Научная статья на тему 'Социокультурная среда как условие успешной социализации студентов (на примере Сибирского федерального университета)'

Социокультурная среда как условие успешной социализации студентов (на примере Сибирского федерального университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ / СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / SOCIALIZATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / STUDENTS / CYBER SOCIALIZATION / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT / SOCIALIZATION ASSESSMENT CRITERIA / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / LEVEL OF SOCIALIZATION / SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туктарова Равиля Расимовна

Данная статья посвящена актуальным проблемам социализации студентов в высших учебных заведениях. Целью исследования является определение критериев, механизмов, факторов успешной социализации студентов в социокультурной среде высших учебных заведениях. В основе статьи проанализированы подходы к изучению социализации личности в философских, педагогических и других науках, рассмотрено понятие социализации в различных аспектах наук. Рассмотрен новый вид социализации через интернет-пространство - киберсоциализация. Проведя анализ исследований, в области критерий успешной социализации, автор предлагает свою систему оценки успешной социализации в социокультурной среде университета. Проведен анализ исследований социализации личности в высших учебных заведениях России, в том числе в Сибирском Федеральном университете. Выявлены проблемы социализации студентов в высших учебных заведениях и пути решения данных проблем. Определены условия успешной социализации личности в социокультурной среде. Проанализирована социокультурная среда Сибирского Федерального университета, которая основывается на признании за каждым студентом права выбора собственного пути развития через альтернативные формы обучения и внеучебной деятельности, где социокультурная среда является основой для формирования решений по усилению социализирующей роли университета, определением критерий социализированности, механизмов, закономерностей, этапов успешности социализации студентов в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туктарова Равиля Расимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY)

This article is devoted to relevant issues of student socialization in higher education institutions. The aim of the study is to determine the criteria, mechanisms and factors of successful socialization of students in the sociocultural environment of higher education institutions. The article analyzes the approaches to study socialization of an individual in philosophy, pedagogy and other sciences. Besides, article examines the concept of socialization itself in various aspects of different sciences. Also, a new type of socialization through the Internet is evaluated - cyber socialization. After analyzation of different studies in the field of successful socialization criteria, the author offers her own system for assessing successful socialization in the sociocultural environment of the university. Moreover, there is the analysis of studies of socialization of an individual in higher education institutions of Russia including the Siberian Federal University. The problems of studentssocialization in higher education institutions and ways to solve these problems are identified in the article. The conditions of successful socialization of an individual in a sociocultural environment are determined. The sociocultural environment of the Siberian Federal University is analyzed, the environment is based on the recognition of the right of each student to choose one’s own growth path through alternative forms of learning and extracurricular activities, where sociocultural environment serves as the basis for making decisions about strengthening the socializing role of the university, determining socialization criteria, mechanisms, patterns, stages of a successful socialization of students in the educational space.

Текст научной работы на тему «Социокультурная среда как условие успешной социализации студентов (на примере Сибирского федерального университета)»

Социокультурная среда как условие успешной социализации студентов (на примере Сибирского федерального университета)

Туктарова Равиля Расимовна,

аспирант, ФГБОУ ВО «Сибирский федеральный университет» E-mail: tuktarova-ravily@mail.ru

Данная статья посвящена актуальным проблемам социализации студентов в высших учебных заведениях. Целью исследования является определение критериев, механизмов, факторов успешной социализации студентов в социокультурной среде высших учебных заведениях.

В основе статьи проанализированы подходы к изучению социализации личности в философских, педагогических и других науках, рассмотрено понятие социализации в различных аспектах наук. Рассмотрен новый вид социализации через интернет-пространство - киберсоциализация. Проведя анализ исследований, в области критерий успешной социализации, автор предлагает свою систему оценки успешной социализации в социокультурной среде университета. Проведен анализ исследований социализации личности в высших учебных заведениях России, в том числе в Сибирском Федеральном университете. Выявлены проблемы социализации студентов в высших учебных заведениях и пути решения данных проблем. Определены условия успешной социализации личности в социокультурной среде.

Проанализирована социокультурная среда Сибирского Федерального университета, которая основывается на признании за каждым студентом права выбора собственного пути развития через альтернативные формы обучения и внеучебной деятельности, где социокультурная среда является основой для формирования решений по усилению социализирующей роли университета, определением критерий социализированности, механизмов, закономерностей, этапов успешности социализации студентов в образовательном пространстве.

Ключевые слова: социализация, высшие учебные заведения, студенты, киберсоциализация, социокультурная среда, критерии оценки социализации, внеучебная деятельность, уровень социализированности, Сибирский федеральный университет.

о с

U

сэ см о см со

Процессы социализации все больше привлекают внимание ученых и практиков философских и социально-педагогических наук. Мы живем в мире, где изменения с не виданной ранее скоростью ежедневно вносят корректировки в окружающую нас реальность. В современном мире все меняется - миграция, смена профессий, глобальная циф-ровизация, развитие технологий, преобразования в экономике и социально-культурной сфере. Все что происходит в мире, влияет на различные сферы жизнедеятельности личности. Что нас ждет впереди, как будет выглядеть экономика через 10-20 лет, с какой скоростью начнут происходить изменения в тех или иных индустриях, как адаптироваться к этим скоростям? Мир меняется, в связи с эти меняются и факторы социализации, проблемы социализации человека приобретают новую актуальность.

Мир меняется, меняется и общество, которому свойственен комплекс общественных значимых черт членов общества как носителей конкретного типа социальности. Ковалева И.А. рассматривая личность через объктно-субъектный подход в обществе, пишет, что личность включает в себя социально-значимые черты сообщества и индивидуальные черты, что на человека оказывает влияние социальная среда, что личность создаёт и меняет социальную среду и самого себя [4 с. 49].

В быстро меняющемся мире стоит вопрос перед высшими образовательными организациями о подготовке специалистов высшего звена, конкурентно способных профессионалов, высоконравственных, активных, социально мобильных, готовых быстро социализироваться в соответствии с потребностями общества, государства.

На сегодняшний день многие ученые успешно работают с проблемой социализации студентов, но вместе с тем, в современной науке слабо разработанным является вопрос и о критериях оценки условий социализации студентов в высших учебных заведениях. Исследование структурных характеристик социализации субъектов представляет большой интерес, поскольку дает возможность определить механизмы и закономерности, уровни социализации студентов.

Целью исследования является определение критериев, механизмов, факторов успешной социализации студентов в высших учебных заведениях.

Существует много вариантов определения социализации И.С. Кон, У. Бронфенбреннер, А.В. Мудрик, П.Д. Павленок, Э. Дюркгейм, Т. Пар-сонс, Дж.Г. Мид, Ч.Х. Кули и др., - все они рас-

сматривают социализацию как процесс, процесс вхождения в социальную среду, в которой личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, на основании которых формируются социально важные черты личности.

Понятие «социализация» берет свое начало в политэкономии, а применительно к развитию человека стало применяться в XIX веке благодаря Ф.Г. Гиддингсу, американский социолог, его работе «Теория социализации», 1887 год, он социализацию представляет как «развитие социальной природы или характера индивида, подготовку человеческого материала к социальной жизни» [10]. На рубеже XIX-XX вв., представления о становлении личности индивида в процессе взаимодействия с социумом рассмотрены З. Фрейдом, Ж. Пиаже, Э. Дюркгеймом и другими авторами.

Э. Дюркгейм, французский социолог, отмечал, что любое общество формирует человека в соответствии с имеющимися у него универсальными идеалами - нравственными, интеллектуальными, физическими [10].

Рассматривая человека как объект социализации, американский социолог Т. Парсонс, считал, что социализация направлена на формирование у личности «новичков», входящие в сообщество, чувства лояльности и преданности по отношению к социальной системе. [11].

Дж.Г. Мид обратил внимание на то, что человек являясь как объектом, так и субъектом социализации, становится полноценным членом общества, осваивает социальные нормы, культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией. Развивая объектно-субъектный подход, У.М. Уэнтворт, американский ученый, рассматривал социализацию как интеракцию, в процессе которой личность и общество «взаимопроникают», определил, что индивид в процессе социализации становится в обществе полноценным участником [11].

А.В. Мудрик, опираясь на субъект-субъектный подход, рассматривал социализацию как вхождение человека в общество в процессе развития во взаимодействии с окружающими его миром [6 с. 13].

К середине XX века социализация выделилась в междисциплинарную область исследования. На сегодняшний день проблемы социализации изучаются философией, педагогикой, психологией, социологией, историей и этнографией, и другими науками.

В философии проблемы социализации личности, рассматривались М. Вебером, Ф. Гиддинсом, Э. Дюркгеймом, З. Фрейдом, П. Бергером, Т. Лук-маном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, П. Сорокиным, Э. Фроммом, Ю. Хабермасом, П. Штомпки, Э. Эриксоном, В.М. Бехтеревым, и другими учеными.

Современные российские ученые A.A. Алексеев, Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, Н.П. Бехтерев, В.А. Богданов, Л.И. Божович, И.А. Донцов, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский и дру-

гие рассматривали социализацию личности через психологический аспект.

Социализация через исследования когнитивных процессов, коммуникативных качеств, защитных механизмов и т.д. на разных этапах жизненного цикла человек была рассмотрена Л.С. Выготским, В.П. Зинченко, В.В. Давыдовым, А. Парком, Дж. Кольмана, Б. Скиннером, У. Бронфенбрен-нером, Г. Тардом, А.С. Макаренко, К.Д. Ушин-ским, А.В Мудриком., И.С. Коном, О.С. Газманом, К. Роджерс; У.М. Уэнтворт, Дж. Мидом, Ч. Кули, Г. Блумером и другие.

В своих трудах Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, М. Ве-бер, О. Конт, Г. Спенсер и другие ученые исследовали процессы социализации в макросистеме общества, их отношение с общественной структурой, системой социальных отношений и институтами социализации.

Историческое изучение процессов социализации в разных обществах и культурах рассмотрены Е.П. Белинской, В.А. Тихомандрицкой, С.И. Розу-мом, М.В. Ромма и другими.

Мудрик В.А. отмечал, что исследование проблем социализации в междисциплинарной области полезно и необходимо всем специалистам, которые исследуют социальные процессы формирования личности на протяжении всего жизненного цикла, что оно имеет особое значение в педагогике, и которая представлена лишь в монографии И.С. Кона «Ребенок и общество», 1988. [6 с. 15].

И.С. Кон рассматривал социализацию через процесс усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность. Этот процесс не рассматривает непосредственное взаимодействие индивидов. Любой индивид занимает большое количество позиций, которые взаимосвязаны, различаются по значению, определенности и другим признакам. Он отмечал, что каждый индивид осваивает свою индивидуальную социальную роль как функцию, свой образ поведения. [5].

С.И. Розума предложил рассматривать процесс социализация как развитие индивида в качестве социального существа, на которого влияют совокупность социальных факторов, социальная среда, которая включает в себя воспитание, обучение, подготовку к социальным отношениям, овладение нормами, ценностями, культурой общества, в которой он социализируется. [13 стр.19].

Тугуз Ф.К. рассматривая исследование процесса социализации в междисциплинарном подходе пишет, что данный подход выделяет и разделяет содержательную (личностное достояние и образование) и функциональное (социально-психологические механизмы) направления, которые взаи-мосвязаны.[12].

С каждым годом внимание ученых к исследованию сущности социализации личности возрастает. О.С. Газман представил идею воспитания через актуализацию целей и задач, З.А. Малько-ва, Л.И. Новикова исследовали развитие и воспитание личности в различных сферах микросреды;

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

В.Г. Бочарова предложила рассматривать социализацию через актуализацию социального воспитания учащихся, Розум С.И. рассматривал развитие личности в условиях социального окружения.

Нельзя не отметить, что в век высоких цифровых технологий в жизни современного человека немаловажную роль играют компьютер, различные гаджеты; общение в социальных сетях, чатах и других интернет-ресурсах стало нормой современного человека.

Глобализация цифровизации позволяет сокращать разрывы между уровнями социально-экономического роста разных стран, давая возможность осуществлять обмен знаниями и опытом, активизируя диалог между культурами [8 с. 5]. И все это ведет к новой форме социализации - киберсоциализация. Изучением проблемы киберсоциализа-ции занимается В.А. Плешаков. В 2005 г. им было сформулировано и введено новое понятие «киберсоциализация» как особый вид социализации. Он рассматривал процесс социализации в киберпро-странстве через качественные изменения структуры самосознания и потребностно-мотивационные сферы личности, которые происходят под влиянием цифровизации [8 с. 11].

В.А. Плешаков представил модель киберсо-циализации личности как объекта и объекта, где киберпространство влияет на жизнедеятельность и удовлетворение личностных потребностей, как жертвы негативных последствий и неблагоприятных условий киберсоциализации.[8 с. 17].

Он указывает на важность киберсоциализации личности, что в киберпространстве личность имеет доступность, свободу самовыражения, высказывание своих взглядов и позиций, нахождение единомышленников и т.д.

Рассматривая различные исследования социализации учеными, хочется обратить внимание на то, что все они определяют социализацию личности как процесс по освоению норм общества, ценностей и т.д. В результатах исследования социализации российские ученые пришли к выводу, что в успехе социализации играет большую роль сформированность ценностных ориентаций и установок.

Возникает вопрос, как оценить результат успешной социализации и какие критерии необходимы, для определения уровня социализиро-ванности студентов. На сегодняшний день с определением критериев успешной социализации нет единого мнения, как среди российских, так и зарубежных ученых.

Проанализировав работы зарубежных ученых А.С. Волович, предложила общий вариант определения социализированности - сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.

5 С.Н. Макарова проанализировала основные о подходы по оценке результатов социализации личности отечественных и зарубежных ученых и пред° ложила свой подход к оценке социализированного сти через освоение профессиональных норм, цен-

ностей, трансформацию их в личные, сформиро-ванности установок и претворение в жизнь определенных ролей, выработки моделей возможного поведения в профессиональной сфере, сформи-рованности свойств социально-профессиональной мобильности, конкурентоспособности и профессиональной компетентности, стремление к самообразованию и самосовершенствованию, активное участие в процессе социализации.

Критерии успешности социализации молодых специалистов Хизбуллина Р.Р. рассматривала через мотивацию профессиональной деятельности, наличие и развитие профессиональных качеств, формирование профессиональной компетентности и мышления [15].

Проанализировав исследования в области определения критерий успешной социализации, автор предлагает свою систему оценки успешной социализации в социокультурной среде университета:

1) самоопределение (представление образа желаемого будущего; владение средствами, особенностями своих личных качеств и своего места в профессиональных отношениях, освоение профессиональных ролей, понимание ценности избранной профессии);

2) продолжение обучения на следующей ступени высшего образования (наличие устойчивой внутренней мотивации по освоению новых видов деятельности, углубление специализацию по выбранному направлению, продолжение научно-исследовательской деятельности);

3) повышение успеваемости или хорошая успеваемость (проявление своих способностей и качеств, стремление к приобретению новых знаний);

4) самореализация (насколько студент состоялся, как личность, насколько проявляет свои способности и качества, насколько он сам себя оценивает, как успешного; стремится к достижению духовной, физической и социальной гармонии, как управляет собой в изменяющихся социальных условиях);

5) достижения значимых на уровне университета в любой области деятельности (учебной и внеучебной) - (развитие социальной личной активности; сформированности самостоятельности, реализация личностных потенций, задатков, способностей).

Как видно из выше сказанного, проблема социализации остается актуальной, и ее изучение продолжается с учетом вызовов времени и современных реалий. В данном контексте важность социализация студентов в высших учебных заведениях была и остается важнейшей проблемой процесса становления личности. Этой проблеме в настоящее время уделяется много внимания, проводятся исследования, которые подтверждают важность социализации личности в социокультурном пространстве вуза и пути решения возникающих проблем социализации.

В последние годы активно исследуются характеристики требований и условий, средства и ме-

тоды социализации личности, связанных с социокультурной средой образовательных учреждений.

Проблема социализации в высших учебных заведениях на сегодняшний день остается актуальной, данную проблему изучали А.И. Ковалева, И.В. Петрова, А.С Гурьянов, М.И. Катили-на, С.В. Баширова, Ф.К. Тугуз и другие ученые и практики.

Проблемы социализации студентов в университете, как института социализации, особенности социализационных траекторий студентов, значимые для них личностные качества и их оценки учебно-воспитательного процесса, исследовались А.И. Ковалевой. Она определила, что «социализация личности студента напрямую связана с индивидуальной культурой преподавателя, его поведением в профессиональной ситуации, качеством учебной работы преподавателя со студентами, а также его постоянным профессиональным и научным ростом и его включенностью в профессиональную сферу, образовательное и научное сообщество» [4].

И.В. Петрова в своем исследовании раскрыла саморегуляционные механизмы социализации студентов в образовании, определила особенности институционального социализационного пространства [9].

С.В. Баширова в ходе исследования выделила факторы, определяющие успешность процесса социализации студентов через педагогические основы (совокупность принципов, направления, механизмы) и организационно-педагогические условия для успешной социализации студентов в соответствии с требованиями государства и общества [2].

Ф.К. Тугуз рассматривала социализацию личности через культурно-образовательное пространство классического университета, непрерывность процесса социализации, способствующего развитию личности в культурно-образовательном пространстве с учетом способностей и направленности личности. [14].

Сущность процесса социализации личности студентов средствами физической культуры рассматривали Т.Г. Пестова, В.В. Исмиянов, В.В. Ста-новов и другие специалисты.

Так, например, В.В. Исмиянов рассматривал социализацию студентов-сирот средствами физической культуры. Он разработал и апробировал концепцию социально-образовательной адаптации студентов-сирот в физкультурно-спортивной деятельности вуза, которая, предполагает единое воспитательное пространство через физкультурную и спортивную деятельность[3].

Для успешной социализации студентов важно создание организационно-педагогических условий в социокультурной среде. По мнению С.Н. Павлова, совокупность возможностей обучения и воспитания, организационных форм и материальных возможностей, взаимодействия субъектов педагогического процесса все это есть организационно-педагогические условия [9].

Социокультурная среда в вузе рассматривается как пространство для социализации личности

студента, для ее развития и саморазвития, самоопределения и профессионального становления во взаимодействии с другими людьми, культурными ценностями. Это сложная структура организационных, материально-технических и нравственных условий, в которых осуществляется социализация личности студента.

Формирование личностных качеств у студента в университете осуществляется через деятель-ностный подход. В связи с этим, социализирующая роль вуза ориентируется на будущий социальный статус, личностный интерес студента, профессию и адаптацию к среде университета. Р.Р. Хизбул-лина в своей статье «Обучение в вузе как процесс социализации: методологический аспект», отмечает, что на социализацию студента влияют как внешние (престижность вуза, социально-психологический климат, преподавательский состав и т.д.), так и внутренние условия (мотивация, повышение уровня профессиональных компетенций и компетентностей). [15].

Рассматривая разные аспекты и историю исследования проблем социализации студентов в вузе, хочется отметить, что все исследования направлены на поиск условий, методов, механизмов, направлений, подходов, критерий социализиро-ванности для успешной социализации студентов.

Важно отметить, что проблема социализации студентов в воспитательно-образовательном процессе приобрела сегодня исключительную значимость. Успешная социализация - одно из важнейших условий в деле сохранения духовно-ценностных ориентиров нации, формирования институтов гражданского общества, укрепления государственности, а также пути профессионального становления студентов, их включенности в решение проблем общества. Практика последних двух десятилетий показала, насколько возросла нагрузка на образовательные учреждения всех уровней при создании условий социализации, которые позволяют в полной мере восполнять появившиеся многочисленные провалы и просчеты, ведущие к появлению больших ареалов недостаточной социализации студентов.

Сибирский федеральный университет входит в десятку лучших университетов России. Ведущий вуз Сибирского федерального округа.

Миссия Сибирского федерального университета направлена на создание образовательной, научно-исследовательской и инновационной культуры, продвижению новых знаний и технологий, подготовка конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда в России и за рубежом, соответствующих современным интеллектуальным требованиям и отвечающих мировым стандартам.

Деятельность университета направлена на сохранение этнокультурной идентичности и культурного наследия коренных малочисленных народов Сибири; становлению университета как опорного элемента образовательной, научной и социальной региональной инфраструктуры; обеспечению един-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ства культурного пространства и доступности культурных ценностей для широких слоев населения.

В университет ежегодно поступает около 7 тысяч абитуриентов, из них поступивших на очную форму из городов края и сельской местности Красноярского края, других регионов, зарубежья 74.5% (статистические данные СФУ - 2018 г.). В связи с эти перед университетом встает одна из первоочередных задач - содействие успешной социализации студентов, т.е. включение их в социокультурную среду университета.

Для решения поставленной задачи Сибирским федеральным университетом создаются организационно-педагогические условия социализации студентов в социокультурной среде для реализации их интеллектуального и творческого потенциала, занятий спортом, отдыха, в том числе в спортивно-оздоровительных студенческих лагерях, на базах отдыха и в гостевых домах, созданных на базе университета.

Университет предлагает свободу выбора занятий как в учебной, научно-технической, так и спортивной и творческой деятельности. С первых дней обучения студентов-первокурсников их знакомят и вовлекают в разные виды деятельности, начиная с погружения их в общественно-значимые и культурно-массовые мероприятия, знакомя с историей, достижениями и традициями университета: «День знаний», «День первокурсника», Шоу-конкурс первокурсников «Прошу слова», Фестиваль здоровья «Объединяя поколения», Конкурс проектных инициатив, Военно-патриотическая игра «Я - Патриот!», игра «Что, где, когда?» в рамках Кубка первокурсника и многое другое.

Наличие молодежных центров, охватывающих все сферы молодежной политики (творчество, ЗОЖ, молодежная наука, гражданское патриотическое воспитание, социальное проектирование, волонтерство и другие), которые транслируют корпоративные ценности и инфраструктура, создают условия для формирования активной гражданской позиции студентов.

Разнообразие спортивных клубов, творческих кружков, научно-технических лабораторий способствуют раскрытию потенциала студента, дальнейшего его развития и самореализации.

Развитие инфраструктуры и разнообразие спортивных клубов по видам спорта позволяет создать для студентов Сибирского федерального университета условия для улучшения их социального, физического, психологического здоровья, умения позитивно относиться к самому себе и к окружающим, понимать жизненные цели и ценности, принимать социальные нормы в обществе, что позволяет легко войти в социокультурную среду университета, справляться с учебной нагрузкой, успешно освоить будущую профессию, быть 5 готовым к трудовой деятельности и социализации § в обществе и в дальнейшем реализовать себя как

конкурентно способного специалиста. ° Социальная поддержка студентов за отличные ав успехи в учебной, научной, спортивной, творче-

ской, социальной и других видах деятельности виде повышенной стипендии, на основании рейтинговой системы университета для всех студентов, что дополнительно стимулирует студентов к активному участию в учебной и внеучебной деятельности и повышению успеваемости, как один из механизмов социализации.

Социокультурная среда университета построена так, чтобы каждый студент мог выбрать деятельность в соответствии с особенностями своего потенциала и уровня развития. Все это способствует развитию коммуникативных навыков, самоопределению, самореализации, продвижению собственных взглядов, объективного восприятия отличных от собственных суждений, формированию жизненных ценностей.

Из выше сказанного, можно сказать, что успешность социализации студентов во многом зависит от создания социокультурной среды, которая основывается на признании за каждым студентом права выбора собственного пути развития через альтернативные формы обучения (курсы, стажировки, семинары, конференции и т.д.) и внеучебной деятельности (научной, творческой, технической, социальной, спортивной и др.), где социокультурная среда направлена на усиление социализирующей роли университета, определение критерий социализированности, механизмов, закономерностей, этапов успешности социализации студентов в образовательном пространстве.

Литература

1. Баширова С.В. Социализация студентов в учреждении высшего профессионального образования // автореферат, 2007. URL: //www. dissercat.com (дата обращения 2.05.2019) [Bashirova S.V. Socialization of students in the institution of higher professional education / author's abstract, 2007. URL: //www.dissercat. com (address date 2.05.2019)]

2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка/ учебное пособие для студентов высших учебных заведений // СПб.: Речь, 2004 г.-272 с. [Golovanova N.F. Socialization and child education / educational manual for university students // St. Petersburg: Speech, 2004.- 272 s.]

3. Исмиянов В.В. Социально-образовательная адаптация студентов-сирот в физкуль-турно-спортивной деятельности вуза // диссертация, 2016. URL: //www.dslib.net (дата обращения 07.10.2018) [Ismiyanov V.V. Social and educational adaptation of orphans in the physical and sports activities of the university / dissertation, 2016. URL: /www.dslib.net (address date 07.10.2018)]

4. Ковалева И.А. Проблемы социализации личности студента в вузе// Знание, понимание, умение. 2017 № 3. URL: //cyberleninka.ru (дата обращения 18.01.2020) [Kovaleva I.A. Problems of socialization of the student's personality in the university / Knowledge, understanding, skill.

2017 No 3. URL: (cyberleninka.ru (reference date 18.01.2020)]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кон С.И. Социология личности // Москва, 1967 [Con S.I. Personality Sociology / Moscow, 1967]

6. Мудрик А.В. Социализация личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // М., 2011 [Mudrik A.V. Personal Socialization: Studies. allowance for students. It's a long time. I'm studying. Institutions / M., 2011]

7. Макарова С.Н. Успешная профессиональная социализация: основные подходы к исследованию// Известия РГПУ ИМ. А.И. Герцена, 2008 с. 152-156 URL: //http /cyberleninka.ru (дата обращения 18.01.2020) [Makarova S.N. Successful professional socialization: the main approaches to research / Izvestia of the RGPU IM. A.I. Herzen, 2008 p.152-156 URL: //http://cyberleninka.ru (address date 18.01.2020)]

8. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от HomoSapiens^ до HomoCyberus^ // Москва, 2012 [Pleshakov V.A. Cybersocialization of Man: from HomoSapiens to HomoCyberus / Moscow, 2012]

9. Петрова И.В. Процесс социализации студентов в условиях современной системы высшего профессионального образования России // диссертация, 2016 URL: //disser.spbu.ru (дата обращения 04.05.2019) [Petrova I.V. Process of socialization of students in the modern system of higher vocational education of Russia / thesis, 2016 URL: /disser.spbu.ru (date of circulation 04.05.2019)]

10. Пестова Т.Г. Физическая культура как фактор социализации личности студента // автореферат 2005/ URL: //www.dissercat.com (дата обращения 07.06.2019) [Pestova T.G. Physical culture as a factor of socialization of the student's personality // author's abstract 2005/ URL: //www. dissercat.com (reference date 07.06.2019)]

11. Педагогическая энциклопедия // URL: // www.otrok.ru (дата обращения 15.04.2019) [Pedagogic Encyclopedia // URL: //www.otrok.ru (date of treatment 15.04.2019)]

12. Психология от А до Я // URL: //psyznaiyka. net (дата обращения 15.04.2019) [Psychology from A to I // URL: //psyznaiyka.net (address date 15.04.2019)]

13. Розум С.И. Психология, социология и социальная адаптация человека./ - СПб.: Речь, 2006.- 365 с. [Rosum S.I. Psychology, Sociology and Social Adaptation of man./ - St. Petersburg: Speech, 2006.- 365 s.]

14. Тугуз Ф.К. Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России //автореферат 2015 URL: //cheloveknauka.com (дата обращения 05.05.2019) [Tuguz F.K. Socialization of personality in the cultural and educational space of the modern classical university in Russia /author's 2015 URL: /cheloveknauka.com (reference date 05.05.2019)]

15. Хизбуллина Р.Р. Обучение в вузе как процесс социализации: методологический аспект // Молодой ученый. 2014 № 5 с. 445-447// URL: //moluch.ru (дата обращения 19.09.2019) [Hizbullina R.R. University training as a process of socialization: methodological aspect / Young scientist. 2014 No 5 p. 445-447/ URL: /moluch.ru (address date 19.09.2019)]

socio-cultural environment as a condition for successful socialization of students (on the example of the Siberian federal university)

Tuktarova R.R.

Siberian Federal University

This article is devoted to relevant issues of student socialization in higher education institutions. The aim of the study is to determine the criteria, mechanisms and factors of successful socialization of students in the sociocultural environment of higher education institutions.

The article analyzes the approaches to study socialization of an individual in philosophy, pedagogy and other sciences. Besides, article examines the concept of socialization itself in various aspects of different sciences. Also, a new type of socialization through the Internet is evaluated - cyber socialization. After analyzation of different studies in the field of successful socialization criteria, the author offers her own system for assessing successful socialization in the sociocultural environment of the university.

Moreover, there is the analysis of studies of socialization of an individual in higher education institutions of Russia including the Siberian Federal University. The problems of students' socialization in higher education institutions and ways to solve these problems are identified in the article. The conditions of successful socialization of an individual in a sociocultural environment are determined. The sociocultural environment of the Siberian Federal University is analyzed, the environment is based on the recognition of the right of each student to choose one's own growth path through alternative forms of learning and extracurricular activities, where sociocultural environment serves as the basis for making decisions about strengthening the socializing role of the university, determining socialization criteria, mechanisms, patterns, stages of a successful socialization of students in the educational space.

Keywords: socialization, higher education institutions, students, cyber socialization, sociocultural environment, socialization assessment criteria, extracurricular activities, level of socialization, Siberian Federal University.

References

1. Bashirova S.V. Socialization of students in the institution of higher professional education / author's abstract, 2007. URL: // www.dissercat.com (address date 2.05.2019)

2. Golovanova N.F. Socialization and child education / educational manual for university students // St. Petersburg: Speech, 2004.272 s.

3. Ismiyanov V.V. Social and educational adaptation of orphans in the physical and sports activities of the university / dissertation, 2016. URL: /www.dslib.net (address date 07.10.2018)

4. Kovaleva I.A. Problems of socialization of the student's personality in the university / Knowledge, understanding, skill. 2017 No 3. URL: (cyberleninka.ru (reference date 18.01.2020)

5. [Con S.I. Personality Sociology / Moscow, 1967

6. Mudrik A.V. Personal Socialization: Studies. allowance for students. It's a long time. I'm studying. Institutions / M., 2011

7. Makarova S.N. Successful professional socialization: the main approaches to research / Izvestia of the RGPU IM. A.I. Herzen, 2008 p.152-156 URL: //http://cyberleninka.ru (address date 18.01.2020)

8. Pleshakov V.A. Cybersocialization of Man: from HomoSapiens to HomoCyberus / Moscow, 2012

9. Petrova I.V. Process of socialization of students in the modern system of higher vocational education of Russia / thesis, 2016 URL: /disser.spbu.ru (date of circulation 04.05.2019)

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

10. Pestova T.G. Physical culture as a factor of socialization of the student's personality // author's abstract 2005/ URL: //www.dis-sercat.com (reference date 07.06.2019)

11. Pedagogic Encyclopedia // URL: //www.otrok.ru (date of treatment 15.04.2019)

12. Psychology from A to I // URL: //psyznaiyka.net (address date 15.04.2019)

13. Rosum S.I. Psychology, Sociology and Social Adaptation of man./ - St. Petersburg: Speech, 2006.- 365 s.

14. Tuguz F.K. Socialization of personality in the cultural and educational space of the modern classical university in Russia /author's 2015 URL: /cheloveknauka.com (reference date 05.05.2019)

15. Hizbullina R.R. University training as a process of socialization: methodological aspect / Young scientist. 2014 No 5 p. 445-447/ URL: /moluch.ru (address date 19.09.2019)

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.