Исмаилова Малохат Махмудовна,
доктор экономических наук, профессор ТГУПБП
УГЛУБЛЕНИЕ РЕФОРМ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ
Процессы демократизации и рыночная ориентация экономики внесли новые импульсы в социально-экономическое развитие Таджикистана. В этой связи возникла необходимость осмысления системных трансформаций, происходящих на макроэкономическом уровне и связанных с изменением как индустриальной экономики на постсоветском экономическом пространстве, так и всей социокультурной среды. Изучение взаимодействия социальной сферы и экономики на региональном уровне, изменение роли человеческого фактора в новой экономической эволюции позволяют выявить новые подход к эффективному социально-экономическому развитию территорий.
Таджикистан крайне заинтересован в наращивании темпов привлечения иностранных инвестиций. Известный таджикский экономист, профессор Х.У. Умаров, справедливо отмечает, что «...целые отрасли в экономике Таджикистана функционируют в убыточном режиме.».1
Инвестиционная привлекательность играет решающую роль в социально-экономическом развитии региона. Многократно возрастающая межрегиональная конкуренция, анализ источников финансирования инвестиций в региональное развитие показывают, что заметная роль в инвестиционной деятельности отводится иностранным инвестициям.
Необходимым условием для привлечения иностранных инвестиций в любой из регионов является устранение препятствий, на которые указывают сами потенциальные инвесторы. К числу таких препятствий, по мнению предпринимателей и международных экспертов, относятся несовершенство налогового законодательства и системы бухгалтерского учета, а также отсутствие полной ясности в решении таких вопросов, как:
- наличие принципиально нового ведомства, уполномоченного разрабатывать и осуществлять государственную политику в области
1 Умаров Х.У. Кризис в Таджикистане. Глубина действия. Формы проявления. Пути преодоления. - Душанбе: Ирфон, 2008. - С.74.
иностранных инвестиций в сочетании с их привлечением в технологические и инновационные сектора с точки зрения стратегических действий;
- кардинальное изменение условий ведения бизнеса в стране (регистрация иностранных коммерческих предприятий, полномочия органа или органов, осуществляющих регистрацию, юридические последствия регистрации, реализация Программы внедрения системы единого окна);
- разработка современного законодательства, защищающего права инвесторов (гарантии, относящиеся к возможной национализации и компенсации; возможность передавать споры в Международный арбитраж и т.д.)
Кроме названных, существует множество частных препятствий, специфичных для нашей республики. В частности, для иностранного инвестора особенно проблемными являются вопросы получения полноценной информации об инвестиционных возможностях и законодательстве, а также отсутствие механизма защиты инвестиций, и особенно защиты собственности и прибыли от незаконного присвоения. Их выявление и устранение - одна из задач региональной инвестиционной политики, выражающаяся, в конечном итоге, в разработке и принятии региональной инвестиционной программы.
Регионы Таджикистана обладают разной привлекательностью для отечественных и иностранных инвесторов, т.е. обладают разным инвестиционным климатом, который включает объективные возможности региона и условия деятельности инвестора. Одной из форм активизации инвестиционной деятельности является предпринимательская деятельность.
Многие предприятия в рыночных условиях стали нерентабельными, оказались в тяжелом положении. В перспективе они могут стать объектом предпринимательских интересов как отечественного, так и иностранного капитала. Практически по всей республике, кроме снижения уровня жизни, происходит обострение демографической ситуации. Нарастает безработица, выход из которой может быть найден не только в сфере государственных мер воздействия в области занятости, но и в политике поддержки возрождения различных форм бизнеса.
В перспективе региональная политика должна учитывать необходимость поддержки развития приоритетных районов свободных экономических зон, как на севере, так и на юге страны, при условии государственной поддержки различных форм и методов развития таджикского предпринимательства.
В настоящее время инвестиционный рейтинг Таджикистана в целом и подавляющего большинства его регионов в частности, вследствие политических, экономических и других проблем, обусловленных процессом реформирования экономики, остается низким. Это является причиной отсутствия заметного притока капиталов в экономику республики. Последовательно
снижаются и частные инвестиции в экономику Таджикистана. В 2010г. частные инвестиции к ВВП составили всего 1,6%. В 2009г. в страну было инвестировано всего $852 млн. В основном данные средства представляют собой долгосрочные кредиты КНР. В то же время, в Таджикистан не особо стремятся частные инвестиции из того же Китая, не говоря уже о России, Казахстане и западных странах.1 При оценке привлекательности региона для иностранных инвесторов следует иметь в виду одну особенность, присущую таджикской экономике: инвестиционные ресурсы настолько плотно сосредоточены в небольшом числе субъектов РТ, что даже относительно высокий инвестиционный рейтинг не гарантирует региону значительного притока инвестиций. На данном этапе ключевая роль в общих источниках финансирования инвестиций принадлежит собственным средствам предприятий, которые, как правило, обеспечивают около 60% всех капиталовложений.
И все - таки более заметная роль в инвестиционной деятельности отводится иностранным инвестициям, доля которых в общем объеме капитальных вложений в перспективе должна возрастать.
Без иностранных инвестиций невозможно решить даже неотложные, первоочередные задачи как в Таджикистане в целом, так и в отдельных его регионах. А между тем реальный объем иностранных инвестиций далеко не соответствует реальному спросу регионов на инвестиции. В первую очередь это связано, как уже было отмечено, с формированием неблагоприятного инвестиционного климата в стране. Хотя, по мнению профессора Х.У. Ума-рова, " ...неблагоприятный инвестиционный климат также выступает в качестве фактора привлечения иностранных инвесторов."2. Он особо отмечает при этом, что это касается тех инвесторов, которые стремятся быстрее получить большие прибыли в условиях анархии и неразберихи в системе государственного управления, и инвесторов, у которых в своей стране дела идут плохо.3
Имеет место и крайне высокая поляризация в распределении инвестиционных ресурсов. В частности, иностранные инвестиции практически сосредоточены в 2-3 субъектах страны. Причем из полученных в 2009 году прямых иностранных инвестиций около 90% сконцентрировано в одном регионе - Душанбе.
Привлечение иностранных инвестиций является для нашей республики очень важным с точки зрения национальных интересов.
1 «Азия -плюс» от 11 августа 2010г.
2 Умаров Х.У. Кризис в Таджикистане. Глубина действия. Формы проявления. Пути преодоления. - Душанбе: Ирфон, 2008. - с.86.
3 Там же, с. 88-87.
Потребность таджикской экономики в инвестициях огромна. В условиях, когда весь мир вступает на новый, глобальный уровень развития, когда возрастает взаимозависимость экономик, поиску новых форм конкурентоспособности экономик придается особое значение. Одной из форм эффективного регионального развития для Таджикистана являются свободные экономические зоны (СЭЗ). За счет образования СЭЗ регионы получают ряд преимуществ, основными из которых являются: рост прямой и косвенной занятости населения; повышение конкурентоспособности национального экспорта; трансферт современных технологий и методов управления; интенсификация банковской и страховой деятельности, а также развитие социальной инфраструктуры региона.
В связи с этим необходимо законодательно закрепить порядок формирования и использования средств бюджета развития региона. От этого выигрывают все: и инвесторы, и СЭЗ регионов, поскольку в бюджет идут дополнительные средства от деятельности СЭЗ, за счет которых развивается и социальная сфера.
Формирование СЭЗ требует создания развитой рыночной инфраструктуры: необходимого количества банковских учреждений, инвестиционных и страховых компаний, бизнес-центров, гостиничных и жилых комплексов, транспорта, коммуникационных систем и др. К сожалению, этот факт при принятии решений о создании СЭЗ в отдельных регионах недостаточно увязан с реальным социально-экономическим уровнем развития регионов нашей республики. Только комплексное использование всех мер позволит регионам сформировать благоприятную предпринимательскую среду и на ее основе решить проблему активизации инвестиционной деятельности.
В качестве примера можно взять опыт Китая, из которого можно извлечь определенные уроки. Китайцы говорят: «Государство дает хорошую политику, а не деньги». И действительно, для того чтобы привлечь иностранный капитал в проекты, Правительство обеспечило благоприятный, выгодный для коммерческой деятельности климат. Он включал комплекс мер, затрагивающих самые различные аспекты формирования издержек, распределения прибыли и жизнедеятельности населения. Прежде всего, было уделено огромное внимание созданию благоприятной инфраструктуры. Китай, предприняв все возможные меры, привлек огромные материальные, финансовые и людские ресурсы на строительство железных и автомобильных дорог, аэропортов, системы связи, электростанций, объектов водоснабжения и т.д. Кроме того, была обеспечена правовая основа и представлены юридические гарантии для иностранцев, вкладывающих капитал в Китае. Привлечение иностранного капитала и поощрение иностранных инвестиций для этой страны явилось решающим условием реализации стратегии
ускоренного экономического и социального развития. Ведущий принцип использования иностранного капитала в Китае состоит в привлечении и использовании разных инвестиций из-за рубежа, создании совместных предприятий с китайским и иностранным капиталом, совместных предприятий по китайско-иностранным договорам, предприятий иностранного капитала на территории Китая. Проводимая страной политика расширения внешнеэкономических связей - решающая форма и средство поступления дополнительных финансовых ресурсов, укрепления экспортной базы и повышения технического и управленческого уровня. В основе этого принципа лежит кардинальная задача - использовать в интересах модернизации китайской экономики два источника - внутренние ресурсы и иностранный капитал, осваивать два рынка - национальный и мировой, развивать внутреннее хозяйственное строительство и внешнеэкономические связи.
Одной из важных функцией СЭЗ является привлечение иностранного капитала. В связи с этим встаёт вопрос об оценке привлекательности зоны для инвесторов, т.е. инвестиционного климата. Его понятие включает в себя широкий круг показателей, позволяющих инвестору составить системное представление об условиях (экономических, политических, идеологических и культурных), в которых ему предстоит действовать и принимать решения. Чем хуже инвестиционный климат, тем выше оценивается предпринимательский риск, что для принимающей отрасли равнозначно регулированию привлечения и использования иностранных инвестиций, а также совокупность учреждений, причастных к такому регулированию. Неотъемлемым элементом системы приёма капиталов в любой стране, как уже неоднократно было отмечено, являются гарантии защиты иностранных инвестиций. Система инвестиционных гарантий должна обеспечивать наиболее важные с точки зрения инвестора элементы предпринимательского климата, в частности - благоприятный режим капиталовложений, неприкосновенность имущества, беспрепятственную репатриацию прибылей и самих капиталов, возможность оспаривать решения государственных административных органов в судебных инстанциях и т. д.
Ключевым элементом хозяйственного режима СЭЗ является система льгот и поощрений, нацеленная на стимулирование притока предпринимательского, и прежде всего иностранного капитала. Опыт того же Китая указывает на три основные группы льгот, предоставляемых инвесторам:
1. Первая группа льгот связана со стимулированием конкретных видов деятельности или поведения инвестора. Льготы могут касаться: а) налогооблагаемой базы по разным видам налогов (прибыль или доход, стоимость имущества, цена сделок или цена товара);
б) отдельных компонентов налогооблагаемой базы по разным видам налогов (амортизационные отчисления, производственные издержки, включая затраты на заработную плату и т.д.)
в) уровня налоговых ставок;
г) вопросов постоянного и временного освобождения от налогообложения, т.е. льготных условий функционирования.
2. Вторая группа финансовых льгот включает различные формы субсидий, предоставляемых через систему низких цен на коммунальные услуги, удешевление арендной платы за пользование участками и производственными помещениями (включая возможности долгосрочной аренды и субаренды), а также по линии бюджетных дотаций и государственных кредитов.
3. Третья группа - это административные льготы, касающиеся обеспечения инвесторов средствами инфраструктуры, упрощения регистрации таможенных процедур, а также оказания различных, содействующих бизнесу, услуг. Применение опыта Китая, безусловно, будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в Таджикистане.
Проведение эффективной инвестиционной политики непосредственно связано практически со всеми аспектами реформирования экономики республики, в том числе с использованием инвестиционного потенциала свободных экономических зон. Правительству необходимо принять меры к созданию условий для привлечения как внутренних, так и внешних инвесторов. Главными факторами разработки и осуществления инвестиционной политики являются: улучшение налоговой и тарифной политики в рамках полномочий региона, активизация деятельности по созданию необходимой инфраструктуры инвестиционного процесса и обеспечению гарантий и страхования инвестиций, совершенствование правовой базы.
Список литературы:
1. Андреев В.В. Инвестиционный процесс в условиях современных экономических реформ в России. - М., 2009.
2. Андреев В.В. Вопросы совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности новой России. (Сб. «Проблемы развития рыночной экономики».) - М., 2009.
3. Ло Вэньхуа. Инвестиционная привлекательность свободной экономической зоны (СЭВ) как условие эффективного социально-экономического развития региона. - М., 2007.
4. Умаров Х. У. Кризис в Таджикистане. Глубина действия. Формы проявления. Пути преодоления. - Душанбе: Ирфон, 2008.- с.86.
5. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Официальное издание. -Душанбе, 2009.
М.М. Исмаилова
Углубление реформ и стимулирование инвестиционной активности
Ключевые слова: реформа, кризис, инвестиция, иностранные инвестиции, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, рыночная инфраструктура, налоги, льготы, налогообложение
Таджикистан крайне заинтересован в наращивании темпов привлечения иностранных инвестиций. Правительству необходимо принять меры к созданию благоприятных условий для привлечения как внутренних, так и внешних инвесторов. Главными факторами разработки и осуществления инвестиционной политики являются: улучшение налоговой и тарифной политики в рамках полномочий региона; активизация деятельности по изменению условий ведения бизнеса; создание развитой инфраструктуры инвестиционного процесса; обеспечение правовой базы и юридических гарантий для иностранных инвесторов.
М. M. Ismailova Deepening of Reforms and Stimulation of Investitive Activeness
Key words: reform, crisis, investment, foreign investments, direct investments, portfolio investments, market infrastucture, taxes, privileges, taxation
The needs of Tajik economy in investments are immense. The government ought to undertake measures and create conditions for attraction of both outward and inward investments. The principal factors of elaboration and implementation of investitive policy are: improvement of taxation and tariff rules in the frames of regional powers; intensification of activities on a change of conditions related to business running; creation of a developed infrastructure in reference to investitive processes; provision of a legal base and juridical securities for foreign investors.