УДК 371.72:616.89 doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-3-46-53
ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Васильева Елена Валерьевна
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, Россия, г. Тамбов, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вариативные технологии работы социального педагога с подростками по профилактике компьютерной зависимости. Среди технологий описаны: интерактивная, информационно-коммуникативная, проектная, функциональное биоуправление с биологической обратной связью. Подробно рассмотрены сущность технологий, особенности применения их в работе социального педагога, также дана оценка эффективности применения технологий при профилактике компьютерной зависимости подростков. В связи с тем, что зависимое поведение приводит к возникновению комплекса проблем на социальном, психологическом и физиологическом уровнях, в статье сделан акцент на необходимости применения данных технологий комплексно при проведении профилактических мероприятий с подростками.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, компьютерная зависимость, подростки, профилактика, социальный педагог, технологии, групповая и индивидуальная работа, саморегуляция, стрессоустойчивость
Под термином «технология» в широком смысле можно понимать систему средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта. В социально-педагогической деятельности под технологией понимают систему последовательных действий специалиста, направленную на решение конкретной социально-педагогической задачи или проблемы с заранее продуманным результатом.
Социально-педагогические технологии представляют собой систему четких инструкций, действий, предписаний. Однако даже полное следование технологии может не принести ожидаемых результатов. Другими словами, каждая технология обладает различной эффективностью и должна быть профессионально подобрана для конкретной целевой группы.
Для того, чтобы подобрать наиболее эффективную технологию, специалист должен для себя определить:
- цель работы;
- условия для реализации поставленной цели;
- особенности и возможности целевой группы;
- особенности места для проведения работы;
- временные рамки;
- свои способности и возможности.
В зависимости от основы классификации в научной литературе выделяют различные виды или типы социально-педагогических технологий.
По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые) технологии.
По преобладающему виду деятельности различают консультативные, посреднические, игровые, психотерапевтические, кор-рекционные технологии; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления и т. д. [1].
По направленности на преобразование окружающей подопечного среды выделяют средовые технологии оздоровления природной среды и технологии оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных и т. д.).
По количеству целевой группы можно выделить:
- индивидуальные - технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения, самообеспечения и т. д.;
- групповые - технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т. д.);
- массовые - технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной рекламы и т. д. [2]
Каждая социально-педагогическая технология подразделяется на этапы, которые имеют конкретные цели. Прохождение этапов и выполнение их целей необходимо. Даже, если придется их отложить на некоторое время, то все равно специалист должен будет к ним вернуться и завершить их в уже изменившихся условиях. Таким образом, специалист определяет цель своей работы и особенности целевой группы.
Проблемы подростков, их динамичность и состояние являются определяющим фактором выбора конкретной технологии. Это учитывается как во время первичной диагностики, так и итоговой диагностики при окончании работы. Кроме того важно отметить, что само внимание социального педагога к проблеме ребенка и его семьи может оказать благотворное действие на сложившуюся негативную ситуацию.
С одной стороны, так происходит потому, что подростки, оказавшиеся в сложной ситуации, не могут самостоятельно обратиться за помощью или бояться оказаться в неловкой ситуации при обращении к специалисту. С другой стороны, большинство подростков считают, что кроме семьи или близких их проблемы больше никого не интересуют. Учитывая данное обстоятельство, социальный педагог при общении с детьми настраивает их на позитивное отношение к решению сложившийся ситуации и создает доверительную атмосферу для дальнейшей работы.
Важную роль в профилактической работе специалиста занимает налаживание контакта с детьми. Именно непосредственное общение, заинтересованность, эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, содействие будет создавать профилактическую и терапевтическую атмосферу, которая так необходима для подростков со склонностью к аддиктивному поведению [3].
Среди особенностей профилактики зависимого поведения стоит выделить то, что со-
циальный педагог ориентируется на создание позитивного жизненного сценария, развитие конструктивных стратегий поведения и социально ценных навыков и умений. При этом целевой группой являются подростки, которые уже имеют негативный жизненный опыт или столкнулись со сложной ситуацией и не смогли правильно ее разрешить. Именно поэтому социальный педагог должен руководствоваться принципом принятия ребенка в качестве не только цели, но и ценности, и строить свою работу на базе гуманной педагогики.
Как мы уже отмечали, зависимое поведение подростков порождает множество проблем: социальных, медицинских, психологических. Решение данных проблем требует комплексной работы различных специалистов. Именно поэтому развивающуюся аддик-цию, а так же склонность к ней, необходимо вовремя диагностировать и проводить необходимые профилактические мероприятия.
Исходя из данных, полученных в ходе первичной диагностики, специалист принимает решение, с какой целевой группой будет работать, и какой вид профилактических мероприятий необходим при этом. В основном в образовательном учреждении требуется проведение первичной профилактики, и в редких случаях вторичной. Следовательно, целевой группой являются многие подростки, у которых еще нет компьютерной зависимости и те, у кого наблюдается начальная стадия развития аддиктивного поведения. При этом социальный педагог определяет, какую форму работы выбирать, и какая технология будет наиболее эффективной. Другими словами, проблемы подростков определяют содержание социально-педагогической технологии. В основном проблемы схожи, они взаимосвязаны между собой и их можно сгруппировать. Следовательно, необходимо выделить, на что должна быть направлена профилактическая работа специалиста.
- Самооценка (развитие адекватной самооценки).
Развитие адекватной самооценки - это один из блоков в формировании антинаркотической устойчивости личности. Умение подростка соизмерять цель со своими способностями/возможностями позволяет строить уверенную линию развития и самореализации.
- Коммуникативные навыки.
Подростков важно научить адекватно
оценивать собственное поведение, обращать
внимание на такие качества, как уверенность, неуверенность, агрессивность. Уверенное поведение увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет определять и выражать свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих, умеет строить отношения «на равных» [4].
— Умение справлять с конфликтными и стрессовыми ситуациями.
Умение справляться с конфликтными ситуация переплетается с навыками саморегуляции. По сути, конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. Вопрос заключается в том, как разрешать конфликты. Наличие умений справляться со стрессовыми и конфликтными ситуациями говорит о том, что уменьшается риск возникновения зависимого поведения у подростка, так как он умет конструктивно преодолевать возникающие препятствия.
— Навыки саморегуляции.
Один из факторов возникновения аддик-тивного поведения - это неумение снимать напряжение конструктивными способами. Именно поэтому так важно развивать у подростков навыки саморегуляции.
Для этого имеется достаточно широкий спектр упражнений (аутотренинги, гимнастика, арттерапия и т. д.). Стоит учитывать, что подростки неохотно выполняют упражнения, в которых надо делать мимическую гимнастику, так как их сковывает страх выглядеть смешно и неуклюже, гораздо лучше идут упражнения-аутотренинги. Вместе с тем, следует отметить, что младшие группы с удовольствием выполняют упражнения, где необходимо быть активным.
— Экзистенциальные вопросы.
Работа с экзистенциальными вопросами
является одной из самых сложных, так как требует от социального педагога особой осторожности и тактичности. Здесь рассматриваются такие понятия, как свобода, зависимость, жизнь, вера, дружба, смерть. Работа в данном направлении в основном подходит только для старших подростков, так как в этом возрасте идет осмысление, переоценка экзистенциальных вопросов и понятий. Они могут пересматривать и менять свою иерархию ценностей [5].
Для здоровой, полноценной жизни человеку необходимо иметь положительный жизненный сценарий. Он строится на базе вышеуказанных навыков и умений. Именно положительный жизненный сценарий исключает употребление психоактивных веществ.
Рассмотрим наиболее эффективные технологии, применяемые в групповой и индивидуальной работе с подростками для развития положительного жизненного сценария.
Одной из важных технологий в профилактике компьютерной зависимости является технология проектного обучения, которую можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе. Однако ее применение наиболее эффективно в групповой работе. Проект пробуждает подростков проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. Кроме того, при этом создается проблемная ситуация, которая позволяет сформулировать актуальную и интересную учащимся тему для обсуждения и исследования [6].
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых подростки самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников и используют приобретенные знания для решения поставленных перед ними вопросов. При этом они приобретут коммуникативные умения, работая в различных группах; разовьют у себя исследовательские умения (умение выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдать и анализировать, строить гипотезы и обобщать).
Творческая деятельность обучает подростков противостоять сложившимся в обществе стереотипам, учит их самостоятельно мыслить и не поддаваться групповому давлению. Занятия творчеством помогают развивать такое важное качество, как самостоятельность - личностное качество, выраженное в способности мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать собственное мнение, принимать решение и действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов и способов разрешения тех или иных проблем.
Проектное обучение позволяет реализо-вывать личностно-ориентированный подход, который необходим в профилактике зависимого поведения. Подросткам важно выразить
себя, свои мысли, свое понимание мира, и применение данной технологии в работе помогает это сделать в полной мере. Неотъемлемым компонентом является творческая работа, которая подразумевает переосмысление поставленных перед учеником вопросов, создание нового подхода к их решению.
Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся. Проблемы, которые социальный педагог ставит перед подростками, должны быть взяты из реальной жизни, знакомы и значимы для них. Именно тогда проводимая работа будет эффективной. Специалист занимает позицию направляющего, он должен консультировать и контролировать подростков в изучении поставленной темы (проблемы). Это нужно для того, чтобы ученики не отклонились от нужного направления при самостоятельном поиске информации.
Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта.
Творческая составляющая в данной технологии весьма важна. Именно она является альтернативой в решении тех психологических проблем, которые приводят к аддиктив-ному поведению. Творчество может помочь в самореализации, позволяет ощутить подростку свою значимость и нужность другим людям, обрести признание. Оно также помогает найти новых друзей, людей, которые будут его понимать и принимать его таким, какой он есть, увидят в нем лучшие стороны его личности.
Эта деятельность помогает заполнить психологический пустоту в личности подростка, компенсировать его неудовлетворенность и повышает его антинаркотическую устойчивость. Другими словами, в основе данной технологии лежит развитие не только познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, но и развитие критического и творческого мышления [7].
В своей работе мы организуем и проводим, и кроме того, выполняем с подростками различные творческие проекты, которые направлены в частности на развитие конструктивной досуговой деятельности и творческих способностей, а так же профилактику компьютерной зависимости в целом. Проекты разнообразны по форме, но все они направлены на то, чтобы подростки научились видеть в окружающем мире больше возможностей для самореализации.
Творческие конкурсы и выставки проводятся на уровне областных мероприятий и разделяются на три этапа. Первый этап заключается в сборе творческих работ детей на уровне образовательных организаций области. В организации выделяются победители и отмечаются хорошие работы, проводятся выставки. Далее работы победителей с образовательных организаций отправляются к нам, где и осуществляется выбор призеров на уровне области. По итогам проводится церемония награждения и открытие выставки, на которой можно увидеть лучшие работы.
В своей работе мы выполняли с подростками следующие проекты:
- Творческие работы по декоративно-прикладному искусству «Золотое время», «Красота спасет мир», «Вдохновение», «Посылка на фронт». Данные конкурсы помогают расширить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства - с одной стороны. С другой - дают возможность показать свои способности. Творческий проект «Посылка на фронт» проводился к 70-летию победы в Великой Отечественной Войне с целью приобщить подростков к истории войны и победы, расширить их кругозор.
- Литературные проекты «Голос души» и «Жизнь без оков» проводились с целью выявления творческих детей, повышения их самооценки и реализации литературных способностей. Проект «Голос души» был посвящен поэзии в различных направлениях. По его итогам победители были награждены дипломами, а их работы были опубликованы в сборнике стихов. Проект «Жизнь без оков» посвящен жанру эссе и проводился со старшими подростками. Они получили возможность выразить свое понимание и отношение к таким экзистенциальным ценностям, как духовность, свобода, зависимость, дружба. Именно данные ценности важны в понимании проблемы зависимого поведения.
— Творческий проект фотографий «Зорко одно лишь сердце» давал возможность подросткам показать то, что они ценят больше всего в окружающем мире. В основном работы отражали социальное окружение и природу. Дети очень любят фотографировать и делиться при помощи фотографий своими впечатлениями. Участвуя в проекте, они смогли показать часть своего личного мира и посмотреть, что важно для других.
— Творческий проект коллажей «Моя Вселенная» был направлен на распространение личного опыта каждого подростка по проведению досуга без зависимого поведения. В своих коллажах они отражали все то, что доставляет им радость, помогает развиваться и справляться с трудностями. Другими словами, все то, что позволяет жить свободно, не прибегая к зависимому поведению.
— Проект по изобразительному искусству «Вверх по радуге». Рисунки подростков были направлены на отражение понимания ими свободы и самореализации. В работах использовались различные техники изобразительного искусства, а так же разные направления - от пейзажей с использованием изонити до агитационных плакатов с выдержанной стилистикой. По итогам проводилась выставка лучших творческих работ.
— Проект социальной рекламы «Я знаю, как жить свободно!» позволил подросткам реализовать себя в различных направлениях -от режиссерских до дизайнерских. Его цель -донести до социального окружения при помощи печатного или видеоматериала информацию о том, что такое жизнь открытого и свободного человека, без зависимого поведения.
Все описанные творческие проекты, как видно из описания, были направлены на профилактику зависимого поведения. Использование различных видов творческих работ позволяет большинству подростков проявить свое отношение к проблеме ад-дикции, используя именно тот способ, которым он лучше владеет. Тем самым происходит профилактика через самореализацию, развитие творческого мышления и способностей и создание ситуации успешности.
Следующая технология, которая так же эффективна в групповой работе - это интерактивная технология (игровая и тренинго-вая технологии). При работе с подростками важно учитывать их тягу к общению, выра-
жению себя и своих мыслей. Исходя из этого, необходимо построить занятие так, чтобы если не все, то большая часть учащихся могла получить внимание социального педагога и быть услышанной им [8]. Таким образом, мы не только располагаем учащихся к самому занятию, активизируем их внимание, но и ведем диалог, который наиболее продуктивен в работе. Оптимальным вариантом для этого является использование интерактивной технологии.
В подростковом возрасте игра имеет переходный характер между собственно игрой и серьезным отношением к действительности, и являются специфическим видом деятельности. Другими словами, игра является искусственно сконструированной моделью тех или иных процессов реальной жизни. Не смотря на то, что в подростковом возрасте ведущим видом деятельности является общение со сверстниками, также сохраняются элементы игры. Она позволяет сымитировать жизненные ситуации, отразить модель поведения подростков, наглядно показать существующие стереотипы реагирования в той или иной ситуации, выработать и опробовать новые стратегии поведения, отработать свои внутренние проблемы, противоречия.
Важно отметить, что социальный педагог во время игры занимает позицию наблюдателя. Он говорит и делает как можно меньше, предоставляя игрокам самостоятельность в выборе своей позиции и действий [9]. При этом социальный педагог делает акцент, как на поведении подростков, так и на их результатах. Так на практике он показывает, какой результат получит подросток при выборе той или иной стратегии поведения.
Во время игры подросток на практике может выразить, проявить себя, свои знания, умения. Создаваемый микромир позволяет экономично по времени и средствам, без риска, воспроизвести определенные ситуации из реальной жизни, то есть подросток без риска для себя (быть осмеянным, нелепо выглядеть и т. д.) может опробовать разные модели поведения и выбрать оптимальную для реализации в жизни. Именно поэтому игра представляет собой один из тех уникальных методов, который помогает подростку справляться с неопределенностью и непростыми жизненными ситуациями.
Еще одним из преимуществ игры является то, что она может дать возможность под-
ростку определить и выразить свои чувства в безопасной обстановке. Специалист может помочь ему научиться их проговаривать и конструктивно выражать. Важность работы заключается в том, что эти навыки снижают риск развития зависимого поведения для того, чтобы снять негативные состояния (напряжение, тревогу, злость и т. д.) [10].
Таким образом, можно выделить ряд причин, по которым игра хорошо подходит для работы по профилактике аддиктивного поведения подростков:
- помогает осознать и изменить установки;
- позволяет опробовать разные модели поведения;
- помогает подростку понять чувства и мотивы поведения как свои, так и другого человека;
- позволяет подростку быть активным и проявлять самостоятельность;
- дает возможность соотнести теоретические знания с использованием их в жизни;
- позволяет получить обратную связь на действия как подростку, так и социальному педагогу.
Исходя из вышеизложенного, мы можем говорить о том, что игра помещает подростка в ситуацию, которая повторяет те же законы, ограничения и социальные запреты, мотивы поведения, какие существуют в реальной жизни. Применяя данную технологию в работе, мы даем возможность подросткам развиваться и изменяться в безопасной обстановке, получать конструктивную обратную связь на свои действия, ошибки и результаты.
В профилактической работе специалистами часто используются беседа с подростками или в лучшем случае дискуссия. Но эти словесные методы имеют значительный недостаток по сравнению с игрой. В ходе разговора чаще всего затрагивается теоретическая часть вопроса, но учащимся трудно на словах представить себя на месте другого человека, понять, почему он поступает так или иначе, какие чувства он испытывает. Проблематично таким образом изменить их поведение, установки. Игра же позволяет получить определенный опыт.
Иначе говоря, обладая теоретическими знаниями, подростки не защищены от риска появления аддиктивного поведения. Следовательно, с ними необходимо больше проводить практических профилактических заня-
тий, включающих тренинги и игры. Именно в них делается акцент на развитие определенных качеств, умений, которые важны в реальной жизни подростков, например, умение противостоять групповому давлению, умение говорить «нет».
Так же стоит упомянуть использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по профилактике аддиктив-ного поведения. Применение слайдов, аудио-и видеозаписей позволяет подаваемую информацию сделать более интересной, яркой, наглядной и доступной к пониманию. Данная технология тесно связана со следующей, так как она применяется с использованием компьютеров и специальной аппаратуры.
Технология функционального биоуправления с биологической обратной связью базируется на результатах исследований И. П. Павлова и его последователей и теории функциональных систем П. К. Анохина. Функциональное биоуправление опирается на универсальный закон адаптации, согласно которому мозг человека для управления функциями организма постоянно получает от всех органов и систем информацию об их состоянии, мгновенно оценивает все положительные и отрицательные результаты взаимодействия с миром и вносит необходимые коррективы.
Это так называемый принцип биологической обратной связи, когда, получая информацию в режиме реального времени, мозг может мгновенно оценить, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их не случайным образом, а произвольно. Данный закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая сложнейший уровень деятельности центральной нервной системы, реализующий волевой контроль поведения.
Таким образом, биоуправление - это направленное изменение физиологических параметров организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлении. При использовании данной технологии, происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые подросток воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Так, он получает возможность увидеть и услышать сигналы, соответствующие состоянию функций его
организма. Многократное повторение ведет к тому, что человек учится распознавать свои ощущения и быстро находить их.
Использование данной технологии в индивидуальной профилактической работе позволяет подросткам повысить самооценку, развить стрессоустойчивость и навык саморегуляции. Во время тренинга происходит глубокое закрепление навыка саморегуляции не только на физиологическом, но и на психоэмоциональном уровне. В свою очередь, это способствует активному применению полученных знаний и умений в реальной повседневной жизни.
С помощью специальной компьютерной программы идет преобразование сигнала в доступный для подростка вид. Это может быть изменение картинки, изменение музыкального тона и т. д. Все это изображается на мониторе компьютера. Таким образом, появляется возможность видеть или слышать сигналы, соответствующие состоянию конкретного параметра в данный момент времени. Появляется возможность идентифицировать свое внутреннее состояние с объективным сигналом.
В подростковом возрасте ярко выражена важность личной успешности в социально значимой среде. Индивидуальная работа над значимыми стрессовыми ситуациями и переживаниями подростка в ходе занятий по функциональному биоуправлению приводит к практическому тренингу эффективных поведенческих стратегий [11]. Успешность каждого занятия сопровождается изменением самоощущения, самооценки, тактики поведения, и, следовательно, приводит к изменениям в социальной жизни подростка. Таким образом, создается оптимальный уровень мотивации к занятиям и высокая личностно значимая ценность полученных умений.
Функциональное биоуправление возможно использовать на всех уровнях профилактики как с обычными детьми, так и с теми, у кого уже сформировалась компьютерная зависимость. При этом возможно не только проведение индивидуальных занятий, но и групповых при наличии достаточного количества оборудования. У данной технологии можно выделить множество преимуществ: объективность, объектность, универсальность, полифункциональность, точность, безопасность, немедикаментозность, краткосрочность обучения, долговременность действия. Среди недостатков можно обозначить
только дороговизну оборудования. Как видно из вышеизложенного, технология биоуправления пересекается с информационно-коммуникативной технологией.
Проведенный анализ практического опыта позволяет констатировать, что существует множество технологий, которые социальный педагог может использовать в групповой и индивидуальной профилактике компьютерной аддикции подростков. Каждая технология имеет свои особенности и различную эффективность. Следовательно, особенно важно уметь использовать описанные технологии комплексно, не останавливаясь в своем выборе только на одной.
Подход к подросткам должен быть индивидуальным и творческим, именно поэтому одна, хоть и эффективная, технология не может решить поставленные задачи перед социальным педагогом. Умение правильно осуществлять диагностику и выбирать оптимальный коррекционно-развивающий маршрут в работе позволит проводить эффективную профилактику компьютерной зависимости подростков.
Литература
1. Инновационная подготовка социального педагога в вузе / под ред. Л. Н. Макаровой, В. А. Монастырского. М.; Тамбов, 2008.
2. Голухова Г. Н. Методика и технология социального педагога. Архангельск, 2010.
3. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2007.
4. Белобородов А. М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тре-нингового воздействия // Научный диалог. Психология. Педагогика. 2013. № 9 (21) С. 6-20.
5. Аханов Б. Ф., Кунжитигова Б. Ф. Проблема активности личности в обучении и использование активных методов обучения в преподавании // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. № 12. С. 31-37.
6. Макарова Л. Н., Шаршов И. А., Голуш ко Т. К., Немкова И. Н. Профессионализм преподавателя и студента: теории и технологии. М.; Тамбов, 2005.
7. Королева А. В., Макарова Л. Н. Технология развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей: конструктивный этап // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 9 (149). С. 7-15.
8. Монина Г. Б., Ранина Н. В. Тренинг: ресурсы стрессоустойчивости. СПб., 2009.
9. Макаров Ю. В. Требования к профессиональной подготовке ведущих тренинговых групп // Психология. 2000. № 5. С. 61-66.
10. Донаева Ю. В. Активизирующая роль тренинговых занятий в развитии здоровьеориенти-рованной направленности личности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2. С. 134-136.
11. Кулаков С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. М.: Гардарики, 2003.
References
1. Innovatsionnaya podgotovka sotsial'nogo pe-dagoga v vuze [Innovative training of the social teacher in higher education institution] /pod red. L. N. Ma-karovoj, V. А. Monastyrskogo. M.; Tambov, 2008.
2. Golukhova G. N. Metodika i tekhnologiya sotsial'nogo pedagoga [Technique and technology of the social teacher]. Arkhangelsk, 2010.
3. Ann L. F. Psikhologicheskij trening s po-drostkami [Psychological training with teenagers]. SPb., 2007.
4. Beloborodov A. M. Razvitiye kommunika-tivnykh sposobnostej podrostkov v protsesse trenin-govogo vozdejstviya [Development of communicative abilities of teenagers in the course of training influence] // Nauchnyj dialog. Psikhologiya. Pedago-gika. 2013. № 9 (21) S. 6-20.
5. Akhanov B. F., Kunzhitigova B. F. Problema aktivnosti lichnosti v obuchenii i ispol'zovaniye aktivnykh metodov obucheniya v prepodavanii [Problem of activity of the personality in training and use of active methods of training in teaching] // Intel-
lektual'nyj potentsial XXI veka: stupeni poznaniya. 2012. № 12. S. 31-37.
6. Makarova L. N., Sharshov I. A., Golushko T. K., Nemkova I. N. Professionalizm prepodava-telya i studenta: teorii i tekhnologii [Professionalism of the teacher and student: theories and technologies]. M.; Tambov, 2005.
7. Koroleva A. V., Makarova L. N. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya studentov gumanitarnykh spetsial'nostej: konstruktivnyj etap [Technology of development of critical thinking of students of humanitarian specialties: constructive stage] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2015. № 9 (149). S. 7-15.
8. Monina G. B., Ranina N. V. Trening: resur-sy stressoustojchivosti [Training: resistance to stress resources]. SPb., 2009.
9. Makarov Yu. V. Trebovaniya k profession-al'noj podgotovke vedushchikh treningovykh grupp [Requirements to vocational training of the leading training groups] // Psikhologiya. 2000. № 5. S. 61-66.
10. Donaeva Yu. V. Aktiviziruyushchaya rol' tre-ningovykh zanyatij v razvitii zdorov'eorientirovannoj napravlennosti lichnosti [The making active role of training occupations in development of health oriented orientation of the personality] // Istoricheskaya i sot-sial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014. № 2. S. 134-136.
11. Kulakov S. A. Psikhoterapiya i psikhoprofi-laktika addiktivnogo povedeniya u podrostkov [Psychotherapy and psychoprevention of teenagers' addictive behavior]. M.: Gardariki, 2003.
* * *
TECHNOLOGIES OF INDIVIDUAL AND GROUP WORK OF THE SOCIAL TEACHER WITH TEENAGERS FOR PREVENTION OF COMPUTER DEPENDENCE
Vasilyeva Elena Valeryevna
The Center of Medical Pedagogics and the Differentiated Training, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
In article the author considered variable technologies of work of the social teacher with teenagers for prevention of computer dependence, described among technologies: interactive, information and communicative, design, functional bio-management with biological feedback, in detail considered essence of technologies, features of their application in work of the social teacher and also gave an assessment of efficiency of use of technologies at prevention of computer dependence of teenagers. Because the dependent behavior leads to emergence of a complex of problems at the social, psychological and physiological levels, in article the author placed emphasis on need of use of these technologies in a complex when holding preventive actions with teenagers.
Key words: addictive behavior, computer dependence, teenagers, prevention, social teacher, technologies, group and individual work, self-control, resistance to stress
Об авторе:
Васильева Елена Валерьевна, социальный педагог Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения, г. Тамбов
About the author:
Vasilyeva Elena Valeryevna, Social Teacher of the Center of Medical Pedagogics and the Differentiated Training, Tambov