Научная статья на тему 'БЕДНОСТЬ КАК УГРОЗА В РАМКАХ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

БЕДНОСТЬ КАК УГРОЗА В РАМКАХ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / БЕДНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блиничкина Надежда Юрьевна

Данная статья посвящена исследованию проблемы бедности в рамках трансформационной экономики Республики Таджикистан. Определяются причины обострения проблемы бедности и делается попытка найти способ решения данной проблемы при реализации экономической политики в Таджикистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЕДНОСТЬ КАК УГРОЗА В РАМКАХ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

И ТВОРЧЕСТВА

БЕДНОСТЬ КАК УГРОЗА В РАМКАХ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Блиничкина Надежда Юрьевна, Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики, г. Худжанд

E-mail: n. blinichkina@mail. ru

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию проблемы бедности в рамках трансформационной экономики Республики Таджикистан. • Определяются причины обострения проблемы бедности и делается попытка найти способ решения данной проблемы при реализации экономической политики в Таджикистане.

Ключевые слова: экономическая безопасность, экономическая политика, бедность, трансформационная экономика.

Экономическая безопасность, ставшая неотъемлемой частью экономической политики государства, может быть выделена в особое направление - политику экономической безопасности.

В современном понимании обеспечение экономической безопасности - это условие стабильности, эффективной жизнедеятельности общества, достижение устойчивого экономического роста и независимости государства [1, с. 32].

Из этого следует, что перед политикой экономической безопасности ставятся задачи решения наиболее сложных проблем в стране, решение которых является жизненно важным для государства и затрагивает как государственные интересы, так и интересы общества и отдельных индивидов.

Среди проблем, решаемых в рамках политики экономической безопасности, особое место занимает проблема бедности. Данная проблема имеет особые специфические характеристики: с одной стороны, как отмечается большинством исследователей бедность - явление постоянное, то есть оно будет существовать до тех пор, пока в той или иной мере существует дифференциация в доходах и условиях жизни людей; с другой стороны, проблема имеет огромное

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

социальное значение, а ее игнорирование ведет к возникновению социальных конфликтов.

Таким образом, бедность представляет собой комплексное социальное явление, имеющее экономические, культурные и психологические корни. Ее особенности связаны также с историческими условиями развития той или иной страны [1, с. 33].

В научной литературе наиболее распространено понятие «бедность» как материальная необеспеченность людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно необходимое потребление для обеспечения жизнедеятельности, препятствуя нормальному существованию и развитию личности [2, с. 98].

Однако следует отметить, что восприятие бедности населением процесс весьма субъективный, а формы ее измерения также зависят от условий жизни в стране и используемого правительством метода оценки.

Теоретико-методологические подходы к изучению и измерению бедности исходят из трех основных концепций: абсолютной, основанной на формальном соответствии доходов установленному минимуму средств существования; • субъективной, базирующейся на оценках собственного положения самими людьми; относительной, предполагающей, что при различии стандартов потребления в разных сообществах установление единого минимального «порога бедности», как правило, проблематично и зависит от среднего уровня жизни конкретной страны [3, с. 59].

Особенно остро проблема бедности проявляется в период кризисов, а экономическая трансформация и переход к рыночной экономике привели к широкому распространению данной проблемы по всему постсоветскому пространству.

Бедность остается одной из главных угроз экономической безопасности Таджикистана. Официально зарегистрированный уровень бедности в 31% значительно превышает порог экономической безопасности в 10%.

Правительством предпринимаются меры, необходимые для нейтрализации этих угроз. С 2006 года денежные доходы населения увеличились в 4,2 раза, объем вкладов - в 4,5 раза и реальный средний заработок одного работника в 5,5 раза. Также, начиная с 2006 года до 2012 года, средняя заработная плата работников бюджетных сфер, стипендии, денежная помощь и пособия в среднем увеличились в 6 раз. В 2012 году была увеличена заработная плата работников социальных учреждений, в том числе оклады работников дошкольных и общеобразовательных учреждений, домов-интернатов для престарелых и детей-инвалидов более чем на 60%, сферы здравоохранения - на 40%, науки - на 30% и культуры, а также стипендии - на 50%. Кроме того, с 2006 по 2013 годы размер

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

финансирования пенсий был увеличен в 4,5 раз, его объем от 212 млн. сомони достиг 1,6 млрд. сомони, то есть увеличился в 7,5 раза [4].

Однако анализ динамики ряда других показателей (таблица 1) вынуждает признать, что складывающаяся картина не столь радужна, как представляется на первый взгляд, и актуальным остается множество проблем, решение которых пока еще не найдено. Так, сумма задолженности по выдаче заработной платы на конец ноября 2014 г. в Таджикистане составила 41949,4 тыс сомони и выросла на 7,78% по отношении к аналогичному периоду предыдущего года. Кроме того, было объявлено о создании с начала 2013 года 135 тысячах новых рабочих мест, однако трудоустроено было всего 22,3 тысячи из 72,7 тысяч обратившихся за этот период в Государственное агентство социальной защиты, трудоустройства и миграции РТ за помощью в получении рабочего места. Главная причина низкого процента трудоустройства - уровень заработной платы, который, в частности, составляет 10-11 % от средней заработной платы в России [5; 6].

Таблица 1

Критериальная оценка экономической безопасности социальной сферы Республики Таджикистан

Показатели Порого вые значен ия 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % ко всему населению 7 46,7 - 42 - 35,6 32 31

Продолжительность жизни населения (в годах) 70 72,8 72,5 72,5 72,5 73,4 73,4 73,6

Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных групп 8 раз 21 раз 21 раз 21 раз 21 раз 21 раз - -

Уровень безработицы по методологии МОТ (в %) 7 2,0 2,1 2,5 2,4 2,3 2,4 2,3

Рассчитано автором на основе данных Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан (www.stat.tj), а также по данным Министерства финансов Республики Таджикистан (www.minfin.tj) и Национального банка Таджикистана (www.nbt.tj)

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Доходы семьи играют одну из главных ролей в повышении качества и уровня жизни населения. В настоящее время динамика доходов имеет тенденцию к увеличению. За 2014 год доходы по сравнению с 2013 годом увеличились на 10,2% и составили 323,64 сомони, однако за 2015 год по сравнению с 2014 годом среднедушевые денежные доходы уменьшились на 8,04% и составили 297,61 сомони в месяц. Наиболее важным источником денежных доходов домашних хозяйств по-прежнему остаются трудовые доходы - 51,9%, при этом поступления от продаж сельхозпродукции снизились от 11,01% в 2015 году до 5,3% в 2016 году. Вместе с тем расходы составили 238 сомони. В настоящее время сохраняется динамика по снижению расходов: текущий уровень ниже уровня 2013 года на 7,34%, то есть в связи со снижением доходов население вынуждено экономить. Кроме того, официально уровень инфляции в Таджикистане за 2016 год составил 5%. Таким образом, динамика доходов домохозяйств в республике не может считаться положительной для защиты их экономических интересов, обеспечения экономической безопасности и преодоления бедности [6-9].

Анализ расходов домохозяйств также демонстрирует нерадостную • картину. Сегодня на покупку продуктов питания в Таджикистане домохозяйства тратят 57,3% своих средств [9]. По данным исследований треть расходов на питание тратят крайне бедные семьи, а если на питание расходуется 50%, то это свидетельствует о крайней нищете. Данная закономерность была выведена в конце XIX в. бельгийским ученым Э. Энгелем. Специалисты полагают, что достойная жизнь семьи начинается с того момента, когда ее затраты на продовольствие составляют менее 30% от доходов [10, с. 2].

Сказанное выше не отменяет общей положительной динамики ситуации и в ряде случаев реально заметен прогресс. Так, продолжительность жизни населения за последние 15 лет увеличилась более чем на 4 года. Данный показатель свидетельствует о повышении уровня жизни населения в целом, а также о повышении качества медицинских услуг и улучшении ситуации в сфере здравоохранения. Однако и здесь следует отметить некоторую негативную динамику в отношении продолжительности жизни женщин, которая снизилась с 75,3 года в 2009 году до 74,1 года в 2012 году [11, с. 28], и только к 2014 году вновь вернулась к прежнему показателю. Причины подобной ситуации могут быть связаны как с более низким уровнем грамотности среди женщин (когда они могут не понимать необходимости обращения за медицинской помощью), так и с традиционным укладом жизни (когда женщина заботится в первую очередь о других членах своей семьи).

Продолжает оставаться высоким децильный коэффициент дифференциации, представляющий собой соотношение доходов 10 % населения

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

с самым высокими доходами и 10 % населения с самыми низкими доходами. Теория экономической безопасности в качестве порогового значения для данного показателя предлагает уровень в 8 раз. В Европе нормальным считается 6:1-8:1, в США - 10:1-12:1 [1, с. 32].

По данным официальной статистики разница по доходам работников в Таджикистане еще в 2000 году достигла 8 раз, то есть находится в пределах пороговых значений. Однако данные некоторых исследований Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан на сегодня приводят цифру в 21 раз [12].

Уровень безработицы в Республике Таджикистан в целом остается в пределах нормы. Особенно по сравнению с 1998 годом, то есть с моментом окончания гражданской войны в Таджикистане и началом развития экономики.

С другой стороны, данные статистики не отражают реального положения, поскольку большая часть безработных официально не зарегистрирована, что не отменяет факта отсутствия у них постоянного стабильного заработка.

По итогам последних крупных исследований данного вопроса, проводившихся в 2004-2009 гг. при финансовой поддержке Всемирного банка, • было выявлено, что официальный уровень безработицы, по крайней мере, в 5 раз ниже, чем реальный. В 2009 г. реальный уровень безработицы составлял около 40% от экономически активного населения, то есть в 4 раза превышал допустимый в рамках экономической безопасности [9; 13].

Отсутствие реальных данных, характеризующих уровень безработицы, не позволяет сделать однозначного заключения о наличие угрозы экономической безопасности в данной сфере. Можно лишь предположить, что такая угроза имеется и ее масштабы довольно существенны, учитывая общее количество трудовых мигрантов.

Подводя итог проведённому анализу следует отметить следующее.

Угроза бедности в Таджикистане не субъективная и имеет угрожающие масштабы.

В последние годы правительство для смягчения обстановки использует методику умалчивания и сглаживания данных официальной статистики, что в определённой мере является решением проблемы, так как сами граждане перестают ощущать себя бедными.

Главным способом решения проблемы бедности в стране представляется принятие мер, направленных на борьбу с безработицей и обеспечением достойной заработной платы работающим гражданам.

В условиях ограниченности государственных ресурсов основным способом борьбы с безработицей может стать обеспечение поддержки малому и среднему предпринимательству, а также создание условий для развития самозанятости.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Литература:

1. Федотова Е.А. Бедность как одна из угроз экономической безопасности России в социальной сфере // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2009. - № 7. - С. 32-37.

2. Нюхня И.В. Бедность как угроза экономической безопасности государства: методические аспекты и системные реалии // Social and Economic Phenomena and Processes. - 2015. - Т. 10. - № 10. - С. 98-104.

3. Мельников А.Б., Снимщикова И.В. Преодоление бедности как условие обеспечения экономической безопасности страны // Общество и право. - 2006. -№ 4 (14). - С. 59-64.

4. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26 апреля 2013 года // Материалы информационного агентства Таджикистана «Ховар» [сайт]. - URL: http:// khovar.tj/rus/president/36725-poslanie-emomali-rahmona-madzhlisi-oli-respubliki-tadzhikistan.html (дата обращения: 9.10.2013)

5. Обзор событий в Таджикистане за август 2014 г. [Электронный ресурс]. - • URL: http://www.stanradar.com/news/full/4430-obzor-sobytij-v-tadzhikistane-za-avgust-2013-g.html (дата обращения: 9.10.2014)

6. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан январь-декабрь 2014. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2014. - 141 с.

7. Продовольственная безопасность и бедность. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2012. - № 4. - 68 с.

8. Чоршанбиев П. Инфляция в Таджикистане по итогам 2012 года составила 6,4% [Электронный ресурс]. - URL: http://www.news.tj/ru/news/inflyatsiya-v-tadzhikistane-po-itogam-2012-goda-sostavila-64 (дата обращения: 12.10.2013)

9. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - 2017. - 466 с.

10. Молчан А.С., Байкенич В.Е., Болгарская А.Д. Влияние бедности и малообеспеченности граждан на экономическую безопасность государства // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - С. 1-7.

11. Таджикистан в цифрах 2014. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2014. - 165 с.

12. Анализ бедности в Республике Таджикистан (на основе проведенного обследования уровня жизни 2009 года). - Душанбе, 2009. - 168 с.

13. Уровень официальной безработицы в Таджикистане составляет 2,6% экономически активного населения [Электронный ресурс]. - URL: http://news.tj/ ru/news/uroven-ofitsialnoi-bezrabotitsy-v-tadzhikistane-sostavlyaet-26-ekonomicheski -aktivnogo-naseleni (дата обращения: 9.10.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.