Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ECONOMIC POLICY / ECONOMIC SECURITY / SOCIAL POLICY / ECONOMIC TRANSFORMATION / SOCIO-ECONOMIC SITUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блиничкина Н.Ю.

В статье рассматривается проблема формирования оптимальной социальной политики на основе современных представлений о сущности социального государства и задачах экономической безопасности в социальной сфере. Подчеркивается тот факт, что проблема состоит в различии подходов к пониманию сущности и содержания социальной политики. Выделяются особенности реализации социальной политики в условиях экономической трансформации. Делается вывод о возрастание роли социальной политики в трансформационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC TRANSFORMATION

The article deals with the problem of forming an optimal social policy on the basis of modern ideas about the essence of a social state and the tasks of economic security in the social sphere. It is emphasized that the problem consists in the difference of approaches to understanding the essence and content of social policy. The features of the implementation of social policy in the conditions of economic transformation are highlighted. The conclusion is made about the increasing role of social policy in a transformational society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

УДК 338.23

Блиничкина Н.Ю., к.э.н. заведующая отделом международных связей Таджикский государственный университет права,

бизнеса и политики Таджикистан, г. Худжанд СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования оптимальной социальной политики на основе современных представлений о сущности социального государства и задачах экономической безопасности в социальной сфере. Подчеркивается тот факт, что проблема состоит в различии подходов к пониманию сущности и содержания социальной политики. Выделяются особенности реализации социальной политики в условиях экономической трансформации. Делается вывод о возрастание роли социальной политики в трансформационном обществе.

Ключевые слова: экономическая политика, экономическая безопасность, социальная политика, экономическая трансформация, социально-экономическое положение

Blinichkina N. U., Candidate of Economic Sciences Head of Department of International Relations Tajik State University of Law, Business and Politics

Tajikistan, Khujand SOCIAL POLICY IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC TRANSFORMATION Abstract: The article deals with the problem of forming an optimal social policy on the basis of modern ideas about the essence of a social state and the tasks of economic security in the social sphere. It is emphasized that the problem consists in the difference of approaches to understanding the essence and content of social policy. The features of the implementation of social policy in the conditions of economic transformation are highlighted. The conclusion is made about the increasing role of social policy in a transformational society.

Keywords: economic policy, economic security, social policy, economic transformation, socio-economic situation

Статья 1 Конституции Таджикистана, принятой в 1994 году, провозглашает построение социального государства. Однако возникает вопрос: что есть социальное государства и каким образом может быть обеспечено его формирование.

В современном мире основные принципы, определяющие понятие «социальное государство», сформированы в документах, признанных мировым сообществом. В настоящее время идея социального государства заключается в правовом упорядочении жизни общества на принципах

гуманизма, выполнении комплекса социально -защитных функций, создании условий для развития гражданского общества.12

Построение социального государства базируется на реализации целенаправленной социальной политики.

Социальная политика в широком смысле направлена на достижение более сложной и масштабной цели - целенаправленную модификацию общественных структур и институтов в сторону более полного воплощения подлинно социалистических отношений. Проводимая социальная политика должна стимулировать всестороннее развитие человеческого потенциала общества, распространение эффективных способов и образцов экономического поведения, развитие социальных отраслей народного хозяйства, рост качества жизни населения и защищенности социально

13

уязвимых слоев.13

Экономическая безопасность в социально-экономической сфере - это такое состояние экономической системы и функционирования государственных институтов, которое создает достойные условия жизни каждого члена общества, обеспечивают высокий уровень медицинского обслуживания, возможность получения качественного образования, реализацию личностных предпочтений в профессиональной, интеллектуальной, семейных сферах, противодействие процессам криминализации общественной жизни, защиту жизненно важных интересов каждого члена общества.14

Именно в данной сфере и кроется проблема, определяющая саму возможность создания социального государства, а также условия и темпы его становления. Суть проблемы состоит в первую очередь в наличие множества подходов к пониманию того, что следует понимать под социальной политикой.

Социальная политика как объект исследования имеет мультидисциплинарный характер, охватывающий такие сферы, как:

- правовая - формирование эффективных законодательных норм, регулирующих и регламентирующих жизнь социума таким образом, чтобы не ущемлялись и не ограничивались интересы большинства;

- экономическая - создание таких условий, которые обеспечивали бы рациональные потребности населения и гарантировали нормальное существование каждого отдельного индивида;

- социальная - определяющая условия взаимодействия отдельных граждан государства друг с другом, с социальными группа, а также с государством таким образом, чтобы каждый индивид имел возможность реализовать себя в обществе;

12 Быковская Ю.В. Обоснование экономической сущности социальной политики в интересах экономической безопасности// Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 39. - С. 44-55. - С. 46

13 Быковская Ю.В. Обоснование экономической сущности социальной политики в интересах экономической безопасности // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 39. - С. 44-55. - С.47

14 Рахлина Л.В. Социальная политика и безопасность России// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - № 33. - С. 224-226. - С. 224

- политическая - гарантирующая каждому гражданину возможность в той или иной мере принимать участие в управлении государством.

Основными направлениями социальной политики, наиболее ярко отражающими ее экономическую сущность, являются: 1) политика доходов (жизненный уровень населения, благосостояние, потребительская корзина и др.); 2) политика в сфере трудовых отношений (оплата труда, социальное страхование, занятость населения и др.); 3) социальная защита и социальная поддержка нетрудоспособных граждан (пенсионное обеспечение, социальные гарантии, социальная поддержка инвалидов и др.); 4) развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование и др.); 5) политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт и др.).15

Как видно из приведённых характеристик, социальная политика -явление многомерное, что затрудняет не только его идентификацию, но также не позволяет однозначно определить субъектов ее реализации. Если в отечественной науке право реализации социальной политики представлено государству в силу сложившихся патерналистических традиций, то на Западе в большинстве случаев социальная политика реализуется общественными движениями и социальными институтами, а государство придерживается либерального подхода.

Сказанное приводит нас к необходимости ответа на еще один вопрос: насколько возможно построение социального государства в условиях социально-экономической трансформации, которая все еще продолжается в Республике Таджикистан? Подобный вопрос возникает в силу того, что трансформация сама по себе предполагает разрушение всех или большей части экономических институтов государства, в том числе социально -экономических. Данный процесс будет оказывать замедляющее воздействие на реализацию социальной политики независимо от уровня вовлеченности государства в этот процесс. Кроме того, трансформация, тем более в шоковой форме, как это произошло в Таджикистане, традиционно влечет за собой возникновение ряда проблем, связанных с формированием новых институтов и форм собственности:

- активизация инфляционных процессов вплоть до гиперинфляции;

- увеличение уровня безработицы и, как следствие, снижение уровня жизни и увеличение уровня бедности;

- увеличение доли теневой экономики;

- увеличение числа преступлений в результате роста безработицы и бедности и т.д.

В наибольшей мере данные проблемы затрагивают именно социальный сектор. Даже рост теневой экономики, ведя к уменьшению поступлений в государственный бюджет, ограничивает возможности государства по поддержке наиболее нуждающихся слоев населения. Также следует отметить,

15 Быковская Ю.В. Обоснование экономической сущности социальной политики в интересах экономической безопасности // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 39. - С. 44-55. - С.51

что условия реализации социальной политики ухудшается на протяжении всего процесса трансформации. В современном Таджикистане, не смотря на то, что начальные этапы трансформации давно пройдены и экономика перешла к стадии стабильного развития, все еще сохраняется большое число нерешённых проблем в социальном секторе (таблица 1).

Таблица 1. Динамика социальных показателей Республики Таджикистан за годы трансформации экономики_

Показатели 1991 1995 2000 2005 2010 2015

Размер средней заработной платы в сомони 370 0,92 15,57 83,58 354,44 878,91

Недоиспользование рабочей силы в экономике, тыс. чел. 555 1063 1392 1739 2250 2674

В том числе в % к трудовым ресурсам 21,97 37,81 43,69 44,67 49,67 52,32

Средний размер пенсий, стипендий, пособий 0,20 1,70 7,40 20,17

Расходы на образование в сомони на душу населения 0,49 6,10 38,00 133,77 304,32

Расход на здравоохранение в сомони на душу населения 2,96 12,05 48,18 121,70

Расходы государственного бюджета на транспорт и коммуникации в сомони на душу населения 3,32 12,20 15,01 114,34

Рассчитано автором по данным: Таджикистан: 25 лет государственной независимости (статистический сборник). - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - 522 с.

Средний размер заработной платы, как демонстрируют данные таблицы, за годы экономической трансформации в Таджикистане стабильно увеличивался. Однако на начальных этапах трансформации такое увеличение было несоизмеримо с темпами инфляции. Только в 1991 году она составила

1063,1%, в 1995 - 543,1%, и только к 2005 она снизилась до приемлемых 7,8% в год.16

Сохраняется и даже возрастает проблема безработицы: если на начальных этапах трансформации она составляла около 22%, то к настоящему времени этот показатель превысил 52%. Особой проблемой является то, что безработица имеет скрытую форму, то есть лица, не имеющие постоянного трудового дохода, не регистрируются в службах занятости. Данное обстоятельство четко характеризует отношение населения к проводимой социальной политике и уровень доверия к государству: большая часть граждан Таджикистана не готова полагаться на государство и не ожидает от него поддержки.

Еще сложнее обстоит дело с суммами, выплачиваемы в форме пособий, стипендий и пенсий. Их размер до настоящего времени смехотворно мал. В Таджикистане не установлен прожиточный минимум, однако минимальный размер заработной платы в настоящее время составляет 250 сомони. Размер социальных выплат сохраняется на уровне в 8,07% от установленной минимальной заработной платы или в размере 2,29% - от средней. За последние 15 лет данное соотношение изменилось незначительно: в 2000 оно составляло 1,28%, в 2005 - 2,03%, в 2010 - 2,08%.

Вместе с тем правительство Таджикистана, поддерживая курс на формования социального государства, реализует социальноориентированную бюджетную политику, когда расходы на социальные нужды составляют около 50% от всех расходов государственного бюджета, а в некоторые годы и превышают эту цифру. По соотношению со средним размером заработной платы расходы государственного бюджета на социальные нужды на душу населения только в 1995 и 2010 годах составляли немногим более 50% (53,26% и 55,57% соответственно). В другие годы данные показатели превышали 70%, а в отдельные периоды приближались к 80%. Относительное уменьшение социальных расходов последних лет может объясняться двумя причинами. Во-первых, произошло значительное увеличение размера заработной платы населения. Во-вторых, в последние годы политика правительства Таджикистана в большей мере ориентируется на создание условий для развития экономики, в связи с чем больше инвестирует в производственный сектор.

В целом, подводя итог проведённому анализу, следует отметить следующее:

1. Трансформационные процессы являются антогонистами мер социальной политики, вызывают возникновение множества проблем, решение которых является задачей социальной политики.

2. Трансформация приводит к ограничению ресурсов, располагаемые государством, что в первую очередь сказывается на качестве и особенностях

16 Таджикистан: 25 лет государственной независимости (статистический сборник). - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - 522 с.

реализации социальной политики, затрудняет и замедляет данный процесс.

3. В результате трансформации заметно ухудшается условия и качество жизни населения, в результате чего социальная политика приобретает еще большее значение.

Таким образом, экономическая трансформация ведет к тому, что роль социальной политики в обществе трансформируется и выходит на первый план, при этом процесс ее реализации оказывается чрезвычайно затруднён, что требует от правительства особого подхода и приложения дополнительных усилий для сохранения стабильности общества и удовлетворения минимальных потребностей населения.

Использованные источники:

1. Быковская Ю.В. Обоснование экономической сущности социальной политики в интересах экономической безопасности// Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 39. - С. 44-55.

2. Рахлина Л.В. Социальная политика и безопасность России// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - № 33. - С. 224-226.

3. Таджикистан: 25 лет государственной независимости (статистический сборник). - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - 522 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.