Ирина Валентиновна Солнцева, председатель постоянного комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по социальной политике
Социальная политика объединяет в себе достаточно разнородные общественные отношения, и поэтому ее правовое регулирование носит ярко выраженный межотраслевой характер. Законодательное регулирование социальной сферы Алтайского края скорее не цель, а действенное средство и механизм социального развития региона.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Мой стаж в качестве депутата законодательного органа государственной власти Алтайского края исчисляется с 2000 г. И все эти годы мне посчастливилось работать в высшем органе законодательной власти Алтайского края на постоянной основе: в 2000-2004 гг. заместителем председателя комитета по социальной политике, в 2004-2008 гг. -председателем комитета по охране здоровья и социальной защите населения краевого Совета народных депутатов, с марта 2008 г. - председателем комитета по социальной политике Алтайского краевого Законодательного Собрания.
Могу сказать, что каждый созыв был по-своему сложен и интересен. Первые годы депутатства запомнились тем, что одновременно приходилось не только постигать науку законотворчества и руководства комитетом, но и участвовать в подготовке и принятии законов, устанавливающих систему органов государственной власти и управления в Алтайском крае: «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании», «О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания», «О схеме управления Алтайским краем и структуре администрации края», «Об Администрации Алтайского края», «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае», «О Счетной палате Алтайского края».
На фоне становления в Российской Федерации новой системы социальной защиты населения в этот созыв нами были приняты такие важные для жителей Алтайского края законы, как «О потребительской корзине в Алтай-
ском крае», «О пособии гражданам, усыновившим детей», «О порядке предоставления ипотечных жилищных кредитов жителям Алтайского края за счет средств краевого бюджета», «О доплате к пенсии в Алтайском крае». По инициативе и при активном участии комитета в качестве законов в этот период в крае был принят ряд важнейших социальных краевых целевых программ: краевые целевые программы в области здравоохранения («Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2002-2006 годы», «Важнейшие направления развития специализированной и квалифицированной медицинской помощи на 2002-2006 годы», «Улучшение демографической ситуации в Алтайском крае на 2002-2006 годы», «Организация сервисного обслуживания и приобретение дорогостоящей медицинской техники на 2002-2006 годы», «Переподготовка и повышение квалификации медицинских кадров на 2004-2006 годы»); «Адресная социальная помощь малоимущим гражданам и семьям с детьми на 2003-2005 годы»; «Дети Алтая» на 2003-2006 годы»; «Формирование и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края на 2003-2007 годы»; «Социальная защита инвалидов Алтайского края на 2002-2004 годы»; «Программа содействия занятости населения Алтайского края на 2001-2005 годы».
Однако, несмотря на обилие принятых законов, сохранялось чувство отсутствия системности в проводимой органами государственной власти социальной политике. И это было скорее не
виной, а бедой краевого законодателя. Проблема заключалась в том, что государством в то время не были распределены зоны ответственности органов власти и управления различных уровней за решение проблем социальной защиты граждан.
Специалисты, ученые, государственные служащие и просто рядовые граждане сегодня по-разному оценивают Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Очень часто эти оценки бывают крайне негативными. Мы все хорошо помним шумные и достаточно многочисленные протестные митинги на улицах российских городов начала 2005 г. (не избежал этой участи и наш край). И было от чего. Отмена этим законом, получившим народное название «закона о монетизации льгот», действия 39 федеральных законов, внесение концептуальных изменений еще в 153 федеральных закона затронули жизненные интересы большей части населения страны и края, внесли кардинальные изменения в планы работы органов власти всех уровней.
Должна сказать, что предвосхищая события, после рассмотрения проекта этого федерального закона на сессии в июле 2004 г., Алтайский краевой Совет народных депутатов посчитал преждевременной отмену социальных льгот и замену их денежной компенсацией. Более того, по этому поводу на сессии было даже принято специальное обращение депутатов к Государственной Думе и Правительству Российской Федерации. Однако закон был принят, и это во многом определило последующий, практически авральный режим работы как нашего комитета по охране здоровья и социальной защите населения, так и Алтайского краевого Совета народных депутатов в целом.
Спешка, с которой одновременно готовилось большое количество региональных законов, не могла, конечно, не привести к определенного рода недоработкам, просчетам и даже ошибкам.
Однако сегодня, пятилетие спустя, могу сказать, что в целом принятие этого федерального закона было крайне необходимо, и «плюсов» от его принятия в конечном итоге получилось гораздо больше, чем «минусов».
Весь вопрос в том, что после распада СССР и достаточно продолжительного периода забвения вопросов социальной защиты граждан в Российской Федерации была принята масса законов, предусматривающих разного рода льготы без малого 80% населения страны. Льготы - дело, конечно, хорошее, но на практике скромные возможности бюджета в конечном итоге не позволяли предоставлять их практически никому. Откровенный популизм федеральных законодателей привел к многомесячным задержкам выплат не только разного рода пособий, но и пенсий. В такой ситуации высшему руководству страны во избежание полного коллапса бюджетной системы и системы социальной защиты населения и пришлось пойти на эти непопулярные шаги.
Федеральное законодательство разделило всех «льготников» на две большие группы: федеральных и региональных. При этом на субъекты Федерации были возложены обязательства по предоставлению мер социальной поддержки ряду достаточно многочисленных категорий граждан, в силу каких-то обстоятельств оказавшихся в трудной жизненной си-
туации и не способных самостоятельно обеспечить себе приемлемый уровень жизни. Это потребовало нормативного закрепления переданных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки региональным категориям льготников. Причем необходимо было не просто принять нормативные правовые акты, в соответствии с которыми можно было бы все это осуществлять, а сделать это в максимально короткие сроки.
Уже в конце 2004 и начале 2005 г. по вопросам, отнесенным к ведению комитета по охране здоровья и социальной защите населения, Алтайским краевым Советом народных депутатов был принят целый ряд законов Алтайского края.
По инициативе депутатов комитета, совместно с Администрацией Алтайского края, в целях совершенствования социальной защиты граждан пожилого возраста, улучшения качества их жизни была разработана и принята в качестве закона краевая целевая программа «О первоочередных мерах по улучшению социального обслуживания граждан пожилого возраста в Алтайском крае на 2005-2010 годы», предусматривающая меры по развитию сети учреждений и служб, работающих в интересах граждан пожилого возраста, улучшению качества их деятельности.
В целях обеспечения прав граждан на социальное обслуживание в Алтайском крае, регламентации нормами права деятельности учреждений социального обслуживания и закрепления ранее предусматривавшихся федеральным законодательством прав работников системы социальных служб был принят закон «О социальном обслуживании населения в Алтайском крае».
Законом Алтайского края «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Алтайском крае» установлены правовые и организационные основы предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в целях социальной поддержки населения в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства.
В связи с отнесением к ведению субъектов Российской Федерации расходных обязательств по социальной поддержке тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, пострадавших от политических репрессий, были приняты законы Алтайского края «О мерах социаль-
ной поддержки отдельных категорий ветеранов» и «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Алтайском крае». Законами предусматривалась замена части установленных ранее льгот ежемесячной денежной выплатой. Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, обеспечению лекарствами и протезно-ортопедическими изделиями (включая зубопротезирование) были при этом сохранены в натуральном виде в объеме, ранее предусмотренном федеральным законодательством. В дальнейшем в эти законы неоднократно вносились изменения, большая часть из которых была направлена на расширение перечня предоставляемых мер социальной поддержки и условий их предоставления. С момента принятия законов более чем в три раза увеличен размер ежемесячного денежного пособия, по набору предоставляемых мер социальной поддержки труженики тыла приравнены к ветеранам труда. Однако наиболее существенные изменения внесены в эти законы в связи с вступлением в действие нового Жилищного кодекса, не предусматривающего возможности частичной оплаты коммунальных услуг. Натуральные льготы по оплате коммунальных услуг в этой связи как краевым, так и федеральным категориям льготников в прошлом году были заменены денежными компенсациями.
На решение этих вопросов направлен и закон Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».
Учитывая практику введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ, а также то, что процессы замены натуральных льгот денежными компенсациями затрагивают жизненные интересы более 500 тысяч граждан, и краевое Законодательное Собрание, и Администрация Алтайского края подошли к принятию закона с полной ответственностью. С 1 октября 2007 г. в шести территориях края был проведен эксперимент, результаты которого были учтены при переводе на эту систему всех других муниципальных образований края.
Комитет по социальной политике с самого начала отслеживал развитие событий и держал ход исполнения законов
в поле своего зрения. В конце января 2008 г. вопрос был рассмотрен на выездном заседании комитета в Павловске, а в августе - на заседании Президиума по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с органами местного самоуправления. В ноябре прошлого года по инициативе комитета по социальной политике вопрос «О ходе выполнения закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» стал предметом для обсуждения на сессии краевого Законодательного Собрания. Несмотря на некоторые замечания, в целом работа заинтересованных служб и ведомств была оценена при этом как положительная.
Неоднозначно нашими пожилыми гражданами было встречено принятие закона «О присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края».
Основанием для разработки проекта этого закона явились изменения, внесенные Федеральным законом № 122-ФЗ в Федеральный закон «О ветеранах». С 1 января 2005 г. утратили силу пункты 2 и 3 статьи 7 федерального закона, что повлекло прекращение действия Указа Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. № 1270 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и не позволяло далее субъектам Российской Федерации продолжать работу по присвоению звания «Ветеран труда» с выдачей удостоверений федерального образца.
Условия присвоения почетного звания, предусмотренные нашим законом, на момент его принятия остались практически прежними и обусловливали возможность присвоения почетного звания наличием государственных наград.
Проект закона неоднократно рассматривался на заседаниях рабочей группы, в комитет поступило множество предложений и замечаний. В последующем в него неоднократно вносились изменения, поэтапно расширявшие круг граждан, имеющих право на присвоение почетного звания. В результате право на присвоение почетного звания получили не только те, кто имеет государственные награды, но и лица, награжденные от имени органов государственной власти
края и органов местного самоуправления, имеющие поощрения за отличия в труде от имени юридических лиц. С 1 января 2009 г. на пять лет снижен необходимый для присвоения звания стаж для работавших на вредном производстве. Могу с уверенностью сказать, что перечень категорий граждан, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда» в Алтайском крае в настоящее время один из самых широких в Российской Федерации. Однако многие не без основания считают, что звания «Ветеран труда Алтайского края» заслуживают все те, кто имеет трудовой стаж 35-40 лет. Мы не только понимаем этих людей, но и во-многом согласны с ними и постараемся уже в 2009 г. вернуться к этому закону. Однако все мы при этом должны помнить, что почетное звание это все-таки своего рода награда за прошлые успехи в труде, а не просто возможность для получения определенной надбавки к пенсии. Сдерживающим фактором выступают, конечно, и достаточно скромные возможности нашего бюджета.
Особое внимание комитет уделяет решению проблем, связанных с социальной поддержкой детей. При этом, как и в случае с ветеранами, работа одновременно ведется по нескольким направлениям:
- расширяются категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки;
- увеличиваются объем мер социальной поддержки за счет средств краевого бюджета и размер производимых выплат;
- осуществляется курс на постепенную замену натуральных льгот денежными компенсациями и выплатами.
В июне 2003 г. в качестве закона Алтайского края депутатами была принята краевая целевая программа «Адресная социальная помощь малоимущим гражданам и семьям с детьми на 2003-2005 годы», действие которой было продолжено на 2006 г. С 2007 г. ей на смену пришла краевая целевая программа «Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми» на 2007-2010 гг. Программы направлены на адресную социальную поддержку малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми. О серьезности программ лучше всего говорит объем их финансирования. Так, бюджетом на текущий год
на ее реализацию намечено, например, израсходовать более 2 млрд рублей.
В сентябре 2003 г. в крае принята краевая целевая программа «Дети Алтая» на 2003-2006 гг., на смену которой приходит программа с аналогичным названием, но теперь уже на 2007-2010 гг. Главная цель программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей в Алтайском крае и государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Объем бюджетного финансирования на 2007-2010 гг. - более 500 млн рублей.
После принятия Федерального закона № 122-ФЗ в целях материальной поддержки семей в связи с воспитанием детей был принят закон Алтайского края «О ежемесячном пособии на ребенка», устанавливающий ежемесячное пособие на ребенка. При этом мы посчитали правильным, чтобы размер пособия и условия его назначения зависели как от доходов, так и от состава семьи. По нашему закону он увеличивается: на 300% - на детей из многодетных семей (за исключением учащихся общеобразовательных учреждений); на 500% - на детей из многодетных семей - учащихся общеобразовательных учреждений; на 200% - на детей одиноких матерей; на 100% - на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву; на 500% -на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо когда взыскание алиментов невозможно.
В декабре 2004 г. в целях регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением и обеспечением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается закон Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае».
В интернатных учреждениях Алтайского края воспитывается в настоящее время около 3 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В то же время приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление. Именно усыновление позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей,
но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. К сожалению, число детей усыновляемых чужими родителями, в последние годы в крае не увеличивается. Учитывая это, с 2004 г. вступает в действие закон Алтайского края «О пособии гражданам, усыновившим детей», в соответствии с которым гражданам, усыновившим ребенка, находившегося под опекой (попечительством) или патронатом в течение трех и более лет, предусматривается выплата ежемесячного пособия, предусмотренного законодательством для детей, находящихся под опекой (в настоящее время это более 4 тыс. руб.).
В сентябре 2007 г. по инициативе комитета был принят закон Алтайского края «О единовременном пособии гражданам, усыновившим детей», в соответствии с которым семьям, усыновляющим ребенка, установлена выплата единовременного пособия в размере двадцати тысяч рублей. Пособие призвано подчеркнуть заинтересованность власти в такой форме устройства детей и, с учетом того, что основная категория усыновителей - это люди со средним уровнем доходов, помогает семьям на первом этапе решить материальные проблемы, связанные с появлением ребенка в семье.
Одной из самых социально не защищенных категорий граждан являются многодетные семьи. Из проживающих в Алтайском крае более 11 тысяч многодетных семей, более 80% состоят на учете в органах социальной защиты Алтайского края как малообеспеченные. В 2005 г. по предложению комитета в вышеупомянутый закон Алтайского края «О ежемесячном пособии на ребенка» депутатами было внесено изменение, в соответствии с которым размер пособия на детей из многодетных семей увеличен на 300%. Ряд мер социальной поддержки предоставляется этой категории граждан на основании других законов и нормативных актов, принятых Губернатором Алтайского края. Однако мы хорошо понимаем, что в целом проблему многодетных семей принимаемые меры пока не решают. Учитывая это, комитетом подготовлен и в декабре 2006 г. принят закон «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае». Во втором
полугодии 2009 г. комитет намерен вернуться к этому закону с тем, чтобы внести в него изменения, направленные на расширение мер социальной поддержки этой категории граждан.
В ряду нормативных правовых актов, направленных на социальную защиту детей, материнства и детства, можно назвать также законы Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, отцы которых погибли на пожаре в Угловском районе Алтайского края в июле 1997 года», «О дополнительных мерах социальной поддержки детей, кормильцы которых погибли при выполнении задач в Республике Афганистан, в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона» и целый ряд других.
Однако самым важным документом, принятым в последние годы, является конечно же принятая в октябре 2008 г. краевая целевая программа «Демографическое развитие Алтайского края» на 2008-2015 гг.
Сложная демографическая ситуация является одной из наиболее актуальных и масштабных проблем как для Алтайского края, так и для Российской Федерации в целом. Задача преодоления демографического кризиса связана с необходимостью решения целого ряда проблем, таких как рождаемость, смертность, миграционные процессы, институты семьи и ряд других. В рамках этих направлений уже ранее у нас были приняты и выполняются более 20 социально значимых краевых и ведомственных целевых программ с достаточно серьезным бюджетным финансированием (более 15 млрд рублей до 2010 г.). Ценность принятой программы заключается в том, что впервые предпринята попытка решения демографических проблем в комплексе.
В основе программы - корневая задача по народосбережению: стабилизация численности населения края через рост рождаемости и сокращение смертности по управляемым здраво охранением причинам, создание на этой основе новых качественных факторов жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности.
Главным объектом деятельности всех участников программы является семья,
её укрепление и сбережение как основа новых поколений. Отрадно, что содержанием наиболее креативного проекта программы демографического развития стал вопрос развития дошкольного образования в крае, его доступность и качество. Именно он самый затратный. Из общего объема финансирования на его реализацию идет почти половина средств (8,5 млрд рублей).
Значительное внимание комитет по социальной политике уделяет в своей работе проблемам здорового образа жизни вообще и развитию физической культуры и спорта в Алтайском крае в частности. По инициативе и при участии наших депутатов в последние 5 лет активно совершенствуется региональная нормативно-правовая база. Разработаны, приняты и уже действуют закон Алтайского края «О физической культуре и спорте в Алтайском крае» и краевая целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае на 2006-2010 годы». Закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Алтайском крае. Его принятие позволило объединить усилия органов государственного управления в сфере физической культуры и спорта, общественных организаций, спортивных федераций по видам спорта, спортивных клубов и учреждений, направленных на выработку единых подходов к развитию системы физического воспитания и массового спорта на территории Алтайского края, разработку и реализацию мероприятий, направленных на решение основных задач в сфере физической культуры и спорта.
В краевой целевой программе сформулированы принципы государственной политики и определены меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта в Алтайском крае. Программа содержит комплекс взаимосвязанных плановых заданий, программно-методических, организационных и социально-экономических мероприятий, реализация которых обеспечивает решение многих проблем физкультурно-спортивного движения Алтайского края.
Принятие программы способствует укреплению материально-спортив-
ной базы, организации физкультурно-спортивной работы среди различных социально-демографических групп, обеспечению более качественного учебно-тренировочного процесса спортивного резерва и команд мастеров Алтайского края.
Конечно, программа не может одномоментно решить все проблемы физ-культурно-спортивного движения Алтайского края. На это, кстати, никто и не рассчитывал. Но уже первые два года реализации доказали ее актуальность, жизнеспособность и эффективность.
Не может не радовать, что особое внимание при этом уделяется сегодня детско-юношескому спорту. Только за один год открыты детско-юношеские спортивные школы и клубы в семи муниципальных районах, десятки детских и подростковых спортивных клубов по месту жительства и учебы. Развиваются краевые спортивные школы, открываются их отделения и филиалы в муниципальных образованиях.
Принятием закона и программы работа комитета далеко не исчерпывается.
По предложению комитета в последние два года значительно увеличено финансирование физической культуры и спорта. Причем в первую очередь это касается детского спорта, сельского спорта, спорта инвалидов и проведения массовых спортивных мероприятий.
Заинтересованным и полезным оказалось обсуждение на сессии краевого Совета вопроса «О ходе выполнения закона Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае» на 2006-2010 годы». В постановлении, принятом по его итогам, отмечается, что в ходе реализации мероприятий программы удалось продолжить создание правовых, экономических, социальных и организационных условий для развития массовой физической культуры и спорта в Алтайском крае, повысить эффективность спортивно-массовой работы и развитие материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта. За два года на исполнение программы направлено более 375 млн рублей. При этом на 86 единиц возросло количество спортивных сооружений, существенно увели-
чилось число лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Учитывая значимость вопроса, депутаты предложили администрации края рассмотреть возможность дальнейшего увеличения объемов финансирования краевой целевой программы, а органам местного самоуправления районов и городов -разработать муниципальные программы по повышению эффективности физкуль-турно-спортивной работы.
На заседаниях комитета рассмотрены вопросы «Об итогах краевой Олимпиады сельских спортсменов Алтая «Михайловское - 2006» и «О деятельности футбольного клуба «Динамо-Барнаул» в рамках требований краевой целевой программы.
Проблемам, связанным с реализацией краевой целевой программы, были посвящены два выездных заседания комитета в Ребрихинском и Смоленском районах. Выездной характер заседаний комитетов позволил не только обсудить вопрос, но и одновременно ознакомиться с опытом работы по обеспечению условий для развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях.
Не могу не отметить, что активизация работы по развитию физической культуры в крае стала возможна во многом благодаря заинтересованному вниманию и предметному участию губернатора Алтайского края А.Б. Кар-лина. Именно благодаря ему увеличено финансирование отрасли, приняты и реализуются не только уже упомянутая краевая целевая программа, но и такие ведомственные целевые программы, как «Развитие ГОУ СПО Алтайское краевое училище олимпийского резерва» на 2008-2010 годы», «Развитие футбола в Алтайском крае на 2008-2010 годы», «Развитие хоккея в Алтайском крае на 2008-2010 годы».
В рамках небольшой статьи в журнале, конечно, невозможно рассказать обо всех направлениях и тем более формах и методах работы комитета. Ведь к вопросам ведения комитета по социальной политике относятся такие важные сферы деятельности, как:
- социальное обеспечение;
- пенсионное обеспечение;
- социальное страхование;
- социальная защита отдельных категорий граждан;
- предоставление социальных услуг отдельным категориям граждан;
- социально-демографическая политика;
- социальная адаптация инвалидов;
- физическая культура, спорт, пропаганда здорового образа жизни;
- безопасность жизнедеятельности населения, преодоление последствий радиационного воздействия ядерных испытаний, космической деятельности на население Алтайского края;
- образование;
- воспитание, нравственность;
- молодежная политика;
- культура, искусство, библиотечное дело;
- трудовые отношения, охрана труда, занятость населения.
И при этом участие депутатов и комитета отнюдь не ограничиваются только нормативно-правовым регулированием этих вопросов.
Едва ли не половина моей депутатской работы связана с решением конкретных практических про блем. Масштаб этих вопросов различен: от общекраевых до проблем конкретных людей.
Ежегодно в комитет поступает более 1000 обращений граждан, более 200 человек обращаются ко мне с различного рода просьбами на личном приеме.
Только в прошлом году комитет рассмотрел 178 проектов федеральных законов, поступивших из Государственной Думы, и подготовил по большинству из них свои предложения. За год нами рассмотрено и поддержано более 186 обращений и законодательных инициатив субъектов Российской Федерации.
В федеральные органы власти по профилю комитета направлено три официальных обращения Алтайского краевого Законодательного Собрания и законодательная инициатива по внесению изменений в Федеральный закон «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Так что предмет для сотрудничества и обсуждения на страницах журнала есть. И я искренне надеюсь, что интерес к этому будет у нас взаимным.