6. Aleeva Yu.V., Chizhikova N.V. Pedagogicheskaya tehnologiya kak uslovie formirovaniya professional'noj kompetencii bakalavrov konstruirovaniya i modelirovaniya odezhdy. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; T. 61; № 6: 107 - 112.
7. Shadrin A.N., Bayankin O.V., Popova N.V. Ispol'zovanie innovacionnyh tehnologij v kompetentnostno-orientirovannom obuchenii studentov instituta fizicheskoj kul'tury i sporta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 3 (52): 129 - 131.
8. Popova N.V., Bayankina D.E. Organizacionnye osobennosti samostoyatel'noj raboty studentov v processe stimulirovaniya poznavatel'noj aktivnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; T. 61; № 6: 126 - 129.
Статья поступила в редакцию 22.03.17
УДК 37.013.42
Shatalova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul Russia),
E-mail: [email protected]
Sviridov A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul Russia),
E-mail: [email protected]
SOCIO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR THE PREVENTION OF DRUG ADDICTION IN THE STUDENT ENVIRONMENT. The article updated issues of prevention of drug use among students, causes of substance use of young students, work with students at risk (students with depressive feelings, nervous and mental strain, excessive emotional excitability, etc.) and provide them with psychological and educational assistance. The paper presents what activities of the Department of Pedagogy at AltGPU letting the prevention of substance use of young students are. The paper shows how to realize preventive tasks through the educational process and in the work of curators of student groups. Particular attention is paid to the development and implementation of a set of preventive measures in the social and educational activities. The research gives characteristics of the work of the Department of Pedagogy for the prevention of negative social phenomena through the educational process. A socio-educational program for the prevention of drug use among students, which is implemented by social educators and curators of student groups, as well as so-cio-pedagogical project, realized by students, during the passage of pedagogical practice.
Key words: socio-pedagogical activity, technology, prevention, drugs, deviant behavior, risk group, design method of prevention.
Е.А. Шаталова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический
университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.Н. Свиридов, канд. пед. наук, проф. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический
университет», E-mail: [email protected]
социально-педагогические технологии профилактики наркомании
в студенческой среде
В статье актуализируются проблемы профилактики употребления психоактивных веществ в студенческой среде, причины употребления психоактивных веществ студенческой молодёжью, деятельность со студентами группы риска (студенты с депрессивными переживаниями, нервно-психическим перенапряжением, излишней эмоциональной возбудимостью и т.п.) и оказание им психолого-педагогической помощи. Подробно представлена деятельность выпускающей кафедры педагогики АлтГПУ в области профилактики употребления психоактивных веществ студенческой молодёжью, представлена реализация всех превентивных задач через образовательный процесс и в рамках работы кураторов студенческих групп. Особое внимание уделяется разработке и реализации комплекса превентивных мероприятий в социально-педагогической деятельности. Дана характеристика результатов деятельности кафедры педагогики по профилактике негативных социальных явлений через учебно-воспитательный процесс. Предложена социально-педагогическая программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде студенческой молодёжи, которая реализована социальными педагогами и кураторами студенческих групп, а также социально-педагогический проект, реализованный студентами, в процессе прохождения педагогической практики.
Ключевые слова: студенческая молодёжь, педагогические технологии, профилактика, психоактивные вещества, девиантное поведение, «группа риска», проектный метод профилактики.
Наркоситуация в России в последние годы характеризуется новыми признаками: «омоложение» наркозависимых, расширение географии подростковой наркомании, появление новых синтетических наркотиков. По мнению социологов, наркотики становятся атрибутом молодёжной субкультуры, компонентом общения в подростково-молодёжной среде. В процесс наркотизации вовлекается заметная часть молодёжи. Особую тревогу вызывает наркотизация студенческой среды.
Решить проблему употребления психоактивных веществ детьми и подростками только с помощью медицинских, юридических и запретительных ограничений невозможно. Основное сосредоточение усилий должно быть связано с воспитанием личностной устойчивости к соблазну употребления ПАВ [2]. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогического подхода к профилактике употребления психоактивных веществ. Назрела необходимость в создании социально-педагогической модели профилактики наркомании, построенной на основе интеграции и координации усилий педагогов, психологов, родителей, специалистов социальной защиты и правозащитных органов, ресурсов самой формирующейся личности молодого человека.
Добиться положительного результата удается не отдельными воспитательными мероприятиями, а применением целой системы средств, используемых на протяжении длительного
периода. Профилактика употребления психоактивных веществ будет мало эффективной, если учащегося рассматривать лишь как объект, а не субъект воспитания, если он не будет сам стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение несовершеннолетних и студентов, склонных к употреблению психоактивных веществ в организованную, активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха превентивных мероприятий [3].
Современные социально-педагогические программы профилактики дают возможность молодёжи обучаться новым формам поведения, повышать стрессоустойчивость, развивать способность самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь.
В рамках программы АлтГПУ «Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического и физического здоровья молодёжи», утвержденной Ученым Советом АлтГПУ, ведется работа по трем основным направлениям:
1. Работа кафедры социальной педагогики и педагогических технологий (с 2013 года в составе кафедры педагогики) по профилактике социально-негативных явлений в студенческой среде.
2. Работа лаборатории социально-педагогических технологий по проблеме адаптации студентов к обучению в вузе.
3. Социальное партнерство с институтами социального воспитания Алтайского края и г. Барнаула в вопросах профилактики наркомании среди студентов.
В работе с обучающимися основной задачей кафедры является выявление студентов группы риска (с депрессивными переживаниями, нервно-психическим перенапряжением, излишней эмоциональной возбудимостью) и оказание им психолого-педагогической помощи. Проводятся системные мероприятия по:
- пропаганде деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами;
- консультативной и коррекционной работе с молодёжью и подростками по индивидуальным и групповым программам.
Кафедра реализует все эти задачи через образовательный процесс и в рамках работы кураторов студенческих групп. Также осуществляется межвузовское сотрудничество и работа с государственными организациями, ответственными за молодёжную политику в регионе, общественными организациями, задействованными в профилактической работе по аддиктивному поведению в молодёжной среде: КОГУ «Центр профилактики наркомании», центр «Анти - Спид», Алтайское краевое отделение Российского Красного Креста и др.
На кафедре разрабатывается грантовская «Программа по профилактике наркомании и других социально-негативных явлений, пропаганде здорового образа жизни студентов АлтГПУ». На базе кафедры были проведены занятия по программам «Профилактика наркомании и токсикомании в молодёжной среде».
В ходе занятий, направленных на профилактику употребления ПАВ, были рассмотрены вопросы «Наркотик и наркотическая зависимость», «Наркотик и смерть», «Внешние проявления наркотической зависимости», «К вопросу о юридической ответственности», «Мифы о наркомании» и др. На практических занятиях студенты учились самодиагностике, было проведено тестирование: «Мотивация успеха и боязнь неудач», «Тест на определение стрессоустойчивости», «Тест на социальную установку», «Шкала созависимости» и др. В результате самодиагностики студенты узнали психологические особенности характера, психических состояний и поведения.
Во время занятий по профилактике наркомании была проведена диагностика клинической зависимости, которая выявила способность / неспособность принимать решения без советов других людей; готовность позволять другим принимать важное для него решение; выявлена плохая переносимость одиночества - готовность прилагать значительные усилия, чтобы его избежать; на сколько часто студент испытывает ощущении опустошения или беспомощности когда обрывается близкая связь; степень охваченности страхом при возможности быть отвергнутым [2].
В рамках педагогической практики студентов даны консультации для проведения ими занятий в школах по темам: «Профилактика табакокурения в молодёжной среде», «Все о табакокурении», «Табачная зависимость: формирование и проявления», «Последствия табакокурения», «История распространения табака», «Общество против табакокурения». На практических занятиях студенты учились самодиагностике, были использованы анкеты «Как бросить курить», «Как я бросил курить». На одном из практических занятий студенты писали письмо курящему сверстнику [3].
На кафедре со студентами социальными педагогами проводятся - индивидуальная психодиагностика, индивидуальные консультации и групповые семинары-тренинги, а также психокор-реционная работа со студентами группы риска (см. таблицу 1).
Таблица 1
Профилактика социально-негативных явлений среди студентов
Годы
2014 2015 2016
Индивидуальные консультации 27 39 57
Тренинговая (групповая работа) 164 289 257
Коррекционная работа 15 16 18
Всего: 206 344 332
Из сводной таблицы 1 видно, что кафедрой в 2014-2016 годах охвачено профилактической работой 882 студента.
Студенты «группы риска» проходили программу профилактики употребления психоактивных веществ. Целью программы профилактики явилась коррекция социально-личностных качеств, восстановление их физического и психического состояния. Виды профилактики определялись от степени проявления зависимости. Программа строилась на принципах:
• выработки у студентов твердого убеждения, что употребление ПАВ вредно, оно наносит непоправимый вред здоровью;
• административных мер с целью запрещения употребления ПАВ;
• сокращения числа студентов, употребляющих ПАВ за счёт осознания ими вредных последствий и включает три вида профилактики: первичную, вторичную и третичную.
Основные направления работы - это психолого-педагогическое сопровождение, медико-социальная реабилитация и работа с ближайшим социальным окружением.
На основе уже существующих проектов профилактики употребления психоактивных веществ в процессе социально-педагогической практики, нами был разработан и апробирован социально-педагогический проект по профилактике наркозависимости студентов «Мы выбираем ЖИЗНЬ». При разработке данного социально-педагогического проекта учитывались возрастные психофизиологические особенности.
Цель: формирование культуры, препятствующей употреблению психоактивных веществ и снижение количества, употребляющих психоактивные вещества.
Задачи:
• Создать условия для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей студентов.
• Сформировать отрицательное отношение к психоактивным веществам.
• Привить любовь к здоровому образу жизни.
• Обеспечить вовлечение всех учащихся в подготовку и проведение превентивных мероприятий.
Основные принципы профилактической работы:
1. Организация первичной профилактики со всеми детьми, а не только с детьми «группы риска».
2. Учёт всех факторов риска (биологические, психологические, социальные).
3. Организация опережающей профилактики (на 1 - 1,5 года раньше возраста активных проб и начала экспериментирования с ПАВ).
4. Организация регулярной систематической работы в течение нескольких лет (занятия должны проходить не реже 2-х раз в месяц).
5. Многосторонность. Профилактика всех видов асоциального поведения несовершеннолетних.
6. Комплексность. Предоставление несовершеннолетним информации и обучение навыкам.
7. Вовлечение в профилактическую работу родителей.
8. Позитивная направленность, акцент на интересной, активной, продуктивной жизни. Замена названия мероприятий «Скажи «Нет!» наркотикам» на «Скажи жизни «Да!».
9. Сотрудничество с различными ведомствами. Медицинские, юридические, педагогические и воспитательные аспекты в комплексе.
10. Поиск и предоставление альтернатив. Развитие интересов и умений жить насыщенной, социально-адаптивной жизнью. Испытывать при этом положительные эмоции и переживания, заниматься самыми различными видами деятельности: спортом, искусством, наукой, техникой, туризмом и т. д.
11. Учет возрастных особенностей.
12. Сочетание групповой и индивидуальной работы.
Методики: «Методика диагностики уровня школьной тревожности (методика Филлипса)»; Опросник «Что такое ПАВ?»; Тест-опросник «Отношение молодёжи к употреблению наркотиков».
Целевая группа: Несовершеннолетние, социальный педагог, педагог-психолог, куратор, родители.
На первом этапе проводилась первичная диагностика первокурсников. Первичный срез знаний с помощью опросника «Что такое ПАВ?» (опрошено 24 чел.) показал: низкий уровень информированности преобладает у 79 %, средний у 16,3 %, высокий уровень показал только - 4,7 %. По результатам опроса у данной группы студентов выявлено эпизодическое употребление табака и алкоголя и они имеют уже хорошую переносимость. Для них характерно недостаточно развитое умение контролировать соб-
ственное поведение, повышенная внушаемость. Большинство студентов слабо информированы о том, что такое психоактивное вещество, не знают о их вредном воздействии на организм и хотели бы получить больше информации по данному вопросу.
По результатам проведения методики «Отношение молодёжи к употреблению наркотиков», мы выявили, что все студенты плохо относятся к наркотикам и ни разу их не пробовали. На вопрос: «Почему люди употребляют наркотики», испытуемые ответили: «Это личные проблемы и скучно жить». На вопрос «Какая нужна помощь людям употребляющие наркотики?» опрашиваемые ответили: «Убедить, что наркотики это яд»; «Обратиться к врачу, но и самому захотеть бросить»; «Нужно улучшить обстановку в стране»; «Заинтересовать чем - то другим»; «Отправить к психологу»; «Сменить вид деятельности» и т. д. По мнению учащихся, помощь наркоману нужна - медицинская, психологическая и социальная.
В результате проведения методики было выявлено, что 100 % опрошенных считают наркоманию современной молодёжной проблемой. Большинство опрошенных воспринимают наркоманию как зависимость и лишь 29% считают, что наркомания - это заболевание. Можно предположить, что восприятие наркомании у студентов несколько поверхностное, и они не осознают всю сложность проблемы.
Второй этап (содержательно-технологический) заключался реализации профилактических мероприятий по программе:
1. Анкета «Семь вопросов о твоем отношении к наркотикам».
2. Анкета «Что я знаю о вреде наркотиков».
3. Тест на зависимость от наркотиков.
4. Тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ.
5. Заседание круглого стола «Наркозависимость - социальная болезнь».
Библиографический список
6. «Мифы и реальность о наркомании».
7. Мозговой штурм «Неагрессивное отстаивание своего мнения».
8. Ролевая игра «Учусь настаивать на своем».
9. Групповая дискуссия «Сделай свой выбор».
10. Кинолекторий «Без наркотиков».
11. Оформление стенда «XXI век - век без наркотиков».
12. Оформление фотостенда «Спорт и здоровье».
13. Совместная выставка творческих работ родителей и детей «Умелые руки не знают скуки».
14. Выполнение презентации «Здоровье нации - в наших руках!»
15. Командная игра-соревнование «Сильные, ловкие, смелые».
16. Эстафета «Бегом от наркотиков».
17. Футбольный турнир «Движение есть жизнь».
18. Лекция с элементами беседы «Наркозависимость - социальная болезнь».
19. Лекция «Наркотики - белая смерть». Консультации для родителей.
20. Профилактическая беседа «Ответственность за уголовные и административные правонарушения».
21. Олимпиада под названием «Мы дружная семья».
22. Видео лекция по собриологии.
23. Занятие с элементами тренинга на формирование коммуникативных навыков.
24. Видео материал «Мифы о наркомании», «Торговцы смертью» для детей и подростков общеобразовательной школы.
Таким образом, реализация социально-педагогического проекта по профилактике употребления психоактивных веществ среди студентов способствует повышению эфективности профилактической деятельности.
1. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академия, 2012.
2. Лозовой В.В., Кремлева В., Лозовая Т.В. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики: монография для медицинских и клинических психологов. Москва: Альянс Принт, 2011.
3. Самохвалова Е.В. Организация работы по профилактике наркомании в студенческой среде. Гуманитарные научные исследования. 2014; 11. Available at: http: // human.snauka.ru / 2014 / 11 / 8315
4. Свиридов А.Н. Педагогическая профилактика наркомании: учебное пособие. Барнаул: АлтГПА, 2012.
5. Шаталова Е.А. Подготовка субъектов профилактики наркомании к развеиванию мифов в подростковой среде. Теория и практика социальной работы в условиях трансформации модели социальной политики в России: сборник материалов научно-практического семинара. Барнаул: ООО «АЗБУКА», 2011: 169 - 171.
6. Шаталова Е.А., Шершнёва Т.А. Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетних в школе. Концепт. 2015; 9. Спецвыпуск. Available at: http://e-koncept.ru/2015/75275.htm. - Гос. рег. Эл No ФС 77-49965.
References
1. Korobkina Z.V., Popov V.A. Profilaktika narkoticheskoj zavisimosti u detej i molodezhi: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: Akademiya, 2012.
2. Lozovoj V.V., Kremleva V., Lozovaya T.V. Profilaktika zavisimostej: opyt sozdaniya sistemy pervichnoj profilaktiki: monografiya dlya medicinskih i klinicheskih psihologov. Moskva: Al'yans Print, 2011.
3. Samohvalova E.V. Organizaciya raboty po profilaktike narkomanii v studencheskoj srede. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2014; 11. Available at: http: // human.snauka.ru / 2014 / 11 / 8315
4. Sviridov A.N. Pedagogicheskaya profilaktika narkomanii: uchebnoe posobie. Barnaul: AltGPA, 2012.
5. Shatalova E.A. Podgotovka sub'ektov profilaktiki narkomanii k razveivaniyu mifov v podrostkovoj srede. Teoriya i praktika social'noj raboty v usloviyah transformacii modeli social'noj politiki v Rossii: sbornik materialov nauchno-prakticheskogo seminara. Barnaul: OOO «AZBUKA», 2011: 169 - 171.
6. Shatalova E.A., Shershneva T.A. Proektivnyj podhod k profilaktike narkozavisimosti nesovershennoletnih v shkole. Koncept. 2015; 9. Specvypusk. Available at: http://e-koncept.ru/2015/75275.htm. - Gos. reg. 'El No FS 77-49965.
Статья поступила в редакцию 22.03.17
УДК 378
Bazhukova E.N., senior methodologist, Educational-Methodical Laboratory of "Musical Computer Technologies", Herzen Sstate
Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
CREATIVE PROJECTS ONLINE AS ONE OF THE FORMS OF IMPROVING THE INFORMATION COMPETENCE OF A MUSIC TEACHER IN OVERCOMING THE FORMALISM OF KNOWLEDGE. The article analyzes the forms of development of the creative activity of the pedagogue-musician of the system of additional education of children in a high-tech environment. New opportunities for the realization of creative potential are revealed. The emphasis is placed on the need for practical mastering of information technologies and means for developing the information competence of a music teacher, which occurs through the practical application of music and computer technologies and electronic keyboard musical instruments in cooperation with the process of mastering modern information and communication technologies.
Key words: formalism of knowledge, information competence, creative online project, innovative technologies, music teacher, educational and methodological laboratory, high-tech environment.