Научная статья на тему 'Понятие правовой и социальной защиты сотрудников милиции (полиции)'

Понятие правовой и социальной защиты сотрудников милиции (полиции) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6242
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СОТРУДНИКОВ ОВД / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД / СИСТЕМА ГАРАНТИЙ / SOCIAL LEGAL PROTECTION / LAW ENFORCEMENT BODIES / OBLIGATORY INSURANCE / MEDICAL INSURANCE / SYSTEM OF GUARANTEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудратов Муминбой Очилович, Махмудов Мансур Аьзамович

В статье рассматриваются проблемы правовой и социальной защиты государственных служащих в целом и сотрудников органов внутренних дел. Анализируется социальная и правовая защита сотрудников органов внутренних дел Республики Таджикистан как политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимого от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств, имеющая цель компенсировать ограничения, возникающие и связи со службой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of the legal and social protection of the police officials

The articles dwells on the problems of legal and social protection as civil servants as a whole and employees of law enforcement bodies as to a subject of research are considered (examined). The social and legal protection of the employees of law enforcement bodies of Republic of Tajikistan is analyzed, as politics of the states directed on maintenance of social, economic, political and other rights and guarantees of the man irrespective of his (its) floor, to a nationality, age, residence and other circumstances the having purpose to compensate restrictions arising in соnnection with a service.

Текст научной работы на тему «Понятие правовой и социальной защиты сотрудников милиции (полиции)»

УДК 34с 334 ББК 67.99(2)116.3

М.О. КУДРАТОВ, М.А. МАХМУДОВ

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ (ПОЛИЦИИ)

Нельзя не согласиться с тем, что термин «правовая и социальная защита» не имеет четкого определения в законодательстве Республики Таджикистан, а это приводит к различному толкованию и не способствует единообразному применению соответствующих норм права.

Термин «правовая и социальная защита», используемый в нормативных правовых актах, регулирующих государственную службу, применяется зачастую наряду с такими понятиями, как «государственная» и «правовая защита». Российский Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (11,3) определяет государственную защиту, как совокупность мер безопасности, мер правовой и социальной защиты. Например, согласно ст.92 Конституции Республики Таджикистан (6,18) судье юридическая помощь гарантируется на всех стадиях следствия и суда. Согласно ст.25. Закона Республики Таджикистан «О милиции» сотруднику милиции гарантируется судебная защита

После осуществления монетизации льгот (в 2005 г.) личному составу ОВД в Республике Таджикистан практически прекратилась оплата сверхнормативной занятости служащих на государственной службе, что является скорее постоянным, чем периодическим обстоятельством. Отсутствует компенсация, существовавшая в органах внутренних дел МВД Российской Федерации на 2011г. за поднаём жилья, оплаты посещения детьми сотрудников детских дошкольных учреждений, а также их летнего оздоровительного отдыха. Отсутствуют также выплаты на лечение сотрудников и любая материальная помощь. Оплата проезда к месту отдыха и обратно сотрудникам ОВД осуществляется только в пределах Республики Таджикистан. В отличие от МВД России для сотрудников ОВД Таджикистан сохранены отдельные натуральные льготы. Так, они имеют право бесплатного проезда в городском общественном транспорте, не далее шестидесяти километров от места службы (3, 95). Сохранено также право льготной оплаты отдельных коммунальных услуг (50 процентов).

Правовая защита включает в себя и установление повышенной уголовной ответственности за посягательство на жизнь и здоровье сотрудников милиции, судей и иных категорий работников правоохранительных и контролирующих органов. Закон о милиции Республики Таджикистан дополняет этот перечень такими мерами, как обязательность исполнения законных требований сотрудника милиции, недопустимость вмешательства в его деятельность, право на судебную защиту и др. Неповиновение законным требованиям сотрудника милиции, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на милицию обязанностей, влекут установленную законодательством Республики Таджикистан административную и уголовную ответственность (4, 22)

Законные требования военнослужащих внутренних войск также обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами Республики Таджикистан, иностранцами и лицами без гражданства.

Неисполнение законных требований военнослужащих внутренних войск и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Республики Таджикистан (8, 14)

К социальной защите законодательные акты в большинстве случаев относят: денежное содержание и другие выплаты, материальные компенсации в случае гибели должностного лица, причинения вреда здоровью, уничтожение или повреждение имущества в связи со служебной деятельностью, страхование соответствующих профессиональных рисков, охрана здоровья, льготы в области предоставления и оплаты жилья.

Отсутствие единого толкования термина «социальная защита» в законодательных актах обусловило возникновение полемики по социальной и правовой защите. Например, С.Д. Порощук, применяя понятие «социально-правовая защита» сотрудников милиции, предлагает понимать «гарантированную государством и иными структурами общества возможность персонала милиции эффективно использовать правомерные средства для достижения целей профессиональной деятельности, обладать обусловленными правовым статусом необходимыми

(3,14).

льготами и преимуществами и реально пользоваться им для удовлетворения личных потребностей и интересов» (12, 15) А.В. Коровников предлагает отказаться от использования термина «социально-правовая защита» и выступает за разграничение этих понятий. Под социальной защитой он предлагает понимать деятельность компетентных органов государственной власти, военного управления и местного самоуправления по созданию условий для реализации прав и законных интересов, свобод и обязанностей данной службы. Правовую защиту А. В. Коровников определяет как деятельность перечисленных органов по созданию и приведению в действие правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав, свобод и обязанностей, а также компенсаций и льгот, связанных с особенностями военной службы (7,16)

Социальная защита - «политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе и в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения», (15, 431) - утверждает Л.П. Храпылина.

Оплата труда сотрудников внутренних дел производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.

Виды и размеры денежного довольствия сотрудника милиции устанавливаются Правительством Республики Таджикистан и включают в себя:

- оклад по должности;

- оклад по специальному званию;

- районный коэффициент;

- надбавка за выслугу лет;

- надбавка за ученую степень, ученое звание;

- надбавка за особые условия службы;

- доплата за службу на объектах с вредными и особо вредными условиями труда;

- другие выплаты, устанавливаемые Правительством Республики Таджикистан и местными органами государственной власти.

Сотруднику милиции взамен продовольственного пайка, выплачивается денежная компенсация размер которой на каждый год устанавливается Законом Республики Таджикистан «О Государственном бюджете Республики Таджикистан».

Оплата труда сотрудника милиции, находящегося на службе сверх установленного законом рабочего времени, должна производиться в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан (5, 21).

Обеспечение сотрудника органов внутренних дел денежном довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Республики Таджикистан (9, 7).

Следует отметить, что сотрудники постоянно несут службу в условиях сверхнормативных нагрузок (психофизиологических и временных нагрузок). Они возникают, в частности, в связи с перманентной необходимостью выявления и пересечения деятельности незаконных вооружённых формирований, обеспечения безопасности президента и сопровождающих его лиц в период частных поездок по Республике Таджикистан. Компенсации в виде дополнительной оплаты или дополнительного отдыха сотрудникам не предоставляются. Годами накапливается усталость, раздражение, происходит психологическое выгорание, формируется профессиональная апатия.

Социальная защита государственных служащих должна включать комплекс мер, направленных, во-первых, «на компенсацию ограничений, объективно обусловленных характером деятельности, во-вторых, на реализацию социальных ожиданий работника, которые легли в основу его профессионального выбора, в-третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности конкретного лица»

Таким образом, «социальная защита» - это, прежде всего, комплекс мер, направленных на реализацию социальных гарантий государства. Меры социальной защиты призваны обеспечить надлежащие социально - экономические (материальные) условия для реализации полномочий сотрудниками государственных органов (1, 20)

Гарантии правовой защиты - это предусмотренные законодательством юридические средства, механизмы (презумпции) и процедуры, обеспечивающие возможность уверенного и инициативного, вопреки возникающим препятствиям и опасностям, исполнения сотрудниками милиции возложенных на них обязанностей.

Гарантии социальной защиты тоже, разумеется, являются правовыми, ибо установлены законодательством, причем в конечном итоге в тех же целях, что и гарантии правовой защиты. Их содержание сводится к предоставлению сотрудникам милиции прав, льгот и преимуществ экономического характера, выполняющим роль компенсаторов, необходимость в которых обусловливается тяжелым, рискованным и опасным характером милицейского труда.

Понятию «правовая защита» в науке уделено недостаточное внимание. Г.М. Мякишев определяет правовую защиту «в широком смысле в качестве правового статуса сотрудников, включающего обязанности, права и ответственность, которые они имеют не только как должностные лица, наделенные полномочиями власти, но и как граждане России». В узком смысле - это закрепление и охрана юридическими средствами обязанностей и прав сотрудников, гарантии максимальной эффективности их служебной деятельности. Иными словами, правовая защита призвана обеспечить режим инициативного, законного и беспрепятственного осуществления сотрудниками служебных обязанностей, придать им статус авторитетных представителей государственной власти» (10, 51).

Использование термина «социально-правовая защита», на наш взгляд, не совсем оправдано: правовая защита направлена на закрепление прав, гарантий, льгот, а социальная защита направлена на реализацию этих прав, гарантий и льгот. Следовательно, правовая и социальная защиты выполняют различные функции и, по словам М.Ю. Федоровой, не могут быть объединены (14, 17-20).

Теория и практика рассматривают социальную и правовую защиту сотрудников органов внутренних дел как одну из основных частей общей работы с кадрами. Кроме того, указанные правовые явления включаются в воспитательный процесс как важнейшая часть морально психологической подготовки (13, 7-8)

Уровень социальной и правовой защиты личного состава является центральной проблемой и влияет на показатели служебной деятельности органов и подразделений МВД. Правовая защита сотрудников органов внутренних дел Республики Таджикистан должна основываться на деятельности государственных органов по созданию мер, с помощью которых сотрудник милиции сможет квалифицированно действовать и строго в рамках закона исполнять свои служебные обязанности.

С нашей точки зрения, идея внести единое понятие государственной защиты сотрудников органов внутренних дел не совсем удачна. Так как и правовая, и социальная, и предлагаемая Г.М. Мякишевым физическая защита гарантированы государством и осуществляются государственными органами (15, 144)

Термин «защита», употребляемый в социальном обеспечении, имеет значение покровительства и заступничества. Термин «социальная» отождествляют с «общественным» (7, 4)

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующее определение понятий «социальная защита» и «правовая защита».

Социальная защита сотрудников органов внутренних дел - это система мер правового, социально - экономического характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры и имеющая цель -компенсировать ограничения, возникающие во время службы.

Правовая защита сотрудников органов внутренних дел - это система мер правового и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения квалифицированного исполнения сотрудниками своих служебных обязанностей.

Социальная и правовая защита сотрудников органов внутренних дел Республики Таджикистан предполагают политику государства, направленную на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, вероисповедания, места жительства и других обстоятельств, имеющую цель компенсировать ограничения, возникающие в связи со службой.

Социальная и правовая защита реализуется через установленную государственными органами систему гарантий. Гарантии - это правовые средства, направленные на обеспечение реализации того или иного права человека (14, 97)

Гарантии правовой защиты - это предусмотренные законодательством юридические средства, механизмы (презумпции) и процедуры, обеспечивающие возможность уверенного и инициативного, вопреки возникающим препятствиям и опасностям, исполнения сотрудниками милиции возложенных на них обязанностей.

Гарантии социальной защиты также являются правовыми, ибо установлены законодательством и имеют те же цели, что и гарантии правовой защиты. Их содержание сводится к

предоставленным сотрудникам милиции правам, льготам и преимуществам экономического характера, выполняющих роль компенсаторов, необходимость в которых обусловливается тяжелым, рискованным и опасным характером милицейского труда (14, 339)

Реализация социальных гарантий - одна из наиболее острых проблем как в Республике Таджикистан, так и в России. Международное право устанавливает общий перечень прав и свобод человека и определяет их основное содержание, т.е. устанавливает минимальные нормы -стандарты. Политико-правовое признание, конституционное закрепление и практическая реализация прав и свобод человека, насыщение их конкретным содержанием полностью ложатся на государства - участников соответствующих актов.

Так, человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Жизнь, честь, достоинство и другие естественные права человека неприкосновенны.

Права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством (14, 5)

Система социальной защиты сотрудников органов внутренних дел Республики Таджикистан формируется как многоуровневая, многофункциональная и сложноорганизованная.

Кроме того, социальную защиту можно классифицировать в зависимости от оснований предоставления: различают договорную (предоставляется по договору) и внедоговорную (предоставляется по закону) форму социальной защиты.

В зависимости от способа учета и компенсации социального риска социальная защита может быть страховой и нестраховой.

Все сотрудники милиции Республики Таджикистан подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих подразделений милиции. Порядок проведения указанного вида страхования определяется Правительством Республики Таджикистан.

В случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности, семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего из средств соответствующего подразделения милиции с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц с соответствующей индексацией на момент оплаты (14, 26).

При причинении сотруднику милиции телесных повреждений, исключающих возможность занятие профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания лиц с соответствующей компенсацией на момент оплаты.

Ущерб, причиненный имуществу сотрудника милиции, членов его семьи или близких родственников, в связи со служебной деятельностью сотрудника милиции, возмещается им в установленном порядке, в полном объеме, включая упущенную выгоду.

В случае гибели (смерти) военнослужащего внутренних войск в связи с осуществлением служебной деятельности либо его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие заболевания травмы и ранения, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере 10-летного денежного содержания этого военнослужащего, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

При получении военнослужащим внутренних войск в связи осуществлением служебной деятельности травмы, ранения, заболевания, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств республиканского бюджета Республики Таджикистан с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Ущерб, причиненный имуществу военнослужащего внутренних войск или его семье в связи с осуществлением им служебной деятельности, возмещается в полном объёме из средств республиканского бюджета Республики Таджикистан с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Мякишев Г.М. предлагает классифицировать государственную защиту сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по трем направлениям: правовая защита, социальная защита и физическая защита.

Нам предоставляется более приемлемой классификация гарантий социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел Республики Таджикистан по определенным сферам общественных отношений:

Гарантии правового характера:

а) гарантии права на судебную защиту;

б) гарантии права на объединение в профсоюзы.

Гарантии, возникающие в процессе прохождения службы:

а) гарантии, связанные с осуществлением должностных полномочий;

б) гарантии, связанные с участием в военных действиях в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов;

в) гарантии, связанные с участием в мероприятиях по борьбе с терроризмом;

г) гарантии права на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации с сохранением должностного содержания на период обучения;

е) гарантии права бесплатного проезда.

Гарантии бытового характера:

а) гарантии права льготного приобретения жилья;

б) гарантии в предоставлении телефонного номера;

в) гарантии в предоставлении детям сотрудников милиции мест в детских садах.

Гарантии, обеспечивающие безопасность сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи.

Гарантии, возникающие при наступлении социального риска:

а) гарантии в области охраны здоровья и страхования;

б) гарантии в области пенсионного обеспечения.

Гарантии, связанные с захоронением погибшего, умершего сотрудника органов внутренних дел.

По нашему мнению, таким должен быть путь формирования современной системы социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, соответствующий условиям времени.

Гарантии правового характера устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, применяемыми в различных отраслях права.

К гарантиям правового характера относится право на судебную защиту, права на объединение в профсоюзы.

Право на судебную защиту зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека в ст. 8, которая гласит, что «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом» (28, 54)

Система судебных органов, порядок их функционирования определяются правовой системой каждого государства. Большинство государств современного мира в последние годы стали использовать такую конституционную новеллу, как предоставление права всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, обращаться в международные политические судебные органы за защитой своих прав и интересов. Однако это право в международных судебных органах можно использовать только после того, как исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Создание и развитие таких средств являются обязанностью государств - участников международных соглашений. Судебная защита сотрудников милиции - это, прежде всего, гарантии, связанные со служебной деятельностью сотрудника. Законодательством Республики Таджикистан сотруднику милиции гарантируется судебная защита(29,96).

Военнослужащие внутренних войск имеют право на судебную защиту своих прав и законных интересов, в том числе на обжалование в военный суд приказа об увольнении с военной службы (30, 25).

Судебная защита прав и свобод сотрудников милиции осуществляется судами общей юрисдикции (районные, городские, областные, а также Верховный Суд Республики Таджикистан) и Конституционным Судом Республики Таджикистан. Выделяются следующие категории дел, подлежащие рассмотрению в судах обшей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства по искам и жалобам сотрудников милиции:

- вытекающие из служебных правоотношений;

- вытекающие из административных правоотношений;

- вытекающие из гражданских правоотношений.

Следующей гарантией правового характера, как уже отмечалось ранее, является право сотрудников милиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации).

Право на создание профессиональных союзов является одним из основных прав человека, предусмотренных в Пакте о гражданских и политических правах (31, 34), в Пакте об экономических, социальных и культурных правах (32, 22).

Основными элементами рассматриваемого права являются:

- право каждого на участие в создании профессиональных союзов для защиты своих социально - экономических интересов;

- право каждого вступать в профсоюзы по своему свободному выбору при условии соблюдения правил соответствующей организации;

- право на забастовки при условии его осуществления и их проведения в соответствии с законами государства. Возможность введения этого ограничения для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства, предусмотрена в Пакте об экономических, социальных и культурных правах.

3. Гарантии, предоставляемые в процессе прохождения службы в органах внутренних дел Республики Таджикистан.

Гарантии, которые предоставляются в процессе прохождения службы:

- гарантированная выплата денежного довольствия;

- гарантированное предоставление различного вида оплачиваемых отпусков;

- вещевое и продовольственное обеспечение сотрудников милиции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- право сотрудника обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание.

Что касается обжалования взыскания, то данная процедура носит последовательный характер, т.е. сотрудник органов внутренних дел вправе обращаться к вышестоящему руководству, в том числе к министру внутренних дел Республики Таджикистан, пройдя через всех начальников по иерархической лестнице. В случаях, указанных в законодательстве, сотрудник вправе обратиться в суд (например, о восстановлении на службе при незаконном увольнении либо при переводе на нижестоящую должность).

Следующими гарантиями являются гарантии, связанные с осуществлением должностных полномочий, к которым следует отнести сотрудников милицию для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:

- требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, а в случае невыполнения этих требований применить предусмотренные законодательством Республики Таджикистан меры принуждения;

- проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а также требовать другие документы, необходимые для соблюдения правил, контроль за которыми возложен на милицию и т.д. (33,8).

Сотрудник милиции имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом РТ «О милиции».

Физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются исходя из складывающейся обстановки по усмотрению сотрудника милиции в случаях, предусмотренных Законом РТ «О милиции». Сотрудник милиции имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства для пресечения преступлений и других правонарушений, задержание лиц, их совершивших, преодоление противодействия законным требованиям сотрудника милиции, самообороны, если ненасильственные способы не обеспечивают исполнения возложенных на сотрудника милиции обязанностей. (34,10) Применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, по общему правилу, должно предшествовать предупреждение о намерении их использовать.

Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия невозможно, сотрудник милиции обязан стремиться, по возможности, причинять наименьший моральный, имущественный и физический вред.

При причинении телесных повреждений или ранений в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан оказать пострадавшим доврачебную помощь. О ранении или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан доложить своему непосредственному начальнику для уведомления прокурора. Применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой установленную законодательством Республики Таджикистан ответственность.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник милиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства (35,13).

Одной из гарантий законности и эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудника милиции является ограничение вмешательства в его служебную деятельность. Для этого законодатель установил следующие положения:

- при выполнении возложенных обязанностей сотрудник подчиняется только непосредственным и прямым начальникам;

- никто другой не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом; никто не имеет права понуждать сотрудника к выполнению обязанностей, которые не возложены на него законодательством;

- при получении приказа или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник обязан руководствоваться законом;

- отмена или изменение решения, принятого сотрудником при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона;

- сотрудник в своей служебной деятельности руководствуется требованиями законов и не может быть ограничен решениями политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.

Специальные гарантии установлены в связи с участием сотрудников и военнослужащих в военных действиях в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов.

Существуют также государственные гарантии, связанные с участием в мероприятиях по борьбе с терроризмом. Эти две группы гарантий нуждаются в отдельном рассмотрении и в данной лекции не излагаются.

Отдельно регламентированы гарантии права на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации с сохранением денежного довольствия на период обучения. Эти гарантии реализуются за счет создания системы ведомственной подготовки кадров, которая помимо специального профессионального обучения обеспечивает повышение квалификации и переподготовку сотрудников милиции.

В соответствии с немногочисленными сохранившимися натуральными льготами сотрудник милиции имеет право пользоваться бесплатно при исполнении служебных обязанностей всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси). Сотрудники подразделений милиции на транспорте в пределах обслуживаемых участков имеют право бесплатного проезда (перелета) в служебных целях в поездах и воздушных судах.

К гарантиям бытового характера относятся:

а) гарантии права льготного приобретения жилья;

б) гарантии в предоставлении телефонного номера;

в) гарантии в предоставлении детям сотрудников милиции мест в детских садах.

Гарантии права льготного приобретения жилья.

Лицам, принятым на службу в милицию и не обеспеченным жилой площадью, служебное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома должно предоставляться по установленным законодательством нормам, местными органами государственной власти, а участковым инспекторам милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Сотрудникам милиции, охраняющим министерства и ведомства по договору, служебная жилая площадь должна обеспечиваться за счет соответствующих министерств и ведомств.

Не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения сотрудники милиции, прослужившие в органах милиции более десяти лет, а также члены семьи погибшего (умершего) сотрудника милиции.

Сотрудники милиции, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, гипотетически имеют право на получение льготных ссуд на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50 процентов представленной ссуды за счет средств соответствующего бюджета.

Органы и учреждения милиции имеют также право покупать жилье для своих сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет установленного законодательством источника финансирования.

Местные органы государственной власти вправе передавать сотрудникам органов внутренних дел бесплатно занимаемую ими жилую площадь в коммунальном жилом фонде в их собственность при выслуге двадцати и более лет службы, а также семьям сотрудников, погибших при исполнении служебного долга (37, 27).

В случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности, за семьей погибшего сохраняется право на получение жилой площади от органов местной власти на тех основаниях, которые имелись при постановке его на учет, но не позднее одного года со дня гибели сотрудника милиции.

Для сотрудников милиции и членов их семей, в том числе семьи погибшего, сохранилась также натуральная льгота - пятидесятипроцентная скидка по оплате жилищних площади, коммунальных услуг и телефона (за исключением оплаты за газ и электричество) независимо от вида жилого фонда (38, 36).

Офицерам, прапорщикам и военнослужащим по контракту внутренних войск жилая площадь в виде отдельной квартиры и дома по установленным нормам предоставляется местными органами государственной власти и управления, а также соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, объекты которых охраняются внутренними войсками, в порядке, установленном законодательством и иными нормативными актами Республики Таджикистан.

Лица офицерского состава, прапорщики, военнослужащие по контракту, уволенные с военной службы в запас или в отставку, а также их семьи обеспечиваются жильем по избранному месту жительства в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок. При невозможности предоставить жилую площадь в установленный срок с согласия военнослужащего запаса (в отставке) до получения жилой площади ему выплачивается денежная компенсация в размере, оговоренном договором найма жилого помещения. Обязанность по осуществлению этого права военнослужащего внутренних войск возлагается на местные органы власти.

В случае гибели военнослужащего внутренних войск в связи с исполнением обязанностей военной службы за семьей погибшего сохраняется право на получение жилой площади на тех основаниях, которые существовали при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом жилая площадь предоставляется не позднее одного года со дня гибели военнослужащего (39, 28).

Гарантии в предоставлении телефонного номера.

Сотрудникам оперативных служб милиции и другим категориям сотрудников милиции, определяемым Правительством Республики Таджикистан, квартирные телефоны устанавливаются вне очереди. При установке квартирных телефонов сотрудникам милиции предоставляется пятидесятипроцентная скидка за услуги (40, 37)

Офицеры внутренних войск имеют право на внеочередную установку квартирных телефонов (41,28)

Гарантии в предоставлении детям сотрудников милиции мест в детских садах.

Детям сотрудников милиции гарантируется предоставление мест в детских дошкольных учреждениях в течение трех месяцев со дня подачи заявления (42, 37).

Места в детских дошкольных учреждениях детям военнослужащих внутренних войск предоставляются местными органами власти, соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями и учреждениями в течение шести месяцев со дня подачи заявления с оплатой на льготных условиях, устанавливаемых Советом Министров Республики Таджикистан (43,28).

Гарантии, обеспечивающие безопасность сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи.

Сотрудник милиции является представителем государственной исполнительной власти и находится под защитой государства. Сотрудник милиции при исполнении служебных обязанностей является неприкосновенным лицом. Посягательство в любых формах на сотрудника милиции влечет немедленное пересечение таких действий средствами и способами, разрешёнными милиции Законом «О милиции» (44, 28).

Сотрудник милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьей 15 Закона «О милиции» основания для его применения.

Попытка лица, задерживаемого сотрудником милиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, предоставляет сотруднику милиции право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 15 Закона «О милиции» (45, 22)

Все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих подразделений милиции. Порядок проведения указанного вида страхования определяется Правительством Республики Таджикистан.

В случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности, семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания из средств соответствующего подразделения милиции с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц с соответствующей компенсацией на момент оплаты (46,38)

В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.

Ущерб, причиненный имуществу сотрудника милиции или его близких в связи со служебной деятельностью сотрудника милиции, возмещается в полном объеме из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Беременные женщины и матери, являющиеся сотрудниками органов внутренних дел, а также отцы - сотрудники органов внутренних дел, воспитывающие детей без матери (в случае ее смерти, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения, кроме того пользуются всеми правами и льготами, установленными нормативными правовыми актами для беременных женщин и матерей из числа рабочих и служащих.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (в том числе и обеспечение лекарствами) в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Республики Таджикистан (47, 26).

Гарантии в области пенсионного обеспечения

Важным элементом социальной защиты сотрудников органов внутренних дел выступает пенсионное обеспечение.

Пенсионное обеспечение - это всегда денежное содержание нуждающихся граждан, и таковым качеством оно отличается от всех иных видов социального обеспечения (23,5)

Пенсия сотрудникам органов внутренних дел выплачивается за счёт средств республиканского бюджета и определяется Законами Республики Таджикистан «О милиции», «О пенсионном обеспечении военнослужащих» и нормативными актами Правительства Республики Таджикистан. Исчисление размера пенсии сотрудникам органов внутренних дел, уволенным со службы по достижении установленного возраста, по болезни или выслуге срока службы, осуществляется из полного денежного содержания. Сотруднику органов внутренних дел, ставшему инвалидом вследствие увечья на службе или профессионального заболевания при исполнении служебных обязанностей, пенсия по инвалидности назначается независимо от общего стажа службы.

В случае смерти сотрудника органов внутренних дел пенсионное обеспечение членов его семьи осуществляется в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О пенсионном обеспечении военнослужащих», распространенного на сотрудников органов внутренних дел. В стаж службы для назначения пенсии и выплаты процентной надбавки за выслугу лет засчитывается в календарном исчислении время их работы в органах внутренних дел по договору трудового найма, если занимаемые ими должности впоследствии стали замещаться лицами рядового и начальствующего состава и они были назначены на эти должности, а также служба на других должностях в этих же подразделениях органов внутренних дел, в порядке, определяемом законодательством Республики Таджикистан.

Лицам, прибывшим из судебных, правоохранительных и силовых структур для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел их трудовой стаж засчитывается в срок службы для назначения пенсии и начисления надбавки за выслугу лет из расчёта один год общего трудового стажа за один год службы.

Для лиц, которые после окончания образовательных учреждений проработали по специальности в гражданских организациях и продолживших службу в органах внутренних дел по основной специальности, их трудовой стаж засчитывается в срок службы для назначения пенсии и начисления надбавки за выслугу лет из расчёта два года общего трудового стажа за один год службы.

Время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы составляет один год трудового стажа, а в период службы в районах с тяжелыми климатическими и экологическими условиями, в соответствии с законодательством Республики Таджикистан (24,28)

Гарантии, связанные с захоронением погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел.

Для погребения сотрудников милиции и пенсионеров - бывших сотрудников милиции -выплачивается единовременное пособие в размере, установленном Правительством Республики Таджикистан.

Реализация принятых законов и иных нормативных правовых актов, направленных на социальную защиту сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей, происходит

через действий различных социальных, медицинских программ, а также программ комплексного характера.

К сожалению, такие программы либо не осуществляется, либо их вообще не существует (единственное исключение - это различные медицинские программы по улучшению здоровья сотрудников органов внутренних дел).

Законодательство, направленное на социальную защиту, на практике в полной мере не реализуется, наблюдается нарушение всех предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий и льгот, предусмотренных для сотрудников органов внутренних дел, увеличивается количество жалоб в суды. Многие иски сотрудников органов внутренних дел признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению, например, по фактам нарушения жилищных прав, порядка увольнения со службы, понижения в должности и др.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горбатов, Е.И. Социальная защита государственных сотрудников (правовые вопросы): Автореф. дис. канд. юрид. наук. / Е.И. Горбатов. - Екатеринбург, 2002. - 23 с.

2. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под. Общ.ред. С.В.Пирогова. -М., 1996. - 76 с.

3. Закон Республики Таджикистан «О милиции». -Душанбе. Ирфон. 2014. -21 с.

4. Закон Республики Таджикистан «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Таджикистан» от 28 декабря 1993 г. № 917. -С.22.

5. Закон 247 -2011 г. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Российская газета. 7декабря 2011.№275. (5651).

6. Конституции Республики Таджикистан. - Душанбе. Ирфон. 2014.- 19 с.

7. Коровников, А.В. Социальная защита военнослужащих и в зарубежных государствах: правовое регулирование. / А.В. Коровников.- М., 1997. - 82 с.

8. Кудратов, М.О. Правовые и организационные проблемы совершенствования кадрового обеспечения органов внутренних дел Республики Таджикистан. Организованная преступность в XXI веке: проблемы теории и практики. -М., Международный юридический институт. / М.О. Кудратов.- 2011. - С.189-192.

9. Лепихов, М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). / М.И. Лепихов.- М., 2000. -68 с.

10.Мякишев, Г.А. Обязанности, права и ответственность начальника горрайоргана внутренних дел в работе с кадрами. / Г.А. Мякишев. - М.: Академия управления МВД России. 2002. - 192 с.

11.Охотский, В.Е. Государственный служащий: статус, профессия, призвание. / В.Е. Охотский. -М., Экономика.2011. - 317 с.

12.Порощук, С.Д. Общетеоретические аспекты социально - правовой защиты сотрудников милиции: Автореф. Дис.... канд. юрид наук. / С.Д. Порощук. - М., 1994. - 22 с.

13. Федеральный закон РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995.- №45 - ФЗ СЗ РФ. 1995. -№17. -С. 14-55.

14. Федорова, М.Ю. Социальное страхование как организационно - правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. / М.Ю. Федорова.- Омск. 2000. - 99 с.

15.Храпылина, Л.П. Социальная политика: Учебник / Под общей ред. Н.А.Волгина. / Л.П. Храпылина. - М., 2002. - 431 с.

REFERENCES:

1. Gorbatov, E.I. Social protection of state employees (legal issues): Abstract of disser. cand.of science in Law. / E.I. Gorbatov. - Ekaterinburg, 2002. -23 р.

2. State staffing policy: conceptual basis, priorities, implementation technology / under the editorship of S.V. Pirogov. M., 1996. -76 р.

3. The Law of the republic of Tajikistan «About militia». Dushanbe. Irfon. 2014. -21 р.

4. The Law of the republic of Tajikistan «On the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan » dated December 28, 1993 № 917. - 22 p.

5. The Law 247 - 2011 On service in Internal Affairs of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation. Rossiyskaya newspaper. Dated December 7, 2011. № 275. (5651).

6. The Constitution of the republic of Tajikistan. - Dushanbe. Irfon. 2014. - 19 р.

7. The Federal Law of the Russian Federation «On state protection of judges and authorities of law enforcement and supervisory bodies», dated April 20, 1995. - №45 - FL SP RF. 1995. - №17. -14-55 p.

8. Korovnikov, A.V. Social protection of servicemen and in foreign countries: legal regulation. / A.V. Korovnikov. - M., 1997. - 82 p.

9. Kudratov, M.O. Legal and organizational problems of improving staffing of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan. Organized criminal activity in the XXI century: the problems of theory and practice. - M., International Law Institute. / M.O. Kudratov.- 2011.- Р.189-192.

10.Lepikhov, M.I. Law and social protection of the population (social law)/M.I. Lepikhov.- M., 2000.-68 p.

11.Myakishev, G.A.The duties, rights and responsibilities of the head of the city internal affairs department in order to work with the staff. / G.A. Myakishev.- M.: The Academy of management MIA of Russia. 2002.- 192 р.

12.Okhotskiy, V.E. Government employee: status, profession, vocation. / V.E. Okhotskiy. - M., Ekonomika. 2011. - 317 p.

13.Poroschuk, S.D. General theoretical aspects of social-legal protection of police officers Abstract of dissert... cand.of science in Law. / S.D. Poroschuk. - M., 1994. - 22 p.

14.Fyodorova, M.Y. Social insurance as the organizational- legal form of social protection: problems of legal regulation. /M.Y. Fyodorova.- Omsk. 2000. - 99 р.

15.Hrapylina, L.P. Social policy: Textbook / under the general editorship of N.A. Volgina. / L.P. Hrapylina. - M., 2002. - 431 p.

Понятие правовой и социальной защиты сотрудников милиции (полиции)

Ключевые слова: социально - правовая защита сотрудников ОВД, обязательное страхование и добровольное медицинское страхование сотрудников ОВД, система гарантий,

В статье рассматриваются проблемы правовой и социальной защиты государственных служащих в целом и сотрудников органов внутренних дел. Анализируется социальная и правовая защита сотрудников органов внутренних дел Республики Таджикистан как политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимого от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств, имеющая цель компенсировать ограничения, возникающие и связи со службой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Concept of the legal and social protection of the police officials

Keywords: social - legal protection, law - enforcement bodies, obligatory insurance, medical insurance, system of guarantees.

The articles dwells on the problems of legal and social protection as civil servants as a whole and employees of law - enforcement bodies as to a subject of research are considered (examined). The social and legal protection of the employees of law - enforcement bodies of Republic of Tajikistan is analyzed, as politics of the states directed on maintenance of social, economic, political and other rights and guarantees of the man irrespective of his (its) floor, to a nationality, age, residence and other circumstances the having purpose to compensate restrictions arising in соппс^юп with a service.

Сведения об авторах:

Кудратов Муминбой Очилович, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Первона чальной подготовки и повышения квалификации» факультета № 4 Академии МВД РТ (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: qudratov@mail.ru

Махмудов Мансур Аъзамович, заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса факультета №4 Академии МВД РТ (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: mahmudov_m@list. ru

Information about the authors:

Qudratov Muminboy Ochihvich, Candidate of Law, Associate Professor of initial training and continuing education Departments of the Faculty № 4, the Academy of Ministry of Internal Affairs, (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: qudratov@mail.ru

Mahmudov Mansur A'zamovich, Head of the Department of Crimanal Law and Crimanal Procedure of the Faculty №4 the Academy of Ministry of Internal Affairs, (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: mahmudov_m@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.