Научная статья на тему 'Роль свободных экономических зон в развитии инвестиционного потенциала региона (на примере Республики Таджикистан)'

Роль свободных экономических зон в развитии инвестиционного потенциала региона (на примере Республики Таджикистан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1188
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / TAJIKISTAN / ХАТЛОНСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН / KHALTON REGION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ РЕГИОНА / REGIONAL INVESTMENT ACTIVITY / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / FREE ECONOMIC ZONES / СЭЗ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / REGIONAL INVESTMENT POTENTIAL / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRODUCTION ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комилов С. Дж, Гафаров Ф. М.

В статье рассматривается роль свободных экономических зон, находящихся в Хатлонской области Республики Таджикистан, в активизации инвестиционных процессов. Рассматриваются теоретические и практические аспекты функционирования СЭЗ. Сделаны авторские выводы и предложения по улучшению инвестиционного потенциала региона и обеспечения стабильного функционирования СЭЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комилов С. Дж, Гафаров Ф. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of free economic zones in the development of the regional investment potential (case of the Republic of Tajikistan) (Tajikistan, Dushanbe)

The article focuses on free economic zones in Khatlon Region of the Republic of Tajikistan and their role in intensification of investment processes. The authors discusses theoretical and practical aspects related to free economic zones and make suggestions aimed at improving the regional investment climate through achieving stable functioning of free economic zones

Текст научной работы на тему «Роль свободных экономических зон в развитии инвестиционного потенциала региона (на примере Республики Таджикистан)»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУдАРСТВ ЕВРАЗИИ

роль свободных экономических зон в развитии инвестиционного

ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДжИКИСТАН)

С.Дж. Комилов,

профессор кафедры экономической теории и мировой экономики Российско-Таджикского (славянского) университета (г. Душанбе)

sirodj.tj@mail.ru

Ф.М. Гафаров,

старший преподаватель кафедры/ экономики и управления Технологического университета Таджикистана (г.Душанбе)

f.gafarov@mail.ru

В статье рассматривается роль свободных экономических зон, находящихся в Хатлонской области Республики Таджикистан, в активизации инвестиционных процессов. Рассматриваются теоретические и практические аспекты функционирования СЭЗ. Сделаны авторские выводы и предложения по улучшению инвестиционного потенциала региона и обеспечения стабильного функционирования СЭЗ.

Ключевые слова: Таджикистан, Хатлонская область Республики Таджикистан, инвестиции, инвестиционная активность региона, свободные экономические зоны, СЭЗ, инвестиционный потенциал региона, производственно-экономическая деятельность

УДК 330.322:332.1 (575.3)

Анализ мирового опыта показывает, что сбалансированный рост экономики отдельных регионов, а также страны, достижим лишь при условии повышения инвестиционной активности на базе широкого привлечения отечественных и иностранных инвесторов. Самой эффективной формой стимулирования инвестиционной активности и инвестиционной деятельности, как показал опыт многих стран, является создание и использование свободных экономических зон. Наличие особых налоговых и таможенных режимов (льгот), дешевизна рабочей силы, упрощенный порядок ввоза и вывоза сырья и производимой продукции привлекают иностранных и отечественных инвесторов.

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-фанко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению*. В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом. Мировая практика показывает, что наличие СЭЗ увеличивает экспорт товаров и услуг в среднем до 20%. В этой связи происходит рост экспорта в целом в республике, при этом в основном увеличивается экспорт продукции со значительной долей добавленной стоимости.

В мировой практике существуют множество разновидностей СЭЗ, каждая из которых, наряду с общими чертами, имеет

* www.wikipedia.org 1 94

свою специфику. Специфика СЭЗ определяется: местоположением, конфигурацией, размером территории, на которой располагается СЭЗ; наличием и качеством производственных ресурсов; особенностями природных, экономических и других условий, в которых эти ресурсы реализуются; задачи, которые государство ставило перед собой и перед СЭЗ при её создании; функции, которые были ему делегированы для решения поставленных задач и достижения намеченных целей; вид хозяйственной деятельности, разрешенный государством в СЭЗ; национальная принадлежность территории и т.д.**

Роль СЭЗ в развитии инвестиционного потенциала региона очень значима и является важнейшим фактором развития. Так, с целью обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, технологий, управленческого опыта, создания современной и социальной инфраструктуры, решения проблем занятости и формирования новых рабочих мест, а также насыщения внутреннего рынка продукцией и товарами потребительского, производственного назначения и повышения уровня жизни населения, был принят Закон Республики Таджикистан «О свободных экономических зонах в Республике Таджикистан» и «Положение о свободных экономических зонах в Республике Таджикистан», что дает инвесторам гарантии для осуществления своих идей и инвестиционных проектов в регионах страны. Во исполнение данного Закона в настоящее время на территории Республики четыре свободные экономические зоны: «Сугд», «Панч», «Дангара» и «Ишкашим». Две из них: «Дан-гара» и «Панч» находятся в Хатлонской области.

СЭЗ «Дангара» на территории Дангаринского района Хатлонской области создана в соответствии с постановлением Правительства РТ от 2 февраля 2009 года № 74 «О создании свободных экономических зон «Ишкашим» и «Дангара»«. Зона формируется как производственно-инновационная.

** См.: Морозова Т. Региональная экономика: Учеб. пособ для ВУЗов. - М: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2009. - С.158.

© ПСЭ, 2017

СЭЗ «Дангара» создается в южной части административной границы поселка Дангара на расстоянии 120 км от г. Душанбе. Территория зоны первоначально была определена площадью 195 га, а в последующем увеличена до 521 га*

Автомагистраль республиканского значения Куляб-Курган-Тюбе и Куляб-Душанбе проходит вблизи от территории СЭЗ. Автомагистраль Куляб-Душанбе, проходя через территорию Дангаринского района по дороге Дарвоз-Хорог-Ишкашим-Мургаб, через перевал Кульма-Каракурум, выходит к границе с Китайской народной Республикой. Автомагистраль Куляб-Дангара-КурганТюбе-Нижный-Панч через мост «Нижний Панч» соединяет зону с Исламским Государством Афганистан.

Основными целями создания СЭЗ «Дангара» являются:

- стимулирование развития экономического потенциала Республики Таджикистан, в том числе путем привлечения иностранных и отечественных инвестиций, внедрение передового опыта управления и менеджмента;

- обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона;

- эффективное вовлечение экономики региона и страны в целом в международное разделение труда, развитие торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, увеличение экспортного потенциала республики;

- развитие градостроительства на территориях прилегающих к СЭЗ «Дангара», создание современной инженерно-транспортной, телекоммуникационной, производственной и социальной инфраструктуры;

- обеспечение занятости населения региона и республики, создание дополнительных рабочих мест, повышение уровня жизни населения и решение других социально-экономических задач региона**

СЭЗ «Панч» была создана в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан № 227 от 2 мая 2008 года. Положение «О Свободной экономической зоне «Панч»« было утверждено 29 октября 2008 года Постановлением Мадж-лиси намояндагон Маджлиси Оли Республики за № 1147. Зона формируется по комплексному типу.

В Положении определены следующие основные цели создания СЭЗ «Панч»:

- стимулирование развития экономического потенциала Республики Таджикистан, в том числе путем привлечения иностранных и отечественных инвестиций, внедрение передового опыта управления и менеджмента;

- эффективное вовлечение экономики региона и страны в международное разделение труда, развитие торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, увеличение экспортного потенциала республики;

- развитие градостроительства на территориях, прилегающих к СЭЗ «Панч», создание современной инженерно-транспортной, телекоммуникационной, производственной и социальной инфраструктуры;

- организация сети экологически чистых производств, создание производства по выпуску конкурентоспособной продукции и товаров, ориентированных на экспорт;

- обеспечение занятости населения региона и республики, создание дополнительных рабочих мест, повышение уровня жизни населения, повышение покупательной способности, роста доходов работников СЭЗ «Панч» и решение других социально-экономических задач региона;

- переработка сельскохозяйственной продукции, производимой в Хатлонской области.

СЭЗ «Панч» образована в массиве Карадум южной части Кумсангирского района Хатлонской области на расстоянии 24 км от райцентра, 85 км от областного центра — г. Курган-Тюбе,

* О создании свободных экономических зон «Ишкашим» и «Дангара» // Постановление Правительства Республики Таджикистан от 02.02.2009 г., № 74

** Об утверждении Положения свободной экономической зоны «Дангара» // Постановление Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20.01.2010 г., № 1545 / Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. — Душанбе. — 2010. — № 1. — Ст. 65.

184 км от столицы — г. Душанбе. Расстояние до железнодорожной станции «Колхозабад» составляет 62 км.

Целесообразность создания СЭЗ «Панч» исходит из географического расположения зоны, расположенности вдоль автомагистралей и пограничной территории, соседства с Афганистаном и Китаем, что создает условия для функционирования зоны комплексного, в том числе торгового типа, развития промышленности по переработке и производству продукции из местного сырья (хлопковолокна, кожевенного сырья и др.).

Торговые отношения могут получить развитие в рамках реализации проекта «Инициативы Таджикистана и Афганистана по снижению уровня бедности», осуществляемого при поддержке Программы Развития ООН и финансовой поддержке Правительства Японии субпроекта «Развитие приграничной и транзитной торговли предпринимателей Таджикистана и Афганистана в Хатлонской области РТ». Созданные для этих целей Центры поддержки бизнеса и приграничного сотрудничества «Рохи абрешим» (в Кумсангирском районе) и «Эхсон» (в Фархор-ском районе) имеют целью объединение усилий таджикских и афганских бизнесменов по развертыванию оптовой торговли через логистические центры СЭЗ «Панч», проведение совместных выставок — ярмарок и пр. Эти меры служат предпосылкой для достижения целей свободной зоны.

Производственно-экономическая деятельность СЭЗ «Панч», являющейся зоной комплексного типа, объединяет два вида деятельности — торговую и промышленную. Торговый сектор зоны размещается на площади 186,0 га, а промышленный сектор — на площади 215,6 га.

СЭЗ являются площадкой для апробирования новых технологий, привнесения инноваций в производство, освоения выпуска новой продукции, отладки механизмов взаимодействия между государством, внутренним бизнесом и внешними инвесторами.

Наиболее важным фактором для инвесторов являются налоговые и таможенные льготы, предоставляемые субъектам СЭЗ. Так, субъекты СЭЗ исполняют роль налоговых агентов по удержанию и выплате в бюджет социального налога и налога на доходы физических лиц для работников — субъектов СЭЗ, являющихся налогоплательщиками Таджикистана. Уместно отметить, что прибыль, полученная иностранными инвесторами и заработная плата иностранных работников, полученная в иностранной валюте, может беспрепятственно перевозиться ими за границу и при вывозе за границу налогами не облагается.

Другим же фактором для привлечения потенциальных инвесторов в СЭЗ являются таможенные льготы. Товары, ввезенные на территорию СЭЗ Таджикистана, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Республики Таджикистан, что позволяет ввозить товары из-за рубежа без уплаты импортной пошлины и НДС. Таким образом, ввоз на территорию СЭЗ иностранных и отечественных товаров, производственного и строительного оборудования осуществляется без взимания таможенных пошлин и налогов. При вывозе товаров с территории СЭЗ за пределы Республики Таджикистан не взимаются налоги и таможенные пошлины, за исключением сборов за таможенное оформление, и не применяются запреты и ограничения экономического характера. При вывозе товаров с территории СЭЗ на территорию Таджикистана не взимаются таможенные пошлины, НДС оплачивается со стороны покупателя. Определение страны происхождения по отношению к товарам, производимым в СЭЗ и ввозимым в нее, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и международными правовыми актами, признанными Таджикистаном.

Необходимо отметить, что в 2016 г. в СЭЗ «Дангара» зарегистрированы 27, а в СЭЗ «Панч» 11 отечественных и иностранных компаний (табл.1). Из общего числа зарегистрированных компаний в СЭЗ «Дангара» 3 полностью ведут деятельность по производству, предоставлению услуг, экспорту и импорту товаров.

В настоящее время в СЭЗ «Дангара» действуют несколько крупных компаний и реализуются инвестиционные проекты на сумму свыше 800 млн. долл. США, их срок завершения намечен на 2016-2018 гг., о чем свидетельствуют данные табл.2.

Таблица 1

Количество зарегистрированных субъектов в СЭЗ находящихся в Хатлонской области на период 2011-2016 гг.

СЭЗ Годы

2011 2012 2013 2014 2015 2016

«Дангара» 2 4 16 21 26 27

«Панч» 2 7 8 8 8 11

Всего 4 11 24 29 32 38

Источник: www.gki.tj

Крупные компании СЭЗ «Дангара»

Наименование компании Направления деятельности Инвестирование согласно бизнес плану (прогноз), млн долл. США

ООО «ТК-ОйЛ» Производство нефти 500

ООО «Гаюр-семент» Производство цемента 160

ООО «Пак-семент» Производство цемента 100

Предприятие по производству керамики Производство керамики 16

П редприятие по производству стекла Производство стекла 80

Наиболее отрицательное влияние на инвестиционную привлекательность СЭЗ «Панч» оказывает общественная и военно-политическая обстановка Афганистана. SWOT-анализ данной зоны представлен в табл.4.

Таблица 4

SWOT-анализ СЭЗ «Панч»

Таблица 2

Сильные стороны

- наличие налоговых и таможенных преференций;

- географическое расположение вдоль границы и выход в соседнюю страну;

- наличие богатых природных ресурсов;

- благоприятные климатические условия;

- дешевая рабочая сила;

- наличие потенциала для развития портового хозяйства и транс-портно-логистической отрасли.

Возможности

- строительство ж/д Таджикистан - Афганистан - Иран;

- развитие приграничных рынков и торговли;

- учреждение отечественных компаний;

- создание новых рабочих мест;

- большой новый рынок сбыта для производимой в регионе продукции;

- снижение уровня безработицы в регионе;

- привлечение отечественных и иностранных инвестиций.

Слабые стороны

- дефицит электроэнергии, особые ограничения в зимний период;

- неразвитость инфраструктуры;

- неполнота информации в Интернете о деятельности зоны;

- слабая агитация администрации зоны для отечественных и иностранных инвесторов;

- отсутствие развитых институтов привлечения инвесторов.

Угрозы

- дестабилизация и военно-политическая обстановка в Афганистане;

- природные стихии, наводнения;

- прекращение государственного финансирования в условиях внутреннего бюджетного дефицита;

- резкие изменения цен и падение курса сомони по отношению к иностранной валюте.

Источник: www.gki.tj

В свободной экономической зоне «Пяндж» зарегистрировано 6 субъектов, где производство товаров пока не зарегистрировано (табл.3.).

Таблица 3

Субъекты СЭЗ «Панч»

Наименование компании Направления деятельности Инвестирование согласно бизнес плану (прогноз), тыс. долл. США

ООО «Ми-лал интер чоинт» Строительство завода (по производству сэндвич панелей и черепицы) 1050

ЗАО «Вне-шторговая компания «Бурок» Строительство объекта для хранения, расфасовки, упаковки сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также представление логистических и других видов услуг 535

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «Ромит-Сервис» Наименование выпускаемой продукции: стекло и стекольный продукт 5106,7

ООО «Сантехник-Сервис» Наименование выпускаемой продукции: котельное оборудование 350 (на период 2012-2014 гг.)

ООО «Абду-расул» Производство строительных материалов (брусчатка, тротуарные бордюры, мозаика и железобетонные столбы). 500

ООО «Човид Ориё» Предприятие по производству профиля, металлических труб. 828 (на период 2015-2022 гг.)

Составлено по: www.fezpanj.tj

Необходимо подчеркнуть, что общая доля четырех СЭЗ страны во внешнеторговом обороте и импорте страны остается очень низкой. Так, доля СЭЗ страны во внешнеторговом обороте по итогам 2015 года составила 0,2 млн. долл. США, а в импорте 0,1 млн. долл. США и для улучшения этих показателей необходимы государственная поддержка и развитие инфраструктуры для полного и стабильного функционирования СЭЗ.

Для выявления слабых и сильных сторон СЭЗ «Дангара» и «Панч» попытаемся провести SWOT-анализ в отдельности для каждой из этих зон.

Составлено авторами

СЭЗ «Дангара» является наиболее привлекательным, как для иностранного, так и для отечественного инвестора. Однако, для стабильного функционирования этой зоны необходима реализациия определенных мер по ее развитию. SWOT-анализ данной зоны позволить нам оценить ситуацию относительно сильных и слабых ее сторон (табл.5).

Таблица 5

SWOT-анализ СЭЗ «Дангара»

Сильные стороны Слабые стороны

- благоприятные природно-климатические условия для развития АПК; - наличие налоговых и таможенных преференций; - наличие ряда природных ресурсов (газа, песка, гравия и др.); - дешевая рабочая сила; - функционирование нескольких крупных компаний в зоне; - транзитный потенциал региона; - культурно-исторический потенциал развития территории. - нехватка квалифицированных кадров для работы в зоне; - относительно слабая обеспеченностьтерритории электроэнергией и водой; - относительно низкое государственное финансирование развития инфраструктуры зоны; - слабая PR-компания и неполнота информации о деятельности и возможностей зоны в сети Интернет.

Возможности Угрозы

- освоение новых земель территории; - создание и функционирование ряда ВУЗов в Дангаре для дальнейшего обеспечения региона высококвалифицированными кадрами; - строительство ж/д Таджикистан -Афганистан - Иран; - развитие транспортной инфраструктуры; - привлечение отечественных и иностранных компаний. - прекращение государственного финансирования в условиях внутреннего бюджетного дефицита; - резкие изменения цен и падение курса сомони по отношению к иностранной валюте; - природные стихии, наводнения.

Составлено авторами

1 96

Таким образом, полное и стабильное функционирование СЭЗ является важным для динамичного развития национальной экономики страны и обеспечения экономического роста его регионов, а также повышения статуса регионов и страны в целом по привлечению иностранных и отечественных инвестиций. Стабильное функционирование СЭЗ «Дангара» и «Панч», находящихся в Хатлонской области, с одной стороны, позволяет решить проблемы региона, в частности, ускорение темпов социально-экономического развития, снижение уровня безработицы и т.п., а с другой — обеспечивает решение общегосударственных задач, т.е. привлечение в страну иностранных инвестиций, передовых технологий и др.

Отсутствие комплексного подхода к процессам организации СЭЗ в регионах страны приводит к стихийности в их образовании, превалировании местного творчества в их функционировании. В этих случаях создание СЭЗ рассматривается многими региональными властями как средство обособления от центра при получении существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий. Цели создания СЭЗ варьируются в широких пределах в зависимости от экономических и социальных условий региона и делается акцент на расширение и стимулирование инвестиционного потенциала на основе

привлечения иностранного капитала, передовых технологий и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения ее структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров. Имеются в регионе большие возможности роста инвестиционного потенциала, когда с СЭЗ конечная экспортная продукция производится на базе местного сырья, но с использованием импортного оборудования и технологий. Экономика региона на основе развития СЭЗ обеспечивает высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятны для привлечения внешних и внутренних инвестиций.

Анализ проведенных исследований показывает, что стабильное функционирование СЭЗ «Дангара» и «Панч» позволит улучшить инвестиционный потенциал Хатлонской области. Во-первых, это стимулирует экономический рост региона, в процессе которого применяются новые технологии. Во-вторых, это развивает промышленное предпринимательство и производство, что позволяет производить импортозамещающую продукцию. В-третьих, позволяет формировать благоприятный инвестиционный климат и повышать уровень инвестиционного потенциала для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.

Литература

1.Комилов С.Дж. Гафаров Ф.М. Инвестиционный потенциал региона: теория формирования и пути развития. — Душанбе: «Ирфон», 2017. — 215 с.

2. Морозова Т. Региональная экономика: Учеб.пособ для ВУЗов. — М: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2009. — С.158.

3. О создании свободных экономических зон «Ишкашим» и «Дангара»: Постановление Правительства Республики Таджикистан от 02.02.2009 г. № 74.

4. Об утверждении Положения свободной экономической зоны «Дангара»: Постановление Маджлиси намояндагон Мадж-лиси Оли Республики Таджикистан от 20.01.2010 г., № 1545 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. — Душанбе. — 2010. — № 1. — С.65.

5. Говоров Д.С. Создание особой экономической зоны на территории Городского округа «Город Якутск» // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 2 (54). — С.255-256.

6. Раджабов К.К. Обеспечение стабильного функционирования свободных экономических зон на начальных этапах их развития (на материалах Республики Таджикистан): дисс. канд. экон. наук. — Душанбе, 2016. — С.64-77.

7. Шоидарвозова М.С. Свободные экономические зоны как форма привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан: автореф. ... канд. экон. наук. — Хорог, 2005. — 27 с.

8. Статистический сборник. Таджикистан 25 лет государственной независимости. — Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. — С.358, 368.

9. www.fezpanj.tj

10. www.gki.tj

11. www.wikipedia.org

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУдОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ КАШКАдАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН)

H.H. Юлдашев,

младший научный сотрудник сектора «Демография и рынок труда» Научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при ТГЭУ (Узбекистан, г. Ташкент)

yuldashev-nurbek@list.ru

В статье дан анализ особенностей использования трудовых ресурсов Кашкадарьинской области, которая расположена в южной части Узбекистана. Рассматривается формирование спроса, предложения и эффективного использования трудовых ресурсов в области за годы независимости.

Ключевые слова: Узбекистан, трудовые ресурсы, трудоспособное население, социальная инфраструктура

УДК 331.522 БКК 65.012.22

Одним из основных направлений социально-экономических реформ, проводимых в Узбекистане, является рациональное использование формирующихся трудовых ресурсов, эффективное обеспечение их занятости. Так, в Указе «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» и Государственной программе «Год диалога с народом и интересов человека», принятые Президентом Республики Узбекистан Ш.Мирзиёевым, было отмечено: «...по всестороннему развитию регионов предусмотрено полное исполнение программ по обеспечению занятости населения путем создания 256,4 тыс. рабочих мест за

счет реализации примерно 25 тыс. инвестиционных проектов. Планируется создание 46,8 тыс. новых рабочих мест в регионах с наибольшим уровнем безработицы, а также выделение кредитов 10-ти тысячам выпускников образовательных учреждений для начала предпринимательской деятельности» [1]. Проблемы, связанные с занятостью населения, особенно в Кашкадарьинской области, где показатель роста населения выше республиканского показателя, имеет очень важное значение.

Современная демографическая ситуация региона требует проведения ряда реформ в сфере трудоустройства и повыше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.