УДК 159.9.316.6 10.20310/1810-231Х-2016-15-2-99-103
ПРОФИЛАКТИКА КАК ВЕДУЩАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Болдина Марина Александровна, Никонов Юрий Сергеевич
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-шаД: [email protected]
В статье профилактика рассматривается как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению. Профилактика девиантного поведения подростков включает в себя информационный, социально-профилактический и медико-биологический подходы. Данные подходы способствуют предотвращению девиации на ранних стадиях, что позволяет существенно сократить ее развитие среди подростков.
Ключевые слова: технология социальной работы, профилактика, информационный подход, социально-профилактический подход, медико-биологический подход
В настоящее время проявляется повышенный рост девиантного поведения среди подростков. Предотвращение данного роста является основной задачей многих наук. Для этого разрабатываются различные технологии социальной работы, направленные на решение проблем девиации среди подростков, одной из таких технологий является профилактика деви-антного поведения подростков, склонных к девиантному поведению.
Технологии социальной работы рассматривали многие ученые. Е. И. Холостова определяет технологию социальной работы как прикладную часть теории социальной работы, которая изучает и разрабатывает методологические основы формы, методы и средства взаимодействия и взаимодеятельности с человеком в проблеме по выявлению его способности к активному социальному функционированию, а также выработку и реализацию программ и конкретных мер восстановления его социальности [1]. Т. Б. Соколова рассматривает технологию социальной работы как одну из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [2].
М. В. Фирсов раскрывает термин «технология социальной работы» как целенаправленный, специально организованными операциями и процедурами процесс и результат помощи, активизирующий взаимодействия людей друг с
другом, группами, институтами, сообществом в целях содействия личным и социальным переменам. В этом подходе явно можно определить две составляющие технологии социальной работы: процесс помощи, включающий операции, процедуры и ее результат [3, с. 53].
Опираясь на данные определения, технология социальной работы с подростками - это совокупность методов, процессов, форм социальной работы по информированию и консультированию подростков по важнейшим вопросам их жизнедеятельности. На наш взгляд, данная технология является ведущей технологией социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению.
Под профилактикой в широком смысле слова понимается система комплексных мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в поведении и формирование нравственного поведения и нравственных качеств личности [4, с. 120]. Профилактика деви-антного поведения предполагает систематически осуществляемое, целенаправленное предупредительное воздействие на отдельных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, в целях предупреждения преступлений и других асоциальных проявлений [5].
В социальной работе под «профилактикой» подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных
коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
- содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика:
- изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
- изучение и коррекция нарушения ма-теринско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Вторичная профилактика включает:
- раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;
- исследование генографии семьи;
- коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
- наличие четких семейных ролей.
Третичная профилактика проводится в
отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание юве-нальных судов, оценивающих подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами [5].
Состояние такой сложной социальной системы, какой является человеческое общество, обуславливается многими процессами, происходящими в нем на том или ином этапе его развития. Направленность и содержание этих процессов в значительной мере определяются поведением самих людей, которое формируется, как правило, под воздействием этих процессов, условий и обстоятельств. Однако поведение личности, представляющее комплекс «взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой», может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом действий всего общества. Такое отклонение в поведении человека побуждает общество осу-
ществлять специальные меры по предупреждению, устранению или, в крайнем случае, смягчению отрицательных социальных последствий этого рассогласования как для самой личности, так и для общества в целом.
Профилактика девиантного поведения является ведущей технологией социальной работы с подростками в связи с тем, что прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом, на их предупреждение, т. е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека. При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованы, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации. Хотя однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть.
Однако в настоящее время как в науке, так и в практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних сформировались определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы.
В концептуальном плане среди них можно выделить, прежде всего, информационный подход. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления. А именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, художественную литературу и др. современные средства. Их целена-
правленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры. К сожалению, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике девиантного поведения не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество.
Не менее значима в нашем обществе необходимость борьбы с алкоголизмом, а также информирования населения о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма, особенно той его категории, которая по своим возрастным данным потенциально является наиболее репродуктивной частью общества. Недооценка данного направления информационно-профилактической работы привела к тому, что ныне постоянно увеличивается количество детей, родившихся с психическими отклонениями. В подавляющем большинстве причиной этого является пьянство родителей. Эта проблема стала предметом изучения и исследования педиатров, психологов, психотерапевтов, педагогов. Помимо сострадания к судьбе таких детей общество несет и большие материальные затраты по содержанию многих из них в специализированных учреждениях. Поэтому так обостренно встает необходимость профилактической работы с будущими родителями.
В этой связи большую работу могут и должны проводить школы с учениками старших классов, производственно-технические училища и другие учебные заведения, женские консультации, поликлиники, участковые врачи, другие специалисты, различные специализированные объединения и непосредственно специалисты по социальной работе. Неоценимую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказали бы целевые выпуски телесюжетов, радиопередач, научно-пропагандистских печатных изданий.
В профилактике девиантного поведения используется социально-профилактический подход, который может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер. К примеру, такие социальные проблемы, как трудовая занятость населения, вынужденная миграция, обнищание значительной части населения страны, специфические во-
просы социального обеспечения и другие, которые разрешимы лишь на государственном уровне. Принимаемые в настоящее время Правительством Российской Федерации меры пока еще, к сожалению, не дают ожидаемых результатов, что усиливает социальную напряженность и порождает серьезный рост различного рода нарушений социальных норм.
Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, помимо уже рассмотренных, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие подходы, поскольку в данном случае речь идет о профилактике не биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую и связанных с психическим состоянием молодого человека, что подтверждается специальными исследованиями [6].
Такое сложное переплетение биологических элементов с другими факторами, оказывающими влияние на поведение несовершеннолетнего, обуславливает необходимость сочетания в борьбе с социальными отклонениями как медицинского воздействия, так и социально-профилактических мероприятий вплоть до применения санкций, не исключающих и принудительное лечение в пределах действующего законодательства. Например, выявление больных, страдающих наркоманией, с целью своевременного лечения, если они сами отказываются пройти курс лечения. Одна из задач борьбы с отклоняющимся поведением состоит в том, чтобы посредством специальных профилактических мероприятий исключить возможность возникновения всякого рода нежелательных ситуаций.
Одним словом, профилактическая деятельность учреждений социального обслуживания населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей, и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.
С накоплением опыта работы определились функции специализированных учрежде-
ний в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
обеспечение безопасности ребенка от внешних угроз, защита его законных прав и интересов;
снятие у детей остроты психологического напряжения или стрессового состояния, осуществление первично адаптации к жизни в социально здоровой среде;
- оказание социальной, психологической педагогической помощи детям и их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации; восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников по месту учебы работы, жительства;
- участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности детей, восстановление или компенсация их семейных связей;
- содействие органам опеки и попечительства в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей.
Профилактика девиантного поведения, как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению, эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
1) добровольного участия;
2) успешности учебной деятельности (учения);
3) эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);
4) психологической защищенности.
Выполнение этих требований позволяет
вести учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами подростков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких-либо учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением (слабые, отстающие, запущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска» и др.).
Таким образом, динамизм социальных процессов, происходящих в современной Рос-
сии, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций. Наряду с ростом позитивных девиаций (например, политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество) усиливаются девиации негативные - насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая деликвентность, аморальность поведения. В таких условиях профилактика девиантного поведения является ведущей технологией в работе с несовершеннолетними, именно данная технология является стартовым звеном в работе, направленной на снижение девиаций среди подростков.
Литература
1. Холостова Е. И, Конова Л. И. Технология социальной работы. М., 2013.
2. Соколова Т. Б. Технология социальной работы. Хабаровск, 2012.
3. Фирсов М. В., Студёнова Е. Г. Технология социальной работы. М., 2012.
4. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006.
5. Бурлякина Н. Р. Самые сложный возраст для родителей. URL: http://www.cisr.ru/complete_ other.html.
6. Социальная педагогика /под ред. Галагу-зовой М. А. М., 2000.
References
1. Kholostova E. I, Konova L. I. Tekhnologiya sotsial'noj raboty [Technology of social work]. M., 2013.
2. Sokolova T. B. Tekhnologiya sotsial'noj raboty [Technology of social work]. Khabarovsk, 2012.
3. Firsov M. V., Studyonova E. G. Tekhnologiya sotsial'noj raboty [Technology of social work]. M., 2012.
4. Enikeev M. I. Psikhologicheskij entsiklope-dicheskij slovar' [Psychological encyclopedic dictionary]. M., 2006.
5. Burlyakina N. R. Samy slozhnyj vozrast dlya roditelej [The most difficult age for parents] [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.cisr.ru/ com-plete_other.html.
6. Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogics] /pod red. Galaguzovoj M. А. M., 2000.
* * *
PREVENTION AS LEADING TECHNOLOGY OF SOCIAL WORK WITH THE TEENAGERS INCLINED TO DEVIANT BEHAVIOR
Boldina Marina Aleksandrovna, Nikonov Yury Sergeevich
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
In article authors considered prevention as the leading technology of social work with the teenagers inclined to deviant behavior. Prevention of deviant behavior of teenagers includes information, social and preventive and medicobiological approaches. These approaches promote prevention of deviation at early stages that allows to reduce significantly her development among teenagers.
Key words: technology of social work, prevention, information approach, social and preventive approach, medicobiological approach
Об авторах:
Болдина Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
Никонов Юрий Сергеевич, студент 4 курса направления подготовки «Социальная работа» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
About the authors:
Boldina Marina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Social Pedagogical Education Department, Tambov State University named after G.R. Derzhavin
Nikonov Yury Sergeevich, 4th-year Student of the Educational Program «Social Work», Tambov State University named after G. R. Derzhavin