ББК 87.6
УДК 101.1:316 Т-81
Тугуз Фатима Казбековна, кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по воспитательной работе ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», е-mail:[email protected]
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
(рецензирована)
В статье рассматривается актуальная научная проблема - исследование в социально-философском аспекте сущности и структуры социализации личности в образовательном пространстве классического университета. Через анализ элементов, составляющих введенный дефидент - «сущность», «сущность социализации в образовательном пространстве», «структура», «структура социализации в образовательном пространстве» делается выход на авторское видение обозначенной проблемы.
Ключевые слова: сущность, социализация, личность, социализация, социализация личности, пространство, образовательное пространство, университет, классический университет, общество.
Tuguz Fatima Kazbekovna, Candidate of Physics and Mathematics, associate professor, vice-rector of FSBEIHPE “Adygh State University ”, e-mail: [email protected]
SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE ESSENCE AND STRUCTURE OF SOCIALIZATION OF A PERSONALITY IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A CLASSICAL UNIVERSITY
(Reviewed)
The article considers the actual scientific problem - research in the social and philosophical aspect of the nature and structure of socialization in the educational space of a classical university. The author considers the designated problem through the analysis of the elements constituting the introduced defident - “essence ”, “the essence of socialization in the educational space ”, “structure ”, “structure of socialization in the educational space ”.
Keywords: essence, socialization, personality, socialization, socialization of a personality, space, educational space, university, classical university, society.
В число социально-экономических проблем, усугубляющих положение молодежи в современном российском обществе, входит проблема ее социально-профессиональной востребованности. В большой мере это является отражением общих проблем образования, и, в частности, социализации личности в образовательном пространстве классического университета. При этом, принятие нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на всех уровнях увеличивает роль классического университета, возводя ее в качественно новую, более высокую степень. Однако, как замечает в диссертационном исследовании «Молодой специалист: особенности социально-про-фессиональной социализации» Р.Р. Хизбуллина [1, с. 13], ситуация в большой мере отягощена тем, что существенными мотивами при поступлении в высшие учебные заведения являются не «получение качественного образования» или «овладение профессией», а «получение диплома ради диплома», «отсрочка от армии», «закончить вуз, как друзья». В данном контексте проблема осмысления в социально-философском аспекте сущности и структуры социализации личности в образовательном пространстве классического университета приобретает особое значение, поскольку результаты данного исследования позволят, оптимизировав данный процесс, повысить мотивацию обучения, а значит и качество полученных знаний, что, свою очередь, будет способствовать профессиональной
востребованности выпускников на рынке труда. В таком ракурсе социально-философский анализ сущности и структуры социализации личности в образовательном пространстве классического университета приобретает статус важной научной задачи.
Такой анализ, на наш взгляд, предполагает логику, в рамках которой будут последовательно рассмотрены а) сущность и б) структура социализации личности в образовательном пространстве классического университета.
Для того, чтобы уточнить сущность социализации личности в образовательном пространстве классического университета, необходимо произвести социальнофилософский анализ понятия «сущность». «Сущность» как философская категория происходит от древнегреческого <«юйепета1» переводимого на латинский язык «quodquideratesse» - «то, что было бытием», подчеркивая тем самым сущность бытия (вещи, явления, процесса) как «отраженного в мысли и конденсированного в себе». Соответственно, сущность является философской категорией, отражающей внутреннее содержание предмета, явления или процесса через сведение воедино всех существующих форм и выделения общего основания для всех возможных видов частного. То есть, при помощи категории «сущность» в мышлении осуществляется переход от многообразия форм существования к внутреннему содержательному единству. Категория «сущность» была известна уже в философии античности, в которой употреблялась в значении «начало», источник генезиса вещей. Однако собственно трактовка «начала», в зависимости от воззрений философа, имела достаточно большой диапазон вариаций.
Так, у Демокрита сущность вещи есть производное из атомов ее составляющих; у Платона - она вечна, сверхчувственна, и не может быть сведена к телесно-чувственному бытию; у Аристотеля сущность не сводима только к материи, из которой состоит, но и не существует отдельно от вещей. В философии средних веков только бог воспринимается в качестве носителя сущности, все же земное трактуется как неистинное; в философии нового времени категория «сущность» рассматривается в контексте первичных и вторичных качеств. Как принципиально непознаваемое, но объективно существующее, сущность («вещь в себе») предстает в концепции И. Канта. Г. Гегель полагал, что сущность, определяемая как одновременно и основание бытия и самоуглубление, достигаемое при помощи его собственного развития, может быть постигнута через три категории: рефлексию, феномен, актуальную реальность. А. Шопенгауэр, признавая, что существование не может быть без сущности, тем не менее, совершенно в духе Канта, отрицает возможность какого-либо умозаключения, позволяющего перейти от сущности к существованию.
В философии ХХ столетия доминирующим является идеалистическое представление о сущности: представители неопозитивизма (Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн и Ханс Рейхенбах) категорически отвергают объективность сущности, считая реальными только «чувственные данные»; представители феноменологического направления (Э. Гуссерль, М. Шелер, Н. Гартман, М. Хайдеггер) полагают, что сущность есть идеальное образование; представители экзистенциализма (Ж-П. Сартр, А. Камю) - категорию «сущность» фактически заменили категорией «существования». И только в марксистской философии сущность предстает как универсальная объективная характеристика предметного мира, являющая собой определенную степень познания объекта. В современном философском знании категория «сущность» большинством ученых употребляется как совокупность существенных, неизменных свойств и качеств (субстанциональное ядро) вещи, предмета, явления, выделяющих ее из общего и служащих отличительными характерологическими признаками. В данной трактовке категория «сущность» и будет применяться в данном исследовании.
Однако содержательное наполнение сущности вообще и сущности социализации в образовательном пространстве частности, в зависимости от подхода, в контексте которого проводится исследование, будет качественно отличаться. Так, при использовании структурно-функционального подхода при исследовании сущности социализации в образовательном пространстве классического университета в качестве сущностных
оснований будут рассматриваться статусные и ролевые преимущества, которые будет иметь личность после завершения образования. В контексте социологической концепции Э. Дюркгейма о социальной сущности образования исследование сущности социализации личности в образовательном пространстве классического университета в качестве сущностных оснований будут выступать актуальные, исходя из конкретного
социокультурной ситуации, потребности общества и их соотнесенность с целями университета. При этом, несмотря на то, что Т. Парсонс в большой степени разделял взгляды
Э. Дюркгейма, при анализе сущности социализации личности в образовательном пространстве классического университета с его позиции в роли сущностных оснований выступят интеллектуальные составляющие, благодаря которым обеспечивается
впоследствии определенная позиция в социальной иерархии. Основаниями сущности социализации личности в образовательном пространстве классического университета в рамках воззрений К. Маркса, полагавшего, что личность выступает в роли и субъекта и объекта общественных отношений, выступает потенциал личности как силы, во многом определяющей трансформационный процесс в обществе, накапливаемый ею в процессе получения образования и реализуемый при осуществлении профессионально-трудовой деятельности. Сущность социализации личности в образовательном пространстве классического университета при помещении в систему взглядов М. Вебера проявляется в формируемых в процессе получения образования мировоззренческих установках, единых для представителей статусной группы, к которой личность будет отнесена после начала профессиональной деятельности, а также определенное положение, которое она
впоследствии займет внутри нее. Согласно теории человеческого капитала (Т. Шульц, Г. Беккер) основания сущности социализации личности в образовательном пространстве классического университета включают в себя только те знания, умения, навыки, приобретенные в процессе получения образования, и способности личности, которые позволяют получать доход при осуществлении профессиональной деятельности. В рамках компетентностного подхода (Э.Ф. Зеер, Дж. Равен) основаниями сущности социализации личности в образовательном пространстве классического университета предстают качества личности, а также знания, умения, навыки, являющиеся элементами понятия «профессиональная компетентность» и, соответственно, различающимися исходя из конкретной специальности, которой овладевает личность.
С нашей позиции сущность социализации личности в образовательном пространстве классического университета не может быть сведена к какому-либо одному подходу и должна рассматриваться с интегративных позиций. Таким образом, сущность социализации личности в образовательном пространстве классического университета заключается в совокупности таких характерологических составляющих, как мировоззренческие установки, нравственные ценности, комплекс способностей, знаний, умений и навыков, исходя из особенностей избранной специальности, позволяющие личности занять престижное положение в статусной группе и получать достойное материальное вознаграждение в процессе реализации профессиональной деятельности.
Данные специфические составляющие представляют собой субстанциональное ядро социализации личности в образовательном пространстве классического университета и должны при формировании учитывать потребности общества исходя из специфики социокультурной ситуации в соотнесении с целями университета и интересами личности в виде статусных и ролевых преимуществ, которые получит личность после завершения образования.
Для того чтобы уточнить структуру социализации личности в образовательном пространстве классического университета, необходимо произвести социальнофилософский анализ понятия «структура». Понятие «структура» в контексте социальнофилософского научного знания трактуется как совокупность постоянных связей, существующих внутри объекта, благодаря которым сохраняется его тождественность самому себе, понимаемая как сохранение базовых свойств независимо от внешних и внутренних
изменений. Однако наиболее активно данное понятие стало употребляться в химии в Х1Х столетии с момента создания концепции о химическом строении вещества (Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М., 1984). В конце Х1Х века, а именно в 1890 году эпицентр его применения переместился в психологию, что было обусловлено открытием перцептивных структур (гештальткачеств) психологом К. Эренфельсом. Это событие, в свою очередь, инициировало исследования самостоятельной роли и значений психической структуры, в частности в рамках гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка).
В ХХ столетии исследование структуры и существующих внутриструктурных взаимосвязей активизируется и происходит одноврменно в русле таких различных на первый взгляд отраслей научного знания, как литературоведение, искусствоведение, языкознание, лингвистика, психолингвистика, психология, философия, что привело к созданию специальных методов рассмотрения различных типов структур, как структурализм в литературоведении и искусствоведении (Леви-Стросс К. «Структура мифов»), структурная лингвистика (Соссюр Ф. де, «Основные направления структурализма»), структурнофункциональный анализ (Здравомыслов А.Г. «Проблемы методологии системного исследования»). В современном научном знании понятие «структура» применяется в контексте исследования таких социальных феноменов, как «система» и «организация». Несмотря на то, что общего мнения в научном мире по поводу соотношения выделенных понятий не существует, при решении большинства научных задач исследование именно структуры объекта выступает в качестве основной научной проблемы, то есть анализируются элементы, связи между элементами, и функции элементов как относительно внутренней организации структуры, так и ее взаимодействия с внешними объектами.
Исходя из вышесказанного, структура социализации личности в образовательном пространстве классического университета, по нашему мнению, является производной из структуры социализации личности, поскольку социализация личности в образовательном пространстве классического университета является, по сути, одним из структурных элементов собственно процесса социализации, и структуры образовательного процесса, в силу того, что процесс социализации личности в образовательном пространстве идет параллельно с образовательным процессом.
Структура социализации личности, исходя из предназначения социализации -обеспечение приспособления личности к культурным, психологическим, социологическим особенностям социальной среды, состоит из трех стадий: 1 - дотрудовая (весь
жизненный период личности до начала трудовой деятельности, включающий в себя два этапа: ранняя социализация - от рождения до начала обучения в школе и юношеская социализация - весь процесс обучения до начала трудовой деятельности); 2 - трудовая (весь период трудовой деятельности личности до выходя на пенсию); 3 - послетрудовая (начина с выхода на пенсию и до прекращения земного бытия). Данная периодизация наиболее распространена в отечественном научном пространстве и ее классификационным признаком выступает трудовая деятельность [2, с. 162]. В другой классификации, где критерием выступает решение социальных задач, выделяют следующие этапы социализации: 1 -первичную социализацию [3, с. 27]; 2 - ресоциализацию [4, 31]; 3 - вторичную социализацию [5, с. 129]; 3 - гендерную социализацию; 4 - групповую социализацию [6]; 5 -процесс замещения ранее сложившихся моделей поведения новыми, более продуктивными в изменившихся социальных условиях (соответственно, может возникать в любом периоде жизни личности); 6 - организационную социализацию (процесс усвоения знаний и на их основе формирование новых моделей поведения необходимых для выполнения социальной роли внутри организации) [7]. При этом, некоторые из выделенных этапов могут пересекаться (например, первичная и вторичная этапы социализации) или даже совпадать (например, гендерная, групповая, ресоциализация).
Таким образом, исходя из приведенных выше классификационных систем, структура социализации личности в образовательном пространстве классического университета выступает в качестве одного из элементов таких этапов социализации как дотрудовая,
ресоциализаирующая и организационная. Структура образовательного процесса, включая в себя такие этапы, как дошкольный (от 2 до 5 лет), этап начальной школы (от 5 до 12 лет), среднего образования (от 12 до 16-17 лет), этап высшего образования предстает последовательно целостным в силу такой особенности педагогического процесса, как внутреннее единство, в отличие от структуры социализации, где этапы могут пересекаться или наслаиваться, частично дублируя друг друга. При этом этап высшего образования коррелируется с шестым этапом социализации личности (от восемнадцати лет до начала среднего возраста). Обратим внимание на то, что задачами данной стадии являются: научиться строить близкие партнерские отношения; обрести способность доверять и любить; обрести умение находить компромисс при достижении общих целей. В теории развития личности человек в своем развитии должен пройти восемь стадий, соответствующих возрастным периодам, решая на каждой из них для себя ряд вопросов экзистенциального характера -своего рода модель нормативных кризисов в жизни личности, Э. Эриксон (Erikson); Выделяется эра ранней взрослости (от 17 до 45) в периодизации жизни по Левинсону (Levinson, 1978, 1986), исходя из которой личность, для того, чтобы достичь зрелости в процессе своего развития, должна решить четыре задачи: увязать мечты с реальностью; найти наставника; обеспечить себе карьеру; наладить интимные отношения. И, соответственно, образовательный процесс, в силу своей целостности, таким образом организует учебную деятельность личности, что она отвечает жизненно важным интересам и потребностям личности, актуализированным в силу возрастных особенностей, оказывая тем самым сбалансированное воздействие на все ее сферы: сознание, чувства, волю. То есть, целостность образовательного процесса не однородна, но органично включает в себя содержательный, целевой, организационный, процессуальный, операциональный, технологический аспекты, при реализации которых решаются не только образовательные задачи, но и задачи социализации и воспитания. Следовательно, структура образовательного процесса включает в себя: мотивирование, активизацию познавательного интереса, формирование знаний, умений, навыков. При этом данные элементы структуры функционируют не обособленно друг от друга, а находятся в состоянии постоянного взаимодействия и взаимовлияния осуществляемого во время реализации образовательного процесса.
Таким образом, структура социализации личности в образовательном пространстве классического университета, исходя из принятой в отечественном научном знании классификационной системе, принадлежит к дотрудовому этапу социализации и состоит из следующих элементов: 1 - образовательнавя мотивация (с ориентацией на социальные и духовные потребности), 2 - формирование духа университетского корпоративизма, 3 -профессиональная мотивация, 4 - формирование потребности в
самосовершенствовании через активизацию познавательной активности и осознание своей миссии как соучастника творческого процесса создания истории нации.
Соответственно, соотношение сущности социализации личности в образовательном пространстве классического университета и структуры социализации личности в образовательном пространстве классического университета заключается в том, что сущность есть качественная характеристика, оформленная и проявленная (осуществленная) вовне через структуру. Таким образом, сущность представляет собой то, чем социализация личности в образовательном пространстве классического университета является, структура -ее практическая реализация.
Выводы.
Сущность социализации личности в образовательном пространстве классического университета заключается в совокупности таких характерологических составляющих, как мировоззренческие установки, нравственные ценности, комплекс способностей, знаний, умений и навыков исходя из особенностей избранной специальности, позволяющие личности занять престижное положение в статусной группе и получать достойное материальное вознаграждение в процессе реализации профессиональной деятельности.
Структура социализации личности в образовательном пространстве классического университета выступает в качестве одного из элементов таких этапов социализации как дотрудовая, ресоциализаирующая и организационная.
Как самостоятельный этап, социализация личности в образовательном пространстве классического университета имеет свою структуру, которая состоит из следующих элементов: образовательная мотивация с ориентацией на социальные и духовные
потребности; формирование духа университетского корпоративизма; профессиональная мотивация; формирование потребности в самосовершенствовании через активизацию познавательной активности и осознание своей миссии как соучастника творческого процесса создания истории нации.
Соотношение сущности социализации личности в образовательном пространстве классического университета и структуры социализации личности в образовательном пространстве классического университета заключается в том, что сущность есть качественная характеристика, оформленная и проявленная (осуществленная) вовне через структуру.
Таким образом, сущность представляет собой то, чем социализация личности в образовательном пространстве классического университета является, структура - ее практическая реализация.
Литература:
1. Андреева Г.М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: МГУ, 1987. С. 153-166.
2. Богданова В.В. Траектории социализации современ // Социология. 2009. №3.
3. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. 2008. №5. С. 21-29.
4. Ковалева А.И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. 2004. №1. [Электронный журнал]. Дата обращения: 13.3.2012.
5. Формирование структуры удовлетворённости трудом в процессе социализации индивида // Удовлетворённость трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением. Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. С. 28-35.
6. Хизбуллина Р.Р. Молодой специалист: особенности социально-профес-сиональной социализации: автореф. ... канд. соц. наук, Специальность 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы. Казань, 2012.
References:
1. Andreeva G.M. Attributional processes in terms of joint activities // Communication and optimization of joint activities. M.: MSU, 1987. P. 153-166.
2. Bogdanova V. V. The trajectory of modern socialization // Sociology. 2009. №3.
3. Gavrov S.N., Nikandrov N.D. Education in the process of socialization // Bulletin of URAO. 2008. № 5. P. 21-29.
4. Kovaleva A.I. Socialization // Knowledge. Understanding. Skills. 2004. №1. [Electronic Journal]. Date of access: 13/03/2012.
5. Formation of the structure of work satisfaction in the process of individual socialization // Work satisfaction (analysis of the structure, measurement, connection with the production behavior. Ashgabat: Ylym (Science), 1988. P. 8-35.
6. Khizbullina R.R The young specialist: features of social and professional socialization: abstract of diss. ... Cand. of Sociology. Kazan, 2012.