Научная статья на тему 'Социально-философский анализ сущности и структуры социализации личности в образовательном пространстве классического университета'

Социально-философский анализ сущности и структуры социализации личности в образовательном пространстве классического университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УНИВЕРСИТЕТ / КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОБЩЕСТВО / ESSENCE / SOCIALIZATION / PERSONALITY / SOCIALIZATION OF A PERSONALITY / SPACE / EDUCATIONAL SPACE / UNIVERSITY / CLASSICAL UNIVERSITY / SOCIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тугуз Фатима Казбековна

В статье рассматривается актуальная научная проблема исследование в социально-философском аспекте сущности и структуры социализации личности в образовательном пространстве классического университета. Через анализ элементов, составляющих введенный дефидент «сущность», «сущность социализации в образовательном пространстве», «структура», «структура социализации в образовательном пространстве» делается выход на авторское видение обозначенной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тугуз Фатима Казбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and philosophical analysis of the essence and structure of socialization of a personality in the educational space of a classical university

The article considers the actual scientific problem research in the social and philosophical aspect of the nature and structure of socialization in the educational space of a classical university. The author considers the designated problem through the analysis of the elements constituting the introduced defident “essence”, “the essence of socialization in the educational space”, “structure”, “structure of socialization in the educational space”.

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ сущности и структуры социализации личности в образовательном пространстве классического университета»

ББК 87.6

УДК 101.1:316 Т-81

Тугуз Фатима Казбековна, кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по воспитательной работе ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», е-mail:fattuguz@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

(рецензирована)

В статье рассматривается актуальная научная проблема - исследование в социально-философском аспекте сущности и структуры социализации личности в образовательном пространстве классического университета. Через анализ элементов, составляющих введенный дефидент - «сущность», «сущность социализации в образовательном пространстве», «структура», «структура социализации в образовательном пространстве» делается выход на авторское видение обозначенной проблемы.

Ключевые слова: сущность, социализация, личность, социализация, социализация личности, пространство, образовательное пространство, университет, классический университет, общество.

Tuguz Fatima Kazbekovna, Candidate of Physics and Mathematics, associate professor, vice-rector of FSBEIHPE “Adygh State University ”, e-mail: fattuguz@mail.ru

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE ESSENCE AND STRUCTURE OF SOCIALIZATION OF A PERSONALITY IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A CLASSICAL UNIVERSITY

(Reviewed)

The article considers the actual scientific problem - research in the social and philosophical aspect of the nature and structure of socialization in the educational space of a classical university. The author considers the designated problem through the analysis of the elements constituting the introduced defident - “essence ”, “the essence of socialization in the educational space ”, “structure ”, “structure of socialization in the educational space ”.

Keywords: essence, socialization, personality, socialization, socialization of a personality, space, educational space, university, classical university, society.

В число социально-экономических проблем, усугубляющих положение молодежи в современном российском обществе, входит проблема ее социально-профессиональной востребованности. В большой мере это является отражением общих проблем образования, и, в частности, социализации личности в образовательном пространстве классического университета. При этом, принятие нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на всех уровнях увеличивает роль классического университета, возводя ее в качественно новую, более высокую степень. Однако, как замечает в диссертационном исследовании «Молодой специалист: особенности социально-про-фессиональной социализации» Р.Р. Хизбуллина [1, с. 13], ситуация в большой мере отягощена тем, что существенными мотивами при поступлении в высшие учебные заведения являются не «получение качественного образования» или «овладение профессией», а «получение диплома ради диплома», «отсрочка от армии», «закончить вуз, как друзья». В данном контексте проблема осмысления в социально-философском аспекте сущности и структуры социализации личности в образовательном пространстве классического университета приобретает особое значение, поскольку результаты данного исследования позволят, оптимизировав данный процесс, повысить мотивацию обучения, а значит и качество полученных знаний, что, свою очередь, будет способствовать профессиональной

востребованности выпускников на рынке труда. В таком ракурсе социально-философский анализ сущности и структуры социализации личности в образовательном пространстве классического университета приобретает статус важной научной задачи.

Такой анализ, на наш взгляд, предполагает логику, в рамках которой будут последовательно рассмотрены а) сущность и б) структура социализации личности в образовательном пространстве классического университета.

Для того, чтобы уточнить сущность социализации личности в образовательном пространстве классического университета, необходимо произвести социальнофилософский анализ понятия «сущность». «Сущность» как философская категория происходит от древнегреческого <«юйепета1» переводимого на латинский язык «quodquideratesse» - «то, что было бытием», подчеркивая тем самым сущность бытия (вещи, явления, процесса) как «отраженного в мысли и конденсированного в себе». Соответственно, сущность является философской категорией, отражающей внутреннее содержание предмета, явления или процесса через сведение воедино всех существующих форм и выделения общего основания для всех возможных видов частного. То есть, при помощи категории «сущность» в мышлении осуществляется переход от многообразия форм существования к внутреннему содержательному единству. Категория «сущность» была известна уже в философии античности, в которой употреблялась в значении «начало», источник генезиса вещей. Однако собственно трактовка «начала», в зависимости от воззрений философа, имела достаточно большой диапазон вариаций.

Так, у Демокрита сущность вещи есть производное из атомов ее составляющих; у Платона - она вечна, сверхчувственна, и не может быть сведена к телесно-чувственному бытию; у Аристотеля сущность не сводима только к материи, из которой состоит, но и не существует отдельно от вещей. В философии средних веков только бог воспринимается в качестве носителя сущности, все же земное трактуется как неистинное; в философии нового времени категория «сущность» рассматривается в контексте первичных и вторичных качеств. Как принципиально непознаваемое, но объективно существующее, сущность («вещь в себе») предстает в концепции И. Канта. Г. Гегель полагал, что сущность, определяемая как одновременно и основание бытия и самоуглубление, достигаемое при помощи его собственного развития, может быть постигнута через три категории: рефлексию, феномен, актуальную реальность. А. Шопенгауэр, признавая, что существование не может быть без сущности, тем не менее, совершенно в духе Канта, отрицает возможность какого-либо умозаключения, позволяющего перейти от сущности к существованию.

В философии ХХ столетия доминирующим является идеалистическое представление о сущности: представители неопозитивизма (Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн и Ханс Рейхенбах) категорически отвергают объективность сущности, считая реальными только «чувственные данные»; представители феноменологического направления (Э. Гуссерль, М. Шелер, Н. Гартман, М. Хайдеггер) полагают, что сущность есть идеальное образование; представители экзистенциализма (Ж-П. Сартр, А. Камю) - категорию «сущность» фактически заменили категорией «существования». И только в марксистской философии сущность предстает как универсальная объективная характеристика предметного мира, являющая собой определенную степень познания объекта. В современном философском знании категория «сущность» большинством ученых употребляется как совокупность существенных, неизменных свойств и качеств (субстанциональное ядро) вещи, предмета, явления, выделяющих ее из общего и служащих отличительными характерологическими признаками. В данной трактовке категория «сущность» и будет применяться в данном исследовании.

Однако содержательное наполнение сущности вообще и сущности социализации в образовательном пространстве частности, в зависимости от подхода, в контексте которого проводится исследование, будет качественно отличаться. Так, при использовании структурно-функционального подхода при исследовании сущности социализации в образовательном пространстве классического университета в качестве сущностных

оснований будут рассматриваться статусные и ролевые преимущества, которые будет иметь личность после завершения образования. В контексте социологической концепции Э. Дюркгейма о социальной сущности образования исследование сущности социализации личности в образовательном пространстве классического университета в качестве сущностных оснований будут выступать актуальные, исходя из конкретного

социокультурной ситуации, потребности общества и их соотнесенность с целями университета. При этом, несмотря на то, что Т. Парсонс в большой степени разделял взгляды

Э. Дюркгейма, при анализе сущности социализации личности в образовательном пространстве классического университета с его позиции в роли сущностных оснований выступят интеллектуальные составляющие, благодаря которым обеспечивается

впоследствии определенная позиция в социальной иерархии. Основаниями сущности социализации личности в образовательном пространстве классического университета в рамках воззрений К. Маркса, полагавшего, что личность выступает в роли и субъекта и объекта общественных отношений, выступает потенциал личности как силы, во многом определяющей трансформационный процесс в обществе, накапливаемый ею в процессе получения образования и реализуемый при осуществлении профессионально-трудовой деятельности. Сущность социализации личности в образовательном пространстве классического университета при помещении в систему взглядов М. Вебера проявляется в формируемых в процессе получения образования мировоззренческих установках, единых для представителей статусной группы, к которой личность будет отнесена после начала профессиональной деятельности, а также определенное положение, которое она

впоследствии займет внутри нее. Согласно теории человеческого капитала (Т. Шульц, Г. Беккер) основания сущности социализации личности в образовательном пространстве классического университета включают в себя только те знания, умения, навыки, приобретенные в процессе получения образования, и способности личности, которые позволяют получать доход при осуществлении профессиональной деятельности. В рамках компетентностного подхода (Э.Ф. Зеер, Дж. Равен) основаниями сущности социализации личности в образовательном пространстве классического университета предстают качества личности, а также знания, умения, навыки, являющиеся элементами понятия «профессиональная компетентность» и, соответственно, различающимися исходя из конкретной специальности, которой овладевает личность.

С нашей позиции сущность социализации личности в образовательном пространстве классического университета не может быть сведена к какому-либо одному подходу и должна рассматриваться с интегративных позиций. Таким образом, сущность социализации личности в образовательном пространстве классического университета заключается в совокупности таких характерологических составляющих, как мировоззренческие установки, нравственные ценности, комплекс способностей, знаний, умений и навыков, исходя из особенностей избранной специальности, позволяющие личности занять престижное положение в статусной группе и получать достойное материальное вознаграждение в процессе реализации профессиональной деятельности.

Данные специфические составляющие представляют собой субстанциональное ядро социализации личности в образовательном пространстве классического университета и должны при формировании учитывать потребности общества исходя из специфики социокультурной ситуации в соотнесении с целями университета и интересами личности в виде статусных и ролевых преимуществ, которые получит личность после завершения образования.

Для того чтобы уточнить структуру социализации личности в образовательном пространстве классического университета, необходимо произвести социальнофилософский анализ понятия «структура». Понятие «структура» в контексте социальнофилософского научного знания трактуется как совокупность постоянных связей, существующих внутри объекта, благодаря которым сохраняется его тождественность самому себе, понимаемая как сохранение базовых свойств независимо от внешних и внутренних

изменений. Однако наиболее активно данное понятие стало употребляться в химии в Х1Х столетии с момента создания концепции о химическом строении вещества (Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М., 1984). В конце Х1Х века, а именно в 1890 году эпицентр его применения переместился в психологию, что было обусловлено открытием перцептивных структур (гештальткачеств) психологом К. Эренфельсом. Это событие, в свою очередь, инициировало исследования самостоятельной роли и значений психической структуры, в частности в рамках гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка).

В ХХ столетии исследование структуры и существующих внутриструктурных взаимосвязей активизируется и происходит одноврменно в русле таких различных на первый взгляд отраслей научного знания, как литературоведение, искусствоведение, языкознание, лингвистика, психолингвистика, психология, философия, что привело к созданию специальных методов рассмотрения различных типов структур, как структурализм в литературоведении и искусствоведении (Леви-Стросс К. «Структура мифов»), структурная лингвистика (Соссюр Ф. де, «Основные направления структурализма»), структурнофункциональный анализ (Здравомыслов А.Г. «Проблемы методологии системного исследования»). В современном научном знании понятие «структура» применяется в контексте исследования таких социальных феноменов, как «система» и «организация». Несмотря на то, что общего мнения в научном мире по поводу соотношения выделенных понятий не существует, при решении большинства научных задач исследование именно структуры объекта выступает в качестве основной научной проблемы, то есть анализируются элементы, связи между элементами, и функции элементов как относительно внутренней организации структуры, так и ее взаимодействия с внешними объектами.

Исходя из вышесказанного, структура социализации личности в образовательном пространстве классического университета, по нашему мнению, является производной из структуры социализации личности, поскольку социализация личности в образовательном пространстве классического университета является, по сути, одним из структурных элементов собственно процесса социализации, и структуры образовательного процесса, в силу того, что процесс социализации личности в образовательном пространстве идет параллельно с образовательным процессом.

Структура социализации личности, исходя из предназначения социализации -обеспечение приспособления личности к культурным, психологическим, социологическим особенностям социальной среды, состоит из трех стадий: 1 - дотрудовая (весь

жизненный период личности до начала трудовой деятельности, включающий в себя два этапа: ранняя социализация - от рождения до начала обучения в школе и юношеская социализация - весь процесс обучения до начала трудовой деятельности); 2 - трудовая (весь период трудовой деятельности личности до выходя на пенсию); 3 - послетрудовая (начина с выхода на пенсию и до прекращения земного бытия). Данная периодизация наиболее распространена в отечественном научном пространстве и ее классификационным признаком выступает трудовая деятельность [2, с. 162]. В другой классификации, где критерием выступает решение социальных задач, выделяют следующие этапы социализации: 1 -первичную социализацию [3, с. 27]; 2 - ресоциализацию [4, 31]; 3 - вторичную социализацию [5, с. 129]; 3 - гендерную социализацию; 4 - групповую социализацию [6]; 5 -процесс замещения ранее сложившихся моделей поведения новыми, более продуктивными в изменившихся социальных условиях (соответственно, может возникать в любом периоде жизни личности); 6 - организационную социализацию (процесс усвоения знаний и на их основе формирование новых моделей поведения необходимых для выполнения социальной роли внутри организации) [7]. При этом, некоторые из выделенных этапов могут пересекаться (например, первичная и вторичная этапы социализации) или даже совпадать (например, гендерная, групповая, ресоциализация).

Таким образом, исходя из приведенных выше классификационных систем, структура социализации личности в образовательном пространстве классического университета выступает в качестве одного из элементов таких этапов социализации как дотрудовая,

ресоциализаирующая и организационная. Структура образовательного процесса, включая в себя такие этапы, как дошкольный (от 2 до 5 лет), этап начальной школы (от 5 до 12 лет), среднего образования (от 12 до 16-17 лет), этап высшего образования предстает последовательно целостным в силу такой особенности педагогического процесса, как внутреннее единство, в отличие от структуры социализации, где этапы могут пересекаться или наслаиваться, частично дублируя друг друга. При этом этап высшего образования коррелируется с шестым этапом социализации личности (от восемнадцати лет до начала среднего возраста). Обратим внимание на то, что задачами данной стадии являются: научиться строить близкие партнерские отношения; обрести способность доверять и любить; обрести умение находить компромисс при достижении общих целей. В теории развития личности человек в своем развитии должен пройти восемь стадий, соответствующих возрастным периодам, решая на каждой из них для себя ряд вопросов экзистенциального характера -своего рода модель нормативных кризисов в жизни личности, Э. Эриксон (Erikson); Выделяется эра ранней взрослости (от 17 до 45) в периодизации жизни по Левинсону (Levinson, 1978, 1986), исходя из которой личность, для того, чтобы достичь зрелости в процессе своего развития, должна решить четыре задачи: увязать мечты с реальностью; найти наставника; обеспечить себе карьеру; наладить интимные отношения. И, соответственно, образовательный процесс, в силу своей целостности, таким образом организует учебную деятельность личности, что она отвечает жизненно важным интересам и потребностям личности, актуализированным в силу возрастных особенностей, оказывая тем самым сбалансированное воздействие на все ее сферы: сознание, чувства, волю. То есть, целостность образовательного процесса не однородна, но органично включает в себя содержательный, целевой, организационный, процессуальный, операциональный, технологический аспекты, при реализации которых решаются не только образовательные задачи, но и задачи социализации и воспитания. Следовательно, структура образовательного процесса включает в себя: мотивирование, активизацию познавательного интереса, формирование знаний, умений, навыков. При этом данные элементы структуры функционируют не обособленно друг от друга, а находятся в состоянии постоянного взаимодействия и взаимовлияния осуществляемого во время реализации образовательного процесса.

Таким образом, структура социализации личности в образовательном пространстве классического университета, исходя из принятой в отечественном научном знании классификационной системе, принадлежит к дотрудовому этапу социализации и состоит из следующих элементов: 1 - образовательнавя мотивация (с ориентацией на социальные и духовные потребности), 2 - формирование духа университетского корпоративизма, 3 -профессиональная мотивация, 4 - формирование потребности в

самосовершенствовании через активизацию познавательной активности и осознание своей миссии как соучастника творческого процесса создания истории нации.

Соответственно, соотношение сущности социализации личности в образовательном пространстве классического университета и структуры социализации личности в образовательном пространстве классического университета заключается в том, что сущность есть качественная характеристика, оформленная и проявленная (осуществленная) вовне через структуру. Таким образом, сущность представляет собой то, чем социализация личности в образовательном пространстве классического университета является, структура -ее практическая реализация.

Выводы.

Сущность социализации личности в образовательном пространстве классического университета заключается в совокупности таких характерологических составляющих, как мировоззренческие установки, нравственные ценности, комплекс способностей, знаний, умений и навыков исходя из особенностей избранной специальности, позволяющие личности занять престижное положение в статусной группе и получать достойное материальное вознаграждение в процессе реализации профессиональной деятельности.

Структура социализации личности в образовательном пространстве классического университета выступает в качестве одного из элементов таких этапов социализации как дотрудовая, ресоциализаирующая и организационная.

Как самостоятельный этап, социализация личности в образовательном пространстве классического университета имеет свою структуру, которая состоит из следующих элементов: образовательная мотивация с ориентацией на социальные и духовные

потребности; формирование духа университетского корпоративизма; профессиональная мотивация; формирование потребности в самосовершенствовании через активизацию познавательной активности и осознание своей миссии как соучастника творческого процесса создания истории нации.

Соотношение сущности социализации личности в образовательном пространстве классического университета и структуры социализации личности в образовательном пространстве классического университета заключается в том, что сущность есть качественная характеристика, оформленная и проявленная (осуществленная) вовне через структуру.

Таким образом, сущность представляет собой то, чем социализация личности в образовательном пространстве классического университета является, структура - ее практическая реализация.

Литература:

1. Андреева Г.М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: МГУ, 1987. С. 153-166.

2. Богданова В.В. Траектории социализации современ // Социология. 2009. №3.

3. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. 2008. №5. С. 21-29.

4. Ковалева А.И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. 2004. №1. [Электронный журнал]. Дата обращения: 13.3.2012.

5. Формирование структуры удовлетворённости трудом в процессе социализации индивида // Удовлетворённость трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением. Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. С. 28-35.

6. Хизбуллина Р.Р. Молодой специалист: особенности социально-профес-сиональной социализации: автореф. ... канд. соц. наук, Специальность 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы. Казань, 2012.

References:

1. Andreeva G.M. Attributional processes in terms of joint activities // Communication and optimization of joint activities. M.: MSU, 1987. P. 153-166.

2. Bogdanova V. V. The trajectory of modern socialization // Sociology. 2009. №3.

3. Gavrov S.N., Nikandrov N.D. Education in the process of socialization // Bulletin of URAO. 2008. № 5. P. 21-29.

4. Kovaleva A.I. Socialization // Knowledge. Understanding. Skills. 2004. №1. [Electronic Journal]. Date of access: 13/03/2012.

5. Formation of the structure of work satisfaction in the process of individual socialization // Work satisfaction (analysis of the structure, measurement, connection with the production behavior. Ashgabat: Ylym (Science), 1988. P. 8-35.

6. Khizbullina R.R The young specialist: features of social and professional socialization: abstract of diss. ... Cand. of Sociology. Kazan, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.