.I. Matveenko, E.A. Shcherbako-va, E.N. Dorofeeva. - Text: direct // Young scientist. - 2019. - No. 20 (258). - p. 79-80 URL: https://moluch.ru/archive/258/58046/ (address date 20.12.2020).

7. Mironova G.L., Antonov S.V., Neverova O.P., Karimov N.M., Tushnolobova N.L., Shinkaryuk L.A. The influence of physical culture means on the socialization of the graduate's personality // World of pedagogy and psychology - 209 - № 2 - p. 7291 URL: http://aon.urgau.ru/uploads/article/pdf (address date 10.12.2020)

8. Pestova T.G. Physical culture as a factor of socialization of the student's personality // author's abstract 2005 URL: //www.dis-sercat.com (address date 07.06.2019)

9. Petrova I.V. The process of socialization of students in the context of the modern system of higher professional education in Russia // dissertation, 2016 URL: //disser.spbu.ru (address date

04.05.2019)

10. Pulov VE The role of physical culture in the socialization of personality // REGIONOLOGY - 2014 - № 4 - p.105-124 URL: https://regionsar.ru/ru/node/1339 (address date 18.11.2020)

11. Rastokin N.A. The importance of physical education in the socialization of the individual // Innovative Science - 2019 - № 5 -p.15-24 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachimost-zanyatiy-fizicheskoy-kultury-v-sotsializatsii-lichnosti (address date 18.11.2020)

12. Rean, A.A. Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice / A.A. Rean, A.R. Kudashev, A.A. Bar-anov. - SPb, publishing house: Prime-Euroznak, 2006. URL: http://portal.iapm.edu.ua/portal/media/books/1f-d5366754d940159f1525e47aaaa992.pdf (address date

12.01.2020)

13. Romm, M.V. Adaptation of personality in society: Theoretical and methodological aspect / M.V. Romm. - Novosibirsk: Science, 2002.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21520881 (address date 18.12.2020)

14. Tuktarova R.R. Sociocultural environment as a condition for successful socialization of students (on the example of the Siberian Federal University) // Journal of Modern Pedagogical Education - 2020 - № 8 - p. 134-140 - URL: http://spo.expert/up-

load/iblock/eba/__%D0%A1%D0%9F%D0%9E_08_2020.pdf

(address date 02.12.2020)

15. Chekalin B.O. Physical culture and sports as a means of socialization of the personality of adolescents: author. dis. doct. pedagogical sciences: 13.00.04 - Belgorod, 2017. - 23 p. URL: https://nauchkor.ru (address date 20.12.2020)

C3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.