Научная статья на тему 'Профессиональная социализация студентов'

Профессиональная социализация студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
699
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / PROBLEMS OF SOCIALIZATION / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ / STUDENT SOCIALIZATION / FACTORS AFFECTING SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максименкова Алина Сергеевна, Анисимова Оксана Анатольевна

В данной статье рассмотрен процесс профессиональной социализации студентов. Проанализированы факторы (внешние и внутренние), влияющие на успешный процесс освоения студентами новых социальных ролей в условиях современного образовательного пространства. Выявлена и обоснована роль в этом процессе таких социальных институтов, как высшие учебные заведения. Осуществлены методики «Ценностные ориентации М. Рокича» и «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера, адаптированная Е.Ф. Бажиным. На основе комплексного изучения данной темы и эксперимента сделан вывод о проблемах социализации и эффективных путях их преодоления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная социализация студентов»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ

1 2 Максименкова А.С. , Анисимова О.А.

Email: [email protected]

1Максименкова Алина Сергеевна - студент, естественно-географический факультет; 2Анисимова Оксана Анатольевна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, психолого—педагогический факультет, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Аннотация: в данной статье рассмотрен процесс профессиональной социализации студентов. Проанализированы факторы (внешние и внутренние), влияющие на успешный процесс освоения студентами новых социальных ролей в условиях современного образовательного пространства. Выявлена и обоснована роль в этом процессе таких социальных институтов, как высшие учебные заведения. Осуществлены методики «Ценностные ориентации М. Рокича» и «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера, адаптированная Е.Ф. Бажиным. На основе комплексного изучения данной темы и эксперимента сделан вывод о проблемах социализации и эффективных путях их преодоления.

Ключевые слова: социализация, социализация студентов, профессиональная социализация, проблемы социализации, факторы, влияющие на социализацию.

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS

12 Maksimenkova A.S.1, Anisimova O.A.2

'Maksimenkova Alina Sergeevna — Student, NATURAL-GEOGRAPHICAL FACULTY; 2Anisimova Oksana Anatolievna - Candidate of psychological sciences, Assistant Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACULTY, SMOLENSK STATE UNIVERSITY, SMOLENSK

Abstract: in this article the process of professional socialization of students is considered. The factors (external and internal) that influence the successful process of mastering new social roles by students in the conditions of the modern educational space are analyzed. The role in this process of such social institutions as higher educational institutions has been revealed and substantiated. Methods "Value orientations of M.Rokich" and "Level of subjective control" by G.Rotter, adapted by EFBazhin are carried out. Based on a comprehensive study of this topic and the experiment, a conclusion is made about the problems of socialization and effective ways to overcome them.

Keywords: socialization, student socialization, professional socialization, problems of socialization, factors affecting socialization.

УДК: 316.4

Проблема социализации - одна из стержневых в социальной психологии. Изучение процесса «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. важно с точки зрения понимания того, каким образом и в какой степени индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [1]. Очевидно то, что проблема в согласовании требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды.

Высшие учебные заведения - одни из основных институтов социализации. Обучение в вузе нужно рассматривать как результат профессиональной социализации личности молодого специалиста. Так, образовательную среду вуза можно рассмотреть как совокупность ряда факторов и условий, которые способствуют развитию личностных и профессиональных качеств личности, которые и обеспечивают движение процесса социализации.

В период студенчества идет процесс активного становления личности, когда социализация в процессе обучения включает в себя не только усвоение умений и знаний, но и приобретение навыков жизни во взрослом социуме, социально -психологической и профессионально значимой направленности в целях обеспечения успешной деятельности как результата социализации. В вузе студент знакомится с будущей профессией, приобретая профессиональные навыки взаимодействия и коммуникации как части процесса социализации. Вуз обеспечивает студенту профессиональное образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, вуз ещё и подготавливает человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Вуз задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь.

Социализирующая роль вуза предполагает ориентацию на будущий социальный статус, профессию и адаптацию к среде учебного заведения. При этом на специфику социализации личности в вузе влияет множество внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относят авторитетность высшего образования, инфраструктуру города и т.д. Перечисленные факторы влияют на отношение студентов к своему вузу, специальности, преподавателям и получаемому образованию, что косвенно оказывает влияние на процесс социализации. К внутренним факторам можно отнести педагогический состав, его компетентность, социально-психологический климат в коллективе и пр.

Надо заметить, что в сфере образования функционируют не только учебные коллективы, но и общественно-политические организации, научные ассоциации, внеучебные объединения, например, любительские, художественные и спортивные группы, чье влияние на социализацию личности весьма значительно.

Изменения, происходящие в образовании, настолько существенны, что возникает необходимость в определении особенностей социализации личности студента и условий нормативной социализации уже в новом изменяющемся образовательном пространстве. Вполне очевидно то, что значимость этой проблемы заключается в высшей степени устойчивости эффектов социализации в их влиянии на последовательное социальное (и не только) поведение личности.

Целью нашего исследования было изучить особенности эффективной социализации студентов в новом современном образовательном пространстве.

В нём приняли участие 35 человек - студенты 2 курса университета. Из них 4 мальчика и 31 девочка.

Для достижения цели исследования мы использовали следующие методики: методика «Ценностные ориентации М. Рокича» [2] и методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера, адаптированная Е.Ф. Бажиным [2].

В ходе проведения опроса были выявлены следующие результаты.

По методике М. Рокича учащиеся распределили ценности следующим образом:

Терминальные ценности: 1. здоровье, 2. наличие хороших и верных друзей, 3. любовь, 4. познание, 5. развлечения, 6. свобода, 7. активная деятельная жизнь, 8. развитие, 9. счастливая семейная жизнь, 10. уверенность в себе, 11. интересная работа, 12. общественное признание, 13. жизненная мудрость, 14. продуктивная жизнь, 15. творчество, 16. материально обеспеченная жизнь, 17. счастье других, 18. красота природы и искусства.

Инструментальные ценности: 1. независимость, 2. образованность, 3. жизнерадостность, 4. воспитанность, 5. эффективность в делах, 6. ответственность, 7. терпимость, 8. аккуратность, 9. честность, 10. рационализм, 11. чуткость, 12. смелость в отстаивании взглядов, 13. твердая воля, 14. широта взглядов, 15. исполнительность, 16. самоконтроль, 17. непримиримость к недостаткам других и в себе, 18. высокие запросы.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что система ценностных ориентации личности представляет собой сложную, многоуровневую и внутренне неоднородную структуру. Большинство опрошенных студентов выбрали наиболее значимыми аспектами для себя высокоморальные качества, такие как: любовь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе и т.п. Следовательно, можно сделать вывод о том, что социализация проходит успешно.

В ходе исследования по методике Дж. Роттера были получены следующие данные: 88,6% опрошенных подростков имеют интервальный локус контроля. У остальных 11,4% был выявлен экстернальный локус. Это позволяет сделать вывод о том, что большинство студентов считают, что они ответственны за происходящие с ними события.

В группе исследуемых наиболее выражены такие шкалы как интернальность в области достижений, производственных (учебных) отношений, шкала здоровья, а также шкала общей интернальности.

Данные наглядно отражены на диаграмме (рис. 1):

Рис. 1. Шкалы интернального локуса контроля, выявленные в ходе опроса

Среднее значение по показателю общей интернальности (Ио) у учащихся равно 6,4 балла. Это говорит о том, что для них характерен высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями жизни. Они считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий и что они могут ими управлять.

По шкале интернальности в области достижений (Ид) среднее значение равно 6 баллам. Это означает, что студенты в большей степени склоны считать, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом воплощать свои цели в будущем.

По шкале интернальности в области неудач (Ин) среднее значение 5,8 балла. В этой области для студентов характерен интернальный локус контроля, т.е. они понимают свою ответственность за отрицательные события и ситуации в их жизни.

По шкале интернальности в области семьи (Ис) среднее значение 5 баллов. Из этого следует, что студенты считают, что лично они сами не менее ответственны за события, происходящие в их семье, чем другие члены в семье.

По шкале интернальности в области учебных отношений (Ип) среднее значение 6,1 балла. Это означает, что для опрошенных характерно считать свои действия в области учебной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении важным фактором собственной организации.

По шкале интернальности в области межличностных отношений (Им) среднее значение равно 5 баллам. Это можно проинтерпретировать так: большинство студентов считают, что сложившиеся отношения со сверстниками, есть результат действия их собственных поступков.

И, наконец, по шкале интернальности в отношении здоровья (Из) среднее значение равно 6,3, т.е. подростки чувствуют себя ответственными за свое здоровье.

Анализ результатов по данной методике показал, что для большинства учащихся характерен интервальный локус контроля. Уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью. Так же следует отметить, что людей с высоким уровнем субъективного контроля характеризуют как независимых, решительных, уверенных, ответственных и надежных.

Таким образом, данные нашего исследования показывают, что встречаются студенты с разным уровнем социализации. Но у подавляющего большинства социализация проходит успешно.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что она раскрывает особенности эффективной социализации студентов в условиях современного образовательного пространства.

Список литературы /References

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.

2. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. Минск: Соврем. шк., 2007. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.