ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Дж.Б. Чиниев
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Финансовый кризис в США повлиял на экономики многих стран, в том числе на экономику Таджикистана. В статье дается макроэкономический анализ признаков и последствий влияния мирового финансового кризиса на экономику Таджикистана. Проведено социально-экономическое исследование причин и возможных последствий в социальной и экономической сфере; рассмотрены также следующие вопросы: уровень инфляции и ее структура, причины изменения цен; государственный бюджет Республики Таджикистан на 2009 г. в условиях кризиса; внешний долг и его обслуживание; анализ внешнеторгового оборота.
Ключевые слова: мировой финансовый кризис, экономика, Республика Таджикистан, трудовая миграция, денежные переводы, инфляция.
В мире продолжается финансовый кризис, затронувший в большей или меньшей степени все страны мира, независимо от близости к США, наличия запасов природных ресурсов или диверсификации экономики, поэтому все более актуальным становится исследование влияния мирового финансового кризиса на экономики многих стран в связи с тем, что финансовый кризис в США подверг ощутимым ударам международные финансовые рынки и распространил свое влияние не только на экономики развитых стран, но и на экономики стран, зависящих от экспорта сырья и углеводородного топлива.
Динамика событий последних месяцев вызывает много опасений в странах с развивающейся экономикой, на которые негативные изменения в мировой экономической системе проецируются в многократно усиленном виде, что способно свести на нет их многолетние усилия по стабилизации. Если развитые страны мира имеют определенный запас устойчивости в виде развитого реального сектора экономики, значительных резервов, институтов, способных выработать адекватные меры, да и просто признанных индексов доверия, то страны с развивающейся экономикой находятся в иных условиях.
Республика Таджикистан относится к малым странам и во многом зависит от более крупных стран-соседей. На экономике Таджикистана отрицательно сказывались признаки замедления развития экономик в других странах СНГ, в частности в Российской Федерации и Казахстане. Эта зависимость в условиях глобального кризиса усилила нестабильность национальной экономики и отрицательно повлияла на все сегменты хозяйства республики.
Мы выделяем следующие причины проявления негативных последствий мирового финансового кризиса на экономику Республики Таджикистан:
— массовая возвратная миграция;
— снижение объемов переводов денежных средств;
— сокращение объемов внешних инвестиций на реализацию стратегических проектов;
— увеличение внешнего долга;
— снижение темпов роста экспорта.
Социально-экономические последствия кризиса для Таджикистана
Денежные переводы. Одним из наиболее тяжелых воздействий мирового кризиса на Таджикистан может стать массовая возвратная миграция и ее последствия. Экономика Таджикистана во многом развивалась за счет денежных средств трудовых мигрантов, их заработки исключительно значимы для Таджикистана — на них приходится 54% всей экономики страны [1]. За последние годы Таджикистан стал страной — экспортером рабочей силы. 38% домохозяйств посылают одного или нескольких членов на зарубежные заработки [2]. Численность внешних трудовых мигрантов по различным оценкам составляет от 500 тыс. до 800 тыс. человек. Это значительная часть населения Таджикистана, насчитывающего 7,2 млн человек, половина из которых дети и молодежь до 18 лет. При этом /4 населения страны живет в сельской местности, более 1/2 является бедными [3. С. 28]. Макроэкономические показатели Республики Таджикистан приведены в таблице.
Согласно данным Национального Банка Республики Таджикистан общий объем денежных переводов, поступивших в Таджикистан за 2008 г., составил более
2,5 млрд долл. [5], что на 55% больше прошлогодних показателей. Если рассматривать трудовую эмиграцию как экспорт, то переводы занимают второе место после экспорта алюминия и формируют почти 1/3 экспорта. Они финансируют почти 70% торгового дефицита [6. С. 18]. Денежные переводы на протяжении последних лет были крупнейшим источником притока средств по счету текущих операций, поддерживая внутренний спрос и позволяя республике накапливать резервы.
О том, насколько важна трудовая эмиграция для Таджикистана, говорит тот факт, что в 2007 г. доля переводов от мигрантов в ВВП по оценке Всемирного банка достигла 37% ВВП [7]. Доля денежных переводов в 2008 г. составляла почти 55% ВВП. Объем денежных переводов из России в Таджикистан за I квартал 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 33%. Такая тенденция связана в частности со снижением темпов экономического роста в России, а также ужесточением миграционной политики. Так, по данным МВФ, темпы экономического роста в России в 2009 г. снизятся на 6%. Однако темпы роста в Таджикистан могут снизиться до 0%, хотя прогнозировались на уровне 2% [8].
Уменьшение переводов окажет негативное влияние не только на платежный баланс, но и снизит покупательную способность населения и соответственно спрос на товары и услуги, что приведет к падению цен на продукцию сельского хозяйства и сокращению импорта. Сокращение совокупного спроса уже отмечено в конце 2008 — начале 2009 гг. В целом сокращение объемов переводов намного усложняет задачу обеспечения стабильности национальной валюты. В 2009 г.
Таблица
Наименование Ед. изм. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
дек дек Дек Дек дек дек дек дек янв фев дек янв фев
Номинальный ВВП млн сомони 1 806,8 2512,1 3 344,6 4 757,8 6 157,5 7201,1 9 272,2 12 779,7 770,3 1 574,9 17 609,3 936,7 1 978,9
Реальный ВВП % 8,3 10,2 9,1 10,2 10,6 6,7 7,0 7,8 1,5 1,8 7,9 3,5 3,9
ВВП на душу населения сомони 289,1 396,1 527,4 732,0 927,3 1 040,6 1 319,21 1 779,56 1 796,09 1 819,36 2 397,42 1 751,37 1 783,51
Объем промышленной продукции млн сомони 1 359,8 1 882,9 2411,5 3 168,9 3 965,5 4 114,5 4 559,6 5 431,4 423,7 804,9 5 905,0 424,4 799,0
к соответствующему периоду прошлого года % 110,3 114,8 108,2 110,2 114,3 108,5 104,9 109,9 83,9 85,3 96,0 95,0 93,4
Капитальные вложения млн сомони 103,6 155,3 157,8 278,1 549,6 617,3 1 001,3 2 271,6 22,7 132,8 4 033,6 160,5 274,5
Общие доходы гос. бюджета млн сомони 248,7 381,1 538,9 776,3 1 028,5 1 299,8 1 657,7 3 695,9 260,6 554,5 5 339,7 337,2
Относительно к ВВП % 13,8 15,2 16,1 16,3 16,7 18,1 17,9 28,9 33,8 35,2 30,3 36,0
Общие расходы гос. бюджета млн сомони 259,8 377,8 518,9 729,5 1 087,0 1 411,5 1 619,5 3 475,0 106,0 353,8 5 058,0 181,1
Относительно к ВВП % 14,4 15,0 15,5 15,3 17,6 19,6 17,5 27,2 13,8 22,5 28,7 19,3
Дефицит (-) / Профицит (+) млн сомони -11,1 3,3 20,0 46,8 -58,5 -111,7 38,1 220,9 154,6 200,8 281,7 156,1
Относительно к ВВП % -0,6 0,1 0,6 1,0 -0,9 -1,6 0,41 1,7 20,1 12,8 1,6 16,7
Экономически активное население тыс. человек 1 670,5 1 736,9 1 780,9 1 876,2 1 915,6 2 048,4 2 062,1 2 088,4 2 029,1 2 051,7 2 103,4 2 048,2
к соответствующему периоду прошлого года % 98,8 4,0 103,7 4,4 2,1 6,9 100,7 101,3 100,9 101,1 100,7 100,9
Уровень безработицы тыс. человек 49,7 42,9 47,4 42,9 38,8 43,6 46,5 51,7 49,3 49,9 43,6 43,4
к соответствующему периоду прошлого года % 93,3 99,5 109,5 -8,2 -9,4 12,4 106,6 111,2 106,3 106,4 84,3 87,9
к экономически-активному населению % 3,0 2,5 2,7 2,3 2,0 2,1 2,3 2,5 2,4 2,4 2,1 2,1
Средняя заработная плата с начала года сомони 15,99 45,6 0,0 60,8 86,0 116,81 182,8 204,3 213,3 233,7
на конец периода сомони 22,47 25,1 32,5 63,5 81,4 107,3 162,56 227,0 215,5 333,0 284,8
Торговый баланс млн долл. США 109,6 -31,0 18,1 -83,4 -460,3 -421,1 -323,6 -987,4 -114,8 -232,6 -1 863,4 -185,7 -310,7
Экспорт (ФОБ) млн долл. США 779,1 651,5 736,0 797,9 914,9 908,7 1 399,0 1 468,1 111,9 215,8 1 406,4 65,1 120,5
Импорт (СИФ) млн долл. США 669,5 682,4 717,9 881,3 1 375,2 1 329,8 1 722,6 2 455,5 226,7 448,4 3 269,8 250,8 431,2
Курс (сомони / долл. США) с начала года сомони 1,9368 2,5500 2,7678 3,0617 2,9709 3,1166 3,2984 3,4425 3,4663 3,4618 3,4167 3,5189 3,6224
на конец периода сомони 2,2000 2,3588 3,0000 2,9565 3,0370 3,1993 3,4265 3,4649 3,4677 3,4529 3,4519 3,6710 3,7385
Источник: [4].
Ю
СО
Чиниев Дж.Б. Влияние мирового финансового кризиса на экономику Республики Таджикистан
было отмечено падение курса сомони по отношению к доллару. Если в конце
2008 г. обменный курс составлял 3,45 таджикских сомони к 1 долл. США, то в мае
2009 г. курс равнялся 4,33 сомони к 1 долл. США [5]. Это может привести к проблемам с национальной валютой. Сомони, поддерживаемый до последнего времени постоянными вливаниями иностранной валюты, может в значительной степени потерять в цене, что повлечет за собой дополнительные трудности.
Трудовая миграция. При огромной роли переводов трудовых мигрантов в экономике Таджикистана немаловажным представляется вопрос, как проживающие за рубежом страны работники смогут выстоять в условиях мирового экономического кризиса.
Зимой 2008 г. шло обычное ежегодное возвращение на родину сезонных мигрантов из России. Однако в этом году вместе с сезонниками из России и Казахстана вернулись мигранты, которые потеряли работу в результате закрытия предприятий или сокращения персонала. Если вернувшиеся мигранты не смогут или не захотят уехать за рубеж, когда начнется новый «мигрантский» сезон, то Таджикистан столкнется с проблемой массовой безработицы, обнищания населения и роста социального недовольства.
Уровень инфляции и изменение цен. Уровень инфляции в 2008 г. составил 11,8% [9] и снизился по отношению к 2007 г. на 7,9 процентных пункта. В структуре сложившейся инфляции основной рост цен пришелся на продовольственные товары (13,0%) и платные услуги (20,6%), рост цен на непродовольственные товары составил 5,0% [10. С. 4].
Учитывая взаимосвязь уровня цен на внутреннем рынке с ситуацией на мировых рынках продовольственных товаров и энергоресурсов, темп роста потребительских цен в 2008 г. изменялся в основном под влиянием роста цен на продовольственные товары и услуги в I квартале (2,6%), во II квартале (5,5%) и в III квартале года (4,1%).
В конце года влияние внешних факторов инфляции привело к снижению цен на внутреннем рынке потребительских товаров (в частности, горючее, продовольствие, строительные материалы), что привело к минусовому уровню инфляции (-0,7%) в IV квартале 2008 г. Следует отметить, что на мировых рынках цена на нефть варьировалась в пределах 40 долл. США за 1 баррель нефти. Цена зерна упала с 450 до 250 долл. США за 1 т, что непосредственно повлияло на снижение цен на товары в стране. В то же время базовая инфляция в этом периоде составила 6,3%.
Основным фактором, повлиявшим на рост уровня цен в первом полугодии, было подорожание некоторых продовольственных товаров на мировом рынке (рис, мука), а также повышение тарифов на платные услуги. С другой стороны, как фактор спроса, рост доходов населения (30%) и заработной платы (16%) в условиях дисбаланса спроса и темпов развития производства товаров способствовали росту уровня цен [10. С. 4].
Инфляция в странах СНГ в 2008 г. сложилась следующим образом (рис.).
Таджикистан
Казахстан
Армения
9,5%
11,8%
Белоруссия
13,3%
Россия
13,3%
Азербайджан
15,4%
Кыргызстан
20,0%
Украина
22,3%
Рис. Уровень инфляции в странах СНГ за 2008 г. Источник: [10. ^ 4—6]
Бюджет. Плановые поступления в государственный бюджет были выполнены на уровне 84,7% от утвержденных показателей, а расходная часть бюджета выполнена на 80% от намеченного плана. Это связано со снижением цен на экспортируемые товары и сокращением объемов экспорта, а также снижением импорта товаров и услуг. Минфин Таджикистана в связи с последствиями мирового финансового кризиса сокращает объем расходной части на 2009 г. Сокращение коснется таких статей расходов, как закупка товаров и услуг, ремонт и техническое обслуживание, услуги связи, централизованные капитальные вложения, товары для накопления запасов, внутренние капитальные трансферты, кредитование за вычетом сумм погашения. Сокращение может превысить 50%, но только по отдельным программам, а не в целом по отрасли.
В бюджете на 2009 г. на развитие реальных секторов экономики предусмотрены 2400 млн сомони. Так, на развитие топливно-энергетической отрасли намечено направить 928,3 млн сомони, что составляет 15,2% от всего объема бюджета, или 4,5% от ВВП. Это на 462 млн сомони больше, чем в 2008 г.
В 2009 г. на нужды отрасли транспорта и коммуникаций было направлено более 488 млн сомони, в том числе из государственного бюджета — 164 млн сомони, за счет инвестиционного финансирования — 59 млн сомони и за счет государственных заимствований — 163 млн сомони.
Конкретные предложения по смягчению воздействия глобального кризиса на экономику Таджикистана начали разрабатываться экономическим блоком Таджикистана с осени 2008 г. В частности Минфин Таджикистана разрабатывал эти меры при поддержке международных финансовых институтов, что уже обеспечило значительную донорскую помощь на грантовой основе на случай снижения уровня поступления государственных доходов. Достигнуты соглашения о бюджетной поддержке с Всемирным банком на 20 млн долл. США, Европейской Комиссией на 9 млн Евро и Азиатским банком развития на 40 млн долл. США. Со-
глашение с Международным Валютным Фондом предусматривает поддержку платежного баланса в размере 70 млн долл. США [11]. Внешние заимствования должны играть положительную роль в реализации государственного бюджета на 2009 г., однако негативным фактором является их значительные увеличения.
Внешние заимствования. Внешний долг Республики Таджикистан по состоянию на 1 января 2009 г. составил 1371,4 млн долл. США, что составляет 26,7% к ВВП.
Объем внешнего долга Республики Таджикистан за 2008 г. по сравнению с началом года номинально увеличился на 254,5 млн долл. США, но в процентном соотношении снизился на 3,5% (на 01.01.2008 — 30,2%) [12].
Увеличение объема внешнего долга в основном обусловлено за счет освоения льготных кредитов привлеченных от международных финансовых организаций и «Эксимбанка» Китая.
За 2008 г. было подписано шесть кредитных соглашений на общую сумму
86.4 млн долл. США [13].
Обслуживание и погашение внешнего долга Республики Таджикистан включая кредиты МВФ и долги с правительственной гарантией в 2008 г. составило
89.4 млн долл. США, в том числе:
— в счет погашения основного долга — 72,3 млн долл. США;
— процентных платежей — 17,1 млн долл. США.
Обслуживание и погашение прямого государственного долга составило
56.5 млн долл. США.
Одним из достижений Республики Таджикистан является полное погашение государственного долга Республики Таджикистан перед Российской Федерацией, что облегчит обслуживание внешнего долга в дальнейшем.
Увеличение объема внешнего долга влечет нагрузку на государственный бюджет страны. Об этом свидетельствует тот факт, что Таджикистан должен направить свыше 909 млн сомони (267,35 млн долл. США) на обслуживание внешнего долга уже в 2009 г. Это составляет около 15% [14] расходной части государственного бюджета, который был принят в размере 6 млрд 215 млн сомони (более
1 млрд 801 млн долл. США). Дефицит бюджета составляет 207 млн сомони (около 60,9 млн долл. США) или 1% к ВВП [17].
Внешнеторговый оборот. За первые два месяца 2009 г. внешнеторговый оборот Таджикистана упал по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., на 16,9%. Таджикистан экспортировал товаров на 120,5 млн долл. США, что на 95,3 млн долл. США меньше аналогичного периода прошлого года. Импортировано в страну товаров и услуг на 431,2 млн долл. США, что в свою очередь говорит о сокращении импорта на 17,2 млн долл. США. Дефицит торгового баланса увеличился на 33,6% по сравнению с двумя месяцами 2008 г. и составил 310,7 млн долл. США [16].
Накануне кризиса Таджикистан столкнулся с ситуацией, когда 2/3 всех и без того малых золотовалютных резервов страны были заложены под крайне неэффективный и неприбыльный хлопковый бизнес, имевший и без того груз долгов. Финансово-экономический кризис повлиял на производителей хлопка снижением мировых цен на хлопок-волокно, на производителей и импортеров товаров снижени-
ем спроса на товары и услуги. За последние два месяца 2009 г. экспорт упал на 58%, в основном из-за почти 60-процентного снижения цен на хлопок и алюминий. Фермеры не продают хлопок урожая прошлого года в ожидании роста цен, при том что банки не могут вернуть в бюджет хлопковые кредиты прошлого года. От кризиса уже пострадали практически все банки, хлопковые компании, крупнейший добытчик валюты — компания ТАЛКО (Таджикская алюминиевая компания), сотовые компании, которые всегда были самыми прибыльными [17]. В 2009 г. из 781 промышленного предприятия более 230 снизили объемы производства продукции, а 97 и вовсе не работали [18]. Снижение объемов экспорта первичного алюминия и хлопка негативно отразятся на объемах поступления валюты в республику.
Несмотря на значительный дефицит внешнеторгового оборота, платежный баланс сведен с профицитом, что связано с денежными переводами, объемы которых устойчиво превышали показатели прошлого года в течение практически всего 2008 г.
В целом 2008 г. для Таджикистана можно назвать благополучным, так как первые симптомы влияния глобального финансового кризиса начали проявлять себя только в конце года. К ним можно отнести некоторое снижение объемов денежных переводов, большие, чем раньше, масштабы возвращения трудовых мигрантов, снижение производства металлов и концентратов из-за падения цен на металлы, сокращение экспорта, некоторое снижение объемов внешнеторгового оборота. Надо иметь в виду, что на уменьшение внешнеторгового оборота влияет не только снижение международных цен на основные экспортные товары Таджикистана — хлопок и алюминий, но и снижение международных цен на импортируемое топливо и продовольствие.
Таким образом, можно сделать вывод, что глобальный финансовый кризис достаточно негативно отражается на обороте и объемах поступления валюты в республику, в связи с тем, что происходит снижение объемов экспорта и импорта, а также снижение производительности.
Все это может привести экономику Республики Таджикистан к серьезным негативным последствиям.
Для преодоления негативных последствий проявления кризиса, по мнению автора, необходимо: динамичное развитие приоритетных отраслей национальной экономики, которые можно обеспечить лишь на основе расширения объемов производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки, роста производства промышленной продукции за счет поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно в производственном секторе, внедрения новых форм кредитования через банки и небанковские организации и увеличения предоставляемых ими кредитов, внедрения современных технологий и создания новых рабочих мест, а также осуществление эффективных мер по обеспечению ускоренного развития ориентированных на экспорт предприятий и организаций.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Тавернис С. Кризис тормозит денежный поток от таджикских мигрантов // InoPressa http://www.inopressa.rU/nytimes/2008/09/25/12:19:10/crisis
[2] A Study on International Migrants’ Remittances in Central Asia and South Caucasus. Country Report on Remittances of International Migrants and Poverty in Tajikistan, ADB, 2008.
[3] Государственный комитет статистики Республики Таджикистан. Таджикистан: 15 лет государственной независимости: Статистический сборник. — Душанбе, 2006.
[4] Данные Национального Банка Республики Таджикистан // www.nbt.tj; данные Государственного комитета Республики Таджикистан // www.stats.tj
[5] Национальный Банк Республики Таджикистан // www.nbt.tj
[6] Усиление влияния денежных переводов мигрантов на цели развития. Апрель 2006 г.: Записка по мерам политики Таджикистана. Документ Всемирного банка. Отчет № 35771-TJ.
[7] Объем денежных переводов в Таджикистан не изменится — МВФ // Авеста, 5 ноября
2008 г.
[8] Наумова В. МВФ прогнозирует спад объемов денежных переводов в Таджикистан из России в течение всего года / Медиагруппа Asia-Plus // http://www.asiaplus.tj/news/49/51284.html
[9] Винокуров Е. Трудно всем // CA-NEWS // http://ca-news.org/news/104241
[10] Макроэкономический обзор (IV 2008). — Душанбе. Национальный банк Республики Таджикистан. — 2008 // www.nbt.tj
[11] Ответ Министерства финансов Республики Таджикистан на комментарии газеты «Азия-Плюс», опубликованные 1 апреля 2009 года под заголовком «Господа, когда вы скажете Президенту правду?» // http://minfin.tj/sobitiya/63-otvet-ministerstva-finansov-respubliki.html
[12] Информация о внешнем долге Республики Таджикистан по состоянию на 1 января
2009 года // www.minfin.tj
[13] Сайт Министерства финансов Республики Таджикистан // www.minfin.tj
[14] Расчет произведен автором на основе приведенных данных
[15] Азия Информ: Центральноазиатский информационно-аналитический портал //
http://asia-a.ru/content/view/525/78/
[16] Государственный комитет статистики Республики Таджикистан // www/.stats.tj
[17] Информационное агентство Trend Capital // http://capital-ru.trend.az/entrepreneurship/ 1439111.html
[18] Электронная газета НДПРТ TRIBUN.TJ «Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на расширенном заседании Правительства РТ» // http://www.tribun.tj/news.php?n=7531&c=10
INFLUENCE OF THE WORLD FINANCIAL CRISIS ON THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN ECONOMY
J.B. Chiniev
Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The financial crisis in USA have a destructive impact on many countries economics including economy of Tajikistan. The macroeconomic analysis of signs and consequences of influence of a world financial crisis on economy of Tajikistan are given in the article. The basic directions of research are: social and economic, the reasons and possible consequences in social and economic sphere; a rate of inflation and its structure, the reasons of change of the prices; a state budget of the Republic of Tajikistan for 2009, in crisis conditions; an external debt and its service; the analysis of the foreign trade turnover.
Key words: a world financial crisis, an economy, the Republic of Tajikistan, a labour migration, a remittances, an inflation.