Научная статья на тему 'О реализации социального проекта «Школа правоведения для несовершеннолетних», направленного на профилактику правонарушений в подростковой среде'

О реализации социального проекта «Школа правоведения для несовершеннолетних», направленного на профилактику правонарушений в подростковой среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
776
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ДЕВИАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВО-ВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / DEVIATION / MINOR OFFENDER / SOCIALLY LEGAL EDUCATION / SOCIAL PROJECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болдина Марина Александровна, Горбонос Екатерина Михайловна

В статье представлены результаты разработки и реализации социального проекта «Школа правоведения для несовершеннолетних», направленного на профилактику правонарушений в подростковой среде. Проанализировано понятие «девиантное поведение» с позиции разных авторов. Выявлено, что социально-правовое просвещение является актуальной ювенальной технологией при формировании правовой грамотности несовершеннолетних. Представлен поэтапный анализ разработанного социального проекта, доказывающий его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Болдина Марина Александровна, Горбонос Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL PROJECT «SCHOOL OF JURISPRUDENCE FOR MINORS» DIRECTED TO PREVENTION OF OFFENCES AMONG TEENAGERS

In article authors presented results of development and implementation of the social project «School of Jurisprudence for Minors» directed to prevention of offenses among teenagers, analyzed the concept «deviant behavior» from a position of different authors, revealed that social and legal education is relevant juvenile technology when forming legal literacy of minors and submitted the stage-by-stage analysis of the developed social project proving its efficiency.

Текст научной работы на тему «О реализации социального проекта «Школа правоведения для несовершеннолетних», направленного на профилактику правонарушений в подростковой среде»

УДК 371.37.018 10.20310/1810-231Х-2017-16-4-31-35

О РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА ПРАВОВЕДЕНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ», НАПРАВЛЕННОГО НА ПРОФИЛАКТИКУ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Болдина Марина Александровна, Горбонос Екатерина Михайловна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов е-маД: marina_boldina@mail.ru

В статье представлены результаты разработки и реализации социального проекта «Школа правоведения для несовершеннолетних», направленного на профилактику правонарушений в подростковой среде. Проанализировано понятие «девиантное поведение» с позиции разных авторов. Выявлено, что социально-правовое просвещение является актуальной ювенальной технологией при формировании правовой грамотности несовершеннолетних. Представлен поэтапный анализ разработанного социального проекта, доказывающий его эффективность.

Ключевые слова: девиация, несовершеннолетний правонарушитель, социально-правовое просвещение, социальный проект

Проблемы девиации рассматривали многие ученые. Е. И. Холостова характеризует девиантное поведение «как поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы». В. В. Ковалев рассматривает девиантное поведение как «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества». Я. И. Ги-линский под отклоняющимся поведением понимает «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам».

В своем понимании природы девиантного поведения, в частности, девиантного поведения подростков, основополагающим является то, что в развитии ребенка происходит искажение, которое проявляется через поведение.

Таким образом, при всем многообразии определений и характеристик, девиантное поведение можно трактовать как поведение, действие которого выходит за рамки принятых в окружающем обществе норм и правил [1].

Объектом особого внимания социальной работы являются несовершеннолетние правонарушители. Известно, что такие подростки часто сталкиваются с правовыми проблемами. К ним относят низкий уровень правовой информированности о знании своих прав и обязанностей, наличие конфликта с законом и с государственными структурами общественного правопорядка.

Несовершеннолетний правонарушитель ввиду низкой правовой грамотности совершает необдуманные поступки, не задумываясь о тяжелой степени последствий. Подросток не имеет представления о тех обязанностях, которые он должен выполнять по отношению к закону, семье, школе, сверстникам, стране.

Существуют ли технологии, позволяющие повысить правовую грамотность подростка? Безусловно. Актуальной ювенальной технологией выступает социально-правовое просвещение.

Технология социально-правового просвещения направлена на распространение правовых знаний, идей, ценностей, информации подросткам, формирующих правовую грамотность, правовое сознание и правовую культуру Г2, с. 11]. Она представляет собой совокупность эффективных интерактивных методов, способствующих формированию способности несовершеннолетнего правонарушителя самостоятельно решать свои социальные проблемы на основе норм права. Поэтому особо актуальным становится работа по правовому просвещению подростков, ведь дети даже и не подозревают, что они совершают противоправные действия или их права нарушаются окружающими.

На современном этапе развития российского общества права и свободы ребенка, закрепленные законодательными актами, в

большей степени декларируются, чем соблюдаются и защищаются. На данный момент в стране отсутствует четкая действенная система по защите прав ребенка. Недостаточна работа по информированию подростка о его правах и формах их защиты. А для детей из социально-неблагополучных семей эта информация вообще часто не доступна [3]. Родители таких детей не имеют желания или возможностей объяснить своим детям их права и обязанности. Так что же делать подросткам с возникающими проблемами в сфере защиты их прав и выполнения правовых обязанностей?

Все вышесказанное подтверждает актуальность разработки и реализации социального проекта «Школа правоведения для несовершеннолетних», направленного на профилактику правонарушений и преступлений в подростковой среде. Разработанный проект был предложен для ознакомления начальнику отдела по делам несовершеннолетних и защиты их прав. Социальный проект получил одобрение на реализацию. Была выбрана школа, ученики которой наиболее подходят для направления нашего исследования. Благодаря существующему межведомственному взаимодействию структур, наш выбор остановился на Заворо-нежской СОШ Мичуринского района Тамбовской области. Для исследования отлично подошел 9 «Б» класс. В нем 2 подростка состоят на учете в комиссии и 8 несовершеннолетних находятся в группе риска (состоят на внутри-школьном учете).

Для того, чтобы выяснить потребность подростков в повышении правовой информированности о знании своих прав и обязанностей, нами была проведена предварительная диагностика (анкетирование на выявление социальных проблем подростка и оценка возможностей КДН и ЗП в решении данных проблем). Данное диагностирование показало, что своей главной проблемой несовершеннолетние считают незнание ответственности. Анкетирование показало, что ребята открыты к сотрудничеству с КДН и ЗП. Соответственно, существует потребность в заявленном нами социальном проекте, подтвердившаяся на практике.

На первом этапе реализации проекта была сформирована группа участников и проведено занятие «Будем знакомы». Подросткам было предоставлено несколько упражнений на знакомство. Ребята с легкостью справлялись с предложенными заданиями.

Самым запоминающимся моментом являлось упражнение «Ассоциации». Один из под-

ростков отметил: «Я рад тому, что мы стали участниками проекта. Наше знакомство удалось. Мне кажется, время не будет потеряно зря».

На втором этапе реализации проекта (диагностическом) была проведена входная диагностика несовершеннолетних. Программа проведения входной социальной диагностики несовершеннолетних включала методику собственно социальной работы, социологическую методику и психологическую методику.

Методика собственно социальной работы - социальная карта подростка. Методика социологическая - анкета на выявление уровня правовой информированности подростков о своих правах, анкета на выявление уровня правовой информированности о знании своих обязанностей. Психологическая методика - «Общий уровень общительности» (В. Ф. Ряхов-ский).

В исследовании участвовали 10 человек. В результате проведенной методики «Общий уровень общительности» нельзя утверждасть, что подростки имеют низкий уровень общения. У 6 человек (60 % от общего числа участников исследования) показатель общительности средний. Это говорит о том, что подростков отличает нормальная любознательность и заинтересованность в собеседнике. В общении с окружающими они терпеливы, без вспыльчивости могут отстоять свою точку зрения. Охотно знакомятся с новыми людьми, но в то же время не любят шумных компаний, многословие может вызывать у них раздражение.

4 человека (40 % от общего числа участников исследования) показали высокий уровень общительности. Такие подростки общительны иногда сверх меры. Они любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, быть в центре внимания, охотно знакомятся с новыми людьми. Никому не откажут в просьбе, хотя не всегда могут их выполнить. Бывает, раздражают окружающих своей вспыльчивостью, но быстро отходят. Таким подросткам не хватает усидчивости, терпения и настойчивости при столкновении с препятствием, при желании, однако могут проявить упорство в достижении цели.

Анкета на выявление уровня правовой информированности подростка о знании своих обязанностей позволила сделать определенные выводы. О том, что необходимо соблюдать учебный распорядок знают 8 респондентов (80 %), слушаться родителей -

10 (100 %), соблюдать трудовой распорядок - 1 (10 %), слушаться закон - 5 (50 %). К сожалению, половина подростков не считает своей главной обязанностью уважать закон. Можно говорить о том, что из-за этого вытекают конфликты с законом, выраженные в совершении правонарушений.

То, что штраф является ответственностью, знают 6 респондентов (60 %), обязательные работы - 4 (40 %), исправительные работы - 2 (20 %), об аресте никто не знает (0 %). Полученные результаты обусловили разработку занятия «Знай в лицо свои обязанности».

О том, что такое «комендантский час», знают 6 человек (60 %), 4 человека (40 %) не знают. Не думаем, что подростки не знают о том, что это за мера. На наш взгляд, они не хотят ее придерживаться, считая нарушением своего права. В дальнейших занятиях попытаемся рассказать им о положительных сторонах комендантского часа.

Социальная карта подростка позволила выявить следующее. Подростки 15 лет - 8 человек, 16 лет - 2. Из них 4 ученика проживают в полных семьях, 2 - сироты, 4 - проживают в неполных семьях (одна мама).

Из 12 родителей - 2 работают на заводе «Прогресс», 4 работают - уборщицами в магазине, 3 родителя - вахтовым способом в Московской области, 3 родителя вынуждены работать на двух местах в силу единственного кормильца в семье. Стоит отметить, что в двух полных семьях проживают еще дедушка и бабушка.

Выяснилось, что 2 подростка посещают спортивную секцию (играют в баскетбол). 6 подростков стоят на внутришкольном учете. Также на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Мичуринского района стоят 2 подростка 15-летнего возраста.

6 подростков постоянно пропускают школьные занятия. Другие 4 - часто (4-7 уроков в неделю). 2 подростка часто убегали из дома.

Важно обратить внимание на то, как можно охарактеризовать положение подростков в классе. Отмечаем, что все 10 подростков, выбранных нами для исследования, не являются положительными лидерами класса. 1 подростка большинство одноклассников не принимает.

Стоит отметить и семейную ситуацию. 2 родителя (мамы из неполных семей) злоупотребляют алкоголем. Отношение к детям - хо-

лодное. С ними продолжает работать рабочая группа при КДН и ЗП.

В ходе основного этапа были проведены занятия, включающие социально-правовое просвещение подростков, направленное на повышение уровня правовой информированности и предотвращение желаний несовершеннолетних совершить противоправный поступок.

Интересным моментом второго занятия «Общение без границ» являлось проведение игры. Подростки познакомились с рекомендациями, помогающими приобрести новых друзей, уметь раскрываться перед другими людьми и уважать ценность каждого человека. Для исследования ценно мнение подростка М.: «Я очень общительный человек. Конечно, понимаю, что существуют определенные границы для общения. Буду стараться уважать мнение каждого своего одноклассника». Следовательно, можно полагать, что наше занятие стало полезным для подростков.

Запоминающимся моментом, по мнению подростка А. в занятии «Нужно ли мне знать о своих обязанностях» являлось обсуждение ситуаций. Цель заключалась в раскрытии положительных сторон меры «комендантский час», раскрытие обязанностей. Подросток А.: «Для меня было интересно решать кейс-ситуации. С нами редко это проводится».

По мнению подростка Н. в занятии «Предупрежден - значит, вооружен» интересна была ролевая игра. Подросткам очень понравилась такая интерактивная форма работы. Подросток К. отметила: «Сегодня мы научились тому, как можно сказать «нет». На самом деле совсем не страшно отказать кому-либо».

Интересным моментом занятия «Права гражданина глазами подростка» подростки считают работу с биллем. Интерес вызвала техника коллажирования. Ребятам был предоставлен ватман и карточки с правами и обязанностями (подготовлены заранее). Участникам необходимо было приклеить на ватман права подростка. Занятие получилось невероятно продуктивным. Ребята показали себя с лучшей стороны.

Запоминающимся моментом занятия «Наедине с правом» было проведение круглого стола. Подросткам предлагалось выбрать право и обязанность и рассказать о них другим участникам круглого стола.

Особое внимание в занятии «Права подростков в известных мультфильмах» заключалось в просмотре видеоролика. Подростки бы-

ли открыты к продуктивному обсуждению. Наша беседа была оживленной. Подростки с легкостью определяли правонарушений в известных мультфильмах.

Также нами был разработан буклет для подростков «Правовая помощь подросткам», который был роздан участникам проекта.

Кроме того, была проведена выходная диагностика с помощью того же диагностического инструментария, который использовался и при проведении входной диагностики.

Соблюдать учебный порядок отметили 10 респондентов (100 %), слушаться родителей - 10 (100 %), соблюдать трудовой порядок -5 (50 %), слушаться закон - 10 (100 %).

В качестве ответственности отметили штраф - 7 респондентов (70 %), обязательные работы - 6 (60 %), исправительные работы -5 (50 %), арест - 6 (60 %).

Все респонденты 10 человек (100 %) знают о том, что такое комендантский час.

Результаты выходной диагностики показали позитивную динамику уровня правовой информированности участников проекта о знании своих прав и обязанностей.

Это позволяет сделать вывод, что социальный проект «Школа правоведения для несовершеннолетних», направленный на социально-правовое просвещение несовершеннолетних, является эффективным.

В заключение реализации проекта с целью оценки его эффективности, подросткам было предложено заполнить опросник оценки результативности проекта (составлен студенткой 4 курса). Заполняя его, 10 человек (100 % от общего числа участников группы) отметили, что проведенные занятия произвели на них большое впечатление. Наиболее запомнились такие мероприятия, как игры, просмотр видеоролика, решение кейс-ситуаций. Менее пози-

тивные эмоции у подростков вызвало заполнение тестов и анкет.

Считаем, что апробированный нами проект эффективен. Особый интерес у специалистов КДН и ЗП вызвали предложенные им рекомендации по освоению ювенальных технологий. Тем не менее, считаем, что работу в данном направлении следует вести и в дальнейшем, расширяя занятия, беседы, интерактивные методы работы.

Литература

1. Болдина М. А. Проектирование программ социальной профилактики девиантного поведения подростков // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы / отв. ред. И. А. Шаршов, Л. Н. Макарова. Тамбов, 2016. С. 277-284.

2. Технологии социальной работы с молодежью / под ред. Н. Ф. Басова. Кострома, 2014.

3. Нижних И. К. Формирование основ правовой культуры у старших подростков группы риска средствами игровой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014.

References

1. Boldina M. А. Proektirovaniye programm sotsial'noj profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov [Design of programs of social prevention of deviant behavior of teenagers] // Professional'no-lichnostnoye razvitiye prepodavatelya i studenta: traditsii, problemy, perspektivy / otv. red. I. А. Sharshov,

L. N. Makarova. Tambov, 2016. S. 277-284.

2. Tekhnologii sotsial'noj raboty s molodezh'yu [Technologies of social work with youth] / pod red. N. F. Basova. Kostroma, 2014.

3. Nizhnikh I. K. Formirovaniye osnov pravovoj kul'tury u starshikh podrostkov gruppy riska sredstvami igrovoj deyatel'nosti [Formation of bases of legal culture at the senior teenagers of risk group means of game activity]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2014.

* * *

ABOUT IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL PROJECT «SCHOOL OF JURISPRUDENCE FOR MINORS» DIRECTED TO PREVENTION OF OFFENCES AMONG TEENAGERS

Boldina Marina Aleksandrovna, Gorbonos Ekaterina Mikhaylovna

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov e-mail: marina_boldina@mail.ru

In article authors presented results of development and implementation of the social project «School of Jurisprudence for Minors» directed to prevention of offenses among teenagers, analyzed the concept «deviant behavior» from a position of different authors, revealed that social and legal education is relevant juvenile technology when forming legal literacy of minors and submitted the stage-by-stage analysis of the developed social project proving its efficiency.

Key words: deviation, the minor offender, socially - legal education, the social project

Об авторах:

Болдина Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Горбонос Екатерина Михайловна, магистрант 2 курса направления подготовки «Социальная работа» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the authors:

Boldina Marina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Psychology and Pedagogical and Social Formation Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

Gorbonos Ekaterina Mikhaylovna, Applicant for Master's Degree of the Educational Program «Social Work», Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.