Научная статья на тему 'Обоснование экономической сущности социальной политики в интересах экономической безопасности'

Обоснование экономической сущности социальной политики в интересах экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2767
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL POLICY / ECONOMIC SECURITY / STATE / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Быковская Ю. В.

Предмет. Социальной политике принадлежит ведущая роль в системе обеспечения экономической безопасности. Ее ключевой целью наряду с решением социальных проблем является социально-экономическое развитие государства. Упадок экономики напрямую связан с такими угрозами экономической безопасности, как увеличение масштабов безработицы, рост численности населения, живущего за чертой бедности, разрастание криминализации социально-экономических отношений. Цели. Определение экономической сущности социальной политики в контексте экономической безопасности. Методология. С помощью методов ретроспективного анализа, обобщения, сравнения и группировки рассмотрены подходы к определению сущности социальной политики отечественными и зарубежными авторами. На основании теории социального государства, теории человеческого капитала, целей, задач, функций, основных направлений и приоритетов развития социальной политики показано ее экономическое содержание. Результаты. Обосновано, что экономическая составляющая социальной политики присутствует в большинстве исследований на протяжении нескольких последних веков. Многие ученые рассматривают социальную политику как основной и необходимый фактор экономического роста и развития. Зачастую понимание социальной политики сводится к тому, что последствия ее проведения в конечном итоге отражаются на экономическом положении государства, общества и человека и, следовательно, на состоянии экономической безопасности. Выводы. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что понимание социальной политики сводится к вопросам финансирования социальной сферы, к распределению и перераспределению ресурсов государства, доходов между отдельными слоями и группами. Экономическая сущность социальной политики заключается в том, что посредством эффективного использования инструментов ее реализации обеспечиваются экономический рост государства и развитие социальной сферы. От результативности методов реализации социальной политики напрямую зависит уровень криминализации социально-экономических отношений. Следовательно, социальной политике отводится заметная роль в системе экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Быковская Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grounding the economic substance of the social policy in the interests of economic security

Importance Social policy plays a key role in the economic security system. One of its key objectives is a socio-economic development of the State. Economic distress is directly related to threats to economic security, i.e. mounting unemployment, increasing number of population living below the poverty line, growing criminalization of social and economic relations. Objectives The purpose of the study is to determine the economic substance of the social policy in the context of economic security. Methods I apply the methods of retrospective analysis, synthesis, comparison and grouping to review approaches to determining the essence of the social policy by domestic and foreign authors. Results I justify that the economic component of the social policy can be found in most studies performed over the past few centuries. Many scientists consider social policies as a key and essential factor for economic growth and development. Often, the understanding of the social policy comes down to the fact that its implementation will eventually impact the economic conditions of the State, society and the individual, and therefore, the economic security. Conclusions Based on the analysis, I conclude that the understanding of the social policy comes down to financing the social sphere, distribution and redistribution of State resources and revenues between certain social layers and groups. The economic substance of the social policy is that effective use of instruments for its implementation provides for economic growth of the State and the social sphere development.

Текст научной работы на тему «Обоснование экономической сущности социальной политики в интересах экономической безопасности»

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРЕСАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Научное обозрение

Юлия Викторовна БЫКОВСКАЯ

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита,

Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя,

Москва, Российская Федерация

[email protected]

История статьи:

Принята 07.09.2015 Одобрена 22.09.2015

УДК 338.242

JEL: П8, В8, J38, J68, Н56

Ключевые слова: социальная политика, экономическая безопасность, социальное государство, социально-экономическое развитие

Аннотация

Предмет. Социальной политике принадлежит ведущая роль в системе обеспечения экономической безопасности. Ее ключевой целью наряду с решением социальных проблем является социально-экономическое развитие государства. Упадок экономики напрямую связан с такими угрозами экономической безопасности, как увеличение масштабов безработицы, рост численности населения, живущего за чертой бедности, разрастание криминализации социально-экономических отношений.

Цели. Определение экономической сущности социальной политики в контексте экономической безопасности.

Методология. С помощью методов ретроспективного анализа, обобщения, сравнения и группировки рассмотрены подходы к определению сущности социальной политики отечественными и зарубежными авторами. На основании теории социального государства, теории человеческого капитала, целей, задач, функций, основных направлений и приоритетов развития социальной политики показано ее экономическое содержание. Результаты. Обосновано, что экономическая составляющая социальной политики присутствует в большинстве исследований на протяжении нескольких последних веков. Многие ученые рассматривают социальную политику как основной и необходимый фактор экономического роста и развития. Зачастую понимание социальной политики сводится к тому, что последствия ее проведения в конечном итоге отражаются на экономическом положении государства, общества и человека и, следовательно, на состоянии экономической безопасности.

Выводы. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что понимание социальной политики сводится к вопросам финансирования социальной сферы, к распределению и перераспределению ресурсов государства, доходов между отдельными слоями и группами. Экономическая сущность социальной политики заключается в том, что посредством эффективного использования инструментов ее реализации обеспечиваются экономический рост государства и развитие социальной сферы. От результативности методов реализации социальной политики напрямую зависит уровень криминализации социально-экономических отношений. Следовательно, социальной политике отводится заметная роль в системе экономической безопасности.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Важнейшей составной частью экономической безопасности является экономическая безопасность в социальной сфере. Главная роль в системе ее обеспечения принадлежит социальной политике, проводимой государством. Ведь повышение уровня благосостояния и качества жизни граждан является важнейшим национальным интересом государства. Вместе с тем роль государственной социальной политики гораздо шире, чем решение социальных проблем. Ее можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста и развития государства. Это связано с тем, что среди наиболее

опасных последствий экономических кризисов находятся социальные взрывы. Упадок экономики напрямую связан с такими угрозами экономической безопасности, как увеличение масштабов безработицы, рост численности населения, живущего за чертой бедности, разрастание криминализации социально-экономических отношений.

В связи с этим важно, базируясь на комплексном теоретико-методологическом подходе, систематизировать представления ученых о сущности социальной политики, проанализировать значение экономической составляющей

в ее проведении, показать место социальной политики в социально-экономическом развитии государства. Это поможет наиболее полно показать важнейшую роль социальной политики в решении вопросов, касающихся обеспечения и повышения экономической безопасности.

В настоящее время вопрос о принадлежности социальной политики к той или иной научной области остается спорным и довольно острым. Не будет преувеличением сказать, что специалисты разных областей науки отстаивают свои права на социальную политику.

Политологи исследуют социальные основы политики, различные модели социальной политики, пути ее развития, анализируют имеющиеся представления о социальной роли государства1. Например, основными направлениями исследований Института социально-политических исследований Российской академии наук является разработка теории социального и социально-политического развития российского общества и различных его социальных групп, анализ социальных последствий его реформирования, разработка научных основ стратегии социального и социально-политического развития российского общества на краткосрочную и долгосрочную перспективу2.

Многие социологи склонны рассматривать социальную политику как социологическое направление знаний. В качестве обоснования в научных источниках часто приводится выделение русским, американским социологом и культурологом, одним из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокиным (1889-1968) [1, с. 29] специального четвертого раздела социологии, который он обозначил как «социальная политика»3.

В свою очередь Л.В. Константинова полагает, что вопрос о сущности социальной политики наиболее принципиальный характер мог бы носить в социологической науке. Так, по ее мнению, это связано с тем, что социологическая

1 Василик М.А. Политология. М.: Гардарики, 2006 г. 588 с.; Люблинский В.В. Трансформация общества и социальная политика в странах Запада: вторая половина XX - начало XXI в.: монография. М.: РУДН, 2004. 262 с.

2 Официальный сайт Института социально-политических исследований Российской академии наук. URL. http://isprras. ru/pages_14/index.html#3.

3 Первый раздел социологии П.А. Сорокин называет общим

учением об обществе. Второй раздел социологии составляет

социальная механика. Третьим разделом социологии является

социальная генетика, четвертым - социальная политика.

интерпретация социальной политики в силу предметной обусловленности данной области научного знания, в отличие от подходов других наук, способна претендовать на более комплексный и синтетический анализ природы изучаемого явления. В сущности социальной политики больше именно социального, нежели экономического или правового. Это связано с тем, что непосредственной сферой реализации социальной политики является сфера социального. Доминантные цели и результаты социальной политики фокусируются именно в этой сфере, преобразуя и видоизменяя существенные параметры ее функционирования. При этом экономические, правовые, политические составляющие социальной политики чаще выступают в качестве технологических средств, механизмов преобразования, заимствованных из других сегментов жизненного пространства общественной системы, и не покрывают социальную политику как целостность [2, с. 37-38].

Ученые в области социальной философии, рассматривая социальную политику, исследуют ее феномен, выбирая особый формат изучения, например с помощью исторического экскурса по социальной проблематике и ее отражения в экономических и социологических концепциях. Широко известны работы профессора Т.Ю. Сидориной «Два века социальной политики» [3], в которой социальная политика рассматривается в дух аспектах: с точки зрения современной социально-политической реальности и в историческом контексте, и «История и теория социальной политики»4, в которой исследуются основные этапы развития социальной политики в странах Запада и в России, анализируются концептуальные основы социальной политики, прослеживается взаимосвязь современной социальной политики с социально-философскими, социологическими и экономическими учениями.

Исследователи-юристы изучают социальную политику с позиций норм права: гражданского, финансового, а также нормативного правового регулирования механизмов ее формирования и реализации5. Более того, практически ни одно крупное научное исследование не обходится без анализа правовой стороны формирования и

4 Сидорина Т.Ю. История и теория социальной политики. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2010. 349 с.

5 Апостолова Т.М., Косевич Н.Р. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации. М.: Владос, 2008. 570 с.

реализации социальной политики или отдельных ее элементов6.

Ученые-экономисты рассматривают социальную политику, акцентируя внимание на ее экономической составляющей. Социальная политика как учебная дисциплина является одним из компонентов Федерального государственного образовательного стандарта по экономике. Например, учебник С.Н. Смирнова и Т.Ю. Сидориной «Социальная политика»7 имеет гриф Министерства образования и науки Российской Федерации, рекомендующий его для студентов экономических специальностей.

Между тем анализ различных аспектов социальной политики с учетом ее экономической сущности и содержания на протяжении последних нескольких веков присутствует в большинстве исследований ученых. Наиболее ярко в историческом контексте экономическая сущность социальной политики прослеживается в развитии теории социального государства.

Основоположник концепции социального государства немецкий философ, историк, экономист Лоренц фон Штейн (1815-1890) отмечал, что «социальное государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, так как развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве» [4, с. 215]. Из этого определения видно, что в качестве главной цели государства Л. фон Штейн определяет экономический и социальный прогресс.

Английский экономист Артур Сесил Пигу (18771959) считал, что основной принцип социальной политики заключается в том, что более равномерное распределение доходов будет способствовать большему приросту благосостояния граждан, чем в условиях высокой дифференциации доходов [5].

Английский экономист, представитель фабианства Уильям Генри Беверидж (1879-1963) выдвигал идею гарантированного единого национального минимального дохода и необходимости новой организации системы социального обеспечения через расширение механизма социального страхования [6; 7, с.21].

Некоторые ученые давали негативную оценку теории государства всеобщего благоденствия, утверждая,

6 Например, исследования Независимого института социальной политики, Фонда «Институт экономики города», Института экономики РАН и др.

7 Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. 403 с.

что оно приводит к социальному иждивенчеству и к падению эффективности экономики. Так, американский экономист Артур Мелвин Оукен (1928-1980) считал, что перераспределение доходов внутри общества ведет к снижению экономической эффективности, сравнивая такую ситуацию с дырявым ведром [8]8.

Приведенные позиции как сторонников теории социального государства, так и ее противников демонстрируют важнейшую роль экономической составляющей в проведении государством социальной политики. Основные идеи в части приоритетов и направлений формирования и реализации социальной политики, методов решения социальных проблем в концепциях разных ученых базируются на экономическом подходе, на тесной взаимосвязи экономики и социальной сферы.

В современном мире основные принципы, определяющие понятие «социальное государство», сформированы в документах, признанных мировым сообществом. В настоящее время идея социального государства заключается «в правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для развития гражданского общества»9. Подтверждением этой идеи являются положения Конституции Российской Федерации.

Статья 6 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это предопределяет формирование в России государственной социальной политики, соответствующей концепции социального государства, с четко выраженными приоритетами, целями и направлениями социально-экономического развития, системой социальной защиты граждан, эффективным комплексом институтов, методов, механизмов, инструментов, ресурсов и средств по их реализации.

Анализ сущности понятия «социальная политика» позволяет сделать следующие принципиальные выводы.

Во-первых, содержание категории «социальная политика» у разных специалистов имеет существенные различия.

Одни исследователи, раскрывая сущность

8 Словарь экономических терминов. URL: conomic s_ru. academic. ги/7076/эффект_дырявого_ведра_окуня.

9 Сидорина Т.Ю. История и теория социальной политики. М.: М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2010. С. 159.

социальной политики, связывают ее с деятельностью государства и других институтов, направленной на развитие социальной сферы, рост благосостояния людей, совершенствование условий и качества их жизни, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты.

Например, Г.А. Ахинов и С.В. Калашников считают, что «социальную политику можно определить как деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты»10.

Другие полагают, что социальная политика -это система или комплекс государственных мер и мероприятий по обеспечению социальной защиты граждан, поддержанию определенного уровня жизни населения и созданию условий для всестороннего развития человека и общества.

Академик РАН Т.И. Заславская ( 1927-2013) отмечала, что в узком смысле социальная политика - это система государственных мер по поддержанию тех общественных групп и слоев населения, которые в силу тех или иных причин оказываются в более трудном положении, чем другие, страдают от специфических обстоятельств и не могут своими силами улучшить собственное положение. Социальная политика в широком смысле направлена на достижение более сложной и масштабной цели - целенаправленную модификацию общественных структур и институтов в сторону более полного воплощения подлинно социалистических отношений. Проводимая социальная политика должна стимулировать всестороннее развитие человеческого потенциала общества, распространение эффективных способов и образцов экономического поведения, развитие социальных отраслей народного хозяйства, рост качества жизни населения и защищенности социально уязвимых слоев [9, с. 13; 10, с. 12].

Профессор И.П. Николаева полагает, что социальная политика - это комплекс мер государства по обеспечению социальной защиты человека, поддержанию определенного статуса различных социальных групп и созданию условий для всестороннего развития человека и общества11.

10 Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика. М.: ИНФРА-М, 2011. 272 с.

11 Экономическая теория / под ред. И.П. Николаевой. М.:

Проспект, 2007. С. 499.

Третьи определяют социальную политику как взаимодействие и взаимоотношение социальных групп, сообществ, социальных институтов, классов в интересах социальной защиты населения, повышения уровня благосостояния граждан, социального развития общества и государства.

Как утверждает профессор Н.А. Волгин, социальная политика - это взаимоотношение основных элементов социальной структуры общества (классов, социальных групп, общностей) по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей12.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная политика - это структурно сложное явление. При этом в каждом из приведенных подходов существует определенное позитивное начало.

Во-вторых, зачастую ученые рассматривают социальную политику как основной и необходимый фактор экономического роста и развития. Такой подход отводит социальной политике ведущую роль в экономике.

Как отмечал немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры Вернер Зомбарт (18631941), «под социальной политикой мы понимаем такие мероприятия экономической политики, которые имеют своей целью или следствием сохранение, содействие развитию или уничтожение, подавление определенной экономической системы или ее составных частей» [11, с. 61].

Немецкий государственный деятель и экономист, федеральный канцлер ФРГ с 1963 по 1966 г., автор германского экономического чуда Людвиг Эрхард (1897-1977) считал, что ключевой идеей проведения экономических преобразований является принцип социальной ориентации рынка и достижение высокого уровня благосостояния для всех слоев населения. «Обеспечение высокого благосостояния для всех слоев населения объективно необходимо, поскольку оно выступает материальной основой формирования высококвалифицированных кадров для народного хозяйства» [12, с. 13]. При этом, по его мнению, социальная ориентация рынка предполагает усиление государственного регулирования всех сфер общества и прежде всего экономической, и социального развития рынка не может быть без экономического прогресса.

Схожая позиция в отношении экономической

12 Социальная политика / под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 2008. С. 24.

сущности социальной политики существует в научных трудах шведского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике 1974 г. Гуннара Мюрдаля (1898-1987), который считал, что успех макроэкономики неразрывно связан с решением социально-экономических проблем [13].

Позиция выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1886-1946) была основана на важности регулирования социально-экономических процессов государством, в том числе в части роста заработной платы, снижения уровня бедности, уменьшения дифференциации доходов и обеспечения социальных гарантий [14, 15].

Отечественные ученые также исследуют социальную политику, принимая во внимание ее экономическое содержание. Например, Т.М. Апостолова и Н.Р. Косевич считают, что «социальную политику можно определить как целенаправленную деятельность государства, ставящую своей целью смягчение противоречий между участниками экономических (рыночных) отношений и предотвращение социальных конфликтов»13. В свою очередь И.П. Денисова полагает, что «социальная политика -это система отношений, возникающих между социальными субъектами по реализации основных целей общества, выражающихся в формировании и присвоении социальных потребностей, зависящих от этапа и приоритетов экономического развития»14.

В-третьих, анализ зарубежных и отечественных научных источников говорит о том, что среди мнений специалистов нет единства в том, кому принадлежит приоритет в проведении социальной политики.

Зарубежные специалисты нередко рассматривают социальную политику как функцию общества, рынка, но не государства. Адам Смит (1723-1790), считал, что «невидимая рука» рынка способна ликвидировать противоречия, возникающие в ходе социальных реформ, а вмешательство государства в этот процесс может нарушить естественный ход событий [16]. В «Словаре социальной работы» Р. Баркера приведено следующее определение: «Социальная политика - это деятельность и принцип общества, формирующие способ, при помощи которого оно вмешивается и регулирует отношения между индивидами, группами,

13 Апостолова Т.М., Косевич Н.Р. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации. М.: Владос, 2008. 570 с.

14 Денисова И.П. Социальная политика. Ростов н/Д.: Феникс,

2009. 347 с.

общинами, социальными учреждениями. Эти принципы и действия являются результатом обычаев и ценностей общества и в большей степени определяют распределение ресурсов и уровень благосостояния его людей» [17].

Российские ученые, как правило, приоритет в проведении социальной политики отдают государству, а обществу в лице общественных организаций и институтов отводят второе место. Это очевидно, ведь социальная политика широко используется в государственном строительстве и государственном управлении. Она является важнейшей и неотъемлемой частью деятельности современного российского государства и неразрывно связана с его целями, задачами, приоритетами и направлениями развития.

Например, профессор Е.Ш. Гонтмахер считает, что под социальной политикой следует понимать действия государства (центра и субъектов Федерации) в социальной сфере, соотнесенные с определенной целью и конкретными особенностями исторического этапа развития страны, подкрепляемые организационно, финансово и пропагандистски в расчете на определенные конечные результаты. Профессор П.В. Савченко полагает, что ведущим субъектом социальной политики является государство, другими ее субъектами выступают общественные некоммерческие организации гражданского общества и бизнес15.

Несмотря на серьезные различия в определении понятия социальной политики у специалистов разных отраслей науки, а также отечественных и зарубежных ученых, главным является представление о сознательном управлении социально-экономическими процессами, важности разработки и реализации социальных программ, повышении уровня и качества жизни различных социальных групп [18].

Учитывая позиции различных специалистов и множественность определений категории «социальная политика», можно сделать вывод о том, что социальная политика - это многогранный процесс, сложное, многоуровневое, комплексное, системное и динамично развивающееся явление.

Ключевой задачей социальной политики является создание условий для обеспечения достойного уровня благосостояния граждан, их социальной защиты в интересах стимулирования экономического

15 Национальная экономика / под ред. П.В. Савченко. М.: Экономистъ, 2007. С. 621.

роста, прогрессивного социально-экономического развития государства и всестороннего развития человека. Решение этой задачи в первую очередь должно возлагаться на государство и осуществляться с помощью системы различных, прежде всего экономических, способов, методов, механизмов, институтов и инструментов.

На формирование методов, механизмов, институтов и инструментов проведения социальной политики, а значит, и ее модели, оказывают влияние многие факторы - уровень экономического развития, особенности государственного устройства и структур гражданского общества, политические, правовые, исторические традиции страны. Однако во всем многообразии моделей социальной политики различных государств в научной литературе классификации этих моделей осуществляются по определенным признакам. В настоящее время наиболее известными являются следующие классификации моделей социальной политики:

- модель Бисмарка; модель Бевериджа; скандинавская (шведская) модель16;

- либеральная или англосаксонская модель; консервативная, континентальная или германская модель; социал-демократическая или скандинавская модель; рудиментарная или средиземноморская модель;

- неолиберальная модель; консервативно-корпоративистская модель; социально-демократическая модель [19; 20, с.18];

- монетаристская модель; патерналистская модель; модель государства всеобщего благосостояния [21, с. 11-14];

- социал-демократическая; консервативная; либеральная; католическая модели17.

Каждая модель социальной политики имеет свои сильные и слабые стороны. Это связано с приоритетами, особенностями стратегических целей и задач, реализуемых на государственном уровне, развитостью экономической системы государства, характером социальных ожиданий.

Российскими исследователями составлена совокупность критериев, по которым с учетом мирового опыта осуществляется классификация моделей социальной политики. По мнению автора,

16Социальная политика / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. М.: Юрайт, 2012. С. 138-143.

17 Григорьева И.А. Социальная политика и социальное

реформирование в России в 90-х годах. СПб.: СЗАГС, 1998. 112 с.

эта совокупность признаков точно и полно отражает принадлежность проводимой социальной политики в государстве к той или иной модели.

К этим критериям относятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- место социальной политики среди национальных приоритетов государства, т.е. выбор между приоритетами в пользу социального благосостояния или экономического роста;

- распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором;

- масштабы государственного сектора в экономике страны, которые определяются как объемами перераспределяемого валового внутреннего продукта, так и долей населения, занятого в государственном секторе;

- особенности национальной политики -определение целей и инструментов социальной политики в зависимости от отношения государства к экономическим и социальным проблемам (например, к уровню бюджетных расходов на социальные цели); форме и структуре предоставления социальных услуг (через государственные или частные учреждения и организации); доле социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели; адресности социальной политики и т.д.18.

Исследование существующих моделей говорит о том, что важнейшую роль в отнесении проводимой социальной политики к той или иной модели играет степень участия государства в решении социальных проблем. При этом традиционно выделяются два полюса - либеральная и социал-демократическая модели.

Первая модель исходит из того, что государство должно принимать минимальное участие в решении социальных проблем.

Вторая модель признает необходимым обязательство государства обеспечить определенный минимальный социальный стандарт благосостояния как право гражданина. Как отмечает в своем исследовании С.Г. Дембицкий, либеральный проект развития государства предусматривает передачу большей части социальных услуг и социальной защиты на откуп частному сектору, возлагая на частную инициативу задачу компенсации социальных перекосов экономического развития. В свою

18 Денисова И.П. Социальная политика. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С. 44-45.

очередь, согласно позиции сторонников развития социального государства, задачей последнего является повышение своей ответственности перед гражданами за ложащиеся на их плечи тяготы экономических реформ и рыночной неустойчивости19. Вместе с этим, как показывают исследования и практика, в чистом виде ни одна из сложившихся моделей не существует.

Если говорить о Российской Федерации, то отечественная модель социальной политики, как правило, рассматривается вне общепринятых типологий. Специалисты отмечают, что для России с ее гипертрофированной ролью государства как основного субъекта социальной политики абсолютно неприемлемы характерные для либеральной модели минимизация вмешательства государства в социальную сферу, жесткое разделение ответственности за решение различных социальных проблем между разными уровнями власти и возложение максимума ответственности за их благополучие на самих граждан.

Наряду с этим с начала 1990-х гг. учеными выделяются два этапа развития социальной политики России, представляющих реализацию различных социальных моделей: патерналистская модель, характерная для первой половины 1990-х гг., и адресная социальная система, пришедшая на смену первой модели. Тем не менее, по мнению ученых, фактически весь период экономических преобразований в России реформирование социальной политики осуществлялось в рамках либеральной идеологии20.

В 2008 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил вектор российской социальной политики, реализация которой должна осуществляться в будущем - переход к качественно новой социальной политике - политике социального развития21. Курс на социальное развитие предполагает достижение устойчивого повышения благосостояния населения, динамичного развития экономики и социальной сферы, дальнейший экономический рост и в итоге - реализацию национальных интересов российского

19 Дембицкий С.Г. Формирование социально ориентированной рыночной экономики в Российской Федерации (макроэкономический анализ): монография. М.: МГОУ, 2004.

20 Социальная политика и социальные реформы глазами россиян. Аналитический доклад Института социологии РАН. URL: http://www.fesmos.rU/netcat_files/194/99/h_c5b5a09a9668 fa1406bacecd8c04f485.

21 Владимир Путин: «России нужно активно переходить на

качественно новую модель социальной политики». URL: http:// www.qwas.ru/russia/edinros/id_88472.

государства и общества, а также обеспечение и повышение национальной безопасности. Достичь этих целей возможно только при условии высокой степени участия государства, при его главенствующей роли в решении социальных вопросов.

Раскрыть экономическое содержание социальной политики можно через систему ее функций. С их помощью обеспечивается достижение ключевой задачи социальной политики современного государства - гармонизации общественных отношений и управления социально-экономическим развитием государства и общества.

Важнейшими из этих функций являются:

1) обеспечение социальной устойчивости общества. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать и внутренние, и внешние опасности ее разрушения, и вместе с тем быть способной обеспечить потенциал качественного обновления путем реформ и преобразований;

2) обеспечение государством и обществом необходимого и достаточного уровня социальной защищенности граждан, качества их жизни;

3) формирование такой системы распределения и перераспределения экономических ресурсов государства, которая наиболее эффективно решала бы социальные проблемы граждан. От эффективности распределения экономических ресурсов в решающей степени зависят материальные условия жизни людей, возможности решения проблем различных социальных групп;

4) обеспечение экономической безопасности в социальной сфере, которая, с одной стороны, рассматривается как возможность граждан удовлетворить свои потребности, с другой стороны, должна сочетать в себе общественные и индивидуальные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается адекватный уровень благосостояния граждан, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Этот уровень складывается из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем; доступности образования, медицинского, культурного обеспечения; уровня пенсионного обеспечения; наличия развитой системы социального страхования и т.д.;

5) управление социальными процессами в целях повышения эффективности реализации социальной политики. При этом эффективная реализация социальной политики должна включать в себя правовые, организационные и финансовые механизмы22.

Приведенный перечень функций социальной политики показывает, что каждая из этих функций может быть эффективно реализована только в том случае, если имеет под собой устойчивую экономическую почву.

Социальная политика затрагивает различные стороны жизни людей и имеет довольно широкую сферу применения. Основными направлениями социальной политики, наиболее ярко отражающими ее экономическую сущность, являются:

1) политика доходов (жизненный уровень населения, благосостояние, потребительская корзина и др.);

2) политика в сфере трудовых отношений (оплата труда, социальное страхование, занятость населения и др.);

3) социальная защита и социальная поддержка нетрудоспособных граждан (пенсионное обеспечение, социальные гарантии, социальная поддержка инвалидов и др.);

4) развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование и др.);

5) политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт и др.).

Перечень основных направлений социальной политики демонстрирует, что все они нацелены на решение социальных задач. Но вместе с тем приведенный перечень также показывает, что социальную политику следует рассматривать как важнейший инструмент достижения экономического роста государства, так как благодаря грамотной и продуманной социальной политике создаются условия для максимально полного и эффективного использования человеческих ресурсов.

В этом контексте отдельного внимания заслуживает рассмотрение экономической сущности социальной политики через концепцию человеческого капитала, являющегося одним из важнейших видов экономических ресурсов.

22 Социальная политика / под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 2008. С. 39-41; ДенисоваИ.П. Социальная политика. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С. 30-31; Апостолова Т.М., Косевич Н.Р. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации. М.: Владос, 2008. С. 29.

Человеческий капитал - это совокупность знаний, умений и навыков, которыми наделен человек и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. Это особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. Использование различными фирмами человеческих ресурсов состоит не только в приобретении на рынке и применении в производстве товара «рабочая сила». Для наиболее эффективной работы фирм, для соответствия уровня их деятельности требованиям современного общества необходимо развитие человеческих и профессиональных качеств работников23.

Авторами теории человеческого капитала являются американские экономисты Теодор Шульц [22] и Гэри Беккер [23], которые обосновали эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировали экономический подход к человеческому поведению. Идея концепции человеческого капитала состоит в том, что вложения в человека ведут к росту производительности труда и, соответственно, его доходов, образуя тем самым кумулятивный эффект. В итоге человеческий капитал является интенсивным производительным фактором экономического развития. Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста.

В современных условиях важность вложений в человеческий капитал, а также необходимость совершенствования социальной политики в целом подчеркиваются в важнейших государственных документах - ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, прогнозах, программах и планах социально-экономического развития Российской Федерации.

Долгосрочный прогноз параметров развития Российской Федерации, в том числе в области социальной политики, был определен в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2007 г. В послании отмечено, что для эффективного экономического и социального роста прежде всего необходимы инвестиции в человеческий капитал. В Послании Президента Российской Ф едер а ц ии Ф едер а л ь н ом у С обр а н ию 2 00 9 г.

23 Алонкина Л.И. Роль государства в регулировании рынка труда // Труды академии управления МВД России. 2008. № 2. С. 13-17.

обозначены меры в области социальной: создание «умной» экономики, выполнение государством своих социальных обязательств в полном объеме, изменение качества жизни граждан, переориентация отечественной экономики на реальные потребности людей. В Послании Президента Российской Ф едер а ции Фед е ра ль н ому С о б рани ю 2 01 4 г. вопросам дальнейшего социального развития России, прежде всего образования и здравоохранения, посвящен отдельный блок. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года24 в качестве основных стратегических ориентиров социально-экономического развития государства определены переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития; достижение высоких стандартов благосостояния народа и качества социальной среды; снижение социальной поляризации; увеличение доли среднего класса; развитие человеческого потенциала. Это означает достижение высоких стандартов личной безопасности, доступности услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимого уровня обеспеченности жильем, доступности к культурным благам.

В современных условиях экономических и социальных вызовов и угроз некоторые положения упомянутой Концепции и других программных документов требуют корректировок. Между тем центральная идея Концепции о необходимости формирования новой модели социально-экономической политики (модели социального развития) в настоящее время не потеряла своей значимости и должна служить целевым ориентиром дальнейшего устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. Это влечет за собой необходимость создания

24 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

новых институтов, механизмов и инструментов ее формирования и практической реализации. Ключевыми направлениями политики социального развития должны быть повышение уровня жизни российских граждан, эффективности человеческого капитала, его конкурентоспособности, а также формирование в России среднего класса.

Обобщая сущность социальной политики, можно сделать вывод о том, что в ее границы включается обширный круг вопросов жизнедеятельности граждан и общества. Экономическая сущность социальной политики заключается в следующем:

- любые решения социальных проблем, а также последствия проведения социальной политики в конечном итоге отражаются на экономическом положении государства и человека;

- понимание социальной политики сводится к вопросам финансирования социальной сферы, к распределению и перераспределению ресурсов государства, доходов между отдельными слоями и группами;

- грамотно проводимая социальная политика производит экономический эффект;

- посредством эффективного использования институтов, методов, механизмов и инструментов социальной политики обеспечивается экономический рост государства;

- социальная политика является индикатором социально-экономического развития государства;

- от эффективности реализации социальной политики напрямую зависит уровень криминализации социально-экономических отношений в обществе.

Социальную политику как по ее социальному, так и по экономическому содержанию можно рассматривать в качестве ключевого элемента системы обеспечения экономической безопасности.

Список литературы

1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

2. Константинова Л.В. Социальная политика: концепция и реальность. Опыт социологической рефлексии. Саратов: Поволжская академия госслужбы, 2004. 256 с.

3. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005. 442 с.

4. Von Stein L. Geschichte der sozialen Bewegung in Frankreich von 1789 bis auf unsere Tage. Leipzig, 1850. 564 p.

5. PigouA.C. The Economics ofWelfare. Available at: http://www.econlib.org/library/NPDBooks/Pigou/pgEW. html.

6. Beveridge W. Full Employment in Free Society. London: Allen & Unwin, 1944. 289 p.

7. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель. // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 18-36.

8. OkunA. Equality and Efficiency: The Big Tradeoff. Brookings Institution Press, 1975. 124 p.

9. Социальные ориентиры обновления: общество и человек / под. ред. Т.И. Заславской. М.: Политиздат, 1990. 439 c.

10. Заславская Т.И. Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика. М.: Дело, 1998. 384 с.

11. Зомбарт В. Идеалы социальной политики. СПб., 1906. 534 с.

12. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Дело. 1991. 336 С.

13. Мюрдаль Г. Мировая экономика: проблемы и перспективы. М.: Издательство иностранной литературы, 1958. 514 с.

14. КейнсДж.М. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993. 543 с.

15. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. 494 с.

16. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. М.: Эконов, Ключ, 1993. 475 с.

17. Баркер Р. Словарь социальной работы. М.: Логос, 1994. 645 с.

18. Парамонова С.В., Парамонов Л.Е. Пенсионное обеспечение - индикатор социальной политики государства. URL: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2005/176.pdf.

19. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Princeton University Press, 1990. 260 p.

20. Роик В. Социальная модель государства: опыт западноевропейских стран и выбор России // Человек и труд. 2006. № 1. С. 18-22.

21. ОлейниковаЕ.Г. Модели социальной политики государства: проблемы теории и практики // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 3. С. 11-14.

22. Schultz T. Investment in Human Capital // The American Economic Review. 1961. Vol. 51. № 1. P. 1-17.

23. Becker G. Human Capital: a theoretical and empirical analysis, with special reference to education. N.Y.: Columbia University Press, 1964. 187 p.

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Scholar Dispute

GROUNDING THE ECONOMIC SUBSTANCE OF THE SOCIAL POLICY IN THE INTERESTS OF ECONOMIC SECURITY

Yuliya V. BYKOVSKAYA

Moscow University of Ministry of Interior of Russian Federation named after V. Y. Kikot, Moscow, Russian Federation [email protected]

Article history: Abstract

Received 7 September 2015 Importance Social policy plays a key role in the economic security system. One of its key objectives

Accepted 22 September 2015 is a socio-economic development of the State. Economic distress is directly related to threats to

economic security, i.e. mounting unemployment, increasing number of population living below JEL classification: I18, I38, J38, the poverty line, growing criminalization of social and economic relations. J68, H56 Objectives The purpose of the study is to determine the economic substance of the social policy

in the context of economic security.

Methods I apply the methods of retrospective analysis, synthesis, comparison and grouping to review approaches to determining the essence of the social policy by domestic and foreign authors.

Results I justify that the economic component of the social policy can be found in most studies performed over the past few centuries. Many scientists consider social policies as a key and essential factor for economic growth and development. Often, the understanding of the social policy comes down to the fact that its implementation will eventually impact the economic conditions of the Keywords: social policy, economic State, society and the individual, and therefore, the economic security.

iSM^ socio-economic Conclusions Based on the analysis, I conclude that the understanding of the social policy comes

development down to financing the social sphere, distribution and redistribution of State resources and revenues

between certain social layers and groups. The economic substance of the social policy is that effective use of instruments for its implementation provides for economic growth of the State and the social sphere development.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Human being. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat Publ., 1992, 543 p.

2. Konstantinova L.V. Sotsial'nayapolitika: kontseptsiya i real'nost'. Opytsotsiologicheskoi refleksii [Social policy: concept and reality. The experience of sociological reflection]. Saratov, Volga Region Academy for Public Administration Publ., 2004, 256 p.

3. Sidorina T.Yu. Dva veka sotsial 'noipolitiki [Two centuries of social policy]. Moscow, Russian State University for Humanities Publ., 2005, 442 p.

4. Von Stein L. Geschichte der sozialen Bewegung in Frankreich von 1789 bis auf unsere Tage. Leipzig, 1850, 564 p.

5. Pigou A.C. The Economics ofWelfare. Available at: http://www.econlib.org/library/NPDBooks/Pigou/pgEW. html.

6. Beveridge W. Full Employment in Free Society. London, Allen & Unwin, 1944, 289 p.

7. Goncharov P.K. Sotsial'noe gosudarstvo: sushchnost', mirovoi opyt, rossiiskaya model' [The social welfare State: the essence, global experience, the Russian model]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya = Social and Humanities Knowledge, 2000, no. 2, pp. 18-36.

8. Okun A. Equality and Efficiency: The Big Tradeoff. Brookings Institution Press, 1975, 124 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sotsial'nye orientiry obnovleniya: obshchestvo i chelovek [Social objectives of renovation: the society and the man]. Moscow Politizdat Publ., 1990, 439 p.

10. Zaslavskaya T.I. Kuda idet Rossiya? Transformatsiya sotsial'noi sfery i sotsial'naya politika [Where is Russia going? Transformation of the social sphere and the social policy]. Moscow, Delo Publ., 1998, 384 p.

11. Sombart W. Idealy sotsial'noipolitiki [Sozialismus und soziale Bewegung]. St. Petersburg, 1906, 534 p.

12. Erhard L. Blagosostoyanie dlya vsekh [Prosperity for All]. Moscow, Delo Publ., 1991, 336 p.

13. Myrdal G.Mirovaya ekonomika:problemy iperspektivy [An International Economy: Problems and Prospects]. Moscow, Izdatel'stvo inostrannoi literatury Publ., 1958, 514 p.

14. Keynes J.M. Izbrannye proizvedeniya [Selecta]. Moscow, Ekonomika Publ., 1993, 543 p.

15. Keynes J.M. Obshchaya teoriyazanyatosti, protsenta i deneg [The General Theory of Employment, Interest, and Money]. Moscow, Progress Publ., 1978, 494 p.

16. Smith A. Issledovanie oprirode iprichinakh bogatstva narodov. Vkn.: Antologiya ekonomicheskoi klassiki [An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. In: Anthology of Economic Classics]. Moscow, Ekonov Publ., Klyuch Publ., 1993, 475 p.

17. Barker R. Slovar'sotsial'noi raboty [The Social Work Dictionary]. Moscow, Logos Publ., 1994, 645 p.

18. Paramonova S.V., Paramonov L.E. Pensionnoe obespechenie - indikator sotsial'noi politiki gosudarstva [The pension system as an indicator of the social policy of the State]. Available at: http://zhurnal.ape.relarn. ru/articles/2005/176.pdf. (In Russ.)

19. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Princeton University Press, 1990, 260 p.

20. Roik V. Sotsial'naya model' gosudarstva: opyt zapadnoevropeiskikh stran i vybor Rossii [Social model of the State: experience of Western European countries and the choice of Russia]. Chelovek i trud = Man and Labor, 2006, no. 1, pp. 18-22.

21. Oleinikova E.G. Modeli sotsial'noi politiki gosudarstva: problemy teorii i praktiki [Models of the social policy of the State: theory and practice]. Obshchestvo:politika, ekonomika, pravo = Society: Politics, Economics, Law, 2013, no. 3, pp. 11-14.

22. Schultz T. Investment in Human Capital. The American Economic Review, 1961, vol. 51, no. 1, pp. 1-17.

23. Becker G. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. N.Y., Columbia University Press, 1964, 187 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.