Научная статья на тему 'Культурная самоидентификация в условиях полиэтничности как фактор социализации личности в образовательном пространстве классического университета'

Культурная самоидентификация в условиях полиэтничности как фактор социализации личности в образовательном пространстве классического университета Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / SELF-IDENTIFICATION / КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / CULTURAL SELF-IDENTITY / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / POLYETHNICITY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL / ПРОСТРАНСТВО / SPACE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / УНИВЕРСИТЕТ / КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / CLASSICAL UNIVERSITY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тугуз Фатима Казбековна

В статье рассматривается актуальная научная проблема специфика культурной самоидентификации в условиях полиэтничности как фактор социализации личности в образовательном пространстве классического университета. На основе социально-философского анализа делаются выводы и обобщения относительно перспектив социализации личности в образовательном пространстве классического университета в условиях полиэтничности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тугуз Фатима Казбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cultural self-Identity in the conditions of polyethnicity as a factor of socialization in the educational space of classical university

The article considers the actual scientific problem the specificity of the cultural self-Identity in the conditions of polyethnicity as a factor of socialization in the educational space of classical university. On the basis of socio-philosophical analysis author made the conclusions and generalizations about the prospects of socialization in the educational space of classical university in the conditions of polyethnicity.

Текст научной работы на тему «Культурная самоидентификация в условиях полиэтничности как фактор социализации личности в образовательном пространстве классического университета»

Ф.К. Тугуз

Кандидат физико-математических наук, доцент Адыгейского государственного университета *

Культурная самоидентификация в условиях полиэтничности как фактор социализации личности в образовательном пространстве классического университета

Одним из последствий трансформационных процессов в российском обществе конца ХХ - начале XXI столетия стала мозаичность культурного идентификационного поля, насыщенного противоречивыми идентификационными стратегиями, что в условиях полиэтничности российского общества провоцирует повышение уровня конфликтогенности и социальной напряженности1. Это обстоятельство определяет актуальность рассматриваемой проблемы.

Социально-философское осмысление социокультурной самоидентификации приобретает в этих условиях особое значение уже в силу того, что данный социальный феномен всегда выступал в качестве адаптационного механизма, а в современной реальности, в силу приобретенной вариативности, он получил инновационный потенциал, целенаправленное использование которого повысит качество социализации личности в образовательном пространстве классического университета.

Исследование культурной самоидентификации личности в полиэтническом пространстве современного российского общества как фактора социализации в образовательном пространстве классического университета построено в настоящей статье в соответствии с логикой последовательного рассмотрения определяющих, составляющих ее сущность понятий. Будут последовательно рассмотрены следующие позиции: уточнены в социально-философском аспекте понятия «идентификация»-«самоидентификация» и «культурная самоидентификация», «культурная самоидентификация личности в полиэтническом пространстве»; рассмотрен региональный аспект культурной самоидентификации в полиэтническом пространстве современного российского общества как фактор социализации личности в контексте образовательного пространства классического университета.

* Тугуз Фатима Казбековна, e-mail: fattuguz@mail.ru

1 Зубачевский М.В. Этническая самоидентификация и её объективация в культуре: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2010. С. 5.

«Идентификация»-«самоидентификация». Собственно

идентификация предполагает рассмотрение отношения предмета к самому себе. По аналогии самоидентификация личности есть отношение личности к самой себе. В философской мысли размышление о самоидентификации есть прежде всего попытка решить проблему сохранения личностью самой себя в течение всего периода жизнедеятельности через ответ на вопрос: «Почему э т о возможно?» Все ответы на этот вопрос можно условно, исходя из критерия, взятого при ответе за точку отсчета, распределить на три группы: 1) единство тела и его жизнь есть необходимое и достаточное условие сохранения личностью представления о себе (критерий телесности); 2) сохранение единства убеждений, ценностей, алгоритмов поведения в течение жизни личности позволяет характеризовать ее как психологически непрерывную, а значит, является подтверждением единства личности (психологический критерий); 3) активность мозга в сочетании с психологическими процессами, происходящими в нем: прекращение процессов говорит о прекращении мозговой активности, прекращение мозговой активности является показателем уничтожения личности (критерий мозговой активности). В современной философской мысли большинство ученых исследуют проблему самоидентификации в контексте теории релятивизма.

Собственно как научное понятие «идентификация» впервые было применено в труде «Психология масс и анализ Я» З. Фрейдом в 1921 году в значении группообразующего и социализирующего фактора, помогающего личности выйти за пределы своего «Я» и проникнуть в переживания других. В теории развития личности Э. Эриксона в качестве базового выступает понятие «идентичность» -универсальная, адаптационная структура, имеющая два уровня: групповой (чувство принадлежности различным общностям, подкрепляемое субъективным ощущением внутреннего единства) и психосоциальный (чувство значимости личного бытия в социальном контексте). При этом в дальнейшем Э. Эриксон пришел к выводу, что психосоциальный кризис является переломным и неизбежным моментом при переходе от устаревшей идентичности к новой. Последующие исследователи указали, что кризис идентичности может иметь массовый характер и возникает как следствие распада ценностно-нормативных систем в период глубоких трансформационных изменений в обществе. В контексте мотивационных (психоаналитических) динамических теорий идентичности (Дж. Марсиа, А. Ватерман) выделены четыре типа идентичности (предписанная, диффузная, кризисная, достигнутая), отражающие стадии развития личности. А. Маслоу и Э. Фромм независимо друг от друга выдвинули тезис о том, что потребность в самоидентификации является врожденной потребностью личности и

реализуется ею в процессе всей жизнедеятельности. С позиции Э. Фромма реализация потребности в самоидентификации независимо от принадлежности к социальной общности обусловлена психосоциальными особенностями личности. Причины обострения в современном мире проблемы самоидентификации выделил Э. Гидденс. К ним он отнес динамизм и глобализацию общественных процессов, активное формирование в связи с этим новых социальных институтов. Следствием этого, с точки зрения Гидденса, является появление разнообразия в уровнях (индивидуальный и социальный) и направлениях (национальная, этническая, культурная самоидентификации). В теории самокатегоризации Дж. Тернер вывел зависимость между деперсонализацией восприятия и уровнем социальной идентичности: чем выше уровень социальной идентичности, тем сильнее деперсонализация. В данном контексте культурная самоидентификация представляет собой процесс выкристаллизовывания личностной уникальности. Примерно в таком же направлении размышляет Г. Тайфель в своей концепции социальной идентичности, четко разграничивая персональную и социальную идентичности, как «полюсы единого биполярного континуума». Акцент на социальных представлениях как факторах, под воздействием которых происходит формирование социальной идентичности, сделан в теории социальных представлений.

Процесс формирования научных воззрений о самоидентификации как социальном феномене связан также с именами Э. Дюркгейма (механизмы формирования личности через ее отношения с различными общностями, возникаемые вследствие ее «самопричисления» к ним), Т. Парсонса (идентичность как структурная характеристика личности), Шюца (типизация проявлений социальной реальности личностью в категориях «здравого смысла» в процессе социальных взаимосвязей, что и является механизмом формирования социальной идентичности), П. Берга и Т. Лукмана (рассмотрение социальной идентификации одновременно и институционально, как конструкта, созданного и поддерживающегося в практике социальных значений, и как функции социальных представлений личности), Ч. Кули и Дж.Г. Мида (феномен идентичности (осознаваемая и неосознаваемая идентичность) трактуется как обретенный в процессах взаимодействия с «другими», «значимыми другими», «обобщенными другими»), И. Гоффмана (выделил три вида идентичностей: социальную, личностную, «Я-идентичность»), П. Бурдье (хабитус, функционирующий как матрица восприятия, мышления и деятельностных практик в социальном пространстве, гомологичном структуре практик, представляет собой важный элемент в формировании социальных идентичностей), Ю. Хабермаса (исследовал личностную и социальную идентичности как измерения, через баланс которых, поддерживаемый при помощи коммуникации,

реализуется «Я-идентичность»); К. Дюбар - ввел интегративную модель социальной идентификации личности, в которой функционирование идентификационных форм есть результат воздействия двух параллельных механизмов: индивидуально-биографического (внутренняя идентификация) и социоструктурного (внешняя идентификация).

В отечественной научной мысли представления о самоидентификации развивались в контексте изучения самосознания:

• как психические процессы, развивающиеся в межличностных отношениях, как основа формирования всех иных психических процессов, в том числе самоидентификации (Л.С. Выготский);

• самоопределение личности как результат совпадения с представлениями других субъектов (С.Л. Рудинштейн);

• социальные установки как регуляторы процесса самопознания (И.С. Кон);

• самоидентификация как некий механизм отождествления личности с избранной ею в качестве значимой социальной целостностью, воспринимаемой в виде символов, и в обобщенных категориях на эмоциональном и сознательном уровнях (Е.М. Авраамова);

• как потребность личности в социальной самоидентификации, обусловленная внешними факторами, например, межгрупповым взаимодействием (Д.А. Леонтьев);

• социальная самоидентификация как зависимая переменная, определяемая объективными «групповыми» факторами (В.С. Агеев).

Таким образом, сущность культурной самоидентификации как социального феномена заключается в обретении личностью чувства принадлежности к определенной культуре или культурному сообществу. Культурная самоидентификация проявляется в процессе взаимодействия личности с другими субъектами коммуникативной деятельности и выполняет функцию связующего звена между личностью и субъектом, позволяя определить социокультурное значение «Я-личности» для себя (внутренняя самоидентификация) и для других (внешняя самоидентификация).

Культурная самоидентификация в современном российском обществе отличается неоднородностью, что легко объясняется, с одной стороны, социальной неопределенностью, ставшей своеобразной приметой современности, протянувшейся в будущее, столь же непредсказуемое, как и настоящее, с другой -полиэтничностью как исторически отличительной чертой российского общества. Наложение данных характерологических черт -ретроспективной и интроспективной - переводит культурную самоидентификацию в разряд проблем, решение которых оказывает судьбоносное влияние на развитие личности и реализацию

заложенного в ней потенциала. С позиции А.Е. Бохан2 вышеуказанные факторы оказали влияние на формирование разнородных видов культурной самоидентификации:

1) внешняя адаптация: объектами социальной идентификации выступают первичные и профессиональные общности, основой -принципиально отличные ценностные ориентации;

2) внутренняя адаптация: объектами социальной идентификации выступают большие социальные общности, не восприимчивые к внешним воздействиям, основой - базовые ценностные ориентации;

3) лабильная адаптация: адаптивные механизмы отсутствуют, вследствие чего личность становится крайне восприимчивой к любым внешним воздействиям, однако данная восприимчивость отличается крайней поверхностностью и подвижностью.

Культурная самоидентификация личности в полиэтническом пространстве в эпоху модерна также во многом обусловлена изменениями, происшедшими в макросоциальных условиях жизнедеятельности личности. Следствием этого, по мысли А.Ю.

о

Шеманова3, стала параллелизация процессов социальной дифференциации и индивидуализации одновременно с расширением спектра потенциальных идентификационных признаков (профессиональных, политических, стилевых, мировоззренческих), а также возрастанием личностной рефлексивности, которая носит мозаичный характер вследствие переплетения и взаимовлияния институциональных изменений и внутриличностных трансформаций.

Культурная самоидентификация личности в полиэтническом пространстве современного российского общества стала играть роль фактора социализации в результате разразившегося кризиса самоидентичности, который существенно отличается от кризисов смены традиционных укладов прошлого, прежде всего, повышением динамики трансформации социума и культуры. При этом рост динамичности продолжается, фактически перейдя в разряд нормы, принуждая личность постоянно переосмысливать реальность в стремлении обрести хоть какую-то точку опоры. Так, например, казавшиеся незыблемыми еще 20-30 лет назад вопросы пола, наследственности, гендерных отношений в современных реалиях потеряли устойчивость. В данном контексте культурная самоидентификация становится попыткой обретения личностью новой «природы», через обращение к самому себе и обретению через это способности «быть субъектом по отношению к другим»4, где культура,

Бохан А.Е. Основные виды культурной самоидентификации в современном российском обществе. URL: http://naukovedenie.ru/index.php?id=148 (дата обращения: 21.02.2014).

3 Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека как антропогенетический феномен: дис. ... д-ра филос. наук. М., 2010. С. 17.

4 Козырева П.М. Особенности социальной самоидентификации и субъективной мобильности // Россия реформирующаяся: ежегодник-2003. М., 2003.

выполняя роль социального кода, становится опосредованным символом идейной общности субъектов взаимодействия5, трактуемой выше, чем кровное родство6.

Таким образом, основываясь на анализе работ, посвященных исследованию различных составляющих проблемы, обозначенной в качестве главной в настоящей статье - культурная самоидентификация в условиях полиэтничности как фактор социализации личности в образовательном пространстве классического университета, возможно сделать вывод: чтобы культурная самоидентификция могла быть применена в качестве фактора социализации в классическом университете, в нем должна быть полиэтническая образовательная среда7, под которой понимается образовательная среда любого учебного заведения, в

о „

которой созданы условия8 для формирования личности, способной к эффективному межэтническому взаимодействию, т. е. стремящейся понимать и принимать других людей независимо от их культурной и этнической принадлежности9.

Выводы. Как социальный феномен, культурная самоидентификация является самоорганизующейся системой, актуализирующейся в точках бифуркации. В качестве предпосылок возникновения проблем культурной самоидентификации в современном российском обществе возможно трактовать, с одной стороны, кризис в ценностной системе, сформировавшийся в ситуации осознания условности всех культурно-исторических обусловленностей и их зависимости от направления субъективной рефлексии, претендующей на безусловную значимость и, с другой стороны, свойственное эпохе модерна вытеснение всего, что относится сознанием в разряд «иного», не вписывающегося в научно-рационализированную повседневность.

Сущность культурной самоидентификации как социального феномена заключается в обретении личностью чувства принадлежности к определенной культуре или культурному сообществу. Культурная самоидентификация проявляется в процессе взаимодействия личности с другими субъектами коммуникативной деятельности и выполняет функцию связующего звена между личностью и субъектом, позволяя определить социокультурное

5 Энеева Л.А. Становление этнокультурной и общероссийской идентичности субъектов образовательного процесса в учреждениях Северного Кавказа: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2010.

6 Баглиева А.З. Социокультурная дисперсия менталитета в полиэтническом пространстве Дагестана в условиях глобализации: дис. ... д-ра филос. наук. Махачкала, 2009.

Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательно среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Владикавказ, 2009.

8 Погорелова В.А. Психологическое сопровождение личности в полиэтническом образовательном пространстве // Молодой ученый. 2012. № 7. С. 230-232.

9 Гуров В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. М., 2004.

значение «Я-личности» для себя (внутренняя самоидентификация) и для других (внешняя самоидентификация).

Культурная самоидентификация в условиях полиэтничности основывается на таких составляющих, выделяющих личность из всеобщей массы, как телесность, психическая структура, культура, социальность, значимые близкие и направление их культурной самоидентификации. То есть в современных условиях полиэтничности при определении культурной идентификации решающим становится не данное при рождении, а выбранное личностью в процессе рефлексии.

Тем не менее культурная самоидентификация имеет архетипические основания, выступающие в роли некой предзаданности в смысле выбора культурного кода (чувство общности; связь поколений; ощущение избранности; бинарная оппозиция «свои - чужие»). Собственно культурная идентификация личности фактически сводится к обнаружению в процессе рефлексии максимального совпадения культурного кода с кодом личным (общность ценностей, способ со-бытия, близость образа мыслей).

Культурная самоидентификация в условиях полиэтничности может выступать в качестве одного из факторов социализации личности, особенно в образовательном пространстве классического университета, поскольку классический университет одновременно интегрирует в себя все составляющие региональных культур и, приведя их к одному знаменателю в виде универсальных ценностных императивов, транслирует вовне, внедряя в сознание личностей и формируя тем самым единое ценностно-смысловое основание, способствующее формированию личности, способной к эффективному межэтническому взаимодействию независимо от культурной самоидентификации.

Тугуз Ф.К. Культурная самоидентификация в условиях полиэтничности как фактор социализации личности в образовательном пространстве классического университета. В

статье рассматривается актуальная научная проблема - специфика культурной самоидентификации в условиях полиэтничности как фактор социализации личности в образовательном пространстве классического университета. На основе социально-философского анализа делаются выводы и обобщения относительно перспектив социализации личности в образовательном пространстве классического университета в условиях полиэтничности.

Ключевые слова: культура, самоидентификация, культурная самоидентификация, полиэтничность, социализация, личность, социализация личности, пространство, образовательное пространство, университет, классический университет, общество.

Tuguz F.K. The cultural self-Identity in the conditions of polyethnicity as a factor of socialization in the educational space of classical university. The article considers the actual scientific problem -the specificity of the cultural self-Identity in the conditions of polyethnicity as a factor of socialization in the educational space of classical university. On the basis of socio-philosophical analysis author made the conclusions and generalizations about the prospects of socialization in the educational space of classical university in the conditions of polyethnicity.

Keywords: culture, self-identification, cultural self-identity, the polyethnicity, socialization, personality, socialization of the individual, the space, the educational space, classical university, society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.