УДК 364.273-053.2 10. 20310/1810-231Х-2016-15-4-25-30
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СКЛОННЫМИ К САМОВОЛЬНЫМ УХОДАМ ИЗ СЕМЕЙ И СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Болдина Марина Александровна, Деева Елена Викторовна
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-маД: [email protected]
В данной статье рассматриваются особенности социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам. Раскрываются причины детской безнадзорности, складывающиеся под влиянием внутренних и внешних факторов. Рассматриваются направления работы по устранению проблем, приводящих к самовольным уходам, обосновывается необходимость ранней профилактики самовольных уходов несовершеннолетних.
Ключевые слова: самовольные уходы, семейное неблагополучие, причины детской безнадзорности, социально-педагогическая деятельность, профилактика
Сложная социально-экономическая ситуация в российском обществе актуализирует различные проблемы, возникающие в детской и молодежной среде. Увлеченность родителей «гонкой» за материальными ценностями, достатком в семью приводит к тому, что дети остаются без присмотра и контроля со стороны взрослых, проводят больше время на улице. Отсутствие должного родительского воспитания ведет к распространению беспризорниче-ства, попрошайничества, увлечения несовершеннолетними алкоголем, наркотическими средствами и т. д. Дети забрасывают учебу, проводят бесцельно собственное время. Таким образом, растет число неблагополучных, асоциальных семей, дети попадают в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и иные организации.
Безнадзорность ребенка, его самовольный уход из дома или учебно-воспитательной организации являются самой распространенной причиной совершения преступлений несовершеннолетними или в отношении них.
Проблема самовольных уходов активно изучалась отечественными исследователями (О. С. Васильева, А. Е. Личко, К. Э. Комаров, Ю. А. Клейберг, Р. А. Ковалев, Ф. Р. Филатов и др.). В современной науке самовольным уходом принято называть однократный поступок, тогда как феномен бродяжничества трактуется двояко. Под самовольным уходом ребенка понимается отсутствие несовершеннолетнего в возрасте до семи лет в течение
1 часа, несовершеннолетних в возрасте старше 7 лет в течение 3 часов без оповещения о своем местонахождении родителей (законных представителей), сотрудников организаций, педагогов с момента наступления времени, оговоренного для возращения.
Склонность понимается как влечение, стремление к какой-либо деятельности, занятиям. Психологическую основу склонности составляет устойчивая потребность личности в определенной деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности.
Н. Л. Белопольская утверждает, что склонность к самовольным уходам у несовершеннолетних формируют условия внешней среды: неблагоприятная внутрисемейная обстановка, педагогическая запущенность, влияние ближайшего социального окружения. К внутренним факторам, предопределяющим нарушения поведения, относят:
- биологические предпосылки: недостаточность нервной системы, нарушения эмоционального развития, дисгармоничность полового созревания;
- психологические предпосылки: наличие хронического стрессового или психо-травмирующего воздействия (например, насилие в семье) [1].
Как мы видим, склонность к бродяжничеству и побегам формируется под влиянием внешних и внутренних факторов.
Рассмотрим причины самовольных уходов несовершеннолетних из семей и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В большинстве случаев уход из дома - это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни. Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. Так называемые брошенные дети, чьи родители действительно отвернулись от них, составляют абсолютное меньшинство. В большинстве случаев побег из дома - это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, из которой дети не видят иного выхода. В последние годы на улице оказываются несовершеннолетние дети, побеги совершают дети из весьма обеспеченных семей, появились целые сообщества бомжующих детей и подростков.
Отсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие - это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома. Утверждение о самовольном уходе или о побеге как о компенсаторном поведении в конфликтной и стрессовой семейной ситуации разделяется целым рядом отечественных авторов (А. Рожков, Е. Г. Слуцкий, Б. Н. Алмазов, Л. А. Грищенко). Они предлагают рассматривать уход из семьи как избегание конфликтов и неблагоприятной обстановки, но и одновременно с этим перемещение в среду бродяжничества с ее нравами, нормами и закономерностями в поведении.
Как отмечает И. С. Кон, чем выше статус подростка в группе, тем он ниже вне группы. Таким образом, уход из дома и последующая включенность в группу девиантных сверстников способствуют достижению и выражению авторитета. Одновременно с группированием возможно проявление реакции эмансипации. В данном случае подросток преследует цель освобождения от опеки родителей и самоутверждения среди сверстников [2].
Все чаще в средствах массовой информации обсуждаются случаи домашнего насилия, пренебрежения родителей к собственным детям, деструктивных отношений между родителями и детьми. Все перечисленные проблемы
сопряжены с длительным кризисом института семьи, который обусловлен социально-экономическими (сверхзанятость, низкий уровень жизни, плохие жилищные условия, безработица и т. п.), психолого-педагогическими (педагогическая несостоятельность родителей, девиантное поведение, отсутствие психологической культуры, наличие зависимостей и т. п.) и физическими (инвалидность, наличие хронических неизлечимых заболеваний) факторами. Выделенные факторы препятствуют конструктивному взаимодействию родителей с собственными детьми и «вытесняют» ребенка из семьи на улицу.
Довольно часто обстановка в семье далека от благополучия. В силу своих морально-нравственных качеств, наличия химических зависимостей, отсутствия интереса к собственному ребенку (детям) родители реализуют деструктивные стили внутрисемейного взаимодействия. Систематические конфликты, ссоры, выяснение отношений с помощью криков, побоев, оскорблений и унижений ребенка способствуют формированию глубокой психологической дистанции между родителями и детьми. Отсутствие доверительных и близких отношений в семье приводит к тому, что ребенок начинает искать тех людей, которые смогли бы его понять, оказать ему поддержку, быть внимательными к нему.
С. А. Беличева выделила пять типов семейного неблагополучия, способного спровоцировать проявление девиантного поведения, в частности побеги из дома:
1) криминогенные семьи, члены которых совершают преступления;
2) аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются алкогольной и сексуальной деморализацией, наличием асоциальных ценностных ориентаций;
3) семьи с чрезмерным стремлением к накоплению материальных благ;
4) конфликтные семьи, взаимоотношения в которых строятся по типу соперничества и отчуждения;
5) педагогически несостоятельные семьи, применяющие неправильные методы в воспитании [3].
Таким образом, причины самовольного ухода несовершеннолетних из семьи можно классифицировать следующим образом: так называемые общие причины, которые можно объединить для всех детей, и индивидуальные.
К общим причинам роста детской безнадзорности, беспризорности, самовольных уходов несовершеннолетних исследователи относят:
- увеличение числа детей-сирот и детей, лишенных родительского присмотра;
- нарушение жилищных и имущественных прав детей;
- ухудшение материального положения значительной части населения;
- безответственное отношение родителей к своим обязанностям по воспитанию детей, конфликты в семье, высокий уровень разводов, алкоголизм, сексуальное насилие, жестокое обращение;
- втягивание взрослыми детей в попрошайничество, кражи;
- низкая эффективность работы органов опеки и попечения, которая нуждается в принципиальном реформировании, недостаточное финансирование соответствующих учреждений, недостаточная укомплектованность их специалистами, недостаточное финансирование государственных программ;
- ослабление работы по организации досуга детей по месту обучения и проживания;
- пропаганда в средствах массовой информации насилия, растления и «легкой жизни».
Индивидуальные причины связаны с конкретной проблемой ребенка и его семьи, либо ситуации в детском учреждении [3]. Причины самовольных уходов несовершеннолетних из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей могут быть следующие:
- стремление встречи со своими родственниками и друзьями;
- желание пожить самостоятельно;
- нежелание соблюдать режим, предусмотренный учреждением;
- трудности в адаптации к новым условиям проживания;
- наличие отклонений в психическом развитии;
- возрастные кризисы.
Для решения проблемы самовольных уходов несовершеннолетних из семей и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей разработаны межведомственные и отраслевые программы, принято значительное число нормативных правовых актов, действуют многочисленные структур-
ные подразделения в системах МВД, образования, социальной защиты, здравоохранения и других ведомствах. Однако результаты данной работы органов власти всех уровней неутешительны. Число несовершеннолетних детей, самовольно уходящих из семей, школ-интернатов, специальных воспитательных и иных детских учреждений, не только не уменьшается, но и растет.
Существующие на сегодняшний день меры по решению проблемы самовольных уходов детей малоэффективны. Основными недостатками можно считать недостаточные социально-педагогические и психологические методы сопровождения несовершеннолетнего после первых уходов из дома, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений и воздействие на факторы, способствующие дальнейшей фиксации данной формы поведения. Своевременная социальная диагностика и адекватная профилактика позволят на ранних этапах выявить подростков, склонных к данному виду нарушения поведения, и предупредить повторные самовольные уходы и их последствия.
Бездействие государственных институтов, осуществлявших прежде функции регуляции и контроля в сферах образования, здравоохранения и права, прямо повлияло на распространение этого явления. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в поведении ребенка, воспитания, обучения, его социальной адаптации и интеграции относится к числу важнейших задач современного общества.
Согласно Всеобщей декларации прав человека, дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в основном, ориентирован на уже сформировавшееся «социальное дно» беспризорников. Вне поля внимания Закона находятся дети из относительно благополучных семей и дети потенциального риска.
Таким образом, организационный и содержательный аспекты профилактики различны для следующих групп детей: а) благополучных детей; б) детей группы социального риска (безнадзорные дети и имеющие определенные психические отклонения); в) беспризорных; г) беспризорных, бродяжничающих, бездомных детей. Ожидаемый эффект от профилактики (профилактический потенциал) также является различным. Воспитание социально одобряемого поведения у несовершеннолетних требует больших временных затрат и специальной профессиональной подготовки.
Основным направлением работы по устранению проблем самовольных уходов несовершеннолетних из семьи и детских учреждений должна стать социально-педагогическая деятельность. Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами, как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.
Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.
В. А. Никитин считает, что социально-педагогическая деятельность состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду социального опыта, обретения или восстановления социальной ориентации социального функционирования [4].
Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам из семей и специальных учебно-воспитательных учреждений, включает следующие направления:
- профилактическое;
- коррекционно-реабилитационное, в основе которого лежит разработка социально-
педагогической реабилитационной программы работы с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам.
Рассматривая проблему склонности несовершеннолетних к самовольным уходам в рамках социально-педагогической деятельности, раскроем организацию профилактической работы. Профилактика включает в себя комплекс социально-медицинских, социально-правовых, социально-психологических, социально-
педагогических и других мер. Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних представляет собой работу по созданию благоприятной среды для воспитания и общения, упреждающей коррекции семейных отношений, поиску занятости несовершеннолетних в свободное время.
Профилактика может быть первичной (направленной на привитие, воспитание ценностей, противостоящих девиантному поведению), вторичной (организация деятельности служб, учреждений и организаций при появлении первых признаков отклонений от нормы) и третичной (реабилитация - система восстановления функций жизнедеятельности). Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семей и детских учреждений должна осуществляться на всех трех уровнях с участием всех субъектов профилактической работы [4].
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом, на их предупреждение, т. е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека. При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованы, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации [5].
Профилактическая работа - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. По нашему мнению, необходимо заниматься ранней профилактикой самовольных уходов несовершеннолетних. Основой ранней
профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у несовершеннолетних. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.
Немаловажным элементом профилактической работы таких учреждений является социокультурная работа с несовершеннолетними. Вовлечение детей и подростков в досуговую деятельность способствует качественной социализации несовершеннолетних, реализации их потенциальных личностных, индивидуальных возможностей, их духовному и интеллектуальному развитию. Специалисту, работающему с данной категорией, необходимо путем создания «ситуации успеха» уметь найти положительное в поведении несовершеннолетнего ребенка. Уровень успешности ребенка зависит от многих индивидуально-психологических особенностей личности: развитости воли, уровня притязаний, уверенности в себе и способности к самоутверждению [6].
В семье, в которой родители не оказывают должного внимания воспитанию детей, дети не получают эмоционального контакта, им не хватает общения, соответственно, значительно затрудняется социальная адаптация детей в среде их сверстников, обществе в целом. Организация совместного досуга детей, детей и родителей направлена на решение данной проблемы. Поэтому, кроме необходимости повышать уровень жизни семей, создавать все условия для интеграции детей в социум, немаловажным условием подлинной адаптации детей в обществе является предоставление возможностей для их самообразования, раскрытия их личностных способностей. Создавая детям условия для реализации их активности, их занятости во внеучебное время, частично решается проблема самовольных уходов их из семьи и детских организаций.
Организация досуга в детских учреждениях включает в себя занятия спортом, музыкой, различными видами творческой деятельности, посещение культурно-досуговых учреждений, поездки-экскурсии, работу летних лагерей и многое другое.
Детям для их нормального развития необходимо творческое самовыражение. Творческий процесс позволяет ребенку осознать собственную значимость, реализовать свой творческий потенциал. В условиях организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, некоторой изолированности несовершеннолетних от общества, досуговая деятельность может сделать жизнь воспитанников эмоционально насыщенной, разнообразной, способствующей самоутверждению и самореализации подростка. Участвуя в досуговой деятельности, ребенок проявляет свободу выбора, добровольность, активность, инициативность, свою личностную индивидуальность.
Таким образом, организация социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам предполагает реализацию инновационных социально-воспитательных технологий и программ, позволяющих создать условия для обеспечения и защиты прав и интересов ребенка, равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.
Литература
1. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. М., 2001.
2. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М., 1989.
3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1994.
4. Методика и технологии работы социального педагога / под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. М., 2002.
5. Болдина М. А., Никонов Ю. С. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Психо лого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2016. Т. 15. № 2. С. 99-103.
6. Деева Е. В. Технология формирования социальной успешности юношей в процессе спортивной деятельности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 327-331.
References
1. Belopol'skaya N. L. Detskaya patopsihologiya [Children pathopsychology]. M., 2001.
2. Kon I. S. Psihologiya rannej yunosti: kn. dlya uchitelya [Psychology of early youth: book. for teachers.]. M., 1989.
3. Belicheva S. A. Osnovy preventivnoj psi-hologii [Basics of Preventive Psychology]. M., 1994.
4. Metodika i tekhnologii raboty social'nogo ped-agoga [Methods and techniques of social work teachers] / pod red. M. A. Galaguzovoj, L. V. Mardahaeva. M., 2002.
5. Boldina M. A., Nikonov YU. S. Profilaktika kak vedushchaya tekhnologiya social'noj raboty s po-
drostkami, sklonnymi k deviantnomu povedeniyu [Prevention as leading technology of social work with the teenagers inclined to deviant behavior] // Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. Tambov, 2016. T. 15. № 2. S. 99-103.
6. Deeva E. V. Tekhnologiya formirovaniya social'noj uspeshnosti yunoshej v processe sportivnoj deyatel'nosti [Forming technology of social successful-ness of youths in a sporting activity] // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. Tambov, 2011. № 1-2. S. 327-331.
* * *
ORGANIZATION OF SOCIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES WITH MINORS, WHO ARE PRONE TO UNAUTHORIZED LEAVE FROM FAMILIES AND SPECIAL
EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Boldina Marina Aleksandrovna, Deeva Elena Viktorovna
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
This article discusses the features of the socio-educational activities with minors, prone to a voluntary care. The author reveals the reasons of child neglect, which develops under the influence of internal and external factors. The author examines the areas of work to address the problems leading to an unauthorized leave, the necessity of early prevention of unauthorized leave minors.
Key words: unauthorized leave, marital trouble, causes of child neglect, social and educational activities, prevention
Об авторе:
Болдина Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
Деева Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
About the author:
Boldina Marina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Psychology and Pedagogical and Social Formation Department, Tambov state university of G. R. Derzhavin
Deeva Elena Viktorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Psychology and Pedagogical and Social Formation Department, Tambov state university of G. R. Derzhavin