Научная статья на тему 'Направления повышения эффективности функционирования свободных экономических зон в республике Таджикистан (на примере свободной экономической зоны «Сугд»)'

Направления повышения эффективности функционирования свободных экономических зон в республике Таджикистан (на примере свободной экономической зоны «Сугд») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / FREE ECONOMY ZONES / БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / BUDGET EFFICTIVENESS / КОММЕРЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / COMMERCIAL EFFECTIVENESS / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SOCIAL EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирпочоев Далерджон Алиджанович, Арипов Орифходжа Хабибуллоевич

Для Республики Таджикистан развитие свободных экономических зон (далее -СЭЗ) представляется актуальным по следующим соображениям: 1. СЭЗ способствуют расширению экспортного потенциала и расширению географии рынков экспорта продукции отечественных предприятий; 2. СЭЗ создают благоприятные налоговые и таможенные условия для привлечения иностранных и отечественных инвестиций; 3. СЭЗ способствуют развитию инновационной деятельности компаний, применению передовых технологий в производстве. Авторы выделяют три аспекта эффективного функционирования свободных экономических зон: бюджетная эффективность, коммерческая эффективность и социальная эффективность. На примере СЭЗ «Сугд» проанализирована эффективность функционирования по трем вышеперечисленным аспектам. Подытоживая статью, авторы предлагают конкретные меры повышения эффективности функционирования СЭЗ «Сугд».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мирпочоев Далерджон Алиджанович, Арипов Орифходжа Хабибуллоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Directions of Elevation of Effectiveness of Free Economy Zones Functioning in Tajikistan

Development of free economy zones presents actualness due to the following considerations: FEZs promote an enlargement of export potential and export markets; FEZs create favourable tax and custom ''s conditions for attraction of home and foreign investments; FEZs promote a development of innovational activity of companies, application of progressive technologies in production. The authors single out three aspects of effective functioning of FEZs: budget effectiveness, commercial effectiveness and social effectiveness. Taking Sughd FEZ as an example the authors have analyzed the effectiveness of its functioning in all the three aspects. They propose concrete measures for improvement of FEZs functioning.

Текст научной работы на тему «Направления повышения эффективности функционирования свободных экономических зон в республике Таджикистан (на примере свободной экономической зоны «Сугд»)»

ББК 65.046.1 (2Т) УДК 338.09 М63

Д.А. МИРПОЧОЕВ, О.Х. АРИПОВ

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН (НА ПРИМЕРЕ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «СУГД»)

Создание свободных экономических зон (далее - СЭЗ) предусматривает предоставление благоприятных условий ведения бизнеса, которые проявляются обычно в форме налоговых, кредитных, валютных льгот или использовании развитой инфраструктуры. Создание благоприятных условий бизнеса в свободных экономических зонах требует от государства значительных финансовых ресурсов. Эти огромные государственные расходы могут быть компенсированы увеличением налоговых и валютных поступлений, активизацией внешнеторговой деятельности, применением новых технологий в производстве, созданием дополнительных рабочих мест в зависимости от поставленных целей создания СЭЗ. В этой связи имеет огромное значение тщательное изучение факторов и условий повышения эффективности функционирования СЭЗ.

Мировой опыт показывает, что движущей силой развития СЭЗ являются привлеченные иностранные и местные инвестиции. Очень важно систематизировать факторы, способствующие привлечению инвестиций в СЭЗ. Это позволяет разработать и реализовать эффективную государственную политику привлечения инвестиций в СЭЗ, сфокусировать развитие этих зон на приоритетные сферы.

К основным условиям создания свободных экономических зон следует отнести: ^ благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешним и внутренним рынкам;

^ наличие производственной и социальной инфраструктуры; ^ наличие природных ресурсов.

В момент создания СЭЗ «Сугд» на её территории существовали несколько заводов и налаженная канализационная система. То есть, основными положительными чертами выбора территории для СЭЗ «Сугд» являются наличие производственных единиц и некоторые объекты социальной инфраструктуры. Остальные условия требуют дальнейшей проработки.

Возникает справедливый вопрос: что же может привлечь инвесторов в СЭЗ «Сугд»?

На наш взгляд, существует ряд возможных причин организации бизнеса в СЭЗ. К ним следует отнести:

1) Емкость рынка. Огромная емкость рынка позволяет субъектам СЭЗ увеличить объемы продаж и, соответственно, увеличить прибыль путем приближения производства к потребителю. Обычно емкость рынка определяется несколькими параметрами: численность населения, среднегодовой прирост населения, уровень доходов и их рост.

Думается, СЭЗ «Сугд» может заинтересовать иностранный бизнес только в том случае, если организация бизнеса становет экономически выгодной и будут созданы все необходимые условия для выхода на рынки азиатских стран. Что касается отечественных предпринимателей, то организация бизнеса в своей стране с учетом использования благоприятных условий может вызывать определенный интерес.

2) Дешевая рабочая сила и квалифицированные рабочие. Дешевая рабочая сила может сыграть важную роль в организации бизнеса в СЭЗ, так как данный фактор влияет на снижение себестоимости продукции. Согласно статистическим данным, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Таджикистану за 2012 год составила 596,6 сомони [4, с. 57]. Однако анализ показывает, что сотрудники и рабочие субъектов СЭЗ «Сугд» получают в среднем 1000 сомони, что почти на 68% выше среднемесячного уровня по республике. Данный факт свидетельствует о том, что дешевизна рабочей силы является заметно выгодной только для трудоёмких производств. Однако организация бизнеса в СЭЗ «Сугд» предусматривает применение современного оборудования и технологий в производстве. Этот фактор ставит приоритет не дешевой, а в первую очередь квалифицированной рабочей силы.

3) Наличие природных ресурсов. Развитие СЭЗ обычно может дать серьёзный толчок освоению природных ресурсов. Обычно в странах с переходной экономикой из-за отсутствия финансовых ресурсов или современных технологий местные природные ресурсы практически не эксплуатируются или же, в лучшем случае, проходят первичную обработку и экспортируются за пределы страны для дальнейшей переработки. Однако целью развития СЭЗ «Сугд» не является развитие недропользования в республике. Согласно положению, СЭЗ «Сугд» запрещается осуществление деятельности по недропользованию за исключением добычи воды из подземных источников для водообеспечения деятельности субъектов СЭЗ. Но, с другой стороны, развитие производственных единиц на территории СЭЗ «Сугд» создает условия для дальнейшей переработки природных ресурсов, добытых на территории республики.

4) Доступ к близлежащим региональным рынкам. Если надлежащие инфраструктуры свободной экономической зоны позволяют компаниям выйти на региональные рынки, это может послужить побудительным фактором для организации бизнеса в свободной экономической зоне. В случае СЭЗ «Сугд» можно отметить, что совершенствование транспортной и сервисной инфраструктуры может дать серьезный импульс субъектам СЭЗ для экспорта продукции на динамично развивающиеся рынки Афганистана, Ирана, Пакистана, Индии и Китая.

5) Благоприятная инвестиционная политика страны. Инвесторы рассматривают благоприятность инвестиционной политики государства на основе следующих критериев: умеренная инфляция, стабильное и привлекательное налоговое, валютное, банковское законодательство, эффективный арбитражный суд, степень защиты частной собственности. Немаловажное значение имеет коррупционная конъюнктура страны. Таджикистан по индексу восприятия коррупции занял 154 место, согласно оценке международной организации Transparency International [9].

Мировой опыт показывает, что не всегда функционирование СЭЗ увенчивается успехом. Проблема повышения эффективности функционирования свободных экономических зон является достаточно актуальной.

Перед тем, как рассматривать вопросы повышения эффективности функционирования СЭЗ в республике, сначала определимся, что мы подразумеваем под понятием «эффективность». В данном случае, не углубляясь в исследование понятийного аппарата, для определения понятия «эффективность» будем использовать её классическую трактовку: способность выполнять работу и достигать необходимого или желаемого результата с наименьшей затратой времени и усилий.

На наш взгляд, эффективность функционирования свободных экономических зон оценивается по трем параметрам: ^ бюджетная эффективность; > коммерческая эффективность; ^ социальная эффективность

Бюджетная эффективность СЭЗ предусматривает обеспечение государственными доходами бюджет государства за счет функционирования СЭЗ. Анализируя бюджетную эффективность функционирования СЭЗ «Сугд», необходимо отметить, что изначально не ставилась цель пополнения бюджета дополнительными налоговыми поступлениями за счет налогообложения субъектов СЭЗ «Сугд».

Согласно ст.20 закона РТ «О свободных экономических зонах» (№11, от 11 марта 2011), на территории свободной экономической зоны организация любых разрешенных в рамках данного закона видов предпринимательской деятельности освобождается от уплаты всех видов налогов, за исключением социального налога и налога на доходы физических лиц. В принципе, бюджетная эффективность СЭЗ «Сугд» определяется совокупной суммой социального налога и налога на доходы физических лиц, уплачиваемых субъектами СЭЗ. В настоящее время на территории СЭЗ «Сугд» зарегистрировано 21 промышленное предприятие, 15 из которых уже успешно функционируют.

Согласно данным, полученным от администрации СЭЗ «Сугд», всего на этих предприятиях заняты около 300 сотрудников. По предварительным рассчётам, этими предприятиями только социального налога (не считая подоходного налога, таможенных сборов) ежемесячно перечисляется в казну государства как минимум 75000 сомони (если допустить, что сотрудникам начисляется по 1000 сомони зарплаты, при ставке социального налога 25%). Думается, что при дальнейшем освоении территории СЭЗ «Сугд» её бюджетная эффективность будет значительно возрастать.

Коммерческая эффективность характеризует финансовые результаты деятельности предприятий-участников СЭЗ. На наш взгляд, при минимуме налоговых обязательств и создании благоприятных условий бизнеса субъекты СЭЗ «Сугд» будут иметь коммерческий успех. Ниже рассмотрим динамику объемов выпускаемой продукции за 2011-2013 годы.

Таблица 1. Динамика произведенной субъектами СЭЗ «Сугд» продукции

Годы 2011 2012 2013 2014 (прогноз)

Выпуск продукции (млн. сомони) 10,5 21,7 44,0 66

Источник: Администрация СЭЗ «Сугд»

Анализ динамики производства продукции в СЭЗ «Сугд» показывает, что ежегодно прирост произведенной продукции практически удваивается. Судя по вышеприведенной таблице, за 2013 год в СЭЗ «Сугд» было произведено продукции на сумму 44 млн. сомони, что на 202% больше по сравнению с 2012 г. Данный показатель за 2012 год также вдвое больше аналогичного показателя за 2011 год. Согласно прогнозным показателям, за 2014 г. планируется произвести продукции на сумму 66 млн. сомон!, что в 1,5 раза больше показателя за 2013 год. Судя по такому динамичному росту объема продукции в СЭЗ «Сугд», необходимо подчеркнуть коммерческий успех её функционирующих субъектов, чему во многом благоприятствовали созданные условия внутри данной зоны.

Социальная эффективность проявляется в росте занятости населения, повышении заработной платы и квалификации работающих, развитии социальной инфраструктуры. Безусловно, функционирование СЭЗ «Сугд» способствует созданию рабочих мест. Так, в производственных единицах субъектов СЭЗ «Сугд» занято около 300 человек. В самой администрации СЭЗ «Сугд» работают около 30 человек. Думается, при дальнейшем развитии субъектов СЭЗ «Сугд» количество создаваемых рабочих мест будет только увеличиваться.

Другим немаловажным аспектом социальной эффективности является повышение квалификации работников. К одному из главных условий создания бизнеса в СЭЗ «Сугд» относится применение новейших технологий в производстве. Это способствует освоению новых технологий местными рабочими.

На наш взгляд, к основным направлениям повышения эффективности СЭЗ «Сугд» следует отнести:

1) Повышение инвестиционной привлекательности зоны путем обеспечения гарантий и защиты иностранных инвестиций. Очень важно с этой точки зрения ратификация Правительством РТ международных конвенций по защите иностранных инвестиций, заключение двухсторонних инвестиционных соглашений. Главная задача заключения этих соглашений - защита капитальных вложений, осуществленных иностранными фирмами в нашем государстве. В целом инвестиционные соглашения гарантируют 7% накопленных прямых иностранных инвестиций в мире, причем в развивающихся и бывших социалистических странах, где наиболее велики риски политического характера и внеэкономические потери,

показатель достигает 22% [3, с.129]. Примечательно, что Таджикистан является членом многостороннего агентства по гарантии (гарантиям) инвестиций (МАГИ) — одного из автономных международных учреждений, которое входит в Группу Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Целью МАГИ является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг. Однако необходимо развивать многосторонние и двухсторонние инвестиционные соглашения в рамках ВТО, членом которого недавно стала республика, и со странами-донорами (Великобритания, Япония, Китай, Германия и т.д.).

2) Развитие инфраструктуры СЭЗ «Сугд». Уместно отметить, что организация СЭЗ с административной точки зрения является достаточно трудной и требует значительных финансовых ресурсов. По данным Института востоковедения Российской академии наук, проведшего обследование 26 стран, государственные затраты на привлечение иностранных инвестиций составили 4 долл. США на 1 долл. США зарубежных инвестиций [5, с.184]. Еще в 80-е годы КНР потратила более 22 млрд. долл. США на обустройство инфраструктуры свободных экономических зон [5, с.184]. Зарубежный опыт показывает, что на обустройство 1 км2 экспор-топроизводящей зоны требуется 40 - 45 млн. долларов США [8]. Так, на комплексное инфраструктурное обустройство свободной экспортной зоны Масан (Южная Корея) площадью 80 га государство затратило в течение первых трех лет ее развития (1970-1973 гг.) 24 млн. долл. [7]. На наш взгляд, обустройство инфраструктуры, обслуживающей бизнес (выставочные центры, логистические центры и т.д.), может дать серьёзный импульс развитию СЭЗ «Сугд». Важное значение имеет прокладывание автомобильной дороги через Ваханский коридор, что в дальнейшем может обеспечить выход на рынки Пакистана, Индии с последующим выходом к морским портам Индийского океана.

3) Разработка и реализация мер по подготовке высококвалифицированных менеджеров, инженеров, рабочих и т.д. Важно обращать внимание на развитие профессионально-технических и специальных профессиональных училищ, институтов и университетов (особенно специализирующихся по техническим, технологическим направлениям), консалтинговых компаний и т.д.

4) Важным импульсом для повышения эффективности функционирования СЭЗ «Сугд» является информационно-аналитическая работа. Огромную роль в этом должны сыграть средства массовой информации, общественные организации, политические партии и другие заинтересованные круги. Главным направлением деятельности должно быть повышение имиджа Таджикистана как надежного делового партнера.

Список использованной литературы:

1. Фатхуддинов, Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2005 / Р.А.

Фатхуддинов. - М.: Экономика, 2004. -608 с.

2. Мировая экономика / Под ред. проф. Р. Хасбулатова - М.: Юрайт, 2013. -896с.

3. Мировая экономика и международный бизнес / Под ред.В.В. Полякова, Р.К. Щенина.-6-ое изд. -М.:КНОРУС, 2011. -688 с.

4. Регионы Республики Таджикистан: Агентство по статистике при Президенте РТ

- Душанбе, 2013. -218 с.

5. Семенов, К.А. Международные экономические отношения / К.А. Семенов. - М.: Гардарика, 1998. -336 с.

6. Статистический ежегодник Республики Таджикистан - Душанбе, 2013. -469 с.

7. Моргачев, О. Российские свободные зоны: какими им быть? [Электронныйресурс].

- Режим доступа: http://www.rau.su/observer/N10_93/012.HTM (дата обращения: 4.04.2014)

8. Золотов, В.А. Актуальные проблемы регулирования, развития и оптимизация деятельности особых экономических зон. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: jurnal.org/articles/2009/ekon24.html (дата обращения: 4.04.2014)

9. www.transparency.org (дата обращения: 7.04.2014)

Reference Literature

1. Fathuddinov R.A. Competitiveness. Russia and the World. 1992-2005. -M: Economics, 2004, 608pp.

2. World Economy (under the editorship of Professor Khasbulatov. - M.: Yuright, 2013. -896pp.

3. World Economy and International Business / under the editorship of V.V. Polyakov, R.K. Techenin. The 6-th edition. -M.: KNORUS, 2011. -688pp.

4. Regions of Tajikistan Republic: Agency on statistics under RT President. -Dushanbe: 2013. -218pp.

5. Semyonov K.A. International economic relations. -M.: Gardarika, 1998. -336pp.

6. Statistical Annual of Tajikistan Republic. -Dushanbe, 2013. -469pp.

7. Morgachyov O.Russian Free Zones: what Should they Be? -http://www.rau.su/observer/N10_93/012.HTM(data of addressing: 4.04.2014).

8. Zolotov V.A. Actual Problems of Regulation. Development and optimization of Activities in Regard to Free Economy Zones. [Electronic resource]-Regime of acsess: jurnal.org/articles/2009/ekon24.html (date of addressing: 4.04.2014)

9. www.transparency.org (date of addressing: 4.04.2014)

Направления повышения эффективности функционирования свободных экономических зон в Республике Таджикистан (на примере свободной экономической зоны «Сугд»)

Ключевые слова: свободные экономические зоны, бюджетная эффективность, коммерческая эффективность, социальная эффективность

Для Республики Таджикистан развитие свободных экономических зон (далее -СЭЗ) представляется актуальным по следующим соображениям:

1. СЭЗ способствуют расширению экспортного потенциала и расширению географии рынков экспорта продукции отечественных предприятий;

2. СЭЗ создают благоприятные налоговые и таможенные условия для привлечения иностранных и отечественных инвестиций;

3. СЭЗ способствуют развитию инновационной деятельности компаний,

применению передовых технологий в производстве.

Авторы выделяют три аспекта эффективного функционирования свободных экономических зон: бюджетная эффективность, коммерческая эффективность и социальная эффективность. На примере СЭЗ «Сугд» проанализирована эффективность функционирования по трем вышеперечисленным аспектам.

Подытоживая статью, авторы предлагают конкретные меры повышения эффективности функционирования СЭЗ «Сугд».

Some Directions of Elevation of Effectiveness of Free Economy Zones Functioning in

Tajikistan

Keywords: free economy zones, budget effectiveness, commercial effectiveness, social effectiveness

Development of free economy zones presents actualness due to the following considerations:

- FEZs promote an enlargement of export potential and export markets;

- FEZs create favourable tax and custom s conditions for attraction of home and foreign investments;

- FEZs promote a development of innovational activity of companies, application of progressive technologies in production.

The authors single out three aspects of effective functioning of FEZs: budget effectiveness, commercial effectiveness and social effectiveness. Taking Sughd FEZ as an example the authors have analyzed the effectiveness of its functioning in all the three aspects. They propose concrete measures for improvement of FEZs functioning.

Сведения об авторах:

Мирпочоев Далерджон Алиджанович, к.э.н., заведующий кафедрой мировой экономики Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: [email protected]

Арипов Орифходжа Хабибуллоевич, к.э.н., заведующий кафедрой финансов и кредита Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: anti-aids@mail. ru

Information about the authors

Mirpochoyev Dadojohn Alidjanovich, candidate of Economy Sciences, chief of the department of economy and trade under the Tajik State University of Commerce (Tajikistan, Khujand), e-mail: [email protected]

Aripov Orifjohn Khabibulloyevich, candidate of Economy Sciences, chief of the department of finances and credit under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand), e-mail: anti-aids@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.