Научная статья на тему 'Проектирование программ социальной профилактики зависимости подростков от психоактивных веществ'

Проектирование программ социальной профилактики зависимости подростков от психоактивных веществ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
810
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / ПОДРОСТКИ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / SOCIAL DESIGN / SOCIAL PREVENTION / PROGRAMS OF SOCIAL PREVENTION / TEENAGERS / PSYCHOACTIVE AGENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болдина Марина Александровна, Епихина Пелагея Васильевна

Статья посвящена проектированию программ социальной профилактики зависимости подростков от психоактивных веществ. Рассмотрен подростковый возраст как важнейший период становления и формирования личности. Проектирование представлено как вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы. Проанализированы компоненты структуры социального проектирования. Охарактеризованы наиболее часто применяемые методы социального проектирования. Выявлены этапы проектирования программ социальной профилактики зависимости подростков от психоактивных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Болдина Марина Александровна, Епихина Пелагея Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF PROGRAMS OF SOCIAL PREVENTION OF DEPENDENCE OF TEENAGERS ON PSYCHOACTIVE AGENTS

Article presents design of programs of social prevention of dependence of teenagers on psychoactive agents. Authors consider the teenage age as the most important period of formation and formation of the personality, presents design as a kind of activity which has a direct bearing on development of the social sphere, analyze components of structure of social design, characterize the most often applied methods of social design and reveal design stages of programs of social prevention of dependence of teenagers on psychoactive agents.

Текст научной работы на тему «Проектирование программ социальной профилактики зависимости подростков от психоактивных веществ»

УДК 364.27.043(07) doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-1-76-80

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Болдина Марина Александровна, Епихина Пелагея Васильевна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, e-mail: [email protected]

Статья посвящена проектированию программ социальной профилактики зависимости подростков от психоактивных веществ. Рассмотрен подростковый возраст как важнейший период становления и формирования личности. Проектирование представлено как вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы. Проанализированы компоненты структуры социального проектирования. Охарактеризованы наиболее часто применяемые методы социального проектирования. Выявлены этапы проектирования программ социальной профилактики зависимости подростков от психоактивных веществ.

Ключевые слова: социальное проектирование, социальная профилактика, программы социальной профилактики, подростки, психоактивные вещества

В современном мире многие социальные проблемы общества решаются посредством привлечения различных технологий, которые модернизируют существующие процессы. Одной из таких технологий является социальное проектирование. На наш взгляд, применение проектного подхода в решении проблем зависимости подростков от психоактивных веществ способствует повышению эффективности социальной работы с данной возрастной группой.

Социальное проектирование - термин, который стал употребляться относительно недавно - с 70-80-х гг. прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования В. М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве. После революции 1917 г. Россия становится огромным полем глобальных социальных экспериментов. Предметом проектирования становится общество в целом, включая человека - каждого гражданина этого общества [1].

Проектирование происходит от лат. «рго]'есШ» - брошенный вперед. В. И. Курбатов определяет проектирование как процесс создания прототипа, прообраза предлагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение ва-

риантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений [2, с. 17].

Что касается социального проектирования, то его методы, уровни, типы рассматривают такие исследователи как: В. А. Луков, Г. А. Лукс, Е. И. Холостова, В. М. Сафроно-ва. По определению российского социолога Ж. Т. Тощенко, социальное проектирование - это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов [цит по 3, с. 8]. Социальное проектирование, как отмечает В. А. Луков, это вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Оно выражается в конструировании индивидом, группой или организацией действий, направленных на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам [4, с. 7].

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает важным элементом цикла управления в социальной работе. Так, В. М. Сафронова считает, что проектирование является звеном социально-управленческого цикла, представляющим собой социальную технологию (комплекс взаимосвязанных операций), на-

целенную на диагностику актуальных и перспективных социально значимых проблем, выработку вариативных образцов решений таких проблем совместно с механизмом обеспечения согласованных действий по их реализации [5, с. 183].

Основной целью проектирования как специфической управленческой деятельности является создание проекта, выступающего конечным продуктом. В контексте нашего исследования конечным продуктом проектирования системы социального сопровождения подростка выступает проект самой системы, включающий совокупность:

- сформулированных проектных целей;

- создаваемых для этих целей социальных учреждений, физических объектов, систем социальной защиты;

- программ, планов, расчетов, смет и др.;

- рассчитываемых необходимых ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, временных;

- комплекс управленческих решений, мероприятий (мер) по достижению целей.

Таким образом, в проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенном взаимодействии специалистов с подростком, наличие необходимых для этого ресурсов.

Структура социальной профилактики зависимости подростков от психотропных веществ состоит из нескольких относительно самостоятельных, но зависимых друг от друга элементов (компонентов). Выделяются следующие компоненты: социальная система, объект и субъект проектирования, принципы и методы социального проектирования, условия проектирования.

Применение системного подхода в практике социальной работы - одна из наиболее заметных устоявшихся тенденций последних десятилетий. Системный подход, по мнению Е. И. Холостовой, позволяет правильно понять сущность любого социального объекта, процесса. Общество, организацию, малую группу, любое социальное учреждение, а также технологию социальной работы можно представить в качестве системы, то есть целостной совокупности множества взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношений и взаимозависимости, которые выражаются в свойствах и функциях единого множества [6, с. 31]. С позиции В. И. Курбатова, система

представляет собой «целостность, иерархически организованную множеством функций и соответствующих им управленческих действий по принятию решений и их реализации». Система социальной профилактики употребления психоактивных веществ подростками может выступать объектом проектирования, подвергающимся воздействиям со стороны субъектов проектирования (к ним относятся различные носители управленческой деятельности - как отдельные специалисты, так и учреждения).

Объектом социальной профилактики зависимости подростков от психотропных веществ выступает сам подросток. Подростки -это дети в возрасте 11-15 лет. Ведущей деятельностью является общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности умение подчиняться нормам коллективной жизни [7]. Особенности подросткового возраста связаны не только с физическим развитием данной возрастной группы, но и с развитием социальным, психологическим, со становлением в этот период социально-нравственного развития, формированием убеждений подростка. Именно с учетом этих особенностей возможно эффективное взаимодействие специалиста по социальной работе и подростка, способствующее разрешению различных проблем объекта сопровождения, достижению поставленных целей.

Все функции по оказанию помощи в процессе социальной профилактики употребления психоактивных веществ подростками выполняет субъект. Субъектами социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. д., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности.

Выделяют следующие принципы построения профилактических программ для подростков:

1. Профилактические программы должны иметь конструктивно-позитивный харак-

тер. Это предполагает демонстрацию негативных последствий асоциальных норм поведения, а также развитие навыков анализа ситуации и выбора оптимальных форм поведения.

2. Профилактические программы должны быть комплексными, что предполагает последовательную работу на различных уровнях - медицинском, психологическом, личностном, социальном, бытовом, правовом. На каждом уровне программы должны вовлекаться подростки, ближайшее окружение.

3. Профилактические программы должны работать на опережение.

4. Проводимое в рамках профилактических программ мероприятие, должно быть своевременным.

5. Все компоненты профилактических программ должны быть доступны для той группы подростков, на которую программа рассчитана.

6. Все компоненты профилактических программ должны быть взаимосвязаны [8, с. 247].

В качестве наиболее часто применяемых методов социального проектирования В. М. Сафронова рассматривает:

- проблемно-структурный метод: основывается на принципах проблематизации, структуризации и дивергенции, т. е. на расширении границ возможной проблемной ситуации;

- метод структурного анализа: стремится к превращению проектных данных с помощью использования принципов структуризации, анализа и трансформации последних;

- программно-структурный метод: сужает границы проектной проблемы, основываясь на принципах программирования, структуризации и конвергенции проектных данных;

- структурный метод: оперирует упорядоченностью и взаимосвязью проектных данных;

- структурно-технологический метод: использует приняты технологизации, организации и структуризации данных, необходимых для конкретного социального проекта;

- проблемно-системный подход: основывается на принципах проблематизации, систематизации и дивергенции;

- метод системного анализа: основывается на принципах систематизации, анализа и трансформации;

- программно-системный метод: основывается на принципах программирования, систематизации и конвергенции;

- системный метод: основывается на принципах целостности и организованности объекта;

- системно-технологический метод: основывается на принципах технологизации, систематизации и организации проектных данных;

- проблемно-средовой метод: основывается на принципах проблематизации, сре-дизации и дивергенции;

- метод средового анализа: использует принципы средизации, анализа и трансформации;

- программно-средовый метод: основывается на принципах программирования, средизации и конвергенции;

- средовый метод: использует принципы целостности, включенности и организованности;

- средово-технологический метод: тех-нологизации, средизации и организованности.

Основываясь на исследованиях в области социального проектирования В. А. Лукова, В. И. Курбатова, В. М. Сафроновой, а также исследований в области инновационных программ для молодежи Н. Ф. Басова, можно выделить следующие этапы проектирования программ профилактики зависимости подростков от ПАВ:

Первый этап - изучение общественного мнения в подростковой среде. На данном этапе необходимо проанализировать социальную ситуацию, составить отчет о проведении исследования, сформулировать выводы. Этот этап позволяет изучить исходное состояние социальной проблемы подростков и приступить к ее формулировке, которая должна стать объектом дальнейших практических действий.

Второй этап - формулировка актуальной социальной проблемы. Здесь важно сформулировать социальную проблему (или проблемы), в решении которой может принять участие подростки; определить причины существования данной социальной проблемы.

Третий этап - определение цели и задач проекта, направленного на профилактику зависимости подростков от ПАВ. На данном этапе необходимо определить ту подростковую группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен проект. Важный элемент, над которым следует работать на этом этапе - формулировка цели проекта для подростков - осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия несовершеннолетнего. Данный этап позволяет сформулировать основную цель работы над решением подростковой социальной проблемы, ожидаемый результат, а также конкретизировать мероприятия по достижению поставленной цели.

Четвертый этап - составление плана работы. Основные задачи: определить перечень основных мероприятий по осуществлению целей и задач проекта; определить ответственных за каждый пункт плана; указать необходимые ресурсы и источники их получения. Данный этап позволяет представить объем работы, сроки ее выполнения, назначить ответственных за каждый пункт и составить реально выполнимый план.

Пятый этап - реализация проекта. На данном этапе авторы проекта непосредственно приступают к реализации намеченного плана, осуществляют замыслы и, решая одну задачу за другой, постепенно двигаются к достижению намеченной цели.

Шестой этап - оценка и контроль выполнения плана. Здесь важна качественная и количественная оценка проведенных мероприятий. Необходимо отметить, что оценка проведенных мероприятий не должна быть формальной. Очень удобно пользоваться методикой «лист контроля», которая позволяет отслеживать состояние подготовки каждого планового мероприятия и вовремя корректировать ситуацию, если в этом есть необходимость. Данная работа позволяет подвести промежуточные итоги, соотнести их с показателями, которые были определены в качестве основы системы оценки работы.

Седьмой этап - анализ результатов работы над проектом для подростков. Любая завершенная работа нуждается в анализе ее процесса и итогов. Это нужно для того, чтобы увидеть реальный результат, по возможности объективно оценив достигнутое. Опираясь на систему критериев и показателей,

следует всесторонне обсудить то, что реально получилось, сравнивая с тем, что было запланировано на этапе подготовки проекта для подростков. Анализируется выполнение отдельных задач, качество мероприятий. Проектирование в области социальной работы с подростками применяется для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, технологии конкретных форм социальной деятельности с подростками [9, с. 247].

Таким образом, проектирование программ социальной профилактики зависимости подростков от ПАВ можно представить как социальную технологию, деятельность по созданию социальных проектов и социальных программ. К особенностям проектирования программ социальной профилактики зависимости подростков от ПАВ мы относим: специфику возраста, этапы проектной деятельности с данной возрастной категорией, принципы, на которых базируется проектирование программ с подростками, учет нормативно-правовой базы, регулирующей социальную работу с несовершеннолетними, а также включение в программы родителей. Результатом проектирования являются программы, которые решают проблемы конкретного подростка, нуждающегося в помощи.

Литература

1. Лукс Г. А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Самара, 2003.

2. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону, 2001.

3. Дьячек Т. П. Социальный проект: создание, ресурсная поддержка. Тамбов, 2010.

4. Луков В. А. Социальное проектирование. М., 2003.

5. Сафронова В. М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. М., 2007.

6. Холостова Е. И. Теория социальной работы. М., 2001.

7. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии. М. 1996.

8. Болдина М. А. Проектирование программ социальной профилактики девиантного поведения подростков // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов, 2016. С. 277-284.

9. Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью. М., 2010.

References

1. Luks G. A. Sotsial'noye innovatsionnoye proektirovaniye v regionaTnoj molodezhnoj politike [Social innovative design in regional youth policy]. Samara, 2003.

2. Kurbatov V. I., Kurbatova O. V. Sotsial'noye proektirovaniye [Social design]. Rostov-na-Donu, 2001.

3. D'yachek T. P. Sotsial'nyj proekt: sozdaniye, resursnaya podderzhka [Social project: creation, resource support]. Tambov, 2010.

4. Lukov V. A. Sotsial'noye proektirovaniye [Social design]. M., 2003.

5. Safronova V. M. Prognozirovaniye, proektirovaniye i modelirovaniye v sotsial'noj rabote [Fore-

casting, design and modeling in social work]. M., 2007.

6. Kholostova E. I. Teoriya sotsial'noj raboty [Theory of social work]. M., 2001.

7. Semenyuk L. M. Khrestomatiya po vozrast-noj psikhologii. M. 1996.

8. Boldina M. A. Proektirovaniye programm sotsial'noj profilaktiki deviantnogo povedeniya po-drostkov [Design of programs of social prevention of teenagers' deviant behavior] // Professional'no-lichnostnoye razvitiye prepodavatelya i studenta: tra-ditsii, problemy, perspektivy. Tambov, 2016. S. 277284.

9. Basov N. F. Sotsial'naya rabota s molo-dezh'yu [Social work with youth]. M., 2010.

* * *

DESIGN OF PROGRAMS OF SOCIAL PREVENTION OF DEPENDENCE OF TEENAGERS ON PSYCHOACTIVE AGENTS

Boldina Marina Aleksandrovna, Epikhina Pelageya Vasilyevna

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]

Article presents design of programs of social prevention of dependence of teenagers on psychoactive agents. Authors consider the teenage age as the most important period of formation and formation of the personality, presents design as a kind of activity which has a direct bearing on development of the social sphere, analyze components of structure of social design, characterize the most often applied methods of social design and reveal design stages of programs of social prevention of dependence of teenagers on psychoactive agents.

Key words: social design, social prevention, programs of social prevention, teenagers, psychoac-tive agents

Об авторах:

Болдина Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Епихина Пелагея Васильевна, студентка 4 курса направления подготовки «Социальная работа» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

About the authors:

Boldina Marina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Psychology and Pedagogical and Social Formation Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Epikhina Pelageya Vasilyevna, 4th-year Student of the Educational Program «Social Work», Tambov State University named after G. R. Derzhavin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.