SOCIAL FUNCTION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN Shirindzhonov F. (Republic of Tajikistan) СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Ширинджонов Ф. И. (Республика Таджикистан)
Ширинджонов Фирдавс Изатуллоевич /Shirindzhonov Firdavs - старший преподаватель, направление: юридические науки, кафедра коммерческого права, Таджикский государственный университет коммерции, г. Душанбе, Республика Таджикистан
Abstract: this article considers the concept and content of the social function of the modern Republic of Tajikistan in a market economy, as well as understanding the importance of social functions for the state and for citizens. A special place is the author pays the consideration of social function in the modern period, when the Republic of Tajikistan is located in the financial and economic crisis and the idea that it is the level of implementation of the social function of the Tajik state is crucial for the development of its economy. The article also affected the implementation and development of the state's activity in this area. Аннотация: настоящая статья посвящена рассмотрению понятия и содержания социальной функции современной Республики Таджикистан в условиях рыночной экономики, а также осмыслению значения социальной функции как для государства, так и для граждан. Особое место автор уделяет рассмотрению социальной функции в современный период, когда Республика Таджикистан находилась в условиях финансово-экономического кризиса и идея о том, что именно уровень реализации социальной функции таджикского государства является определяющей для развития его экономики. Также в статье затрагиваются пути реализации и развития деятельности государства в указанной сфере.
Keywords: state, social function of a statе, social state, social policy.
Ключевые слова: государство, функции государства, социальная функция, социальное государство, социальная политика.
Первая статья Конституции Республики Таджикистан констатирует, что Таджикистан является социальным государством, и что оно обязано создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого человека [1]. Несмотря на указанные конституционные положения, есть мнение что «Республика Таджикистан пока ни юридически, ни фактически социальным государством не является» [2, с. 9]. Тем не менее, по этому поводу считаем необходимым отметить то, что использования термина социальное государство в Конституции Республики Таджикистан определяется, прежде всего, как цель государства, к которому государство должно стремиться так же как термины правовой, светский и т.д. Кроме того, данное положение закреплено практически во всех конституциях государств мира, но сегодня вряд ли можно найти государство которое действительно подходило бы под этот критерий.
Необходимо отметит, что практически все функции государства тесно взаимосвязаны с социальным назначением государства, в них присутствуют общесоциальные начала, поскольку главной целью всей деятельности любого государства является благополучие человека и интересы личности. «Чем больший удельный вес общесоциального в функциях государства, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий» [3, с. 100].
К сожалению, по данным Всемирной организации здравоохранения, Республика Таджикистан входит в число беднейших стран мира, что усложняет выполнение социальных функции государством Таджикистан. Но это не означает что Республика Таджикистан несоциальное государство. Так в период независимости на социальные сферы за счет бюджета направлено 45 млрд. сомони. Общий объем расходов социальных сфер с 2000 года увеличился в 60 раз. Таким образом, в государстве Таджикистан социальная функция получает интенсивное развитие.
Социальная функция, прежде всего, направлена на создание равных возможностей для развития каждого и обеспечение достойного уровня существования для человека. Сегодня в нашей стране проводятся реформы во всех отраслях социальной сферы - социальной защите граждан, в трудовых отношениях, социальном страховании, занятости, пенсионном обеспечении и др. Однако вполне очевидно, что эти попытки без комплексной научно-теоретической разработки не дадут ожидаемого результата.
В литературе к содержанию социальной функции относят: охрану здоровья людей, труда, гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, зашиты детей, пожилых граждан и инвалидов; развитие системы социальных служб;
государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [4, с. 342]. К данному перечню можно добавит беженцев и вынужденных переселенцев в условиях межнациональных конфликтов.
Так в соответствии со ст. 39. Конституции Республики Таджикистан каждому гарантируется социальное обеспечение в старости, в случаях болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, определяемых законом. Кроме того, всеобщая декларация прав человека, провозгласила право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния, как самого человека, так и его семьи.
Таким образом, прожиточный минимум является мерилом социальной защищенности граждан и служит гарантией со стороны государства. С этой целью 19 мая 2009 года был принят закон Республики Таджикистан «О прожиточном минимуме», который определил правовые основы определения прожиточного минимума в Республике Таджикистан, его учета при установлении гражданам государственной социальной помощи, а также государственной гарантии получения минимального денежного дохода при осуществлении других мер социальной защиты населения.
Величина прожиточного минимума является ориентиром при установлении минимальных размеров оплаты труда и пенсий, а также размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.
Сегодня особо значимым является социальная поддержка государством нуждающихся граждан. Государство обязано принимать необходимые меры реальной защиты людей. Важной социальной задачей государства является обеспечение каждому права на свободу труда, занятости, безопасности условий труда в соответствии с требованиями гигиены, социального обеспечения и страхования.
Социальные гарантии в сфере труда предусмотрены в статье 35 Конституции Республики Таджикистан, в соответствие с которым каждый имеет право на труд, выбор профессии, работы, охрану труда и социальную защиту от безработицы. Заработная плата не должна быть ниже минимального размера оплаты труда.
Важной составляющей социальной функции является право на охрану здоровья. Так, в соответствии со ст. 38. Конституции каждый имеет право на охрану здоровья. Каждый, в рамках, определенных законом, пользуется бесплатной медицинской помощью в государственных учреждениях здравоохранения. Гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны. Только повышенный уровень комфортности и дополнительный медицинские услуги должны оплачиваться. К сожалению гарантии бесплатной помощи, часто носят декларативный характер. Большинство населения не понимают, что могут получить бесплатно, а за что должны доплачивать. Сегодня с уверенностью можно сказать, что нормативно-правовая база социальной функции Республики Таджикистан уже создана.
Как нам думается среди комплекса мер, которые должны быть осуществлены в рамках социальной функции можно назвать следующее:
- снижение уровня безработицы путем создание рабочих мест;
- увеличение пособий по безработице;
- повышение до прожиточного минимума размера заработной платы;
- увеличение минимального размера пенсий, хотя бы до прожиточного минимума;
- всеобщее принудительное медицинское страхование, а также реализации на практике положений Конституции Республики Таджикистан о бесплатной медицинской помощи обеспечение малообеспеченных граждан медикаментами;
- создание (восстановление ранее функционировавшей) системы оздоровительных и санаторно-курортных учреждений.
Формирование правового демократического и социального государства, где человек, его права и свободы являются высшей ценность нереально без проведения целенаправленной социальной политики. Таким образов социальной функции принадлежит одно из ведущих мест в системе функций государства.
Литература
1. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2016. 84 с.
2. Маликова А. Х. Проблемы формирования социального государства в Таджикистане. Автореф.
дисс...докт. юрид. наук. М., 2012. С. 9.
3. Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право,
1993. № 6. С. 100.
4. МарченкоМ. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. М., 2001. С. 342.