УДК 33с (2Т) Х. С. БАБАЕВ
ББК 65. 263 (2т) Б 12
О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВА
В современных условиях все рычаги проводимых в Таджикистане экономических реформ направлены на скорые позитивные преобразования в экономике республики: на рост производства, повышение уровня заработной платы, снижение уровня безработицы, повышение производительности труда, улучшение уровня и качества жизни.
Однако достижение всех этих экономических и социальных благ невозможно без значительного притока инвестиций в реальный сектор экономики. Именно инвестиционный аспект является ключевым фактором в развитии свободных экономических зон в республике. Данные Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, отражающие динамику инвестиционного процесса в республике, являются достаточно обескураживающими. В период с 2006 по 2012 гг. в республике прирост накопления иностранных инвестиций увеличился более чем в 1,5 раза. В 2012 году было привлечено 746,4 млн. долларов США, из них прямые инвестиции - 391,3 млн. долларов США ( в 2006 году 385,1 млн. долларов США), что за исследуемый период составило увеличение всего на 1,6%. [5, с.230].
На современной стадии экономического развития Таджикистана привлечение инвестиций должно быть неотъемлемой реальностью функционирования экономики. Инвестиционная привлекательность отражена в многочисленных научных трудах зарубежных и отечественных учёных. Однако единого подхода к определению инвестиционной привлекательности в научной литературе не встречается. Так, по мнению российских учёных Л.В. Вамнуровой, О.Б. Казаковой, П.О. Хенении, О.Б. Веретенникова, Е.С. Рыбара, инвестиционная привлекательность определяется как совокупность инвестиционно привлекательных признаков объекта инвестирования, основных аналитических и прогнозных данных, уровень риска и доходности на осуществляемые инвестиции. Под этим термином понимается совокупность объективных признаков, свойств, средств и возможностей, обусловливающих потенциальный платёжеспособный спрос на инвестиции [1].
Отечественными учёными Н.К. Каюмовым и Х.У. Умаровым эта категория определяется как рейтинг страны для привлечения инвесторов с целью капитальных вложений ради ускорения темпов экономического роста. По мнению этих авторов, которые являются выдающимися деятелями экономической науки в республике, для того, чтобы страна была инвестиционно привлекательной, сначала необходимо
создать инвестиционный климат. Инвестиционный климат характеризуется существованием различных отрицательных факторов, которые в современных условиях ухудшают инвестиционную привлекательность республики [3, с. 192].
Исходя из вышеприведённых определений, можно констатировать, что инвестиционная привлекательность - это экономическая деятельность государства ( любого государства или экономического субъекта) для поступления финансовых средствтв от национального государства. Отметим, что экономическая философия инвестиционной привлекательности исходит из инвестиционного потенциала республики, суть которого является ответом на вопрос: «Насколько Республика Таджикистан является инвестиционноёмкой и прибыльной?». Ответ на этот вопрос так или иначе определяет направления инвестиционной привлекательности республики.
Категория инвестиционноёмкости в современной экономике республики является непосредственным, нерассчитанным показателем. Поэтому мы сделаем попытку расчёта данного показателя в рамках СЭЗ.
В условиях либерализации внешнеэкономических связей и вступления Таджикистана в ВТО инвестиционная привлекательность приобретает особый характер и её структуру можно представить следующим образом:
Рисунок 1. Инвестиционная привлекательность национальной экономики
Уровень инвестиционной привлекательности национальной экономики определяется рядом факторов, к которым относятся: благоприятная политическая, экономическая и социальная среда, уровень восприимчивости субъектов хозяйствования, уровень использования абсолютных преимуществ и др. Здесь особое
значение при инвестиционной привлекательности имеют также такие факторы, как доступ к природным ресурсам, дешёвая рабочая сила и низкие экологические стандарты.
Создание комплекса благоприятных условий для инвестирования существенно повышает роль регионов в развитии инвестиционной деятельности. Зачастую масштабность государственной поддержки инвестиций на республиканском уровне не обеспечивает инвесторам гарантий необходимого уровня. В большинстве случаев повышение роли регионов в активизации инвестиций ограничивается рядом направлений: развитие регионального инвестиционного законодательства и поддержка инвестиций местными властями путём предоставления льгот; формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т.п.; активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций; формирование инвестиционной инфраструктуры.
Одним из плодотворных методов реализации вышеуказанных направлений является функционирование СЭЗ на территории республики. С учётом существования в этих зонах особого льготного режима и наиболее открытого их характера, в них формируется более благоприятный инвестиционный климат, который определяет степень инвестиционной привлекательности СЭЗ. На основе приведённой формулы нами обосновывается инвестиционноёмкость зоны: [4, с.571].
Прибыль - другие^или^ы + шшишиыц шшм + другие льготы
Инвестициям кость СЭЗ =-:-:-* 100%
Активы - текущая задолженность
Преимущественно на основе расчёта с помощью этой формулы рентабельность инвестиций отражается более эффективно, чем её расчёт по другим территориям национальной экономики. Исходя из этого, можно констатировать, что СЭЗ имеют нвестиционноёмкий характер и этим преимуществом способствуют повышению инвестиционной привлекательности на отдельно взятой территории национальной экономики.
В Республике Таджикистан в результате рыночных преобразований сложились особые инвестиционные отношения. Отечественные учёные рассматривают их как несбалансированность инвестиционной системы [2, с.72]. Возникший барьер между промышленностью и финансовой системой ещё более углубляет остроту проблемы. В этих условиях формирование СЭЗ с их благоприятной привлекательностью представляется первоочередной задачей государства.
Особенность СЭЗ в плане экономической деятельности заключается в том, что в них существует льготный режим предпринимательской деятельности. Исходя из этого, они проявляют особый характер инвестиционной привлекательности.
В условиях интегрированного хозяйства возникают некоторые проблемы в развитии СЭЗ. Это объясняется тем, что очаги отказов от бюджетных активов на определённых территориях влияют на национальную экономику в целом, так как происходит уменьшение налоговых поступлений. В результате этого, с одной
стороны, бюджет страны теряет определённую часть активных средств, но, с другой стороны, повышается устойчивость государства к налоговой конкуренции в мировом хозяйстве.
Главным источником пополнения бюджета любого государства, тем более в условиях трансформации экономики, являются налоги. Данный факт мы обосновываем тем, что частью элемента переходного периода выступает приватизация государственного имущества.
Необходимо отметить, что в условиях становления рыночной экономики, ввиду низкого уровня развития производственных сил и инвестиционного климата, несовершенная система налогообложения приводит к уменьшению числа налогоплательщиков посредством либо вложения средств в недвижимость и расширения личного потребления, либо вложения имеющихся средств в экономику других стран, которые предлагают для своих субъектов хозяйствования (т.е. налогоплательщиков) более выгодные условия. Такая ситуация заставляет государства определять инвестиционную политику через призму выгодности экономической деятельности. Государство как заинтересованное лицо определяет налоговую политику таким образом, чтобы можно было увеличить число налогоплательщиков, что приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет. В мире рыночной экономики для получения тех или иных товаров или услуг покупатель обязан заплатить определённую цену. Такую ситуацию теоретически можно обосновать, используя закон спроса и предложения. Согласно закону спроса и предложения, при неизменных условиях потребления потребитель приобретает товар того продавца, цена которого ниже (меньше), чем у других. Соответственно производители стремятся предложить своим потенциальным покупателям более выгодную цену. Данная ситуация взаимоотношений продавца и покупателя отражает суть поведенческого понимания чистой конкуренции. Учитывая тот факт, что на рынке чистой конкуренции могут выживать те продавцы, которые, имея больше покупателей, смогут обеспечить эффективность производства за счёт эффекта от масштаба производства и от других моментов, которые способствуют снижению цены, государства на мировом рынке, будучи производителями-монополистами и имея больше потенциальных налогоплательщиков, смогут эффективно участвовать в международном разделении труда.
В связи с тем, что в этих условиях, как показывает опыт Таджикистана и других государств, которые прошли через данный период, отсутствует спрос на государственное имущество или он довольно низок, причины такого явления могут быть разные, но главными из них могут быть следующие:
1) отсутствие средств у частного сектора. В административно-плановой экономике собственником выступает только государство. Этот факт доказывает, что у частного сектора при переходе к рыночному хозяйствованию нет того объёма средств, с помощью которых можно было бы купить государственное имущество;
2) неразвитость рыночной инфраструктуры, которая обусловливает развитие экономики. Тем более, что важные элементы рыночной инфраструктуры (страховые компании, биржи) необходимо создавать с нуля;
3) расширение производственных связей участников вертикально интегрированного производства. В подавляющем большинстве случаев из-за того, что приватизированные объекты не функционируют по назначению и неэффективны в новых условиях, отдельные участники данного экономического процесса стремятся извлечь максимум дохода, не учитывая стратегию своей деятельности.
Как показывает мировой опыт, законы рыночного хозяйства, повышение налоговых ставок имеют свои пределы. Согласно закону Лаффтера [6], по достижении критического значения уровень налоговых поступлений начинает снижаться. Предполагается, что в этих условиях обеспечение максимума пополнения государственного бюджета возможно за счёт нахождения «золотой середины» этих путей.
Необходимо отметить, что в нынешних условиях в большинстве пост -советских стран система налогообложения требует совершенствования. Но здесь, на наш взгляд, следует учесть тактику, которая способствует увеличению числа налогоплательщиков, так как главной проблемой государства в условиях переходной экономики выступает сбалансированность экономического и социального развития.
Как мы уже отметили, так как налог является основным источником обогащения бюджета, в переходной экономике снижение налоговых ставок приводит к дисбалансу социального и экономического развития. Сложившаяся ситуация не создаёт условий для увеличения числа производителей. Представляется, что решающей мерой может выступать создание и функционирование СЭЗ.
Но здесь существует другая сторона вопроса. Так как основные льготы в СЭЗ -это налоговые льготы, может возникнуть проблема, связанная с сокращением налоговых поступлений в бюджет. Такое противоречие может быть решено в случае, когда увеличивается количество налогоплательщиков, что возможно при объявлении особых льгот в свободных экономических зонах. Свободная экономическая зона, кроме налоговых льгот, может предоставить и другие финансовые и нефинансовые льготы. При этом в свободных экономических зонах налоговые льготы имеют промежуточный характер. После истечения льготного срока обеспечиваются высокие налоговые поступления, что решает возникшую проблему.
Таким образом, можно обеспечить бюджетные поступления и создать такой очаг производственного комплекса, который в последующем распространится по всей территории национальной экономики. Здесь надо учесть философию СЭЗ, которую нельзя разрушать неэффективным государственным регулированием. Свободные экономические зоны способствуют формированию особого механизма фискальной политики государства, принимая во внимание два составляющих направления этой политики. Во-первых, обеспечение благоприятного инвестиционного климата, с помощью чего увеличивается оборачиваемость финансовых средств. Во-вторых, обеспечение снижения налоговой нагрузки одновременно со стабилизацией бюджетных поступлений.
Список использованной литературы:
1. Веретенникова, О.Б., Рыбина, Е.С. Инвестиционная привлекательность отрасли и подходы к её оценке // Вестник Научно- исследовательского центра корпоративного
права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. / О.Б. Веретенникова, Е.С. Рыбина. [электронный ресурс]: http://koet.syktsu.rU/vestnik/2011/2011-4/6/6.h
2. Джумабаев, Г.Д., Егорова, Н.К., Шарифбаев, Ф.Ф. Некоторые проблемы совершенствования инвестиционно - кредитных механизмов взаимодействия предприятий и банков/Экономика Таджикистана: стратегия развития /Г.Д. Джумабаев., Н.К. Егорова. - Душанбе, 2007.- №4. - С. 72-79.
3. Каюмов, Н.К., Умаров Х.У. Глобализация экономики и внешние экономические связи Таджикистана / Н.К. Каюмов., Х.У. Умаров. - Душанбе: Деваштич, 2005. -С.192.
4. Управление внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие: под общ.ред.: Кредисова А.И. -2- е изд. - Киев: ВИРА-Р, 2001.- 646 с.
5. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. -Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2013. -459 с.
6. http://ru. wikipedia. org/wiki/КриваяЛаффтера. 12.11.2012.
Reference Literature
1. Veretennikova O.B., Rybina E.S. Investitive Attractiveness of the Branch and Approaches to its Assessment // Bulletin of the scientific-research centre of corporative law, management and venturesome investiture under Syktyvkar State University http://koet.syktsu.rU/vestnik/2011/2011-4/6/6.h
2. Djumabaev G.D., Yegorova N.K., Sharifbayeva F.F. Some Problems Concerned with Improvement of Investitive-Crediting Mechanisms of Interaction between Banks and Enterprises / Tajikistan Economy: Strategy of Development. - Dushanbe, 2007. - #4 -pp.72-79.
3. Kayumov N.K., Umarov Kh.U. Globalization of Economy and Outward Economy Ties of Tajikistan, Dushanbe: "Devashtich", 2005. p. 192
4. Management with Outward Economic Activities. Educational manual. - 2-nd edition. -Under the general editorship of Kredisova A.I. - Kiev: VIRA - R, 2001. - p. 646
5. Statistical Annual of Tajikistan Republic. Statistics Agency under the President of Tajikistan Republic. Dushanbe, 2013. p. 459.
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Laffert's curve. 12.11.201
О взаимосвязи инвестиционной привлекательности свободных экономических зон и фискальной политики государства
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестицеонноёмкость, свободные экономические зоны, налоговые льготы, трансформационная экономика
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи инвестиционной привлекательности СЭЗ и фискальной политики государства на основе анализа инвестицеонноёмкости СЭЗ и возможных путей увеличения бюджетных поступлений. Обоснована необходимость активного функционирования СЭЗ в современных условиях в Таджикистане, которая становится регулятором инвестиционных поступлений в республику. На основе выявления отрицательных последствий переходной экономики предложены рекомендации в области
совершенствования инфраструктуры и механизма СЭЗ. Изучено влияние налоговой ставки на деятельность хозяйствующих субъектов и на основе этого сделан вывод об устойчивости данной ставки в условиях функционирования СЭЗ.
On Investetive Attractiveness of Free Economy Zones and State Fiscal Policy
Key words: investitive attractiveness, investitive capacity, free economic zones, taxation privileges, transformational economy
The article dwells on the issues of interaction between investitive attractiveness of FEZ-s and state fiscal policy on the grounds of the analysis dealing with investitive capacity of the formers and potential ways of budget entries increase. The author substantiates the necessity of active functioning of FEZs under modern conditions in Tajikistan; the latter becoming a regulator of investitive entries into the republic. On the basis of elicitation aimed at negative consequences entailed with transitive economy the author moves recommendations concerning FEZs, improvement of their infrastructure and mechanism. He studied an influence of tax rate over economy subjects activities, proceeding from this assumption the conclusion related to a stability of this rate under the conditions of FEZs functioning have been made.
Сведения об авторе:
Бабаев Хусейн Сайфидинович, соискатель кафедры мировой экономики Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г. Худжанд); e-mail: [email protected]
Information about the author:
Babayev Khuseyn Sayfitdinovich, candidate degree claimant of the department of world economy under the Tajik State University of law, business and politics (Tajikistan Republice, Khudjand); e-mail: [email protected]