Таким образом, полное и стабильное функционирование СЭЗ является важным для динамичного развития национальной экономики страны и обеспечения экономического роста его регионов, а также повышения статуса регионов и страны в целом по привлечению иностранных и отечественных инвестиций. Стабильное функционирование СЭЗ «Дангара» и «Панч», находящихся в Хатлонской области, с одной стороны, позволяет решить проблемы региона, в частности, ускорение темпов социально-экономического развития, снижение уровня безработицы и т.п., а с другой — обеспечивает решение общегосударственных задач, т.е. привлечение в страну иностранных инвестиций, передовых технологий и др.
Отсутствие комплексного подхода к процессам организации СЭЗ в регионах страны приводит к стихийности в их образовании, превалировании местного творчества в их функционировании. В этих случаях создание СЭЗ рассматривается многими региональными властями как средство обособления от центра при получении существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий. Цели создания СЭЗ варьируются в широких пределах в зависимости от экономических и социальных условий региона и делается акцент на расширение и стимулирование инвестиционного потенциала на основе
привлечения иностранного капитала, передовых технологий и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения ее структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров. Имеются в регионе большие возможности роста инвестиционного потенциала, когда с СЭЗ конечная экспортная продукция производится на базе местного сырья, но с использованием импортного оборудования и технологий. Экономика региона на основе развития СЭЗ обеспечивает высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятны для привлечения внешних и внутренних инвестиций.
Анализ проведенных исследований показывает, что стабильное функционирование СЭЗ «Дангара» и «Панч» позволит улучшить инвестиционный потенциал Хатлонской области. Во-первых, это стимулирует экономический рост региона, в процессе которого применяются новые технологии. Во-вторых, это развивает промышленное предпринимательство и производство, что позволяет производить импортозамещающую продукцию. В-третьих, позволяет формировать благоприятный инвестиционный климат и повышать уровень инвестиционного потенциала для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.
Литература
1.Комилов С.Дж. Гафаров Ф.М. Инвестиционный потенциал региона: теория формирования и пути развития. — Душанбе: «Ирфон», 2017. — 215 с.
2. Морозова Т. Региональная экономика: Учеб.пособ для ВУЗов. — М: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2009. — С.158.
3. О создании свободных экономических зон «Ишкашим» и «Дангара»: Постановление Правительства Республики Таджикистан от 02.02.2009 г. № 74.
4. Об утверждении Положения свободной экономической зоны «Дангара»: Постановление Маджлиси намояндагон Мадж-лиси Оли Республики Таджикистан от 20.01.2010 г., № 1545 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. — Душанбе. — 2010. — № 1. — С.65.
5. Говоров Д.С. Создание особой экономической зоны на территории Городского округа «Город Якутск» // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 2 (54). — С.255-256.
6. Раджабов К.К. Обеспечение стабильного функционирования свободных экономических зон на начальных этапах их развития (на материалах Республики Таджикистан): дисс. канд. экон. наук. — Душанбе, 2016. — С.64-77.
7. Шоидарвозова М.С. Свободные экономические зоны как форма привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан: автореф. ... канд. экон. наук. — Хорог, 2005. — 27 с.
8. Статистический сборник. Таджикистан 25 лет государственной независимости. — Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. — С.358, 368.
9. www.fezpanj.tj
10. www.gki.tj
11. www.wikipedia.org
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУдОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ КАШКАдАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН)
H.H. Юлдашев,
младший научный сотрудник сектора «Демография и рынок труда» Научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при ТГЭУ (Узбекистан, г. Ташкент)
В статье дан анализ особенностей использования трудовых ресурсов Кашкадарьинской области, которая расположена в южной части Узбекистана. Рассматривается формирование спроса, предложения и эффективного использования трудовых ресурсов в области за годы независимости.
Ключевые слова: Узбекистан, трудовые ресурсы, трудоспособное население, социальная инфраструктура
УДК 331.522 БКК 65.012.22
Одним из основных направлений социально-экономических реформ, проводимых в Узбекистане, является рациональное использование формирующихся трудовых ресурсов, эффективное обеспечение их занятости. Так, в Указе «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» и Государственной программе «Год диалога с народом и интересов человека», принятые Президентом Республики Узбекистан Ш.Мирзиёевым, было отмечено: «...по всестороннему развитию регионов предусмотрено полное исполнение программ по обеспечению занятости населения путем создания 256,4 тыс. рабочих мест за
счет реализации примерно 25 тыс. инвестиционных проектов. Планируется создание 46,8 тыс. новых рабочих мест в регионах с наибольшим уровнем безработицы, а также выделение кредитов 10-ти тысячам выпускников образовательных учреждений для начала предпринимательской деятельности» [1]. Проблемы, связанные с занятостью населения, особенно в Кашкадарьинской области, где показатель роста населения выше республиканского показателя, имеет очень важное значение.
Современная демографическая ситуация региона требует проведения ряда реформ в сфере трудоустройства и повыше-
ния занятости. Учет создаваемых и имеющихся рабочих мест, а также демографической основы формирования трудовых ресурсов имеет важное научно-практическое значение.
Согласно статистическим данным, в регионе количество населения трудоспособного возраста имеет тенденцию роста. Так, если в 1991 году такая категория населения составляла 804,2 тыс. чел., в 2010 году - 1433,2 тыс. чел., то в 2015 году этот показатель достиг 1789,8 тыс. чел. [2]. Т.е. в этот период население трудоспособного возраста ежегодно увеличивалось в среднем на более чем 3,5 процента.
Несмотря на то, что в последние годы в регионе наблюдается рост населения, спрос на рабочую силу уменьшается. Например, на конец 2011 года совокупный спрос на рабочую силу составил 108342 ед., из них 87927 ед. пришлось на долю новых рабочих мест, а в 2015 году потребовалось рабочих мест 92795 ед., создано 77540 новых рабочих мест (табл.1). Основная часть создаваемых новых рабочих мест формируется за счет самозанятости. Общая же доля создаваемых рабочих мест намного ниже общего показателя по республике. Как было отмечено выше, регион стоит на первых местах в республике по рождаемости и по формированию трудовых ресурсов.
Рабочие места, предоставляемые областными органами труда, в большинстве случаев трудовыми ресурсами не востребованы. Например, в начале 2015 года было предложено 6987 свободных рабочих мест, а на конец года было зафиксировано, что 80 процентов из них остались свободными. Такое положение в основном наблюдалось в сфере сельского хозяйства, строительства и промышленности. Например, сельское хозяйство в течение года остро нуждалось в 1840 рабочих и 219 специалистах, строительство — в 1430 специалистах, промышленности требовалось 966 рабочих, социальной сфере — 960 специалистов.
Таблица 1
Динамика формирования спроса на рабочую силу в Кашкадарьинском области (чел., на конец года)
№ Показатели 1993 1998 2003 2011 2015
Совокупный спрос, из них: 37576 55279 65621 108342 92795
1 На новые созданные рабочие места 26046 42462 47264 87927 77540
1.1 В государственных структурах 108 579 425 4369 2651
1.2 В альтернативных сферах экономики 25635 40800 45988 83525 78900
1.3 На места, созданные за счет Фонда содействия занятости 179 1064 851 - 104
2 Вместо лиц, уволенных с работы, согласно закону 280 2621 5268 755 852
3 На освобожденные места, в связи с поступлением на учебу работающих граждан 562 674 597 789 285
4 Вместо работающих граждан, отправившихся на военную службу 984 1097 1042 859 1020
5 На рабочие места, которые освободились за счет внешней миграции 1974 791 647 723 631
6 На товаропроизводителей личных подсобных хозяйств на основе договора 3612 2125 3222 4200 5480
7 На имеющиеся свободные рабочие места в течении года 2118 5469 7581 13089 6987
Нужно отметить, что хорошие специалисты, как правило, ищут себе достойную работу. Более 8% совокупного спроса на рабочую силу возникает в результате текучести кадров [5]. Это характерно для таких районов как Шахрисабзский, Китабский, Мубарекский и города Карши. Если 2011 году за счет внешней миграции количество освобожденных рабочих мест составило 723 мест, то в 2015 году этот показатель снизился до 631.
Анализ ситуации показывает необходимость создания новых рабочих мест. Для этого, необходимо рационально использовать различные источники, поддерживать личную инициативу, стимулировать и развивать трудовые отношения. Необходимо всячески стимулировать формирующееся трудоспособное население, оказывать помощь при нахождении ими своей ниши на рынке труда.
Правительство страны поддерживает частное предпринимательство, особенно создание домашних хозяйств растениеводческого и животноводческого направления, что обеспечивает самозанятость. Необходимо отметить, что именно для создания и развития предпринимательской деятельности в сфере растениеводства и животноводства регион имеет удобное географическое положение, богатые внутренние ресурсы. Создание крупных совместных предприятий при содействии правительства также дает свои положительные результаты. В регионе в этом направлении проводится работа, подписаны проекты совместных предприятий с иностранными инвесторами.
Как известно, в обеспечении занятости частное предпринимательство играет большую роль. В результате реализации государственных и региональных программ, принятых в прошлые годы, возникли десятки тысяч новых рабочих мест, основная часть которых была создана в традиционных направлениях, согласно внутреннего экономического потенциала региона.
Согласно данным 2015 года (табл.2) за счет создания малых и частных предприятий, основанных на производстве товаров народного потребления, создано 27807 рабочих мест, основная часть которых приходится на Яккабагский, Касанский, Мубарекский и Шахрисабзский районы.
Таблица 2
Количество созданных рабочих мест в Кашкадарьинской области (2015 г)
№ Отрасли Рабочие места
1. Сельское хозяйство (вместе с дехканскими и фермерскими хозяйствами) 14559
2. Промышленность 6685
3. Создание малых предприятий и микрофирм 25907
4. Оказание услуг 3676
5. Восстановление деятельности нефункциониру-ющих предприятий 654
6. Развитие индивидуального предпринимательства 14444
7. Организация всех форм надомного труда 23544
8. Всего 89469
Таблица составлена на основе данных Областного управления труда.
Таблица составлена по данным Областного управления по статистике и Областного управления труда.
14444 предпринимателя, которые изъявили желание заниматься торгово-коммерческой деятельностью в качестве юридического лица, пройдя регистрацию в соответствующих организациях, создали новые рабочие места [3]. Требования к субъектам малого и частного предпринимательства отличаются от требований, предъявляемых к государственным предприятиям и организациям. Они более гибкие — рабочее время, заработная плата сотрудников, дополнительные расходы устанавливаются на усмотрение предпринимателя.
Однако, исследования показывают, что работоспособное население сегодня хочет работать на государственных предприятиях. Это следует из анкет, которые заполняются в органах по содействию в трудоустройстве. Основная часть обратившихся стали безработными в результате сокращения. Они отметили, что хотят возвратиться на производственные
1 98
предприятия, где раньше работали. В этой связи, создание новых рабочих мест на основе повышения производственных мощностей имеющихся предприятий во многом соответствует требованиям рынка труда.
Такая ситуация требует от местных хокимиятов и органов труда глубокого изучения проблемы и принятия необходимых мер, т.к. сегодня основной задачей является предложение рабочих мест, согласно требованиям потенциальных рабочих сил. Для этого необходимо определение сфер и отраслей, где работоспособное население хочет работать с энтузиазмом, рынок труда должен быть гибким, а в целях реализации поставленной цели должны быть задействованы все возможные источники финансирования.
Как известно, предложение рабочей силы в стране или в определенном регионе формируется в результате его социальной, экономической и демографической ситуации. Поэтому, эти факторы, определяющие уровень экономического развития региона, также оказывают влияние на структуру предложения рабочей силы.
Формирование трудовых ресурсов в Кашкадарьинской области зависит от демографических процессов, а также от территориальной и отраслевой структуры. Большую часть в области составляют лица, впервые пришедшие на рынок труда. Так, в течение 2015 года их было 65 процентов. Кроме того, 22 процента составили лица, которые в течение одного-двух лет активно искали работу и пришли на рынок труда уже со своими предложениями. За эти годы более 70 процентов предложений пришлось на долю выпускников общеобразовательных школ. Помимо этого, 3,7 процента совокупного спроса пришлось на долю высококвалифицированной рабочей силы, 26 процентов — на выпускников профессиональных лицеев и колледжей [4].
Структурный состав лиц, впервые обратившихся на рынок труда, формируется исходя из внутренней ситуации в регионе и его субъектов. Это зависит, во-первых, от уровня обеспечения региона высшими учебными заведениями, во-вторых, от образованности трудоспособного населения, в-третьих, от уровня социально-экономического развития региона и уровня жизни населения. В современных условиях, когда в республике ведется широкомасштабная работа по подготовке квалифицированных кадров, в Кашкадарьинском регионе наблюдается нехватка учебных заведений, которые готовят специалистов некоторых направлений. Неквалифицированный специалист не конкурентоспособен, он трудно адаптируется к новому рабочему месту и трудовому процессу, а, следовательно, опасность для него потерять рабочее место очень велика.
Согласно данным, в 2015 году в связи с потерей рабочего места, число обратившихся на рынок труда составило около 20 процентов от совокупного предложения. В общей сложности 1/3 часть формирующегося трудового предложения связана именно с потерей рабочего места.
Как показывают исследования, более 40 процентов формирующегося трудового предложения составляют трудовые ресурсы, сформированные в прошлые годы. Лица, которые после долгого перерыва выходят на рынок труда с предложением рабочей силы составляют более 4,0 процентов. Это следующие категории работоспособного населения:
- лица после отпусков, связанных с воспитанием ребенка;
- лица, уволенные с военной и альтернативной службы;
- лица, которые возвратились с мест лишения свободы;
- лица, которые вышли на пенсию по инвалидности и по возрасту и через определенное время вновь решили трудоустроиться.
Улучшение существующей ситуации на рынке труда, учитывая международные требования, национальные и региональные традиции является на сегодняшний день актуальной задачей. Для этого требуется не только глубокое изучение спроса и предложения на рабочую силу в регионе, как с качественной, так и с количественной стороны, но также анализ особенностей формирования местного рынка труда в отдельных районах с учетом территориальных особенностей.
Основной задачей государства в условиях рыночной экономики является обеспечение населения источниками постоянного дохода путём повышения занятости населения, а также предупреждение безработицы. Занятость населения отражает уровень социально-экономического развития региона и определяет региональную политику страны.
Особенность Кашкадарьинской области — избыток рабочей силы и одним из основных путей решения проблемы занятости населения является активизация социально-экономического развития региона. Это, в свою очередь, требует развития различных отраслей на основе местных потребностей, развития экологически чистого производства, а также расширения сферы услуг. Кроме того, для создания новых рабочих мест необходимо развивать и поддерживать следующие сферы:
1. Предпринимательство, которое является неотъемлемым элементом в развитии материального производства и сферы услуг. В индивидуальном предпринимательстве, которое обеспечивает самозанятость, осуществляется необходимая для региона экономическая деятельность. Индивидуальные предприниматели обеспечивают потребности населения в плодоовощной продукции, готовят национальные блюда, а также производят другие потребительские товары и услуги.
2. Учитывая тот факт, что десятки предприятий легкой и пищевой промышленности, а также их региональные отделения не работают в полную мощность или работают в несколько раз ниже запланированной мощности, создание на их базе совместных предприятий с иностранными инвесторами даст положительные результаты по улучшению занятости населения.
3. Наличие в регионе исторических объектов, богатство предгорного природного ландшафта создают возможность развития в регионе туризма и одного из новейших его форм — экотуризма. Развитие этой сферы будет способствовать значительному увеличению общей занятости и формированию новых рабочих мест.
4. В рыночных условиях использование нетрадиционных, нетипичных видов занятости в Кашкадарьинской области является важным фактором улучшения занятости населения. Имеется ввиду временная занятость, трудообеспеченность домохозяек, детей и пенсионеров в своем доме или в подсобном (личном) хозяйстве на основе взаимного соглашения, а также частичная занятость, которая способствует увеличению семейного дохода.
5.Необходимо широко использовать народные промыслы, характерные для региона. Например, в Бухаре развит златотка-ческий промысел, в Риштане гончарное ремесло, в Маргилане производство атласа и т.д. С этой точки зрения, применение в изучаемом регионе таких старинных ремесел как ковроделие, чапаноделие, шитье тюбетеек, гончарное ремесло, художественная резьба по дереву и т.д. могут дать дополнительные рабочие места.
литература
1. О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан: Указ Президента Республики Узбекистан. Ташкент, 7 февраля 2017 года.
2. Труд и занятость в Узбекистане: Статистический сборник Госкомстата, 2015 г.
3. www.qashqadaryo.uz- официальный сайт хокимията Кашкадарьинской области.
4. www.qashstat.uz- официальный сайт Управления статистики Кашкадарьинской области.
5.www.qashqadaryo.mehnat.uz — официальный сайт Управления труда Кашкадарьинской области.