Научная статья на тему 'Экономическое развитие - основа благосостояния общества'

Экономическое развитие - основа благосостояния общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТАДЖИКИСТАНА / TAJIKISTAN''S ECONOMY / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ТАДЖИКИСТАНЕ / SOCIAL POLICY IN TAJIKISTAN / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ТАДЖИКИСТАНА / TAJIK NATIONAL STRATEGY / ОБРАЗОВАНИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ / EDUCATION IN TAJIKISTAN / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / FREE ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файзуллоев М.К.

В статье рассматриваются различные вопросы социально-экономического развития Республики Таджикистан за годы государственной независимости. Отмечена роль правительства и президента Республики Таджикистан в экономическом развитии республики. Выявлены и раскрыты факторы, обеспечивающие макроэкономическую устойчивость национальной экономики. Рассмотрен ход реформы государственного управления и совершенствования законодательной базы. Обоснованы основные пути улучшения инвестиционного климата, поддержки частного сектора, государственной поддержки и развития предпринимательства. Изложены процессы институционального и структурного преобразования, совершенствования налоговой, финансовой и банковской системы, а также необходимые меры по либерализации экономики Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC DEVELOPMENT AS A FOUNDATION OF WELFARE SOCIETY

The article discusses various issues of social and economic development of the Republic of Tajikistan during the years of independence. The role of the government and the President of the Republic of Tajikistan in the economic development of the country is considered. Identified and disclosed the factors that ensure the macroeconomic stability of the national economy. The progress of reform of public administration and improving the legal framework is viewed as well. Main ways to improving the investment climate and private sector support, state support and development of entrepreneurship are substantiated. It covers process of institutional and structural reforms to improve the tax, financial and banking system, as well as the necessary steps to liberalize the economy of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Экономическое развитие - основа благосостояния общества»

М.К. ФАЙЗУЛЛОЕВ,

доктор экономических наук, декан экономического факультета Российско-Таджикского (славянского) университета (РТСУ), профессор кафедры экономической теории РТСУ

M. FAIZULLOEV,

Doctor of Economic Sciences, Dean of the Faculty of Economics of the Russian-Tajik (Slavic) University (RTSU)

Professor of Economic Theory Chair, RTSU

Ключевые слова:

экономика Таджикистана, социальная политика в Таджикистане, национальная стратегия Таджикистана, образование в Таджикистане, свободные экономические зоны

Key words:

Tajikistan's economy, social policy in Tajikistan, Tajik national strategy, education in Tajikistan, free economic zones

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ -ОСНОВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются различные вопросы социально-экономического развития Республики Таджикистан за годы государственной независимости. Отмечена роль правительства и президента Республики Таджикистан в экономическом развитии республики. Выявлены и раскрыты факторы, обеспечивающие макроэкономическую устойчивость национальной экономики. Рассмотрен ход реформы государственного управления и совершенствования законодательной базы. Обоснованы основные пути улучшения инвестиционного климата, поддержки частного сектора, государственной поддержки и развития предпринимательства. Изложены процессы институционального и структурного преобразования, совершенствования налоговой, финансовой и банковской системы, а также необходимые меры по либерализации экономики Таджикистана.

ECONOMIC DEVELOPMENT AS A FOUNDATION OF WELFARE SOCIETY

The article discusses various issues of social and economic development of the Republic of Tajikistan during the years of independence. The role of the government and the President of the Republic of Tajikistan in the economic development of the country is considered. Identified and disclosed the factors that ensure the macroeconomic stability of the national economy. The progress of reform of public administration and improving

the legal framework is viewed as well. Main ways to improving the investment climate and private sector support, state support and development of entrepreneurship are substantiated. It covers process of institutional and structural reforms to improve the tax, financial and banking system, as well as the necessary steps to liberalize the economy of Tajikistan.

Республика Таджикистан (РТ) реализует свои национальные приоритеты на основе принципов партнерства и укрепления международного сотрудничества и прилагает постоянные усилия для укрепления взаимовыгодных экономических отношений как на региональном, так и на международном уровнях.

В этой связи Республика Таджикистан 11 лет назад, в 2000 г., в числе других 191 страны мира присоединилась к Декларации тысячелетия как полноправный член и неотъемлемая часть мирового сообщества. Направления дальнейших действий мирового сообщества в новом тысячелетии, нашедшие свое отражение в Декларации тысячелетия, созвучны с национальными приоритетами и задачами, которые реализуются в Таджикистане.

По инициативе президента страны Э. Рахмона в целях создания основы дальнейшего развития разработана долгосрочная социально-экономическая программа — Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 г. для координации развития с учетом долгосрочной перспективы и в рамках Целей развития тысячелетия, которая реализовывается среднесрочными стратегиями сокращения бедности.

Правительство страны разработало и системно реализует программу развития

Таджикистана в рамках трех стратегических целей: обеспечение энергетической независимости, вывод страны из коммуникационного тупика и обеспечение продовольственной безопасности.

Вместе с тем в целях дальнейшей реализации этих стратегических целей правительство страны твердо намерено решить проблемы устойчивого макроэкономического развития, совершенствования системы государственного управления, развития реальных секторов экономики, диверсификации производства, укрепления экспортного потенциала страны, улучшения инвестиционного климата, поддержки предпринимательства, социальной защиты населения, расширения рынка труда и усиления человеческого потенциала.

С этой целью в рамках Национальной стратегии развития и стратегий сокращения бедности приоритетные направления дальнейшего развития всех секторов экономики объединены в отдельные разделы, состоящие из реформы государственного управления, развития частного сектора и привлечения инвестиций, а также развития человеческого потенциала. Для достижения этих целей определены меры и конкретные индикаторы.

В целом Национальная стратегия развития Республики Таджикистан и среднесрочные стратегии сокращения

бедности, как основные стратегические документы страны, определяют приоритеты и общие направления государственной политики, направленные на устойчивый экономический рост, улучшение доступа к социальным услугам и повышение уровня и качества жизни населения.

Таджикистан находится на новом этапе развития, который требует от государственных органов, партнеров по развитию и гражданского сообщества активного участия в процессе реализации Национальной стратегии развития и стратегий сокращения бедности. Разработка механизмов государственного и частного партнерства, предусмотренных в указанных документах, создаст твердую платформу для привлечения внутренних инвестиций, активного участия населения в экономическом развитии и превращения их в надежных партнеров по развитию.

В начале 90-х годов прошлого века Таджикистан сталкивался с серьезными экономическими проблемами, возникшими в результате распада Советского Союза. Это привело к прекращению дотаций из бюджета Союза, усложнению общественно-политической ситуации и гражданской войне, падению экономики и производства, макроэкономической нестабильности и быстрому росту уровня бедности.

На начальном этапе постсоветского развития весь потенциал страны был ориентирован на достижение политической стабильности и создание базовых рыночных механизмов. В это время валовой внутренний продукт (ВВП) и показатели реальных секторов экономики существенно сократи-

лись, а инфляция выросла в несколько раз. Население не имело доступа даже к продуктам первой необходимости.

Несмотря на эти трудности, по инициативе и при непосредственном участии президента страны Э. Рахмона была выработана целенаправленная экономическая политика, основной целью которой было формирование новых отношений рыночной экономики, и для этого была реализована широкомасштабная экономическая реформа.

В результате экономический кризис в стране был приостановлен, сформированы основы экономического роста и в 1997 г. впервые был достигнут незначительный рост в экономике.

Стабилизация общественно-политической ситуации в рамках второго этапа развития создала благоприятные условия для постконфликтного восстановления, расширения экономических реформ, реализации широкомасштабных экономических мер, что позволило обеспечить постепенный рост экономики страны.

Несмотря на трудности, связанные с мировым финансово-экономическим кризисом и стихийными бедствиями, реализация национальных стратегических планов за прошедшие годы по достижению Целей развития тысячелетия дала существенные результаты.

Высокие темпы восстановления экономики и обеспечение устойчивости на макроэкономическом уровне за последние годы дали возможность существенным образом сократить уровень бедности. Как видно из ниже приведенной диаграммы, за последние 10 лет (1999—2009 гг.) уровень бедности сократился с 81% до 46,7%.

Тенденция снижения уровня бедности, % [1]

Эффективная реализация среднесрочных стратегических мер способствует устойчивому социально-экономическому росту и согласно предусмотренному плану в ближайшем будущем обеспечит сокращение уровня бедности до 41,4%.

В целях обеспечения сотрудничества в вопросах национального развития РТ на основе принципов созидательного партнерства всех уровней государственной власти и гражданского сообщества Указом Президента Республики Таджикистан от 19 декабря 2007 г. № 355 создан Национальный совет развития при Президенте Республики Таджикистан.

В рамках заседаний Национального совета развития проводятся форумы и конференции по развитию, в ходе которых обсуждаются вопросы реализации стратегических целей,

национальных приоритетов страны и дальнейших планов, а также определяются основные направления сотрудничества Таджикистана с партнерами по развитию.

С этой целью для укрепления сотрудничества в 2010 г. по инициативе президента страны, в рамках Национального совета развития был организован Форум развития Таджикистана, в котором непосредственно принимали участие президент республики, высокопоставленные представители партнеров по развитию, а также представители гражданского сообщества. Представители более 20 стран мира и 19 международных организаций принимали участие в этом мероприятии и обменивались мнениями относительно решения насущных проблем страны. На основе обсуждений Правительством РТ и партнерами по раз-

витию было подготовлено и принято совместное заявление, которое создаст основу для укрепления дальнейшего сотрудничества и мобилизации дополнительных ресурсов по обеспечению прогресса в макроэкономическом развитии, реформе государственного управления, улучшению предпринимательской среды и привлечению инвестиций, а также реализации дальнейшей реформы в целом.

В целях реализации национальных приоритетов и стратегических целей в министерствах и ведомствах созданы структуры по мониторингу и оценке эффективности исполнения важных стратегических документов.

Реализация Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2015 г. продолжается эффективно, и на этой основе предполагается разработка новой среднесрочной стратегии повышения уровня жизни населения.

Правительство страны склонно способствовать процессу реформ во всех направлениях национальной экономики и намерено на основе стратегических документов обеспечить эффективность реализации следующих мер.

Реформа государственного управления направлена на совершенствование государственного управления, обеспечение прозрачности и отчетности, создание соответствующей нормативно-правовой базы развития согласно принципам рыночной экономики и борьбы с коррупцией.

В рамках макроэкономического развития будет обеспечен устойчивый рост ВВП, совершенствование фи-

нансово-кредитной политики, совершенствование и упрощение процедур налогообложения.

Развитие регионального сотрудничества и интеграции в мировую экономику создает основу для улучшения управления внешнеэкономической деятельностью, укрепления участия Таджикистана в мировой торговле, развития туризма, регулирования трудовой миграции.

В рамках улучшения инвестиционного климата, развития частного сектора и предпринимательства предполагается совершенствование нормативно-правовых актов с целью создания надежной основы для развития предпринимательства и привлечения инвестиций, государственной поддержки предпринимательства и стимулирования инвесторов.

Обеспечение продовольственной безопасности и развития сельского хозяйства способствует развитию сельскохозяйственной инфраструктуры в области управления водными ресурсами, реализации гарантий и прав по землепользованию, организации здорового питания.

В рамках развития инфраструктуры предполагается завершение строительства транзитных дорог для улучшения международных автомобильных перевозок, а также улучшаются условия местных автодорог и содержание сельских дорог, активизируется реализация текущих и новых инвестиционных проектов в области транспорта и коммуникации.

В области развития энергетики и промышленности предполагается строительство, реконструкция и

восстановление сооружений сферы энергетики, завершение текущих и разработка новых инвестиционных проектов в энергетическом секторе; строительство линий электропередач, применение альтернативных источников производства электроэнергии, реализация инвестиционных проектов для привлечения прямых иностранных инвестиций в отдельные сферы промышленности.

Развитие системы образования и науки будет ориентировано на создание необходимых условий для улучшения материально-технической базы и системы управления сектора, повышение качества образования и концентрации научного потенциала в приоритетных направлениях науки, обеспечение доступа к образованию и подготовке квалифицированных кадров.

В рамках системы здравоохранения предполагается улучшение защиты здоровья матери и ребенка, борьба с инфекционными заболеваниями, повышение роли частного сектора для предоставления медицинских услуг, подготовка квалифицированных кадров и улучшение материально-технической базы системы здравоохранения.

В области социальной защиты населения будет продолжено совершенствование системы управления социальной защиты населения, усиление реформы системы социального страхования и пенсий, совершенствование системы оплаты и социальных услуг.

В рамках расширения доступа к воде, санитарии и услугам жилищно-коммунального хозяйства предполагается институциональная реформа, а также осуществление реформ в целях развития у населения чувства собственности и заинтересованности в управлении жилищно-коммунальным фондом.

В рамках обеспечения экологической стабильности предполагается рассмотрение вопросов укрепления институционального потенциала охраны окружающей среды в целях обеспечения экологической устойчивости, решение проблем, связанных со стихийными бедствиями, посредством предупреждения и эффективного управления природными ресурсами, защита и управление биологическим разнообразием и экологическими системами.

В обеспечении тендерного равенства основное внимание будет уделено совершенствованию институциональной основы тендерной политики и созданию эффективных механизмов по обеспечению равного доступа к ресурсам.

Национальные отраслевые приоритеты страны составляют основу развития национальной экономики, эффективная и своевременная их реализация обеспечивает достижение стратегических целей Таджикистана. Вместе с тем, правительство Республики Таджикистан реализует политику экономической реформы, направленную на достижение этих целей и повышение уровня жизни населения страны.

Информация об экономическом развитии Республики Таджикистан за годы независимости

После провозглашения государственной независимости Республика Таджикистан столкнулась с большими трудностями и испытаниями, связанными, с одной стороны, с разрывом хозяйственных связей между предприятиями, потерей традиционных рынков сбыта, острой нехваткой финансовых ресурсов, а с другой—политическим противостоянием и гражданской войной.

Пройденный период со дня приобретения независимости можно условно разделить на три этапа:

первый этап — 1991—1994 гг. — демонтаж советской системы и преодоление последствий гражданского противостояния;

второй этап — 1995—1999 гг. — вывод экономики из кризисного состояния, структурные и институциональные преобразования, переход на новые экономические отношения;

третий этап — 2000—2010 гг. — устойчивый экономический рост.

Первый этап был сопряжен с существенным падением объемов производства и снижением уровня жизни населения. В результате гражданской войны нанесен огромный ущерб экономике страны, который оценивается более чем в 10 млрд. долл. За период с 1991 по 1996 г. ВВП республики снизился на 67,4%, производство валовой продукции сельского хозяйства уменьшилось на 52,8%, а спад в промышленном производстве составил 65,8% [2].

После достижения гражданского согласия страна под руководством Э.

Рахмона приступила к последовательному преодолению экономического кризиса и начала поэтапную реализацию программ экономических преобразований, основной целью которых было создание благоприятных условий для структурных преобразований, макроэкономической стабилизации и экономического роста, формирования правовой среды рыночной экономики.

Переход к рыночным отношениям осуществлялся на основе специфических особенностей республики, ее традиций, уклада жизни, а также с учетом опыта зарубежных стран, прошедших путь рыночного реформирования.

Первоначальный этап осуществления экономических реформ был в основном направлен на создание правовых основ новой экономической системы, формирование и укрепление государственности, устранение стереотипов старого мышления.

В дальнейшем проводились институциональные и структурные преобразования, совершенствовались налоговая, финансовая и банковская системы, предпринимались необходимые меры по либерализации экономики, среди которых прежде всего были обозначены меры, направленные на сокращение контрольных и регулирующих функций государства, ограничение его вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий.

Успешная реализация задач по осуществлению в стране рыночных

преобразований во многом была связана с процессом становления новых и реформированием старых институциональных основ. Фактически речь шла о создании системы современных государственных и общественных институтов, которые бы, с одной стороны, защищали законные интересы всех участников хозяйственных отношений, а с другой — регулировали бы экономическую активность в обществе, направляя ее в сторону эффективного производительного использования имеющихся ресурсов.

Правительство Таджикистана предприняло определенные меры для приведения системы государственного управления в соответствие с демократическими принципами и требованиями рыночной экономики, так как без учреждения эффективной системы государственного управления и условий, стимулирующих экономическую деятельность, невозможно было достичь существенных результатов в устойчивом росте экономики и снижении бедности.

В рамках совершенствования государственного управления, в соответствии с приоритетами, обозначенными в долгосрочной стратегии развития страны, проведено реформирование государственной службы.

Для реализации поставленных задач были определены следующие

основные цели: формирование профессионального аппарата, способного удовлетворить потребности общества, построение модели государственной службы, в которой карьерный рост служащего основывается исключительно на его заслугах, и создание механизма реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе.

Наряду с этим в стране осуществлялись процессы создания основ многоукладной рыночной экономики и приватизации государственной собственности. Приватизация стала первоочередным элементом рыночных преобразований, поскольку мировой опыт свидетельствует, что наличие преобладающего класса реальных собственников служит гарантом стабильности и благополучия в обществе.

В 1991—2010 гг. в республике приватизировано более 11 тыс. государственных предприятий, из которых около 2700 являются малыми предприятиями. Организовано более 40 тыс. дехканских хозяйств. Подготовлена прочная основа для развития предпринимательства. В 2009 г. количество граждан, занимающихся индивидуальной деятельностью, достигло около 140 тыс. человек, которые работают на основании выданных лицензий и патентов [3].

Социальная политика государства

На каждом этапе реформирования экономики республика принимала упреждающие меры по социальной

защите населения с учетом реальной экономической ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей.

Развитие социальной сферы и создание условий для достойной жизни народа является одной из приоритетных целей политики государства и правительства РТ.

В период независимости, несмотря на существующие проблемы, правительство республики прилагало постоянные усилия для развития социального сектора и обеспечения доступа населения к социальным услугам.

Расходы государственного бюджета имеют социальную направленность, о чем свидетельствует тот фактор, что доля расходов госбюджета на социальную политику ежегодно растет и в 2010 г. составила 40,5% против 24% в 1997 г.

Наряду с этим, в целях улучшения условий учреждение отрасли ежегодно реализуются приоритетные инвестиционные проекты.

Размер выделенных средств на социальную политику государства за 1997-2010 годы [2]

Образование

Принимаются необходимые меры по обеспечению социальной защиты населения, дальнейшему развитию отраслей образования, здравоохранения, расширению сетей информационных технологий, обеспечению необходимых условий для воспитания здоровых детей и подростков, учебы молодежи

и подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени.

В реализации этих целей решающую роль играет сфера образования. Финансирование этой отрасли за последние годы значительным образом возросло. Если в 2000 г. за счет государственного бюджета для развития

сферы образования было выделено всего 41,6 млн. сомони, то в 2010 г. объем финансирования сектора составил 1,16 млрд. сомони. Финансирование отрасли выросло в 28 раз.

В 2010—2011 учебном году в республике функционировало 3,7 тыс. дневных общеобразовательных школ, что на 300 школ (7,4%) больше по сравнению с 1997—1998 учебным годом.

Количество учащихся дневных общеобразовательных школ в 2010—2011 учебном году возросло на 320 тыс. человек по сравнению с 1997—1998 учебным годом и составило 1,7 млн. человек.

Количество учителей в 2009—2010 учебном году составило около 100 тыс. человек, что на 3 тыс. человек больше, чем в 1997—1998 учебном году. В настоящее время 59 тыс. учителей имеют высшее образование и 7 тыс. учителей имеют неполное высшее образование [4].

Согласно реформе сектора в настоящее время в республике функционирует 61 гимназия и 53 лицея, где обучается 34,8 тыс. и 20,6 тыс. человек соответственно. Вместе с тем в начале 2010—2011 учебного года в республике функционировало 49 негосударственных общеобразовательных учреждений, в том числе 6 лицеев, 28 гимназий и 12 общеобразовательных школ, где обучались соответственно 18,5 тыс., 2,7 тыс., 10,8 тыс. и 4,7 тыс. человек. Также функционирует одна школа-интернат для детей-сирот с 68 учащимися и одна школа-ясли с 236 учащимися.

В период с 1997 по 2010 г. в республике построено и сдано в эксплуата-

цию 170 тыс. ученических мест в общеобразовательных учреждениях и 715 мест — в дошкольных учреждениях.

Только в 2009 г. за счет всех источников финансирования завершены строительство и реконструкция 220 школ и создано 40 тыс. ученических мест.

Подготовка квалифицированных кадров в нынешних условиях является важным фактором социального развития и обеспечения граждан занятостью.

В 2009—2010 учебном году функционировало 66 начальных профессиональных образовательных учреждений, где были охвачены учебой 22 тыс. человек.

Следует отметить, что если раньше подготовка рабочих кадров осуществлялась по 20 специальностям, то сейчас — по 163.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если в 1997—1998 учебном году функционировало 44 учреждения среднего технического образования с 20 тыс. студентами, то в начале 2010—2011 учебного года в республике действовало 51 такое учреждение, где обучались 40 тыс. студентов.

Учреждения среднего технического образования готовят специалистов по 6 направлениям (педагогическое, медицинское, техническое, сельскохозяйственное, экономическое и в сфере культуры) и 120 специальностям. Количество учащихся дневных отделений составит 30 тыс. человек (80%), из них 55% — женщины.

Количество высших учебных заведений за 1997—2010 гг. возросло с 25 до 32, а количество студентов увеличилось с 76,7 тыс. до 151,7 тыс.

Прием студентов за этот период составил 29 тыс. человек, что на 13 тыс. человек больше по сравнению с 1997—1998 учебным годом, а количество выпускников составило 28 тыс. человек, что на 18 тыс. человек больше по сравнению с 1997—1998 учебным годом [4].

Если в 1997—1998 годах в высших учебных заведениях республики подготовка специалистов осуществлялась всего по 100 специальностям, то в настоящее время, с учетом потребностей различных сфер национальной экономики, число специальностей увеличилось до 150.

С 1997 по 2010 г. более 8 тыс. человек из разных регионов страны поступали в высшие профессиональные учебные заведения по квоте.

Вместе с тем, согласно постановлению Правительства РТ от 3 декабря 2010 г. № 628 «О приеме студентов в высшие профессиональные образовательные учреждения республики по квоте Президента Республики Таджикистан на 2011—2015 годы» предусмотрен прием более 6 тыс. человек.

В рамках международной стипендии президента страны «Дурахшандагон» в период с 2007 по 2010 г. 226 таджикских граждан были направлены для учебы в высшие учебные и научные заведения зарубежных стран.

Расширение и укрепление сотрудничества Таджикистана со странами ближнего и дальнего зарубежья создают благоприятные условия для обучения молодежи республики за рубежом.

В настоящее время более 5 тыс. представителей таджикской молодежи обучаются в России, США, Канаде,

Китае, Японии, Турции, Индии, Египте, Чехии, Словакии, Австралии, на Украине и других странах мира.

С целью поддержки одаренной молодежи и подготовки кадров для нужд республики в учебных заведениях за рубежом в 2006 г. был создан специальный фонд Президента Таджикистана.

Основной сутью государственной политики в сфере образования является непрерывная реформа системы образования всех уровней, цель которой заключается в радикальном улучшении системы обучения, воспитания и подготовки кадров.

При реализации программ реформы сферы образования уделяется особое внимание укреплению материально-технической базы учебных заведений всех уровней. Во всех учебных заведениях страны успешно продолжается реализация программы компьютеризации. Сегодня количество компьютерной техники в общеобразовательных школах страны достигло почти 40 тыс. единиц, этот показатель равен 80% к показателям программы компьютеризации школ нашей страны.

Сегодня трудно представить прогресс страны без передовой науки и технологий, отвечающих требованиям динамично развивающегося общества.

Основная цель политики государства в сфере науки и техники — продуманная расстановка и плодотворное использование научного потенциала страны, повышение роли науки и техники в подъеме экономики, использование инновационных технологий в производстве, выпуск конкурентоспособных товаров, улучшение экономи-

ческой среды, внедрение научных достижений, защита информационных ресурсов и укрепление связи науки и образования.

Для успешного решения этих задач в последние годы в республике были

созданы новые научные учреждения, такие как научно-исследовательские институты государства и права, демографии, водных ресурсов, гидроэнергетики и экологии, растениеводства.

Здравоохранение

Другой отраслью социальной сферы, которой государство уделяет приоритетное внимание, является здравоохранение.

В период независимости правительство республики, продолжая реформу сектора здравоохранения, уделяет внимание вопросам улучшения доступа, качества и эффективности медицинских услуг населению, а также развитию новых видов первичной медико-санитарной помощи.

Если в 2000 г. за счет средств государственного бюджета на развитие здравоохранения было выделено 16,9 млн. сомони, то в 2010 г. финансирование сектора из государственного бюджета составило 391,2 млн. сомони.

Финансирование сектора возросло в 23 раза. В настоящее время в республиканских медицинских учреждениях внедряются сложные и современные методы лечения, что позволило на 50% сократить количество нуждающихся в диагностике и лечении в зарубежных странах.

Также впервые в стране внедрены операции по имплантации почек, замены суставов бедра и колена на искусственные, применяются новые методы при операции глаз, челюстей, лица и онкологических заболеваний.

В настоящее время в республике функционируют 430 больниц на 40 тыс. коек (в 1997 г. было 42 тыс. коек) и амбулаторные учреждения с потенциалом 66 тыс. приемов в одну смену (в 1997 г. было 55 тыс. приемов в одну смену).

Более 15 тыс. врачей (в 1997 г. было 12 тыс.) и 33 тыс. медицинских сотрудников среднего уровня (в 1997 г. было 34 тыс.) оказывают медицинские услуги населению страны.

В период с 1997 по 2010 г. построены и сданы в эксплуатацию больницы на 3,6 тыс. коек и клинические учреждения с потенциалом 7 тыс. приемов в одну смену [5].

Основными направлениями политики государства по охране здоровья населения в рамках реформирования отрасли является повышение уровня медицинского обслуживания и укрепление материально-технической базы медицинских учреждений.

За годы независимости в республике построено, отремонтировано и реконструировано более 700 учреждений здравоохранения. Медицинского оборудования было закуплено более чем на 400 млн. сомони. В течение ближайших лет будет построено и реконструировано еще около 400 медицинских учреждений.

С 1991 г. по настоящее время в Таджикском государственном медицинском университете получили высшее медицинское образование 11 тыс. человек, а среднее медицинское образование в целом по стране имеют 46 тыс. медицинских работников.

Сегодня в стране наравне с государственными медучреждениями функционируют частные и традиционные медицинские учреждения, которые обеспечены правовыми условиями деятельности. Но надо отметить, что

учреждения частной и народной медицины тоже должны отвечать требованиям времени и соответствовать государственным нормам, в них должны работать высококвалифицированные профессионалы. В этом направлении принимаются действенные меры по повышению уровня воспитания кадров, подготовке, переподготовке, усовершенствованию квалификации специалистов и реформы системы последипломной переподготовки работников отрасли.

Социальная защита населения

Своевременно проводимая социальная политика сыграла важную роль в предотвращении резкого снижения уровня жизни людей, явилась фактором сохранения спокойствия и стабильности в республике. Социальная поддержка населения со стороны государства является плодотворной в том случае, если будет целенаправленной. В связи с этим был разработан и реализован механизм адресной социальной защиты населения.

Меры по социальной защите населения были направлены на оказание помощи действительно нуждающимся семьям, поддержке уязвимых групп общества, в частности, ветеранов войны и труда, сирот, инвалидов, одиноких, престарелых, малоимущих семей.

Таким образом, в рамках программы социальной защиты населения с учетом существующих возможностей обеспечивается материальная поддержка нуждающихся слоев населения.

Последовательная политика государства, направленная на улучшение качества жизни населения, принесла свои реальные результаты, и об этом свидетельствуют следующие показатели.

Если в 2000 г., после введения национальной валюты, ВВП на душу населения составлял 158 долл., то в 2010 г. он приблизился к отметке 740 долл., т. е. вырос в 4,7 раза.

Достижения стабильности на макроэкономическом уровне позволили сократить уровень бедности населения с 81% в 1999 г. до 46,7% в 2009 г.

Вопросы, связанные с повышением заработной платы, пенсий, стипендий, оказанием помощи инвалидам, ветеранам войны и труда и нуждающимся слоям населения, всегда находились в центре внимания президента и правительства страны.

Только в период с 2008 по 2010 г. малоимущим семьям предоставлена компенсация за использование электроэнергии,

природного газа, а также денежная ком- 134 млн. сомони, что способствовало пенсация школьникам на общую сумму повышению уровня их жизни.

ВВП на душу населения за 1997-2010 годы [1]

За годы независимости возрос размер средней заработной платы, а также минимальная заработная плата во всех отраслях экономики.

Если в 1997 г. средняя заработная плата составляла около 5 сомони, а минимальная заработная плата — 1 сомони, то по итогам 2010 г. эти показатели составляют 340 и 80 сомони соответственно, что говорит об уве-

личении заработной платы в 70 и 80 раз. Средний размер пенсий с 1997 г. по настоящее время возрос в 120 раз и составил 130 сомони против 1,1 сомони [6].

Доля среднего размера пенсий относительно заработной платы возросла от 26% до 30%, что свидетельствует об улучшении уровня жизни пенсионеров.

Рынок труда

Повышение занятости населения и улучшение качества внутреннего рынка труда является одним из важных направлений социальной политики страны.

Анализ рынка труда за 1997—2010 гг. свидетельствует о том, что трудовые ресурсы республики увеличились с 2,9 млн. человек до 4,7 млн., а заня-

тое население — с 1,8 млн. до 2,1 млн. человек [7].

В период независимости политика государства была направлена на создание новых рабочих мест посредством поддержки частного сектора и предпринимательства, привлечения инвестиций, развития частного предпринимательства и занятости женщин, а также развития народных промыслов и домашнего труда, расширения сезонной занятости и адаптации навыков рабочей силы к требованиям рынка труда. С этой целью был принят и реализован ряд соответствующих мер.

В частности, социальный налог из фонда заработной платы организаций и учреждений за эти годы был сокращен с 38% до 25%.

В этот период основная цель государственной политики в области трудовой миграции, правовой и социальной защиты граждан республики, временно занятых за границей, заключалась в регулировании миграции, разработке и реализации соглашений, в том числе межгосударственных, с принимающими странами, повышении уровня квалификации и защиты прав трудовых мигрантов.

Следует отметить, что денежные переводы трудовых мигрантов через банковскую систему увеличиваются. Если в 2000 г. объем денежных переводов составил 184 млн. долл., то в 2010 г. сумма переводов через банковские учреждения составила 2,8 млрд. долл.

Частично эти средства привлекаются в малое и среднее предпринимательство и вносят ощутимый вклад в развитие экономики.

В последние годы в рамках стратегических программ и национальных

целей развития для реформирования отраслей социальной защиты, занятости населения и трудовых отношений были приняты отдельные концепции и ряд нормативно-правовых документов.

Постепенно решаются вопросы регулирования трудового рынка и занятости населения. В рамках реализации Государственной программы содействия занятости населения в последние годы в республике ежегодно создается в среднем 130—150 тыс. новых рабочих мест. Решению вопросов занятости населения также способствует организация учебных курсов предпринимательства и бизнеса, выдача льготных кредитов и образование центров самостоятельного трудоустройства и предпринимательства.

Трансформация национальной экономики и переход на рыночные отношения обусловили достаточно динамичное развитие экономики за последние годы, что способствовало значительным позитивным изменениям на макроэкономическом уровне.

Стратегия экономического развития республики в настоящее время базируется на основополагающих программных документах, таких как Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года и Стратегия снижения бедности на 2010—2012 годы, которые должны способствовать систематизации процесса развития страны на долгосрочную перспективу, в соответствии с Целями развития тысячелетия.

Последовательная реализация программных задач, заложенных в этих документах, способствовала достижению

и закреплению устойчивого экономического роста. Начиная с 1997 г. экономика республики развивалась только в поступательном направлении.

Показательным фактором этого утверждения является то, что ВВП страны

за период с 1997 г. по настоящее время вырос в 2,6 раза, а его среднегодовой прирост составил более 7%. Инфляция снизилась более чем в 20 раз. Внешний долг, который составлял в 1997 г. 93% к ВВП, уменьшился до 33% в 2010 г.

Темп роста ВВП за 1997-2010 годы (в % к предыдущему году) [1]

Инфляция за 1997-2010 годы (в % к предыдущему году) [1]

Отрасли экономики

Следует отметить, что экономический рост республики был достигнут благодаря активному развитию всех отраслей экономики.

Но в качестве стратегических целей в настоящее время определены три важнейших приоритета экономической политики государства: обеспечение энергетической независимости, вывод страны из коммуникационного тупика и обеспечение продовольственной безопасности. Эти задачи решаются как за счет собственных средств государства, так и за счет привлечения иностранных инвестиций. В настоящее время в различных отраслях национальной экономики

реализуются около 60 инвестиционных проектов, привлеченных правительством Таджикистана, общей стоимостью более 8 млрд. сомони, в том числе в отрасли энергетики — 13, а в сфере дорожного хозяйства — 11 инвестиционных проектов [9].

Мероприятия, связанные с развитием пищевой промышленности, в основном осуществляются за счет частных инвестиций отечественных предпринимателей. Это позволило открыть в стране производство пластиковых бутылок, упаковок для различной продукции, новых технологических линий по производству фруктовых и овощных соков.

Промышленное производство

Промышленное производство является основой экономики. В настоящее время в стране создана необходимая база для развития всех отраслей промышленности и принят целый ряд отраслевых программ для их дальнейшего развития.

Промышленное производство республики выросло по сравнению с уровнем 1997 г. в 2,5 раза. Более 40% выпускаемой продукции производится в частном секторе. В структуре промышленного производства значительную долю (68%) занимает обрабатывающая промышленность, включающая в себя металлургическую отрасль, текстильное и швейное производство, пищевую отрасль,

производство машин и оборудования, химическую и ряд других отраслей.

За последние годы достаточно активно развиваются электроэнергетика и добывающие отрасли промышленности, в том числе топливная и горнорудная.

Для обеспечения энергетической безопасности и снижения уровня зависимости страны от импорта энергоносителей за последние годы в республике построено около 200 малых электростанций, а завершение строительства 220-киловоль-тной линии электропередачи «Лола-зор—Хатлон» и 500-киловольтной ЛЭП «Юг — Север» позволило создать единую энергетическую систему страны.

Темп роста промышленного производства за 1997-2010 годы (в % к предыдущему году) [1]

В настоящее время продолжаются активные работы по строительству и восстановлению объектов, имеющих жизненно важное значение для страны, в том числе Рогунской ГЭС, ГЭС «Сангтуда-2», второй Душанбинской ТЭЦ, малых и средних ГЭС на реках Вахш и Зерафшан, высоковольтной ЛЭП между Таджикистаном и Афганистаном, реконструкция каскада

ГЭС на реках Варзоб и Вахш, в том числе Нурекской ГЭС.

В целях экономии энергоресурсов республика перешла на энергосберегающие технологии и использование энергосберегающих ламп. Только за один год перехода к использованию таких ламп и другого энергосберегающего оборудования в стране было сэкономлено 2 млрд. кВт часов электроэнергии.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей национальной экономики и достижение стратегической цели государства—ее продовольственной безопасности — зависит от уровня развития этой отрасли. За годы независимости в сельском хозяйстве республики произошли коренные изменения.

В результате проведенных реформ доля негосударственной формы собс-

твенности в структуре сельхозпроизводителей возросла до 93%.

Только за 15 последних лет для улучшения условий жизни населения под приусадебные участки было выделено почти 105 тыс. га (в том числе 46 тыс. орошаемой земли), что почти на 40% больше, чем за весь 70-летний период советской истории. И сегодня на этих 105 тыс. га производится более

чем 60% всей сельскохозяйственной продукции страны.

Расширение посевных площадей, более полное и качественное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий, практическая реализация программ развития различных секторов сельского хозяйства позволили увеличить урожайность и валовой сбор многих видов сельскохозяйственных культур. Валовая

продукция сельского хозяйства, по сравнению с 1997 г., выросла в 2,8 раза.

Отмечен существенный рост урожайности зерновых, картофеля, овощей, продовольственной бахчи, что позволило увеличить, по сравнению с 1991 г., производство зерна и картофеля более чем в 4 раза, овощей — почти в 2 раза, бахчевых культур — почти в 3 раза.

Темп роста валовой продукции сельского хозяйства за 1997-2010 годы (в % к предыдущему году) [1]

1Й,0

0,0 -■-Т-г--г-Г-г--1-Г-Т-Г-,-Г-.-

1997 ]9од 1999 квд гоо! :оо: гоо* го« гик 2№ года

Производство многих видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения также растет с каждым годом.

Например, производство мяса против 1997 г. увеличилось в 1,9 раза, молока — в 2,2 раза, яиц — в 27 раз, зерна — в 1,8 раза, картофеля — в 4,7 раза, овощей — в 2,6 раза, продовольственной бахчи — в 5,9 раза, фруктов и ягод — в 1,6 раза [8].

Реализация программ по развитию садоводства и виноградарства позволяет обеспечивать внутренний рынок республики и повышать ее экспортный потенциал. За последние пять лет из страны экспортирован 1 млн. т свежих и сушеных фруктов, а экспорт различных овощей составил более чем 800 млн. сомони. Экспортный потенциал в этом направлении продолжает расширяться и увеличиваться.

Производство продукции растениеводства на душу населения за 1997 и 2010 годы, кг [1]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производство продукции животноводства на душу населения за 1997 и 2010 годы, кг [1]

Государство всегда поддерживало сельскохозяйственную отрасль через выделение субсидий, льготных кредитов, обеспечение техникой, семенами и минеральными удобрениями. Одно-

временно с этим оно не вмешивается в деятельность дехканских хозяйств, предоставив им право в выборе выращивания той или иной сельхозпродукции.

Транспортная инфраструктура и коммуникации

Важнейшим фактором устойчивого экономического роста страны является развитие транспортной инфраструктуры и коммуникаций.

Одной из стратегических целей экономической политики государства на ближайшую перспективу является вывод страны из коммуникационной изоляции и превращение ее в транзитную территорию с транспортной инфраструктурой, соответствующей мировым стандартам.

В рамках реализации этой задачи ускоренными темпами ведется строительство современных автомобильных и железных дорог, туннелей и мостов.

В последние годы в сфере строительства и реконструкции автодорог в нашей стране реализуются 11 инвестиционных проектов общей стоимостью 3,8 млрд. сомони.

В ближайшие два года предусматривается завершение ряда проектов, в результате чего будет построено и реконструировано 1650 км дорог, 15 км тоннелей и более 100 мостов.

Работы по модернизации транспортной сферы направлены на наращивание объемов экспортно-импортных перевозок, привлечение транзита грузов и пассажиров через территорию Таджикистана, обеспечение безопасности движения и проведение гибкой тарифной политики. Проводимые реформы воздушного транспорта нацелены на создание здоровой конкуренции в этой отрасли, повышение уровня и качества обслуживания, обеспечение безопасности, снижение стоимости обслуживания. Все эти мероприятия позволят привести авиационную отрасль в соответствие с требованиями национальной экономики и международных стандартов.

Расширение и модификация транспортной системы способствует росту объемов грузовых и пассажирских перевозок, которые, в свою очередь, влияют на активизацию экономических процессов, происходящих в республике. Объем перевозок грузов всеми видами транспорта вырос с 1997 г. в 1,8 раза, а перевозок пассажиров — в 4,3 раза [6].

Предпринимательская деятельность

В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность играет важную роль в развитии эконо-

мики. За последние годы в республике делается многое для развития предпринимательства, создания частного

сектора, нацеленного на производство качественных товаров и услуг. В связи с этим инвестиционный климат заметно улучшается и все больше привлекает иностранных инвесторов.

Политика государства направлена на поддержку и развитие предпринимательского сектора, о чем свидетельствуют принятые соответствующие программы, законодательные и нормативно-правовые акты.

В республике разработана программа «Улучшение предпринимательской среды — 200 дней реформ», которая направлена на сокращение административных барьеров и снижение финансовых и временных затрат для открытия бизнеса. В ней содержатся краткосрочные меры, реализуемые правительством Республики Таджикистан в целях продвижения административно-регулятивных реформ, направленных на развитие предпринимательства. Программа основывается на приоритетах Национальной стратегии развития республики на период до 2015 г. и направлена на реализацию задач стратегии снижения бедности на период до 2012 г.

За последние годы в деловой среде Таджикистана наблюдаются некоторые изменения положительного характера. В частности, улучшен процесс прохождения регистрации предпринимателей, сокращены виды деятельности, подлежащие лицензированию, с 1000 до 66, сокращено количество государственных органов, выдающих разрешения, увеличилось количество банков, микрофинансовых организаций. Улучшился доступ к кредитам для индивидуальных предпринимате-

лей и малых и средних предприятий. Если в 2002 г. кредиты получили 35% индивидуальных предпринимателей и 35% малых и средних предприятий, то в 2005 г. их удельный вес вырос до 94% и 73% соответственно.

Учитывая, что микрофинансирование играет ключевую роль в создании и развитии малого бизнеса, была реализована «Таджикская программа финансирования микро и малых предприятий». Данная программа направлена на институциональное развитие банков и предоставление устойчивого и эффективного финансирования микро и малым предприятиям. В рамках этой программы была оказана техническая помощь некоторым банкам республики с целью создания кредитных отделов, развития кредитных продуктов, удовлетворяющих нужды предпринимателей.

О том, что в республике наблюдается тенденция развития частного сектора и роста класса предпринимательства, свидетельствуют следующие данные. Если в 2000 г. насчитывалось 1342 малых предприятий с численностью 14,8 тыс. работающих человек и с выручкой от реализованной продукции в 25,3 млн. сомони, а индивидуальной трудовой деятельностью были заняты 62,2 тыс. человек, то в 2009 г. число малых предприятий составило почти 2700 единиц с численностью занятых в них 21 тыс. человек и с объемом реализованной продукции в 1374,3 млн. сомони, а число занятых индивидуальной трудовой деятельностью достигло почти 140 тыс. человек. В настоящее время доля частного сектора в ВВП составляет около 50% [6].

В целях стимулирования и поддержки предпринимательства, деятельность по импорту всего производственного и технического оборудования, медицинских услуг и фармацевтики, а также оказание услуг в отраслях образования и строительства ГЭС, освобождены от выплаты НДС и та-

моженных пошлин. Наряду с этим с 2009 г. для всех видов предпринимательской деятельности НДС снижен с 20 до 18%, а налог с прибыли — с 25 до 15%. Кроме того, в течение двух лет был объявлен мораторий на проверку деятельности малого и среднего предпринимательства.

Инвестиционная политика

Реализация реформ в сфере развития предпринимательства и создание благоприятных условий для привлечения инвестиций способствовали тому, что республика в 2009 и в 2010 гг. вошла в десятку стран-реформаторов, по оценке международных организаций по «Введению Бизнеса» (Doing Business).

Улучшение инвестиционного климата способствовало увеличению притока иностранных инвестиций в республику. Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в республику, по состоянию на 1 января 2011 г. составил 3,9 млрд. долл., в том числе прямых — 1,7 млрд. долл.

Действующие законы и законодательные акты стимулируют приток инвестиционного капитала. Данные документы направлены на правовую защиту иностранных инвестиций: предоставление иностранным инвесторам налоговых льгот, защиту иностранных инвестиций от национализации и реквизиции, открытие доступа иностранным инвесторам к производственным отраслям экономики страны, минимизацию ограничений на участие иностранного капитала в экономике республики,

участие их в приватизации и развитии инфраструктуры и т.д.

Развивается сотрудничество с международными организациями и зарубежными странами, при их содействии осуществляются десятки проектов в области государственного инфраструктурного и социального секторов, таких как здравоохранение, транспорт, образование, энергетика и водоснабжение и др.

За годы независимости за счет всех источников финансирования построено жилья общей площадью около 10 млн. кв. м, общеобразовательных школ — более чем на 242 тыс. учебных мест, детских дошкольных учреждений — на 6,7 тыс. мест, больниц — почти на 7 тыс. коек.

Правительство республики продолжает тесное сотрудничество с партнерами по развитию в целях дальнейшего улучшения предпринимательской среды и инвестиционного климата, привлечения крупных иностранных инвестиций и направления их на реализацию приоритетов социально-экономического развития.

На ближайшую перспективу инвестиционная политика будет осуществляться в соответствие с госу-

дарственными инвестиционными программами, проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого и среднего бизнеса, а также с учетом программ, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

Для привлечения инвестиций в экономику будет проведена дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности и созданы

механизмы страхования инвестиций от экономических и политических рисков. Предусматривается дальнейшее укрепление и развитие институциональных основ, поиск новых форм и способов привлечения инвестиций, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической и инвестиционной деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы.

Свободные экономические зоны

В целях обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, новейших технологий, управленческого опыта, создания современной и социальной инфраструктуры, решения проблем занятости и формирования новых рабочих мест, насыщения внутреннего рынка продукцией и товарами потребительского и производственного назначения и повышения уровня жизни населения в Таджикистане были созданы четыре свободные экономические зоны.

Постановлениями Правительства Республики Таджикистан сроком на 25 лет созданы свободные экономические зоны (СЭЗ): на территории массива Карадум Кумсангирского района Хатлонской области общей площадью 400 га — СЭЗ «Панч» (комплексного типа), на территории юго-западной промышленной зоны города Худжанд Согдийской области общей площадью 320 га — СЭЗ «Сугд» (промышленно-инновационного типа), на территории Ишкошимского района Горно-Бадах-шанской автономной области общей

площадью отдельных (ограниченных) участков 200 га — СЭЗ «Ишкошим» (производственно-коммерческого типа) и на территории Дангаринского района Хатлонской области общей площадью отдельных (ограниченных) участков 242,31 га — СЭЗ «Дангара» (производственно-инновационного типа).

Постановлениями Маджлиси намо-яндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан утверждены положения о свободных экономических зонах «Сугд», «Панч», «Ишкошим» и «Дан-гара», регламентирующие организационно-правовую и преференциальную деятельность СЭЗ.

Министерство экономического развития и торговли, согласно постановлению Правительства Республики Таджикистан от 5 марта 2008 г. № 103 «О первоочередных мерах по созданию свободных экономических зон в Республике Таджикистан», определено уполномоченным органом по вопросам создания, управления и функционирования свободных экономических зон.

В связи с возложенными задачами министерством была проделана работа по созданию организационно-правовой базы функционирования свободных экономических зон и на нынешнем этапе осуществляется процесс практической реализации создания СЭЗ, одним из важных направлений которого является привлечение инвесторов.

Министерством, совместно с администрациями СЭЗ, проводятся переговоры с партнерами по развитию в целях изыскания возможностей финансирования, оказания технической помощи, экспертной поддержки в генеральном планировании развития СЭЗ, по строительству современной инфраструктуры, подготовке кадров по вопросам управления свободными экономическими зонами и их функционирования.

Особый интерес к сотрудничеству проявлен инвесторами из ОАЭ, Катара, Польши, Турции, Афганистана и др.

Правительством Республики Таджикистан в 2009 г. для реализации первоочередных мер по организации деятельности свободных экономических зон «Панч» и «Сугд» за счет бюджетных средств выделен беспроцентный кредит в сумме 412 350 сомони.

При Министерстве экономического развития и торговли создан координационный совет по вопросам развития свободных экономических зон, членами которого являются международные и донорские организации, аккредитованные в республике, а также представители государственного и частного сектора.

Целью координационного совета является содействие привлечению иностранных инвестиций, повышению профессионального потенциала у административных работников в разработке и реализации планов действий, а также в работе с международными партнерами, оказание методологической и экспертной поддержки в усовершенствовании и гармонизации нормативно-правовой базы свободных экономических зон Республики Таджикистан.

В настоящее время в СЭЗ «Сугд» зарегистрировано 12 субъектов с общей суммой инвестиций 37,5 млн. долл., а в СЭЗ «Панч» зарегистрирован 1 субъект с общим капиталом 2,6 млн. долл. [3].

В целях регулирования порядка и условий применения специального правового режима в предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также для эффективного функционирования свободных экономических зон министерством разработан новый проект закона «О свободных экономических зонах», который утвержден постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 23 февраля 2011 г. № 338 и подписан Президентом Республики Таджикистан от 25 марта 2011 г. № 700.

Таджикистан рассматривает развитие подобных зон как важный элемент в своей стратегии развития экономики и диверсификации экспорта, создания стимулов для создания рабочих мест и сокращения бедности, для дальнейшего укрепления стабильности и безопасности в регионе.

экономическое сотрудничество Таджикистана с другими странами

Таджикистан с первых лет независимости был крайне заинтересован в том, чтобы активно участвовать в интеграционных процессах как в своем регионе, так и в мире в целом.

Республика Таджикистан, как субъект международного права, всемерно наращивает свой экономический, политический и духовный потенциал для равноправного участия в разностороннем сотрудничестве с государствами и международными организациями. Таджикистан является полноправным членом СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, ЭКО и участником ряда других международных экономических организаций.

Таджикистан активно сотрудничает с партнерами по развитию. Хорошие плоды в развитии международных экономических взаимоотношений принесли создание совместных предприятий, расширение взаимовыгодных отношений с иностранными предприятиями, либерализация свободной внешней торговли, развитие и расширение взаимовыгодного сотрудничества со многими государствами.

Сегодня страна имеет торговые отношения почти с 100 странами мира.

В результате такого сотрудничества внешнеторговый оборот республики вырос в 3 раза.

Прирост внешнеторгового оборота за 1997-2010 годы (в % к предыдущему году) [2]

Республика экспортирует алюминий, редкоземельные металлы, продукцию легкой промышленности (хлопчатобумажные и шелковые ткани), сельскохозяйственную продукцию (хлопок, овощи и фрукты), электроэнергию, драгоценные и полудрагоценные камни, недрагоценные металлы и изделия из них, транспортные средства.

В целях укрепления экспортного потенциала страны и диверсификации товарной структуры экспорта правительство республики приняло Программу развития экспорта Республики Таджикистан на период до 2015 года.

Стратегической целью этого документа является совершенствование структуры отечественного экспорта, расширение ассортимента и улучшение качества продукции, совершенствование товарной и географической структуры экспорта, а также переход на прогрессивные формы международного торгово-экономического сотрудничества.

Также принята Программа полной переработки хлопка-волокна, производимого в Республике Таджикистан, на период до 2015 года. В рамках этой программы предусмотрена реконструкция и строительство 45 текстильных предприятий с созданием около 40 тыс. рабочих мест, и выпуском конечной промышленной продукции на сумму более 10 млрд. сомони. Кроме того, принята Программа переработки и производства готовой продукции из первичного алюминия на 2007—2015 годы. Данной программой предусмотрено увеличение объема производства первичного алюминия до 600 тыс. т

в год, создание 25 тыс. рабочих мест. В настоящее время ведутся работы по строительству нового завода по производству кабельной продукции.

Таджикистан также экспортирует в значительных объемах фрукты и овощи, а также продукцию их промышленной переработки. Исторически сложилось, что основными потребителями плодоовощной продукции республики являются Россия и Казахстан. В последние годы все больший интерес к этой группе товаров проявляют страны арабского мира.

Республика импортирует энергоносители, древесину, черный металл, продукцию легкой промышленности, продукцию машиностроительной промышленности, автомобили, сельскохозяйственную технику, оборудование для энергетической отрасли, фармацевтическую продукцию, медицинское оборудование, транспортные средства, пищевые продукты и т.д.

Таким образом, последовательное углубление экономических реформ, охват ими новых сфер экономики, реализация стратегических и программных задач, осуществление мер по обеспечению макроэкономической стабильности позволили начиная с 2000 г. обеспечить высокие темпы экономического развития.

Высокие темпы восстановления экономики, достижение стабильности на макроуровне повлияли и на сокращение уровня бедности. Все это заложило реальную основу для дальнейшего экономического роста, увеличения объемов и качества базовых социальных услуг и сокращения бедности населения.

Многие проблемы переходного периода преодолены. На новом этапе развития страны важная роль отводится дальнейшему развитию правового государства и формированию современного гражданского общества.

Для этого Таджикистан располагает реальными возможностями, эффективное использование которых может служить прочной базой для экономического и социального развития.

Правительством республики для развития страны определены следующие национальные цели на долгосрочную перспективу: укрепление социальной и политической стабильности, достижение экономического благосостояния и социального благополучия народа в условиях главенства принципов рыночной экономики, свободы, человеческого достоинства и равных возможностей для реализации потенциала каждого. Для успешного достижения поставленной цели правительством страны выделены следующие национальные приоритеты: реформа государственного управления, развитие частного сектора и привлечение инвестиций, развитие государственно-частного партнерства и развитие человеческого потенциала.

Правительство республики твердо убеждено в том, что благодаря последовательной и прагматической политике, созданию институциональных и экономических условий развития и повышения уровни жизни населения, организации целенаправленного сотрудничества со всеми партнерами по развитию будет реализован наиболее эффективный макроэкономический

сценарий долгосрочного развития Таджикистана.

В настоящее время законодательную базу Республики Таджикистан в области промышленной собственности составляют пять действующих законов:

— Закон от 28 февраля 2004 г. «Об изобретениях»;

— Закон от 28 февраля 2004 г. «О промышленных образцах»;

— Закон от 22 декабря 2006 г. «О правовой охране топологий

интегральных микросхем»;

— Закон от 5 марта 2007 г. «О географических указаниях»;

— Закон от 5 марта 2007 г. «О товарных знаках и знаках обслуживания».

Государственная патентно-техническая библиотека (ГПТБ) Национального патентно-информационного центра (НПИЦ) является крупнейшей библиотекой республики, которая в своих многоотраслевых фондах имеет патентную, нормативно техническую документацию и научно-техническую литературу.

Фонд ГПТБ насчитывает более 14,8 млн. экз., в том числе: более 13 млн. экз. патентной документации; более 257 тыс. экз. нормативно-технической документации; более 280 тыс. экз. книг и периодических отечественных и зарубежных изданий по естественным наукам, экономике и технике; более 390 тыс. экз. различных информационных изданий.

С 1986 г. ведется электронный каталог на новые поступления книг, а с 1988 г. на статьи периодических изданий, сопровождающиеся рефератами.

Макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Таджикистан

за 1991-2000 годы [1]

Показатель ВВП Ед. измерения 1991 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

ВВП надушу населения млн. сомони 13.4 2563,8 3375:5 4761,4 6167,2 7206,6 9335.2 12804,4 17706,9 20528,5 24704,7

темп роста, % 94,0 109.6 110,8 111,0 110,3 106,7 107,0 107,8 107,9 108,9 106,5

сомони 2,5 406,1 524,1 724.4 920 1052,1 1335,1 1774,5 2427,4 2727,0 3243,6

Индекс-дефлятор - 130,9 118,8 127,1 117,4 109,5 121,1 127,2 128,2 112,1 112,5

Доходы госбюджета к ВВП % 45,5 16,3 17,3 17.9 19.6 19.7 29,4 29,5 28,9 26,2

Расходы госбюджета к ВВП % 37,3 14,8 16,1 16,2 17,7 19.5 19 1 27,3 27,2 27,6 26,2

Численность постоянного населения тыс. чел. 5605,6 6375,5 6506,5 6640,0 6780,4 6920,3 7063,8 7215,7 7373,8 7529,6 7616,4

темп роста, % 102,7 102,1 102,1 102,1 102,1 102,1 102,1 102,1 102,2 102,6 101,1

Мужчины тыс. чел. 2744,2 3195,2 3262,1 3330.3 3401,4 3472,4 3544,2 3619,3 3698,9 3776,3 3878,4

Женщины тыс. чел. 2761,4 3180,3 3244,4 3309,7 3379,0 3447,9 3519,6 3596,1 3674,9 3753,3 3738,0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Среднегодовая численность занятых в экономике тыс. человек 1971,0 1829,0 1857,0 1885,0 2090,0 2112,0 2137,0 2150 2168 2219 2233

Темп роста к соотв. периоду прошлого года % 101,7 104,8 101,5 101,5 110,9 101,1 101,2 100,6 100,9 102,4 100,6

Численность официально зарегистрированных безработных тыс. человек - 43,0 47,0 43,0 39,0 44,0 47,0 52 44 45 48,1

% — 2,3 2,5 2,4 2.0 2,0 2,2 2,3 2,2 2,0 2,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем производства промышленной продукции млн. сомони 0,1 1884,2 2418,0 3205,0 3952,0 4 278,0 4663,0 5571 6106,0 6262,0 7904,3

темп роста, % 96,4 115,0 108,4 109,9 115,1 110,4 105,5 109,9 96,5 93,7 109,7

Перевезено грузов млн. т 303,0 30,0 35,6 32,9 35,7 38,6 39,5 45 47,7 56,8 60,6

темп роста, % 103,6 108,4 118,6 92,5 108,5 108,0 102,5 113,8 106,1 119,1 109,3

Перевезено пассажиров млн. пасс 510,4 171,6 225,9 265,5 340,6 398,4 415.4 429,2 455 514,6 534,4

темп роста, % 89.0 113,3 131,6 117,5 128,3 117,0 104,3 103,3 106 113,1 113,8

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Валовая млн. 2,2 1045,0 1368,0 1962.3 2259,5 2774,0 3659,3 4613,0 7807,3 7903,4 9391,4

продукция сомони

сельского хозяйства темп роста, % 100,0 111,0 115,0 109,6 111,3 101,6 105,7 103,5 107,5 110,5 106,8

в том числе: млн. 1,5 850,1 1065,2 1516,7 1675,9 2072,5 2758,9 3227,7 5863,0 5578,2 6617,5

растение- сомони

водство темп роста, % 100 113,1 117,1 106,8 112,1 98,6 106,5 102,3 108,4 112,6 106,4

Животно- млн. 0,7 194,9 302,8 445,6 584 701,4 900,4 1385,3 1944,3 2325,2 273,9

водство сомони

темп роста, % 100 102,8 108,2 120,2 109,1 110,1 103,5 106,7 106,7 105,9 107,7

За счет всех млн. 2,2 194г8 206,9 318,4 592,0 682,5 1214,5 2828,7 4341,4 3724,3 4413,5

вложений финансирования сомони

выполнено

капитальных

вложений

Розничный товарооборот млн. сомони 6,4 777,7 1003,7 1434.8 1868,9 2219,3 2732,6 3473,8 4701,6 5565,8 6366,4

темп роста, % X 101,6 117,5 124,6 123,2 110,4 110,8 105,3 112,4 112,5 110,2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Платные услуги населению млн. сомони X 389,5 517,5 756,5 1142,0 1460,4 1865,3 2390,2 4011,0 4635,3 5666,4

темп роста, % X 127,0 115,7 103.8 128,7 116,5 107,7 100,8 139,3 100,9 113,1

Внешнеторговый оборот млн. долл. 131,1 1339,0 1457,4 1678,0 2106,2 2238,8 3124,4 4015,3 4681,3 3579,9 3853,1

темп роста, % 17,1 Р- 91,8 108,8 115,1 125,5 106,3 139,5 128,5 116,6 76,5 107,6

Индексы цен

Индекс цен производителей промышленной продукции

Темп роста к соответствующему периоду прошлого года % 126,8 109,3 115 117,1 99,0 122,0 118,4 116,3 101,1 130,2

К декабрю прошлого года % 105,5 118,8 114,1 115,1 102,9 121,5 116,7 94,4 136,6 127,2

Индекс потребительских цен

Темп роста к соответствующему периоду прошлого года % 136,5 110,2 117,1 106,8 107,8 111,9 121,5 120,4 106,4 106,5

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

К декабрю % - 112,5 114,5 113,7 105,7 107,1 112,5 119,7 111,8 105,0 109,8

прошлого года

в том числе продовольственные товары

Темп роста % - 139,1 110,4 116,9 104 109,4 113,6 125,4 125,9 105,9 105,9

к соот-

ветствующему периоду прошлого года

К декабрю % - 113,7 117 110,2 104,6 108,3 113,9 125,5 113,0 102,3 113,4

прошлого года

непродовольственные товары

Темп роста % - 130,5 107,2 110,5 107,4 103,6 103,8 110,3 107,7 105,2 106,6

к соот-

ветствующему периоду прошлого года

К декабрю % - 110,5 106,3 108,3 106,4 102,7 105,3 107,5 105,0 106,7 105,5

прошлого года

услуги

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Темп роста к соответствующему периоду прошлого года % 127 114,8 140,8 117,3 109,8 118,6 127,1 120,5 114,5 108,8

К декабрю прошлого года % 103,2 109,9 153,1 111,4 109,3 119,3 117,1 120,6 113,8 104,0

Инфляция в потребительском секторе %

Соответствие периоду прошлого года % 36,5 10,2 17,1 6,8 7,8 11,9 21,5 20,4 6,4 6,5

К декабрю прошлого года % 12,5 14,5 13,7 5,7 7,1 12,5 19,7 11,8 5,0 9,8

Структура ВВП за 1991-2010 годы [1]

Структура ВВП 1991 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

ВВП 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

I. Производство товаров 73,1 60,3 57,7 57,6 50,5 48,9 49,0 46,1 45,6 40,8 41,6

в том числе:

промышленность 25,7 33,5 33,1 30,2 26,7 22,8 21,3 18,4 12,5 12,8 12,6

сельское хозяйство 36,4 23,8 22,2 24,2 19,2 21,2 21,4 19,4 21,8 18,9 18,7

строительство 10,1 2,7 2,0 2,9 4,2 4,6 6,1 8,1 11,2 9,0 10,2

прочие виды деятельности по производству товаров 0,9 0,3 0,4 0,3 0,4 0,3 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1

II. Производство услуг 25,4 30,8 32,4 31,7 38,5 39,6 39,4 41,4 42,4 48,7 47,9

в том числе:

рыночные услуги 12,9 22,9 25,2 24,7 31,0 31,2 31,7 36,7 36,6 40,9 40,2

из них:

торговля. МТС 7,0 10,3 11,4 11,2 16,1 16,2 16,9 20,0 18,7 21,0 19,2

транспорт и связь 3,9 5,0 5,5 5,5 6,6 7.4 7,2 5,0 5,2 6,5 77

жилигцно - коммунальные и бытовые услуги 1,8 6.3 7,0 6,8 6.9 6,1 5,9 11,3 11,4 13,2 13,0

прочие рыночные услуги 0,2 1,1 1,3 1,2 1,4 1,5 0,4 0,4 0,3 0,2 0,3

нерыночные услуги 12,5 0,8 7,5 7,2 8,0 9,1 8,9 7,4 6,8 7,8 7,7

III. Налоги 1.5 8,9 9,9 10,7 11,0| 11,5 11,6 12,5 12,0 10,5 10,5

Основные показатели внешнеэкономической деятельности по Республике Таджикистан

за 1991-2010 годы [1]

Показатель Ед. измерен. 1991 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Внешнеторговый оборот млн. долл. 131,1 1339,9 1457,4 1678,0 2106,2 2238,3 3124,4 4015,3 4681,3 3579,9 3853,1

Темп роста к соотв. периоду прошлого года % 17,1 91,8 108,8 115,1 125,5 106,3 139,5 128,5 116,6 76,5 107,6

По странам СНГ млн. долл. 105,3 749,2 735,7 737,4 933,1 1042,2 1286,5 1840,0 2059,1 1683,1 1725,4

Темп роста к соотв. периоду прошлого года % 1,0м 80,3 98,2 100,2 126,5 111,7 123,4 143,0 111,5 81,7 102,6

По другим странам зарубежья млн. долл. 25,8 589,8 721,7 940,6 1173,1 1196,6 1837,9 2175,3 2617,1 1895,6 2127,7

Темп роста к соотв. периоду прошлого года % 46,3 Р- 112,2 122,4 130,3 124,7 102,0 153,4 118,3 120,3 72,4 112,0

Экспорт млн. долл. 67,9 651,5 736,9 797,2 914,9 908,7 1399,0 1468,1 1408,7 1010,3 1195,3

Темп роста к соотв. периоду прошлого года % 13,3 Р- 83,1 113,1 108,2 114,8 99,3 154,0 104,9 95,9 71,7 118,3

По странам СНГ млн. долл. 53,5 211,4 188,3 138,5 159,2 177,9 186,2 228,9 225,5 209,5 161,5

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Темп роста к соотв. периоду прошлого года % 3,3 р. 56,6 89,1 73,6 114,9 111,7 104,6 123,0 98,5 92 77

По другим странам зарубежья млн. долл. 14,4 440,1 548,6 658,7 755,7 730,8 1212,8 1239,2 1180,9 800,5 1033,8

Темп роста к соотв. периоду прошлого года % 50,7 Р- 107,2 124,7 120,1 114,7 96,7 166,0 102,2 95,3 67,8 129,1

Импорт млн. долл. 63,2 687,5 720,5 880,8 1191,3 1330,1 1725,4 2547,2 3272,6 2569,6 2657,8

Темп роста к соотв. периоду прошлого года % 21,0 Р- 101,9 104,8 122,2 135,3 111,7 129,7 147,6 128,5 78,5 103,4

По странам СНГ млн. долл. 51,8 537,8 547,4 598,9 773,9 864,3 1100,3 1611,1 1833,6 1473,6 1563,9

Темп роста к соотв. периоду прошлого года % 16,6 Р- 96,1 101,8 109,4 129,2 111,7 127,2 138,1 113,8 80,2 106,3

По другим странам зарубежья млн. долл. 11,4 149,7 173,1 281,9 417,4 465,8 625,1 936,1 1436,2 1095,1 1093,9

Темп роста к соотв. периоду прошлого года % 40,8 129,8 115,6 162,9 148,1 111,6 134,2 149,8 153,4 76,2 99,6

Сальдо внешнеторгового баланса (+-) 4,7 -36,0 16,4 -83,6 -276,4 -421,4 -326,4 1079,1 -1863,9 -1559,3 -1462,5

Фонд библиотеки открыт для читателей и предоставляется бесплатно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 2006 г. Евразийское патентное ведомство предоставляет бесплатный доступ НПИЦ к базе данных патентной информации ЕАПАТИС. Таким образом, посетители библиотеки имеют доступ к более чем 32 млн. патентным документам из 179 стран мира.

В 2003 г. в г. Душанбе между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Индия был подписан меморандум о создании Таджикско-индийского Центра информационных технологий. Таджикско-индийский центр информационных технологий имени Бедила официально был открыт 18 июля 2006 г.

Центр имеет библиотеку, фонд которой насчитывает более 124 наименований в количестве 3000 ед., методических и других изданий по компьютерным технологиям [6]. Обучение включает в себя изучение современных знаний по компьютерным технологиям. По окончании курсов выдаются сертификаты государственного образца.

Республика Таджикистан реализует свои национальные приоритеты на основе принципов партнерства, укрепления взаимовыгодных торгово-экономических отношений на региональном и международном

уровнях. В период государственной независимости создал надежную и прочную базу для реализации целей национального развития.

Таким образом, Республика Таджикистан в период государственной независимости, начав серьезные реформы жизненно важных направлениях и отраслях государства, т. к. государственное управление, финансы, банковское дело, реальные секторы национальной экономики, образование, науки, здравоохранение и социальная защита населения. Именно, Правительство Республики Таджикистан с принятием и реализации целого ряда программ социально-экономического развития и осуществлением эффективных мер заложил устойчивый фундамент для реализации великих планов развития.

В заключении следует отметить, что социально-экономическое развитие республики и ее регионов на базе принятия стратегий и программ формируют фундамент развития национальной экономики, реализация названных документов должна обеспечить выполнение приоритетных целей. Кроме того, последовательно реализуется государственная политика в направлении повышения уровня и качества жизни населения, как главного фактора социально-экономического развития Республики Таджикистан.

Список литературы

1. Таджикистан: 20 лет государственной независимости // Статистический сборник. Душанбе, 2011.

2. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе, 2011.

3. Промышленность Республики Таджикистан // Статистический ежегодник. Душанбе, 2011.

4. Образование в Республике Таджикистан // Статистический ежегодник. Душанбе, 2013.

5. Здравоохранение в Республике Таджикистан // Статистический ежегодник. Душанбе, 2013.

6. Развитие национальной экономики период независимости. Душанбе: ГП НПИЦ, 2011.

7. Рынок труда в Республике Таджикистан // Статистический ежегодник. Душанбе, 2012.

8. Сельское хозяйство Республики Таджикистан // Статистический ежегодник. Душанбе, 2012.

9. Таджикистан: 15 лет государственной независимости // Статистический ежегодник. Душанбе, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.