Исмоилова Малохат Махмудовна,
доктор экономических наук, профессор ТГУПБП, Носирова Умеда Наимовна,
преподаватель кафедры экономической теории ТГУПБП
ЗАНЯТОСТЬ, БЕЗРАБОТИЦА, БЕДНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И
РЕШЕНИЯ
Среди важнейших проблем глобального характера на современном этапе социального и культурного развития страны, на передний план выдвигается проблема преодоления бедности населения. В связи с распадом мировой социалистической системы произошел крупнейший социальный взрыв с неизбежным трансформационным спадом. Последнее, безусловно, отразилось на масштабах, структуре и эффективности трудовой деятельности населения, т.к. значительно сократилось количество рабочих мест.
Занятость населения - одна из ключевых государственных задач. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики в любой стране, и в первую очередь в такой, как Таджикистан. Проблема обеспечения трудоспособного населения Таджикистана рабочими местами находила сложное решение ещё в советские времена, когда государство гарантировало работу всем трудоспособным жителям. Именно поэтому в нашей стране развивались сравнительно трудоемкие производства: получили развитие овощеводство и хлопководство, хлопкопе-рерабатывающие и другие промышленные предприятия. Однако и тогда этих мер было недостаточно. Миграция имела значительные размеры, и граждане республики в массовом порядке уезжали на работу за пределы республики.
При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе говоря, Правительство должно гарантировать каждому человеку возможность
трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней.
Проблема занятости в Таджикистане усилилась с объявлением независимости страны и началом рыночных реформ в связи с массовым спадом производства и в настоящее время стала одной из болевых точек национальной экономики. Из-за остановки и /или частичной работы большинства промышленных предприятий значительное количество людей оказалось без средств на существование. Причем неравномерность этого процесса привела не только к снижению занятости, а и к возникновению застойной безработицы, способствующей социальной деградации населения. Отличительной чертой современного таджикского общества стало обнищание значительной части населения, низкий уровень его экономической и правовой защищенности.
Рост цен на потребительском рынке Таджикистана значительно сократил реальные доходы трудящихся. Индекс средней реальной заработной платы в 2000 году по сравнению с 1995 годом возрос в 1,4 раза при росте индекса цен на товары народного потребления (ТНП) 3,8 раза. Этот показатель свидетельствует о резком снижении жизненного уровня населения. К сожалению, эта тенденция имеет место и сегодня. В декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года индекс реальной заработной платы возрос в 1,9 раза, тогда как рост индекса цен на ТНП составил 3,7 раза.
В январе 2009 года население республики составляло 7529,6 тыс. человек. Из них к трудовому населению отнесены 4435,0 тыс. человек. Численность экономически активного населения - 2264,0 тыс. человек. Всего в народном хозяйстве в январе 2009 года фактически было занято всего 73,6% общей списочной численности занятых, т.е. 26,4% списочного занятого населения фактически было безработным, поскольку оно не было обеспечено работой и заработной платы не получало. 1 Согласно данным официальной статистики, в республике зарегистрировано на 1 января 2009г. 51,7 тысячи безработных, что несколько ниже показателей прошлых лет и составляет 2,5 % от общего количества экономически активного населения республики.
В то же время в других странах, в том числе развитых рыночных странах и в странах с переходной экономикой, этот показатель был заметно выше. К примеру, этот показатель в России составил - 8,9%, Испании -18,1, Италии -7,5, США - 9,6, Польше -11,8 .2
Такое разнообразие показателей, когда у стран с разным уровнем производства и жизни населения доля безработных различна, объясняется целым рядом факторов, связанных со структурой экономики, текущей
1 Таджикистан в цифрах.-2010, с. 26-27; 52-53; 57.
2. Интернет. Страны мира / спЕпЬспЬтТ спМу ^ЫУ. ТаЬ1-569/
экономической политикой и используемой методикой учёта. Человек числится безработным, если он нигде не работает и занимается поиском работы. Недостаточно лишь не иметь работу - человек должен пытаться активно её найти. Многие люди не имеют работы и при этом не числятся безработными. К ним относятся: пенсионеры, женщины, воспитывающие дома детей; выпускники школ и других учебных заведений, которые не смогли трудоустроиться, пали духом и прекратили всякие поиски; люди, получившие бессрочный отпуск по месту своей основной работы; люди, проходящие период профессиональной подготовки к новой работе; работники сельскохозяйственных предприятий в период межсезонья; беженцы из других районов республики; лица, ранее участвовавшие в боевых действиях и не включенные в официальные части Вооруженных Сил страны и др.
В Таджикистане не имеющие работы лица из районов, где ранее проходили боевые действия, при финансовой поддержке гуманитарных организаций заняты общественными работами (восстановлением своего жилья, ремонтом дорог, очисткой каналов). Работники промышленных предприятий, функционирующих несколько месяцев в году, в период бездействия предприятий числятся в бессрочном неоплачиваемом отпуске и не относятся к безработным. Нельзя отнеси к занятому населению лиц, например работников строительных, проектных и иных организаций, администрация которых загрузила их работой, но, в то же время, не гарантировала выплату заработной платы.
Большое число людей выехало за пределы мест своего постоянного местожительства на заработки, занято куплей и перепродажей различных товаров, обработкой участков земли, трудятся в различных секторах "теневой" экономики, объём производства которой, по официальным данным, достигает 25% от ВВП. В учитываемую численность безработных эти лица не включены, несмотря на то, что постоянного дохода большинство из них не имеет. Поэтому показатель 2-4% безработных в общей численности экономически активного населения Таджикистана не может считаться достоверным. Также и в других странах СНГ, использующих не совсем точную методику учёта безработных, официальный показатель безработицы не является реальным.
Как видно, различия в методиках подсчета количества безработных могут привести к значительному искажению фактического состояния дел. Поэтому, если учесть специфические факторы и уровень фактической безработицы в развитых рыночных странах, превышающий в среднем 5%, в странах СНГ, в том числе в Таджикистане, этот показатель отношений незанятого трудоспособного населения к общей сумме трудоспособного населения фактически намного выше (не менее 30%, по оценкам МВФ в Таджикистане).
Изучение динамики безработицы и роста реального производства в развитых странах показало, что коэффициент потерь реального производства от безработицы равен 3, то есть увеличение безработных на 1% приведет, при прочих равных условиях, к сокращению реального объёма производства на 3%. При этом прирост производства на 3% сохранит прежний уровень безработицы, но каждый последующий процент прироста потребует увеличения занятости на 0,5% (для расчета использованы данные удельного веса заработной платы в ВВП, равные 75%). Для Таджикистана, где удельный вес заработной платы в ВВП не превышает 30%, рост безработицы на 1% уменьшит ВВП в среднем на 0,25-0,35%.
Рост безработицы в республике сопровождается явлением, которое должно быть учтено в социально обоснованной экономической политике государства. Только признаком сохранившегося социалистического менталитета людей можно считать факты такого рода, когда имеется рынок безработных и одновременно сохраняются вакансии рабочих мест. В декабре 2009г. в Таджикистане таких вакансий было 11, 2 единицы. 1
На уровень официального показателя безработицы в республике большое влияние оказывает реализуемая государством политика доходов, в том числе размер получаемой трудящимися заработной платы. Так, согласно статистике, средний уровень месячной заработной платы в Таджикистане по состоянию на декабрь 2009 года составил 285,56 сомони, в том числе: в промышленности - 467,17, в сельском хозяйстве - 80,95, на транспорте -660,7, в строительстве - 657,56, в финансовой сфере - 1148,5 и в органах управления - 461,6. 2 Как видно, уровень заработной платы резко различается в различных отраслях и сферах деятельности страны. Самую низкую заработную плату получают работники предприятий сельского хозяйства (где работает подавляющее большинство занятого населения). Она составляет около 30% среднереспубликанской заработной платы. В сфере здравоохранения, физкультуры, социального обеспечения, образования заработная плата в 2009 году в среднем составляла всего от 140 до 250 сомони в месяц. Для сравнения: в пересчете на доллары США номинальная заработная плата в нашей республике 109$, в России - 863$. Казахстане - 660$, и даже в Киргизстане - 213$.3
В целом значительно сократились не только доходы населения, но и другие социальные показатели. Ранее по показателю индекса человеческого развития (ИЧР), который учитывает ВВП на душу населения, продолжительность жизни, грамотность населения, детскую смертность,
1 Таджикистан в цифрах. 2010, с. 52-53; 57.
2 Таджикистан в цифрах.2010, с. 26-27; 52-53; 57.
3 Интернет table/667, 11 января 2012.
безопасность и обеспеченность населения работой и другие социальные показатели, Таджикистан с его показателем ВВП на душу населения за 2010 год, равным 330 долларов США, находился на 189 месте. Для сравнения: Пакистан и Гвинея с ВВП на душу населения, равными 400 и 500 долларам в год, находились соответственно на 132 м и 173 местах.1
Политика занятости и политика доходов, рассмотренные совместно, приводят к следующему выбору: неполная занятость или переход в ряды полностью безработных. Ответ на этот вопрос неоднозначен и требует конкретного анализа. В Национальной Стратегии Развития РТ на период до 2015 года (2007) предусматривалось использовать оба пути - закрытие нерентабельных предприятий и полная безработица, использование скрытой безработицы и предоставление неполной занятости на государственных предприятиях. Однако фактически до сих пор ни одно предприятие государством не было объявлено банкротом, однако большинство предприятий предоставили своим работникам неоплачиваемые бессрочные отпуска, что вуалирует факт их увольнения.
Низкий уровень доходов населения отразился на структуре доходов домашних хозяйств. Это объясняет, почему при массовой безработице в республике сохраняются вакансии: низкий уровень заработной платы не прельщает безработное население, которое не смогло бы найти дополнительные источники выживания при такой низкой зарплате и длительной занятости. Это объясняет невысокую эффективность сельскохозяйственного производства, осуществляемого на базе государственной и квазигосударственной собственности и при низком уровне заработной платы: как и в советские времена, крестьяне держатся за свое место не для получения заработка от основного места работы, а для обеспечения своей семьи за счет доходов от приусадебных участков.
Это объясняет также сравнительно низкую эффективность системы государственного управления со сравнительно высокими, но крайне недостаточными размерами заработной платы, не сопоставимой с заработной платой в частном секторе. Может ли помочь в этом вопросе принятие правительственного решения об установлении достаточного размера минимальной заработной платы? Такого рода решения, принятые в отношении достаточно благополучной бывшей Восточной Германии, привели к 35-процентному уровню безработицы.
Жесткая произвольная структура заработной платы, политика обеспечения полной занятости, существование льгот и пособий, практически не связанных с производительностью труда, подорвали в этой стране всякие |сти-
1 Интернет table/667, 11 января 2012.
мулы к эффективному труду. Руководители накапливали на предприятиях, наряду с другими ресурсами, оборудованием, лишнюю рабочую силу, так что открытая безработица была ничтожна по размерам. Ни работники, ни руководители не были заинтересованы в научно-техническом прогрессе и выпуске новой продукции, поэтому прогресс осуществлялся медленными темпами. Это связано с тем, что при росте затрат на фактор труда, в целях обеспечения прибыльности производства, предприятия были вынуждены уволить с работы значительное число людей. Между тем соседняя Чехия, сохранив низкий уровень минимальной заработной платы при относительно высокой производительности труда, сумела сдержать рост безработицы в стране.
В качестве направления для снижения уровня безработицы в Таджикистане может использоваться метод увеличения государственных закупок продукции таджикских предприятий. Это оживит деятельность действующих предприятий, а государство, в свою очередь, по договоренности с другими странами, могло бы гасить свою внешнюю задолженность не валютными денежными средствами, которые нужны для инвестирования в собственную экономику, а поставкой товаров, в том числе не только традиционных экспортных товаров (хлопка и алюминия). Этот процесс медленно начинает функционировать, чему способствуют сравнительно новые государственные структуры. Однако в их функционировании существует множество проблем, как связанных с их торговыми методами, так и с медленным ростом удельного веса закупок государственных органов через эти специализированные ведомства.
Другим способом является введение патентной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей. Установив низкие ставки патента, обеспечив патентованием максимальное число лиц, государство предоставляет право предпринимателям осуществлять любую предусмотренную законами деятельность в целях получения личного дохода.
Таким образом, не имея гарантированного государством рабочего места, патентики занимаются своим делом, и государство может некоторое время не тратить своих средств на их трудоустройство и обучение. Наиболее реальным способом трудоустройства безработного населения страны явилась реорганизация сельскохозяйственного производства и распределение земли между гражданами страны. Распределение 75,0 тыс. га земель в соответствии с указами Президента Республики Таджикистан «О выделении земель для личного подсобного хозяйства» (октябрь 1995 и декабрь 1997гг.) и о «Дополнительных мерах по реорганизации и реформированию сельскохозяйственных организаций» (июнь 2006) и начавшийся процесс формирования фермерских (крестьянских) хозяйств на месте колхозов и совхозов, получение крестьянами реального документа о праве на землю
привели к значительному улучшению в обеспеченности населения страны собственным продовольствием.
Таджикистану, как и другим странам, перешедшим к рыночным преобразованиям, ещё предстоит столкнуться со многими проблемами безработицы, через которые прошли другие рыночные страны. В связи с этим возрастает роль Правительства страны и принимаемых им мер по социальной поддержке незанятого населения республики.
В целях решения социальных проблем в настоящее время Правительство страны завершает Программу снижения уровня бедности и обеспечения экономического роста страны. Основные цели Программы связаны со снижением бедности в стране, переориентацией всей государственной экономической политики на приоритетное обеспечение основных конституционных социальных прав граждан (в сфере труда, образования, здравоохранения и пр.). В рамках этой программы проведена реструктуризация центральных социальных органов управления (министерств здравоохранения, образования, труда и социальной защиты), разделившая управленческие функции (разработка секторальной политики, мониторинг соответствующего рынка спроса и предложения, контроль исполнения утвержденных стандартов и пр.) и оказание услуг населению, допускающая коммерческую деятельность государственных учреждений указанных министерств при условии выполнения минимального перечня бесплатных услуг (финансируемых из бюджета). С 2002 года предусмотрено программное финансирование их затрат.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Следует, правда, отметить, что и в рыночной и в нерыночной экономике обычно существуют два явления: безработица людей и «безработица» рабочих мест, то есть, наряду с людьми, не имеющими работы, имеются незанятые рабочие места. Но обычно в рыночной экономике количество безработных людей намного превышает количество не соответствующих их запросам рабочих мест, тогда как в нерыночной экономике и даже в экономике переходного типа чаще наблюдается обратная картина.
Таким образом, в обозримой перспективе, без достижения финансового оздоровления экономики, невозможно решение одной из главных проблем использования трудового потенциала общества - проведение активной политики капиталовложений, направленной на создание новых и обновление действующих рабочих мест.
Как показывает опыт других стран, 5-10 процентный уровень безработицы характерен для любого рыночного государства. Пожизненный наем
на работу, который до сих пор ещё сохранился в Таджикистане, не гарантируется даже в самых развитых странах. Поэтому населению Таджикистана, даже в случае значительных успехов экономической реформы, следует свыкнуться с тем, что определенная доля трудоспособного населения при любых обстоятельствах будет безработной. Успех экономических преобразований, рост инвестиций, повышение производительности труда, развитие предпринимательства приведут к формированию большого числа, рабочих мест и обеспечат максимальную занятость населения страны, ориентированную на сокращение бедности в Таджикистане.
Список литературы:
1. Дмитриев М. Политика социальных расходов в современной России. // Вопросы экономики. -1996.-№10.
2. Дубянская Г. Заработная плата в период реформ. //Экономист. -1996.- №7.
3. Заславский И. К характеристике труда в современной России. // Вопросы экономики. -1997.- №7.
4. Иохин В.Я. Экономическая теория. Введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. -М., 1997.
5. Камаев В.Д. и колл. авторов. Экономическая теория: Учебник. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998.
6. Нурмахмадов М. Рыночная экономика: проблемы организации труда. - Душанбе, 1991.
7. Самохич Н. От получки до получки в 1913-м и в 1991-м. //Комсомольская правда. 1991, 25 октября.
8. Статистический ежегодник РТ. - Душанбе, 2008.
9. Статистический ежегодник РТ. - Душанбе, 2009.
10. Статистический ежегодник РТ. - Душанбе, 2011.
11. Таджикистан в цифрах. - Душанбе,2010.
М.М. Исмоилова, У.Н. Носирова
Занятость, безработица, бедность: проблемы и решения
Ключевые слова: занятость, безработица, бедность, реформа, миграция, номинальная заработная плата, реальная заработная плата
Достижение высокого уровня занятости - один из основных вопросов макроэкономической политики в любой стране, и в первую очередь в такой, как Таджикистан; не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики.
В обозримой перспективе, без достижения финансового оздоровления экономики, невозможно решение одной из главных проблем использования трудового потенциала общества - проведение активной политики капиталовложений, направленной на создание новых и обновление действующих рабочих мест. Стране пока трудно. Успех
экономических преобразований, рост иностранных инвестиций, повышение производительности труда, развитие предпринимательства приведут к формированию большого числа рабочих мест и обеспечат максимальную занятость населения страны, ориентированную на сокращение бедности в Таджикистане.
M.M. Ismailova, U.N. Nosirova
Employment, Unemployment, Poverty: Problems and Solutions
Key words: labour market, unemployment, poverty, reform, migration, consumption, nominal wages, real wages
The achievement of a high employment level is one of the basic problems of macroeconomic politics in any country, and first of all, it is a burning question for our Tajikistan, without solving it we can t adjust a regular activity of economy.
In a far surveyable perspective the solution of one of the principal problems of using the labour potential of the society is impossible without an achievement of financial recovery of economics - this principal problems is an implementation of active policy of stock investments aimed at a creation of new working places and renovation of old ones. Now the situation in the country is difficult. Success of economic transformations, growth of foreign investments, elevation of labour productivity, development of entrepreneurship will result in a big number of working places and provide maximal employment of population oriented on poverty reduction in Tajikistan.