Научная статья на тему 'Профессиональная идентичность и ее роль в социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе'

Профессиональная идентичность и ее роль в социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL IDENTITY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / CLASSICAL UNIVERSITY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуськов Игорь Александрович, Волкова Анфиса Алексеевна, Тугуз Фатима Казбековна

В статье рассматривается актуальная научная проблема профессиональная идентичность и ее роль в социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе. На основе исследования выявляется роль профессиональной идентичности в социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуськов Игорь Александрович, Волкова Анфиса Алексеевна, Тугуз Фатима Казбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional identity and its role in the socialization of the individual in the educational space of classical university in the Russian society

The article considers the actual scientific problem professional identity and its role in the socialization of the individual in the educational space of classical university in the Russian society. The role of professional identity in the socialization of the individual in the educational space of classical university in the Russian society is determined on the base of study.

Текст научной работы на тему «Профессиональная идентичность и ее роль в социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе»

И.А. Гуськов

Доктор социологических наук, профессор Института по переподготовке и повышению квалификации

Южного федерального университета*

А.А. Волкова

Кандидат педагогических наук, доцент Южного федерального университета**

Ф.К. Тугуз

Кандидат физико-математических наук, доцент Адыгейского государственного университета

Профессиональная идентичность и ее роль в социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе

Проблема профессиональной идентичности является одной из самых многогранных социально-философских проблем в современном научном мире, поскольку профессия выступает одной из основных сфер социальной жизни, в которых личность имеет возможность не только обозначить, но и реализовать свой потенциал. Соответственно, в современных условиях профессиональная идентичность выступает как наиболее востребованная по сравнению с иными видами социальной идентичности.

Таким образом, актуальность проведения социально-философского анализа профессиональной идентичности и ее роли в социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе не вызывает сомнений, поскольку именно в период студенчества происходит формирование базиса профессиональной идентичности. То есть процесс становления профессиональной идентичности детерминирован через включение личности в профессиональное сообщество уже на этапе ее вузовской подготовки.

Логика анализа профессиональной идентичности и ее роли в социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе предполагает в

* Гуськов Игорь Александрович, e-mail: dmitrieva@donland.ru

** Волкова Анфиса Алексеевна, e-mail: ippk2004@yandex.ru

*** Тугуз Фатима Казбековна, e-mail: fattuguz@mail.ru

первую очередь социально-философский анализ самой категории «профессиональная идентичность».

Категория «профессиональная идентичность», включая в себя в содержательном плане такие составляющие, как профессия, профессионализм, идентичность, представляет собой сформированное на уровне сознания личности осознание ею своей принадлежности к социальной профессиональной группе. При этом осознание принадлежности к профессиональной группе в современном мире имеет даже большее значение, чем в иные времена. Это объясняется тем, по мысли Л.Б. Шнейдер1, что современный мир меняется быстрее, чем сознание личности, поэтому личность, не успевая «вписаться» в социальный мир, особо остро нуждается в неких точках опоры вовне, а, мало ценя себя, как грустно констатирует Э. Шостром2, «старается прикинуться ценной» через ассоциацию себя с социально значимыми группами, к которым относится, по нашему мнению, и профессиональная группа. То есть переживание идентичности позволяет в условиях социального выживания хотя бы частично преодолеть «заброшенность» в этом

о

мире3 и достичь согласия с собой и миром. Переживание же идентичности профессиональной, возникающее уже на стадии формирования специалиста в процессе социализации в образовательном пространстве классического университета, а затем в процессе интеграции в профессиональную сферу и ее освоения, позволяет личности реализовать жизненную и профессиональную идеологию. Столь важная роль профессиональной идентичности обусловлена тем, что, выступая одним из составных элементов идентичности вообще, она представляет собой сложный психический феномен, включающий такие уровни сознания, как коллективный, индивидуальный, онтогенетический, социогенетический. То есть если человек приобретает собственно человеческое через осознание своей идентичности, то осознание идентичности профессиональной выступает одной из составляющей в созидании человека как личности. Кроме того, профессиональную идентичность можно трактовать и в качестве некоего индикатора самоидентичности и личностного роста.

Таким образом, профессиональная идентичность предстает как мощный фактор социализации личности, особенно в образовательном пространстве, поскольку ее формирование в процессе обучения и социализации в классическом университете

1

Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность (Структура, генезис и условия становления): дис. ... д-ра психол. Наук. М., 2001. 327 с.

2 Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии / пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. СПб., 2002. 624 с.

3 Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. 336 с.

позволяет не только сформировать, но и дать направление реализации жизненной и профессиональной идеологии личности.

Формирование профессиональной идентичности в процессе социализации личности в образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе имеет особое значение, что объясняется специфическим состоянием, в котором находится современное российское общество в течение последних двадцати лет. Специфика эта заключается в том, что в обозначенный период российское общество подвергалось череде значительных и часто противоречащих друг другу преобразований во всех сферах. При этом многие из них отличались несогласованностью с российской ментальностью. В частности, это касается внедрения западных моделей в экономике, культуре, системе образования. В совокупности это вызвало трансформацию как институциональной, так и внеинституциональной сфер. При этом изменения в первой сфере, спровоцировав изменения во второй, коснулись прежде всего системы ценностных императивов: исконно российские (самосовершенствование, приоритет духовного над материальным, служение Отечеству) активно пытаются заменить на западные (индивидуализм, социальный дарвинизм, рациональность, культ наживы). Однако, как пишет Д.Н. Бухаров4, личность обладает способностью к самодетерминации, что дает ей возможность противодействовать негативному влиянию институциональной и внеинституциональной общественных сфер. Это происходит, в частности, благодаря наличию собственных глубинных сущностных потребностей и жизненных установок, интегрированных в идентичность, которая наряду с прочими составными элементами (этическая идентичность, эстетическая идентичность, интеллектуальная идентичность, национальная идентичность) включает, без сомнения, в себя и идентичность профессиональную. В данном контексте профессиональная идентичность предстает как значимая социокультурная ценность, оказывающая формирующее значение в процессе саморазвития, самопознания и становления личности как профессионала.

Таким образом, социально-философский анализ профессиональной идентичности и ее роли в социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе предполагает исследование двух составляющих: а) усвоение в процессе обучения профессиональных навыков; б) формирование гордости от сознания причастности к данному профессиональному сообществу, что близко к духу корпоративизма, но не тождественно ему, поскольку корпоративизм предполагает принадлежность к конкретной компании, в то время как

4 Бухаров Д.Н. Человеческая идентичность как результат восприятия социокультурной ценности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2013.

профессиональная идентичность, выступая по отношению к корпорации как общее к частному, вбирает ее в себя.

То есть профессиональная идентичность в процессе социализации личности в образовательном пространстве классического университета помогает осуществлению прагматической функции образования (усвоение в процессе обучения профессиональных навыков) и идеалистическо-мировоззренческой (формирование своего образа как профессионала и гордости от сознания причастности к данному профессиональному сообществу). При этом обе выделенные функции взаимосвязаны, поскольку при овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками у личности формируется позитивный я-образ себя как профессионала, а таковой в свою очередь инициирует более активное и качественное овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками.

Профессиональная идентичность в процессе социализации личности в образовательном пространстве классического университета способствует осуществлению прагматической функции образования через удовлетворение потребностей общества на четырех уровнях: социальном, политическом, корпоративном, личностном. На социальном уровне прагматизм проявляется в удовлетворении потребностей общества в квалифицированных специалистах определенного профиля. На политическом уровне квалифицированные профессионалы способствуют повышению рейтинга страны на политической арене. Например, в советское время США активно инвестировали в свою систему образования в период с 1945 по 1980 г. только потому, что на политической арене того времени был такой мощный игрок, как Советский Союз. На уровне корпоративном классический университет как корпорация ожидает, что его выпускники будут прославлять его своими деяниями, преумножая его славу и тем самым способствуя увеличению притока новых студентов. На личностном уровне студент ожидает, что потраченное им время (и иногда и деньги) в процессе обучения выступит в роли надежных инвестиций и впоследствии принесет дивиденды в виде социального статуса и материального дохода, что, исходя из концепции Вебера, позволит занять соответствующее положение в социальной иерархии.

Реализация прагматической функции в процессе социализации личности в образовательном пространстве классического университета тесно связана с понятием качества образования. При этом, несмотря на то, что качество образования по стандарту ИСО (Международной организации по стандартизации) определяется как ряд черт объекта, характеризующих его способность удовлетворять как установленные, так и предполагаемые потребности, при применении данного определения к собственно образованию возникает ряд затруднений.

Как логично указывает И.А. Бессонова5, при конкретизации понятия «качество образования» возникают затруднения, которые вызваны различиями в концепциях высшего образования и ценностями общества. Так, если следовать западной модели и западным ценностям, где цель образования заключается в подготовке высококвалифицированной рабочей силы, тогда качество образования будет оцениваться на основе анализа результатов конечного продукта - востребованности выпускников на рынке труда и их профессиональных достижений. Если же исходить из российской модели и исходных российских ценностей, где основная цель образования всегда квалифицировалась как интеллектуальное и нравственное развитие личности и инициирование или их самосовершенствование, то в статусе оценки качества образования оказываются способы, при помощи которых классический университет это обеспечил.

Профессиональная идентичность в процессе социализации личности в образовательном пространстве классического университета способствует осуществлению идеалистическо-мировоззренческой функции. Прежде всего, это обусловлено тем, что именно нравственная система личности в совокупности с идеальным образом профессионала обеспечивает оптимальное, ориентированное на служение обществу, а не на личный успех, функционирование специалиста. Как отмечает С.А. Константинов6, одним из важных критериев достижения высшего профессионализма служит личная гармония, в том числе проистекающая из самоощущения личностью нахождения «своего места в жизни». Дело в том, продолжает автор, что, выбирая профессию, личность всегда выбирает один из множества возможных вариантов своего жизненного пути. И здесь важно не ошибиться, выбрав профессию, комплиментарную со своей личностью, так как только в этом случае возможно обрести жизненную и профессиональную гармонию. Если же этого не происходит, то личность постигает жизненная деструкция, потеря смысла жизни. В данном контексте приобретение профессиональной идентичности оказывает формирующее значение на мировоззрение личности, поскольку позволяет существенно продвинуться в поиске или даже найти ответы на такие глобальные, экзистенционально значимые вопросы человеческого бытия, как «В чем смысл моей жизни?» и «Зачем я пришел в этот мир?»

5 Бессонова И.А. Проблемы качества профессионального образования // Проблемы и перспективы развития человеческих ресурсов: сб. науч. тр. URL: http://www.dissers.ru/1/14409-2-problemi-perspektivi-razvitiya-chelovecheskih-resursov-sbomik-nauchnih-trudov-nauchno-prakticheskie-юрг^р (дата обращения: 01.01.2014).

6 Константинов С.А. Основания выбора жизненного пути и профессии // Проблемы и перспективы развития человеческих ресурсов: сб. науч. тр. URL: http://www.dissers.ru/1/14409-2-problemi-perspektivi-razvitiya-chelovecheskih-resursov-sbomik-nauchnih-trudov-nauchno-prakticheskie-юрг^р (дата обращения: 01.01.2014).

То есть профессиональная идентичность в процессе социализации личности в образовательном пространстве классического университета способствует осуществлению идеалистическо-мировоззренческой функции через формирование субъективных и интерсубъективных смысложизненных концептов, связанных и/или реализуемых посредством приобщения к профессии через овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, а также через развитие нравственных качеств и способностей, позволяющих достигать профессионализма в избранной профессии. Кроме того, идеалистическо-мировоззренческая функция реализуется при формировании профессиональной идентичности в процессе социализации личности в образовательном пространстве классического университета через создание компенсаторных механизмов: неудовлетворенность одной из иных сфер жизни (личная, семейная, хобби) личность компенсирует реализацией себя в профессиональном сфере. Исходя из данных, представленных в статье Е.А. Алоновой, Е.Л. Наумовой, В.П. Хомутова7, профессиональная идентичность за время учебы проходит через четыре кризисных периода: 1) кризис ожиданий (1-й курс); 2) кризис самоопределения (3-й курс); 3) кризис планирования карьеры (4-й и 5-й курсы); 4) кризис профессиональной адаптации (послевузовский период). При этом четвертый кризисный период включает в себя как адаптацию в избранной профессиональной сфере, так и переквалификацию, являющуюся следствием отказа от ранее избранной профессии8.

Отказ от ранее избранной профессии может происходить по двум причинам: либо выпускник не смог найти работу, соответствующую специальности, либо процесс адаптации в профессиональной сфере был неуспешен. Из этого следует, что классический университет должен обращать внимание на данное обстоятельство и осуществлять посредством специальных служб (подразделений, специалистов) патронаж своих выпускников, хотя бы в первый год после выпуска для успешной «интеграции в социально-профессиональную структуру общества»9.

Выводы

7 Алонова Е.А., Наумова Е.Л., Хомутов В.П. Социально-трудовая адаптация выпускников вузов // Проблемы и перспективы развития человеческих ресурсов: сб. науч. тр. URL: http://www.dissers.ru/1/14409-2-problemi-perspektivi-razvitiya-chelovecheskih-resursov-sbornik-nauchnih-trudov-nauchno-prakticheskie-vopr.php (дата обращения: 31.01.2013).

8 Озерина А.А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата: автореф. дис. ... канд. психол. Наук. Волгоград, 2012. 21 с.; Яшина А.А. Профессиональная идентичность молодого преподавателя вуза: дис. ... канд. психол. наук. Волгоград, 2007. 213 с.; Кениг В.А. Становление профессиональной идентичности у работающих студентов: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 163 с.

9 Дементьева В.Ю. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи среднего российского города: дис. ... канд. соц. наук. Новочеркасск, 2006. 153 с.

Профессиональная идентичность играет важную роль в социализации личности в образовательном пространстве классического университета, так как позволяет не только сформировать профессиональную идеологию личности, но и задать направление ее реализации.

Кроме того, профессиональная идентичность в процессе социализации личности в образовательном пространстве классического университета помогает осуществлению прагматической функции образования (усвоение в процессе обучения профессиональных знаний, умений, навыков) и идеалистическо-мировоззренческой (формирование своего образа как профессионала и гордости от сознания причастности к данному профессиональному сообществу). При этом обе выделенные функции взаимосвязаны, поскольку при овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками у личности формируется позитивный я-образ себя как профессионала, а таковой в свою очередь инициирует более активное и качественное овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками.

Профессиональная идентичность в процессе социализации личности в образовательном пространстве классического университета способствует осуществлению прагматической функции образования через удовлетворение потребностей общества на четырех уровнях: социальном, политическом, корпоративном, личностном и идеалистическо-мировоз-зренческой функции образования через формирование субъективных и интерсубъективных смысложизненных концептов, связанных и/или реализуемых посредством приобщения к профессии; развитие нравственных качеств и способностей, позволяющих достигать профессионализма в избранной профессии; создание компенсаторных механизмов.

При этом гордость от принадлежности профессиональному сообществу хотя и близка духу корпоративизма, но не тождественна ему, поскольку корпоративизм предполагает принадлежность к конкретной компании, в то время как профессиональная идентичность, выступая по отношению к корпорации как общее к частному, вбирает ее в себя.

Профессиональная идентичность предстает как значимая социокультурная ценность, оказывающая формирующее значение на процесс саморазвития, самопознания и становления личности как профессионала.

Гуськов И.А., Волкова А.А., Тугуз Ф.К. Профессиональная идентичность и ее роль в социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе. В статье рассматривается актуальная научная проблема - профессиональная идентичность и ее роль в

социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе. На основе исследования выявляется роль профессиональной идентичности в социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе.

Ключевые слова: профессия, профессионализм, идентичность, профессиональная идентичность, личность, социализация, социализация личности, университет, классический университет, общество.

Guskov I.A., Volkova A.A., Tuguz F.K. Professional identity and its role in the socialization of the individual in the educational space of classical university in the Russian society. The article considers the actual scientific problem - professional identity and its role in the socialization of the individual in the educational space of classical university in the Russian society. The role of professional identity in the socialization of the individual in the educational space of classical university in the Russian society is determined on the base of study.

Keywords: profession, professionalism, identity, professional identity, personality, socialization, socialization of the individual, university, the classical university, society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.