Научная статья на тему 'Социальная профилактика правонарушений: сущность и содержание'

Социальная профилактика правонарушений: сущность и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2297
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL PREVENTION / GENERAL / SPECIAL AND INDIVIDUAL MEASURES OF SOCIAL PREVENTION / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ОБЩИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аджиева З.А.

В статье рассматриваются подходы к организации социальной профилактики среди населения. Автор подчёркивает в статье, что профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактика подразумевает научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия. Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений является одной из основных форм согласования деятельности в этом направлении государственных, хозяйственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов. Автор делает вывод о том, что профилактические мероприятий направлены, прежде всего, на совершенствование организации профилактической работы по месту жительства и по месту работы, а также на координацию усилий всех субъектов социальной профилактики правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аджиева З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CRIME PREVENTION: THE NATURE AND CONTENTS

The article reveals approaches to organize social prevention of legal violation among the population. The author emphasizes that prevention of legal violation requires a comprehensive approach that should lead to action systems and structures that can prevent possible problems or solve tasks. Prevention involves scientifically-based and timely undertaken actions. Integrated planning for social prevention is one of the main forms of harmonization in this area of the state, economic bodies, social organizations and labor collectives. The author concludes that activities of prevention of legal violation are primarily focused on improving the organization of preventive work at a place of residence and place of work of people. The author states that it is important to coordinate efforts of all subjects of prevention of offenses.

Текст научной работы на тему «Социальная профилактика правонарушений: сущность и содержание»

активности и самостоятельности как черт личности, позволяющие при минимальной затрате труда и времени качественно решать задачи обучения и в наибольшем объеме приобретать необходимую информацию. Такая организация учебного процесса позволяет студентам повысить эффективность изучения того или иного предмета, что, в свою очередь, повышает надежность вузовской подготовки творчески работающего специалиста.

На базе ДГПУ нами была проведена исследовательская работа по выявлению педагогических условий, обеспечивающих студентов методами самовоспитания в процессе обучения. Для управления процессом самовоспитания студентов была использована следующая последовательность управления, состоящая из трех этапов, которые в общем виде отражают функции управления процессом воспитания.

1. Изучение личности студента (психолого-педагогический анализ). Студент, используя методики самоанализа и самооценки, оценивал свои способности, прочность знаний, черты характера, возможности памяти усваивать информацию, время наивысшей работоспособности, оптимальный ритм и темп деятельности.

2. Выработка программы самовоспитания (проектирование и планирование). Цель студента - стать всесторонне развитой личностью, высококвалифицированным специалистом. Ясно представив себе, каким он хочет стать, студент определял последовательность задач и действий в работе над собой.

3. Реализация выработанной программы (организация, контроль, регулирование и коррегирование процесса самовоспитания) предусматривали формирование у студентов осознанного стремления к самовоспитанию. Студенты проводили промежуточный и итоговый контроль достигнутых результатов и на основе оценки коллектива и самооценки корректировали работу по самосовершенствованию.

Задачей преподавателя на первом этапе работы являлось пробуждение интереса студента к собственной личности, объяснение места личности в коллективе, информация о целях и

Библиографический список

задачах высшей школы, о роли каждого студента в их осуществлении. На втором этапе преподаватель информировал студентов, что при постановке конкретных задач самовоспитания нужно исходить из исходного уровня развития личности и последовательно добиваться желаемого результата, а также указывал на типичные ошибки, выражающиеся том, что ставились задачи без учета своих реальных возможностей; во-вторых, пытались решить сразу несколько задач; в-третьих, не учитывали фактора времени, необходимого для закрепления.

Третий этап самовоспитания - реализация выработанной программы, где использовалась вся система методов самовоспитания. В начале формирования эти процессом руководил преподаватель, который постепенно передавал руководство студентам. Для овладения методами самовоспитания студентам понадобился год, наиболее эффективными оказались методы самовнушения, самоприказа, самоубеждения, самоконтроля и самоотчета. С помощью преподавателя студенты практически осознали, что любая система, в том числе и психолого-педагогическая, требует контроля и коррекции. Они контролировали ход выполнения каждой отдельной задачи, намеченной на день, неделю, месяц и более длительный период времени методом самоконтроля, а достигнутые результаты фиксировали с помощью самоотчета. В выработке способности управлять собой большую роль сыграл коллектив студенческой группы, поэтому создание благоприятного психологического климата в студенческих группах, для которого характерны поддержка, взаимопомощь, благожелательное отношение ко всем членам является непременным успехом.

Таким образом, управление формированием личности будущего педагога представляет собой единство управления и самоуправления. Являясь процессом решения профессиональных задач, управление воспитанием и самовоспитанием имеет определенную структуру, исследование особенностей которой, в конечном итоге, направлено на совершенствование качества подготовки в вузе.

1. Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Субъект-средовая парадигма построения психологической практики в вузе. Вестник Академии права и управления. 2015; 4 (41): 146 - 152.

2. Черникова Т.В. Три стратегии подготовки специалистов. Высшее образование сегодня. 2003; 2: 9-12.

3. Швалева Н.М. Среда развития личности как психолого-педагогический феномен. Научная мысль Кавказа.2005; 13: 188 - 197.

4. Агарагимова В.К. Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования. Известия Южного федерального университета. 2009; 3: 101 - 107.

5. Агарагимова В.К., Назаралиев И.А. Основы социально-педагогических исследований: учебное пособие. Москва, 2016.

References

1. Azhiev A.V., Gadaborsheva Z.I. Sub'ekt-sredovaya paradigma postroeniya psihologicheskoj praktiki v vuze. Vestnik Akademiiprava i upra-vleniya. 2015; 4 (41): 146 - 152.

2. Chernikova T.V. Tri strategii podgotovki specialistov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; 2: 9-12.

3. Shvaleva N.M. Sreda razvitiya lichnosti kak psihologo-pedagogicheskij fenomen. Nauchnaya mysl'Kavkaza.2005; 13: 188 - 197.

4. Agaragimova V.K. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury studentov v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2009; 3: 101 - 107.

5. Agaragimova V.K., Nazaraliev I.A. Osnovy social'no-pedagogicheskih issledovanij: uchebnoe posobie. Moskva, 2016.

Статья поступила в редакцию 01.04.16

УДК 371

Adzhiev Z.A., Cand. of Sciences (Sociology), senior teacher, Department of Philosophy and Social Work, Karachay-Cherkess State University n. a. U. D. Aliev (Russia), E-mail: kcsu@mail.ru

SOCIAL CRIME PREVENTION: THE NATURE AND CONTENTS. The article reveals approaches to organize social prevention of legal violation among the population. The author emphasizes that prevention of legal violation requires a comprehensive approach that should lead to action systems and structures that can prevent possible problems or solve tasks. Prevention involves scientifically-based and timely undertaken actions. Integrated planning for social prevention is one of the main forms of harmonization in this area of the state, economic bodies, social organizations and labor collectives. The author concludes that activities of prevention of legal violation are primarily focused on improving the organization of preventive work at a place of residence and place of work of people. The author states that it is important to coordinate efforts of all subjects of prevention of offenses. Key words: social prevention; general, special and individual measures of social prevention.

З.А. Аджиева, канд. соц. наук, ст. преп. каф. философии и социальной работы, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, E-mail: kcsu@mail.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

В статье рассматриваются подходы к организации социальной профилактики среди населения. Автор подчёркивает в статье, что профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактика подразумевает научно обоснованные

и своевременно предпринимаемые действия. Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений является одной из основных форм согласования деятельности в этом направлении государственных, хозяйственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов. Автор делает вывод о том, что профилактические мероприятий направлены, прежде всего, на совершенствование организации профилактической работы по месту жительства и по месту работы, а также на координацию усилий всех субъектов социальной профилактики правонарушений.

Ключевые слова: социальная профилактика; общие, специальные и индивидуальные меры социальной профилактики.

Профилактика является важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних стадиях. Она позволяет с меньшими затратами снять остроту социальной проблемы и повернуть процесс в более благоприятную сторону. Социальная профилактика - научно-обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности.

Социальная профилактика создаёт предпосылки для процесса нормальной социализации личности, который основывается на приоритете принципов законности и морали. В наибольшей степени в социальной профилактике нуждаются наименее защищённые слои населения - подростки, дети, лица, ведущие асоциальный образ жизни. Современный подход к социальной работе предполагает отход от устаревшей модели, которая была ориентирована только на оказание помощи. Сегодня важным представляется найти причины правонарушений, т. е. совокупность социальных и психологических факторов, вызвавших негативные последствия [1, с. 305].

«Социальная профилактика (предупреждение, превенция) -деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом

уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов» [1, с. 23].

При изучении этимологии понятия «Социальная профилактика» можно сделать вывод о том, что термин «профилактика» перешёл из медицины и подразумевал меры, предотвращающие возникновение и распространение болезней, способствующие здоровью населения [2, с. 1117]. В словарях термин «профилактика», чаще всего, рассматривается как «предупреждение» Так, профилактика представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на сохранение и укрепление нормального

состояния правопорядка [3, с. 625], так же, как «предотвращение» [4].

Планирование социальной профилактики правонарушений связано с решением следующих задач:

- преодоления различных негативных сторон общественного развития, способствующих правонарушениям;

- повышения уровня сознательности и организованности граждан, формирование уважения к правовым предписаниям;

- устранения основных условий для правонарушений, недостатков в деятельности органов управления, общественных формирований, хозяйственных организаций, культурно-воспитательных и медицинских учреждений,

- сокращения противоправного поведения граждан и должностных лиц;

- сокращения случаев антиобщественного поведения граждан и должностных лиц.

Как отмечают учёные [5 и др.], комплексный план социальной профилактики правонарушений необходимо разрабатывать в качестве составной части плана экономического и социального развития региона, трудовых коллективов.

Воздействие на социально-профилактические объекты осуществляется тесно связанными между собой общими, специальными и индивидуальными мерами (табл.1).

Первичная профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактика подразумевает научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, включающие следующие направления работы (табл. 2):

Необходимость проведения профилактических мероприятий в нашей стране обусловлена наличием следующих основных факторов:

- признание наличия в России значительных экономических, медицинских и психосоциальных проблем, разрешить которые, на данный период социокультурного и экономического развития страны, с помощью имеющегося персонала и технических средств пока нереально, что детерминирует необходимость разработки новых подходов к улучшению здравоохранения и реше-

Таблица 2

Содержание профилактических мероприятий

Система профилактических мероприятий включает:

предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей содействие гражданам в достижении поставленных целей и раскрытии внутренних потенциалов

Таблица 1

Система мероприятий социальной профилактики

Общие меры социальной профилактики Специальные меры социальной профилактики Индивидуальные меры социальной профилактики

способствуют предупреждению или сокращению правонарушений: улучшение условий труда и отдыха, повышение образовательного и культурного уровня населения, совершенствование культурно-массовой и воспитательной работы среди различных социальных групп, особенно среди несовершеннолетних направлены на факторы, влияющие на сокращение правонарушений, предназначены для профилактики различных правонарушений: административных, дисциплинарных, гражданских и уголовных. предназначены для воздействия на граждан, склонных к нарушению правопорядка: улучшение воспитательной работы, усиление охраны общественного порядка, повышение социального контроля за поведением лиц, ранее совершивших правонарушения, особенно преступления,

Таблица 3

Система принципов планирования социальной профилактики

№ Принцип планирования Его содержание

1 принцип реальности предполагает включение в комплексный план социальной профилактики правонарушений таких мероприятий, для реализации которых имеются необходимые материальные, технические, финансовые, кадровые и иные ресурсы

2 принцип законности предполагает включение в комплексный план социальной профилактики правонарушений лишь такие мероприятия, а так же пути и средства их осуществления, которые полностью соответствуют требованиям действующего законодательства

3 принцип директивности состоит в обязательности и своевременности исполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренных комплексным планом социальной профилактики правонарушений

4 принцип системности взаимовлияние комплекса социально-культурных, экономических, демографических и иных мер на всю систему факторов, обусловливающих правонарушения, а так же согласованность деятельности субъектов профилактики в процессе разработки и реализации комплексного

5 принцип конкретности включение в комплексный план социальной профилактики правонарушений определенных мероприятий, сроков выполнения и лиц, ответственных за их реализацию

нию других общечеловеческих, индивидуальных и социальных проблем;

- ограничение ресурсов, которые вкладывает правительство в оздоровление природной и социальной среды обитания населения;

- постоянное увеличение цен на лечение и реабилитацию при снижающемся, особенно в последнее время, уровне и состоянии физического и психического здоровья населения;

- возрастающий разрыв между уровнем дохода людей из разных социальных слоев и культур, что отражается на возможностях и качестве лечения, социального обеспечения;

- повышение внимания к проблеме здоровья в целом: к здоровому образу жизни, к рациональному питанию, физическим упражнениям и т. д.

Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений - одна из основных форм согласования деятельности в этом направлении государственных, хозяйственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов. Оно является итогом совместной разработки различными органами, организациями и коллективами согласованных планов борьбы с правонарушениями, предусматривающих систему долгосрочных и текущих мероприятий по выявлению и устранению причин и условий совершения противоправных действий, воспитательному воздействию на правонарушителей и лиц, совершающих другие антиобщественные поступки. В результате создается основа для взаимодействия всех участников профилактической работы

в борьбе с правонарушениями и наиболее опасным их видом -преступлениями.

При комплексном планировании социальной профилактики правонарушений необходимо руководствоваться следующими принципами (табл. 3):

Эффективность запланированных мер профилактики должна по возможности оцениваться с учетом изменений динамики правонарушений и обусловливающих их факторов. Так, качество и эффективность воспитательной работы, правовой пропаганды выражаются в изменении показателей, характеризующих: степень активности общественности в борьбе с правонарушениями; образовательный и культурный уровень отдельных групп населения; текучесть кадров и др.

Для оценки эффективности выполнения плана профилактики правонарушений могут проводиться выборочные конкретно-социологические исследования путем изучения общественного мнения. Однако точная оценка эффективности выполнения плана по изменениям в состоянии и динамике правонарушений возможна только при углубленных обследованиях, охватывающих достаточно большой период времени. По содержанию профилактические меры подразделяются на следующие виды (табл. 4):

Обобщая вышеизложенное, можно резюмировать, что профилактические мероприятия направлены, прежде всего, на совершенствование организации профилактической работы по месту жительства и по месту работы; а также на координацию усилий всех субъектов социальной профилактики правонарушений.

Таблица 4

Основные виды общепрофилактических мер

Экономические Организационно-правовые Социально-культурные Воспитательные

направлены на повышение жизненного уровня населения, улучшение условий труда и быта, обеспеченности жильем предусматривают создание новых профилактических служб или совершенствование деятельности имеющихся комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних содействуют удовлетворению культурных запросов, организации досуга, духовного и физического развития людей предназначены для обеспечения нравственного, трудового, правового воспитания различных категорий граждан, развития их общественной активности

Библиографический список

1. Агафонов А.Н., Менлибаев К.Н., Туганбекова К.М., Черная Г.Г. Социальная работа: теории и технологии. Астана, 2005.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, 1994.

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва, 1987.

4. Технология социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под редакцией И.Г. Зайнышева. Москва, 2002.

5. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. Москва, 2002. References

1. Agafonov A.N., Menlibaev K.N., Tuganbekova K.M., Chernaya G.G. Social'naya rabota: teorii i tehnologii. Astana, 2005.

2. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Moskva, 1994.

3. Anikeeva N.P. Vospitanie igroj. Moskva, 1987.

4. Tehnologiya social'nojraboty: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej I.G. Zajnysheva. Moskva, 2002.

5. Shakurova M.V. Metodika i tehnologiya raboty social'nogo pedagoga. Moskva, 2002.

Статья поступила в редакцию 29.03.16

УДК 374

Boykova O.A., postgraduate, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: olga010281@yandex.ru

Petronyuk I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Continuing Adult Education (St. Petersburg, Russia),

E-mail: pis25@mail.ru

FEATURES OF FORMATION OF WORLD ART PAINTINGS OF MODERN TEENAGERS. The article discusses specifics of modern art paintings of teenagers around the world. The authors have distinguished evaluative, emotional and sensory, cognitive, creative and reflective components of an activity and of the artistic picture of the world. The role of the artistic picture of a person of the world is designed to expand the creative potential of the individual, to promote preservation of cultural diversity in the selection of philosophical ideas and directions of development of every person and of the society as a whole. The authors make an attempt to justify the expansion and enrichment of educational space of an educational institution for the purpose of an active system of interaction with the socio-cultural institutions.

Key words: teens, artistic picture of the world, educational space, socio-cultural interaction.

О.А. Войкова, аспирант каф. социального образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Е-mail: olga010281@yandex.ru

И.С. Петронюк, канд. пед. наук, доц. каф. психологии и дефектологии, Институт непрерывного образования

взрослых, г. Санкт-Петербург, Е-mail: pis25@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

В статье рассматриваются особенности становления художественной картины мира современных подростков. Выделены ценностный, эмоционально-чувственный, когнитивный, творческо-деятельностный и рефлексивный компоненты художественной картины мира. Рассмотрена роль художественной картины мира человека, призванной расширять творческий потенциал личности, содействовать сохранению многообразия культуры в отборе мировоззренческих идей и развития направленности каждой личности и социума, в целом. Предпринята попытка обоснования расширения и обогащения образовательного пространства образовательного учреждения в целях активного системного взаимодействия с социокультурными институтами.

Ключевые слова: подросток, художественная картина мира, образовательное пространство, социокультурное взаимодействие.

Интеллектуальный фонд страны - это богатство, которое надо постоянно приумножать за счёт усиления творческого начала в образовательном процессе, и которое невозможно без создания образовательного пространства, которое бы способствовало формированию творческой личности. Художественная картина мира человека способна обеспечить появление личностно значимых ценностей и смыслов, нестандартных (нешаблонных) идей, определяющих собственное отношение к окружающему миру и обогащающих внутренний мир человека. Творчески богатое образовательное пространство не возможно единения науки, образования и искусства. Активное взаимодействие социокультурных институтов станет значительным вкладом для выработки стратегической линии, которая создаст все условия для освоения личностью новых способов деятельности, что предполагает развитие у неё творческого отношения к миру.

В этой связи, актуальность изучения феномена «художественная картина мира» подтверждается возрастанием потребности педагогической науки в использовании метода художественного познания и понимания мира, его высокого потенциала, который заключается в направленности, с одной стороны, на внешнюю - социальную, природную, культуротворческую деятельность человека, а с другой, - на внутренний мир человека, на эмпатийную часть личности.

Необходимость изучения феномена «художественной картины мира» подрастающего поколения также подтверждается потребностью современной школы на развитие личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, возможности противостоять негативным социальным процессам.

Подросткам открываются рекомендованные к изучению фрагменты картины мира в рамках отдельных учебных курсов. Обучение определяется единицами познания конкретных наук (понятий, правил, формул, лексики, алгоритмов и т. д.) Представления подростка о мире формируются на основе быстро устаревающих учебных текстов, «вчерашних» ценностей, информационных сообщений учителя. Насыщение современной школы компьютерными ресурсами носит узкопредметный характер и недостаточно ориентировано на межпредметную информатизацию и визуализацию интегративной образовательной среды [2].

Перспектива современной школы состоит в педагогическом обеспечении процессов формирования целостного образа мира

подростка. Эта тенденция реализуется внедрением Федерального государственного стандарта основного общего образования. В ФГОС планируется в рамках изучения предметной области «Естественно-научные предметы» обеспечить «осознание подростком своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире», в том числе на основе приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире.

ФГОС ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника в условиях современной школы («портрет выпускника основной школы»), как активность и заинтересованность в познании мира, осознание ценности труда, науки и творчества. В то же время рамочный характер образовательного стандарта не предполагает конкретных рекомендаций научно-методического характера по выполнению данного требования.

И.А. Силкина утверждает, что образ мира подростка представляет аксиологическую структуру интегративного личностного новообразования, характеризующегося синтезом представлений подростка о законах природы и общества, закономерностях развития мира, ценностным отношением к познанию и исследовательскому методу; развитием универсальных учебных действий. Подростки в условиях современной школы демонстрируют различные сочетания дискретных и мозаичных представлений о мире [3].

Авторы доклада ЮНИСЕФ «Положение детей в мире» [1], определили подростковый возраст как важный этап развития человека, переходный этап между детством и взрослостью. Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения, подростки-лица в возрасте 10-19 лет.

В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна и др. Часто подростковый возраст трактуется как кризисный период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском и становлением собственного «Я», а также определения своего места в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.