с!ог
УДК 159.9.316.6 10.20310/1810-231Х-2016-15-1-98-101
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Болдина Марина Александровна, Никонов Юрий Сергеевич
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-шаД: [email protected]
В статье раскрывается сущность и особенности девиантного поведения подростков с позиции социологизаторского подхода. Обосновано, что к социальным проблемам подростков приводит искажение в поведении, сложности подросткового возраста, некорректная самооценка личности. Отдельное внимание уделяется социальным нормам и процессу дезадаптации подростков. Эти факторы приводят к увеличению числа подростков, склонных к девиантному поведению, а впоследствии, к социальным проблемам в обществе.
Ключевые слова: девиация, девиантное поведение, социальные нормы, подросток, самооценка, детерминизм, дезадаптация
Научное изучение отклонений осуществляется в разных науках. Объяснение причин, условий и факторов, детерминирующих это социальное явление, стало насущной задачей. Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях.
Проблемы девиации рассматривали многие ученые. Е. И. Холостова характеризует девиантное поведение «как поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы». В. В. Ковалев рассматривает деви-антное поведение как «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества». Я. И. Гилинский под отклоняющимся поведением понимает «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам».
Таким образом, при всем многообразии определений и характеристик, девиантное поведение можно трактовать как поведение, действие которого выходит за рамки принятых в окружающем обществе норм и правил.
В своем понимании природы девиантно-го поведения, в частности, девиантного поведения подростков, основополагающим яв-
ляется то, что в развитии ребенка происходит искажение, которое проявляется через поведение. Развитие - процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [1].
Подростковый возраст как кризисный период развития человека даже в норме характеризуется рядом обстоятельств, осложняющих процесс социализации. Поэтому он выдвигается в качестве дополнительного фактора девиантного поведения.
Границы подросткового возраста достаточно условны. У разных исследователей существуют незначительные разногласия в определении возрастных границ подросткового периода развития человека. Т. Д. Мо-лодцова считает, что подростковый возраст ограничивается 10-14 годами [2].
Девиантное поведение подростков обуславливается социальными нормами. Социальные нормы - количественная и качественная характеристика требований общества, предъявляемых к процессам и условиям жизнедеятельности людей и социальных групп; эффективный механизм организации справедливых отношений между коллективами и отдельными личностями. Они служат средством ориентации социального поведения каждой личности или общности людей в определенной ситуации и средством контро-
ля за их поведением со стороны общества. Социальные нормы (в отличие от других регуляторов общественного поведения) характеризуются: единством предписывающего и оценочного моментов; наличием средств социальной оценки и контроля; наличием определенных социальных санкций; внешней формой выражения [3].
В данном исследовании в понимании термина «социальная норма» мы придерживаемся определения, предложенного Л. В. Мардахае-вым: «Социальные нормы - официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия» [1, с. 168-169].
Для нравственного становления в подростковом возрасте характерно формирование новых убеждений и идеалов. Особое значение в нравственном развитии имеют ценностные ориентации.
Социальные проблемы в обществе возникают у девиантных подростков из-за неправильной самооценки. Самооценка, наряду с самосознанием, представлением о себе как субъекте деятельности и общения, является центральным образованием подросткового возраста. Функционально самосознание представляет единство трех сторон: самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции. Представление о себе формируется на основе оценок различных сторон своей личности, поэтому общая самооценка состоит из множества частных: оценки своих моральных качеств, способностей и возможностей в различных видах деятельности, внешности, положения в коллективе и др.
У большинства девиантных подростков выявляется неадекватная самооценка: она может быть заниженной или завышенной. При этом следует разделять заниженную самооценку в значимой области деятельности и в незначимой области. Например, известно, что ведущей потребностью подросткового возраста является потребность в общении со сверстниками. Поэтому, неприятие подростка коллективом сверстников становится для него настоящей трагедией. Это может при-
вести к тому, что у подростка устанавливается заниженная самооценка, иногда переходящая в различные комплексы. В то же время подросток может особенно не переживать из-за неудач в спорте, если не относится к нему серьезно. Следовательно, эти неудачи не могут существенно повлиять на уровень адекватности его самооценки.
У подростков с отклоняющимся поведением, как правило, в результате неблагоприятных условий воспитания формируется заниженная значимая самооценка, которая вызывает неадекватные, острые переживания, робость, неуверенность, чувство неполноценности, неудовлетворенность своим положением в коллективе. Неадекватные переживания способствуют формированию отрицательных качеств. Чтобы избежать негативной оценки их личности и способностей, они начинают лгать, приспосабливаться, выдавать желаемое за действительное.
Социальные проблемы возникают так же с подростками с выраженным агрессивным поведением, аффективными переживаниями. В последнее время в связи с изменениями требований общества к личности человека внимание субъектов профилактики также заостряется и на пассивных детях. Пассивная позиция, занимаемая подростком, приводит к пассивному отношению к своим недостаткам. Подобное отношение имеет негативные последствия, как для самого подростка, так и для окружающих. Так, например, подросток перестает признавать свои недостатки, не стремится их исправить, теряет «чувство реальности» в оценивании своих способностей, становится неспособным анализировать свое поведение и определить истинные причины своих неудач. Становится привычкой такой нерациональный способ решать проблемы, как уход от них - социально-пассивная форма отклоняющегося поведения (замкнутость, ограничение круга общения, употребление алкоголя, наркотических веществ и т. п.).
Представляют интерес исследования, посвященные изучению причин и проявлений де-виантного поведения подростков. Подростковый возраст, как кризисный период развития человека, даже в норме характеризуется рядом обстоятельств, осложняющих процесс социализации. Поэтому он выдвигается в качестве дополнительного фактора девиантного поведения.
Следует подчеркнуть, что одним из наиболее сложных вопросов исследования явля-
ется вопрос о причинах девиантного поведения, о его детерминизме. Детерминистское объяснение означает выявление всего комплекса событий, явлений или процессов, воздействующих на изучаемое явление.
Причинность отвечает на вопрос: почему произошло событие? При изучении причин девиантного поведения приходится изучать механизм действия социальных законов. По мнению Г. А. Аванесова и А. И. Долговой, девиантность как социальное явление «намертво» связано с жизнедеятельностью реального, конкретного, существующего общественного организма, отражает экономические и социально-политические процессы.
Эта позиция отражает социологизатор-ский подход в объяснении причин отклоняющегося поведения, согласно которому отклонения в поведении имеют прямую зависимость от социальных условий существования людей.
Социологическая теория в качестве основных причин, вызывающих девиантное поведение, выделяет следующие:
- разрыв между ценностями культуры и существующей в обществе социальной структурой;
- углубление противоречий между доминирующей в обществе культурой и разнообразными субкультурами;
- разрыв между социальным статусом личности и ее социальными ожиданиями;
- отчуждение личности от ценностно-нормативной регуляции, существующей в обществе;
- утрата личностью морально ценностных ориентиров [4].
Практика показывает, что внешние и внутренние стороны одного и того же поведения могут не совпадать. За внешним лоском и мнимой воспитанностью может таиться циничная, глубоко аморальная натура человека. И, наоборот, что очень часто наблюдается у подростков, за внешней бравадой, кажущейся распущенностью скрывается желание выглядеть оригинальным, выглядеть личностью, которой известны все стороны жизни - и плохие, и хорошие. И если в последнем случае достаточно обычных мер нравственной корректировки личности, то в первом предстоит сложная, трудоемкая работа, направленная на перевоспитание подростка.
Биологический компонент включает генетическую основу человека, особенности
обменных процессов, специфику высшей нервной деятельности, отклонения или патологии в соматическом или нервно-психическом развитии и др.
С этой позиции интерес представляет градация отклонений в поведении, предложенная исследователем Н. Вайзманом. Он выделил следующие группы данного контингента:
1 группа - психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. «Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны»;
2 группа - подростки с ускоренным половым развитием и с повышенной аффектив-ностью, возбудимостью, агрессивностью. «Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя»;
3 группа - подростки с преобладающей расторможенностью влечений: сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков. «Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны».
В рамках педагогического процесса применяются различные трактовки типологии поведения личности с отклонениями в поведении.
В общеобразовательной школе одной из распространенных форм девиантного поведения является педагогическая запущенность. Педагогическая запущенность учащихся очень часто сочетается со школьной дезадаптацией.
К. Роджерс трактует дезадаптацию как «состояние внутреннего диссонанса, заключающегося в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека». В этом определении дезадаптация рассматривается автором как внут-риличностный конфликт самой личности. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие характеру социальных влияний и отношений. Результат дезадаптации - нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентаций, диффузия социальных ролей вплоть до принятия тех из них, которые не позволяют бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять потребности («вор», «хулиган» «бродяга» и пр.).
Среди наиболее распространенных поведенческих отклонений, сочетающихся со школьной дезадаптацией, можно отметить дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное поведение, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.
Признаками более масштабной - социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ, сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. В последнее время наблюдается появление относительно новых форм отклоняющегося поведения школьников, связанных с зависимостью от видеофильмов, компьютерных игр, религиозных сект.
Таким образом, под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения
от нравственного контроля над собственным поведением. Это в последствии может привести к социальным проблемам с подростками и так же развитию девиантного поведения.
Литература
1. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике. М., 2002. С. 237.
2. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001. С. 30.
3. Молодежь в XXI веке: Социальное участие. Тамбов, 2000. С. 150.
4. Социальная работа / под ред. В. И. Курбатова. Ростов-н/ Д.; М., 2000. С. 382.
References
1. Mardakhaev L. V. Slovar' po sotsial'noj pe-dagogike [The social pedagogics dictionary]. M., 2002.
2. Ajkhorn А. Trudnyj podrostok [Troubled teenager]. M., 2001.
3. Molodezh' v XXI veke: Sotsial'noye uchas-tiye [Youth in the XXI century: Social participation]. Tambov, 2000.
4. Sotsial'naya rabota [Social work] / pod red. V. I. Kurbatova. Rostov-n/ D.; M., 2000.
* * *
DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS AS SOCIAL PROBLEM
Boldina Marina Aleksandrovna, Nikonov Yury Sergeevich
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
In article authors revealed the essence and features of deviant behavior of teenagers from a position of social approach and proved that to social problems of teenagers' distortion gives difficulties of teenage age in behavior, an incorrect self-assessment of the personality. Authors paid special attention to social norms and process of disadaptation of teenagers. These factors lead to increase in number of the teenagers inclined to deviant behavior, and subsequently, to social problems in society.
Key words: deviation, deviant behavior, social norms, teenager, self-assessment, determinism, disadaptation
Об авторах:
Болдина Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
Никонов Юрий Сергеевич, студент 4 курса направления подготовки «Социальная работа» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
About the authors:
Boldina Marina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Social and Pedagogical Education Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin
Nikonov Yury Sergeevich, 4-year Student, Educational Program «Social Work», Tambov State University named after G. R. Derzhavin